Для связи в whatsapp +905441085890

Чувственная и рациональная ступени познания и уровни научного познания — Человеческое и компьютерное зрение

Человек в процессе своей жизненной деятельности воспринимает мир и ориентируется в окружающем его мире, используя и обрабатывая различную информацию. Информация, которую человеческий мозг получает от органов чувств, формирует восприятие человеком окружающего его мира и самого себя.

Люди получают информацию через шесть основных чувств:

  • Зрение;
  • Слух;
  • Вкус;
  • Обоняние;
  • Осязание;
  • Чувство равновесия и положения в пространстве;
  • Ускорение;
  • Ощущение веса (вестибулярный аппарат).

Человек, который анализирует информацию, поступающую от всех органов чувств, делает выводы о своем окружении, формирует свои взгляды и отношение к миру.

Зрение — одно из главных чувств человека. Как только мы открываем глаза, в наш мозг поступает целый поток информации, который распределяется по различным областям мозга, отвечающим за анализ зрительных данных. Через зрение человеческий мозг получает наибольшее количество информации.

Однако не только живые существа, но и механические существа узнают мир с помощью визуальной обработки данных. На современном этапе развития науки и техники «видение» также может быть использовано различными роботизированными системами. С помощью систем технического зрения выполняются такие операции, как сортировка материалов, контроль материалов, различные измерения и т.д.

Чувственная и рациональная ступени познания и уровни научного познания - Человеческое и компьютерное зрение

Человеческое и компьютерное зрение

Известно, что более 90% информации человек получает при помощи зрения. Это было, это так, и это будет очевидно. И поэтому неудивительно, что технологический прогресс касается в основном средств захвата и обработки визуальной информации.

При всей сложности и чувствительности человеческого глаза его возможности ограничены, и человек уже давно стремится к их расширению. В первую очередь среди таких «средств расширения» находятся микроскоп, давно изобретенный, и телескоп. Долгое время их возможности визуального наблюдения вполне устраивали исследователей, позволяя совершать отличные открытия в области микромира (особенно биологии), а в макромире, а именно астрономии.

Но прогресс не стоит на месте. Появление компьютеров неизбежно вызывало желание подключить такой компьютер к микроскопу и телескопу, чтобы избавить человека от утомительного и предрасположенного к ошибкам процесса анализа и подсчета различных объектов, находящихся в поле зрения.

Однако возникла неожиданная проблема: компьютер не является человеком, он не видит и не понимает подаваемого на него изображения. Для компьютера это просто набор данных, который никак не связан. В то же время, человек, глядя на любое изображение, практически всегда может распознать некоторые характерные черты на нем, и это происходит практически мгновенно.

Взаимодействие человека и компьютера в поле зрения стало очень тесным, но оно разделено на две области: интерактивный режим и автоматический.

В интерактивном режиме компьютерные программы трансформируют изображение в соответствии с пожеланиями человека, что позволяет ему лучше видеть некоторые детали или особенности изображения, выбирать нужные элементы и вычислять их количество или геометрические параметры. При всех достоинствах этого варианта очевидны и его недостатки: процесс требует участия человека, который, как правило, работает на гораздо меньшей скорости, чем компьютер, что неправильно и в итоге просто устает. И, кстати, за его работу надо платить.

Автоматический режим означает, что компьютер работает автономно, как при сборе информации (что уже давно перестало быть проблемой), так и при ее анализе. И вот проблема, которая заключается в том, что сегодня нет средств для полной автоматизации процесса анализа. Несмотря на всю скорость работы компьютеров и их огромную память, мы не можем заставить их делать то, что может сделать человек (особенно специалист в определенной области) с первого взгляда.

Эти два пути развиваются параллельно, при этом на передний план выходит стремление к полной автоматизации.

В области интерактивного анализа главными помощниками человека становятся различные графические пакеты, наиболее известными из которых можно считать PhotoFinish (ZSoft), PhotoShop (Adobe), Corel Draw и некоторые другие менее известные компании, но зачастую очень удобные и полезные. Среди них много бесплатных систем, таких как очень успешный продукт «ImageJ».

Эти программы дают возможность преобразить изображение в поистине удивительную трансформацию, от имитации масляной живописи в стиле определенной школы искусств, до анимационных эффектов, которые трансформируют одно изображение в другое через серию промежуточных этапов. О лишении всевозможных статистических особенностей образа и, конечно же, не о чем говорить. Также в этих программах хранятся алгоритмы изменения яркости, контраста, резкости, насыщенности и многих других параметров, а также выделения областей и выполнения различных математических операций с изображениями.

Комбинируя различные трансформации, достигается эффект визуального выделения необходимой информации на изображении. Необходимость таких преобразований связана с тем, что изображения, полученные с помощью различных видеокамер и других детекторов, не всегда качественны и иногда содержат шумы, которые не менее полезного сигнала. Кроме того, полученные изображения часто содержат информацию из очень необычных мест и условий, поэтому человек просто не может правильно оценить такие изображения. Здесь следует упомянуть не только электронно-микроскопические изображения пород или интерьера ячейки, но и изображения далеких планет, передаваемые из космоса. Для человека эти образы принципиально чужие и незнакомые, поэтому ему крайне сложно их правильно интерпретировать.

Получается, что качественный и количественный анализ изображений, даже с помощью таких замечательных программ, может проводить только специалист с очень высокой квалификацией, который имеет большие знания в этой конкретной области, а также большой практический опыт. Но таких специалистов мало и дорого, и они не всегда доступны там, где они нужны.

В этой ситуации очень заманчиво разработать систему автоматического анализа, которая не зависит от характера самого изображения и желательно не очень чувствительна к его качеству. И в то же время он мог «видеть» себя по образу и подобию того, что видит этот специалист-человек.

Автоматизированный анализ изображения требуется и в тех случаях, когда для поиска, например, изображения конкретного человека, необходимо обработать тысячи кадров видеоматериала в режиме реального времени. Это особенно актуально в современном мире, где глобальная преступность и терроризм растут, а мир покрыт сетью камер, которые круглосуточно следят за тысячами финансовых и правительственных учреждений. Использование человека было бы невозможно просто из-за огромного количества таких камер.

Попытки создания автоматизированных систем анализа предпринимались по всему миру с тех пор, как человек начал вводить образы в компьютеры уже давно. Среди математических методов обработки изображений широко используется метод быстрого преобразования Фурье (FFT). Его применение позволяет получить спектр изображения (этот спектр не предназначен для человеческого восприятия), применить к нему различные фильтры, а затем обратное преобразование, чтобы снова получить изображение, но уже скорректированное, на котором уже человек и выполняет визуальный анализ. И вся задача исследователей практически сводится к подбору необходимых фильтров, а зачастую и к созданию собственных в соответствии с конкретной задачей.

Эта техника доказала свою успешность во многих практических приложениях, но она требует огромных вычислительных ресурсов, которые уже доступны не везде и не для всех, а главное, она на 100% основана на том, что компьютеры используются. Другими словами, эта техника явно не имеет никакого отношения к тому, как сам человеческий мозг анализирует одно и то же изображение.

Это имеет значение? Без сомнения. Прежде всего, проектирование фильтров для самой БПФ — очень сложная задача, потому что человеческий мозг должен делать чуждую ему работу и фактически моделировать компьютерное восприятие внутри себя. Возникает вопрос, не правильнее ли было бы моделировать работу и восприятие мозга на компьютере, наоборот?

Ведь, как было сказано выше, человек способен проводить анализ практически мгновенно, распознавая ту или иную характерную особенность на изображении, в зависимости от конкретной задачи. Конечно, в такой рутинной работе, как подсчет количества элементов или определение их формы (например, при анализе крови), компьютер всегда будет лучше человека. И быстрее, и надежнее. Но анализ изображения, придание ему смысла — ни один компьютер пока не может конкурировать с человеком.

Исследования активности мозга проводились по всему миру на протяжении многих лет. В этой области достигнуты значительные успехи, хотя, в основном, человек все еще очень далек от понимания принципов функционирования собственного мозга. Попытки смоделировать восприятие человеком зрительных образов предпринимаются в различных научных центрах по всему миру, но до сих пор никто не заявил о том, что такое понимание достигнуто. Очевидно, что такое восприятие основано на сочетании многих факторов и критериев, понимание хотя бы некоторых из них может значительно продвинуть человечество.

Влияние визуальности на социальное познание

Визуальность (фотография, кино, визуальные образы) — это не только новейшее «добавление» к тексту, к словесным формам представления мира и реальности, не модная культурная «тенденция», но основной способ современного социально-культурного бытия, общий принцип его формирования.

Визуальность подразумевает зрение, в то время как Мерло-Понти считал, что зрение не означает постановку мира перед собой, а значит быть вне себя, совпадающим с окружающим миром. Глаз служит для души проводником к тому, что находится за ее пределами. Зрение провоцирует и управляет движением, затягивая его вглубь. «Видение оказывается встречей, как это было на перепутье, всех аспектов бытия.» Эта позиция привлекает внимание к современным философским основам видения. Особенно в контексте визуального поворота, провозглашенного после лингвистического и антропологического поворота в изучении человека.

Новые практики в области средств массовой информации, видео, фотографии и флэш-анимации в контексте «революции Web 2.0» потребовали теоретического осмысления, которое классические эстетические концепции и связанная с их изучением теория искусства не могли и не могут дать по определению, поскольку их сфера компетенции не распространяется на анализ социальных практик. Потребитель сам становится производителем контента и меняет социальное общение.

Зрительность становится существенным фактором в построении социальных практик: социальное взаимодействие социальных групп, элит и активно-пассивного большинства, социальный мимесис, имитация, социализация, событие с Другим. Наша культурная идентичность формируется в окружающем нас визуальном поле — телевидение, интернет, концептуальное искусство, реклама; глянцевые журналы, гламурная пресса. Но краеугольным камнем этого процесса стала фотография, именно поэтому она лежит в основе анализа визуальности.

Создание и потребление очков (иллюзий) в обмен на материальные блага или вместе с ними, а также участие в этих очках также является системой обстоятельств, влияющих на социальность. Общество, основанное на индустрии современной культуры, отчасти не является зрелищем — в его основе лежит зрительское общество, «общество зрелищности», — так утверждал Гай Деборд, основатель ситуационистского движения.

Современная культура дается нам в опыте именно как зрелище: Зритель особым образом сочетает в себе функции зрителя-потребителя, туристического фланера (или наоборот — потребитель — это прежде всего зритель или фланер). Такие категории, как «капитализм», «демократия», «неоколониализм» или «американизация» сначала строятся визуально. Эти визуальные образы более глубоко укоренились в сознании, чем суть этих понятий.

Есть и другое обстоятельство: визуальная реальность (она включает в себя автоматизм зрительного восприятия) представляется как продукт культурного конструирования и подлежит деконструкции, интерпретации или простому «прочтению» в той же мере, в какой любой словесный текст поддается этим процедурам. Хотя эта стратегия не является наиболее продуктивной (многие исследователи считают, что визуальные формы нельзя приравнивать к тексту), благодаря ей визуальность перестает восприниматься как вторичное или подчиненное измерение социальных и культурных практик.

В современной философии визуальная тема развивается благодаря пост-структуризму. Прежде всего — благодаря исследованиям П. Бурдье, Р. Бартса, М. Фуко, Т. Ван Дейка и других. Первоначально внимание соцтеоретиков было сосредоточено на фотографическом представлении различных исторических событий, а также на взаимосвязи фотографии и власти и на отражении различных идеологий и стратегий управления в визуальных представлениях. Затем исследования перешли в область критического дискурса.

Новая волна исследований в области визуальных средств наблюдается в начале 1990-х годов, как в антропологических, так и в социологических дискурсах. Появились многочисленные публикации, специализированные выпуски и кафедры в ведущих университетах, подталкивающие «визуализм» как дисциплину в сферу дебатов и полемики. В то же время основное внимание по-прежнему уделялось рассмотрению зрительных образов в качестве инструмента для критики существующего порядка. Ярким примером этого является книга Э. Чаплина (Chaplin 1994) «Социология и визуальное представление», в которой она предлагает рассматривать фотографию не только как способ фиксации данных, но и как носитель, передающий и создающий новые знания.

Современная российская культурно-философская литература (О.Бойцова, А.Горныч, В.Круткин, В.Левашов, Е.Петровская, В.Савчук, Н.Сосна, А.Усманова) посвящена проблеме философской антропологии и развивает модель «фотографического человека», содержащую наиболее существенные черты современного человека. Другими словами, это знание не о фотографии, а о знании через фотографию. В этой оптике многие термины, дихотомии и возражения, которые снова и снова воспроизводились в связи с фотографией, становятся неактуальными: документальный в сравнении с художественным, профессиональный в сравнении с любительским, авторство в сравнении с анонимностью и так далее. Проблематизировалось нечто другое: что такое «нулевая степень» фотографии, как выразился Бартс, которая незаметно присутствовала на фотобумаге перед ее воспроизведением. Это инвертирует обычное соотношение «фотография-реальность». Если посмотреть на это так, то фотография не отражает реальность, а создает ее.

Сенсорное и рациональное познание

Познавательный процесс включает в себя получение информации через органы чувств (сенсорное познание), обработку этой информации через мышление (рациональное познание), а также материальное формирование узнаваемых фрагментов реальности (социальная практика). Существует тесная связь между познанием и практикой, которая предполагает материализацию (объективизацию) творческих устремлений людей, трансформацию их субъективных понятий, идей, целей в объективно существующие объекты и процессы.

Сенсорное и рациональное познание тесно взаимосвязаны и представляют собой две основные стороны когнитивного процесса. В то же время эти стороны познания не существуют в отрыве от практики или друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом; разум функционирует на основе необработанной информации, предоставляемой органами чувств. Поскольку смысловое познание предшествует рациональному познанию, мы можем в каком-то смысле говорить о них как о стадиях, ступенях познавательного процесса. Каждый из этих двух этапов познания имеет свою специфику и существует в своих формах.

Сенсорное познание

Сенсорное познание реализуется в форме прямого получения информации с помощью органов чувств, которые напрямую связывают нас с внешним миром. Заметим, что такое познание может осуществляться с помощью специальных технических средств (устройств), расширяющих возможности человеческих органов чувств. Основными формами сенсорного познания являются ощущение, восприятие и репрезентация.

Чувства возникают в мозгу человека в результате воздействия на его органы чувств факторов окружающего мира. Каждое из чувств представляет собой сложный нейронный механизм, состоящий из рецепторов, нервных проводников и соответствующей нейронной части мозга, которая управляет периферийными рецепторами. Например, органом зрения является не только глаз, но и нервы, ведущие от глаза к мозгу, и соответствующий контур в центральной нервной системе.

Восприятие — это умственный процесс, происходящий в мозгу, когда нервные центры, управляющие рецепторами, возбуждены. «Чувства — это отражение индивидуальных свойств, качеств объектов объективного мира, действующих непосредственно на органы чувств, элементарное, далее психологически неразрешимое познавательное явление». Чувства специализированы. Визуальные ощущения дают нам информацию о форме объектов, их цвете, яркости световых лучей. Чувство слышимости информирует нас о различных звуковых колебаниях в окружающей среде. Чувство прикосновения дает нам возможность почувствовать температуру окружающей среды, влияние различных материальных факторов на организм, их давление на него и т.д. Наконец, запах и вкус предоставляют информацию о химических примесях в окружающей среде и составе пищи, которую мы едим.

«Первая предпосылка эпистемологии, писал Ленин, заключается в том, что восприятие является единственным источником знаний. Его можно рассматривать как самый простой и фундаментальный элемент чувственного восприятия и человеческого сознания в целом.

В научном познании, когда изменения в смысловых явлениях обнаруживаются без видимой причины, исследователь подозревает существование незаметных явлений. Но для того, чтобы доказать их существование, раскрыть законы их действия, и использовать эти законы, его (исследователя) деятельность должна быть одним из звеньев в цепи, которая соединяет наблюдаемое и ненаблюдаемое. Контролируя эту связь по своему усмотрению и вызывая наблюдаемое на основе знания законов незаметных явлений, исследователь тем самым доказывает истинность знания этих законов. Например, преобразование звуков в электромагнитные волны, которое происходит в радиопередатчике, а затем их обратное преобразование в звуковые колебания в радиоприемнике доказывает не только факт существования поля электромагнитных колебаний, которое не может быть воспринято нашими органами чувств, но и истину учения об электромагнетизме, которое было создано Фарадеем, Максвеллом, Герцем.

Поэтому человеческих чувств вполне достаточно для познания мира. «У человека столько чувств, — писал Л. Фейербах, — сколько необходимо для восприятия мира во всей его полноте, во всей его тотальности.» Отсутствие дополнительного органа чувств, способного реагировать на некоторые факторы окружающей среды, вполне компенсируется его интеллектуальными и практико-активными возможностями. Человеку, таким образом, не хватает особого органа чувств, способного воспринимать излучение. Однако было установлено, что человек способен компенсировать отсутствие такого органа специальным устройством (дозиметром), предупреждающим об радиационной опасности в визуальной или акустической форме. Это показывает, что уровень восприятия окружающего мира определяется не только набором, «ассортиментом» органов чувств и их биологическим совершенством, но и уровнем развития социальной практики.

Первая форма сенсорного познания (восприятия) характеризуется анализом окружающей среды: Чувства выбирают, так сказать, из множества факторов окружающей среды с полной уверенностью. Однако наше познание с чувствами предполагает не только анализ, но и синтез, который реализуется в следующей форме познания, восприятия.

Восприятие — это интегрированный сенсорный образ объекта, формируемый мозгом из ощущений, получаемых непосредственно от объекта. Восприятие основано на комбинации сенсорных впечатлений. Но это не просто механическая сумма. Чувства, получаемые различными органами чувств, сливаются в единое целое в восприятии и формируют сенсорный образ объекта. Таким образом, держа яблоко в руке, мы визуально получаем информацию о его форме и цвете; через чувство прикосновения мы получаем информацию о его весе и температуре; мы воспринимаем его запах, но когда мы пробуем его по вкусу, мы знаем, является ли оно кислым или сладким. Целеустремленность познания уже проявляется в восприятии. Мы можем сфокусировать наше внимание на определенном аспекте объекта, и он становится «выделенным» в восприятии.

Презентации формируются в человеческом сознании на основе чувств и восприятий. Если чувства и восприятия существуют только в случае прямого контакта человека с объектом (без него нет ни чувств, ни восприятий), то мнение формируется без прямого воздействия объекта на чувства. Через некоторое время, после того, как объект на нас действует, мы можем вспомнить его образ в нашей памяти (например, вспомнить яблоко, которое мы держали в руках некоторое время назад, а затем съели). В этом случае изображение объекта, реконструированного нашим восприятием, отличается от изображения, существовавшего в восприятии. Во-первых, он беднее, бледнее, по сравнению с тем разноцветным изображением, которое у нас было, когда мы непосредственно воспринимали объект. И, во-вторых, этот образ обязательно более общий, потому что в изображении, с еще большей силой, чем в восприятии, проявляется целенаправленность познания. В образе, вызванном воспоминаниями, на первый план выходит самое главное, что нас интересует.

Образ принадлежит к первой (чувственной) стадии познания, так как имеет чувственно-визуальный характер. В то же время, это своего рода «мост», ведущий от чувственного к рациональному познанию.

В заключение отметим, что роль сенсорной рефлексии реальности в обеспечении всего человеческого познания очень велика:

  • Органы чувств — единственный канал, который напрямую связывает человека с внешним объектным миром;
  • Без органов чувств человек вообще не способен ни к познанию, ни к мышлению;
  • Потеря одних органов чувств усложняет, усложняет познание, но не перекрывает его возможностей (это объясняется взаимной компенсацией одного органа чувств другими, мобилизацией резервов в органах чувств действующих, способностью индивида концентрировать свое внимание, свою волю и т.д.);
  • Рациональность основана на анализе материала, переданного нам органами чувств;
  • Регулирование деятельности субъекта осуществляется в первую очередь с помощью информации, получаемой от органов чувств;
  • Чувства обеспечивают тот минимум первичной информации, который доказывает необходимость всестороннего распознавания объектов для развития научных знаний.

Рациональное познание

Рациональное познание (от латыни — разум) — это человеческая мысль как средство проникновения во внутреннюю природу вещей и понимания законов их бытия. Причина в том, что сущность вещей и их естественные связи недоступны для сенсорного познания. Они воспринимаются только с помощью человеческой мысли.

Это «мысль, которая настраивает данные чувственного восприятия на порядок, не сводя их к ним, а порождая нечто новое — нечто не данное в чувственности». Этот переход — прыжок, цезура постепенности. Она имеет свою объективную основу в дихотомии объекта во внутреннее и внешнее, в сущность и внешний вид, в индивидуальное и общее. Внешние аспекты вещей, явлений отражаются, прежде всего, через живое созерцание, а сущностное, общее в них улавливается через мысль. В этом процессе перехода реализуется то, что называется пониманием.

Формы рационального познания (человеческая мысль): Концепция, суд и умозаключение. Это самые широкие и общие формы мышления, которые лежат в основе всего мириада знаний человечества.

Первая форма рационального знания — это понятие. «Понятия — это продукты социально-исторического процесса познания, воплощенные в словах, которые различают и фиксируют общие существенные свойства, отношения объектов и явлений, и благодаря этому, в то же время, суммируют важнейшие свойства способов действия с данными группами объектов и явлений. Концепция воспроизводит в логическом содержании диалектическую закономерность знания, диалектическую связь единственного, особенного и универсального. Существенные и несущественные свойства объектов, необходимые и случайные, качественные и количественные и т.д., могут быть зафиксированы в концепциях. Наличие понятий является важнейшей закономерностью формирования и развития человеческой мысли. Объективная возможность формирования и существования понятий в нашем мышлении состоит в предметной природе окружающего нас мира, т.е. в наличии в нем многих отдельных объектов, обладающих качественной детерминированностью. Формирование концепции — сложный диалектический процесс, включающий в себя сравнение (мысленное сравнение одного объекта с другим, выявление сходства и различий между ними), обобщение (мысленное объединение похожих объектов на основе некоторых общих признаков), абстракцию (присвоение одних признаков, наиболее существенных, одному объекту и дифференциация от других, несущественных). Все эти логические приемы тесно взаимосвязаны в едином процессе формирования концепции.

Особенно интенсивно возникновение новых концепций в области науки происходит в связи с быстрым углублением и развитием научных знаний. Открытие новых сторон, свойств, связей, отношений в объектах сразу же влечет за собой появление новых научных концепций. Каждая наука имеет свои собственные концепции, которые образуют более или менее последовательную систему, называемую ее концептуальным аппаратом. Например, понятийный аппарат физики включает в себя такие понятия, как «энергия», «масса», «заряд» и т.д. Концептуальный аппарат химии включает в себя такие понятия. Концептуальный аппарат химии включает в себя такие понятия, как «элемент», «реакция», «валентность» и др.

Понятия могут различаться по степени общности — менее общие, более общие, крайне общие. Сами концепции подлежат обобщению. В научном знании есть частично-научные, общенаучные и общие понятия (философские категории, такие как качество, количество, материя, бытие и т.д.).

В современной науке все большую роль играют общие научные концепции, которые возникают в точках соприкосновения (так сказать, «на перекрестке») различных наук. Часто она возникает при решении каких-то сложных или глобальных проблем. Взаимодействие наук в решении таких научных проблем значительно ускоряется именно за счет использования общих научных понятий. Большую роль в формировании таких понятий играет взаимодействие естественных, технических и социальных наук, которое характерно для нашего времени и формирует основные области научных знаний.

Суждение — более сложная форма мышления по сравнению с концепцией. Она включает в себя понятие, но не сводится к нему, и представляет собой качественно особую форму мышления, которая выполняет свои особые функции в мышлении. Это объясняется тем, что «универсальное, особенное и единичное не разделяются непосредственно в понятии и даются как нечто целое». Их разделение и связь даны в суждении».

Суждение — это та форма мышления, с помощью которой раскрывается наличие или отсутствие связей и отношений между объектами (т.е. наличие или отсутствие чего-либо в чем-либо). Как относительно завершенная мысль, отражающая вещи, явления объективного мира с их свойствами и отношениями, суждение имеет определенную структуру. В этой структуре понятие субъекта мысли называется субъектом и обозначается латинской буквой S (subjectum, underlying). Понятие свойств и отношений объекта мысли называется предикатом и обозначается латинской буквой P (предикатум — говорит). Субъект и предикат вместе называются терминами суждения. Однако роль терминов в суждении далеко не одинакова. Предмет содержит уже известные знания, а предикат несет новые знания о нем. Например, научно установлено, что железо обладает электропроводностью. Наличие этой связи между железом и его индивидуальным свойством позволяет судить: «Железо (S) является электропроводящим (P)».

Единственное суждение — это суждение, которое подтверждает или отрицает что-то об одном объекте. В русском языке такие суждения выражаются словами «оно», именами собственными и т.д.

Частичные высказывания — это такие высказывания, которые что-то утверждают или отрицают в отношении части группы (класса) объектов. В русском языке такие суждения начинаются с таких слов, как «что-то», «часть», «не все» и т.д.

Общие — это суждения, которые утверждают или отрицают что-то о целой группе (о целом классе) объектов. И то, что утверждается или отрицается в общем суждении, касается каждого объекта данного класса. В русском языке это выражается словами «все», «каждый», «кто угодно», «все» (в утвердительных выражениях) или «никто», «никто», «никто» и др. (в случае отрицательных заявлений). (в случае отрицательных суждений).

Однако, как форма существования и выражения концепции, отдельное суждение не может в полной мере выразить ее содержание. Только система суждений и отчислений может служить такой формой.

Умозаключение — это аргумент, в ходе которого новое суждение (заключение или следствие), которое логически вытекает непосредственно из помещения, вытекает из одного или нескольких суждений, называемых помещениями.

Умозаключение содержит в своем составе суждения и, следовательно, понятия), но не сводится к ним, а все же предполагает некоторую связь между ними. Чтобы понять происхождение и суть дедукции, необходимо сравнить два типа знаний, которыми человек обладает и использует в процессе своей жизненной деятельности. Эти знания являются прямыми и косвенными.

Умозаключение широко используется в повседневной жизни и в науке. В науке это используется как способ познания прошлого, который нельзя наблюдать непосредственно. На основании сделанных выводов формируются знания о происхождении Солнечной системы и формировании Земли, о происхождении жизни на нашей планете, о формировании и этапах развития общества и т.д. Но умозаключения используются в науке не только для понимания прошлого. Они также важны для понимания будущего, которое пока не может быть достигнуто. А для этого необходимо знать прошлое, тенденции развития, которые действуют в настоящем и прокладывают путь в будущее. сенсорно-рациональное знание умозаключение

Вместе с концепциями и суждениями умозаключения преодолевают пределы сенсорного восприятия. Они незаменимы там, где органы чувств не способны понять причины и условия возникновения какого-либо объекта или явления, понять его сущность, формы его существования, законы его развития и так далее.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Экзистенциал
  2. Джордж Герберт Мид, американский философ, представитель прагматизма
  3. Эстетическое как универсальный критерий ценности
  4. Человек как творец и наследник духовного богатства
  5. Анатомия сообщества
  6. Задачи философии в культуре
  7. Мультикультурализм
  8. Технические проблемы и их роль в становлении экспериментального естествознания в XVII в.
  9. Диоген, философ-киник
  10. Экзистенциализм. Исторические и духовные предпосылки экзистенциализма