Для связи в whatsapp +905441085890

Чувственное и рациональное познание и их единство — Качественный и количественный анализ

Известно, что более 90% информации человек получает с помощью зрения. Это было, есть и будет очевидно. Поэтому неудивительно, что технический прогресс касается в основном средств получения и обработки визуальной информации.

При всей сложности и чувствительности человеческого глаза, его возможности ограничены, и человек давно стремится их расширить. Главными среди таких «средств расширения» являются давно изобретенный микроскоп и телескоп. Долгое время их возможности визуального наблюдения вполне удовлетворяли исследователей, позволяя делать прекрасные открытия как в области микромира (особенно биологии), так и в макромире, а именно в астрономии.

Но прогресс не стоит на месте. Появление компьютеров неизбежно вызвало желание подключить такой компьютер к микроскопу и телескопу, чтобы избавить человека от утомительного и чреватого ошибками процесса анализа и подсчета различных объектов, находящихся в поле зрения.

Однако возникла неожиданная проблема: компьютер — не человек, он не видит и не понимает вводимого в него изображения. Для компьютера это просто набор данных, никак не связанных между собой. В то же время человек, глядя на любое изображение, практически всегда может распознать на нем какие-то характерные черты, причем происходит это практически мгновенно.

Взаимодействие между людьми и компьютерами в зрительном поле стало очень тесным, но оно делится на две области: интерактивный режим и автоматический.

В интерактивном режиме компьютерные программы преобразуют изображение в соответствии с пожеланиями человека, что позволяет ему лучше видеть некоторые части или особенности изображения, выбирать нужные элементы и рассчитывать их количество или геометрические параметры. При всех достоинствах этого варианта очевидны и его недостатки: процесс требует участия человека, скорость которого обычно гораздо ниже, чем у компьютера, который ошибается и в итоге просто устает. И, кстати, должен получать зарплату за свою работу.

Автоматический режим означает, что компьютер работает автономно, как при сборе информации (что уже давно перестало быть проблемой), так и при ее анализе. И здесь возникает проблема, что сегодня нет средств для полной автоматизации процесса анализа. Несмотря на всю скорость компьютеров и их огромную память, мы не можем заставить их делать то, что человек (особенно специалист в определенной области) может сделать с первого взгляда.

Эти два пути развиваются параллельно, причем на первом месте стоит стремление к полной автоматизации.

В области интерактивного анализа главными помощниками человека становятся различные графические пакеты, наиболее известными из которых можно считать PhotoFinish (ZSoft), PhotoShop (Adobe), Corel Draw и некоторые другие менее известные компании, но зачастую очень удобные и полезные. Среди них много бесплатных систем, например, очень успешный продукт «ImageJ».

Эти программы позволяют изображению претерпевать поистине чудесные трансформации, от имитации масляной живописи в стиле определенной художественной школы до анимационных эффектов, превращающих одно изображение в другое через ряд промежуточных этапов. Про лишение всевозможных статистических особенностей изображения и говорить нечего, конечно. Также в этих программах хранятся алгоритмы изменения яркости, контрастности, резкости, насыщенности и многих других параметров, а также выделения областей и выполнения различных математических операций с изображениями.

Чувственное и рациональное познание и их единство - Качественный и количественный анализ

Качественный и количественный анализ

Комбинируя различные преобразования, можно добиться эффекта визуального выделения необходимой информации на изображении. Необходимость таких преобразований связана с тем, что изображения, получаемые с помощью различных видеокамер и других детекторов, не всегда качественные, а иногда содержат шум, который не меньше полезного сигнала. Кроме того, полученные изображения часто содержат информацию из очень необычных мест и условий, поэтому человек просто не может правильно оценить такие изображения. Здесь следует упомянуть не только электронно-микроскопические изображения горных пород или внутренностей клетки, но и изображения далеких планет, переданные из космоса. Для человека эти образы принципиально чужды и незнакомы, поэтому ему крайне сложно правильно их интерпретировать.

Получается, что качественный и количественный анализ изображений, даже с помощью таких замечательных программ, может проводить только специалист очень высокой квалификации, обладающий большими знаниями именно в этой области, а также большим практическим опытом. Но таких специалистов мало, они дорого стоят и не всегда доступны там, где они нужны.

В этой ситуации очень заманчиво разработать систему автоматического анализа, которая не зависит от природы самого изображения и, желательно, не очень чувствительна к его качеству. И в то же время он мог «видеть» себя в изображении так, как видит этот человек-эксперт.

Автоматизированный анализ изображений также необходим, когда тысячи кадров видеоматериалов должны быть обработаны в режиме реального времени, чтобы найти, например, изображение конкретного человека. Это особенно актуально в современном мире, где растет глобальная преступность и терроризм, а мир покрыт сетью камер, которые круглосуточно следят за тысячами финансовых и государственных учреждений.

Использование человека было бы невозможно просто из-за огромного количества таких камер.

Попытки создать автоматизированные системы анализа предпринимались во всем мире с тех пор, как люди начали вводить изображения в компьютеры. Среди математических методов обработки изображений широко используется метод быстрого преобразования Фурье (БПФ). Его применение позволяет получить спектр изображения (этот спектр не предназначен для человеческого восприятия), применить к нему различные фильтры, а затем обратным преобразованием получить снова изображение, но уже исправленное, по которому уже человек и выполняет визуальный анализ. И вся задача исследователей практически сводится к подбору необходимых фильтров, а зачастую и созданию собственных в соответствии с конкретной задачей.

Эта методика доказала свою успешность во многих практических приложениях, но она требует огромных вычислительных ресурсов, которые и так не везде и не для всех доступны, а главное, она на 100% основана на том, что используются компьютеры. Другими словами, эта техника явно не имеет ничего общего с тем, как человеческий мозг сам проводит анализ того же изображения.

Влияние визуальности на социальное познание

Имеет ли это значение? Несомненно, это так. Прежде всего, разработка фильтров для БПФ сама по себе является чрезвычайно сложной задачей, поскольку человеческий мозг вынужден выполнять чуждую ему работу и фактически моделировать в себе компьютерное восприятие. Возникает вопрос, не будет ли правильнее, наоборот, смоделировать работу и восприятие мозга на компьютере?

Ведь, как было сказано выше, человек способен проводить анализ практически мгновенно, распознавая ту или иную характерную особенность на изображении, в зависимости от конкретной задачи. Конечно, в такой рутинной работе, как подсчет количества элементов или определение их формы (например, в анализе крови), компьютер всегда будет лучше человека. И быстрее, и надежнее. Но анализ изображения, его осмысление — пока что ни один компьютер не может сравниться с человеком.

Исследования активности мозга проводятся во всем мире уже много лет. В этой области достигнуты значительные успехи, хотя, по сути, человек еще очень далек от понимания принципов работы собственного мозга. Попытки моделирования человеческого восприятия зрительных образов предпринимались в различных научных центрах по всему миру, но нигде не было заявлено, что такое понимание достигнуто. Очевидно, что это восприятие основано на сочетании многих факторов и критериев, понимание хотя бы некоторых из них может значительно продвинуть человечество.

Визуальность (фотография, кино, визуальные медиаобразы) — это не только новейшее «дополнение» к тексту, к вербальным формам репрезентации мира и реальности, не модный культурный «тренд», но это основной способ существования современной социальности и культуры, общий принцип ее формирования.

Визуальность предполагает видение, в то время как Мерло-Понти считал, что видеть — это не значит ставить мир перед собой, а быть вне себя, совпадая с окружающим миром. Глаз служит проводником души к тому, что находится за его пределами. Видение провоцирует и побуждает к движению, увлекая в глубину. «Видение оказывается встречей, как бы на перекрестке, всех аспектов бытия». Эта позиция привлекает внимание к современному философскому обоснованию видения. Особенно в контексте визуального поворота, который был провозглашен после лингвистического и антропологического поворота также в гуманитарных науках.

Новые практики медиа, видео, фото и флеш-анимации в контексте «революции Web 2.0» потребовали теоретического осмысления, которое классические эстетические концепции и теория искусства, занимающаяся их изучением, не могли и не могут обеспечить по определению, поскольку их сфера компетенции не распространяется на анализ социальных практик. Потребитель сам становится производителем контента и изменяет социальную коммуникацию.

Визуальность становится существенным фактором в конструировании социальных практик: социального взаимодействия социальных групп, элит и активно-пассивного большинства, социального мимесиса, имитации, социализации, события с Другим. Наша культурная идентичность формируется в окружающем нас визуальном поле — телевидение, интернет, концептуальное искусство, реклама; глянцевые журналы, гламурная пресса. Но краеугольным камнем этого процесса была фотография, именно поэтому она находится в центре анализа визуальности.

Визуальная реальность

Современная культура дана нам в опыте именно как зрелище: Зритель особым образом сочетает в себе функции зрителя-потребителя, туриста-фланера (или наоборот — потребитель в первую очередь является зрителем или фланером). Такие категории, как «капитализм», «демократия», «неоколониализм» или «американизация», сначала конструируются визуально. Эти визуальные образы более глубоко укоренены в сознании, чем суть этих понятий.

Есть и другое обстоятельство: визуальная реальность (она включает в себя автоматизм зрительного восприятия) представлена как продукт культурного конструирования и подлежит деконструкции, интерпретации или простому «прочтению» в той же степени, в какой любой вербальный текст поддается этим процедурам. Хотя эта стратегия не самая продуктивная (многие исследователи считают, что визуальные формы нельзя приравнивать к тексту), благодаря ей визуальность больше не воспринимается как второстепенное или подчиненное измерение социальных и культурных практик.

В современной философии визуальная тема получила развитие благодаря постструктурализму. Прежде всего — благодаря исследованиям П. Бурдье, Р. Барта, М. Фуко, Т. Ван Дейка и др. Первоначально социальные теоретики сосредоточили свое внимание на фотографической репрезентации различных исторических событий, а также на взаимосвязи фотографии и власти и отражении различных идеологий и стратегий контроля в визуальных репрезентациях. Затем исследования переместились в область критического дискурса.

Новая волна исследований визуального наблюдается в начале 1990-х годов, как в антропологическом, так и в социологическом дискурсах. Появились многочисленные публикации, специализированные издания и кафедры в ведущих университетах, что вывело «визуализм» как дисциплину в сферу дебатов и полемики. В то же время основное внимание по-прежнему уделялось рассмотрению визуальных представлений как инструмента для критики существующего порядка. Ярким примером этого является книга Э. Чаплин (Chaplin 1994) «Социология и визуальная репрезентация», в которой она предлагает рассматривать фотографию не только как способ фиксации данных, но и как средство передачи и создания нового знания.

Современная российская культурфилософская литература (О.Бойцова, А.Горнич, В.Круткин, В.Левашов, Е.Петровская, В.Савчук, Н.Сосна, А.Усманова) занимается проблемой философской антропологии и разрабатывает модель «фотографического человека», которая содержит наиболее существенные черты современного человека. Другими словами, это знание не о фотографии, это знание через фотографию. В этом объективе многие термины, дихотомии и противопоставления, которые снова и снова воспроизводятся в отношении фотографии, становятся неактуальными: документальное и художественное, профессиональное и любительское, авторство и анонимность и так далее. Проблема заключалась в другом: что такое, по выражению Бартеза, «нулевая степень» фотографии, которая незримо присутствует на фотобумаге до ее воспроизведения. Это инвертирует обычное отношение «фотография-реальность». С этой точки зрения, фотография не отражает реальность, а создает ее.

Чувственное познание

Процесс познания включает в себя получение информации через органы чувств (сенсорное познание), обработку этой информации посредством мышления (рациональное познание) и материализацию когнитивных фрагментов реальности (социальная практика). Существует тесная связь между познанием и практикой, в процессе которой происходит материализация (объективизация) творческих устремлений людей, превращение их субъективных представлений, идей, целей в объективно существующие объекты и процессы.

Сенсорное и рациональное познание тесно связаны и представляют собой две основные стороны познавательного процесса. В то же время, эти стороны познания не существуют в отрыве от практики или друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом; разум функционирует на основе необработанной информации, предоставляемой органами чувств. Поскольку чувственное познание предшествует рациональному, мы можем в некотором смысле говорить о них как о стадиях, этапах познавательного процесса. Каждый из этих двух этапов познания имеет свою специфику и существует в своих формах.

Чувственное познание реализуется в виде непосредственного получения информации с помощью органов чувств, которые напрямую связывают нас с внешним миром. Отметим, что такое познание может быть реализовано с помощью специальных технических средств (устройств), расширяющих возможности органов чувств человека. Основными формами сенсорного познания являются ощущение, восприятие и представление.

Ощущения возникают в мозгу человека в результате воздействия факторов окружающего мира на его органы чувств. Каждый из органов чувств представляет собой сложный нейронный механизм, состоящий из рецепторов, нервных проводников и соответствующей нейронной части мозга, которая управляет периферическими рецепторами. Например, органом зрения является не только глаз, но и нервы, ведущие от глаза к мозгу, и соответствующая цепь в центральной нервной системе.

Восприятие — это психический процесс, происходящий в мозге при возбуждении нервных центров, управляющих рецепторами. «Ощущения — это отражение индивидуальных свойств, качеств предметов объективного мира, действующих непосредственно на органы чувств, элементарное далее психологически неразложимое познавательное явление.» Чувства являются специализированными. Зрительные ощущения дают нам информацию о форме предметов, их цвете, яркости световых лучей. Чувство слуха информирует нас о различных звуковых колебаниях в окружающей среде. Чувство осязания дает нам возможность ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и т.д. Наконец, запах и вкус дают информацию о химических примесях в окружающей среде и составе пищи, которую мы едим.

«Первая предпосылка эпистемологии, писал Ленин, состоит в том, что восприятие является единственным источником знания. Его можно рассматривать как самый простой и фундаментальный элемент чувственного восприятия и человеческого сознания в целом.

В научном познании, когда обнаруживаются изменения в чувственных явлениях без видимой причины, исследователь подозревает существование неощутимых явлений. Но для того, чтобы доказать их существование, раскрыть законы их действия и использовать эти законы, его (исследователя) деятельность должна быть одним из звеньев в цепи, соединяющей наблюдаемое и ненаблюдаемое. Управляя этой связью по своему усмотрению и вызывая наблюдаемые явления на основе знания законов ненаблюдаемых явлений, исследователь тем самым доказывает истинность знания этих законов. Например, преобразование звуков в электромагнитные волны, которое происходит в радиопередатчике, а затем их обратное преобразование в звуковые колебания в радиоприемнике доказывает не только факт существования поля электромагнитных колебаний, которые не могут быть восприняты нашими органами чувств, но и истинность положений учения об электромагнетизме, которое было создано Фарадеем, Максвеллом, Герцем.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Основные черты философии нового времени
  2. Эклектика и диалектика
  3. Трансцендентальная философия И. Канта
  4. Проблемы типологии истории
  5. Философия в средние века
  6. Наука и философия в 17-18 веках. Проект «универсальной науки» и процесс разграничения наук о природе и наук о социуме
  7. Стихийное и сознательное в истории
  8. Общая характеристика немецкой философии. Метод и система Гегеля. Знание, вера и нравственность в философии Канта
  9. Современная наука о строении и свойствах материи — История развития общих представлений о материи
  10. Проблема пространства и времени в философии и науке