Для связи в whatsapp +905441085890

Данте Алигьери, итальянский поэт, мыслитель, богослов — формирования философии эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения.

социально-исторические и интеллектуальные условия для возникновения философии эпохи Возрождения.

(2) Этапы развития и характерные черты философии эпохи Возрождения.

философия Н. Кузанского.

(4) Возникновение новых естественных наук в культуре Возрождения, формирование нового мировоззрения. Проявление гуманистических и натурфилософских тенденций в медицине.

Социально-исторические и интеллектуальные условия возникновения философии эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) — переходный период от средневековья к современности (XV [в Италии с XIV века — XVI]).

В социально-экономическом плане это период кризиса феодализма и зарождения капиталистических отношений. Эта эпоха характеризуется ростом социальной и политической роли городов, где развивается ремесленное производство, появляются мануфактуры, зарождаются торговля и банковское дело.

Научно-технические открытия способствовали изменениям в экономике (важнейшие из них — изобретение и совершенствование прядильного и ткацкого станка, изобретение огнестрельного оружия; Г. Галилей сконструировал телескоп и первый прибор для измерения температуры; большое количество изобретений принадлежит Л. Да Винчи, в том числе модели вертолета и самолета, велосипеда, экскаватора, он стал основателем анатомии как науки).

Конец XV — начало XVI века вошли в историю как эпоха великих географических открытий, которые способствовали преодолению национальной изоляции в экономике, культуре и мысли:

1492 — С. Колумб открывает для европейцев американский континент;

1498 — Васко да Гама отплыл из Европы в Индию;

1519 — 1521 — Первое кругосветное плавание Фернана Магеллана.

В социально-политическом плане эпоха Возрождения — это эпоха формирования национальных государств, установления абсолютной монархии и первых буржуазных революций.

Изменилась и интеллектуальная ситуация в обществе. Впервые она выразилась в секуляризации, то есть в тенденции к постепенному освобождению общества от диктата религии и церкви и становлению светской культуры. Начало формироваться новое мировоззрение, основанное на научных знаниях. Однако в этот период религия все еще сохраняла значительное влияние.

Ядром европейской интеллектуальной культуры этого периода был гуманизм (лат. «человеческий, человечный») — мировоззрение, провозгласившее высшей ценностью и целью общества личность, ее право на свободу, счастье и развитие творческих способностей. Принципы гуманизма проявлялись в политике, социальной практике, искусстве и других сферах общественной жизни.

Ренессанс — это прежде всего художественная и эстетическая эпоха, провозгласившая, что высшая задача человека в мире — быть творцом и созидателем. В это время своего развития достигло вершины западноевропейское искусство, в котором наиболее ярко выразились принципы гуманизма [литература: Данте, Петрарка, Д. Литература: Данте, Ф. Петрарка, Т. Мор, У. Шекспир, М. Сервантес, Л. де Вега, Ф. Рабле, П. Ронсар; живопись: Л. да Винчи, Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело, А. Дюрер, Эль Греко, Д. Веласкес и др.]

Данте Алигьери, итальянский поэт, мыслитель, богослов - формирования философии эпохи Возрождения

Культура эпохи Возрождения

Возрождение или Возрождение (Rinascimento), — одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры с середины XIV до первого десятилетия XVII века. Это эпоха больших перемен в истории народов Европы. Она характеризуется:

кризис феодализма;

подъем капитализма;

формирование новых классов: буржуазии и наемных работников;

создание великих национальных государств и формирование наций.

эпоха великих географических открытий, когда границы мира расширялись. Изменился ментальный образ человека, он приобрел качества, которые помогли ему найти свой путь в новом мире. Изобретение книгопечатания способствовало интеллектуальной революции. Происходило развитие науки и техники.

Эта эпоха делится на четыре периода:

проторенессанс (вторая половина XIV-XX вв.) — переходный период от средневековой к ренессансной культуре, когда последняя вызревала в рамках первой.

раннее Возрождение (Ранний Ренессанс) — 15 век — представляет культуру Возрождения в чистом виде со всеми характерными чертами.

Высокое Возрождение, 70-е годы XV века — 1530 год — расцвет культуры Возрождения.

позднее Возрождение (1530-1590 гг.) — спад в развитии итальянской культуры, который был связан в основном с потерей независимости, с войнами, прошедшими по территории, и с усилением власти церкви (конец XV-XVII — Северное Возрождение — культура европейских стран к северу от Италии).

Главной чертой ранней буржуазной культуры было возвращение к античному наследию (не возвращение к прошлому, а само возвращение). Главной особенностью идеологии эпохи Возрождения стал гуманизм (от лат. homo — человек) — идейное течение, утверждавшее ценность человека и человеческой жизни). В эпоху Возрождения гуманизм проявился в мировоззрении, которое ставило человека, а не Бога, в центр мировых дел. Особым проявлением гуманизма было утверждение примата разума над верой. Человек смог самостоятельно исследовать тайны бытия, изучая основы существования природы. В эпоху Возрождения умозрительные принципы познания были отброшены и возобновилось эмпирическое, научное знание.

Возникли принципиально новые, антисхоластические мировоззрения: гелиоцентрический образ Николая Коперника и образ бесконечной Вселенной Джордано Бруно. Самое главное, религия была отделена от науки, политики и морали. Началась эра экспериментальной науки, и была признана ее роль как истинного источника знаний о природе. В эпоху Возрождения благодаря трудам множества выдающихся мыслителей, среди которых были Николай Куза, Галилео Галилей, Томмазо Кампанелла, Томас Мор, Никколо Макиавелли и другие, сформировалось новое мировоззрение.

Две тенденции в культуре Ренессанса, определяющие ее противоречивый характер, — это:

…переосмысление античности…;

сочетание с культурными ценностями христианской (католической) традиции.

С одной стороны, Ренессанс можно смело охарактеризовать как эпоху радостного самоутверждения человека, с другой стороны, как эпоху, когда человек осознает весь трагизм своего существования. Русский философ Н. Бердяев считал эту эпоху временем столкновения античного и христианского начал, вызвавшего глубокий раскол человека.

Черты Ренессанса наиболее ярко проявились в Италии. Описывая культуру итальянского Возрождения, следует помнить, что гуманистическое образование было доступно небольшому классу, принадлежавшему к высшему обществу и имевшему аристократический характер. Итальянское Возрождение оказало влияние на широкие слои народа, что нашло свое отражение гораздо позже.

Черты Ренессанса наиболее ярко проявились во Флоренции и чуть позже в Риме. Милан, Неаполь и Венеция пережили эпоху Возрождения менее интенсивно, чем Флоренция.

Философия эпохи Возрождения

Философия Возрождения — это совокупность философских течений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV-XVII веках, объединенных антиклерикальной и антисхоластической тенденцией, сосредоточенностью на человеке, верой в его огромный физический и духовный потенциал, его жизнелюбие и оптимизм.

Условия для возникновения философии и культуры Ренессанса были:

Совершенствование орудий труда и производственных отношений;

…кризис феодализма..;

…развитие ремесел и торговли..;

укрепление городов, превращение их в центры торговли и ремесел, военные, культурные и политические, независимые от феодалов и церкви;

Укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

Возникновение первых парламентов;

Отсталость жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

повышение уровня образования в Европе в целом;

Великие географические открытия (Колумб, Васко да Гама, Магеллан);

Научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в медицине и астрономии, другие научно-технические достижения);

Основными направлениями философии эпохи Возрождения были:

гуманистический (XIV-XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Вала и др.) ставили человека в центр, подчеркивали его достоинство, величие и силу, высмеивали догмы церкви;

Неоплатоники (XV-XVI в., представители: Николай Куза, Пико делла Мирандола, Парацельс и др.) — пытались понять природу, космос и человека с позиций идеализма;

Натурфилософский (16 — начало 17 в., представители: Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др.) — представители этой школы пытались признать недействительными ряд положений церковного учения о Боге, Вселенной, космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

Реформация (16-17 века, представители: Мартин Лютер, Жан Кальвин, Джон Ф. Усенлиф, Эразм Роттердамский и др.) — они стремились к радикальному пересмотру церковной идеологии и отношений между верующими и церковью

Политическая (XV-XVI век, Николо Макиавелли): изучала проблемы управления государством и поведения правителей;

Утописты-социалисты (XV-XVII века, представители: Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) — искали идеально-фантастические формы построения общества и государства. Основан на отсутствии частной собственности и всеобщей уравниловке, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

Для философии эпохи Возрождения были характерны:

Антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку. Вера в безграничные возможности человека;

Оппозиция к церкви и церковной идеологии (неприятие не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, и застойной догматики, обслуживающей интересы церковной философии — схоластики);

научно-материалистическое понимание мира (сферическая, а не плоская Земля, вращение Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечность Вселенной, новые анатомические открытия и т.д.).

Социальная ориентация (большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству);

триумф индивидуализма;

широкое распространение идей социального равенства.

Гуманизм эпохи Возрождения

Реализация человечества предполагает присвоение достижений культурного богатства прошлого. Гуманизм эпохи Возрождения проявился в революционных идеях, которые апеллировали к внутренней, земной «божественности» человека, в отказе от догматизма церковных истин.

Гуманизм (лат. humanus — человек) представляет собой первый период философской мысли эпохи Возрождения, идеология гуманизма стала революцией во всей философии: иными стали суть философствования, источники философии, стиль мышления, облик самих философов, их место в обществе.

Гуманизм возник не на кафедрах университетов Европы, не в монастырях или монашеских орденах. Новые философы были политиками, поэтами, филологами, риторами, дипломатами, педагогами. Кружки ученых собеседников в простых городах, на виллах богатых патрициев, при дворах покровителей становятся центрами интеллектуальной жизни, центрами новой культуры. Их неустанные поиски забытых древних текстов, их переводческая и филологическая деятельность дали европейской культуре новые идеалы, новый взгляд на человеческую природу, новую перспективу. Возникла светская культура, с которой была неразрывно связана вся последующая европейская культура.

Гуманист Пико делла Мирандолау выразил разницу между взглядами гуманистов на человеческую природу и взглядами схоластов в своей знаменитой речи о достоинстве человека. Согласно этому философу, после того как Бог создал человека и поставил его в центр мира, он обратился к нему с такими словами: «Мы не даем тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни какой-либо особой задачи, так что и место, и личность, и задача у тебя будут по твоей собственной воле и выбору. Образ других существ определяется в рамках установленных нами законов. Ты, не связанный никакими рамками, определишь свой собственный образ своим собственным решением, во власть которого я тебя отдаю» (История эстетики. Памятники эстетической мысли мира. М., 1982. Т. 1. С.507.).

Человек, которому Бог дал свободу воли, должен сам определить свое место в мире, он не только природное существо, но и творец самого себя и своей судьбы. У истоков гуманизма эпохи Возрождения стоят величественные фигуры Данте Алигьери (1255-1321) и Франческо Петрарки (1304-1374).

Ф. Энгельс определил Данте как «последнего поэта средневековья и первого поэта нового времени». Его «Божественная комедия» — поэма в 3-х частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 канто — своеобразная энциклопедия Средневековья — монументальный синтез поэзии, философии, теологии и науки — оказала огромное влияние на развитие европейской культуры.

Данте принимает христианские догмы как истину, но дает новую интерпретацию отношений между божественным и человеческим. Он не противопоставляет эти начала друг другу, а видит их во взаимном единстве. Бога нельзя противопоставлять творческим способностям человека. Двойственная — смертная и бессмертная — природа человека определяет и его двойное предназначение: проявление собственной добродетели в земной жизни и «блаженство вечной жизни» — после смерти и с помощью божественной воли. Земная судьба человека реализуется в гражданском обществе в соответствии с диктатом философов и под руководством мирского государя; Церковь ведет к вечной жизни. Гуманизм Данте полон веры в силы человека, и за его доброту отвечает его индивидуальность, а не богатство, наследство или положение в социальной иерархии. В основе политической идеи Данте лежит требование, чтобы церковь отказалась от своих мирских притязаний на власть. Церковь должна заниматься «вечностью»; земные дела — это дело людей, которые хотят создать социальный порядок, основанный на счастье, блаженстве и вечном мире. Данте был одним из тех идеологов, которые соединили гуманизм с теорией «двойной истины».

Данте Алигьери

Первым мыслителем эпохи Возрождения традиционно называют Данте Алигьери, хотя он жил с 1265 по 1321 год, в период расцвета схоластической философии. Именно у Данте впервые появились идеи, которые находились вне русла традиционной схоластической философии. За эти идеи он был изгнан из родного города (за выступления против папства). Известен его главный труд — «Божественная комедия»; менее известные трактаты — «Пир» и «О монархии».

Из самого сюжета «Божественной комедии» ясно, что проводником Данте по Аду, Чистилищу и Раю является не какой-то ангел, святой или отец церкви, как можно было бы логично предположить, а Вергилий, древний мудрец, оратор и поэт. Именно он для Данте — человек, который лучше всех знает, что происходит в мире земном и неземном. Это само по себе свидетельствует о том, что для Данте основополагающими являются не только христианские ценности. Сама картина мира Данте укладывается в рамки католического мировоззрения, но отдельные его штрихи не вписываются в русло традиционного понимания. Например, Данте помещает в Рай Фому Аквинского, известного еретика, главу аверроистов, который всю жизнь боролся с аверроизмом. Также, вопреки распространенному мнению, античные философы (Демокрит, Сократ и Платон) были помещены Данте не в Ад, а в Лимб — самый первый круг Ада. Мировоззрение в этой работе средневековое и чисто католическое, но сама небесная иерархия очень напоминает неоплатоническую структуру.

Данте не противопоставляет земную природу божественной, но указывает на то, что сама природа в равной степени божественна, и что человек, как существо с телом и душой, является причастником двух природ, земной и небесной, и поэтому предопределен к двум целям. Следовательно, человек стремится к двум видам блаженства. К земному счастью, как указывает Данте, ведет путь философских наставлений, распознаваемых разумом, а к небесному наслаждению — путь духовных наставлений, соответствующих учению Святого Духа.

Таким образом, философия оказывается гораздо более необходимой, чем теология, для организации земной жизни, и это не укладывалось в рамки католического и общехристианского мировоззрения. Философия необходима для управления государством, а церковь — для того, чтобы вести людей в Царство Небесное. Поэтому монарх должен быть независим от церкви. (Можно представить себе реакцию Папы Римского на подобные рассуждения). Поэтому смысл земной жизни Данте видит не в аскетизме, не в бегстве от земных благ, а, напротив, в жизни в гармонии с природой, с человеческими, земными целями, в улучшении земных условий жизни.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Индийские школы и наставники
  2. Научно-техническая революция, ее сущность и основные черты
  3. Собственность и самоутверждение личности
  4. Н.Г. Чернышевский. «Антропологический принцип в философии» — Жизнь и творчество Н. Г. Чернышевского
  5. Философские идеи Аристотеля и их место в истории философии
  6. Научная картина мира хх-ххi столетий
  7. Религиозно-философское “Возрожденчество” в философии зарубежного востока XX века
  8. Проблема смерти и бессмертия личности
  9. Методологический анархизм как крайнее проявление релятивизма
  10. Гегелевское учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности — Философия права Гегеля