Для связи в whatsapp +905441085890

Демокрит Абдерский – древнегреческий философ, один из основателей атомистики и материалистической философии — Атомистическая философия Демокрита

Демокрит из Абдеры (Δημόκριτος; Абдера, ок. 460 до н. э. — ок. 370 до н. э.) — древнегреческий философ, вероятно, ученик Левкиппа, один из основателей атомистической и материалистической философии.

Главным достижением Демокрита в философии считается дальнейшее развитие им учения Лейциппа об «атоме» — неделимой частице материи, которая обладает истинным существованием, не может быть уничтожена и не возникает (атомистический материализм). Он описал мир как систему атомов в небытии, отверг бесконечную делимость материи и постулировал не только бесконечное число атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм (идей, είδος — «вид, облик», материалистическая категория, в отличие от идеалистических идей Сократа). Атомы, согласно этой теории, хаотично движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит), сталкиваясь и разлетаясь либо вместе, либо порознь из-за соответствия форм, размеров, положений и порядков. Образовавшиеся связи удерживают друг друга и тем самым вызывают возникновение сложных тел. Движение само по себе является свойством, присущим атомам. Тела — это комбинации атомов. Непохожесть тел обусловлена как непохожестью атомов, из которых они состоят, так и непохожестью порядка их построения, подобно тому, как разные слова состоят из одних и тех же букв. Атомы не могут касаться друг друга, поскольку все, что не имеет пустоты, неделимо, то есть является одним атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы небольшое пространство пустоты, так что пустота есть даже в обычных телах. Из этого также следует, что когда атомы сближаются до очень малого расстояния между ними, начинают действовать силы отталкивания. В то же время между атомами возможно взаимное притяжение по принципу «подобное притягивает подобное».

Различные качества тел определяются исключительно свойствами атомов и их комбинаций, а также взаимодействием атомов с нашими органами чувств. Согласно Галену,

Теория доброты…

В диалоге «Государства» дается понятие идеи блага как высшего объекта познания. Само слово «добро» (τὸ ἀγαθόν) означает не просто нечто этически положительно оцениваемое, но и онтологическое совершенство, например, доброту определенной вещи, ее полезность и высокое качество. Добро нельзя определить как удовольствие, поскольку следует признать, что существуют и плохие удовольствия. Благо не может быть определено как то, что приносит нам только пользу, поскольку то же самое может причинить вред другому. Благо у Платона — это «благо само по себе» (αὐτὸ ἀγαθόν).

Платон сравнивает идею блага с солнцем. В видимом мире солнце является необходимым условием как для того, чтобы объекты стали доступны для зрения, так и для того, чтобы человек приобрел способность видеть объекты. Точно так же в сфере чистого знания идея блага становится необходимым условием как для познаваемости самих идей, так и для способности человека познавать идеи. Вот как Сократ подводит итог в диалоге «Государство»: «То, что придает истину познаваемым вещам и наделяет человека способностью к познанию, это вы считаете идеей блага — причиной познания и познаваемости истины».

Демокрит Абдерский – древнегреческий философ, один из основателей атомистики и материалистической философии - Атомистическая философия Демокрита

Бездуховная тенденция античной мысли в Досократическую эпоху (Демокрит, софисты)

Соотношение религии и философии в учении Парменида и Гераклита.

Парменид и Гераклит имели противоположный взгляд на проблему бытия.

Парменид учил о неизменности бытия, о его познаваемости и о том, что бытие не существует, потому что его невозможно помыслить.

Парменид: «Небытие не существует, потому что его нельзя ни познать, ни выразить словами. Только то, что мыслимо и выразимо, существует». Следовательно, согласно Пармениду, существует только то, что вечно, неизменно и совместимо с мышлением. С одной стороны, этот взгляд фактически приравнивает бытие к Богу и позволяет нам сказать, что Бог мыслим средствами человеческого познания. Следовательно, Парменид позволяет развивать теологию и подготавливает подходящий категориальный инструментарий. Позже эта тенденция реализуется в онтологическом доказательстве Бога и, в более широком смысле, в катафатическом богословии.

Гераклит Темный считал, что «бытие не может быть неизменным, напротив, оно постоянно меняется», потому что во всем есть противоречие. «Борьба универсальна, и все рождается из борьбы, и все рождается из борьбы и необходимости». Бытие воспринимается как гармония противоположностей и их противоположностей, и все существующее находится в постоянной вражде не только с собой, но и с самим собой. «Все отрицает себя», то есть гармония — это не приговор или судьба мира, а вечно новое равновесие противоположностей.

Гераклиту иногда приписывают материализм, который он не разделял. Он верил, что Бог существует, потому что гармония мира указывает на него. С точки зрения мира, мы понимаем Бога как исключение, а не правило. «Бог — это день — ночь, зима — лето, война и мир, сытость и голод». Другими словами, Бог стоит вне противоречий мира, и поэтому его трудно умиротворить, так как его природа постоянно ускользает от мысли. Можно сказать, что истоки некоторых положений апофатического богословия можно найти у Гераклита.

Вывод: и элеаты, и представители милетской школы учили бытию как универсальной характеристике существования всего сущего. В отличие от философов физиса, они считали. что не природа дает существование миру, а мир и природа требуют оправдания своего существования, которое заключается в конечной мысли. Они считают, что мысль — это самое универсальное свойство мира и Бога(ов).

Демокрит из Абдеры считал, что невозможно мыслить конечное. Если представить, что существует бесконечное, то можно разделить все на бесконечное, и мы не найдем единства в бытии, потому что получим хаос бесконечной множественности. Поэтому, считал Демокрит, необходимо ограничить деление, поставив предел, «peras», в его осуществлении. Каждый объект имеет свой собственный «peras», который Демокрит называл атомом (т.е. неделимым). Следовательно, согласно Демокриту, атом не является единым для всех вещей, но для каждой вещи он свой. Оказывается, Демокрит не материалист, а скорее содержательный плюралист. Есть только атом и пустота.

Вся духовная цивилизация Древнего Китая и Древней Индии несет в себе обращение к бытию личности, ее самосовершенствованию и самосознанию через уход от материального мира.

Индия — Четыре благородные истины.

вся человеческая жизнь есть не что иное, как страдание;

причиной страданий является стремление к удовольствиям

Единственный способ прекратить страдания — это отказаться от привязанности и отрешенности §

Благородный восьмеричный путь ведет к прекращению страданий, что предполагает использование правильного взгляда, правильного намерения, правильной речи, правильного действия, правильного образа жизни, правильного усилия, правильной мысли и правильного сосредоточения.

Подобно врачу, обнаружившему болезнь, Будда предлагает лекарство. Четыре истины, изложенные Буддой, содержат диагноз и рецепт лечения болезни, от которой страдает человеческое существование. Хотя этот диагноз и рецепт звучат просто, за ними скрывается глубокое философское открытие.

5 )Античность, досократики.

Античность — это эпоха греко-римской классической древности.

Античная философия — это неуклонно развивающаяся философская мысль, охватывающая период более тысячи лет, с конца седьмого века до нашей эры до шестого века нашей эры.

5 периодов:

Натуралистический период (внимание к космосу и природе — милетяне, элеаты, пифагорейцы);

Гуманистический период (сосредоточен на проблемах человека, особенно этических: Сократ и софисты);

Классический период (это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля);

Период эллинистических школ (акцент делается на моральной обусловленности человека — эпикурейцы, стоики, скептики).

Неоплатонизм (универсальный синтез на идее общего блага).

1) Античная философия синкретична: ее основные проблемы более едины и нерасчленены, чем в более поздних типах философии;

2) Античная философия была космоцентричной: она охватывала весь космос вместе с миром людей.

3) Античная философия пантеистична — она исходит из космоса, духовного и чувственного;

4) Античная философия не знает законов — она скорее двигалась на понятийном уровне, логика античности называется логикой общих имен, понятий;

5) античная философия имела свою этику, этику античности, этику добродетелей, в отличие от более поздней этики долга и ценностей, философы античности характеризовали человека как наделенного добродетелями и пороками, они достигли необычайных высот в развитии своей этики

6) Античная философия функциональна — она пытается помочь людям в их жизни, философы этой эпохи пытались найти ответы на кардинальные вопросы бытия.

Основными именами античной философии были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит Эфесский, Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Протагор, Горгий, Продик, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур.

Античная философия многопроблемна, она исследует различные проблемы: натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, логические, этические, политические и правовые.

Античная философия рассматривает познание как: эмпирическое; сенсорное; рациональное; логическое.

В античной философии разрабатывалась проблема логики, большой вклад в ее изучение внесли Сократ, Платон и Аристотель.

Социальные проблемы в античной философии содержат широкий спектр тем: Государство и право; труд; управление; война и мир; желания и интересы власти; имущественное распределение общества.

По мнению древних философов, идеальный правитель должен обладать такими качествами, как знание истины, красота, доброта, мудрость, мужество, справедливость, остроумие; у него должен быть мудрый баланс всех человеческих способностей.

Античная философия оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру и развитие человеческой цивилизации.

Вещи и атомы (Демокрит)

Мы уже знаем, что первые греческие философы считали детали окружающего нас мира, видимые нами, не истинной реальностью, а продуктами или формами единого невидимого начала. У Фалеса мировая субстанция — вода, у Анаксимена — воздух, у Анаксимандра — бесконечная субстанция (апейрон), у Пифагора — число, у Гераклита — мировой закон (логос). И это первоначало, по их словам, не только невидимо, но и неизменно и существует вечно. Будучи неизменной основой Вселенной, она возникла из ничего и ей некуда деваться. Это все. Все вокруг нас меняется, но первоначало всего не рождается, не умирает и не меняется. Другой известный греческий философ, Демокрит из Абдеры, также разделял эту точку зрения. Но он создал свое собственное учение о первоначале. «Что может меняться, рождаться и умирать?» — Абдершайдский мыслитель спросил. «То, что состоит из частей и делится на части», — отвечает он. Ибо если вещь состоит из частей, то пока эти части вместе, вещь существует; если же части разделены, то она не существует. Итак, вечно существует то, что не может быть разделено на части, не состоит из частей, не разделяет себя на части. Только неделимое существует вечно. А если оригинал вечен, то его главным свойством должна быть неделимость. Впервые слово «атомос» — неделимый — использовал греческий философ Демокрит, и вот уже две тысячи лет оно существует во всех западных языках. Атом в современном понимании — это не то же самое, что атом Демокрита. Сегодня этот термин обозначает очень маленький элемент материи, но не неделимый: мы знаем, что атом состоит из более мелких частиц и имеет сложную структуру, одни атомы могут превращаться в другие, изменяться, рождаться или умирать. Для Демокрита атом — это обязательно неделимая малая частица материи, которая вечна в силу своей неделимости. Единственное свойство атома — всегда быть, ибо у него нет ничего, во что он мог бы распасться. Поэтому, согласно Демокриту, атомы являются первоначалом, основой мира, истинной реальностью. Но из-за их маленького размера мы не можем их увидеть. Откуда тогда мы знаем, что они существуют? — Через мысль. Мы видим это на примере множества атомов.

Атомы, считал Демокрит, бесконечны по числу, они движутся в пустоте и сталкиваются, соединяются, некоторое время существуют вместе, затем, под влиянием новых столкновений, разделяются, а потом снова движутся, взаимодействуя друг с другом. Соединение атомов приводит к рождению вещей, разделение — к их смерти. Таким образом, все вещи появляются и исчезают, и мир находится в вечном движении и изменении. Все вещи совершенно разные, но в то же время состоят из одних и тех же атомов. Все многообразие мира сводится к единой основе — атомам, движущимся в небытии. Почему вещи отличаются друг от друга, если они сделаны из одного и того же материала? Потому что атомы, из которых они состоят, в каждой вещи разные и собраны вместе в разных количествах. Каждый объект является лишь временной комбинацией неделимых частиц и существует только до тех пор, пока они вместе. Вещи (то они есть, то их нет) не являются реальными существованиями. Другими словами, в великой схеме вещей существует только то, из чего они состоят — набор неизменных атомов. Точно так же свойства вещей существуют временно: нет вещи, нет и свойств. Таким образом, они тоже не существуют, являясь лишь продуктами атомных соединений. Все, что мы видим вокруг себя, говорит Демокрит, на самом деле не является настоящей реальностью. За нереальным миром, который нас окружает, скрывается реальный, но для нас невидимый мир атомов и пустоты. Он является истинно существующим, а все, что мы воспринимаем чувственно (с помощью органов чувств), является лишь его творением и, следовательно, миражом или иллюзией. Нет ни гор, ни небесных тел, ни воды, ни земли, ни воздуха, ни растений и животных, говорит абдерский мыслитель, нет ни холодного, ни теплого, ни сладкого, ни соленого, ни белого, ни зеленого, вообще ничего нет, но нам кажется, что все это существует. В действительности существуют только атомы и пустота.

Общее понятие и содержание методов философии.

Основными методами философии (способами, средствами, с помощью которых проводятся философские исследования) являются: Диалектика; Метафизика; Догматизм; Эклектика; Софистика; Герменевтика.

Диалектика — это метод философского исследования, который относится к вещам и явлениям гибко, критически и последовательно, учитывая их внутренние противоречия, изменения, развитие, причины и следствия. Единство и борьба противоположностей.

Метафизика — это метод, противоположный диалектике, в котором рассматриваются объекты: Отдельные, как сами по себе (а не с точки зрения их связанности); Статические (игнорируется факт постоянного изменения, самодвижения, развития); Однозначные (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм — восприятие мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и абсолютных по своему характеру. Этот метод был характерен для средневековой теологической философии. Эклектика — это метод, основанный на произвольном сочетании разрозненных фактов, понятий и терминов, не имеющих единого творческого источника, что приводит к поверхностным, но кажущимся достоверными выводам. Эклектика часто использовалась для оправдания определенных взглядов и идей, которые апеллируют к массовому сознанию, но не имеют реальной онтологической или эпистемологической ценности или достоверности (в религии в средние века; в настоящее время — в рекламе).

Софистика — метод, основанный на выведении ложных предпосылок (суждений), которые искусно и ложно выдаются за истинные, новой предпосылки, логически истинной, но ложной по смыслу, или другой, выгодной для пользователя этого метода. Софистика была широко распространена в Древней Греции и была направлена не на получение истины, а на победу в споре, «доказывание чего угодно кому угодно» и использовалась как ораторский прием.

Герменевтика — это метод правильного прочтения и интерпретации смысла текстов. Широко используется в западной философии.

Согласно материалистическому методу, реальность воспринимается как реально существующая; материя воспринимается как первичная субстанция, а сознание — как ее modus vivendi. Суть идеалистического философского метода заключается в признании Идеи как первичной и определяющей силы, а материи — как производной от Идеи, ее воплощения. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и в некоторых странах Западной Европы (например, в Германии).

Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, полученный прежде всего в результате чувственного восприятия. («В мышлении нет ничего, чего бы раньше не было в опыте и чувственном восприятии»).

Рационализм — философский метод и течение в философии, согласно которому истинное, абсолютно достоверное знание может быть получено только посредством разума (т.е. выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, и любое сомнение — это уже работа мысли, разума).

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Горное дело и технические знания
  2. Основоположник русской философии
  3. Может ли познающий проникнуть в сущность вещей или ограничиться миром явлений
  4. Объективная реальность, сознание и самосознание как объекты познавательной деятельности
  5. Первая волна позитивизма: Конт, Милль, Спенсер
  6. Русская религиозная философия XX века
  7. Проблема истины в философии и науке
  8. Джон Стюарт Милль, английский философ, идеолог либерализма
  9. Эстетика И. Канта
  10. Философское понятие культуры. Культура и цивилизация