Для связи в whatsapp +905441085890

Дени Дидро и его философия — Педагогические идеи Дени Дидро

Дени Дидро (1713-1784) — один из самых значительных французских материалистов XVIII века. Век. Как и все представители этого движения, Дидро был материалистом снизу (в объяснении природы) и идеалистом сверху (в интерпретации общественных явлений). Он признавал материальность мира, считал движение неотделимым от материи, мир — познаваемым, и решительно отвергал религию.

Стоя на позициях материалистического сенсуализма, Дидро рассматривал ощущения как источник знаний. Но в отличие от Гельвеция, он не сводил к ним сложный процесс познания, а признавал, что его вторая стадия — это обработка ощущений разумом. Он также считал, что «мнения правят миром», и ошибочно связывал возможность переустройства общества не с революцией, а с изданием мудрых законов и распространением образования, правильного воспитания. Свои мысли об образовании он выразил главным образом в работе «Систематическое опровержение сочинения Гельвеция «О человеке»».

Дидро отверг утверждение Гельвеция о всемогуществе воспитания и отсутствии индивидуальных природных различий в человеке. Он попытался ограничить крайние выводы, к которым пришел Гельвеций. Так, Дидро писал: «Он (Гельвеций) говорит: «Образование означает все».

Скажите: образование значит очень много.

Он говорит: организация ничего не значит.

Скажите: Организация означает меньше, чем принято считать….

Он говорит: Образование — единственный источник различий между людьми.

Скажи: «Это один из главных источников».

Признавая, что многого можно добиться с помощью образования, Дидро также указывал на важность физической организации человека, его анатомо-физиологических особенностей, в формировании человека. Он также не соглашался с позицией Гельвеция, согласно которой мышление можно свести к способности чувствовать. Умственные операции, по мнению Дидро, зависят от определенного состояния и организации мозга. Люди, по его словам, имеют различные природные факторы и характеристики, и природная организация, физиологические особенности людей предрасполагают к развитию их природных задатков, но их проявление полностью зависит от социальных причин, включая образование. Дидро справедливо полагал, что учитель может добиться больших успехов, стараясь развить врожденные положительные наклонности ребенка и подавить плохие. Призыв Дидро учитывать природные особенности ребенка, развивать его индивидуальность, заслуживает положительной оценки.

Дидро правильно утверждал, что благоприятные условия даны природой всем людям, а не только немногим. Более того, он говорил, что люди гораздо чаще становятся носителями гения и таланта, чем дворяне: «Число коттеджей и других частных жилищ относится к числу дворцов как десять тысяч к одному, и соответственно мы имеем десять тысяч шансов против одного, ибо гений, талант и добродетель исходят скорее из стен коттеджа, чем из стен дворца. Порочная социальная система, по мнению Дидро, лишает детей народа хорошего воспитания и образования и является причиной гибели многих скрытых талантов. Великий философ эпохи Просвещения выступал за всеобщее бесплатное начальное образование «от первого министра до последнего крестьянина», чтобы каждый мог читать, писать и считать. Он предложил отобрать школы у церкви и передать их государству, которое будет следить за доступностью школ, организовывать финансовую помощь для бедных детей, бесплатное питание и так далее. Протестуя против классовой организации образования, Дидро писал, что двери школ должны быть «одинаково открыты для всех детей народа… ибо было бы столь же жестоко, сколь и нелепо обрекать на невежество людей, занимающих самое низкое положение в обществе».

Дени Дидро и его философия - Педагогические идеи Дени Дидро

Философия французского Просвещения 18 века её характерные черты

В 18 веке центр европейской философии переместился во Францию. Просвещение было движением прогрессивной общественной мысли в период становления капиталистических отношений. Просвещение выражало мировоззрение прогрессивной буржуазии и активно способствовало идеологическому обоснованию буржуазных революций.

В основе философии Просвещения лежал культ человеческого духа, мнение, что он является самым важным инструментом для изменения общества на гуманистической основе.

Философия эпохи Просвещения опиралась на достижения естественных наук: Биология, физика, медицина — которые стали научной основой для раскрытия природы и сущности человека.

Религия и церковь воспринимались мыслителями эпохи Просвещения как основные препятствия на пути общественного прогресса. Что касается религии, то Просвещение развивало 2 основных идеологических течения: Деизм — течение, признающее идею сотворения мира Богом, который затем не вмешивается в процессы, происходящие в мире (Вольтер, Руссо); Атеизм — течение, отрицающее существование Бога (Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций). Французские мыслители эпохи Просвещения пытались ответить на вопрос о происхождении религии с материалистической точки зрения. Они видели их истоки в невежестве народа, его страхе перед стихиями природы и в корыстных интересах духовенства. Отсюда вывод: раз невежество породило богов, то наука их уничтожит.

Мыслители эпохи Просвещения развивали материалистические взгляды на природу и человека. Человек рассматривался как рациональное существо, представляющее собой единство природного и социального. Чтобы обрести счастье для отдельного человека, считали мыслители эпохи Просвещения, необходимо изменить общество в соответствии с принципами социальной справедливости и законности. Они отводили философии главную роль.

Наиболее яркими представителями французской философии эпохи Просвещения были Франсуа Вольтер, Жан-Жак Руссо, Жюльен Ламетри, Дени Дидро, Клод Гельвеций, Поль-Анри Гольбах. Философские произведения этого периода писались не в форме трактатов, а в виде энциклопедий, словарей, полемических статей, художественной литературы.

Основные направления философии французского Просвещения:

учение о природе и материальном единстве мира;

учение о человеке и проблема сознания;

Эпистемология;

Социально-политические доктрины.

Французский материализм этого периода представлен в механистической форме. Механика оставалась основой мировоззрения, а ее законы принимались как универсальные. В рамках механистического мировоззрения французские материалисты разработали учение о природе, человеке и обществе.

Материя — это объективная реальность, которая существует независимо от нашего сознания и действует на органы чувств. Материя состоит из простых и неделимых частиц — молекул. Французские материалисты считали движение самым важным атрибутом материи. Наиболее полно учение о материи и движении изложено в «Системе природы» Гольбаха, которую современники называли «Библией материализма». Все природные явления, утверждал Гольбах, сводятся к различным формам движения материальных частиц. Французские материалисты пытались найти внутреннюю причину движения, которое они связывали с комбинацией и взаимодействием молекул. Однако они не понимали многообразия и качественного различия форм движения. Они свели все движение к его простейшей форме — механической.

Французский материализм 18 века: Дидро, Гельвеций, Гольбах.

В XVIII. В XVIII веке во Франции материализм в философии получил широкое распространение и новое развитие. Это было связано с быстрым развитием естественных наук и интеллектуальной ситуации в целом, которая была направлена на освобождение человеческого разума от религиозных догм и спекулятивных рассуждений.

Французские материалисты были последовательными, активными борцами против религии, и их атеистическое мировоззрение оказало большое влияние не только на их современников, но и на последующие поколения.

Философы-материалисты пытались доказать, что источниками религии являются невежество, рабство, деспотизм и обман масс духовенством. Священники не заботятся о просвещении народа, писали они, и чем менее просвещены массы, тем легче их обмануть.

В. Ленин высоко ценил атеистов восемнадцатого века, поскольку они талантливо, остроумно и откровенно нападали на религию и пап. Но они не понимали социальной природы религии и не могли указать правильные пути борьбы с ней. Французские материалисты верили, что Просвещение устранит все суеверия. Наука, искусство, ремесла дают людям новые силы, помогают им познать законы природы, что должно заставить их отказаться от религии.

Религия нужна феодальному правительству, чтобы легче управлять народом, но правительство, которое справедливо, просвещено и добродетельно, не будет нуждаться в ложных баснях. Поэтому священнослужителям не следует разрешать руководить школами, в школах не должно быть религиозного обучения, необходимо вводить такие предметы, которые привели бы учеников к познанию законов природы. Целесообразно ввести предмет, который бы преподавал основы моральных норм поведения в новом обществе; таким предметом должен быть курс нравственности.

Согласно учению французских материалистов, в мире существует только материя, находящаяся в постоянном движении; материя — это физическая реальность. Они признавали универсальное взаимодействие в природе и движение как естественное свойство материи.

Французские материалисты признавали отправной точкой познания ощущения, получаемые из внешнего мира. По выражению Дидро, человек подобен музыкальному инструменту, клавишами которого являются органы чувств: Когда природа нажимает на них, инструмент издает звуки — у человека есть ощущения и понятия.

Материалисты в своем взгляде на природу, французские философы были идеалистами в своем объяснении законов общественного развития. Они утверждали, что «мнения правят миром», а если это так, то достаточно изменить мнения, и все феодальные пережитки и религия исчезнут, просвещение распространится, законодательство будет усовершенствовано, и установится господство разума. Поэтому необходимо перевоспитать и переобучить людей, и характер общественных отношений будет в корне изменен. Поэтому французские материалисты рассматривали образование как средство изменения социального порядка.

Наибольшее значение имели просветительские взгляды французских материалистов Гельвеция, Дидро и Гольбаха.

Дени Дидро (1713-1784) родился в семье ремесленников. Сначала он зарабатывал на жизнь переводами, затем начал публиковать собственные произведения. Он участвовал в подготовке большой «Энциклопедии». В 1773 году Дидро был приглашен Екатериной II в Россию (в Санкт-Петербург) и работал над проектом реформ.

Философия француского просвещения XVIII века

В девятнадцатом веке на смену Новому веку пришел так называемый век Просвещения. Такое название философия получила потому, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, открыто пропагандировали идеи зарождающейся буржуазии и, наконец, идеологически подготовили Французскую революцию 1789-1794 годов. Родиной Просвещения была Англия, затем Франция, Германия и Россия.

Одной из важнейших особенностей философии эпохи Просвещения является рационализм. Эта эпоха характеризуется девизом: Все должно предстать перед судом разума! Мы уже познакомились с рационалистической доктриной Декарта. Только Декарт использует термин «рационализм» как логико-методологическую установку в эпистемологии. С восемнадцатого века существует более широкий подход к понятию рационализма. Она рассматривается как широкое идейно-теоретическое течение, выражающее взгляды, потребности и социальные установки определенных социальных классов, слоев и групп на определенном этапе общественного развития. Для него характерно возвеличивание человека как активного, свободного существа, исторический оптимизм, вера в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы. Все это происходит на фоне распада феодальных отношений и бурного развития капитализма, глубоких изменений в экономической, социально-политической и духовной жизни Западной Европы.

В этот период в центре всех философских школ, систем, течений находится активный субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своим сознанием. Разум выступает как предпосылка веры в целесообразность, смысл общественного развития и объективный, закономерный характер общественного развития, которое подчинено логической схеме.

Однако при наличии общих позиций в учениях различных философских школ и направлений, существовали и различия. Хотя философы этого периода представляли мир как рационалистическую систему с ее законами природы, самопорядком и самовоспроизводством, в конкретной интерпретации этого миропорядка у них были разные подходы. В результате выделяются два подхода:

Деизм — направление в философии, сторонники которого признают существование Бога только как первопричины всего сущего, но отвергают его последующее влияние на окружающий мир, человека и ход истории. Сторонники деизма отвергали идею личного Бога; отвергали пантеизм; представители: М.Ф.А. Вольтер, Шарль Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Э.Б. де Кондильяк;

Атеистическо-материалистическое направление.Сторонники этого течения отвергали идею существования Бога в любой форме, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. Представители: Мельес, Ламетри, Д. Дидро, Гельвеций, П. Гольбах.

Детство и юношество Дени Дидро

Дени Дидро (P. Denis Diderot 1713-1784) — великий французский философ-материалист, публицист, теоретик эстетической мысли, критик, драматург, романист, глава «энциклопедистов» — второго младшего поколения мыслителей Просвещения во Франции. Выдающийся пропагандист, идеолог и организатор.

Поздний великий мыслитель родился в Шампани, в Лангре, на северо-востоке Франции. Сам Дидро шутил, что унаследовал от своей родины необычайную впечатлительность для всех направлений. Действительно, впечатлительность Дидро была поразительной. Но правильнее было бы сказать, что его ум был похож на знаменитый напиток его родины, шампанское — такой он всегда искрящийся, игривый и пенистый.

Многие историки и исследователи отмечают, что внешняя жизнь Дени Дидро сама по себе не была яркой и насыщенной. Что касается его интеллектуальной деятельности, то своими трудами Дидро внес большой вклад в развитие общества и его ценностей, а его «Энциклопедия или толковый словарь наук, искусств и ремесел», несомненно, является его самым важным достижением.

Жизнь Дидро можно разделить на несколько периодов: молодость (до женитьбы, то есть с 1713 по 1743 год), литературная деятельность, включая издание «Энциклопедии» до 1773 года, затем поездка в Санкт-Петербург, состоявшаяся в том же году и прервавшая его литературную карьеру, наконец, 10 лет, которые он прожил в Париже после возвращения из Санкт-Петербурга до самой смерти в 1784 году.

Безусловно, наибольший интерес представляют второй и третий периоды; первый, его юность, рассматривается для того, чтобы понять, что именно повлияло на деятельность Дени Дидро. Последние годы жизни Дидро можно назвать бесцветными, как в плане биографических данных, так и в плане идей. Хотя есть некоторые факты, которые лучше раскрывают личность Дидро. Его перчинкам принадлежат такие произведения, как,

Детство и юность Дени Дидро

Так, 5 октября 1723 года в книге коммуны Сен-Пьер записано, что в семье Дидье Дидро, мастера-ножовщика, и его законной жены Анжелики родился второй сын, Дени. Семья Дидро не принадлежала к первым двум сословиям — духовенству и дворянству, но в то же время отец Дени был одним из представителей мелкой городской буржуазии, составлявшей третье сословие. Богатство уже не было, как раньше, привилегией первых двух. Богатый человек мог стать буржуазией, даже если он не был ни обладателем титула, ни владельцем мануфактур. Семью Дидро, по крайней мере, можно причислить к богатым. И здесь кроется большая заслуга самого мэтра Дидро.

Отец Дидро был здоровым, активным, энергичным человеком. Он унаследовал свою профессию: семья Дидро всегда занималась изготовлением ножей, ножниц и подобных инструментов. В Лангре с XIII века работают мастера-ножовщики. У каждой семьи была своя печать или фирменный знак, эмблема: большая корона, голова оленя, имя Иисуса, царский посох. Фамильной печатью Дидро была наковальня с двумя скрещенными молотами, розой и жемчужиной на ней. Можно ли подобрать более подходящую эмблему для того, кто ударил молотом своих речей и трудов по наковальне народного негодования, насадил красоту настоящую и совершенную, как роза, и стал жемчужиной Франции и всего человечества!

Все, кто знал мэтра Дидро, относились к нему с глубочайшим уважением, и даже несколько лет спустя, когда Дидро уже был известным писателем, он встретил старого знакомого во время прогулки, когда тот гостил на родине: «Вы хороший человек, месье Дидро, — сказал он ему. «Но если ты надеешься когда-нибудь сравняться со своим отцом, ты сильно ошибаешься». Его репутация была настолько высока, что его постоянно приглашали для разрешения чужих споров. Это делали даже те, кто не знал его лично. Легко ли помогать примирять других, когда ты сам, более десяти лет, был в ссоре с любимым сыном? Дидье, помимо умения давать советы, был известен как человек честный, правдивый и чрезвычайно старательный. Он никогда не отказывал в милостыне нуждающимся, а когда умер, оставил завещание, в котором буквально никого не обделил вниманием.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Гносеология и круг ее проблем
  2. Бенедикт Спиноза, нидерландский философ-рационалист и натуралист
  3. Понятие сущности и явления
  4. Возникновение арабо-исламской философии. Ее связь с новой религией и античностью
  5. Человек, общество и природа: проблемы экологии
  6. Жан Поль Сартр и его философия
  7. Философское знание и управление
  8. Вклад М.В. Ломоносова в горное дело и металлургию
  9. Философия диалога М.М. Бахтина
  10. Владимир Ильич Ленин, российский революционер, марксист, идеолог