Для связи в whatsapp +905441085890

Деструктивные религиозные организации — деструктивные религиозные организации, культы, секты

Деструктивные религиозные организации, секты, организации, возникающие на основе определенного деструктивного культа, характеризуются как преимущественно религиозное направление, но возможны и вариации, причиняющие вред обществу или членам такой организации, вред может быть как материальным, так и психологическим, физическим, а кроме того из потенциальной опасности причинения такого вреда и вреда гражданам государства и государству подозреваемых.

Этот термин возник во французском языке и был распространен в 19 веке. В 20 веке этот термин вошел в оборот в Англии. В нашей стране деструктивные религиозные организации, а вместе с ними и терминология, обозначающая их, начали формироваться и образовываться в начале 1990-х годов, или с момента распада СССР, который произошел хронологически в одно время. Появление таких организаций было вызвано распадом атеистической системы, сформировавшейся во времена Советского Союза, и носило массовый и зачастую неконтролируемый характер.

За пределами бывшего Советского Союза это явление было наиболее ярко выражено в 1960-х и 1970-х годах в США, а затем в Западной Европе.

В России религиозные образования возникали и распространялись в основном благодаря усилиям иностранных миссионеров, в то время как некоторые неорелигиозные объединения возникли исключительно на российской почве.

В процессе своего формирования и распространения на территории Российской Федерации такие организации наносили ощутимый вред жителям и способствовали созданию, больших групп людей, используя различные психологические методы внушения и воздействия, что приводило к психозам и психологическим отклонениям и дегенерации среди значительной части населения, независимо от их социального статуса.

Иногда такие организации имели ярко выраженный садомазохистский, экстремистский, а зачастую антигосударственный, сепаратистский и террористический характер.

Часто деструктивные организации носили исключительно мошеннический характер и создавались различными мошенниками с целью наживы. Среди разнообразных и многочисленных случаев таких организаций есть психически нездоровые люди, которые стоят во главе их.

Актуальность проблемы. Актуальность проблемы определяется тем, что процессы, происходящие в современной России, сложившаяся социально-политическая, экономическая, духовно-нравственная ситуация, неспособность во многих случаях государственных органов решать свои проблемы, способствуют поляризации и дифференциации общества, его расслоению, разделению на социальные группы различной, даже деструктивной направленности. В таких группах, декларирующих в основном приверженность идеологически привлекательным традициям и поиск инноваций во всех сферах социальной жизни, личность ищет защиты от всего негативного, что окружает ее в обществе, одновременно пытаясь реализовать свое стремление к идентификации и самосовершенствованию.

Изучение и анализ деятельности таких организаций, защита от их воздействия, контроль за их созданием и распространением имеет важное значение, чем и обусловлена актуальность темы данной работы.

Деструктивные религиозные организации

Деструктивные религиозные организации, культы, секты

К числу опасностей, которые таятся для молодежи, следует отнести религиозные тоталитарные культы. Они привлекают молодежь, используя сетевые технологии и опираясь на мощные материальные ресурсы (обычно из-за рубежа).

Их служители проявляют настойчивость и терпение. Молодой человек может только посмеяться над попутчиком, который заводит разговор на религиозную тему, спрятать подальше пропагандистскую брошюру, забыть случайный визит в семинарию. Однако подсознание продолжает работать.

И при определенных обстоятельствах человек может вернуться к этим мыслям, поверить сектантам и попасть под их полное влияние.

Проблема сект сегодня стоит очень остро. Многие молодые люди, не имея достаточного представления обо всех аспектах этого вопроса, вступают в религиозные организации. Это приводит к разрушению семей и сломанным жизням.

Секта — это организация или группа людей, замкнутых в своих интересах (включая культы), не согласующихся с интересами общества, безразличных к ним или противостоящих им.

Культ: Та или иная мистическая практика или поклонение (религиозные культы), или круг людей, объединенных чрезмерной привязанностью, преданностью и почитанием какого-либо деятеля, направления, художественной или интеллектуальной программы, почти всегда сопровождаемые явными или неявными ритуалами; культы могут быть полезными или даже позитивными по своей природе.

Следует отметить, что нужно делать различие между терминами «культ» и «тоталитарный культ». Культами можно назвать большинство новых религиозных движений, выросших из ответвлений каких-либо традиционных религий, и это слово не несет в себе характеристику такой организации как чего-то плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее влияние на традиции народов и постепенно превращаться в мощные религиозные позитивные движения, отличающиеся от материнской религии лишь некоторыми догмами. Примером здесь может служить протестантизм.

Деструктивный культ — это группа или движение, которое демонстрирует значительную, глубокую или чрезмерную приверженность или увлеченность, преданность определенному человеку, идее или делу и использует неэтичные манипулятивные техники убеждения и контроля (например. изоляция от бывших друзей и семьи, истощение, использование специфических техник, направленных на повышение внушаемости и слепой преданности, сильное давление со стороны сверстников, управление информацией, временное устранение индивидуальности или приостановление критического здравого смысла, поощрение полной зависимости от группы и страха покинуть ее и т.д. и т.п.), направленные на достижение целей лидеров группы с фактическим или потенциальным ущербом для членов этой организации, их семей или общества.

Термин «секта» в научной литературе

С конца 80-х годов прошлого века в России появилось много новых религиозных объединений. Запрещенные во многих странах мира, они получили государственную регистрацию и свободно осуществляют свою деятельность в России.

Большое количество россиян, ранее отстраненных от религии, последовали призыву миссионеров, распространяющих нетрадиционные для России учения, и уже искалечили свою судьбу. Примеров социальной опасности сект становится все больше и больше.

Разнообразие религиозных образований настолько велико, что возникла необходимость в их общем обозначении. Единого мнения по их терминологическому обозначению нет ни в России, ни за рубежом.

Они называются по-разному: Секты, нетрадиционные религии, новые религиозные объединения, альтернативные верования, зарождающиеся религии или просто культы, New Age — религии нового века и т.д.

Отсутствие терминологии привело к тому, что каждый интерпретирует эти термины так, как считает нужным, исходя из своей идеологической позиции.

В последнее время не только современные публицисты, представители СМИ, религиозные деятели, но и ученые стали широко использовать слова «секта» и «сектант». Большое значение имеет позиция автора определения и его отношение к проблеме.

Некоторые авторы представляют сектантство исключительно как вид мошенничества и мошеннических образований, использующих обманные методы. Конечно, такой взгляд сильно мешает объективному изучению сектантства. Термин «культ» уже давно утвердился как научный термин, что позволяет использовать его в качестве термина в социологии религии. Термин «секта» использовался еще древнеримскими авторами.

Т.И. Буткевич напомнил, что «секта» — слово латинское, и античные авторы (Цицерон, Плиний, Тацит и др.) использовали его для обозначения философского метода, правила, школы или учения, отличного от общепринятого мировоззрения, методов, правил и господствующей философской доктрины.

Таким образом, термин «секта» изначально не имел оскорбительного значения. Поэтому мы не можем согласиться с мнением А. А. Николаева, который считает, что слово «секта» с самого начала имело негативный оттенок. Позже, когда возникло христианство, его первоначально называли сектой. Плиний Младший говорит о секте христиан, появившейся среди евреев в его время.

Происхождение слова «секта» трактуется по-разному. Авторы Словаря иностранных слов считают, что оно происходит от латинского secta — доктрина, течение или школа. Согласно D. Ушаков дословный перевод латинского слова secta означает отрезанный, отдельный.

С точки зрения А.Л. Дворкина, слово «секта» может быть образовано либо от латинского secare, что означает «отрезать» (часть от целого), что согласуется с предыдущим толкованием, либо от латинского segui, «следовать» (следовать за лидером, дающим направление).

Каждая из этих этимологий по-своему раскрывает понятие «сектантство», но если первая из них больше подходит для исторических сект (таких как менноиты, баптисты, молокане), то вторая — для новообразованных сект.

Различные толкования происхождения каждого слова также отражены в определениях. «Секта — религиозное течение (община), отделившееся от какого-либо учения и отвергающее его». Слабость этого расплывчатого определения заключается в том, что секта не всегда отделена от учения, но может буквально возникнуть из ничего, что характерно для новообразованных сект.

Это же наблюдение относится и к термину, обозначенному в Иностранном словаре, который определяет секту как «религиозную общину, группу отделившихся от господствующей церкви».

То же самое касается и следующего определения: «Секта — религиозная община, состоящая из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое учение».

Возникновение деструктивных религиозных организаций

Конституционные гарантии права на свободу совести и вероисповедания, а также свобода выбора религии предоставляют верующим широчайшие возможности для создания религиозных объединений. При этом их доктрины и деятельность могут иметь как конструктивный, высший духовно-нравственный смысл, так и деструктивную, антисоциальную направленность. Например, религиозные организации Русской православной церкви характеризуются законопослушностью.

В «Принципах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Юбилейным Архиерейским Собором в августе 2000 года, говорится, что «Церковь не только навязывает своим чадам послушание государственной власти без учета веры и убеждений ее носителей, но и молится за них. Этот документ основан на концепции морального чувства страны в сдерживании зла и поддержке добра. Но Церковь считает себя вправе отказаться от послушания государству, «если власть принуждает православных верующих к отступничеству от Христа и Его Церкви и к греховным, пагубным для души действиям».

В то же время религиозная свобода в России, ставшая одним из главных преимуществ проводимых властями «демократических реформ», была использована определенными силами в стране и за рубежом в целях, которые были отнюдь не благоприятными. В этом контексте Патриарх Всея Руси Алексий II вынужден был признать: «Против России ведется настоящая война. Это массовая индустрия домогательств, порнография, секс, распространение различных ересей, обращение людей в другие религии, моральное и психологическое разоружение армии и народа.

В 1990-х годах произошло целое нашествие деструктивных религий. На территории России появились новейшие, нетрадиционные, сектантские образования религиозного толка. Из подполья вышли даже религиозные организации, деятельность которых была запрещена. В страну хлынули миссионеры и проповедники со всех концов света, представляющие различные группы и секты и работающие с антигосударственных, антиобщественных, аморальных позиций. Только после десяти лет беззакония власти осознали опасность незаконной деятельности иностранных религиозных организаций в нашей стране. В новой редакции Концепции национальной безопасности России (10 января 2000 года) указывается на необходимость противодействия негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров, а также «экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии других государств в Россию».

Следует отметить, что деструктивная деятельность религиозных объединений в России имеет определенные сопутствующие предпосылки, созданные длительной атеизацией российского общества и утратой ценностей и смысла жизни у значительной части россиян в постсоветский период.

Сознание многих людей было разделено, незащищено от развращающего влияния СМИ и различных культовых проповедников.

Подавляется восприятие реальности опасности, исходящей от новейших религиозных объединений деструктивного и оккультного характера. Опасности действительно существуют, они сформированы, а субъекты сохранения, равно как и объекты, не понимают приближающейся катастрофы.

Характеристика деструктивных религиозных организаций

В качестве единой зарубежной классификации деструктивных культов можно привести список религиозных объединений, которые, по мнению экспертов Государственного собрания Франции, могут представлять угрозу обществу по состоянию на 2009 год. Кандидаты в список были отобраны экспертами на основе десяти качественных критериев, с учетом наличия деструктивных характеристик:

  • Дестабилизация сознания;
  • Непомерные требования денег (вымогательство);
  • Заставляя порвать с прежним окружением;
  • Нападение на физическое здоровье;
  • Привлечение детей;
  • Антисоциальный язык;
  • Нарушение общественного порядка;
  • Предстать перед судом или находиться под следствием по серьезным обвинениям;
  • Экономические проступки (сокрытие средств);
  • Попытка подрыва властных структур.

Ассамблея обеспокоена существующими расхождениями в отношении деятельности сект и новых религиозных движений. Различные ассоциации и семьи, которые чувствуют себя ущемленными деятельностью культов, должны принять меры, отметил, что в докладе COTREL Европейский парламент обратился к Совету Европы с просьбой решить эту трудность. Просит все стороны обрисовать методы работы и юридические трудности. Считает, что свобода совести и религии, гарантированная в статье 6. Европейская конвенция по правам человека делает первичное законодательство о сектах нежелательным, если такое законодательство вмешивается в фундаментальные права и наносит ущерб обычным религиям.

Справедливости ради, следует отметить, что в рекомендации Совета Европы нет термина деструктивная религиозная организация, который мы использовали. Что же это за культы, которые встревожили все позитивные силы в мире? Деструктивные культы — это вид культов, которые разрушают естественное гармоничное состояние личности: духовно, психически и физически (внутренняя деструктивность), а также созидательные традиции и нормы, существующие социальные структуры, культуру, веру, порядок и общество в целом (внешняя деструктивность). Такие культы противоположны обычным творческим доктринам, хотя часто имеют поверхностное внешнее сходство. Термин «культ» пока не имеет четкого научного определения в социологии и психологии, хотя в международной юридической практике он достаточно распространен и считается устоявшимся юридическим термином.

Понятие «деструктивная религиозная организация» пока нельзя считать устоявшимся даже в российской юридической практике. Тем не менее, в постановлении Государственной Думы от 15 декабря 1996 года, на которое мы ссылались выше, говорится: «Людей, принадлежащих к одной из мировых религий, объединяет общее понимание моральных ценностей и принципов, а последователей последних деструктивных религиозных организаций — прежде всего, авторитет «учителя». Отсюда определенная организационная хрупкость мировых религий и противоположная им стальная, всепроникающая организованность деструктивных религиозных организаций, их стремление полностью завладеть человеком, убить все его свободные связи с миром…

Многие деструктивные религиозные организации, получившие официальную поддержку и покровительство государственных и городских властей в России, широко известны на Западе злостным уклонением от уплаты налогов, обилием судебных исков о нанесении психологического и физического вреда последователям, различными антиобщественными и антигосударственными действиями, вплоть до проникновения в государственные органы, заговоров против государства»….

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Формирование самооценки старших дошкольников в продуктивных видах деятельности
  2. Изучение взаимосвязи индивидуальных черт личности подростка и стиля воспитания в различных социальных группах
  3. Значение целостности и связности текста в психологии
  4. Включенное наблюдение
  5. Мотивация агрессивного поведения
  6. Виды психических процессов: внимание
  7. Гуманистически ориентированные теории и практики психологического консультирования и личностного роста
  8. Психотерапия в России
  9. Психологическое благополучие специалистов помогающих профессий на примере клинических психологов и логопедов
  10. Гендерные отношения