Для связи в whatsapp +905441085890

Детские страхи: методики — Причины страха

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество негативных факторов, которые могут не только затормозить раскрытие потенциала личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому проблеме тревожности уделяется большое внимание в работах российских психологов и психотерапевтов, которые отмечают увеличение числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и беспокойством.

Некоторые детские страхи зависят от возраста и носят временный характер. Однако те детские страхи, которые являются длительными и сильно переживаются ребенком, указывают на нервное расстройство ребенка, плохое поведение родителей, конфликтные отношения в семье и в целом являются признаком неприятностей. Большинство причин, как отмечают психологи, кроется в семейных отношениях, таких как попустительство, непоследовательное воспитание, негативное или слишком требовательное отношение к ребенку, что создает в нем тревогу, а затем порождает враждебность к миру.

Психика ребенка характеризуется повышенной чувствительностью, уязвимостью и неспособностью защищаться от негативных влияний. Невротические страхи возникают в результате длительных и неразрешенных переживаний или острых душевных потрясений, часто на фоне болезненной перегрузки нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания со стороны психологов, учителей и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится замкнутым и напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость. Соответственно, возникает вопрос о раннем выявлении невротической тревоги.

В последнее время вопросы диагностики и коррекции тревожности стали актуальными, так как они достаточно широко распространены у детей. В связи с вышесказанным, существует острая необходимость в комплексном подходе к проблеме коррекции детской тревожности, особенно в привлечении семьи. Эта работа может заключаться как в ознакомлении родителей с результатами исследования в допустимой форме, так и в направлении их на консультацию к семейному специалисту. Такой подход может повлиять не только на внешнее проявление тревоги, но и на обстоятельства, которые ее порождают.

Тревоги и эмоциональные нарушения могут быть скорректированы у детей до десятилетнего возраста и пройти без последствий. Поэтому крайне важно вовремя обратиться к специалисту и принять меры по преодолению фобий у ребенка. Соответственно, задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психических нарушений у ребенка является наиболее актуальной для практической психологии и педагогики.

Тревога — самая опасная из всех эмоций.

Обширные исследования тревожности дают прекрасную основу для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литература по этой проблеме немногочисленна. Хотя проблема тревожности у учащихся начальной школы достаточно актуальна в настоящее время. Проблема тревожности также мало используется в школьной практике. Наконец, поступление в школу связано с развитием тревожности у детей. Поэтому еще в детском саду ребенку необходимо пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своем сознании.

Проблемой тревожности в младшем школьном возрасте занимались многие ученые. В своих трудах Боулби в значительной степени раскрыл причины детской тревожности.

Рахман много времени уделил проблеме тревожности. Согласно его «концепции травматической обусловленности», события или ситуации, вызывающие боль, могут вызывать тревогу независимо от фактического ощущения боли. Серсворт, предложил список индикаторов тревожности. Он сказал, что беспокойство может сопровождаться или сопровождаться осторожным исследованием или даже улыбкой. Многие методы и приемы для снятия тревожности у младших школьников были разработаны А.М. Прихожан.

Детские страхи: методики - Причины страха

Причины страха

Страх — это эффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы его жизни и благополучию; страх — это эмоционально заостренное ощущение надвигающейся угрозы. В отличие от страха, тревога не всегда является негативно ощущаемой эмоцией, ведь она возможна и в форме радостного возбуждения, волнующего предвкушения. Эмоционально неблагополучный ребенок может испытывать как тревогу, так и страх, в зависимости от его психологической структуры, жизненного опыта, отношений с родителями и сверстниками. Объединяющим фактором для страха и тревоги является страх. Это проявляется в том, что ребенок теряется, когда ему задают вопросы, не находит нужных слов, говорит дрожащим голосом, а часто и вовсе замолкает.

Все внутри становится холодным, тело «наливается свинцом», а ладони становятся влажными. Он может делать много лишних движений или, наоборот, стать неподвижным.

Страх, в свою очередь, можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной, объективированной форме, когда чувства не пропорциональны опасности и страх принимает более длительное течение. Когда ребенок начинает бояться самого факта возникновения страха, он приходит к высокому, нередко чрезмерному уровню тревожности, поскольку боится всего, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию.

Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, которые представляют собой наступление опасности. Как отмечает Боулби, причиной тревоги может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Объектом тревоги может быть человек или предмет. Иногда тревога не связана ни с чем конкретным; такие тревоги переживаются как бесхарактерные. Страхи могут быть спровоцированы страданием. Это связано с тем, что в детстве между этими чувствами формируются ассоциации.

Причины тревоги можно разделить на 4 класса:

Внешние процессы и события.

Этот раздел посвящен основным классам событий, которые вызывают тревогу или вовлекают нейронные процессы, активирующие эту эмоцию. 1. врожденные детерминанты.

Грей разделил все причины страха на 4 категории: Интенсивность, новизна, эволюционные сигналы опасности и причины, возникающие в результате социального влияния.

Боль и громкие звуки являются примерами слишком интенсивных раздражителей, а незнакомые лица или предметы иногда вызывают страх из-за своей новизны. Грей считал отсутствие стимуляции или отсутствие стимулов в ожидаемом месте и времени особым типом нового стимула. Все ситуации, которые угрожают значительной части членов вида в течение длительного периода времени, являются эволюционно выработанными сигналами опасности.

Боулби определил врожденные детерминанты страха, которые он назвал «естественными стимулами и их производными». Производные стимулы, по-видимому, более восприимчивы к изменениям в опыте, чем естественные. Естественными стимулами страха являются: Одиночество, незнакомство, внезапное приближение, резкое изменение стимула, высота и боль. Стимулы страха включают: Темнота, животные, незнакомые предметы и незнакомые люди. И Боулби, и другие авторы показали, что естественные стимулы страха зависят от возраста, то есть от процессов развития и созревания. Например, ряд исследователей показали, что страх перед незнакомцами может не возникать в первые месяцы жизни, потому что у ребенка еще не развилась способность отличать знакомые лица от незнакомых. Эта способность появляется где-то между 6 и 9 месяцами жизни, и именно в этом возрасте отмечается максимальный страх перед незнакомцами.

Боулби считал одиночество наиболее глубокой и важной причиной тревоги. Он также показал, что другие естественные стимулы страха, такие как незнакомство и внезапные изменения в стимулах, пугают гораздо сильнее, если они происходят на фоне одиночества.

Коррекция детских страхов методом рисования

Рисование — это творческий акт, который позволяет детям ощутить радость от собственных достижений, действовать по прихоти, быть самими собой и свободно выражать свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование, как и игра, является не только отображением реальности в сознании детей, но и их моделированием, выражением отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокий опыт, который не всегда открыт, и учесть его при устранении страхов. Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которым нравится рисовать, отличаются большим воображением, спонтанностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему, как это происходит каждый раз в процессе рисования. Последний разрешает использовать рисунок только в терапевтических целях. Через рисунок ребенок дает волю своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, реконструирует свои отношения в различных ситуациях и безболезненно вступает в контакт с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Как для выработки иммунитета к инфекционным заболеваниям вводят живую, но ослабленную вакцину, чтобы стимулировать развитие здоровых, защитных сил организма, так и повторное переживание страха при представлении его в образе приводит к ослаблению его травмирующего звучания.

Отождествляя себя с положительными и сильными, уверенными в себе героями, ребенок борется со злом — отрубает голову дракону, защищает родных, побеждает врагов и так далее. Здесь нет места беспомощности, неспособности постоять за себя, а есть ощущение силы, героизма, то есть бесстрашие и способность противостоять злу и насилию.

Рисование неотделимо от эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения, даже гнева, но не от страха и печали.

Таким образом, рисование служит способом осмысления собственных возможностей и окружающей действительности, моделирования отношений и выражения эмоций, даже негативных. Однако это не означает, что активно рисующий ребенок ничего не боится; просто снижается вероятность возникновения тревоги, что само по себе имеет большое значение для его психического развития. К сожалению, некоторые родители считают игры и рисование несерьезным занятием и в одностороннем порядке заменяют их чтением и другими видами деятельности, которые они считают более интеллектуально значимыми. На самом деле, им нужно и то, и другое. Детям с художественными наклонностями, эмоциональным и впечатлительным, справедливым и склонным к беспокойству, нужно больше игр и рисунков. Для детей более рациональных, склонных к аналитическому, абстрактному мышлению, увеличивается доля интеллектуальной и рациональной деятельности, включая компьютерные игры и шахматы. Но даже при так называемой левополушарной ориентации необходимо как можно больше разнообразия в играх и рисовании, чтобы расширить творческий диапазон и воображение ребенка.

Наибольшая активность в рисовании наблюдается в возрасте от 5 до 10 лет, когда дети рисуют сами, спокойно и свободно, выбирая сюжеты и представляя вещи так живо, как будто они реальны. В большинстве случаев с наступлением подросткового возраста способность к спонтанному визуальному творчеству постепенно снижается. Уже сознательно ищут правильную форму, композицию, возникают сомнения в достоверности изображения, натурализме в изображении предметов. Подростки даже стыдятся своей способности рисовать так, как им хочется, боятся выглядеть неловко и нелепо в изображении других, лишены естественного выражения своих чувств и желаний.

Коррекция детских страхов методами игротерапии и сказкотерапии

В отечественной современной психологии одним из средств коррекции детской тревожности является игровая терапия. По словам А.Я. Варг, игровая терапия часто является единственным способом помочь тем, кто еще не освоил мир слов, взрослых ценностей и правил, кто все еще смотрит на мир сверху, но является хозяином в мире фантазий и образов. Г. Л. Ландрет сравнил важность языка для взрослого и игры для ребенка, для дошкольника игра — это естественная потребность, которая служит условием гармоничного развития личности.

По мнению многих исследователей, игра является ведущим средством психотерапии в дошкольном возрасте. В этом случае он несет больше диагностической и обучающей функции. Игре за ее развивающий потенциал, завершающий эффект в дошкольном возрасте отводится центральное место.

Успех лечебного эффекта игры заключается в диалогическом общении между взрослым и ребенком через принятие, осмысление и вербализацию свободно выраженных чувств в игре. В рамках игровой терапии используются свободная игра и директивная (контролируемая) игра. В свободной игре психолог предлагает детям разнообразные игровые материалы, провоцируя регрессивный, реалистичный и агрессивный типы игры. Регрессивная игра означает возврат к менее зрелым формам поведения. Реалистичная игра зависит от объективной ситуации, в которой находится ребенок, а не от его потребностей и желаний. Агрессивная игра — это игра в насилие, войну и т.д. Для организации таких игр используется неструктурированный и структурированный игровой материал.

Использование неструктурированных игровых материалов (вода, песок, глина, пластилин) дает ребенку возможность выразить свои чувства и желания косвенно, так как сам материал способствует сублимации.

Структурированные игровые материалы включают: куклы, мебель, постельные принадлежности (они провоцируют желание заботиться о ком-то); оружие (поощряют проявление агрессии); телефон, поезд, машины (поощряют использование коммуникативных действий). По сути, структурированный игровой материал способствует приобретению социальных навыков, усвоению моделей поведения.

Коррекция с помощью сказкотерапии. В практике сказкотерапии используются три вида кукол: Куклы-марионетки (очень просты в изготовлении, могут быть без лица, что дает ребенку возможность для воображения); пальчиковые куклы; теневые куклы (используются в основном для работы с детскими страхами).

Сказкотерапевты Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и А.М. Михайлов отмечают широкий спектр воздействия кукол на детей. Как средство перевоплощения, кукла облегчает процесс постановки пьесы, поскольку не все, по тем или иным причинам, могут выступать на сцене. С другой стороны, материализация в кукле лишает страх перед ребенком его эмоциональной интенсивности, ребенок имеет опыт оперативной, недирективной обратной связи, он видит и чувствует результат своего воздействия на куклу. В большей или меньшей степени ребенок осознает ответственность за сценическую жизнь куклы. Таким образом, ребенок видит причинно-следственные связи между своими действиями и действиями куклы.

Кукла как атрибут воплощает противоположные нормы человеческих действий и характеристик, которые наиболее ярко представлены в сказке.

Привлекательность сказок для психологической коррекции вообще и коррекции страха в частности заключается прежде всего в естественном развитии субъекта, в отсутствии нравоучений. В сказках ребенок в воображении переживает проблемы, через которые прошли все люди (разлука с родителями, проблема выбора, несправедливость и т.д.). И самое главное, несомненно, то, что в сказке зло всегда наказано, но даже из плохих поступков можно извлечь хороший урок.

Существует несколько методов работы со сказкой: Анализ, изложение, переписывание, сочинение новых сказок.

Работая над сказкой, ребенок приобретает конкретные способы борьбы со страхами, его эмоциональный мир окрашивается в более радостные тона. В сказке, напротив, пугающий персонаж или наваждение может выглядеть совсем не так. Примером может служить сказка «Волшебник тьмы» Т. Вершининой.

Коррекция с помощью индивидуально-групповых занятий

Давайте поговорим еще об одном интересном методе коррекции. Оригинальным методом психотерапии детей является драматическая психоэлевация. Этот метод был разработан в 1990 году И. Медведевой и Т. Шишовой. Он предназначен для работы с детьми, страдающими невротическими и подобными пограничными расстройствами: Тревоги, агрессивное поведение, тики, навязчивые идеи, логоневрозы и т.д. Авторы классифицируют этот метод как индивидуально-групповой, то есть занятия проводятся в группах, но после второго занятия каждый ребенок получает индивидуальное домашнее задание. Другими словами, каждый ребенок занимается по индивидуальной программе в групповой обстановке. Обязательным условием использования этого метода является активное участие родителей.

В некоторых аспектах драматическое психообразование имеет сходство с театральными методами психодрамы Якоба Морено. Основным отличием метода драматического психообразования является преимущественная опора на сознательное и сверхсознательное. В ходе работы авторы пытаются актуализировать желание ребенка справиться с патологической доминантой, «подняться над ней» (психоэлевация — от лат. «поднимать»). Разница также заключается в том, что метод драматического психовоздействия фокусируется на особенностях конкретного человека, который не может справиться с ситуацией.

По тактике работы этот метод принципиально отличается от других психотерапевтических методов. Кратко его можно описать следующим образом: патологическая доминанта > недостаток > достоинство.

В этом методе исключительное значение придается метафорической форме театральных этюдов, так как эта форма наиболее эффективна и наименее травматична при работе с детьми. Терапевтический эффект достигается благодаря сочетанию трех составляющих этого метода: воображаемой ситуации, адекватно заданной тематике и присутствию в качестве персонажей вполне реальных людей, прежде всего ребенка и его родственников.

Основными инструментами работы с этим методом являются атрибуты кукольного театра: ширма, матерчатые куклы, маски. Они способствуют самораскрытию маленьких актеров, «высвечивая» патологические особенности личности, определяя патологическую доминанту, то есть выполняют и диагностическую функцию.

Авторы подчеркивают, что театральная среда и особенно куклы не оказывают терапевтического эффекта. Они лишь способствуют тому, чтобы дать ребенку возможность осознать свою проблему и решить ее без психологического ущерба для себя. С нашей точки зрения, драматическое психовоспитание — это комплексный метод коррекционного воздействия, одним из компонентов которого является сказкотерапия: в сказкотерапии и методе драматического психовоспитания особое внимание уделяется подготовке к выступлению, изготовлению кукол детьми под наблюдением взрослых. Воплощая замыслы в жизнь и обращая внимание на детали, характеризующие фигуру, ребенок может непосредственно увидеть результат своего творчества. Кроме того, самодельные куклы способствуют развитию моторики, а также умению планировать свои действия и концентрироваться на конкретном результате.

Эда Ле Шан в своей книге «Когда ваш ребенок сводит вас с ума: Родители часто не хотят признавать страхи своих детей, потому что боятся увековечить их и даже способствовать появлению новых страхов. Этот страх можно понять, но не признать законным. Принятие факта существования страха и проявление искреннего сочувствия — лучший способ помочь ему исчезнуть. За все годы работы с родителями и детьми я не могу вспомнить ни одного случая, когда сочувствие и понимание усилили бы страхи ребенка.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Кризисная психотерапия
  2. Нарушения в применении средств общения — Понятие речевого нарушения
  3. Психология общения с пациентами
  4. Бихевиоризм как научная школа: предмет, методы и основные направления исследований — Концепция бихевиоризма
  5. Методы экзистенциальной психотерапии
  6. Ценностно-нормативная система личности
  7. Депрессия
  8. Детерминанты группообразования
  9. Парацентрическая образовательная технология
  10. Методы теоретического и эмпирического уровня познания