Для связи в whatsapp +905441085890

Детское изобразительное творчество — Стадии развития рисования

Вопрос о выделении и характеристике этапов развития детского изобразительного творчества является одним из актуальных для многих поколений теоретиков и практиков. Поскольку знание этапов творческого развития ребенка дошкольного возраста оказывает непосредственное влияние на определение содержательного аспекта в решении данной проблемы.

Для теоретиков в данном случае представляется очень важным выявить закономерности формирования образной структуры продуктов детского творчества на том или ином этапе, проследить характер общих психологических, личностных изменений, влияющих на последующее развитие ребенка. В то же время они выделяют особенности восприятия и отражения ребенком действительности и определяют степень их влияния на его духовное развитие.

Практики, имеющие представление об этапах детского творчества, получают возможность научно подойти к разработке программ и разделов, направленных на творческое развитие ребенка дошкольного возраста. Это позволит избежать формализма в построении образовательного процесса.

Долгое время этапы развития детского изобразительного творчества рассматривались в рамках свободного творческого развития ребенка, то есть без участия взрослого, без учета характера педагогического воздействия, условий, созданных для творческого развития дошкольника и т.д. И, наконец, все эти факторы оказывают самое непосредственное влияние на наступление или ненаступление каждого этапа. В целом, нельзя говорить об абсолютной объективности имеющихся данных. Важно также отметить, что внимание ученых очень часто было сосредоточено только на рисовании детей. В то же время, стадии развития формообразования, аппликации и конструирования полностью коррелировали с выделенными стадиями формирования рисунка. Однако, как показывает практика, в развитии этих видов творчества существуют существенные различия, изучение которых помогло бы избежать ряда педагогических ошибок.

Таким образом, правомерно рассматривать этапы развития разных видов изобразительного творчества детей в разных условиях, а именно: в условиях свободного творческого развития ребенка и под целенаправленным педагогически оправданным воздействием взрослого. Более наглядно структуру такого анализа можно представить в виде схемы.

Детское изобразительное творчество - Стадии развития рисования

В характеристике этапов развития детского рисунка существует несколько подходов, мы рассмотрим некоторые из них, которые являются основополагающими для последователей, изучающих эту область детского творчества.

Стадии развития рисования

Так, Г. Кершенштайнер и С. Риччи отнесли «каракули» к первой стадии развития рисования, которая, по их мнению, начинается в возрасте двух лет. Здесь первые каракули — это случайные следы на бумаге, оставленные карандашом. На этом этапе ребенка интересует карандаш, а не рисунок, который он создает; кроме того, ребенок еще не способен установить связь между образами реальности и своим «рисунком». На этом этапе ребенок еще не способен передавать реальные свойства объектов и предметов.

Промежуточный этап, на который указывает Г. Кершенштейнер, заключается в появлении способности визуально контролировать процесс рисования. Таким образом, качественной разницы между рисунками первого и второго этапов нет. Однако этот этап очень значим для дальнейшего творческого развития, потому что в это время у детей появляется очень сильный интерес к процессу рисования.

Второй этап, «этап постинтерпретации», происходит между 2
Второй этап, «этап постинтерпретации», происходит между 2 и 3 годами. С точки зрения техники и качества этот этап практически не отличается от предыдущего. Рисунки по-прежнему состоят из хаотичных линий, штрихов и каракулей, но дети уже не просто с интересом рисуют на листе бумаги, а дают названия своим «рисункам». Картинки не реалистичны, но для ребенка его попытки передать свои впечатления или изобразить знакомые предметы теперь приобретают визуальный смысл, что в свою очередь позволяет сделать выводы о формировании двигательной координации.

Второй этап «пикториальный» также имеет несколько стадий. По мнению Г. Кершенштейнера, первая стадия «рисования с примитивной выразительностью» относится к возрасту 3-5 лет. В этот период, по мнению исследователей (Г. Кершенштайнер и К. Риччи), «рисунки» характеризуются «мимикой», а не «графической выразительностью». Это проявляется в том, что в процессе рисования ребенок очень эмоционально рассказывает о том, что изображено, он живет вместе с картинками и, соответственно, пытается отразить все свои впечатления, переживания и отношения с тем, что изображено.

Исследователи относят изобразительную стадию к трем этапам «графического повествования», которые, по их словам, состоят из рисования по памяти.

Суть первого этапа «схематического рассказа» заключается в том, что на этом этапе ребенок начинает осознавать самостоятельность графической стороны рисунка и ее независимость от внешних явлений (звукового сопровождения, движений тела и т.д.). То есть дошкольник понимает, что графический аспект не меняется, какие бы характеристики он ни давал картинке. Это побуждает ребенка рисовать по памяти.

Второй этап «чувство форм и линий» характеризуется стремлением дошкольника сравнивать природные формы с собственным рисунком и передавать характерные свойства того или иного предмета (объекта). Однако на этом этапе, отмечают исследователи, детские рисунки все еще обладают определенной репрезентативной условностью.

Показателем третьей стадии «надежного представления» является появляющаяся точность в передаче пропорций, элементарного пространства, формы предметов (объектов). Но на этом этапе изображение имеет вид силуэта, который не имеет объема.

Г. Кершенштайнер отмечает, что дошкольники не проходят дальше третьей стадии без специального обучения, поэтому следующая стадия «реального представления» характерна только для детей от 10 лет. На этом этапе дети, похоже, могут рисовать с натуры, наблюдать композиционные схемы и применять светотеневое моделирование к объектам, которые они изображают.

Параллельно с Г. Кершенштайнером и его единомышленниками, К. Бюлер занимался проблемой определения этапов развития детского изобразительного творчества. В своем исследовании детского рисунка он рассматривал, в частности, первые этапы детского рисования. В частности, К. Бюлер занялся этим вопросом, потому что «они (стадии) дают больше всего для учения о психическом развитии». Бюлер обратил внимание на высшие стадии развития, так как, по его мнению, они определяют рациональную структуру обучения рисованию, поэтому К. Бюлер добавил к своим выводам соображения этнологов о «параллелях» между развитием детского рисунка и общим развитием человечества.

Этапы рисования

К. Бюлер в своем исследовании выделяет несколько этапов рисования. Первые этапы он назвал подготовительными. Их суть заключалась в том, что они представляли собой некое начало, толчок, стремление к подражанию; ребенок видит, как старшие сверстники или взрослые пишут или рисуют, и ему хочется делать то же самое. Поэтому сроки этого начала подвержены большим колебаниям и могут зависеть от различных обстоятельств (оно было установлено уже на втором году, в других случаях — на четвертом). Эти первые попытки поначалу не более чем игра, сочетающаяся с бесцельным возиться с каким-нибудь длинным предметом, ложкой или карандашом. Следовательно, на этом этапе ребенок интересуется движениями рук, еще не формируя понимание взаимосвязи между ними и рисунком на бумаге. Когда ребенок понимает эту взаимосвязь, он начинает находить удовольствие в игре со штрихами, каракулями ради них самих (ребенок еще не знает, что штрихи, которые он делает, могут что-то изображать).

Между первой и второй стадией существует некий «переход», вызванный тем, что в определенный момент в процессе рисования ребенок обнаруживает, что под штрихами он начинает видеть очертания каких-то фигур, которые напоминают ему знакомый предмет. В этот момент, по словам С. Бюлер, когда ребенок пытается рассматривать свои каракули во взаимодействии друг с другом, начинается второй период в развитии рисования. Теперь рисование приобретает для маленького «художника» совершенно иной смысл. В этот период у него возникает желание целенаправленно что-то изобразить. По мнению К. Бюлера, намерение что-то изобразить можно объективно распознать и по тому, что названия не применяются без разбора ко всем рисункам, а различным фигурам постепенно даются вполне конкретные имена. Важно именно это, а не объективное сходство рисунков, так как оно изначально по разным причинам довольно незначительно, и часто взрослый наблюдатель вообще не может найти его в первых детских рисунках.

В исследовании Бюлера мы также обнаруживаем, что на второй стадии развития детского рисунка происходит распад нарисованной картинки на части. Например, ребенок хочет нарисовать человека и рисует на бумаге разные линии, которые могут отличаться от предыдущих каракулей своим разрешением. Добавляя к рисунку историю (или ответ на заданный вопрос), «художник» объясняет, что определенный шар из отдельно расположенных штрихов изображает голову, а остальные штрихи должны изображать то или иное. Этот этап перехода к первому видимому сходству ученый не зря называет этапом локального обустройства.

Ввиду всего этого, по мнению К. Бюлера, каракули лучше называть просто хаотичными штрихами, сделанными без намерения что-либо изобразить, которые, как предшествующие речи, могут быть приравнены к лепету.

Умственный прогресс в понимании рисунка, вероятно, происходит двумя различными путями, как и переход от лепета к осмысленной речи, а именно. Во-первых, как уже говорилось, ребенок узнает в своих рисунках знакомую форму, что дает толчок к повторению. Во-вторых, он/она учится визуально понимать процесс рисования и начинает пытаться делать что-то самостоятельно.

С каждой новой возможностью, пока ребенок игриво рисует линии, он/она находит правильное измерение, чтобы изобразить что-то. Но не так быстро он начинает понимать, что всевозможные вещи могут быть представлены графически, и часто остается надолго с одним или несколькими объектами, с которыми он сделал свое открытие, то есть рисование отождествляется для него с изображением его собственных конкретных фигур. По мнению К. Бюлера, это не имеет ничего общего с внешне похожим ограничением рисования одним или несколькими объектами (например: утка, зонтик и т.д.), которое возникает как временное явление у некоторых детей на разных этапах развития.

На основе каракулей можно теоретизировать еще одно направление развития (помимо перехода к мелкому рисунку) — переход к орнаменту. К.Бюлер назвал этот этап приобретением ребенком способности складывать линии в определенный орнамент и повторять его элементы. Ученый отмечает, что эта способность очень развита, так как знаменует собой переход от игривых каракулей к самым примитивным орнаментам. К.Бюлер находит подтверждение своему предположению, когда сравнивает орнаментоподобные каракули детей с рисунками первобытных народов.

Несколько иной подход к определению этапов в развитии детского творчества можно найти у А.В. Бакушинского, который считает, что «все этапы художественно-творческого развития детей, соответствующие с некоторым отставанием в своих существенных чертах этапам их физического и умственного роста, имеют также различную продолжительность и довольно нечеткие, подвижные границы по отношению к возрасту».

Классификация А.В.Бакушинским

Первый этап — это «период моторно-визуальной адаптации психики»:

От рождения до 3 месяцев жизни (в этот период происходит консолидация перцептивного аппарата, образы внешнего мира становятся более четкими, что помогает ребенку ориентироваться в этом мире;

в возрасте 4 месяцев формируется зрительный аппарат, появляется реальное восприятие глубины и объема, малыш начинает ориентироваться в пространстве

В 6 месяцев начинается обобщение типичных признаков объектов внешнего мира, что приводит к формированию понятия объекта

Осознание ребенком движения объектов в пространстве помогает ему познать само пространство более полно и разнообразно, это происходит благодаря развитию «зрительных шкал».

Вторая стадия — это «доимагинативная» стадия:

Рефлекторно-моторные и первично-сенсорные эмоциональные проявления ребенка во время рисования (первые попытки рисования карандашом и приобретение первично-сенсорного опыта);

первично-аналитический период, на этом этапе ощущения становятся образами вещей, что приводит к формированию определенных навыков и знаний для следующего периода

период ритмичности, характеризующийся заменой временных ритмов пространственными, которые способствуют образованию новых формаций

Орнаментальная фаза состоит из бесконечного чередования похожих форм, которое предшествует появлению замкнутого зрительного образа, который пока мало похож на реальный предмет или объект, но в этот период у ребенка появляются круглые амебоидные формы.

Третья фаза — это «изобразительная» фаза.

Фаза фрагментированных схем характеризуется тем, что объект, нарисованный ребенком в этот период, последовательно представляет серию очень разных вещей (действий), которые образуют первые изобразительные символы. Пространственная форма этой картины проста, не разбита на детали, криволинейна и замкнута;

Этап изобразительного единства, в этот период проявляются более сложные ассоциативные связи дошкольника с внешним миром, что приводит к появлению изображений, имеющих элементарное сходство с реальными объектами;

Этап творческой активности проявляется в росте иллюзорных элементов в рисовании, в этот период можно наблюдать соответствие между реальным объектом (предметом) и его идеальным образом, для создания которого ребенок использует различные материалы. Эта стадия характеризуется тем, что осознаваемый образ становится чрезвычайно символическим и включает в себя как внешние впечатления и переживания ребенка, так и его внутренние переживания, эмоциональные оценки и т.д;

Этап наличия движений связан с тем, что в это время дошкольник способен передать элементарную динамику образа, для этого он использует различные средства выразительности;

Фаза предметно-изобразительной формы, которая связана с другими формами художественной выразительности, сначала сводится к организации и характеристике внешних действий, движений, и только потом можно наблюдать появление психологической выразительности рисунка, которая приводит к объединению динамики, внешних характеристик натурщика, его внутренней природы и личностного отношения ребенка.

Периоды деятельности ребенка

Первый период — «подготовительный». В этот период ребенок знакомится с основными свойствами материалов, используемых в изобразительной деятельности, приобретает необходимые навыки и умения в использовании карандаша и бумаги:
Манипуляции с карандашом;

Появление первых штрихов в детском рисунке;

Регуляция двигательных действий: 1) движение карандаша назад; 2) возникновение коротких штрихов.

Умение читать картинку и рисовать взрослого: 1) случайное узнавание детали; 2) выделение и узнавание любого случайного признака, соотнесение с имеющимся опытом.

Формирование умения вкладывать содержание в каракули;

Второй «изобразительный» период наступает только после того, как ребенок научился читать свой рисунок, научился видеть в нем конкретный осмысленный образ:

Рисование по предложению взрослого (взрослый руководит изобразительной деятельностью, предлагая ребенку рисовать;

Создание картинки в соответствии с «идеей» (очень часто ребенок отклоняется от собственной идеи).

Подражательное рисование (оно основано на копировании изображений, предложенных взрослым).

самостоятельное рисование.

Обобщая все приведенные выше высказывания исследователей (Г. Кершенштайнер, К. Риччи, К. Бюлер, А.В. Бакушинский, Е.И. Игнатьев) об этапах развития детского изобразительного творчества, можно заключить следующее. Во-первых, все исследователи рассматривали только одно условие самостоятельного творческого развития детей дошкольного возраста — рисование карандашом, т.е. создание детьми графических изображений. Во-вторых, выделенные исследователями этапы имеют много общего, а именно, каждый из авторов указывает, что в развитии детского рисунка существует подготовительный или предрисуночный период, который заключается в том, что дошкольники осваивают свойства материалов и делают первые (в основном) рисунки на листе бумаги. За этапом формирования элементарных навыков и умений в рисовании следует период визуализации, в котором выделяют несколько этапов. Другие крупные исследователи детского изобразительного творчества (Е.А.Флерина, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Р.Г.Казакова и многие другие) в целом разделяли этот подход в своих взглядах, но конкретизировали характеристики каждого этапа в зависимости от рассматриваемых ими проблем и вопросов. Бесспорно, что выделенные периоды становления детского рисунка подробно и объективно объясняют определенную закономерность в творческом развитии дошкольников. В исследовании этапов, ученые рассмотрели только владение ребенком карандашом в процессе формирования графического изображения, давая анализ последовательных новообразований, и не рассмотрели особенности работы детей с красками.

В связи с этим важно и интересно проследить постепенное развитие детского предмета рисования вплоть до создания среды, стимулирующей проявление творческой активности при работе с красками.

Как уже говорилось, ребенок должен быть психологически подготовлен к этой деятельности до того, как он начнет осваивать лист для рисования каких-либо картинок. Поэтому ему необходим не только опыт зрительных и тактильных ощущений, выражающийся в умении распознавать очертания предметов, их индивидуальные особенности, но и тактильно-двигательный опыт, обусловленный умением ребенка сидеть, ползать, держать предмет в руках.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Особенности воспитания в многодетной семье
  2. Отчет по педагогической практике в начальных классах
  3. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся
  4. Обучение как сотворчество учителя и ученика
  5. Психодидактика
  6. Семейные традиции в жизни современного человека
  7. Внутришкольный контроль это
  8. Основной метод воспитания военнослужащих
  9. Компоненты образовательной системы
  10. Модель организации образовательного процесса