Для связи в whatsapp +905441085890

Диагностика творческого мышления — Общее представление о творческих способностях

Каждый день люди делают многое: маленькие и большие, простые и сложные дела. И каждая задача — это задача более или менее сложная.

При решении задач происходит акт творчества, находится новый способ или создается что-то новое. Здесь необходимы особые умственные качества, такие как наблюдательность, сравнительная способность и анализ, чтобы найти связи и зависимости, которые в совокупности составляют творческую способность.

Одним из первых исследователей креативности был Л. Терстоун, который обратил внимание на разницу между креативностью и способностью к обучению.

Дж. Гилфорд разработал концепцию, основанную на фундаментальном различии между двумя типами мыслительных операций: Конвергенция и дивергенция. Гилфорд считал, что операция дивергенции лежит в основе творчества, которое он объяснял как «вид мышления, идущий в разных направлениях».

Концепция Г. Гилфорда была развита Е.П. Торренсом.

Творчество рассматривалось Торренсом как естественный процесс, возникающий из сильной человеческой потребности снять напряжение, возникающее в ситуации дискомфорта, вызванного неопределенностью или незавершенностью деятельности.[33] Концепция творчества была в дальнейшем развита Э.П. Торренсом.

С. Медник считает, что творческий процесс имеет как конвергентные, так и дивергентные компоненты. По мнению Медника, суть творчества заключается не в специфике операции, а в способности преодолевать стереотипы.

Область креативности трудно поддается изучению и является противоречивой, поскольку эмпирическое поле фактов по этой проблеме очень широко. Творчество, рассматриваемое в различных концепциях, выглядит как головоломка, которую еще никто не смог собрать целиком. Уже в 1960-х годах было описано более 60 определений креативности.

Диагностика креативности является одной из наименее разработанных областей психодиагностики, что связано со сложностью изучаемого феномена. В то же время существует ряд методов диагностики креативности, возникших в рамках различных научных парадигм. Ученые пришли к выводу, что творческие способности не идентичны способностям к обучению и редко отражаются в тестах на определение IQ. В результате экспериментальных исследований среди способностей индивида была выделена особого рода способность генерировать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем в мышлении, быстро решать проблемные ситуации. Эта способность была названа креативностью.

Творчество включает в себя определенный набор способов мышления и личностных качеств, которые определяют способность к творчеству. На основе научной литературы было установлено, что креативность как характеристика личности представляет собой сложное интегративное образование. Структура творчества определяет набор различных способностей, которые определяют реализацию творческого процесса. На основе рассмотренных исследований структуры творческого процесса установлено: в динамике творческого процесса можно выделить стадии или фазы, когда развитие (дальнейшая реализация) творчества обусловлено в большей степени какой-то доминирующей способностью. Другими словами, в творческом процессе способности, составляющие содержание творчества, последовательно актуализируются и таким образом остаются единой системой.

Формирование креативности предполагает создание диагностического инструментария, который дает возможность выявить творческий потенциал личности. В последнее время в нашей стране практические психологи (в том числе школьные) стали использовать различные психодиагностические инструменты, к которым относятся тесты креативности (зарубежные методики измерения креативности Э. Торренса и С. Медника были адаптированы к русскоязычной выборке и получили широкое применение. Медник). Однако проблема заключается в том, что, по мнению некоторых ученых, традиционные тестовые процедуры не дают достаточно полного представления о творческих способностях исследуемых лиц, Б. Саймон, М. Уоллах. На наш взгляд, это объясняется тем, что при определении креативности мы имеем дело с психологическим феноменом, характеризующимся неконтролируемостью и спонтанностью проявления.

Диагностика творческого мышления - Общее представление о творческих способностях

Общее представление о творческих способностях

Творческая способность (креативность) означает создание чего-то нового, под которым могут пониматься как изменения в сознании и поведении человека, так и созданные им продукты, которые он передает другим (Ярошевский, 1985). Согласно этому пониманию, творческими можно считать не только созданные образы, машины, теории, но и все факты личностного роста человека. Некоторые исследователи, напротив, сужают понятие «креативность», включая в него только когнитивную деятельность, которая приводит к новому или необычному взгляду на проблему или ситуацию.

Под креативностью понимаются творческие способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах и отдельных видах деятельности. Они характеризуют личность в целом и ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс ее создания. До появления этого термина психологи пытались называть эту способность по-разному. Например, У. Джеймс (1916) выделил психологическую черту, которую он назвал дискриминацией, когда изучал решение творческих задач. Он считал, что дискриминация основана на ассоциативном процессе и, в частности, на ассоциативном сходстве.

Роль ассоциативного процесса в творчестве подчеркивал немецкий психолог Г. Э. Мюллер. Одновременная активация многих элементов мозга на основе такой ассоциации создает «созвездие» активных элементов мозга, которое приводит к решению.

Ассоциацию как механизм творческого процесса рассматривал также Б.М. Бехтерева (1907-1910). Поиск ассоциативных механизмов творчества был продолжен учениками И.П. Павлова. Эта точка зрения имеет лишь историческое значение, поскольку теперь ясно, что ассоциативные процессы недостаточны для описания механизма творчества.

Креативность обычно рассматривается с трех сторон: как процесс творчества, как его продукт и как свойство личности. Эта концепция тесно связана с теорией Д. Гилфорда (1956), который различал оригинальность, беглость и гибкость. Д. Гилфорд понимал гибкость как способность переосмыслить функции объекта, возможность использовать его в разных качествах. Гибкость мышления позволяет открывать ранее не использовавшиеся свойства объекта и решать проблемы, возникающие при их анализе.

Использование термина «креативность» обусловлено возможностью ее оценки с помощью специально разработанных тестов. В отсутствие способа более точного измерения творческой стороны личности, большое количество исследователей используют как эти тесты, так и этот термин. В любом случае ни термин, ни тесты не определяют результат, который напрямую зависит от степени осознания исследователем того, что он пытается определить с их помощью[6].

Понятию творчества присуща неоднозначность. Творчество очевидно: оно проявляется в реализованном продукте, который может нравиться или не нравиться, но оно есть.

Предпринимаются попытки понять, является ли креативность самостоятельной способностью или только частью когнитивных способностей. Было показано, что его отдельные компоненты отличаются от компонентов интеллекта, но есть также доказательства того, что эти показатели независимы, и поэтому высокая креативность может сочетаться с низким интеллектом.»[9]

В рамках креативности сейчас различают оригинальность, или способность придумывать необычные ответы; семантическую гибкость, которая представляет собой способность обнаруживать различные способы использования объекта; образную гибкость, которая представляет собой способность видеть новые свойства объекта; и семантическую спонтанность. То есть, легкость возникновения разнообразных идей.

Факторы, влияющие на интенсивность творчества

Большинство исследователей сходятся во мнении, что для начала творческого процесса необходимо наличие проблемы, то есть цели и отсутствие известного способа ее достижения. Итак, стремление к чему-либо и отсутствие известного способа его достижения. У человека, который всем доволен, нет желания изобретать. Исключение составляют маленькие дети, в которых от природы присутствуют «прыгуны и «двигатели», и для которых жизнь означает единственную возможность — творить.

Но отсутствие чего-либо не является достаточным условием для творчества. Как много людей мечтают о чем-то, строят воздушные замки, которые так и остаются в их головах. Чтобы быть творческим человеком, нужно реализовать свою мечту, что требует мастерства, усердия и настойчивости.

Компоненты творческих способностей

Творческие способности — это сплав многих качеств. А вопрос о составляющих творческого потенциала человека до сих пор остается открытым, хотя на данный момент существует несколько гипотез по этой проблеме. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего, с качествами мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, изучавший проблемы человеческого интеллекта, отмечал, что так называемое дивергентное мышление характерно для творческих личностей /6, 436/. Люди с таким типом мышления, решая проблему, не сосредотачиваются полностью на единственно верном решении, а начинают искать решения во всех возможных направлениях, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Эти люди склонны создавать новые комбинации элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или устанавливать связи между двумя элементами, которые на первый взгляд кажутся несвязанными. Дивергентное мышление лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими ключевыми особенностями:

  1. скорость — способность выразить максимальное количество идей.

(в данном случае важно не их качество, а их количество).

  1. гибкость — способность выражать широкий спектр идей.
  2. оригинальность — способность генерировать новые, нестандартные идеи (может проявляться в ответах, решениях, не соответствующих общепринятым). 4.
  3. завершенность — способность улучшить свой «продукт» или придать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, используя биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов, выделяет следующие творческие способности.

  1. способность видеть проблему там, где другие ее не видят.
  2. способность сокращать мыслительные операции, заменять несколько понятий одним и использовать все более информационно насыщенные символы.
  3. способность применять навыки, полученные при решении одной проблемы, для решения другой проблемы.
  4. способность воспринимать реальность в целом, не разбивая ее на части.
  5. способность легко связывать далекие друг от друга понятия.
  6. способность памяти предоставлять нужную информацию в нужное время.
  7. гибкость мышления.
  8. способность выбрать альтернативное решение проблемы до его проверки.
  9. способность интегрировать вновь воспринятую информацию в существующие системы знаний.
  10. способность видеть вещи такими, какие они есть, отличать наблюдаемое от того, что приносит интерпретация.
  11. способность генерировать идеи.
  12. творческое воображение.
  13. способность уточнять детали для улучшения первоначальной концепции.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников на основе широкого историко-культурного материала (история философии, общественных наук, искусства, отдельных областей практики) выработали следующие универсальные творческие способности, которые развивались на протяжении всей истории человечества.

  1. реализм воображения — образное постижение существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта до того, как человек имеет ясное представление о нем и может поместить его в систему строгих логических категорий.
  2. способность видеть целое раньше частей.
  3. надситуативно-трансформационный характер творческих решений — способность самостоятельно создавать альтернативу при решении проблемы, а не просто выбирать из навязанных извне альтернатив.
  4. экспериментирование — способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых объекты наиболее ярко проявляют свою скрытость в обычных ситуациях, а также способность отслеживать и анализировать особенности «поведения» объектов в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методов креативного образования на основе ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (Алгоритм решения изобретательских задач), считают, что одной из составляющих творческого потенциала человека являются следующие способности.

  1. способность идти на риск.
  2. дивергентное мышление.
  3. гибкость мышления и действий.
  4. скорость мышления.
  5. способность выражать оригинальные идеи и придумывать новые идеи.
  6. богатое воображение.
  7. восприятие неоднозначности вещей и явлений.
  8. высокая эстетическая ценность.
  9. развитая интуиция.

Психология креативности

Существует множество научных подходов к проблеме исследования креативности. Обобщая результаты многочисленных научных исследований, можно сделать следующие выводы о психологии творчества и его связи с общими интеллектуальными способностями:

  1. интеллектуальные способности являются лишь одним из условий творческой активности личности, а главную роль в активизации творческой активности играют мотивация, ценности и черты личности (так называемый творческий тип личности).
  2. Творческие способности — это фактор, не зависящий от интеллекта. В частности, Э. Торренс в теории «интеллектуального порога» соотносит эти факторы следующим образом: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, если IQ выше 120, креативность становится самостоятельной величиной, т.е. нет креативщиков с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.
  3. Творческий тип личности можно охарактеризовать по следующим критериям:
  • способность видеть и распознавать творческую проблему — внимательность;
  • способность видеть как можно больше сторон и связей в проблеме — разносторонность мышления.
  • способность отказаться от типичного взгляда и принять другой — гибкость мышления
  • способность отходить от шаблона или группового мнения — оригинальность мышления
  • способность перегруппировывать идеи и связи различными способами — вариативность мышления
  • способность анализировать творческую проблему как систему — конкретность мышления
  • способность синтезировать творческую проблему как систему — абстрактное мышление
  • чувство организационной структуры и идеологической целостности — чувство гармонии
  • несоответствие оценок и суждений даже под давлением — независимость мышления
  • восприимчивость ко всему новому и необычному — открытость восприятия
  • конструктивная активность в неопределенных ситуациях — психическая толерантность.

1.Потребность в творчестве возникает тогда, когда оно нежелательно или невозможно в силу внешних обстоятельств, то есть сознание провоцирует активность бессознательного в этой ситуации. Таким образом, в творчестве сознательный разум пассивен и только воспринимает творческий продукт, в то время как бессознательный разум активно генерирует творческий продукт. Таким образом, творческий акт — это слияние логического (анализ-синтез в процессе воображения) и интуитивного (инсайт) уровней мышления.

2. Психическая жизнь личности — это процесс чередования двух форм внутренней и внешней активности: творчества и деятельности. При этом деятельность целенаправленна, произвольна, рациональна, сознательно регулируется, вызывается определенной мотивацией и действует по типу отрицательной обратной связи: достижение результата завершает этап деятельности. Напротив, творчество спонтанно, непроизвольно, иррационально, не регулируется сознанием, мотивировано отчуждением человека от мира и функционирует по принципу положительной обратной связи: получение творческого продукта только подстегивает процесс и делает его бесконечным. Поэтому деятельность — это жизнь сознания, механизм которой сводится к взаимодействию активного сознания с пассивным бессознательным, а творчество — это жизнь доминирующего бессознательного во взаимодействии с пассивным сознанием.

3. Проявление творческих способностей требует особой среды — творческой среды, характеризующейся следующими особенностями:

4. Оптимальная мотивация, которая предполагает средний уровень мотивации достижения (закон Йорка-Додсона: максимальная продуктивность деятельности возможна только при поддержании мотивации достижения на среднем уровне), а также отсутствие мотивации соперничества и мотивации социального признания;

5. Непринужденная обстановка, характеризующаяся отсутствием угроз и принуждения, принятием и стимулированием любых идей, свободой действий и отсутствием критики.

6. В процессе возникновения творческого продукта (творческого процесса) выделяют ряд обязательных этапов:

  • возникновение нестандартной проблемы и появление противоречия между необходимостью и невозможностью ее решения;
  • возникновение и оптимизация мотивации для решения проблемы;

Основные концепции творческих способностей

Рассмотрим понятие «творческие способности», его место в структуре способностей. Общие умственные способности делятся на когнитивные и творческие. В.Н. Дружинин делит общие способности на интеллект (способность решать задачи), обучаемость (способность приобретать знания) и креативность (другие термины имеют иное определение) — общие творческие способности (преобразование знаний). Необходимо сказать о существующих взглядах на креативность как компонент (любой) одаренности, которая определяется как высокий уровень развития каких-либо способностей. В современной литературе по психологии высокой одаренности существует тенденция, с одной стороны, выделять различные типы высокой одаренности (среди них — творческий), а с другой — искать ее общую структуру.

Как уже указывалось, вопрос изучения психологической природы творчества является одним из самых противоречивых. Ученые расходятся во мнении, существует ли творчество вообще или это научная конструкция? Является ли процесс творчества самостоятельным или творчество — это совокупность других психических процессов? Одно из пониманий творчества — это необычные проявления обычных процессов, то есть процессу творчества отказывают в самостоятельности его сторонники. Так, Н. Хомский, представитель когнитивной теории «врожденных структур», утверждает, что лингвистическая компетенция основана на врожденных структурах человеческого языка; Дж. Фодор утверждает, что такие структуры «лежат в основе всех форм человеческого интеллекта и когнитивных функций». Все уже заключено в потенциале; невозможно создать что-то из ничего, т.е. отдельно от существующих структур. С. Герберт пытается доказать, что порядковые когнитивные процессы, преобразованные определенным образом, достаточны для открытий (как законы Кеплера). В этом проявляется скептическое отношение к творчеству как к независимому, отдельному процессу. Процесс решения творческих задач описывается как взаимодействие других процессов (память, мышление и т.д.). Такое решение проблемы соответствует одному из подходов, выделенных В.Н. Дружининым: творческого процесса как специфической формы психической деятельности не существует, творческие способности приравниваются к общим способностям. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта, основываясь на полученных корреляциях между IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление. Исследователи (Ф. Гальтон, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и др.) делают вывод: высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей, и наоборот.

Однако у творчества как независимого процесса есть и сторонники. Среди первых исследователей творчества был Л. Терстоун, который обратил внимание на отличие творческих способностей от способностей к обучению, на важность неинтеллектуальных факторов, особенно темперамента, в творческой деятельности. Концепция креативности как универсальной когнитивной творческой способности стала популярной после работ Дж. Гилфорда. Его концепция основана на фундаментальном различии между двумя типами когнитивных операций: Конвергенция и дивергенция. Гилфорд рассматривал операцию дивергенции как основу для творчества, которое он объяснял как «способ думать в разных направлениях». Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности: 1) оригинальность — способность производить отдаленные ассоциации, необычные ответы; 2) семантическая гибкость — способность выделить главную особенность объекта и предложить новые свойства для его использования; 3) образная адаптивная гибкость — способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть новые особенности и возможности для использования; 4) семантическая спонтанная гибкость — способность производить разнообразные идеи в нерегулируемых ситуациях.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Педагогическая инноватика
  2. Задатки и способности в психологии
  3. Психология привычки, роль привычек в жизнедеятельности людей
  4. Отечественная нейропсихология
  5. Восприятие зрительных образов
  6. Стороны сознания
  7. Леонид владимирович Занков, советский психолог
  8. Елизавета ивановна тихеева, российский и советский педагог, специалист по дошкольному воспитанию детей
  9. Айзенк Ханс Юрген, английский психолог — Биография и жизненный путь Г. Эйзенка
  10. Влияние детского опыта на отношение к жизни взрослых людей — Семья как фактор воспитания