Для связи в whatsapp +905441085890

Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Основные черты философии экзистенциализма
  2. Проблема человека и смысл жизни в европейской философии ХХ века
  3. Философские проблемы бытия. Основные формы бытия и их соотношение
  4. Понятие материи. Основные формы и свойства материи
  5. Философское и естественнонаучное представление о материи
  6. Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное
  7. Общественное сознание: понятие, структура, мерности развития
  8. Понятие этического и эстетического и их связь с духовным опытом человека
  9. Познание как взаимодействие двух систем – субъекта и объекта Основные концепции познания. Социокультурная природа познания
  10. Специфика и основные формы чувственного познания

Введение

Диалектика с греческого слова dialektike переводится как искусство вести беседу, спор.

Диалектика — это теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении.

Диалектика — это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Следует отметить, что диалектика противоположна метафизике.

Метафизика (от греч. metataphiysika — «после физики») — философский метод, противоположный диалектике, который рассматривает явления в их неизменности и независимости друг от друга. Она отрицает внутренние противоречия как источник развития явлений.

А теперь дадим определение диалектики как одного из методов познания явлений.

Диалектика — это такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются во всем многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития.

Способность улавливать связь различных моментов является особенностью диалектического метода мышления, отличающей его от догматического мышления. Диалектика предстает как учение о связях.

Диалектическому мышлению присущ постоянный поиск новых путей постижения мира.

В современной европейской философии проблема бытия остается самой фундаментальной проблемой, как и во всей предшествующей истории философии. Как и прежде, имея дело с бытием, с поиском бытия, философия отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством, раскрывает уникальный и своеобразный предмет своего исследования, не сводимый ни к знанию, ни к вере, не раскрываемый адекватно ни в рациональных абстракциях, ни в мистической интуиции (хотя и то и другое — моменты философского познания). Занимаясь бытием, философия раскрывает особый характер того мышления, в котором бытие может быть «открыто» для нас — это не последовательность логических операций, не поэтический вымысел (хотя и то и другое присуще философскому мышлению), а мышление как особый образ жизни, как существование в особом режиме «бодрствования», который может поддерживаться только крайним усилием человеческих сил и только на время, на краткие счастливые часы или даже минуты, прерывающие течение нашей повседневной рутинной жизни.

Философский поиск бытия — это не узкопрофессиональные занятия небольшой группы людей, преследующих свои кастовые интересы и говорящих на определенном языке (хотя и это тоже), а поиск человеком, говоря словами Хайдеггера, своего дома, преодоление своей бездомности и сиротства, того, что Маркс называл отчуждением. Человек, вооруженный научным мышлением и мощными инструментами, убедился, что даже с самым мощным телескопом он не найдет ничего принципиально нового за пределами звездных туманностей, что его взгляд обречен блуждать в мертвой пустоте неизмеримых пространств. Не лучше ему будет и от того, что математическая физика обнаружит в мире бесконечно малых. Веками истории и бесконечными социальными экспериментами он убедился в невозможности построить рай на земле, даже добиться более или менее счастливой жизни для большинства. Поиск бытия — это поиск корней, прикоснувшись к которым человек может почувствовать в себе силы преодолеть бессмысленность окружающего мира, мужество жить, несмотря на эту бессмысленность и собственную конечность, ощутить себя в конечном итоге необходимой частью бытия, не менее существенной и необходимой, чем окружающий мир, «пастырем бытия», завещавшим весть о бытии, в прояснении которой и состоит главная задача его жизни. Этот поиск составляет невидимую основу того, что человек называет наукой, искусством, религией, стремлением к счастью, любовью, совестью, долгом и т.д. За века, прошедшие со времен Парменида, философские умы поняли все, что касается бытия — мышления, мира идей. Бог, материя и т.д.

Диалектика как наука. Основные принципы, категории и законы диалектики

Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развитии, противоречивости бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, прерывании постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д.

Как философская наука диалектика имеет долгую историю, уходящую во времена античности, но как бы заново открытую в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля.

Термин «диалектика» в школе Сократа-Платона означал умение вести беседу таким образом, чтобы вскрыть противоречия в суждениях оппонента и таким образом найти истину. Уже в этом подходе содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривающего материальный мир и мир идей в движении, противоречиях и развитии. Итак, что же такое диалектика?

Диалектика — это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику.

Объективная диалектика — это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает непрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества.

Субъективная диалектика — это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в сознании человека, в его сознании. Другими словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть лишь отражение движения противоположностей, господствующего во всей природе. Таким образом, зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей.

Диалектика как учение о развитии рассматривает три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всех других видов изменений, вопрос об источнике развития и его формах. Говоря об истории диалектики, следует отметить, что гениальные догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира высказывались уже древнегреческими философами. До наших дней дошло выражение Гераклита о том, что «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Гераклит подчеркивал изменчивость и текучесть мира.

Однако в наиболее законченной, систематической форме диалектика была разработана в учении немецкого философа Гегеля, который, теоретически обобщив историю диалектики, пошел гораздо дальше своих предшественников. Он разработал на идеалистической основе систему диалектического понимания мира, диалектический метод и диалектическую логику, открыл основные законы диалектики. Фактически диалектика Гегеля — это первая систематическая критика того способа мышления, который сегодня определяется как метафизический. Диалектика Гегеля основана на идеалистическом представлении о том, что источник всякого развития лежит в саморазвитии понятия, а потому имеет духовную природу.

По Гегелю, «только в понятии истина обладает элементом своего существования», поэтому диалектика понятий определяет диалектику вещей. Последняя является лишь отраженной, отчужденной формой подлинной диалектики, диалектики понятий.

Прежде всего, отметим, что философские принципы понимаются как совокупность наиболее общих исходных предпосылок, основных идей, характеризующих понимание мира. Принцип всеобщей связи является центральным для диалектического взгляда на мир. Об этом свидетельствует вся история развития диалектики. Так, идея всеобщей связи встречается уже в античной философии, которая считала, что весь мир есть изменение, переход, взаимосвязь одного материального начала (например, воды, огня, воздуха) со всем множеством вещей и явлений.

По Гераклиту, первоначальным началом был огонь, который выступает как основа всякого соединения и разъединения вещей. «Грядущий огонь разделит и свяжет все вещи», — говорил он.

В механическом материализме взаимосвязь понималась как механическое соединение и разъединение элементов. Так понимали Гольбах и Гельвеций.

Сегодня мы работаем над проблемой связи земных проявлений жизни с космическими источниками энергии, изучаем влияние астрономических факторов на различные жизненные циклы человека, животных и растений. Наука серьезно рассматривает взаимосвязь самых разных явлений — жизни простейших и солнечной активности, химического состава воды и космических колебаний морского дна. Оказывается, все в мире взаимосвязано.

Пространство и время — форма бытия материи

Пространство и время неразрывно связаны друг с другом и с движением материи. Поэтому пространство и время не существуют вне движения материи, так же как и материя не существует вне пространства и времени. Именно поэтому Ф. Энгельс утверждал: «Основными формами всякого бытия являются пространство и время…».

Бытие — это материя. Главная характеристика материи — неисчерпаемость, следовательно: бытие неисчерпаемо. Реальный принцип единства мира заключается в том, что мир материален, т.е. различные формы материи взаимосвязаны (жидкое, твердое, газообразное состояние), т.е. одна форма бытия может переходить в другую. Все конкретные формы бытия, например, звезды, растения, животные, возникают как бы из небытия и становятся настоящим актуальным бытием. Но бытие приходит к концу и возвращается в небытие, теряет эту форму бытия.

Переход к небытию — это разрушение этого способа бытия и трансформация, становление в другой форме. Появление той или иной формы бытия является результатом перехода от одной формы бытия к другой. Какую бы форму бытия мы не рассматривали, все они имеют конечную основу — субстанцию материи.

Самый важный атрибут, способ существования материи включает в себя все процессы (все изменения и движения частиц, мышление, общение людей). Движение так же неисчерпаемо, как и материя. Бесконечное самодвижение материи — внутреннее движение перерастает внешнее. Движение — это вечное изменение, взаимодействие материальных объектов и изменение их состояний. Бесконечное движение мира — это закон развития и вечности. Без движения нет материи. Движение абсолютно, а покой относителен и относится к этапам движения (земля, луна, солнце). Движение является неотъемлемой частью структуры бытия. Существуют различные формы движения.

Бытие — это движение. Мир не может существовать без движения. Каждый объект существует только потому, что в нем существует определенный вид движения. Когда движение прекращается, объект растворяется и превращается в другой объект, с другим видом движения.

Одни формы движения переходят в другие формы движения. Формы движения материи органически связаны с определенным уровнем ее структурной организации, каждый из которых характеризуется своей системой закономерностей и своим носителем. Субмикроэлементный уровень — это форма существования материи с полевым характером, из которой формируются элементарные частицы (микроэлементный уровень). Затем образуются ядра (ядерный уровень), а из них молекулы (молекулярный уровень), из молекул агрегаты — газообразные, жидкие, твердые тела (макроскопический уровень). Последние образуют звезды, планеты, галактики (космический уровень). Органический уровень — это результат постепенного усложнения углеродистых молекул, приводящего к образованию органических соединений. Человек и общество (социальный уровень) — высшая форма движения материи. Формы движения: механическая — химическая — биологическая — социальная.

Появление нового качества — это появление нового объекта с новыми закономерностями жизни, с новой мерой, в которой уже содержится другое количественное определение. При этом глубина качественных изменений может быть различной: она может ограничиваться уровнем конкретной формы движения, а также выходить за его пределы. Процесс формирования нового качественного состояния противоречив: это единство аннигиляции и возникновения, бытия и небытия, отрицания и утверждения. Измерение, выражающее единство количества и качества как объектов, характеризующихся простым преобразованием в пределах данного уровня организации системы, так и пределов перехода от одного уровня организации системы к другому, является как бы пограничным знаком процесса развития.

Пространство — это форма материи, характеризующаяся такими свойствами, как протяженность, структура, сосуществование и взаимодействие. Понятие времени возникает как из сравнения различных состояний одного и того же объекта, который неизбежно меняет свои свойства в результате длительности своего существования, так и из факта меняющейся последовательности различных объектов в одном и том же месте. Время — это форма существования материи, характеризующаяся такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность изменения состояния.

Концепция движения. Взаимосвязь движения и материи

Важной философской проблемой является выяснение соотношения материи и движения. На протяжении всей истории философии предпринимались попытки отделить движение от материи или материю от движения. Оба пути неизбежно вели к идеализму.

Последовательный идеализм сводит движение вещей к движению божественных или человеческих мыслей, восприятий, ощущений. Итак, если, подобно Гегелю, мы рассматриваем мир как воплощение абсолютной Идеи, то движение мира оказывается движением этой Идеи, процессом мышления, происходящим где-то за пределами человеческой головы во вселенском масштабе.

Если у Беркли мы видим вещи только как человеческие ощущения, то источник движения вещей придется рассматривать как сознание субъекта. Махист Пирсон очень четко выразил эту мысль: «Все вещи движутся, но только в понятиях».

Идеализм приводит не только к разделению движения и материи, но и материи и движения. Метафизический материализм мог бы принять существование материи (даже временно, до «первого толчка») без движения, то есть считать материю покоящейся, инертной, неактивной. Однако такое разделение материи и движения приводит его сторонников к поиску источника движения вне материи, «первого толчка», который приводит ее в движение. Например, Аристотель считал, что материя сама по себе спокойна, инертна, лишена движения и получает последнее благодаря мысленной идеальной форме. Применив это утверждение к миру в целом, он пришел к выводу, что за многочисленными небесными сферами, окружающими землю, стоит некий «первый двигатель» — Бог, который является причиной движения этих сфер в небе и всего сущего на земле.

В XIX веке Э. Дюринг утверждал, что мир изначально находился в «состоянии, равном самому себе», а затем по неизвестной причине пришел в движение. Это открывало путь к религии, поскольку только божественная сила могла привести в движение покоящийся мир.

Идея о том, что движение привносится в материю извне, противоречит данным естественных наук, таким как закон сохранения и превращения энергии.

В конце Х1 века среди некоторых естествоиспытателей появилась идеалистическая философская концепция под названием «энергетизм». Суть «энергетизма» заключалась в попытке мыслить движение без материи. Таким образом, реальное существование материи отрицается, а движение понимается как движение мыслей.

Основная идея материализма о неразрывности материи и движения была сформулирована в XYIII веке Д. Толандом в тезисе: «Нет ни материи без движения, ни движения без материи». Ф. Энгельс выразил эту мысль более точно, указав не только на неотделимость движения от материи, но и на характер их взаимной связи, определив движение как «способ существования материи».

Движение, как и все явления в мире, противоречиво. Это единство противоречивых тенденций: Изменчивость и стабильность. Основными свойствами движения являются: Объективность, абсолютность и противоречивость. Энгельс дал такое определение движения: «Движение, в применении к материи, есть изменение вообще». Он неоднократно подчеркивал, что познание материи невозможно без познания форм ее движения: «Когда мы познали формы движения материи, тогда мы познали саму материю» .

Ф.Энгельс придал новую форму тезису о неразрывности материи и движения: различным видам материи соответствуют различные, качественно различные формы движения материи между собой. Исходя из этого принципа, он предложил классификацию форм движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная.

Впоследствии количество этих критериев было значительно увеличено. Было доказано, что все формы движения материи качественно отличаются друг от друга. Они отличаются, во-первых, определенным материальным носителем (атом, молекула, белок), во-вторых, характером взаимодействия (притяжение и отталкивание, массоперенос), в-третьих, принципом отражения (механический, биологический, социальный), в-четвертых, наличием науки, изучающей соответствующую форму движения материи. Признано, что более сложные формы движения материи развиваются из простых и сливаются друг с другом.

Философское учение о материи и современное научное мировоззрение

Выделяя конкретные формы бытия и подчеркивая связь между ними, философия предполагает, что все многообразие мира связано общей основой. Философия разработала категорию субстанции для обозначения этой общей основы мира. Доктрины, объясняющие происхождение и развитие различных явлений из одной основы, одной субстанции, называются монистическими. В истории философии различают материалистический (Фалес, Демокрит, Гераклит) и идеалистический (Платон, Гегель, Беркли) монизм, в зависимости от того, какой источник (материальный или духовный), по мнению ученого, дает толчок к происхождению всех явлений реального мира. В историческом развитии философии материалистический и идеалистический монизм противостояли друг другу, но в их взаимодействии были и спонтанные попытки найти «точки соприкосновения», что проявилось в философии дуализма (Декарт) и плюрализма (Лейбниц).

Сущность материалистического субстанциализма впервые в истории философской науки была разработана Б. Спинозой (18 век). Он рассматривал понятие «материя» через категорию «субстанция», не отождествляя ее. Спиноза понимал субстанцию как нечто, что можно представить, не включая в воображение ничего другого, из чего эта субстанция могла бы возникнуть. Субстанция — это причина самой себя, то есть то, что не может быть представлено иначе, чем как существующее. Разрабатывая категорию «субстанция», Б. Спиноза вводит понятие ее атрибута, того, что составляет ее сущность, а также понятие способа, того, что выступает как состояние субстанции. Что касается самой субстанции, то это не основание и не основа атрибутов и модусов, а ее целостное единство, ее система.

Понятие материи является краеугольным камнем материализма. Не случайно один из самых последовательных и откровенных противников материализма, Дж. Беркли, считал, что учение о материи является основой атеизма и отрицания религии, и если его убрать, то вся конструкция материализма неизбежно рухнет. Материализм утверждает, что окружающий человека мир — это материя в движении. В мире нет ничего, кроме различных форм движущейся материи, которая лишь переходит из одного состояния в другое. Но что такое материя — в разных материалистических учениях понималось по-разному. И в процессе углубления знаний человека о природе окружающего мира формировалось и углублялось содержание философского понятия материи. Таким образом, древние материалисты отождествляли материю с конкретными природными явлениями и элементами: Огонь, Вода, Земля, Воздух, Металл, Дерево. Весь мир был представлен как модификация этих элементов. Этот первый этап исторического развития человеческого восприятия материи является материально-объективным. Древние греки заложили основу для второго этапа — материально-субстанционального понимания основы мира. Для Лейциппа, Демокрита, Эпикура и Каруса все многообразие материального мира и даже человеческая душа состоят из неделимых атомов, движущихся в бесконечном пространстве. Атомные идеи оставались почти неизменными до конца XIX века. Лучше всего они были разработаны французскими материалистами XVIII века, которые называли материей совокупность всех существующих тел и явлений, которые каким-либо образом воздействуют на наши органы чувств.

Следующий крупный шаг на пути научного подхода к категории «материя» был сделан диалектико-материалистической философией. В ряде своих работ Ф. Энгельс, рассматривая объем и сущность понятия материи, указывал, что оно может быть правильно отражено лишь тогда, когда основной вопрос философии решается материалистически в рамках ее первой и второй сторон. Ф.Энгельс впервые сформулировал нетождественность философского и конкретно-научного понимания материи и подчеркнул чрезвычайно широкий характер философских категорий. Впервые в истории науки в категорию «материя» было включено общество. Это третий этап в развитии представлений о материи — философское и эпистемологическое ее понимание.

Заключение

Изучение проблем, связанных с философским анализом материи и ее свойств, является необходимым условием для формирования индивидуального мировоззрения, независимо от того, будет ли оно в итоге материалистическим или идеалистическим.

В свете сказанного достаточно очевидно, что роль определения понятия материи, понимания ее как неисчерпаемой для построения научного образа мира, решения проблемы реальности и познаваемости объектов и явлений микро- и мегамира очень велика.

Такое определение имеет смысл: «… Материя — это объективная реальность, данная нам в ощущениях»; «Материя — это философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в ощущениях, которая копируется, фотографируется, отражается нашими ощущениями и существует независимо от них». (В первом случае речь идет о материи как категории бытия, онтологической категории, во втором — о фиксирующем ее понятии, категории гносеологической).

Список использованной литературы

  • Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философского знания. Москва, Общество «Знание» России, 1997.
  • Философия: теория и методология: учебник под редакцией М. М. Галкина, МЭСИ, 2002.
  • Философское понимание мира: учебник под ред. Терентьева В., МИИТ, 1999.
  • Введение в философию. В 2-х томах. М., 2001. — Афанасьев В.Г. Основы философского знания. М., 1987 — Квасова Е.И. Учебное пособие по курсу «Введение в философию». М., 2000.