Для связи в whatsapp +905441085890

Диалектический идеализм Гегеля и его учение об Абсолютном духе

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Философия Нового времени: проблема метода научного познания
  2. Проблема субстанции в философии Г.В. Лейбница. Монадология
  3. Французский материализм XVIII века: природа, общество, человек. Сравнительный анализ воззрений Д. Дидро и Ж. Руссо
  4. Критика идеи материальной субстанции в философии Дж. Беркли
  5. Агностицизм в философии И. Канта. Учение о познании и морали
  6. Антропологический материализм Л.Фейербаха: «Человек человеку – Бог»
  7. Марксизм как идея и как реальность
  8. Мистицизм философии В.С. Соловьева
  9. Проблема смысла жизни человека
  10. Осмысление добра в философии Л. Шестова

Введение

Поскольку истинная философия не получает свое содержание извне, а сама создается в нем диалектическим процессом, то начало, конечно, должно быть полностью лишено содержания. Это концепция чистого бытия. Но понятие чистого бытия, то есть свободного от всех знаков и определений, ничуть не отличается от понятия чистого ничто; поскольку оно не есть бытие чего-то (ибо тогда оно не было бы чистым бытием), оно есть бытие ничто. Первое и самое общее понятие разума не может быть удержано в своей конкретности и косности, — оно неумолимо переходит в свою противоположность. Бытие становится ничто; но, с другой стороны, даже ничто, поскольку оно мыслится, не является уже чистым ничто: как объект мысли, оно становится бытием (denkbar). Таким образом, истина остается не за одним или другим из двух противоположных понятий, а за тем, что является общим для обоих и объединяет их, именно за понятием перехода, процесса, «становления» или «бытия» (das Werden).

Это первая синтетическая или умозрительная концепция, которая остается душой всего дальнейшего развития. И она не может оставаться в своей первоначальной абстрактности. Истина находится не в твердом бытии и не в небытии, а в процессе. Но процесс — это процесс чего-то: что-то переходит из бытия в небытие, т.е. исчезает, из небытия переходит в бытие, т.е. возникает. Так и понятие процесса должно пройти через самоотречение, чтобы быть истинным; оно требует своей противоположности — определенного бытия или «бытия здесь»: в отличие от чистого бытия как такового, определенное бытие понимается как качество. И эта категория через новые логические связи [нечто и иное, конечное и бесконечное, бытие-для-себя и бытие-для-кого-то, единое и многое] переходит в категории количества, из которых развивается понятие меры как синтез количества и качества. Мера оказывается сущностью вещей, и таким образом мы переходим от ряда категорий бытия к новому ряду категорий сущности. Учение о бытии (в широком смысле) и учение о сущности образуют первые две части гегелевской логики (объективной логики). Третья часть — это учение о понятиях (в самом широком смысле) или субъективная логика, которая также содержит основные категории обычной формальной логики (понятие, суждение, дедукция). Как эти формальные категории, так и вся «субъективная» логика имеют здесь формальный и субъективный характер, далекий от общепринятого смысла. Согласно Гегелю, основные формы нашего мышления являются в то же время основными формами мыслимого. Каждый предмет сначала определяется в своей всеобщности (Begriff), затем распадается на множество своих моментов (Urteil) и, наконец, через это саморазличение замыкается в себе как целое (Schluss).

На дальнейшей (более конкретной) стадии их реализации эти три момента выражаются как механизм, химия и телеология (одной из заслуг Гегеля было указать на логическую значимость этих основных степеней миробытия, но приписывать их именно третьей, субъективной части логики не свободно от произвола и искусственности). Из этой (относительной) объективации понятие, возвращаясь к своей внутренней реальности, теперь обогащенной содержанием, определяется как идея на трех стадиях: жизнь, познание и абсолютная идея. Достигнув таким образом своей внутренней полноты, Идея должна в этой реализованной логической целостности подчиниться общему закону самоотречения, чтобы оправдать неограниченную силу своей истины. Абсолютная Идея должна пройти через свою инаковость (Andersseyn), через возникновение или распад своих моментов в природном материальном бытии, чтобы и здесь обнаружить свою скрытую силу и вернуться к себе в самосознающем духе.

Биография Гегеля

Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831), немецкий философ, родился в Штутгарте, герцогство Вюртемберг, 27 августа 1770 года. Его отец, Георг Людвиг Гегель, министр финансов, происходил из протестантской семьи, изгнанной из Австрии во времена Контрреформации. После окончания гимназии в своем родном городе Гегель учился на теологическом факультете Тюбингенского университета в 1788-1793 годах, читая курсы по философии и теологии и защитив магистерскую диссертацию. В это же время в Тюбингене учились Фридрих фон Шеллинг, который был на пять лет моложе Гегеля, и Фридрих Гёльдерлин, чья поэзия оказала глубокое влияние на немецкую литературу. Его дружба с Шеллингом и Гёльдерлином сыграла значительную роль в интеллектуальном развитии Гегеля. Изучая философию, он в первую очередь обращал внимание на широко обсуждаемые в то время работы Иммануила Канта, а также на поэтические и эстетические произведения Ф. Шиллера. В 1793-1796 годах Гегель служил воспитателем в швейцарской семье в Берне, а в 1797-1800 годах — во Франкфурте-на-Майне. В эти годы он изучал теологию и политическую мысль, а в 1800 году создал первый проект будущей философской системы («Systemfragment»).

После смерти отца в 1799 году он получил небольшое наследство, которое, вместе с собственными сбережениями, позволило ему отказаться от преподавания и продолжить академическую карьеру. Он представил в Йенский университет сначала диссертацию (Vorläufige Dissertation über Planetenbahnen), а затем саму диссертацию, Planetenbahnen (De orbitis planetarum), и получил разрешение читать лекции в 1801 году. В 1801-1805 годах Гегель был приват-доцентом, а в 1805-1807 годах — профессором с очень скромной зарплатой. Лекции в Йене охватывали широкий спектр тем: Логика и метафизика, естественное право и чистая математика. Хотя они не имели большого успеха, годы в Йене были одними из самых счастливых в жизни философа. Вместе с Шеллингом, который преподавал в том же университете, он редактировал журнал «Kritisches Journal der Philosophie», в котором они были не только редакторами, но и авторами. В этот период Гегель подготовил первую из своих главных работ, «Феноменологию духа» (1807), после публикации которой его отношения с Шеллингом были разорваны. В этой работе Гегель дает первый набросок своей философской системы. Она представляет собой поступательное движение сознания от непосредственных чувственных ощущений через восприятие к познанию рациональной реальности, которая одна ведет нас к абсолютному знанию. В этом смысле только разум реален.

Не дожидаясь публикации «Феноменологии», Гегель покинул Йену, не желая оставаться в городе, занятом французами. Он ушел со своей должности в университете, так как оказался в сложных личных и материальных обстоятельствах. Некоторое время Гегель был редактором «Bamberger Zeitung», но менее чем через два года он отказался от «газетной кабалы» и в 1808 году был назначен ректором классической гимназии в Нюрнберге. Восемь лет, проведенных Гегелем в Нюрнберге, дали ему богатый опыт преподавания, руководства и общения с людьми. В гимназии он преподавал философию права, этику, логику, феноменологию разума и обзорный курс философских наук; ему также приходилось вести занятия по литературе, греческому языку, латыни, математике и истории религии. В 1811 году он женился на Марии фон Тюхер, чья семья принадлежала к баварской аристократии. Этот сравнительно спокойный период в жизни Гегеля способствовал появлению его самых важных работ. Именно в Нюрнберге была опубликована первая часть системы Гегеля — «Наука логики» (1812-1816).

Философия Гегеля

Философия. Гегелевскую философию принято считать кульминацией в развитии немецкой школы философской мысли, известной как «спекулятивный идеализм». Его главными представителями являются Фихте, Шеллинг и Гегель. Школа начала с «критического идеализма» Иммануила Канта, но отошла от него, отказавшись от кантовской критической позиции в отношении метафизики и вернувшись к вере в возможность метафизического знания, или знания о всеобщем и абсолютном.

Философскую систему Гегеля иногда называют «панлогизмом» (от греч. pan — все, и logos — разум). Она исходит из того, что реальность поддается рациональному познанию, поскольку сама Вселенная рациональна. В Предисловии к «Философии права» есть знаменитая формулировка этого принципа: «Что рационально, то действительно; а что действительно, то разумно». (Есть и другие формулировки самого Гегеля: «То, что разумно, становится действительным; и то, что действительно, становится разумным»; «То, что разумно, неизбежно»). Конечной сущностью мира или абсолютной реальностью является разум. Разум проявляет себя в мире; реальность есть не что иное, как проявление разума. Поскольку это так, и поскольку в конечном счете бытие и разум (или понятие) тождественны, можно не только применять наши понятия к реальности, но и узнать кое-что о структуре реальности через изучение понятий. Поэтому логика, или наука о понятиях, тождественна метафизике, или науке о реальности и ее сущности. Каждая концепция, доведенная до конца, с необходимостью приводит к своей противоположности. Реальность, таким образом, «превращается» в свою противоположность. Тезис ведет к антитезису. Но это еще не все, ибо отрицание антитезиса ведет к примирению на новом уровне тезиса и антитезиса, то есть к синтезу. В синтезе противоположность тезиса и антитезиса разрешается, или аннулируется, но синтез, в свою очередь, содержит антитезис, который приводит к его отрицанию. Таким образом, мы имеем дело с бесконечной заменой тезиса на антитезис, а затем на синтез. Этот метод мышления, который Гегель называет диалектическим методом (от греческого слова «диалектика», ведение спора), применим к самой реальности.

Вся реальность проходит через три стадии: бытие-в-себе, бытие-для-себя, бытие-в-себе и бытие-для-себя. «Бытие-в-себе» — это стадия, на которой реальность возможна, но еще не завершена. Оно отлично от другого бытия, но развивает отрицание последней, еще ограниченной стадии бытия, и представляет собой «бытие в себе и для себя». В применении к разуму или духу эта теория предполагает, что дух развивается, проходя через три стадии. Вначале ум находится в самом себе. Расширяясь в пространстве и времени, разум эволюционирует в свою «инаковость», то есть в природу. Природа, в свою очередь, развивает сознание и тем самым формирует свое собственное отрицание. На третьем этапе, однако, нет простого отрицания, а есть примирение предыдущих этапов на более высоком уровне. Сознание образует «сам по себе» дух. В сознании, таким образом, дух возрождается. Но затем сознание проходит три различные стадии: стадию субъективного духа, стадию объективного духа и, наконец, высшую стадию абсолютного духа.

По тому же принципу происходит разделение философии: логика, наука о духе «для себя»; натурфилософия, наука о духе «для себя»; и собственно философия разума. Последняя также разделена на три части. Первая часть — это философия субъективного разума, которая включает в себя антропологию, феноменологию и психологию. Вторая часть — это философия объективного духа (под объективным духом Гегель подразумевает разум, рассматриваемый в его действии в мире). Выражениями объективного разума являются мораль (этическое поведение применительно к человеку) и этика (проявляющаяся в этических институтах, таких как семья, общество и государство). Эта вторая часть состоит из этики, философии права и философии истории соответственно. Искусство, религия и философия как высшие достижения разума относятся к сфере абсолютного разума. Таким образом, третья часть, философия абсолютного духа, включает в себя философию искусства, философию религии и историю философии. Таким образом, триадический принцип (тезис — антитезис — синтез) проходит через всю гегелевскую систему и играет существенную роль не только как способ мышления, но и как отражение внутреннего ритма реальности.

Философия права

Закон, по мнению Гегеля, — это «наличное бытие свободной воли». «Закон» заключается в том, что наличное бытие в целом есть наличное бытие свободной воли.

Философское понятие права гораздо шире юридического. Она включает в себя «нынешнее существование всех ветвей свободы». Это объективно-идеалистическая концепция права. Разум, дух в царстве человеческих общественных отношений, по мнению Гегеля, творит свою работу с помощью индивидуальной воли индивидов и создает объективный мир свободы, то есть закон.

В положении Гегеля о том, что через индивидуальную волю отдельного человека реализуется всеобщая воля, можно увидеть отражение идеи зависимости индивидуального сознания от общественного.

Понятие права у Гегеля имеет в своей основе не волю отдельного человека, а определенную волю, универсальную в себе и для себя, имеющую самостоятельное существование во времени и пространстве и выражающую объективный разум, а не субъективный произвол отдельного человека, что существенно отличается от понятия права, данного Кантом и всеми последователями критической философии.

Гегель пытается представить рациональную природу права и государства самих по себе, независимо от прав и интересов индивида. Он интерпретирует позитивное право как выражение самого разума, чтобы оправдать нелегитимность, не отрицая возможности элементов насилия и тирании в позитивном праве, но рассматривая их как нечто побочное, не относящееся к природе самого права.

В «Философии права», как составной части гегелевской системы философии, развитие духа дано через развитие диалектического мышления понятия права от его абстрактных форм к конкретным, от абстрактного права к морали и затем к нравственности.

Философия права, как часть философии, имеет «определенную отправную точку, которая является результатом и истиной того, что ей предшествует и что составляет ее так называемое доказательство». Поэтому понятие закона в своем происхождении трактуется вне юриспруденции; его выведение здесь уже предполагает его существование и должно быть принято как должное.»

Термин «право» используется в гегелевской философии права в следующих основных значениях:

1) Право как свобода

2) Право как степень и форма свободы (особое право).

3) Право как закон (позитивное право).

В учении Гегеля три основные формы свободы воли и, соответственно, три основные стадии развития понятия права:
абстрактное право

Главное в философии Гегеля

Истинная свобода достигается умом не путем отстранения от объектов, а путем познания их в их истинности. «Познайте истину, и истина сделает вас свободными». Истинное познание — это тождество познающего и познаваемого, субъекта и объекта. Это тоже истина и одного, и другого; но это не акт, не пребывающее, непрямое бытие; в его пребывании субъект и объект как таковые предполагаются как отдельные и внешние друг другу, следовательно, не в истине. Но истина есть, и ее не нужно искать ни в статическом существовании внешних вещей, ни в субъективной деятельности нашего «я», которое бесконечно создает свой видимый мир только для того, чтобы всегда иметь материал для воспитания добродетели (точка зрения Фихте); истина не сидит в вещах и не создается нами, а раскрывается в живом процессе абсолютной Идеи, которая предполагает всю множественность объективного и субъективного бытия и достигает в нашем духе полного самосознания, т.е. т.е. к сознанию своего тождества во всем и тождества всего в нем. Для познания истины, таким образом, нам не нужно заботиться о своем «я», примеряя его к различным предметам; истина находится в нас самих, как и в предметах; она содержит и осуществляет все, и нам нужно только дать ей познаться в нас, т. е. раскрыть ее содержание в нашей мысли; это содержание есть то же самое содержание, которое выражает себя в сущности предмета. Объект (любой) существует в истине только вместе со всем, в своей внутренней логической связи со всеми другими; таким образом, он мыслится: нет ничего в его идее, что не существовало бы в его реальности, и нет ничего в его реальности, что не содержалось бы в его идее. Та же абсолютная идея (или «живая субстанция», субъект-бытие, дух-бытие), которая поместила себя в объект как его скрытый смысл или основание, есть та же идея, которая мыслит его в истинном философском познании, то есть сообщает ему внутреннее субъективное или независимое бытие. Предметом безусловного познания является субстанциальное содержание бытия, которое в то же время является непосредственным свойством нашего «я», самости или понятия. «Если зародыш, — говорит Гегель, — сам по себе есть будущий человек, то он еще не является человеком для себя; он становится им только тогда, когда его дух достигает развития того, что составляет его существо». Таким же образом идея в бытии соотносится с идеей в мышлении. Настоящая философия или необусловленное мышление — это не отношение субъекта к абсолютной Идее, как к чему-то отдельному, а полнота самовыражения этой Идеи для себя. Но что это за необусловленное мышление, в котором обнаруживается абсолютная Идея? В этом главная оригинальность Гегеля, здесь он разошелся со своим другом и союзником, а затем соперником и врагом — Шеллингом. Что истинной целью философии является познание Абсолюта, и что в Абсолюте субъект и объект тождественны, и что при устранении этого фундаментального противоречия устраняются все остальные, так что истина определяется как тождественная со всем в одном — такова была точка зрения Шеллинга. Гегель полностью усвоил эту общую идею абсолютного тождества или абсолютного субъекта-объекта как реальное определение истины и фундаментальный принцип философии и освободил ее от скептического дуализма Канта и одностороннего субъективизма Фихте. Но как этот принцип абсолютного равенства реализуется в реальном знании, как из него вытекает содержание истинной науки или философии? Для Шеллинга способом безусловного знания была интеллектуальная интуиция, на предполагаемой невозможности которой Кант основывал свое убеждение в непознаваемости бытия вещей.

Диалектический метод

Работы Гегеля считаются вершиной классической немецкой философии. Гегель пошел гораздо дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь природный, исторический и духовный мир в непрерывном развитии.

Еще будучи студентом, Гегель занимался творческим осмыслением и осмыслением достижений предшествующей политической и правовой философии. Венцом его творчества стала «Философия права», одно из самых известных произведений во всей истории правовой и политической мысли. Она представляет собой синтез философских и политико-правовых исследований Гегеля за многие годы.

Чтобы понять суть гегелевской философии права, важно понять методы, которые он использовал в своих исследованиях. Гегелевская философия права не имеет собственных методов исследования, то есть эти методы основаны на общефилософских методах. В основном она опирается на диалектику. Сам Гегель заявил, что его диалектический метод не был «чисто внешним искусством» или «субъективной игрой в доказательство и отрицание», что его метод отвергал всю «школьную метафизику, ориентированную на формальные определения», что диалектический метод был «душой всего научного развития мысли», что он и только он вносил в науку необходимую внутреннюю согласованность, и что его неустранимая сила возникала во внутренне противоречивом движении вперед и в развитии.

Открытие диалектического метода, составление целой эпохи в философской мысли, не было случайным. Гегель неоднократно подчеркивал, что в истории философской мысли существует определенная преемственность обогащения последующих философских доктрин.

Подчеркивание Гегелем достоинств более ранних философских доктрин не помешало ему успешно расширить рамки прежних достижений и представить весь исторический и интеллектуальный мир как бесконечный процесс движения и развития. «Все вокруг NASA, — объяснил он, — можно рассматривать как модель диалектики.

Он выступал против одностороннего, абстрактно-аналитического метода, утверждая, что такой метод совершенно неприемлем для философии. На самом деле философия не нашла свой истинный метод философской науки, применив его к конкретному объекту — сознанию.

Движение сознания — это восхождение от абстрактного к конкретному. Каждый последующий шаг заключает в себе предыдущие и воспроизводит их на новом, более высоком уровне; в то же время последующие шаги предвосхищают предыдущие шаги диалектического пути развития.

Диалектический идеализм, то есть сочетание научного и ненаучного мировоззрений, — это парадокс в масштабах мировой истории, небывалое взаимопроникновение истинного и ложного, реального и мнимого, сущности и видимости. Отсюда противоречие между системой и методом Гегеля, противоречие, которое ни в коем случае не исключает их единства.

В диалектике, с ее борьбой противоположностей, интеллектуальный и исторический прогресс фактически обращен в прошлое. Для него нет места ни в настоящем, ни в будущем, ибо «абсолютная цель» прогресса уже достигнута. Для Гегеля диалектический метод не может служить инструментом для критического постижения и преобразования действительности.

Специфическая диалектика политико-правовой сферы в гегелевской философии права проявляется окольным путем. То, что Гегель называет ступенью объективного духа, является специфической сферой с конкретным смыслом и содержанием. В результате логико-эпистемологический смысл понятий и законы их движения, которые Гегель сознательно принимает при исследовании государственного и политического права, обязательно трансформируются и приобретают иные, новые свойства и значения, обусловленные спецификой исследуемого материала и собственной логикой объекта рассмотрения.

Заключение

Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинной цели, принцип, который вносит внутреннюю согласованность и необходимость в содержание науки. Заслуга Гегеля в том, что он дал диалектический анализ всех важных категорий философии и сформулировал 3 основных закона. Более того, диалектический метод Гегеля включает в себя принципы анализа действительности как восхождения от абстрактного к конкретному, соответствия исторического и логического, всеобъемлющего. Это наследие вошло в сокровищницу философского мировоззрения.

Гегелю принадлежит великая заслуга в том, что он решительно утвердил в науке и в общем сознании истинные и плодотворные понятия процесса, развития и истории, как последовательной реализации идеального содержания. В реальности все находится в процессе: нет безусловных границ между различными сферами бытия, нет ничего отдельного, не связанного со всем; рациональное мышление везде создавало границы и рамки, не существующие в реальности — «абсолютная» философия разрушила этот фиктивный мир, и с этой стороны, безусловно, достигла примирения и отождествления знания и реальности. Этим разрушением фиксированных и неподвижных идей и определений, предвзятых представлений и глубоко укоренившейся привычки находить везде готовые и неизменные объекты был нанесен большой ущерб; но истина восторжествовала; наука приобрела во всех областях генетический и сравнительный метод, общий кругозор расширился и одухотворился, и под незаметным влиянием этого теоретического прогресса возросла свобода и взаимопроникновение жизненных отношений. Характерное для гегельянства требование, чтобы идея утверждала свою истинность своим воплощением в действительности, и, с другой стороны, требование, чтобы действительность была осмысленной, т. е. проникнутой идеальным содержанием, — это двуединое требование могло, конечно, оказывать только самое благотворное нравственное влияние на подчиненное ему сознание.

Список Литературы

  1. Философия культуры. Формирование и развитие. С.-Публ.:Лань, 1998.
  2. И.А. Ильин. Философия Гегеля как исследование конкретности Бога и человека. СПб, 1994.
  3. Гулыга А.В. Гегель. М., 1994
  4. Плотников Н. Дух и буква. Об истории изданий Гегеля. — Путь», 1995, № 7.
  5. Врачев В.Г. Энциклопедия философских наук Г.В.Ф.Гегеля. Взгляд из XXI века. 2008.