Для связи в whatsapp +905441085890

Диалектика и метафизика, их основные функции. Законы и категории диалектики. Принципы диалектического познания

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Проблема абсурдного человека (по работам А.Камю)
  2. Философия любви А.Шопегауэра и В.С.Соловьева (сравнительный анализ философских взглядов мыслителей)
  3. Трагизм существования человека в современном мире (по работам Ж.П. Сартра «Тошнота», «За закрытой дверью»)
  4. Проблема единства бытия и его самоорганизации. Синергетика как наука о самоорганизации материальных систем
  5. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности развития бытия
  6. Время и вечность: парадоксы континуума
  7. Влияние теории относительности А. Энштейна на развитие философских представлений о пространстве и времени
  8. Возникновение философии науки и её развитие
  9. Философия науки: современное состояние, проблемы и перспективы
  10. Философский образ науки

Введение

Главная цель философии — формирование современной культуры мысли. Философия направлена на то, чтобы дать человеку стратегические ориентиры для целостного взгляда на мир и общество, глубокого понимания происходящего, подлинного познания и продуктивной деятельности. Человеческая мысль по своей природе диалектична.

Диалектика — это философская доктрина о развитии всех форм бытия и одновременно — о его познании и преобразовании. Это система теоретических знаний о взаимосвязях и развитии внешнего мира. Можно сделать вывод, что диалектическое мышление не может быть естественным свойством человека. Поскольку это достижение и свойство всей истории философской мысли, то человек может научиться этому только на основе очень тщательного изучения. Конечно, диалектика как способ описания мира далека от всемогущества.

Диалектику как теорию развития и как способ философской мысли нельзя ни преувеличивать, ни недооценивать. Однако она должна быть сохранена как важный элемент философской культуры человечества. В то время как диалектика раскрывает природу критического и творческого мышления, именно само мышление обладает богатым теоретическим и методологическим потенциалом. Диалектика — не единственная доктрина развития. Существуют альтернативные формы: Метафизика, эклектика, догматизм, релятивизм, негативная диалектика, софистика и т.д.

Метафизика и диалектика: основные этапы становления

Из всего многообразия определений диалектики можно выделить наиболее характерное: Диалектика — это учение о всеобщей связи; это учение о развитии в его наиболее полной форме, свободной от односторонности; это учение о единстве противоположностей («ядро» диалектики). Эти три определения могут быть объединены и синтезированы в одно определение: Диалектика — это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания, а также основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. Философия. Краткий цикл лекций. Учебник / под редакцией Ф.Б.Байдаевой. — ПОД РЕДАКЦИЕЙ Ф.Б.БАЙДАЕВОЙ. М.: МЧС, 2009. — С. 68.

Таким образом, объективный мир и человеческое мышление подчиняются одним и тем же законам — законам диалектики. Это означает, что они не должны противоречить друг другу в своих результатах, а должны соглашаться друг с другом.

Основная проблема диалектики: что такое развитие? Развитие — это общее свойство и основная характеристика материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокий уровень организации.

Развитие — это высшая форма движения. Движение, в свою очередь, является основой развития. Движение также является неотъемлемым свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и, в то же время, наличием противоречий (движущееся тело не занимает фиксированного места в пространстве — в каждый момент движения тело находится в определенном месте и, в то же время, уже не находится в нем). Движение — это также возможность соединения в материальном мире.

Термин «диалектика» был введен в философию Сократом и понимался как искусство нахождения истины через столкновение двух противоположных мнений (от греческого dialectike techne — искусство беседы), то есть как способ достижения истины в противостоянии мнений («сократовская ирония»). Современное содержание диалектики не ограничивается этим смыслом, а отражает долгий путь ее развития. Существуют четыре основные исторические формы диалектики в философии: Трофимов В.К.. Основы философии : учебник / В.К. Трофимов. — Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, 2013. — С. 118.

a) Античность, которая была наивной и спонтанной, основываясь на житейском опыте и индивидуальных наблюдениях (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон);

б) немецкий классицизм, который был развит Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем;

в) материалистический, основы которого были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом,

г) диалектический, представленный не только философскими доктринами, но и научными концепциями.

Эмпирические наблюдения древних выявили одну из существенных черт мира — противоречие. Замечено, что в процессе развития объекты, явления превращаются в свою противоположность, что свидетельствует о наличии в них противоположных, взаимоисключающих, разнонаправленных тенденций развития. Противоречие, содержащееся в самом объекте, считалось источником движения, развития.

Античная диалектика была результатом простого созерцания мира древними греками. Осознание природы движения произошло уже в школе элеатов (Парменид, Зенон). Существенную роль в развитии диалектических взглядов сыграл Зенон Элейский, глубоко осознавший противоречивую природу движения через соотношение непрерывного — прерывного, конечного — бесконечного (апория Зенона). Сократ рассматривал диалектику как способ объединения противоположных взглядов и поиска истины. Платон и Аристотель стремились найти источники развития мира. У Платона диалектика понимается как логическая операция мысли, которая разлагает и связывает понятия («тайна двойственного»). Платон рассматривает диалектику как метод познания, который, разделяя и соединяя понятия (анализ и синтез), помогает постигать идеи и продвигать мысль от низших понятий к высшим. Хотя Аристотель связывал с диалектикой лишь гипотетическое, вероятностное знание, его теория взаимодействия формы и материи внесла значительный вклад в продвижение идей развития.

Синергетика и кибернетика — современные методы познания

Современная форма диалектики представлена не только в философской аргументации, но и в науке. Ученые разрабатывают концепции, которые обновляют диалектический взгляд на мир. К этим концепциям относится, в частности, синергетика — современная теория самоорганизации и развития сложных систем. Синергетика претендует на роль универсальной теории, объясняющей различные области знаний. Основные идеи синергетики заключаются в утверждении, что порядок может возникнуть из хаоса, и в признании решающей роли случайности в неустойчивых и равновесных системах.

Она возникла в 70-х годах двадцатого века. Основателями синергетики являются немецкий ученый Х. Хакен и бельгийский ученый русского происхождения И. Пригожин. В переводе с древнегреческого языка синергетика означает содействие, соучастие. Это современная теория самоорганизации систем. Она занимается выявлением наиболее общих законов спонтанного развития различных типов систем.

Предыдущие исследования систем с точки зрения самоорганизации касались в основном материальных систем достаточно высокого уровня (закрытых систем): биологических, социальных, технических и т.д. Традиционная наука в изучении мира исходила из замкнутых систем, основное внимание уделялось однородности, порядку, стабильности. Синергетика как научная дисциплина занимается самоорганизацией в неживой природе. Х. Хакен утверждает, что информация о научном знании должна быть сведена к небольшому количеству законов и идей. Синергетика пытается решить эту проблему. Предполагается, что принципы самоорганизации различных систем, от молекул до человека, одинаковы. Те же законы управляют процессами мировой эволюции. Synergetics объявляет о ряде новых идей: Трофимов В.К. Основы философии : учебник / В.К. Трофимов. — Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, 2013. — С. 184.

идея нестабильного и неравновесного мира;

идея развития с несколькими альтернативами;

Идея появления порядка из хаоса.

Синергетика предполагает, что нестабильность и неравновесие мира является источником возникновения новой организации, т.е. нового порядка.

Главное произведение И. Пригожина называется «Порядок из хаоса». Традиционно существовало предвзятое, негативное отношение к концепции хаоса. В синергетике хаос считается необходимой составляющей развития. Хаос создает условия для порядка в мире. В хаосе возникает эффект согласованного совместного поведения элементов. И. Пригогин использует пример с поведением молекул жидкости в процессе нагревания. В нормальном состоянии молекулы взаимодействуют друг с другом лишь слабо. Но в процессе нагрева, в момент кипения, молекулы ведут себя по-разному и возникает эффект взаимодействия — совместное поведение. И. Пригогин считает, что в равновесии молекула видит только своих соседей, а вне равновесия (в условиях нестабильности, хаоса) молекула видит всю систему: «В равновесии материя слепа, а вне равновесия видит сквозь себя».

Структура диалектики

Диалектика изначально формировалась в виде знаний и представлений о взаимосвязях и процессах развития всего сущего. До нашего времени она развивалась и существует как система философских знаний, которая имеет сложную структуру, включающую в себя: объективную и субъективную диалектику; принципы, законы и категории.

Объективная диалектика — это диалектика самого объективного мира, природы и общества. Она существует независимо от человека и человечества в целом. Его изучает и знает человек. Субъективная диалектика — это движение и развитие мыслей, концепций, отражающих объективную диалектику в сознании. Субъективность диалектики заключается в том, что она существует только в сознании человека (субъекта) в формах мышления — понятиях, суждениях, выводах. Субъективная диалектика является отражением объективной диалектики, она совпадает с ней по содержанию, так как обе подчинены универсальным законам.

Среди путей понимания диалектики развития — законы, категории, принципы — законы диалектики являются фундаментальными. Для диалектики наиболее важными являются такие вопросы, как «Что является источником развития?», «Как происходит развитие?» и «Куда направлено развитие?». Соответственно, в ней были сформированы законы диалектики, которые систематически развивались Г. Гегелем в свое время. Закон — это всеобщая, необходимая, крайне важная связь между объектами или событиями. Закон — это объективная (не зависящая от воли человека), общая, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между сущностями и внутри сущностей.

По степени общности законы делятся на: Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (историко-систематический курс): учебник / Е.Г. Родчанин, В.И. Колесников. — Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007 г. — С.146-148.

частные законы — это законы, действующие в форме движения материи. Эти законы действуют в ограниченной области и изучаются отдельными конкретными науками. Например, закон Ома.

общие законы — законы, которые действуют одновременно в нескольких формах движения материи. Эти законы изучаются целым рядом областей знаний. Например, закон сохранения энергии.

общие законы — законы, которые действуют одновременно в природе, обществе и мышлении. Эти законы изучает философия. Всеобщие законы — это законы диалектики: закон единства и взаимоисключения противоположностей, закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания.

Законы диалектики — это фундаментальные законы развития, и каждый из них отражает определенную сторону развития. Закон единства и взаимоисключения противоположностей дает ответ на вопрос, почему происходит развитие, раскрывает всеобщую причину развития. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений отвечает на вопрос, как происходит развитие, раскрывает «механизм» развития. Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос, как соотносятся в развитии старое и новое, какова тенденция развития, раскрывает генеральную линию прогрессивного развития. Эти законы раскрывают лишь самые общие тенденции развития мира. Законы диалектики — это некоторые общие принципы мироустройства, знание которых позволяет человеку лучше понять окружающий мир.

В структуру диалектики как системы входят принципы, понимаемые обычно как положения философской теории развития, которые служат ориентирами в познании. Принципы — это результат познания человеком этого мира. Наиболее важными среди них считаются: принцип связи всего со всем, противоречивость всего сущего и развитие (изменчивость) всего в мире. Эти принципы, усвоенные, образуют ткань диалектической мысли. Философия. Учебное пособие / под ред. Г.В.Андрейченко, В.Д.Грачева. — Ставрополь: Издательство СГУ, 2010. С 130.

Метафизика как альтернатива диалектики

В истории философской мысли существовала не только диалектика, но и ее альтернатива, метафизика (греч. «после физического») — совокупность учений о развитии, путях и формах познания, объясняющих их иначе, чем диалектика. Термин был введен в философию в первом веке до нашей эры греческим философом Андроником Родосским, систематизатором трудов Аристотеля. С точки зрения Андроника Родосского, физика изучает природу, а метафизика — это наука о нематериальном, о первозданном бытии и причинах, то есть объектом метафизики является все, что лежит за пределами человеческой чувственности и недоступно экспериментальному исследованию. В этом случае термин «метафизика» отождествлялся с термином «философия», в этом смысле метафизика иногда используется и сегодня. В современной отечественной и зарубежной философии «метафизика» имеет три значения: Пестова Г.А. Философия : учебник / Г.А. Пестова. — Сыктывкар: СЛИ, 2005. С. 124.

  • Философия как наука о всеобщих и неизменных основах, которые воспринимаются интеллектуально (аристотелевский подход);
  • Онтология как философское учение о бытии (независимое от эпистемологических аспектов);
  • Философский метод мышления и познания, который противопоставляется диалектическому методу.

Как метод философского мышления, метафизика зародилась в Древней Греции, в школе элеатов. Так, Парменид считал, что бытие — это неподвижная сфера. В трудах Аристотеля метафизика понималась как учение о происхождении всего существующего. В этом смысле термин использовался до XVIII века.

В Средние века метафизика предстает как форма рационального знания, которое соотносится со сверхразумным знанием и находит свое выражение в догматизме христианства; вопрос о бытии становится вопросом «Что есть Бог», онтологией. Мир рассматривался с точки зрения принципа неизменности, как нечто данное раз и навсегда, завершенное и неизменное.

Метафизика пережила свой расцвет в семнадцатом и восемнадцатом веках из-за доминирования математики и механики как точных наук в то время. Естественные науки того периода оставили в наследство привычку рассматривать вещи и процессы природы в отрыве друг от друга, вне их великой общности. Объекты воспринимались как вечно неизменные, не живые, а мертвые. Материальный мир рассматривался как огромный механизм, а человек — как мыслящая машина. Все богатство и разнообразие форм движения материи сводилось в основном к механическим процессам. Метафизика этого периода не только «царствует» в естествознании, но пронизывает и пронизывает философию. Идея социального прогресса еще не получила достаточно широкого признания, и поэтому мир рассматривался по частям, а не как единое целое.

В Новое время метафизика была отделена от других наук и рассматривалась как методология: у Канта — метафизика понимается как априорное знание; у Гегеля — она связана с разумом (а разум связан с диалектикой); диалектика «исправляет» недостатки метафизики, которая не может «справиться» с противоречиями. Догматизм считается разновидностью метафизики — отрицание принципа развития и отказ связывать истину с состоянием, временем, местом.

В 19 веке метафизика получила сильный удар от великих достижений в области естествознания (Ч. Дарвин и другие), истории (И. Гердер) и философии (Г. Гегель). Стало бесполезно отрицать существование связи в мире и ее развитие во времени. Была раскрыта великая взаимозависимость природы и общества, человека и мира, материи и духа. Это та связь, которая дает миру гармонию и унисон, то есть красоту. Метафизика была в значительной степени вытеснена наукой, но сохранилась как недиалектический способ мышления. Трофимов В.К. Основы философии : учебное пособие / В.К. Трофимов. — Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, 2013. — С. 124.

Характерными чертами метафизики как концепции развития и как метода мышления являются, прежде всего, следующие. С позиции метафизики объект рассматривается как простая (механическая) сумма частей, количество которых изучается без учета сложных отношений между этими компонентами.

Заключение

Диалектика означает искусство вести беседу, спорить. В современном понимании диалектика — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Диалектика теоретически отражает развитие материи, разума, сознания, познания и других аспектов реальности через: Законы диалектики; категории; принципы. Основная проблема диалектики: что такое развитие?

Идеи о непостоянстве и взаимосвязанности всего сущего зародились еще в древности. Сегодня мы можем выделить три их исторические формы: стихийная диалектика античности, идеалистическая диалектика немецкой классической философии и материалистическая диалектика современности.

Первая классическая форма диалектики возникла в недрах немецкой идеалистической философии (18-19 века). В своем завершенном виде (философия Гегеля) она представляла собой систему взаимосвязанных понятий, категорий, законов, отражающих всемирно-исторический признак абсолютной идеи.

Диалектика — не единственная доктрина развития. Существуют альтернативные формы: Метафизика, эклектика, догматизм, релятивизм, негативная диалектика, софистика и т.д. Метафизика — это философский способ познания (мышления) и действия, который противостоит диалектическому методу как его антипод. Наиболее характерной чертой метафизики является гомогенность, абсолютизация одной (какой бы то ни было) стороны живого процесса познания или, по аналогии, того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.

Существуют и другие «модели диалектики», многообразие которых раскрывает сложность и многослойность рассматриваемого предмета — всеобщей взаимосвязи и развития мира. Например, синергетика, современная теория эволюции неравновесных систем, раскрыла новые аспекты диалектики бытия. Многие исследователи связывают появление этой концепции с началом революционных потрясений в науке. Кибернетический подход контрастирует с синергетическим подходом, который рассматривает физическую основу спонтанного формирования структуры.

Список литературы

  1. Бахтин М.В. История философии в кратком изложении / М.В. Бахтин. — СПб.: Нива, 2004 г. — 100 с.
  2. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории / Е.В. Ильенков. — М.: Политиздат, 1984 г. — 320 с.
  3. Кабанов, П.Г. Учебник по философии / П.Г. Кабанов. — Томск. ТГУ, 2007 г. — 315 с.
  4. Пестова, Г.А. Философия : учебник / Г.А. Пестова. — Сыктывкар: СЛИ, 2005. — С. 62. 180 с
  5. Родчанин, Е.Г. Философия для технических вузов (историко-систематический курс): учебник / Е.Г. Родчанин, В.И. Колесников. — Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007 г. — 400 с.
  6. Трофимов В.К. Основы философии: учебник / В.К. Трофимов. — Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, 2013. — 408 с.
  7. Философия. Краткий цикл лекций. Учебник / под редакцией Ф.Б. Байдаевой. — ПОД РЕДАКЦИЕЙ Ф.Б.БАЙДАЕВОЙ. ФИЛОСОФИЯ. КОРОТКИЙ ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ. М.: МГТУ, 2009 г. — 96 с.
  8. Философия. Учебное пособие / под редакцией Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева. — Ставрополь: Издательство СГУ, 2010 г. — 245 с.
  9. Якушев, А.В. Философия (конспект лекций) / А.В. Якушев. — М.: Приор-Эдит, 2004. — 224 с.