Для связи в whatsapp +905441085890

Диалектика и метафизика — История развития метафизики

Как упоминалось выше, греческое слово «метафизика» буквально означает «то, что приходит после физики». Иногда термин «метафизика» используется просто как синоним термина «философия». Однако чаще термин «метафизика» имеет более конкретное значение. В нем говорится о некоторых сверхъестественных априорных универсальных принципах. То есть под метафизикой понимается не вся философия, а только ее основные принципы.

В древности традиция, начиная с Аристотеля, считала метафизику «первой философией», наукой бытия. Метафизика — это онтология. В древности не было четкого разделения метафизики, науки и богословия (учения о Боге). Основные вопросы древней философии: «Что такое быть?», «Что такое идея?» (Платон), «Что такое форма и материя?» (Аристотель). Средневековая философия не отождествляет все незаконченное с метафизикой. Сейчас метафизика признана высшей формой рационального знания, но она коррелирует с суперрациональным знанием. Вопрос бытия остается фундаментальным вопросом философии, но он принимает нерациональные черты, связанные с религиозной верой и откровением. «Что такое Бог?» — это основной вопрос средневековой философии, которая, как и античная философия, остается преимущественно онтологической.

В Новое время, благодаря развитию эмпиризма (Бэкон) и рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц), метафизика начинает отделяться от частных наук. Спекулятивный характер метафизики больше не приветствуется. Первый вопрос сейчас не о бытии как таковом, а о знании и методе познания. Учение о познании называется гносеологией; учение о методе познания — методологией. Метафизика становится, более чем когда-либо, эпистемологией и методологией. Главный вопрос в философских дискуссиях — это метод познания: эмпирический или рационалистический.

Кант делает решительные шаги к разрушению метафизики как онтологии; он ставит вопрос о знании на первое место: «Что я могу знать?». После Канта философия и метафизика становятся преимущественно гносеологией. Кант считал, что метафизика возможна как чистое априорное знание. Кант построил такую метафизику, но даже ему не суждено было иметь дело с противоречиями реальной жизни.

Гегель рассматривал метафизику как ограничение мысли, преодолеваемое диалектическим разумом. Гегель связал разум с диалектикой, разум с метафизикой, таким образом, противопоставив диалектику метафизическому методу. По словам Гегеля, и он был родоначальником новой философской традиции, диалектика является противоположностью метафизики как философии, которая не соответствует действительным фактам. Диалектика исправляет недостатки метафизики, которая не разрешает противоречия жизни, переходных и развивающих процессов. Как видим, термин «метафизика» приобрел другое значение (это тоже следует иметь в виду). Гегель принижает метафизику и прославляет диалектику. Главный вопрос философии Гегеля — вопрос логики. Философия становится особой философско-диалектической логикой.

Диалектический материализм (Маркс, Энгельс) поддерживал противостояние метафизики диалектике, исходящей от Гегеля.

Но в отличие от системы Гегеля, в марксизме материя и сознание жестко противопоставлены. Для Гегеля различие между материей и сознанием является результатом логического движения идей, и вопрос об отношении между материей и сознанием не является для него фундаментальным. Для диалектических материалистов противопоставление материи и сознания является исходным и составляет основной вопрос философии. Ответ на этот вопрос таков: сознание подчинено материи и в своих существенных чертах определяется характером производственных отношений («социальной материей»). Метафизика как недиалектический способ мышления возникла, по их мнению, не случайно, а обусловлена состоянием производственных отношений эпохи Бэкона и Локка.

Диалектика и метафизика - История развития метафизики

Общее и различия в характеристике диалектики и метафизики как методов исследования

Общим для обоих методов является то, что они позволяют нам построить курс исследования природы явлений в природном и социальном мире. Противопоставление диалектики и метафизики заключается в различии:

Ø Подход к объекту исследования: диалектика исследует объект на основе анализа его отношений и взаимосвязей с другими объектами; метафизика отграничивает объект от других объектов и исследует его в основном на основе эксперимента.

Диалектика объясняет движение как самодвижение объекта, обусловленное разрешением диалектического противоречия, присущего данному объекту; метафизика ищет источник движения вне объекта, рассматривает его как механическое действие и, следовательно, логически приходит к идее божественного первотолчка.

Ø При объяснении механизма изменения и развития вещи: диалектика раскрывает механизм развития в разрешении диалектического противоречия, определяющего сущность данного объекта; это разрешение происходит благодаря взаимодействию и изменению его противоположных сторон, что обусловливает переход объекта в новое качество, но при сохранении его сущности; поэтому процесс развития объекта предстает как восходящая спираль. Метафизика рассматривает развитие как накопление информации при сохранении прежнего качества. Оба метода объединяет то, что они позволяют построить ход исследования природы явлений природного и социального мира. Противопоставление диалектики и метафизики заключается в различии:

Ø Подход к объекту исследования: диалектика изучает объект на основе анализа его отношений и взаимосвязей с другими объектами; метафизика отграничивает объект от других объектов и изучает его в основном на основе эксперимента.

Диалектика объясняет движение как самодвижение объекта, обусловленное разрешением диалектического противоречия, присущего данному объекту; метафизика ищет источник движения вне объекта, рассматривает его как механическое действие и, следовательно, логически приходит к идее божественного привода.

При объяснении механизма изменения и развития вещи: диалектика раскрывает механизм развития в разрешении диалектического противоречия, определяющего сущность данного объекта; это разрешение происходит благодаря взаимодействию и изменению его противоположных сторон, что обусловливает переход объекта в новое качество, но при сохранении его сущности; поэтому процесс развития объекта предстает как восходящая спираль. Метафизика рассматривает развитие как накопление информации при сохранении прежнего качества.

Диалектика и метафизика

Невозможно отрицать факт развития природы и общества, все философы согласны с принципом развития, но понимают его по-разному. Исторически сложились два основных подхода к развитию: метафизический и диалектический.

Одной из главных особенностей метафизической концепции развития является взгляд на природу как на случайное собрание предметов, явлений, оторванных друг от друга и независимых, находящихся в состоянии покоя и неподвижности. Метафизическое мировоззрение доминировало в философии и науке до 19 века.

Метафизика рассматривает развитие как чисто количественные изменения, без качественных скачков, без борьбы противоположностей, и считает, что источник развития является внешним по отношению к данной системе. Это внешний импульс другой системы, или начальный импульс (И. Ньютон). Общая тенденция, направление процесса развития — это восходящая или нисходящая линия, цикл. Таким образом, особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в целом при рассмотрении различных проблем, явлений и процессов действительности.

Разновидностями метафизического образа мышления являются догматизм, релятивизм, софизм и эклектика.

Догматизм, прежде всего, отрицает принцип развития. Основной чертой догматизма в решении теоретических и политических проблем является отказ признать зависимость истины от условий, места и времени. Догматик превращает утверждения, которые были истинными при определенных обстоятельствах, в фиксированные, неизменные догмы, которые якобы сохраняют свою истинность на все времена.

Релятивизм абсолютизирует момент изменчивости. Различие между диалектикой и релятивизмом можно проиллюстрировать, сравнив позиции Гераклита Эфесского и Кратила Афинского. Гераклит утверждал, что «нельзя дважды войти в одну и ту же реку, ибо на тех, кто входит в одну и ту же реку, всегда льется больше воды». Кратил же, в отличие от Гераклита, считал, что в одну и ту же реку нельзя войти один раз. В позиции Гераклита момент изменчивости связан с моментом стабильности. В позиции Кратила момент стабильности отрицается, а момент изменчивости становится абсолютным.

Событие превращается в непрерывный поток изменений и исчезает, так что человек не может войти в тот же поток один раз. Релятивизм — это также абсолютизация условности знания, отрицание возможности познания объективной истины. В современной методологии и философии науки существует «методологический релятивизм» — принципиальный отказ от абсолютных научных предпочтений («эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда). Релятивизм может быть «этическим» (у каждого «своя» мораль); «эстетическим» («суждения вкуса» не являются универсальными); «историческим» (теория О. Шпенглера).

Софистика — это намеренное использование аргументов для обоснования и доказательства некоторых определений, которые выглядят правильными по форме, но являются заведомо неверными по сути. Основным примером софистики является использование так называемых софизмов. Например, софист в ответ на обвинение во лжи говорит: «Тот, кто лжет, говорит то, чего не существует. Но то, что не существует, не может быть сказано. Следовательно, никто не может лгать».

Эклектика — это сочетание различных, противоположных взглядов, идей, принципов и теорий. Кажущаяся универсальность эклектики оказывается лишь видимостью, поскольку эклектика лишь формально объединяет различные признаки предмета, не проясняя их реальной связи и не имея возможности выделить среди этих признаков наиболее важный, определяющий. Эклектизм также характеризуется подменой понятий, нарушением принципов целостности, объективности и конкретности рассмотрения предметов и явлений.

Прямой противоположностью метафизическому пониманию процесса развития является диалектическая концепция развития. Диалектика — это учение о всеобщих законах развития и изменения природы, общества и мышления.

Понятие диалектики. Диалектика и метафизика.

Диалектика — это учение о всеобщих связях и закономерностях развития природы, общества и мышления, а также основанный на этом учении метод познания. С точки зрения диалектического подхода, все предметы, явления и процессы признаются взаимосвязанными, находящимися в состоянии постоянного изменения, развития, а источником развития является присущее им противоречие.

Диалектика, в переводе с древнегреческого, означает «диалог», «искусство беседы». Это понимание восходит к философии Сократа, который понимал диалектику как искусство диалога, цель которого — прийти к истине через столкновение противоположных взглядов. Метод диалектики он назвал майевтикой (акушерское искусство), потому что с его помощью истина рождается в процессе беседы.

Диалектика функционирует одновременно как теория и как метод. Задача теории — объяснить мир, задача метода — сформулировать принципы познавательной деятельности. Диалектика как философская теория — это система познания объективной реальности, в которой все явления материального и психического бытия взаимосвязаны и взаимозависимы и находятся в состоянии постоянного изменения и развития. Диалектика как метод познания — это способ понимания действительности во всех ее проявлениях: природе, обществе и самом мышлении, основанный на диалектических принципах.

Метафизический подход, не отрицая движения и развития, видит источник развития во внешних влияниях и взаимодействиях и сводит его содержание к количественным изменениям.

Метафизика также функционирует как теория и как метод. Термин «метафизика» (греч. «после физики») был введен последователями Аристотеля и обозначал учение о высших, сверхъестественных принципах бытия, недоступных чувствам и постигаемых только разумом. В философии религии термин «метафизика» часто используется в смысле «онтология» (*Метафизика всемогущества В.Соловьева). Метафизика как метод также начала формироваться в античности. К работам Парменида и Зенона восходят попытки рассмотреть бытие как неподвижное и неделимое. Однако особенно широкое распространение метафизический метод получил в философии нового времени, когда под влиянием математики и механики отдельные компоненты бытия, явления и процессы рассматривались в отрыве от общих связей и процессов развития.

Метафизический подход односторонен и приводит к статичной и умозрительной картине мира.

Диалектика как философская система

В философской мысли Древней Греции идея изменчивости была наиболее ярко выражена Гераклитом. В сохранившихся фрагментах его произведений примечателен ряд диалектических утверждений: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку», «Ничто не постоянно… Удовольствие — неудовольствие, знание — невежество, великое — малое…. Все меняется в игре века», «…все возникает из вражды и является взаимным» (Выдержки из ранних греческих философов, гл.1, 1989, с.212, 203).

В отличие от этих философов, Гераклит был озабочен утверждением идеи диалектического развития мира в целом. Поэтому, когда немецкий философ Гегель работал над теоретической систематизацией диалектического мировоззрения, он не только вспомнил эфесского мыслителя, но и высоко оценил уровень развития им диалектических идей. «Нет ни одного положения Гераклита, — писал Гегель, — которое я не принял бы в своей логике.

При описании развития мира Гегель исходил из объективно-идеалистической идеи о том, что развитие мира есть результат творения Духа (абсолютного Духа, Бога). Поэтому открытые им диалектические законы были, по сути, законами развития Духа. Соответственно, диалектика, созданная Гегелем, приобрела идеалистический характер. О диалектическом построении Гегеля К. Маркс писал: «Мистификация, которую Гегель пережил в отношении диалектики, не помешала ему дать исчерпывающее и сознательное изложение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика перевернута с ног на голову. Необходимо поставить его на ноги, чтобы под его мистической оболочкой обнаружилось рациональное зерно» (Маркс К. и Энгельс Ф. Полн. собр. соч. — т. 23, с. 22).

Задача «поставить диалектику на ноги» означала сложный процесс пересмотра идей Гегеля, в результате которого материалистическое мировоззрение станет диалектическим.

Некоторые мыслители скептически относились к возможности синтеза диалектики и материализма. Н.А.Бердяев, например, писал, что диалектика и материализм так же несовместимы, как вода и масло. Другой русский философ, С.Н. Булгаков, считал, что идеологическая формация, созданная Марксом, не имеет ничего общего с диалектикой. Он считал, что как градус на шкале термометра имеет только одно общее название с градусом на географической карте, так и марксистская диалектика имеет только одно общее название с истинной диалектикой. Однако если оценить концепцию развития, разработанную К. Марксом и Ф. Энгельсом, без идеологической предвзятости, то ее диалектический характер неоспорим, поскольку основное содержание материалистической диалектики заключается в объяснении того, почему материя движется, как она развивается, имеют ли ее изменения направление.

Главная задача, которую должны были решить основоположники материалистической диалектики, — показать, откуда материя черпает свою неисчерпаемую энергию вечного самодвижения, как развитие материи приводит к возникновению и развитию духа. Создана К. Философская теория развития К. Маркса и Ф. Энгельса была направлена главным образом на решение этой проблемы.

Теория материалистической диалектики имеет два взаимодополняющих уровня объяснения развития: 1) идеологический уровень; 2) собственно теоретический уровень.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Наука в древнем Египте
  2. Основные идеи и направления русской философии
  3. Своеобразие античной диалектики. Апории Зенона
  4. Основные представители древнекитайской философии
  5. Иоганн Готлиб Фихте
  6. Философия как теоретическое осмысление социального времени
  7. Символизм в русской культуре серебряного века
  8. Личность в философии
  9. Философия как наука и как мировоззрение
  10. Джон Дьюи, американский философ, один из ведущих представителей прагматизма