Диалог как творческое взаимодействие учителя и учащихся

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Использование новых технологий воспитания в современных образовательных учреждениях
  2. Инновационные подходы в физическом воспитании школьников
  3. Становление педагогического мастерства учителя физической культуры
  4. Взаимодействие школы и семьи в физическом воспитании учащихся
  5. Профессии в области физической культуры и спорта: история, современность и перспективы
  6. Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе обучения истории
  7. Реализация концепции диалога культур в воспитательном процессе
  8. Развитие познавательного интереса у учащихся в процессе преподавания истории в школе
  9. Самообразование школьников в процессе обучения
  10. Самообразование школьников во внеклассной работе по предмету история

Введение

Создание диалога в образовательном процессе является весьма актуальной задачей для современной системы образования, поскольку новые технологические и содержательные подходы ориентируют преподавателей и студентов в первую очередь на умение вести диалог.

Выпускнику школы необходимо быть коммуникабельным, уметь реагировать в различных социальных группах, уметь сотрудничать в различных сферах, избегать конфликтных ситуаций или умело выходить из них.

Эти навыки должны обеспечить молодому человеку мобильность и способность быстро реагировать в меняющемся мире, а также состояние психического благополучия, обеспечивающее эмоциональное равновесие.

Для того чтобы современный выпускник обладал этими навыками, их нужно учить. Это требует соответствующей организации учебного процесса современных школ, лицеев и гимназий.

Целью данного исследования является диалог и его функции в обучении, участие студентов в диалоге и дидактическая функция диалога.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. изучать и оценивать психолого-педагогическую и методическую литературу;
  2. изучить статьи в профессиональных журналах, посвященные этой проблеме;
  3. раскрыть сущность диалога и показать его применение в преподавании литературы.

Диалог как основная форма речевого общения

Диалог (от греч. talk — разговор, беседа) — это форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, языковая форма которых находится под взаимным влиянием непосредственного восприятия речевой деятельности говорящих. Основной единицей диалога является диалогическое единство — смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, т.е. обмен мнениями, высказываниями, каждое из которых зависит от предыдущего.

Диалогическое единство обеспечивается объединением различных реплик (формулы речевого этикета, вопрос — ответ, дополнение, повествование, распространение, согласие — несогласие). В некоторых случаях диалогическое единство может существовать через реплики, которые выявляют реакцию не на предыдущую реплику собеседника, а на общую речевую ситуацию.

Реплики могут зависеть в своем объеме и характере от различных факторов: прежде всего, от личности собеседников с их специфической коммуникативно-речевой стратегией и тактикой, общей речевой культуры собеседников, степени официальности ситуации, фактора «потенциального слушателя», т.е. слушателя, который присутствует, но не участвует в диалоге.

На тип реплик также влияет так называемый код взаимодействия между коммуникантами, то есть тип взаимодействия между участниками диалога — коммуникантами.

Выделяются три типа взаимодействия между участниками диалога: Зависимость, сотрудничество и равенство. Покажем это на примерах.

Первый пример — это диалог между писателем и редактором. Этот пример показывает зависимые отношения между участниками диалога (податель, в данном случае автор, просит разрешить ему написать рецензию):

На следующий день я прихожу в редакцию, — мрачно спрашивает красивая, нестареющая женщина:

  • Что вы хотите?
  • Что вы хотите? -Напишите отзыв.
  • Вы рецензент?
  • Нет.

Второй пример — телефонный разговор между клиентом и сотрудником компании, занимающейся ремонтом компьютеров. Это пример совместного диалога (и клиент, и сотрудник пытаются решить проблему вместе):

  • Компьютер пишет, что клавиатура отсутствует, и просит нажать F 1. Что вы нажимаете?
  • Отключали ли вы клавиатуру от сети при включении машины?
  • Нет, я просто покачивал его. Что теперь?
  • Выбило предохранитель. -Да. Принесите его.

Третий пример диалога — интервью между репортером газеты и сотрудником городского Управления по регистрации прав на недвижимое имущество — представляет собой диалог-удовольствие, в котором оба участника беседы вовлечены в разговор, не предназначенный для получения результата:

Один из самых распространенных вопросов: должны ли подлежать государственной регистрации договоры аренды нежилых помещений, заключенные в течение года?

-Каждый договор аренды недвижимого имущества подлежит регистрации, независимо от предмета и срока, на который он заключен.

Каждый диалог имеет свою структуру, которая остается стабильной в большинстве типов диалогов, как в принципе в любом тексте: начало — основная часть — конец. Стартером может быть формула речевого этикета (Добрый день, Николай Иванович!) или вопрос первой строки (Который час сейчас?), или реплика суждения (Хорошая погода сегодня). Отметим, что размеры диалога теоретически неограниченны, поскольку его нижняя граница может быть открытой: продолжение практически любого диалога возможно за счет увеличения диалогических единиц, из которых он состоит. На практике каждый диалог имеет свой конец (реплика речевого этикета (До свидания!), реплика согласия (Да, конечно!) или реплика ответа).

Диалог считается первичной, естественной формой языкового общения, поэтому он наиболее распространен как форма речи в сфере разговорной речи, но диалог также встречается в академической, журналистской и официально-деловой речи.

Как основная форма общения, диалог — это неподготовленный, спонтанный способ речи. Это утверждение относится прежде всего к области разговорной речи, где темы диалога могут произвольно меняться в процессе его использования. Но и в научном, деловом и журналистском дискурсе с возможными подготовительными (особенно вопросительными) репликами развитие диалога будет спонтанным, поскольку в абсолютном большинстве случаев реплики-реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы.

Так называемый универсальный принцип экономии языковых средств выражения наиболее ярко проявляется в диалогическом языке. Это означает, что участники диалога в конкретной ситуации используют минимум вербальных средств и замещают информацию, не выраженную вербально, за счет невербальных средств общения — интонации, мимики, телодвижений, жестов. Например, если сотрудник пришел в приемную к директору и находится в приемной, он не будет обращаться к секретарю с таким вопросом, как «Николай Иванович, директор нашей школы, находится сейчас в своем кабинете?», а может рассчитывать на кивок головы в сторону двери в комнату и реплику «В кабинете?». При письменном воспроизведении диалога такая ситуация обязательно развивается и представляется автором-соавтором в виде ремарки, комментария.

Существование диалога предполагает, с одной стороны, общую исходную информационную базу участников, а с другой стороны, минимальный исходный разрыв в знаниях участников диалога. В противном случае участники диалога не сообщат друг другу никакой новой информации о предмете своего выступления, а значит, диалог не будет продуктивным. Таким образом, неинформативность отрицательно влияет на продуктивность диалогической речи. Этот фактор может возникнуть не только при низкой коммуникативной компетенции участников диалога, но и при отсутствии у собеседников желания вступать и продолжать диалог. Диалог, состоящий только из единственных форм языкового этикета, так называемых этикетных форм, имеет формальное значение, не является информативным, потребность в получении информации отсутствует, но распространен в определенных типах ситуаций (при встречах в общественных местах):

  • Здравствуйте!
  • Здравствуйте!
  • Как дела?
  • Спасибо, я в порядке.

Необходимым условием существования диалогов, направленных на получение новой информации, является такой фактор, как потребность в общении, возникающая из-за возможного пробела в знаниях.

В зависимости от целей и задач диалога, ситуации общения и роли собеседников можно выделить следующие основные типы диалога: бытовой, деловой и служебный.

Коммуникативные контексты в образовательном процессе

Человек всегда «с другими». Качество человеческой жизни, надежда на счастье, успех человека связаны с умением налаживать взаимодействие с разными людьми, эффективно общаться. В образовании, с одной стороны, общение — это средство познания и поиска истины, с другой — это передача социокультурных ценностей, идеалов и норм между всеми участниками образовательного процесса. В связи со сложностью всех форм коммуникации в образовательном пространстве, увеличением объема учебной информации, разнообразием ее источников и носителей в современной социокультурной ситуации приоритетность развития коммуникативной культуры учащихся становится очевидной.

Коммуникативная культура понимается как способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми на основе внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в ситуациях межличностного общения. На основании изучения психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что овладение учащимися коммуникативной культурой предполагает развитие как минимум трех групп умений.

I группа навыков — коммуникативные или вербальные: умение ясно излагать идеи; умение убеждать; умение аргументировать; умение приводить доказательства; умение высказывать суждения; умение анализировать высказывание.

II группа навыков — перцептивные навыки: умение слушать и слышать (правильно интерпретировать информацию, в том числе невербальную (мимика, поза тела и жесты), понимать подтекст и т.д.), умение понимать чувства и настроение другого человека (способность к эмпатии, соблюдение такта, сопереживание), умение анализировать (способность к рефлексии и саморефлексии).

III группа — навыки взаимодействия в процессе общения (интерактивные): умение вести беседу, переговоры, дискуссию, умение вежливо выражать мысли, умение задавать вопросы, умение увлекать за собой, умение формулировать требование, умение общаться в конфликтных ситуациях, умение управлять своим поведением в общении.

Решение проблемы развития и формирования коммуникативной культуры предполагает необходимость организации таких особых коммуникативных взаимодействий в образовательном процессе, которые можно охарактеризовать как диалог. Формирование и воспитание духовно развитой, ответственной личности возможно только в диалоге. Именно диалог как особый уровень коммуникативного процесса реализует потребность человека в глубоком личностном контакте. Только в диалоге развивается способность к критическому мышлению. Именно в беседе, в вопросе создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний.

Таким образом, диалог сегодня является не только педагогическим методом и формой, но и становится главным принципом образования. Диалогизация образовательного процесса может быть охарактеризована особыми пересекающимися коммуникативными связями, которые также являются иерархически обусловленными уровнями коммуникации.

Первая связь — самовосприятие культуры (учитель-контент, ученик-контент) — прослеживается на уровне предмета и содержания и предполагает диалог культурных образов. Роль учителя заключается в том, чтобы стать собеседником для ученика и помочь ему приобщиться к культуре, вступив в диалог. На этом уровне реализуется диалогизация содержания образования

  • ориентируя образование на целостный взгляд на мир и особенно на мир культуры, мир человека, «гуманизируя» знания, обучая гуманитарному мышлению как системному;
  • наполнение школьного образования гуманитарными знаниями и установление значимых и ценных связей;
  • путем переориентации содержания образования на проблемы человеческой жизни;
  • путем интеграции научных и социогуманитарных знаний. Какие бы компоненты знаний о человеке ни рассматривались, они обязательно будут содержать элемент социальности. Представляется, что с современных позиций необходим единый подход по критерию природное (социальное);
  • расширением системы знаний о человеке (обогащением и перестройкой содержания образования), социально-психологическим образованием. Приобретение студентами социально-психологических знаний. Знания о человеке (содержание учебных дисциплин, предметов: валеология, безопасность жизнедеятельности, история, литература и т.д.); знания о себе, о способах адекватного взаимодействия с другими людьми;
  • переориентировав вектор образования с ориентации на прошлое на ориентацию на настоящее и будущее (учащегося, страны, всего человечества).

Связь вторая: Я-другие (студент-студент, преподаватель-студент). На этом уровне подчеркивается личностное отношение учителя к ученику, учитель также должен умело создавать психолого-педагогические условия для возникновения личностных контактов в группе учащихся, что требует от него владения технологией организации продуктивного взаимодействия. Это подразумевает:

  • Применение гуманитарных технологий в образовательном процессе;
  • Обогащение опыта общения как личностно-формирующего фактора за счет приобретения опыта общения со сверстниками в различных группах в классе и в школьном коллективе.
  • Гармонизация принципов индивидуализма и коллективизма через реализацию истинной человеческой солидарности в организации школьной жизни;
  • Организация специальных мероприятий для работы над коммуникативными навыками и умениями (игры, обучение социально приемлемому поведению).

Третья ссылка: Эго-самость (учитель, ученик). Освоение третьей связи требует, чтобы и ученик, и учитель овладели специальными техниками самопонимания и саморегуляции в общении (понимание сигналов обратной связи в ситуациях общения «лицом к лицу», владение техниками диагностики, тестирования, осознание своих сильных и слабых сторон, корректировки и техники моделирования позитивного образа).

Однако на практике современное школьное преподавание продолжает оставаться монологичным. Распространенная среди школьников шутка — «школа — это место, где ребенок получает ответы на вопросы, которые он не задавал» — отражает одну из центральных и нерешенных педагогических задач: наполнить содержание образования проблемами, которые волнуют ученика.

Монологическая форма общения в диаде «студент-преподаватель» основана на следующих отличительных особенностях: Статусное доминирование, «субъект-объектные отношения»; эгоцентризм, сосредоточенность на достижении собственных потребностей, целей и задач; принуждение учащихся путем скрытого манипулирования или открытой агрессии; догматизм, сверхличная передача норм и знаний, подлежащих безусловному копированию и усвоению; жесткость и стереотипность методов и приемов воздействия, преобладание дисциплинарных методов; субъективность и жесткая поляризация оценок, узкий выбор критериев оценки поведения учащихся.

Продуктивное общение предполагает безусловное принятие и признание партнера по общению. В русской научной школе эти идеи блестяще воплотились в открытиях А.А. Ухтомского, который считал необходимым «уметь конкретно подойти к каждому человеку, проникнуть в его оболочку, жить его жизнью, видеть в другом не только то, что похоже на тебя, но ценить другого выше собственных интересов, дистанцироваться от предрассудков, предубеждений и теорий». Мыслитель выделяет три функции продуктивной коммуникации, реализуемые через «категорию лица», «идею достойного собеседника» и «культивирование доминирующего взгляда на лицо другого «.

Проективное восприятие, взгляд «сквозь призму своих доминант» — потребностей, переживаний, эмоций, чувств — имеет свои негативные и позитивные стороны. Его эффективность зависит от нравственной культуры учителя.

Хотелось бы подчеркнуть, что потребность в эмоциональной поддержке и понимании не является односторонней — «учитель-ученик». Необходима перцептивная обратная связь. Учителю также необходимо понимание и одобрение его действий со стороны учеников. Он нуждается в защите своих учеников даже больше, чем они нуждаются в его покровительстве. Для студента особенно важно коллегиальное взаимопонимание. Отсутствие у ребенка опыта общения со сверстниками притупляет его способность понимать других.

Диалогическая форма общения в диаде «ученик — учитель» характеризуется следующими чертами: личное равенство учителя и ученика, «субъект-субъектные» отношения; направленность учителя на потребности ребенка; сотрудничество и согласие; свобода обсуждения, передача норм и знаний как личного опыта, требующего индивидуального осмысления; стремление к творчеству, личностному и профессиональному росту; стремление к объективному контролю за деятельностью учащихся, индивидуальный подход к учету мультимотивации их действий.

Эти технологии активизируют синергию обучения — совместное творчество преподавателя и студента в образовательном процессе. Согласно М.М. Бахтину, истина не рождается и не находится в голове одного человека, она рождается между людьми, которые открывают истину вместе в процессе своего диалогического общения.

При таком подходе взаимодействие между учителем и учеником является интерактивным, интеллектуальным, продуктивным, событийным, а значит, диалогичным.

Изучая процесс взаимодействия учителя и ученика в диалоге, можно выделить такой критерий его эффективности, как движение к со-творчеству учителя и ученика. Вектор творческого движения определяется содержанием культуры.

Охарактеризуем три формы диалогового взаимодействия: непродуктивную, предпродуктивную и продуктивную.

Первая форма непродуктивна. Взаимодействие происходит на формальном уровне, преобладает монологическая форма, учитель не создает условий для сотрудничества, нет движения к со-творчеству по линии коммуникативной связи между учеником и учителем.

Вторая форма — препродуктивная. Взаимодействие происходит при доминирующей роли учителя, с преобладанием монологической формы, диалог вводится частично, ученик приобретает некоторые факты, знания.

Третья форма — продуктивная. Взаимодействие происходит на личностном уровне, существуют отношения равноправного сотрудничества, преобладает диалогическая форма, ученик и учитель достигают со-творчества в процессе обучения, которое доходит до общих смыслов и ценностей.

Образовательный эффект возможен только при реализации продуктивной формы, поскольку основным механизмом духовного развития в процессе гуманитарного познания является такое отношение «Я» и «не-Я», такое «таинство», как переживание и соучастие.

Сегодня наше общество все больше и больше осознает образование как сферу инвестиций в человека, в лучшее будущее российского государства. Студенты и школьники как никогда нуждаются в высоком профессионализме, гражданской позиции и педагогической культуре педагогов. Только учителя, понимающие и принимающие задачи образования на современном этапе, могут реализовать лучшие идеи образовательной реформы. Таким образом, реализация приоритетов педагогического диалога в образовательном пространстве современной школы, продуктивных форм педагогического общения способствует приобретению учащимися коммуникативной культуры, содействует развитию творческой и ответственной личности, а потому представляет собой актуальную проблему современного этапа российского образования и нашего общества в целом.

Специфика образовательного диалога

Коммуникация играет фундаментальную роль в системе ценностей развития мира, а диалогичность является характерной чертой исторического и культурного развития общества. По этой причине теория диалога неотделима от развития различных сфер общественной жизни. Исследователи отмечают, что даже первоначальное расслоение человеческого общества «чужой — чужой» было продуктом диалога, который в ходе последующих веков мог принять иной характер. Школьный диалог появился в 4 веке до н.э. в классической Греции. Очевидно, что развитие диалога как метода обучения продолжается и по сей день. С нашей точки зрения, любая компетентная научная или схоластическая дискуссия строится на диалогических отношениях. Совершенствуется диалог в дидактике, опираясь на достижения философской и литературной мысли. В диалоге происходит взаимное обогащение педагогического, философского и литературного содержания. Существует множество положительных оценок диалога как явления в различных областях знаний, особенно в литературе, языке и речи. Но в этой главе нас интересует диалог как широкое коммуникативное явление, изучаемое психологами, дидактами и методистами. Современных ученых интересуют проблемы диалога: его цели, содержание, организация и ход. Исследователи-психологи отмечают, что полноценное диалогическое общение требует определенных навыков:

  • Быстро и правильно ориентироваться в условиях общения;
  • Планировать свою речь в соответствии с целями и условиями, временем и ситуацией;
  • Правильно выбрать содержание акта коммуникации;
  • Найдите подходящие средства для передачи этого содержания;
  • Дайте обратную связь.

Все звенья акта диалогического общения должны быть рассмотрены и соблюдены. Важной характеристикой общения в данном случае является уровень, на котором происходит контакт между партнерами (примитивный, манипулятивный, стандартный, конвенциональный, игровой, деловой, духовный — классификация А.Б. Добровича). В то же время следует учитывать, что каждый из уровней коммуникации может быть эффективным только при отсутствии барьеров для общения. Однако в действительности их трудно избежать. Этические и логические барьеры диалогического взаимодействия, которые необходимо учитывать в педагогической практике, вполне преодолимы, если ориентация на школьный диалог становится системой работы учителя, ведь успех обучения зависит как от правильного определения его целей и содержания, так и от способа их достижения.

При использовании диалога как метода обучения преподаватель определяет тему, готовит диалог, прогнозирует результат и намечает дальнейший ход диалога, в котором общаются участники образовательного процесса. Очевидно, что у школьников есть желание реализовать свою коммуникативную потребность во время урока. Это можно сделать в диалоге, который напрямую зависит от коммуникативной активности учителя. Создать диалогическую среду в классе может только учитель, который в полной мере осознает специфику школьного диалога, а современная наука определила разницу между педагогическим и бытовым диалогом, педагогическим и художественным, педагогическим и чисто научным. Педагогический диалог всегда возникает на основе педагогической речевой ситуации, он решает ту или иную педагогическую задачу. Во время учебного диалога всегда происходит обмен информацией и регулируются межличностные отношения. Учебный диалог всегда должен быть ориентирован на объект обучения, который можно рассматривать с разных точек зрения.

Мотивационные схемы учебных диалогов включают в свою структуру этап, суть которого заключается в том, чтобы направить учащихся на решение определенных учебных задач. Этот этап позволяет учителю построить учебную деятельность в диалоге с учащимися таким образом, чтобы происходила самореализация каждой личности и повышалась вероятность положительного результата обучения.

Можно сделать вывод, что особенность учебного диалога связана с особенностями диалога в целом. Но если в живом разговорном языке диалог — это форма человеческого общения, то учебный диалог — это тоже метод обучения, который имеет свою структуру, динамику и состав. Структура любого диалога складывается из вербальных реакций участников диалога на предмет диалога и реплик. Условия и обстоятельства взаимодействия партнеров также влияют на диалог. Педагогический диалог в школьной практике представлен в основном двумя типами: Преподаватель-студент и студент-студент. Длительный диалог между учеником и учителем в классе возникает редко, потому что в классе редко есть возможность взаимодействовать с учеником. Даже когда это происходит, внимание уделяется всему классу. Если в домашнем диалоге могут участвовать два человека, то в школьном диалоге участвуют учитель и двадцать-тридцать учеников. Поэтому учитель не может ожидать, что услышит реплику-ответ на свое высказывание от всех тридцати человек одновременно, но она все равно будет «услышана» каждым учеником опытным учителем-диалогистом, потому что в этом случае реплика-ответ может быть выражена невербальными средствами (мимикой, жестами) и представлена через внутреннюю речь.

Педагогический диалог — это сложное целое, диалогическое единство, непрерывность которого реализуется в логической последовательности и взаимозависимости всех частей урока, начиная с понимания темы диалога, предложенной учителем. Такое понимание также имеет свои этапы: экспликация (определение) узкого и широкого содержания темы, выделение аспекта обсуждения темы, сужение объекта обсуждения в диалоге. Предмет обсуждения в диалоге тесно связан с его составом, который зависит от характера и направления диалога. В связи с этим организация образовательного диалога предполагает постановку и решение определенных целей и задач. Цели и задачи участников диалога определяют его специфику.

Диалогическое обучение в школе

Диалог как творческое взаимодействие людей немыслим без вопросов и проблем. Абсолютное согласие между партнерами — это смерть диалога. Диалог невозможен ни в условиях абсолютной зависимости, ни в условиях абсолютной автономии личности. Термин «диалог», когда он применяется к обучению, используется в трех смыслах:

  1. любая научная концепция рассматривается в классе как диалог различных логик, культур и пониманий. Рассмотрение научных концепций в «зазоре» различных логик, обеспечивает выход педагогического диалога на вечные проблемы человеческого бытия, придает ему продуктивную неразрешимость, незавершенность и в то же время глубину. В этом смысле следует говорить о диалоге логик.
  2. учебный диалог создает особое общение между учеником и учителем, в котором участники не только демонстрируют ту или иную грань античной, средневековой или современной мысли, но, прежде всего, ощущают свой собственный взгляд на мир.
  3. образовательный диалог соответствует современному диалогическому мышлению только тогда, когда столкновение культурных блоков постоянно сочетается с внутренним диалогом мыслителя. Этот микродиалог принимает форму особого внутреннего языка, который не идентичен внешнему языку.

Для того чтобы задача, поставленная учителем, породила педагогический диалог, она должна выглядеть как его точка зрения, вызванная личная позиция, которая взрывает привычный образ мышления ученика и стимулирует детей к творчеству. Чтобы обеспечить понимание излагаемого материала, учитель должен продемонстрировать не только значимость элемента содержания образования, но и его значение в контексте других элементов социального опыта. Таким образом, обучение — это вид коммуникации, учитель и ученик являются коммуникантами диалогических отношений «учитель-ученик». Учитель должен учитывать, что каждый из его учеников имеет свою собственную «внеклассную» позицию по отношению к учителю.

Профессиональная задача учителя — помочь ребенку увидеть уникальный поворот в общей проблеме, связанной с личными проблемами и размышлениями ученика. Он не должен вмешиваться в процесс переопределения учебных проблем, а также не должен мешать ученикам ставить новые проблемы в классе.

В силу своей универсальности диалог в образовании не является темой или фрагментом лекции или семинарского занятия. Диалог всегда «вне темы» и независим от той или иной ситуации в классе, даже если он подготовлен ею. Не стоит думать о преподавателе разговорного языка как о некой информационной системе, которая работает на ученика. Учитель преуспевает в глубоком вовлечении проблем ученика в диалоговую область содержания, то есть когда учитель и ученик переходят к пограничным проблемам науки, к границе известного.

Заключение

Как и ученик, учитель страдает от проблем в классе. Для учителя это так же важно, как и для ребенка. Учитель, как и дети, предлагает свои индивидуальные решения проблемы, задает свои вопросы, создает свои образы. Для детей диалог — это ощущение и понимание равенства с собеседником. Равенство в диалоге — это не равенство в знаниях, а равное право на ответственность за постановку и решение собственного вопроса.

Учить диалогу с заранее известным результатом опасно. В диалоге урока предлагаются проблемы, которые либо имеют несколько решений, либо вообще не имеют решений.

Список литературы

  1. Айзерман Л. С. Преподавание литературы как диалог. // Литература в школе, 1990, № 4.
  2. Батракова С. Н. Педагогическое общение как диалог в культуре // Педагогика, 2002, № 4.
  3. М. М. Бахтин Эстетика словесного творчества. М., 1986.
  4. Воронина М. П. Диалог на уроке в начальной школе // Начальная школа, 2004, № 6.
  5. Диалог и коммуникация — философские проблемы: Материалы круглого стола / / Вопросы философии, 1989, N 7.
  6. Добрович А.Б. Коммуникативистика и искусство М.: Яуза, 1996.
  7. Коханов Е. Общение как взаимодействие социальных субъектов (на основах социальной психологии «паблик рилейшнз») // Менеджмент, 2001, N 5.
  8. Львов М. Р. Основы теории языка. Учебник для вузов. — М.: АКАДЕМИЯ, 2002.
  9. Львов М. Р. Риторика. Культура языка. Его полезность для университетов. — М.: АКАДЕМИЯ, 2003.
  10. Мединцев В. А. Диалогическое моделирование психологических взаимодействий // Вопросы психологии, 2005, № 5.
  11. учебник Основы теории коммуникации для вузов, под редакцией М. Василика. — М.: Гардарики, 2003.
  12. 12. Павлова Л. Г.. Спор, дебаты, полемика. Книга для учащихся старших классов. Средняя школа — М.: Просвещение, 1991.
  13. Русский язык и культура речи : учебник / под ред. проф. В.И. Максимова. — М.: Гардарики, 2000.
  14. Ухтомский А.А. Интуиция совести. СПб, 1996.