Для связи в whatsapp +905441085890

Динамика науки, как процесс порождения нового знания

Рассмотрение научного исследования как исторически развивающегося процесса означает, что структура научного знания и процессы его формирования также должны рассматриваться как исторически изменяющиеся. Но тогда необходимо на основе уже имеющихся представлений о структуре науки проследить, как в ходе эволюции науки возникают все новые связи и отношения между ее компонентами, которые меняют стратегию научного поиска.

У этой проблемы есть три аспекта. Первый вопрос — является ли динамика науки просто эволюционным изменением, заключающимся в расширении объема и содержания научного знания, или эволюцией, включающей качественные скачки в знании, в том числе во взглядах на один и тот же объект исследования? Второй аспект: является ли динамизм науки в целом кумулятивным процессом (простое накопление знаний) или антикумулятивным (включающим постоянный отказ от прежних взглядов как несовместимых с теми, которые приходят им на смену)? Наконец, третий аспект: можно ли рассматривать динамику научного знания только как его самопреобразование, или она определяется также существенным влиянием на него внешних (особенно социокультурных) факторов?

Говоря об исторической динамике науки, мы должны подчеркнуть, что она имеет направленный и необратимый характер. Это означает, например, что геометрия Римана и Лобачевского в принципе не может появиться раньше геометрии Евклида, а релятивистская и квантовая механика не может появиться раньше или даже одновременно с классической механикой.

Часто это объясняют с позиции рассмотрения науки как обобщения фактов, когда развитие научного знания трактуется как движение ко все большим и большим обобщениям, а смена научных теорий понимается как замена одной менее общей теории другой более общей. Этот подход был доминирующим в философии науки до середины двадцатого века. Его аргументом был так называемый принцип соответствия, согласно которому все определения старой теории выводятся как частный случай новой. В качестве примеров приводились отношения между классической и релятивистской механикой в физике, дарвиновская теория эволюции и синтетическая теория эволюции в биологии, арифметика натуральных чисел и арифметика рациональных и действительных чисел и так далее.

Однако более тщательный анализ концепций указанных теорий не обнаруживает заявленного согласия между ними, ибо старая и новая теории оказываются несовместимыми друг с другом в ряде утверждений о свойствах и отношениях одного и того же предмета. Однако эта несовместимость не абсолютна, а относительна. Во-первых, многие утверждения старой и новой теорий не только не исключают друг друга, но фактически полностью согласуются (например, и классическая, и релятивистская физика говорят, что последующее состояние физической системы зависит только от ее предыдущего состояния). Во-вторых, некоторые понятия старой и новой теорий абсолютно совпадают по содержанию (например, понятия массы в классической и релятивистской механике, прямых линий в евклидовой и неевклидовой геометрии). Таким образом, новые теории не отрицают старые полностью, а лишь частично, и обычно предлагают существенно новый взгляд на ту же предметную область.

Динамика науки, как процесс порождения нового знания

Динамика науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке будущего науки

1) Динамика научного знания становится актуальной проблемой философской рефлексии во второй половине 20 века. В этот момент не только возникает вопрос о динамике, но и разрабатываются модели этого процесса. А как раньше понималась динамика науки? С точки зрения идей кумулятивизма.

2) Кумулятивистские модели динамики.

3) Модель Поппера.

4) Набор моделей, представляющих динамику научного знания как комбинацию эльфов непрерывности и прерывистости. Внутренние и внешние модели.

Динамика науки может быть охарактеризована различными параметрами: как меняется научная коммуникация, количество публикаций, развитие методов исследования, история экспериментов, история обновления методологических инструментов в теоретических исследованиях (формализация, математическая гипотеза, мыслительный эксперимент).

Изначально в понимании динамики науки доминирует идея кумулятивизма — прямого постепенного накопления знаний, их аккумуляции и недопущения пересмотра полученных результатов. С этим связано понимание истины как вечной и абсолютной; наука призвана добывать абсолютную (исчерпывающую, полную, законченную) истину в понимании кумулятивизма. Это мнение возобладало потому, что наука тогда лишь слабо обновлялась по содержанию. Как только наука развивается быстрее, необходимо не только накопление, умножение, но и пересмотр знаний.

Первый выход на динамику и моделирование динамики науки был сделан Поппером. Проблема в том, как проверить знания. Поппер пришел к выводу, что самое ценное в динамике науки — это формулировка проблемы, потому что только после этого наука начинает модернизироваться. А теории — они заморожены и все. И тогда истинное достоинство теоретической позиции должно быть не проверяемым, а фальсифицируемым. Теория ценна, если она не претендует на абсолютность, что всегда найдется предметная область, которая не вписывается в эту теорию и показывает ее ограниченность. Это не означает, что теория ложна; это просто означает, что истинная теория всегда ограничена в своих утверждениях. В конечном итоге Поппер пришел к выводу, что, например, марксистская теория и теория психоанализа не могут быть отнесены к научным теориям, поскольку они не поддаются фальсификации. Психоанализ был в дальнейшем фальсифицирован, а марксизм — нет (как и любая философская концепция). Почему философская концепция не может быть фальсифицирована, а поэзия не может считаться наукой? — Потому что оно изначально претендует на универсальность. Философы имеют дело со всеобщим, а каждая отрасль научного знания имеет дело только со своими частями.

Знания излагаются от проблемы к проблеме. Между ними находятся гипотезы, возникновение теорий, их проверка и выбор наиболее верной. Перед нами лежит исток синергетической модели: аттрактор — проблема, точка бифуркации — возникновение гипотез.

Концепция Лакотоса (концепция исследовательских программ). Революция — это изменение исследовательских программ (наборов теорий и гипотез). Пояс защиты — это набор предположений, которые позволяют защите программы перейти от общей схемы к частной. Позитивная эвристика — это способность к экстраполяции на новые темы. Все это — модели внутренней истории науки.

Модели внешней истории науки. — Куна, Степиена, Фирамента.

Концепция Firament — это время перехода к постмодернистскому состоянию культуры, анархистские настроения, подъем террористических и революционных настроений, протест против норм, отказ от норм. Но опасность заключается в том, что наша деятельность становится спонтанной, когда мы отказываемся от норм. Динамизм научного знания происходит через производство идей любого вида и любого содержания — на случай, если произойдет что-то полезное. Метод проб и ошибок, метод распространения. И в чем ценность такой модели? Она содержит ядро здоровой критики, снимает науку с ее пьедестала, с роли священной коровы, против которой никто не осмеливается ничего сказать.

Динамика науки. Проблема классификации наук. Механизмы и формы порождения нового знания (Риккерт Г. «Науки о природе и науки о культуре»)

Важнейшей характеристикой научного знания является его динамика, то есть его рост, изменение, развитие и так далее. Развитие знаний — это сложный процесс с качественно различными этапами. Таким образом, этот процесс можно рассматривать как движение: от мифа к логосу, от логоса к «донауке», от «донауки» к науке, от классической науки к неклассической и далее к постнеклассической, от незнания к знанию, от поверхностного, неполного знания к более глубокому и совершенному.

В западной философии науки второй половины XX века проблема роста, развития знания является центральной и представлена особенно ярко в таких течениях, как эволюционная (генетическая) эпистемология и постпозитивизм.

Эволюционная эпистемология — течение в западной философской и эпистемологической мысли, основная задача которого — выявить генезис и этапы развития знания, его форм и механизмов эволюционным путем, в частности, построить на этой основе эволюционную теорию единой науки.

Динамика научного знания может быть представлена как процесс формирования первичных теоретических моделей и законов. И. Лакатос отмечал, что процесс формирования первичных теоретических моделей может быть основан на трех типах программ — евклидовой программе (системе Евклида), эмпирической и индуктивистской, причем все три программы предполагают организацию знания как дедуктивной системы.

Евклидова программа предполагает, что все можно вывести из конечного набора тривиальных предложений, состоящих только из понятий с тривиальными семантическими зарядами, поэтому ее обычно называют программой тривиализации знания. Он работает только с истинными суждениями, но не может работать с предположениями или опровержениями.

Эмпирическая программа строится на основе базовых пропозиций известного эмпирического характера. Если эти утверждения оказываются ложными, то эта оценка путем дедукции проникает на верхние уровни теории и заполняет всю систему. Обе программы основаны на логической интуиции.

Индуктивистская программа, отмечает Лакатос, возникла как попытка построить канал, по которому истина «течет» от оснований к вершинам, тем самым устанавливая дополнительный логический принцип, принцип ретрансляции истины. Однако в ходе развития науки индуктивная логика была заменена вероятностной логикой.

Формирование научных законов, как и перерастание отдельных законов в проблемы, подразумевает, что экспериментально или эмпирически основанная гипотетическая модель трансформируется в схему. И теоретические схемы сначала вводятся как гипотетические построения, а затем адаптируются к определенному набору экспериментов, и в этом процессе обосновываются как обобщения опыта. Затем следует фаза применения гипотетической модели к качественному разнообразию вещей, то есть качественное расширение, а затем фаза количественной математической формулировки в виде уравнения или формулы, которая знаменует собой фазу появления закона. Таким образом, рост научного знания можно представить по следующей схеме: Модель-схема-количественные и количественные расширения-математизация-формулировка закона. В то же время, одним из важнейших процессов в науке является обоснование теоретического знания.

Динамика науки и универсальные познавательные процедуры

В предыдущей главе мы рассмотрели структуру научного знания. Характеристика элементов научного знания, их функций в научном знании уже дает представление о внутренних источниках динамики, развития науки. Каждый элемент научного знания в определенный момент становился целью исследования и впоследствии служил средством дальнейшего развития науки. Поэтому в самой структуре научного знания заложен потенциал целей и источников его развития. Конечно, цели научного исследования различаются по степени сложности, объему решаемых задач, но без решения как простейших задач, так и более сложных «головоломок» времен «нормальной науки» развитие науки невозможно. Традиционно научная проблема считается источником развития науки. Его появление провоцируется открытием новых фактов и идей, которые открывают неизведанные способы осмысления эмпирического материала. Решение научной проблемы определяет стратегию и методологию исследования. Но в науке бывают ситуации, когда необходимо ввести новое понятие, связанное с открытием ранее неизвестного науке свойства или явления; проблема исследования может быть связана с поиском адекватных средств представления знаний, проблема соотнесения научного открытия с существующей системой знаний предполагает поиск в направлении понимания и интерпретации существующих знаний; ученый может решать задачи, связанные с функцией объяснения фактов науки, и так далее. В этом процессе ученый руководствуется общей регулятивной идеей научного знания — поиском истины, а любое открытие предполагает обоснование его истинности. Каждая из вышеперечисленных задач может быть квалифицирована как конкретная научная проблема.

Динамику науке придает открытие, буквальное и переносное значения этого слова совпадают. Открыть — значит раскрыть, узнать, добавить что-то новое, ранее неизвестное. Познание — это коллективный процесс, развитие которого сопровождается использованием универсальных когнитивных процедур, создающих условия для эффективной научной коммуникации. Но изначально открытие принадлежит тому, кто его сделал; оно остается личным достоянием ученого,

Только когда она продемонстрирована, представлена и обоснована, она становится достоянием науки в целом и в лучшем случае сохраняет имя своего автора. В логике демонстрация означает установление логической связи между аргументами и доказываемым тезисом. В эпистемологии эта процедура (demonstratio — показывать) подразумевает не только доказывание, но и демонстрацию, знание, представление.

Репрезентация — это способ представления знаний. В эпистемологии репрезентация — это представление знаний с помощью посредников — моделей, знаков, символов, лингвистических, логических и математических систем. В качестве доверенного лица может выступать любой знак, символ, изображение и т.д. Только субъект познания определяет, что будет репрезентантом в данной ситуации. Однако, поскольку репрезентативность является необходимым условием научной коммуникации, она адресована другим. Таким образом, выбор репрезентации не является полностью произвольным и ограничивается устоявшимися, готовыми средствами репрезентации, которые в значительной степени являются конвенциональными и вошли в схему научного мышления. Конечно, репрезентация функционирует и как метод понимания, как представление объекта «в уме» ученого (Декарт), но эта внутренняя лаборатория мысли лишь частично проникает в научный обиход, с соответствующими объяснениями выбранных знаков и символов, которые еще не знакомы научному сообществу.

Динамика науки. Гуманитарные параметры современной науки

Теоретический уровень исследования.

На эмпирическом уровне применяется наблюдение. Это целенаправленное восприятие явлений. Научное наблюдение теоретически заряжено, то есть обусловлено целями и задачами, которые ставит перед собой исследователь. Наблюдение всегда связано с описанием. С помощью описания информация переводится на язык понятий, знаков, диаграмм, рисунков, графиков и чисел, который является подходящей формой для дальнейшей обработки (систематизации, классификации и обобщения). В отличие от наблюдения, эксперимент характеризуется активным вмешательством самого исследователя в изучаемый процесс. Это явление наблюдается в специально созданных и контролируемых условиях.

Индукция — метод получения общего вывода из частных предпосылок, формирующий обобщенные факты и эмпирические законы.

Дедукция — метод рассуждения, при котором заключение определенного рода следует из общих предпосылок. Дедукция имеет особое значение на теоретическом уровне познания, когда гипотетическое предположение, например, новая научная идея, служит общей предпосылкой. В этом случае дедукция является отправной точкой для возникновения новой теоретической системы.

Основным методом создания идеальных объектов науки на теоретическом уровне является идеализация. Суть идеализации заключается в доведении свойств конкретного объекта до предела с целью его более глубокого изучения. Идеализации в науке — это понятие математической точки, идеального черного тела, идеального газа и т.д. На теоретическом уровне используются формализация и аксиоматизация.

Формализация — это операция со знаками (формулами). Отношения знаков символизируют (замещают) собой высказывания о свойствах объектов.

Аксиоматический метод состоит в том, чтобы дать набор исходных утверждений, не требующих доказательств, а затем вывести из них знания. В единстве это представляет собой аксиоматически построенную теорию (например, геометрия Евклида). Необходимыми для теоретического уровня знаний являются моделирование (математическое) и мыслительные эксперименты, особенно для изучения труднодоступных участков реальности.

Наука в своем становлении проходит предклассический и классический этапы. Классический этап связан с созданием парадигмы — единой объединяющей программы. Приняв парадигму, группа исследователей становится профессиональной (научное сообщество), а объект их интереса становится научной дисциплиной. Дисциплинарный этап развития изменяет институциональность науки; помимо сообществ, появляются специальные институты, которые проводят фундаментальные и прикладные исследования. Классическая стадия сменяется неклассической. Она характеризуется уже не институциональными изменениями, а наличием новых идеалов и норм науки. Изменение эпистемологических и идеологических оснований привело к формированию постнеклассической рациональности, которая имеет открытую форму научности, допускающую включение ценностных структур, оценок и предпочтений исследователя, плюрализм истин в содержание объективного знания. Применение научного знания не является нейтральным ни в политических, ни в социальных, ни в экономических, ни в моральных отношениях. И ответственность за применение науки лежит в первую очередь на ученых. Прогресс науки не является самоцелью, а должен служить творческим целям человека. С этой ориентацией связаны идеалы науки: служение истине, правильное применение достижений, оценка мира через призму добра и гуманизма.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Понятие политического в философии Фомы Аквинского
  2. Философия религии А. Бергсона
  3. Художественная мысль А. Рублева — Детство и отрочество Рублева
  4. Общество как система
  5. Философия просвещения
  6. Николай Кузанский – на рубеже двух эпох
  7. Актуальность философии для осмысления современных проблем науки
  8. Философия как потребность человеческого духа
  9. Позитивизм и научное познание
  10. Гносеология