Для связи в whatsapp +905441085890

Дипломная работа на тему: нравственное воспитание младших школьников

У вас нет времени на дипломную работу или вам не удаётся написать дипломную работу? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!

В статье «Как научиться правильно писать дипломную работу», я написала о правилах и советах написания лучших дипломных работ, прочитайте пожалуйста.

Собрала для вас похожие темы дипломных работ, посмотрите, почитайте:

  1. Дипломная работа на тему: анализ финансового состояния предприятия
  2. Дипломная работа на тему: благоустройство и озеленение территории
  3. Дипломная работа на тему: развитие творческих способностей дошкольников
  4. Дипломная работа на тему: здоровьесбережение дошкольников
Дипломная работа на тему: нравственное воспитание младших школьников

Дипломная работа на тему: нравственное воспитание младших школьников

Введение

Актуальность. В контексте социальных изменений в соответствии с ФГОС общего начального образования и концепцией интеллектуального и нравственного развития и воспитания перед образовательными учреждениями была поставлена ​​задача подготовить ответственного гражданина, способного самостоятельно судить о происходящем и своей деятельности в Стройте гармонию с интересами окружающих его людей. Решение этой проблемы связано с формированием устойчивых нравственных характеристик личности младшего школьника.   

Вопросы нравственности и нравственного воспитания личности ребенка были и остаются предметом исследования философии, педагогики и психологии на протяжении многих веков. С давних времен развитие личности ребенка рассматривалось с учетом того, что только нравственное воспитание может обеспечить формирование у детей добродетельного характера и доброжелательного отношения к людям. 

Анализ психологической и педагогической литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей была предметом внимания многих известных классиков зарубежной и отечественной педагогики: Я.А. Коменский, т. Е. Гербарт, Н.И. Пирогова, канд. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.      

Психолого-педагогические проблемы нравственного развития младших школьников учитываются в исследованиях известной дидактики современного педагогического процесса: Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, Н.М. Трофимова и др., где подробно рассмотрены вопросы содержания, цели нравственного воспитания младших школьников, различные критерии и показатели нравственного воспитания, методический материал по нравственному воспитанию учащихся в учебных, игровых, внешкольных и другие виды деятельности.   

Домашние психологи и педагоги, например, Виноградова Н.В. , Петерина С.В., считают, что формирование нравственных качеств у детей необходимо на протяжении всего периода воспитания и обучения детей в дошкольных и школьных образовательных учреждениях.  

Формирование нравственных качеств в дошкольном детстве и у младших школьников считается особенно важным, поскольку в эти возрастные периоды закладываются и развиваются все важные процессы и личностные качества: в процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, а нравственные нормы поведения — в овладение практикой, которая помогает регулировать отношения с другими. Поэтому важно, чтобы дети дошкольного и младшего школьного возраста получали только положительные примеры поведения. 

Вы можете научить детей нравственному поведению с помощью художественной литературы, посмотреть детские фильмы и мультфильмы. Детей особенно привлекают мультфильмы — популярное детское развлечение. Все дети, особенно дошкольники и младшие школьники, любят смотреть мультфильмы.  

Исследования частных репетиторов и психологов Н.Е. Маркова, И.Я. Медведева показывает, что мультфильмы являются очень эффективным средством обучения: они показывают ребенку различные способы общения и взаимодействия с окружающим миром, а также устанавливают стандарты хорошего и плохого поведения. Дети часто копируют поведение и речь героев мультфильмов точно так же, как они копируют поведение взрослых. Однако они считают, что мультфильмы могут быть средством развития и формирования нравственных качеств детей только в том случае, если они правильно выбраны для просмотра детьми. А И. Медведева считает, что выбирать мультик нужно гораздо внимательнее, чем выбирать книгу, поскольку визуальные образы гораздо сильнее влияют на ребенка.       

Поэтому средством развития нравственного воспитания младших школьников являются мультфильмы, формирующие нравственные чувства и нормы нравственного поведения, а также способствующие развитию многих высших психических процессов: мышления, восприятия, воображения, памяти .

Однако реализация нравственно-воспитательных возможностей анимации возможна только при правильном подборе мультфильмов, положительно влияющих на детскую психику.

Несмотря на возможность возрождения нравственного воспитания детей, учителя начальных классов не в достаточной мере используют развивающий потенциал мультфильмов в своей образовательной деятельности для обучения младших школьников. Возможно, это связано с недостаточным обоснованием использования анимации в нравственном воспитании младших школьников. 

Проблема исследования — необходимость создания мультфильмов как средства нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

Объект: процесс нравственного воспитания младших школьников.

Тема: Мультфильмы как средство нравственного воспитания младших школьников.

Цель исследования: Поддержка мультфильмов как средства нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: считается, что изучение и анализ литературы и уровня нравственного воспитания младших школьников позволит выделить условия выбора мультфильмов для нравственного воспитания.

Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников с помощью мультфильмов

Сущность и содержание нравственного воспитания

Моральная культура человека связана с реализацией моральных ценностей и норм в его поведении.

Моральные (моральные) ценности — это идеалы, высшие принципы жизни человека, важнейшие элементы нравственного сознания человека.

Верность, трудолюбие, честность, патриотизм, концепции добра и счастья, справедливости и смысла жизни почитаются как основные моральные ценности всех народов.

Древние мудрецы называли моральные ценности «этическими добродетелями», наиболее важными из которых считались храбрость, доброжелательность, мудрость и справедливость. Во многих мировых религиях (христианстве, иудаизме, исламе .) Высшие моральные ценности связаны с верой и почтением к Богу. 

В любой стабильной культуре существует система общепризнанных нравственных регуляторов, обязательных для всех — моральных (моральных) норм. Это то, что существует вне человека, но направлено на него — примеры морального поведения, социального отношения, общих правил, которые необходимо соблюдать (например, уважайте своих родителей, не обижайте своих младших, не убивайте, не воруйте .). 

Моральные нормы касаются проблемы пребывания личности в человеческом обществе и устанавливают требования к человеку, нарушение которого в глазах общества является злом. Моральные нормы определяют поведение человека, и в то же время общество дает оценку его поведения — является ли оно моральным (если моральные ценности, принятые в обществе, разумно реализуются) или аморальным (поведение, основанное на ненависти и несправедливости, разрушает это поведение. личность) есть. 

Воспитание нравственного поведения — это формирование нравственных поступков. Нравственное воспитание всегда было актуальным направлением исследований в философии, образовании и психологии. 

Необходимо с раннего детства вооружаться моральными знаниями, так как они не только информируют ребенка о применяемых в обществе нормах поведения, но и представляют собой представление о последствиях нарушения норм или последствиях определенного поступка для людей. передать вокруг него.

Но чтобы побудить к моральным действиям, необходимо создать соответствующие условия и определенным образом организовать жизнь детей.

Начальное образование — это главное звено в системе образования подрастающего поколения. Его работа — подготовить гражданина, который сможет самостоятельно судить о происходящем и выстроить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой проблемы в первую очередь связано с формированием устойчивых нравственных характеристик личности младшего школьника.  

В психологической и учебной литературе встречаются разные трактовки понятия морали.

В словаре С. И. Ожеговой понятие морали трактуется следующим образом: «Нравственность — это внутреннее, духовное качество, которое управляет человеком, этические нормы, правила поведения, которые определяются этими характеристиками». 

Л.А. Григорович дает следующее определение: «Нравственность — это черта личности, сочетающая в себе такие качества и качества, как доброта, порядочность, дисциплина, коллективизм». 

Проблема изучения и формирования нравственных характеристик личности дошкольников и младших школьников занимает приоритетное место в фундаментальных работах российских исследователей: А. М. Архангельских, Н. М. Болдырева, Л. А. Григоровича, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, И. Ф. Харламова и других, а также в работах. зарубежных авторов: Аристотель, Ян Амос Коменский и другие.     

В своих исследованиях эти авторы раскрывают сущность теории нравственного воспитания и указывают пути развития содержания, форм и методов нравственного воспитания детей.

С давних времен развитие личности ребенка рассматривалось с учетом того, что только нравственное воспитание может обеспечить формирование у ребенка добродетельного характера и доброжелательного отношения к людям. Что касается содержания образования, большинство учителей, принадлежащих к разным национальностям и культурам, подчеркивают моральные принципы. 

Знаменитый чешский учитель Я. А. Коменский в своем трактате «Воспитание нравственности» процитировал высказывание древнеримского философа Сенеки: «Изучите сначала хорошую мораль, а затем мудрость, потому что без первой трудно выучить вторую». 

Швейцарский педагог Генрих Песталоцци считал моральное воспитание главной задачей детского образовательного учреждения, поскольку, по его мнению, только оно может формировать добродетельный характер ребенка и доброжелательное отношение к окружающим.

Немецкий учитель Иоганн Гербарт также поставил нравственное воспитание на первый план педагогики: «Единственная задача образования может быть выражена одним словом: мораль».

Французский педагог Жан-Жак Руссо поставил задачу воспитания в соответствие с формированием общечеловеческих ценностей: «воспитывать не судью, не солдата, не священника, а человека».

Он ценил нравственное воспитание и его роль в личном развитии частных наставников. Ушинский: «Моральное воздействие — главная задача образования». 

Прекрасный российский педагог В.А. Сухомлинский считал, что системообразующим признаком образовательной системы для всестороннего развития личности является его нравственное воспитание. 

Для XIX — XX вв. Характерно активное изучение основ теории нравственного воспитания. В этот момент основными целями в образовании личности стали: воспитать христианина, стремящегося к внутреннему личному духовному и нравственному совершенствованию, и человека-гражданина. 

В XXI веке общечеловеческие ценности, такие как доброта, справедливость и гуманизм, становятся преобладающими руководящими принципами при определении содержания нравственного воспитания детей.

Национальные и международные психологи утверждают, что моральные качества не могут возникнуть в результате естественного «созревания». Их развитие происходит в процессе накопления и эмоционального развития конкретных фактов, и это зависит от средств и методов обучения. Воспитание ребенка осуществляется посредством занятий, которые положительно влияют на моральный дух и гармонично развивают его умственные способности. Однако младший школьник пока не умеет самостоятельно организовывать подобные занятия. Поэтому одной из задач начального образования является правильная организация деятельности ребенка, направленной на формирование и развитие его нравственных качеств.   

Правовой и методологической основой программ нравственного воспитания детей младшего школьного возраста является Закон Российской Федерации «Об образовании», стандарт и концепция интеллектуально-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Основными задачами нравственного воспитания являются:

— формирование нравственного сознания у детей, то есть формирование суждений и представлений, убеждений для усвоения правил и норм поведения;

— развитие у детей нравственных чувств (педагог воздействует на сознание и эмоциональную сферу детей разными методами: например, методом личного примера, внушения или убеждения, совета .);

— Развитие навыков и умений студентов в отношении морального поведения с помощью специальных упражнений и курсов по поведенческой культуре.

Анализ литературы по проблеме нравственного воспитания в начальной школе позволил установить, что произведения К.ушинского («Человек как предмет») до сих пор являются признанной классикой. Макаренко ( «книга для родителей», «лекции по воспитанию детей» .), v . Сухомлинский («Сердце отдаю детям» и др.). Многие принципы, раскрытые этими авторами, теперь успешно применяются различными методами.    

Художественные средства воздействия в образных и эмоционально насыщенных формах вызывают у детей множество чувств, помогают формировать у них нравственное отношение к окружающим явлениям жизни. Например, художественные образы и увлекательные акты литературных произведений детей, раскрывающие лучшие черты и качества человека, приносят осуждение негативных поступков и явлений, заставляют детей следовать хорошим примерам и воздерживаться от негативных поступков, приводя к формированию нравственных представлений и Способствовать их чувствам. 

Формирование устойчивых нравственных характеристик личности младшего школьника — одна из важнейших задач начальной школы, нормативно-правовой и методологической основой которой являются программы интеллектуально-нравственного развития и воспитания учащихся на этапе общего начального образования, Закон Российской Федерации «Об образовании» . нравственное развитие и формирование личности гражданина России. Содержание нравственного воспитания младших школьников включает воспитание любви к Родине, к людям, гуманизма, поведенческой культуры, волевых качеств характера и положительных нравственных качеств личности. 

Таким образом, начальный школьный возраст является важным этапом в жизни ребенка, влияющим на формирование его или ее личной ориентации. В это время вместе с улучшением когнитивных психических процессов развиваются духовные и нравственные ценности личности. Это делается на основе чувствительности младших школьников к внешним воздействиям — со стороны взрослых, а в более старшем возрасте — общества и коллектива. Следовательно, качество, степень сформированности нравственных ценностей личности и совпадение интересов младшего школьника напрямую зависят от социальной макросреды и микросреды — от положительного или отрицательного влияния на личность общества и семьи.   

Особенности усвоения младшими школьниками основ нравственности  

Формирование нравственных ценностей происходит на протяжении всей жизни человека, но этот процесс имеет существенные возрастные особенности. В частности, возраст детей, особенно детей дошкольного и младшего школьного возраста, описывается многими авторами как чувствительный к развитию нравственных ценностей. 

Усвоение моральных ценностей — непрерывный процесс, но он следует определенным схемам и уровням.

По утверждению Н. В. Лещенко, младший школьный возраст соответствует доморальному уровню развития, когда нравственные ценности усваиваются в результате подражания и повторения выдающимися взрослыми — родителями, учителями, с упором на вознаграждение, то есть этот возраст характеризуется конформным поведением. 

При этом в формировании нравственных ценностей ребенок по-прежнему занимает активную позицию, что связано с несколькими факторами, обсуждаемыми ниже.

По словам С.Л. Рубинштейна, ребенок определенного возраста познает сущность моральных категорий, учится оценивать свои знания в действиях и поступках других и в своих собственных действиях. 

Уверенность в себе начинает интенсивно развиваться — младший школьник начинает воспринимать себя как личность, находящуюся в постоянном взаимодействии с окружающей средой: в процессе обучения он активно усваивает концепции, социально принятые знания, систему норм поведения и ценностных ориентаций, вырабатывает представление о себе Развиваются самооценка и навыки самоконтроля и саморегуляции. 

Дети активно развивают личную рефлексию как способность видеть, знать и понимать свои способности. Разрабатываются и оформляются методы волевой регуляции: сначала словесное указание учителя, затем, с развитием уверенности в себе, волевой акт происходит под влиянием собственной мотивации. Обычно к окончанию начальной школы у ребенка развиваются такие волевые качества, как независимость, настойчивость и настойчивость.  

Нравственное развитие человека характеризуется динамикой развития. Как правило, каждый новый этап нравственного развития характеризуется повышением нравственных способностей личности. Например, как сообщает Н.П. Шитякова, если сравнивать дошкольный и младший школьный возраст, то нравственное развитие в дошкольном возрасте характеризуется эмоциональной активностью, а в младшем школьном возрасте — интеллектуальной деятельностью, то есть периодом накопления и приобретения нравственных знаний и опыта.  

В этом возрасте также активизируется процесс формирования моральных норм. Моральные нормы приобретают устойчивость и теряют ситуативный характер, характерный для дошкольников, тогда как у младших школьников уже есть достаточно специфическая нравственная позиция. 

Младший ученик начинает активно усваивать нормы и кодексы поведения, применяемые в обществе, в окружении ученика. Ученик уже умеет контролировать собственное поведение, понимать правила поведения и действовать в соответствии с моральными нормами. Кроме того, младшие школьники проявляют повышенное внимание к нравственной стороне действия и стараются оценивать действие с моральной стороны. Нормы поведения становятся требованиями к себе.  

В то же время, однако, наблюдается нестабильность в общем моральном облике младшего школьника, что проявляется в представлении младших школьников о формальном характере моральных ценностей и, следовательно, в усвоении последних посредством имитации без понимания сути.

Например, когда студент принимает кодекс поведения, он начинает верить, что он соответствует образцу поведения. Однако, если есть противоречие между шаблоном и его поведением, легко обосновать, что это случайность. Это способствует формированию у ребенка представления о том, что нормы и правила достаточно формальны, что влияет на формирование нравственной сферы младшего школьника. 

Поэтому воспитание и развитие нравственности у младших школьников должно происходить под руководством взрослого (учителя), который четко формулирует нормы и правила поведения, показывает их на примерах, поощряет поведение школьников или, наоборот, санкционирует неблагоприятный тип поведения учеников.

Младший ученик также активно принимает моральные ценности родителей.

Особенностью нравственного развития младшего школьника является то, что он старается адаптироваться к окружающей среде. Следовательно, моральная сфера младшего школьника следует общей рационализации и проявляется в том, что моральные нормы и законы общества признаются и принимаются.

Это качество и отношение к общепринятым моральным нормам отличает младших школьников 7-10 лет от младших подростков (11-13 лет), у которых моральные нормы часто вызывают негативную реакцию, поскольку они сомневаются в необходимости их придерживаться.

У младших школьников нет отрицательного отношения к моральным нормам, они хотят их выполнять сами. И это стремление к строгому соблюдению моральных норм иногда может привести к тому, что ребенок станет бескомпромиссным моралистом, который «зациклен» на правилах и образцах поведения и который не только предъявляет строгие требования к себе, но и к другим, чтобы они следовали моральным образцам. Такие дети вырастают либо «любителями истины», либо «проказниками».  

Глава Дома Л.И. Рувинский, проводивший исследования в области нравственного воспитания школьников, в том числе младших школьников, подчеркнул, что моральные черты, которые воплощают некоторые моральные нормы, хотя и проявляются в младшем школьном возрасте, все еще слабо выражены, поскольку дети этого возраста все еще слабы. У них недостаточно развита самооценка, и они не могут распознать свои качества и соотнести их со своими действиями. 

Осведомленность младших школьников об представлениях о моральной стороне человеческих взаимоотношений и сравнение этих знаний с собственным поведением характеризуются следующими характеристиками: дети не могут изначально объяснить свое поведение с точки зрения морали; затем происходит качественное и количественное увеличение объема действия, соответствующего нравственной норме, и младший школьник уже может ее сформулировать. 

В младшем школьном возрасте у детей появляются новые мотивы — нравственные, определяющие качественно новый тип поведения учащихся. Морально мотивированные дети могут отказываться от некрасивых ролей, нарушающих нормы морали. 

Tb Sandabkin, основанный на тех , А.В. zosimovsky, Пиаже и Л. Кольберга пишет о следующих особенностях в развитии нравственных ценностей у младших студентов:    

Повышенная восприимчивость, то есть чувствительность к усвоению правил и норм морали. То есть в этом возрасте ребенок сам готов следовать нравственным нормам, но при этом легко поддается влиянию и хорошего, и плохого. Это относится к следующему пункту.  

Незнание нравственных поступков, относительная независимость от нравственных поступков.

Ориентация на последствия действия (наказание или вознаграждение), т.е. мораль, рассматривается как нечто внешнее.

Отсутствие личных моральных убеждений. То есть все нравственные действия и идеи целиком основаны на моральной позиции ближайшего окружения — родителей, учителей. 

Преобладание эмоционального восприятия мира над рациональным.

Можно сделать вывод, что развитие моральных ценностей в младшем школьном возрасте происходит в большей степени на основе эмоционального отношения к ним, а также ориентации на последствия действия (наказание или вознаграждение). В то же время ребенок очень восприимчив к усвоению этих ценностей, хотя эта ассимиляция, скорее всего, происходит через повторение и имитацию близкого окружения — родителей, учителей, без должного осознания и понимания причин и необходимости своих нравственных действий и поступков. 

Процесс усвоения моральных ценностей в младшем школьном возрасте характеризуется сложностью и вариативностью, которые подвержены подражанию и внушаемости. Самое главное — это ближайшее социальное окружение — родители и учителя. 

Осваивая моральные ценности, ребенок принимает их без осознания и внутренней обработки.

Изучение специфики развития нравственности у младших школьников позволяет предположить, что учеными разработаны различные подходы к этой проблеме, которые могут быть использованы для улучшения нравственного воспитания школьников.

Ученые в области образования показали, что существуют разные возможности для нравственного воспитания в разном возрасте. Ребенок, подросток и юноша по-разному относятся к разным образовательным ресурсам. Знание и учет того, чего человек достиг на том или ином этапе жизни, помогает спрогнозировать его дальнейший рост в образовании. Нравственное развитие ребенка играет ведущую роль в формировании полноценной личности.   

Основные средства нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Анализ психологической, учебно-методической литературы по проблеме нравственного воспитания учащихся позволил выявить следующие средства развития нравственных представлений и формирования нравственных качеств учащихся применительно к младшему школьному возрасту: сказки и фольклор, театральная деятельность, дизайн и творчество. Исследовательская деятельность, художественная литература, музыка и хореография, игра, природа и мир, работа, анимация и многое другое.

Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Игра — это эффективный способ обучения и воспитания детей начальной школы. Как пишет В. И. Капинос, он играет важную роль в воспитании, образовании и развитии детей и служит средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.  

Использование игровых приемов в обучении не только помогает увлечь и обогатить ребенка новыми незабываемыми впечатлениями. Если учитель правильно и вдумчиво выберет метод игры, он или она сможет добиться в игровой деятельности ожидаемых от ученика начальной школы результатов, которые можно комбинировать с другими методами и приемами воздействия на утомляющего их ребенка, такими как: Б. разговоров или встреч, очень трудно достичь. 

Стремление детей к самостоятельности и потребность познавать окружающий мир, потребность в общении выражаются в игре. В игре формируются и развиваются многие нравственные идеи и качества: развитие навыков совместной деятельности и чувства общности, формирование внимательного, доброжелательного отношения друг к другу, дружбы, верности . 

С помощью игровых методов вы можете диагностировать и познакомить ребенка, исправить и развить важные психические и личностные качества у детей. Например, у учителя есть возможность видеть и влиять на отрицательные и положительные характеристики ребенка, поскольку в играх дети раскрываются со всех сторон, как положительных, так и отрицательных. 

Ролевая игра позволяет младшему школьнику углубить и закрепить ценные качества личности, будь то смелость или решительность, изобретательность. Дети также учатся оценивать и сравнивать, сравнивая свое поведение с поведением другого человека. 

Другим средством может быть проектно-исследовательская деятельность младших школьников — это специально организованная познавательная творческая деятельность студентов, структура которой соответствует научной деятельности и которая характеризуется целесообразностью, активностью, объективностью, мотивацией и осведомленностью.

В проектной деятельности есть не только развитие творческих способностей ребенка, самостоятельности мысли, но и такое важное нравственное качество, как чувство личной ответственности, развитие поискового поведения.

Проектно-исследовательская деятельность как средство нравственного воспитания младших школьников осуществляется через различные формы внеклассной работы, например:

— Организация занятий по разным направлениям (это поездки и экскурсии, а также встречи с интересными людьми, защита проектных и исследовательских работ .);

— подчинить олимпийские игры и образовательную деятельность нравственной направленности (например, для учащихся 1–2 классов «квн», «умные мужчины и женщины», для учащихся 2–4 классов «ученик года»; для академической конференции в 3–4 классах) «Я исследователь»).

Художественная литература является основным средством личного развития, в том числе нравственного. Произведение искусства способствует формированию нравственных представлений, формированию чувств и эмоций у школьников. Детская литература — наиболее активное средство воздействия на нравственное формирование качеств ребенка. Художественные средства воздействия в образных и эмоционально насыщенных формах вызывают у детей самые разные чувства, помогают формировать у них нравственное отношение к окружающим явлениям жизни.   

Педагогическое влияние книги на ребенка проявляется также в силе примера: познакомиться с персонажами, их персонажами и действиями, научиться оценивать эти действия, узнать о ситуациях, требующих от человека высокой моральной готовности. Кроме того, художественные образы и увлекательные акты литературных произведений детей, раскрывающие лучшие черты и качества человека, несут осуждение негативных поступков и явлений, заставляют детей следовать хорошим образцам и воздерживаться от негативных поступков, приводя к формированию нравственных представлений и Способствовать их чувствам. 

Мультики как средство нравственного воспитания чаще всего используются в семье ребенка, гораздо реже в школьной практике.

Мультфильмы как средство нравственного воспитания юных студентов  

Как упоминалось выше, в нравственном поведении ребенка направляют, то есть отождествляют с действиями и действиями его ближайшего окружения. Так что ребенку нужны наглядные образцы, стандарты, имеющие определенные моральные ценности. Конечно, родители и учителя являются наиболее важными стандартами, но, как отмечают некоторые авторы, мультипликационный персонаж может стать одним из тех стандартов, с которыми ребенок может идентифицировать себя. В то же время влияние мультфильмов и юмористических персонажей на нравственное воспитание младших школьников значительно.   

Авторы отмечают еще несколько особенностей мультфильмов, которые делают их важными в нравственном воспитании младших школьников.

Герои мультфильмов часто являются носителями полярных стандартов и моделей морального поведения (хорошее-плохое, хорошее-плохое, жадно-щедрое .), Которые легко узнаются ребенком. Эта поляризация помогает легко усваивать значения и обычно коррелирует с возрастными характеристиками. 

Часто поляризованные моральными ценностями герои мультфильмов вызывают четкую эмоциональную оценку (положительную или отрицательную), соответствующую возрастной специфике, а именно преобладание эмоционального восприятия моральных ценностей над рациональным восприятием.

Живые развлекательные мультфильмы представляют собой визуальные образы, а это значит, что они играют важную роль в обучении через наблюдение.

Мультики похожи на сказки, влияние которых на нравственное воспитание ребенка известно давно.

В настоящее время много говорится и пишется о роли мультфильмов в нравственном развитии детей и их влиянии на детскую психику. Существуют принципиальные расхождения во мнениях относительно содержания отечественных и зарубежных анимаций. 

Некоторые учителя утверждают, что современные мультфильмы зарубежного производства представляют угрозу для еще сформировавшейся психики детей, поскольку содержат элементы агрессивности, примеры нежелательного поведения . И рекомендуют смотреть только мультфильмы отечественного производства.

Другие считают, что независимо от того, к какой постановке принадлежит мультфильм, они положительно влияют на психику ребенка и могут быть эффективным средством воспитания и развития нравственных качеств детей, но тщательно отбираются с учетом их нравственного содержания.

В частности, в исследовании И. Н. Альёши с соавторами изучены особенности восприятия мультфильмов детьми дошкольного возраста на примере русского языка, а именно «Цветок-Семерка» и серия «Смешариков». В результате выяснилось, что логика нравственного поведения доступна лишь небольшому количеству дошкольников. Кроме того, большинство детей не запомнили отрицательный акт, из чего авторы делают вывод, что дети не могли отличить отрицательный характер действия. Кроме того, выяснилось, что советский мультфильм («Цветок-семерка») более понятен детям, чем современный.    

Он не только исследует специфику развития нравственных ценностей с помощью мультфильмов, но и способы организации просмотра мультфильмов, чтобы нравственное воспитание было более эффективным.

Например, О.В. Куниченко изучила особенности влияния мультфильмов на нравственное воспитание старших дошкольников и выделила шесть ситуаций, которые помогут ребенку оптимально понять и воспринять моральные ценности мультфильма. 

Ситуация сознательного восприятия и понимания мультфильма, включая вопросы, стимулирующие высказывания детей и интерпретацию текущих событий для обновления механизмов осознания и понимания того, что происходит на экране, и для поощрения того, что известно как вербальное познание.

Ситуация выделения морального содержания мультфильма или его отдельных эпизодов, способствующая развитию нравственных оценок и пониманию мотивов поведения персонажей.

Ситуация проявления моральных чувств, направленная на пробуждение переживаний, расширение эмоциональных переживаний и реализацию эмоционального отношения детей к персонажам, которых они видят.

Ситуация, которая побуждает ребенка задавать вопросы, чтобы понять необходимость диалога со взрослым по вопросам морали.

Ситуация, когда ребенок сосредотачивается на моральных конфликтах героев мультфильмов, которые напоминают события из личного опыта

Ситуация переноса моральных установок фильма на собственное поведение в сочетании с симпатией к герою, видеть себя на своем месте и вместе с ним искать выход из сложной ситуации.

Детям младшего школьного возраста подражают, а потому к выбору мультфильмов нужно подходить очень внимательно — их нравственное содержание должно соответствовать целям нравственного воспитания, способствовать решению нравственных проблем, то есть подавать детям положительный пример достойного поведения, отрицательные последствия плохих поступков. распознавать, учить детей сопереживанию, приводить примеры нравственных качеств: справедливость, сопереживание .

Эти мультфильмы содержат мультфильмы, содержащие моральную основу, на которой злые и жестокие поступки всегда наказываются, а хорошие — награждаются.

Современная анимация не может похвастаться обилием подобных мультфильмов, так как фактически получила шкалу массового тиснения, что существенно влияет на качество содержания и проработку образов персонажей.

Поэтому многие родители и учителя обращаются к отечественной анимации советской эпохи ее производства, поскольку именно в эти годы мультфильмы выходили дискретными тиражами, что сказалось на проработке сюжета и соответствии его моральному содержанию, будучи в целях морально-познавательного Разрабатываются детьми, а не предназначены исключительно для развлечения на природе.

В советских мультфильмах отрицательные черты характера и поведение персонажа можно было легко перевоспитать, а причина, например, недоброжелательности персонажа заключалась в том, что с ним никто не дружил.

Отрицательный персонаж всегда изображался юмористически, что смягчало его отрицательную сущность (например, Баба Яга). Поэтому мультфильмы тех лет могут научить ребенка правильному поведению, показать, как нужно и нужно дружить, как быть хорошим другом, как полезно помогать другим . 

Таким образом, мы делаем вывод, что мультфильмы являются мощным инструментом формирования нравственных ценностей детей, в том числе детей младшего школьного возраста. Однако если их нравственное содержание соответствует целям нравственного воспитания, оно способствует решению моральных проблем, то есть учит детей положительному примеру порядочности.

В число мультфильмов входят мультфильмы, созданные в советское время, поскольку именно в те годы мультфильмы подвергались тщательной цензуре, что сказывалось на их качестве. Примером хороших мультфильмов, которые могут быть пособием нравственного воспитания младших школьников, являются мультфильмы про Карлсона и младенца, про Леопольда, кота, крокодила Гену и Чебурашку, семицветку, дядю Федора и многие другие. 

Анализ психологической и педагогической литературы показал, что проблема нравственного воспитания детей была предметом внимания многих известных классиков зарубежной и отечественной педагогики и в настоящее время не теряет своей актуальности.

Кроме того, исследователи все чаще обращаются к карикатурам для формирования моральных ценностей.

Исследователи обнаружили, что герои мультфильмов идеально подходят для того, чтобы дети могли идентифицировать себя и, таким образом, воспринимать моральные ценности, изображенные в мультфильме.

Кроме того, детей больше ориентируют на последствия действий — поощрение или наказание, — чем на суть действия и его причины.

В целом авторы считают, что карикатуры являются важным фактором нравственного воспитания младших школьников. Исследования нравственного воспитания с помощью мультфильмов подтверждают выявленные ранее возрастные особенности в развитии нравственных ценностей: небольшая часть испытуемых понимает природу нравственных действий, дети ориентируются на исход действия — наказание или награду, полученную героем комикса. В то же время в имеющихся исследованиях изучение мультфильмов проводится в основном на выборке детей старшего дошкольного возраста, хотя младший школьный возраст также чувствителен к развитию нравственных ценностей.  

В связи с этим особое значение приобретает изучение мультфильмов как средства формирования нравственности младших школьников, так как оно расширит понимание детской нравственности и особенностей их формирования с помощью мультфильмов.

Цели, методы и организация исследования

Цели исследования

Исследование теоретических основ нравственного воспитания младших школьников с помощью мультфильмов.

Определить уровень нравственного воспитания детей младшего школьного возраста 9-10 лет.

Разработка экспериментальной работы по использованию мультфильмов в нравственном воспитании младших школьников.

Методы исследования

Для реализации этих задач использовались следующие методы исследования:

Анализ научно-методической литературы

Тестирование

Методы математической обработки

1. Анализ и обобщение литературных источников были использованы для изучения теоретических основ нравственного воспитания младших школьников с помощью мультфильмов. Этот анализ позволил сформулировать проблему, выявить ее актуальность и определить задачи и методы исследования. Было проанализировано 54 источника, в том числе монографии, научные статьи, учебные пособия и электронные публикации.  

2. Тестирование. Проведены тесты по определению уровня нравственного воспитания детей младшего школьного возраста 9-10 лет. 

Уровень нравственности определялся с помощью показателей осведомленности о моральных нормах и ценностях.

Осведомленность детей о нравственных нормах оценивалась по методике «Закончить историю» Р.Р. Калининой (Приложение 1). 

Детей попросили послушать и продолжить четыре истории, каждая из которых повысила осведомленность детей о таких моральных нормах, как:

Доброта — это гнев

Щедрость — это жадность

Тяжелая работа — это лень

Правдивость — это обман.

Для изучения нравственного сознания эти концепции были выбраны потому, что им знакомят детей младшего школьного возраста и от них чаще всего требуется соблюдение этих моральных норм. Другими словами, эти нравственные нормы наиболее знакомы и понятны дошкольникам. 

При обработке методов мы учитываем, как ребенок может оценивать действия других детей.

0 баллов — ребенок не может оценивать действия детей.

1 балл — ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но не мотивирует оценку и не формулирует моральный стандарт.

2 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует их оценку.

3 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует их оценку.

Для выявления моральных ценностей использовалась методика. глазастый «фантастический выбор». Детей попросили представить, что они попросят у золотой рыбки. Этот метод позволяет определить главные моральные ценности (Приложение 2). Высказывания детей подверглись контент-анализу.    

3. Методы математической обработки.

Для математической обработки полученного цифрового материала использовались стандартные методы математической обработки: Определение процента данных.

Исследовательская организация

Исследование проводилось в 3 этапа:

1. Подготовительный этап (январь 2014 г. — октябрь 2014 г.). Этот этап включал определение цели и задач, предмета и объекта, а также гипотезы исследования. За это время нами проанализированы и обобщены данные научно-методической литературы по проблеме исследования. Также проводились исследования базы, отбор, разработка и адаптация диагностического материала.  

2. Основной этап (ноябрь 2014 г. — март 2015 г.). На этом этапе проверка моральных ценностей проводилась с помощью методов тестирования и опроса. 

Исследование проводилось в МОО «Средняя школа № 48». Предметом исследования была группа младших школьников — школьников от 9 до 10 лет в количестве 26 человек: 12 мальчиков и 14 девочек. 

Кроме того, была разработана экспериментальная работа по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста.

3. Заключительный этап (апрель — май 2015 г.): результаты исследования обработаны, сделаны выводы и работа оформлена в соответствии с требованиями.

Эмпирическое исследование уровня нравственного воспитания младших школьников

Уровень нравственного воспитания младших школьников

Для определения уровня нравственного воспитания детей младшего школьного возраста был проведен тест на осознание моральных норм и преобладающих моральных ценностей.

Для этого был использован метод автора реки «Конец рассказа». Калинина и метод «фантастического выбора». шурковый.  

Детям начальной школы было предложено заполнить 4 рассказа.

Первый рассказ направлен на определение уровня осведомленности о таких моральных нормах, как хорошие и плохие (рис. 1).

Нравственный метод воспитания ребенка

Число: 1 — уровень осведомленности о моральных нормах — хорошо и плохо (в% от количества испытуемых) 

Как видно из рисунка 1, 63% ссылаются на моральную норму, правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою оценку. Это говорит о высоком уровне осведомленности о моральных нормах. При этом 12% слабо осведомлены о моральных нормах, а 25% называют моральную норму, правильно оценивают поведение детей, но не мотивируют свою оценку, т.е. осведомленность об этих нормах средняя.  

Следующие исследуемые нормы — это щедрость и жадность (рис. 2).

Число: 2 — уровень осведомленности о моральных нормах — щедрость и жадность (в% от количества испытуемых) 

65% детей признают нормы щедрости и жадности и находятся на высоком уровне, 16% детей — на низком уровне и 19% детей — на среднем уровне.

Также исследовалось понимание моральных норм, таких как взаимная поддержка и лень (рис. 3).

Число: 3 — степень осознания моральной нормы — взаимная поддержка (в% от количества испытуемых) 
 

Результаты исследования этих моральных норм показывают, что 48% детей имеют высокий уровень осведомленности о норме взаимной поддержки, 31% детей — средний уровень и 21% детей — низкий уровень осведомленности о нормах.

Четвертый рассказ направлен на выявление моральных норм — лжи и правдивости (рис. 4).

Число: 4 — уровень осведомленности о моральных нормах — ложь и правдивость (в% от количества испытуемых) 

В ходе тестирования мы обнаружили, что 38% детей имели высокий уровень, 42% — средний уровень, а 20% детей — низкий уровень осведомленности о нормах лжи и правдивости.

При выполнении задания была обнаружена следующая закономерность: дети быстрее выполняли задания 1 и 2. Рассказы 3 и 4 вызвали некоторые затруднения. Возможно, понимание у детей таких моральных норм, как лень, взаимная поддержка, ложь и правдивость, еще недостаточно развито, а осознание норм добра, зла, щедрости и жадности уже есть. 

Результаты, полученные с помощью метода «фантастического выбора», позволили нам определить главенствующие моральные ценности (Приложение 3).

При обработке результатов был проведен анализ ответов и определены важнейшие ценности для детей младшего школьного возраста: дружелюбие, честность, миролюбие, улучшение, уважение (рис. 5).

Число: 5 — нравственные ценности детей младшего школьного возраста (в% от количества предметов) 

Как видно на рисунке 5, в ответах детей преобладали моральные ценности, такие как доброта, честность, мир, улучшение и уважение. Их назвала подавляющее большинство опрошенных студентов. В меньшей степени ответы детей отражали такие ценности, как дружба, самоотверженность и забота.  

У некоторых школьников (23%) были обнаружены материальные ценности (деньги на покупку собаки, инвентаря, сладостей, игрушек).

Среди всех ответов были ответы, свидетельствовавшие о непонимании детьми переносного значения диагностического задания.

Наше исследование показало, что испытуемые в среднем осведомлены о моральных нормах и что элементарные моральные нормы сформированы в большей степени, чем другие.

В системе моральных ценностей младших школьников преобладают такие ценности, как доброта, честность, мир, совершенствование и уважение.

Описание экспериментальной работы

Проект «Моральная лестница» был разработан для поддержки мультфильмов как средства нравственного воспитания. Проект рассчитан на работу с детьми от 9 до 10 лет и направлен на развитие нравственных ценностей у детей (Приложение 4). 

Цель проекта — внести свой вклад в нравственное воспитание младших школьников с помощью мультфильмов.

Цели проекта:

Ознакомьте с основными моральными ценностями и моральными поступками.

Способствовать изменению отношения к моральным нормам.

Поощряйте нравственное поведение.

Работа по формированию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста в рамках проекта «Моральная лестница» состоит из 9 групповых занятий от 30 минут до часа, которые проходят один раз в неделю. Продолжительность проекта 9 недель. 

Содержание работы по формированию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста представлено в календарно-тематическом плане (таблица 1).

Разработанные нами классы по формированию моральных ценностей у детей младшего школьного возраста включают работу по четырем направлениям: отношение к обществу и людям, отношение к работе, себе и другим, взаимодействие в обществе, отношение к своей стране. В каждом блоке от одного до трех уроков по определенной теме. 

В занятиях предусмотрено использование групповых форм внеклассной работы.

В работе используются такие методы, как беседа, обсуждение, убеждение (уверенность в себе), внушение (самовнушение), метод анализа деятельности.

Первый блок называется «Отношение к обществу и людям» и состоит из 3 уроков. Тема первого урока посвящена такой ценности, как доброта. Для раскрытия этой темы использовались мультфильмы «подарок слабому», «мама мамонту». Дружелюбие персонажей было ясно показано в этих мультфильмах, которые легко настроить, просматривая и анализируя этот материал.  

Следующий урок посвящен теме взаимоотношений и содержит следующие мультфильмы: «Самый большой друг», «Драгоценная посылка» в этих мультфильмах рассматриваются как ситуации правильных отношений между персонажами.

Следующий урок посвящен ценности заботы и включает мультфильмы: «Рукавица» и «Вернуть Рекса». В сюжете мультфильмов есть ориентация на воспитание бережного отношения к прирученным животным, а также показано, как по-настоящему относиться к своим питомцам. 

Второй блок называется «Отношение к работе, своей и чужой» и также содержит 3 урока.

Первое занятие направлено на формирование трудолюбия, показ мультфильмов: «Трубка и кувшин» и «Иней Иванович». В них есть рассказы о пользе работы. 

Урок №6 в этом блоке посвящен теме ответственности и для формирования этого значения были выбраны мультфильмы «Зайка-вышибала» и тд ». Они показывают последствия безответственного отношения к разным видам деятельности, которые могут подтолкнуть ребенка к дальнейшим размышлениям. 

Еще одна тема этого блока — аккуратность, представленная мультом типа «Сестры — Привычки». Этот мультфильм показывает, как положительные привычки влияют на чью-то жизнь. 

Третий блок называется «Отношения в обществе» и состоит из 2 уроков.

Первый урок в этом блоке — дружба. В этом уроке мы показываем детям мультфильм «Трям! Добрый день! ». Он показывает дружбу персонажей, основанную на терпении и понимании.  

Второе занятие направлено на формирование самоотверженности и включает в себя мультфильм «Цветок — Семицветок». Это заставляет детей думать, что каждый имеет право на счастье и что они должны делиться, не будучи заинтересованными.

Еще один блок нашего проекта называется «Отношения со своей страной» и содержит урок с обучающими мультфильмами на тему патриотизма: «Князь Владимир» и «Мальчик с уздечкой». В этих мультфильмах нет национального подтекста, они показывают любовь к Родине и, более того, учат любить свою Родину, несмотря на все противоречивые мнения окружающих. 

Все уроки имеют общую структуру, включающую шесть уровней.

Первый этап — на первом занятии было знакомство и приветствие, на следующих уроках нужно использовать только одно приветствие.

Второй этап — это обследование состояния здоровья. Детям задают вопросы об их настроении и о том, как они оценивают свое текущее состояние (погружение участников в атмосферу «здесь и сейчас», отражение эмоционального состояния).

Третий этап — это тема дня (иногда ее нельзя определить исходя из намерений докладчика, но ее можно сформулировать в результате запросов членов группы на предыдущем этапе).

Четвертый этап — основная часть (просмотр мультфильмов).

Пятый этап — обсуждение, беседа, обсуждение, анализ просмотренного материала и подведение итогов урока.

Шестой этап — ритуал прощания.

Проект «Моральные лестницы» основан на мультфильмах и направлен на формирование основных нравственных ценностей.

Проект должен выполняться при соблюдении следующих условий:

Ориентируется на моральные ценности

Сроки выполнены

Вопросы, возникающие во время и после просмотра мультфильмов, нужно обсуждать с детьми.

Наконец, если нет ощущения незавершенности, учитель должен резюмировать уроки.

Проект формирования нравственных ценностей начал свою работу в «Средней школе № 48», но, поскольку его реализация еще не завершена, мы не можем провести контрольное исследование для сравнения данных с первыми результатами.

Заключение

Анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме показал, что существуют разные взгляды на процесс нравственного воспитания детей с помощью мультфильмов, которые будут способствовать формированию нравственных ценностей. В целом авторы выделяют карикатуры как важнейший фактор формирования нравственных ценностей у младших школьников.  

2. Выявив уровень нравственного воспитания детей младшего школьного возраста от 9 до 10 лет, было установлено, что испытуемые в среднем осведомлены о моральных нормах и что элементарные моральные нормы сформированы в большей степени, чем другие. В системе моральных ценностей младших школьников преобладают такие ценности, как доброта, честность, мир, совершенствование и уважение. 

3. Проект по формированию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста включает работу по четырем направлениям: отношение к обществу и людям, отношение к работе, себе и другим, взаимодействие в обществе, отношение к своей стране. При разработке проекта были созданы условия, при которых нравственное воспитание должно проходить через карикатуры. 

Практический совет

Исследование позволило порекомендовать учителям начальных классов:

Выбор мультфильмов нужно производить с учетом нравственных ценностей, которые необходимо сформировать в ребенке.

Необходимо, чтобы наблюдение проводилось в сотрудничестве со взрослыми, чтобы затем поговорить с ребенком о содержании, сделать определенный вывод и осознать его.

Продолжительность просмотра анимации для детей устанавливается от 20 до 30 минут в зависимости от их возрастных особенностей.

Просмотр и обсуждение мультфильмов должны включать в себя резюме, которое делает сам учитель. Это поможет детям структурировать знания, полученные при просмотре мультфильма.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. — Москва: академический проект, 2001. — 704 с. 

2. Аверина Н.Г. по духовно-нравственному воспитанию младших школьников. Аверина // начальная школа. — 2005 — №11. — автор. 68-71.          

3. Алешина И. Н. Об особенностях восприятия русских мультфильмов детьми дошкольного возраста / И. Н. Алешина, op. А.андреева, Ю. Н. Тычинина // Вестник Кришу. — 2013. — т. 13. — №3 . — с. 73-77.       

4. Амонашвили Ш. А. Правда школы / Ш.А. Амонашвили — М .: Издательство Шалва Амонашвили, 2006. — 306 с.  

5. Антигова пер. о взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности / л. Антилог // Сибирская психология сегодня: сборник статей. Sci. Тр. Кемерово: Изд-во Кузбасского университета. — 2003. — № 2. — стр. 13-17.        

6. Аристотель. Сочинения в 4-х томах / Аристотель — М .: 2004, Т. 4. — 131 с.  

7. Архангельск Н.В. Нравственное воспитание. / Архангельск Н.В. — М .: Просвещение, 2004. — 304 с.   

8. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика. — 2005. — №2. — с. 67-68.          

9. Богданова О.С. Этические дискуссии со студентами / О.С. Богданов. — М., 2007. — 310 с.   

10. Божович Л. и. по нравственному развитию и воспитанию детей / л. и. Божович // вопросы психологии. — М .: Просвещение, 2008. — 104 с.   

11. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (теоретические вопросы) / Н.И. Болдырев — М .: Педагогика, 2006. — 507 с.  

12. Васильева, зн. Нравственное воспитание школьников в учебной деятельности / зн. Васильева — М. 2011. — 66 с.  

13. Виноградова Н. Д. Привычка — основа нравственного воспитания / Н. Д. Виноградова. М., — 2004. — 85 с.   

14. Выготский Л.П. Психология искусства / П.С. Выготский — Ростов н / д: «Феникс», 2009. — 379 с.  

15. Гербарт И.Ф. Психология / т.е. Гербарт — Москва: Территория будущего, 2007 — 288 с.  

16. Гликман и. З. Теория и методика обучения: учебник. Справочник для студентов вузов / а. З. Гликман — Москва: изд. — владос — пресс, 2002 г. — 176 с.    

17. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учебное пособие / Л.А. Григорович и др. Марцинковская — М .: Гардарики, 2004. — 480 с.   

18. Жарковская тг. Возможные пути организации духовно-нравственного воспитания в современных условиях / тг. зарковская // Стандарты и надзор в образовании. — 2003. — №3. — с. 9-12.          

19. Каиров И.А. Азбука нравственного воспитания / И. А. Каиров. — М., 2006. — 201 с.   

20. Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в образовательном процессе / И.А. Каиров. — М., 2005 — 213с.   

21. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников / А.А. калюжный. — М., 2008 — 205с.   

22. Капинос В. И. Языковая культура // Методика языкового развития на уроках русского языка / под ред. Т.А. Ладыженская. — 2-е издание — М .: Вако, — 2005 г. — 597 с.    

23. Коменский И. а. Педагог Педагог / И.А. Коменский — М .: Карапуз, 2009, — 288 с.  

24. Конохова Е.С. Образовательные ситуации как средство нравственного воспитания старшеклассников / Ф.С. Конохова // Педагогическая подготовка в России. — 2014. — №. 3-й — 140 р.    

25. Корепанова М. В. Использование образовательного потенциала мультфильмов для социального и личностного развития детей старшего дошкольного возраста / М. В. Корепанова, Ю. В. Куниченко // Начальная школа плюс до и после. — 2013. — №12. — с. 27 — 31.   

26. Кузнецова, л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. — М., 2008. — 241с.  

27. Куломзина с. С. Христианское воспитание детей в современном мире / с. С. Куломзина. — Москва: академический проект, 2004 — 45 с.   

28. Куниченко О.В. Мультипликационный фильм как средство нравственного воспитания старших дошкольников / О.В. Куниченко // Вестник Волгоградского государственного педагогического университета. — 2013. — №. 7-е — 201-е.    

29. Лещенко Н. В. Особенности нравственного развития младших школьников / Н. В. Лещенко // Интеграция образования. — 2007. — № 3- стр. 4 — 69.     

30. Макаренко А.С. Учебное стихотворение / А.С. Макаренко. М .: Популярная литература, 2003. — 604 с.   

31. Маркова Н. Е. Думские выступления. Войны Темных Сил / Знаков. — М .: Институт русской цивилизации, 2011 — 704 с.    

32. Медведев и. I. Кто соблазнит этих малышек: СМИ против детей: Статьи разных лет // И.Я. Медведев, т. Шишова. — Клин: Издательство Христианская жизнь. — 2006. — 94 с.     

33. Мухина В. С. Психология развития: феноменология развития / В. С. Мухина. — М., 2007. — 640 с.   

34. Ожегов си толковый словарь русского языка / си ожегов — м., 2002 — 115 с.  

35. Петерина С.В. Формирование поведенческой культуры у детей дошкольного возраста / резюме Петерина. М .: Просвещение, 2004. — 96 с.  

36. Пирогов Н. И. Избранные педагогические труды / Н. И. Пирогов — М .: Педагогика, 2005. — 496 с.  

37. Подласий И. п. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учебник. Справочник для вузов / а. П. Подласий. — М .: Владос-пресс, 2004 — 365 с.    

38. Раков Н. А. Педагогика современной школы: учебные пособия / Н. А. Ракова — витебск: Верлаг уо вгу им. Машерова »., 2009. — 215 с.   

39. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности / А.З. Рахимов. — СПб., 2008 — 169 с.   

40. Рубинштейн С.Л. Психологические и педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / сл. Рубинштейн — М., 2003. — 86 с.  

41. Рувинский л. I. Нравственное воспитание личности / л. И. Рувинский — М .: Издательство МГУ, 1981. — 184 с. Нового издания не было   

42. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков — 2-е изд., Перераб. И доп. — Самара: Verlag für Bildungsliteratur, 2006. — 207 с.    

43. Сандабкина Т. Б. Формирующее влияние музыки на духовный мир студента / Т. Б. Сандабкина // Вестник Бурятского государственного университета. — 2012 г. — 79 с. 

44. Сенько В.Г. Повышение норм поведения у младших школьников / В.Г. Сенько. — Минск, 2006. — 190 с.   

45. Судья с. Б. Сетевая поддержка формирования нравственных ценностей у младших школьников. Судина Б. // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, Психология. — 2014 г. — 123 с.    

46. ​​Сухомлинский В. А. Избранные педагогические труды / В. А. Сухомлинский — М., 1980. — 165 с.  

47. Трофимова Н. М. Моральные установки младшего школьника / Н. М. Трофимова. — СПб., 2007. — 266 с.   

48. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2. / к.д. Ушинского — М., 1985 — 340 с.   

49. Федеральный стандарт общего начального образования / Минобрнауки России. — М .: Образование, 2010. — 31 с.

50. Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей / Ю. Ф. Харламов. — М., 2003. — 415 с.   

51. Шилин А.Л. Воспитание нравственности школьников на основе различных методических подходов Шилина // Вестник ТГПУ. — 2011. — с. 78-93.    

52. Шитякова Н. с. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях: курс лекций для студентов, обучающихся по направлениям педагогического образования / Н. Шитякова — Челябинск: Издательство ЧГПУ. — 2004 г. — 158 с.   

53. Щукина Ю. В. Идеалы и ценности младших школьников через анализ любимых мультфильмов и сказок / Ю.В. Щукина // Психологический журнал международного университета природы, общества и человека «Дубна». — 2012. — №2. — с. 103-107.    

54. Яновская, м. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М.Г. Яновская. — СПб., 2003. — 413 с.