Для связи в whatsapp +905441085890

Дипломная работа на тему: патриотическое воспитание молодежи

У вас нет времени на дипломную работу или вам не удаётся написать дипломную работу? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!

В статье «Как научиться правильно писать дипломную работу», я написала о правилах и советах написания лучших дипломных работ, прочитайте пожалуйста.

Собрала для вас похожие темы дипломных работ, посмотрите, почитайте:

  1. Дипломная работа на тему: управление персоналом
  2. Дипломная работа на тему: разработка веб сайта 2016
  3. Дипломная работа на тему: организация и совершенствование коммерческой деятельности предприятия
  4. Дипломная работа на тему: асинхронный двигатель
Дипломная работа на тему: патриотическое воспитание молодежи

Дипломная работа на тему: патриотическое воспитание молодежи

Введение

С начала реформ в области образования в 90-х годах 20 века (а также реформ по всей стране) основное внимание уделяется деидеологизации школ. Это было сделано под лозунгом гуманизации и демократизации образования. В результате снизилось внимание к образовательным процессам. Она стала преувеличивать идею индивидуально-личностного подхода к образованию, удовлетворению потребностей и интересов индивида, в отличие от продвижения в нем коллективистских качеств, в том числе патриотических чувств.

Характерной чертой интеллектуальной жизни в современной России является отсутствие идеологического единства у большинства населения. Разнообразие идей внешне является выражением демократии, но в своей основе оно отражает глубокий внутренний кризис, не позволяющий российскому обществу выйти из состояния углубляющегося духовного кризиса.

В этой ситуации оправдано обращение прогрессивных и здравомыслящих людей, истинных граждан своей страны, к патриотической идее, не раз спасшей Россию в самые трудные времена. Эта идея всегда была тем фундаментом, на котором закрепились люди всех слоев общества в России.

Безусловно, патриотическое воспитание молодого поколения является залогом стабильного развития страны в будущем. Этот процесс является трудоемким, сложным по содержанию и достаточно несбалансированным в методологической реализации. Уроки эстетического цикла были и остаются важными во всем педагогическом процессе. Формирование патриотических чувств во многом зависит от развития эмоциональной сферы учащихся.

Тема нашей курсовой работы: «Патриотическое воспитание учащихся младших классов на уроках музыки».

ЦЕЛИ

1) Изучить особенности патриотического воспитания и его особенности в работе с учащимися начальных классов;

2) Характеризовать воспитательные инструменты преподавания музыки, способствующие патриотическому воспитанию учащихся начальной школы;

3) Проанализировать программу «Музыка» (1-3 классы) как педагогическое условие патриотического воспитания.

Методы исследования:

1. Изучение психологической и учебной литературы;

2. Анализ научно-популярной литературы.

Теоретические принципы образования участников школьной партиотической образованности

Патриотическое воспитание школьников: Цели, задачи, принципы

Современное понимание патриотизма характеризуется многомерностью, разнообразием и неоднозначностью. Это обусловлено, главным образом, сложностью этого явления, многоаспектностью его содержания и разнообразием его проявлений. Более того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в разных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к родине, использования разных сфер знаний и т.д.

Термин «патриотизм» используется не только в научной литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных манифестах политиков и политических партий, движений, художников и др. Спектр интерпретаций этого термина очень широк: от идеалистически возвышенных до оскорбительных и унижающих достоинство.

Спекулятивный патриотизм — это форма так называемого ложного патриотизма. Все они рассматриваются как сознательное извращение истинного смысла и значения патриотической идеи.

Содержание этого понятия достаточно раскрыто в монографии И.Е. Кравцова: «Патриотизм — это любовь к Родине; к Родине («земле отцов»), к родному языку, к высокой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному социальному и государственному строю». Патриотизм — это бескорыстная преданность Родине, готовность отстоять свою независимость» (5).

I.F. Харламов рассматривает патриотизм как целостный комплекс нравственных чувств и поступков, включающий в себя любовь к Родине, активную деятельность на благо Родины, следование и приумножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям Родины, любовь и привязанность к родным местам, Стремление к укреплению чести и достоинства Отечества, готовности и способности защищать его, военной доблести, мужества и самопожертвования, братства и дружбы между народами, нетерпимости к расовой и национальной ненависти, уважения к обычаям и культуре других стран и народов и стремление к сотрудничеству с ними (19).

Т.Н. Мапкорская, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в себя любовь к Родине, готовность ее защищать, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность народной культуре, знание национальных традиций, национального достоинства, гордости и чести, которые находят свое воплощение в гражданстве (8).

Образование — это механизм взаимодействия между поколениями, обеспечивающий вхождение молодых поколений в жизнь общества и делающий их активными субъектами определенного исторического процесса.

В различные исторические периоды, в зависимости от социально-экономических условий общества и господствующей в нем идеологии, в образование вкладывались различные аспекты.

Ж.Л. Коменский отметил, что одним из основных направлений образования должно быть развитие у детей желания приносить пользу как можно большему количеству людей через их достижения. Он писал в «Великой дидактике»: «Тогда только счастливое состояние вещей наступило бы в частном порядке и публично, если бы все были одушевлены желанием работать в интересах

Общее благо» (17).

В отечественных школах всегда большое внимание уделялось воспитанию у подрастающего поколения нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к Родине, уважению к истории страны, к геральдике, к народу. Важную роль в пропаганде патриотических чувств сыграли средства массовой информации: радио, высокохудожественные отечественные фильмы, театр и художественная литература.

Педагогические исследования по патриотическому воспитанию в советский период многочисленны и разнообразны. Они показывают как теоретические, так и методологические аспекты (сущность «патриотизма» и «советского патриотизма», его особенности, пути и средства воспитания и т.д.) И прикладные (различные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое, воспитание в трудовых и боевых традициях советского народа, взаимосвязь между патриотическим, эстетическим, групповым воспитанием учащихся разных возрастных групп и т.д.).

Макаренко отметил, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От истинного патриота требуется не только «героический всплеск», но и долгий, нудный, гнетущий, часто даже очень тяжелый, неинтересный, грязный труд» (7).

Особое значение в изучении патриотического воспитания этого периода имеют труды В. Л. Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление самоотверженно служить Отечеству, к активному труду и общественной деятельности. Советский патриотизм он определяет как «благородную любовь советского народа к своей социалистической родине» (14). В. А. Сухомлинский подчеркнул, что одной из важнейших воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, каждодневному, мирскому труду, работа на общество как патриотическая деятельность, и именно деятельность детей, организованная учителем с этой целью, является движущей силой формирования личности взрослого гражданина. В своих работах В.А. Сукомлинский также указал на трудности в пропаганде патриотизма, объясняя их тем, что в повседневной жизни мы не сталкиваемся ни с каким критерием, с помощью которого можно измерить эту «неуловимую ценность» — патриотизм. Любовь к Родине становится силой ума только тогда, когда человек запечатлевает в своём сознании образы, связанные с его Родиной и её языком, когда возникает чувство гордости за то, что это всё твоя Родина (15).

Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях можно трактовать как развитие личностного смысла, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях нации.

Так, не так давно вместо воспитания к коллективизму была введена идея воспитания к индивидуализму и эгоцентризму, вместо воспитания к патриотизму пропагандировался космополитизм, неуважительное отношение к родной истории, к родному народу. В результате понятия «патриотизм» и «патриотизм» получают негативные коннотации. ВИ. ВИ. В одном из своих интервью Путин с сожалением отметил, что слово «патриотизм» «иногда используется в ироническом или даже оскорбительном смысле». Для большинства россиян, однако, он сохранил свое изначальное, совершенно положительное значение. Это чувство гордости за свою страну, ее историю и достижения. Это желание сделать свою страну красивее, богаче, сильнее, счастливее….. Если мы теряем патриотизм, национальную гордость и достоинство, которые с ним связаны, то мы теряем себя как народ, способный на большие достижения» (12).

Однако процессы частичной утраты патриотизма происходят и в российском обществе, особенно среди молодежи, по следующим причинам:

* большинство из них не имеет возможности, не может или не хочет работать, особенно для выполнения продуктивной работы» (4);

* резкое повышение экономического статуса молодых людей, большинство из которых находятся на грани нищеты, вследствие снижения уровня жизни, сокращения расходов на питание, досуг, образование, бытовые нужды и т.д. (11);

* ухудшение состояния здоровья (как физического, так и психического) и демографических показателей в обществе, что ведет к ухудшению генофонда, снижению морального и интеллектуального потенциала и снижению роли молодежи как социального ресурса в целом (6):

* нарастающий психический кризис молодежи, девальвация ее основных социально-экономических ценностей, распространенность негативных, антисоциальных мотивов в поведении, адаптация к изменившимся условиям жизни, особенно в материальном плане, а зачастую и нелегальным образом.

Но, как пишет А. В. Усова, «если мы хотим спасти нашу страну, если мы хотим возродить былое величие нашей Родины, мы должны радикально пересмотреть наше отношение к образованию школьной и университетской молодежи» (16). (16). Кроме того, в отечественной педагогике есть много достижений в области воспитания подрастающего поколения, в том числе патриотическое воспитание — высшее чувство в человеке, которое как бы является социальным цементом, связывающим людей с честным, дружелюбным обществом, ощущение, что, по словам К.Д. Ушинского, «последний умирает даже в злодее».

Помещая патриотическое воспитание в условно-независимое направление воспитательной работы, необходимо отметить его органичную связь с другими направлениями (гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и другие виды воспитания), что является гораздо более сложным сочетанием, чем соотношение частей и целого. Это также связано с тем, что

— Во-первых, патриотизм возникает и развивается, особенно если рассматривать его генезис как чувство, которое все больше социализируется и возвышается благодаря интеллектуальному и нравственному обогащению;

— Во-вторых, ценность патриотизма тесно связана с чувством меры, которое проявляется особенно через социальную активность и через действия и поступки патриотического субъекта;

— В-третьих, патриотизм, как глубоко социальный феномен, является не только гранью общества, но и источником его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности общества, а порой и выживания;

— Четвёртое: Главным субъектом патриотизма является личность, чьей главной социально-моральной задачей является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Отечеству как высшему принципу, определяющему смысл и стратегию его жизни, которая направлена на служение Отечеству;

— В-пятых, истинный патриотизм лежит в его духовности.

Патриотизм как возвышенное чувство, как незаменимая ценность и источник, как важнейший мотив общественно значимой деятельности, наиболее полно проявляется в человеке, социальной группе, достигшем наивысшего уровня духовного, нравственного и культурного развития. Истинный, духовный патриотизм предполагает самоотверженное, самоотверженное служение Отечеству (6).

В связи с этим образовательный стиль преподавателя в организации воспитательного процесса правомерно учесть замечание Е.А. Ануфриева о том, что систематическое глубокое обогащение всех аспектов воспитательной работы патриотическим содержанием является необходимым условием воспитания патриота .

Реализация патриотического воспитания основывается на комплексе принципов, отражающих общие закономерности и принципы образовательного процесса, специфику патриотического воспитания младших школьников в средней школе. Они включают в себя:

Условия патриотического воспитания путем развития общества и происходящих в нем событий;

Составление содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;

Диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассной и внешкольной деятельности;

N Интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;

N Упор делается на новые концепции организации и осуществления образовательного процесса и на новое понимание основных педагогических концепций;

Акцент на позитивную личность студента и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе образовательного взаимодействия:

Координация взаимодействия школы, семьи и общества в системе патриотического воспитания

Учитывая особенности патриотического воспитания в современном обществе, цель этого процесса определяется как воспитание убежденного патриота, который любит свою Родину, предан ей, готов служить ей своим трудом и защищать ее интересы.

Цели и содержание патриотического воспитания вытекают из структуры понятия «патриотизм», которое ни в коем случае не имеет единой трактовки в учебной литературе. Некоторые ученые считают правомерным рассматривать патриотизм как совокупность чувств, принципов и качеств личности.

Так, Л.И. Мищенко, отмечая, что нравственные качества человека, определяющие его направление, можно разделить на три группы, которые характеризуют отношение человека к себе, другим людям и обществу, к различным видам деятельности и различным материальным ценностям, предлагает рассматривать патриотизм как сложное, многогранное интегральное качество, которое включает в себя все три группы, возникающие по отношению к человеку, обществу, работе и другим видам деятельности, к материальным ценностям и формирующиеся в процессе реализации этой системы межличностно.

Возрастные особенности младших школьников

Воспитание в духе патриотизма на уроках музыки имеет первостепенное значение, так как касается судьбы нынешнего и будущих поколений, потому что наши молодые современники должны иметь не только соответствующий уровень знаний, но и духовно и интеллектуально зрелый возраст.

Материализм все больше господствует над обществом и индивидом и подавляет важнейшие проблемы образования, приводя к противоречиям в жизни. Поэтому острая необходимость воспитания патриотизма у подрастающего поколения на уроках музыки, в основе которого лежат русские произведения, русские песни, шутки и т.д., будет воспитывать подрастающее поколение в тех качествах, которые во все времена отличали бы русский характер: Доброта, открытость, достоинство, сострадание, щедрость.

Поскольку в музыкальном образовании преемственность развития играет большую роль, необходимо учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста в единстве реальности и своеобразия. В психологии иногда забывают об этом единстве, дают только фонд имеющихся психологических показаний. Это приводит к ряду недоразумений, неточностям в использовании преподавателем-предметником психологических данных о своих учениках. Поэтому преподаватель музыки должен творчески применять знания о психологических особенностях детей и учитывать их при построении педагогического процесса. В противном случае он может попасть в сложную ситуацию, когда психология данных «не работает», более того, противоречит ситуации реального поведения учащихся на уроках музыки.

Возрастные психологические характеристики — это не догма, а лишь подсказка для более ясного и строгого суждения учителя о своих учениках. Возрастные психологические характеристики младших школьников зависят от предшествующего умственного развития детей, их готовности чутко реагировать как на музыкальные факторы, так и на педагогические воздействия взрослых.

Вот наиболее типичные, наиболее распространенные показатели возрастных психологических характеристик детей младшего школьного возраста:

§ двигательная активность;

§ сенсорно-перцептивная активность (способность и потребность в новых сенсорных впечатлениях, их воспроизведение, поддержание);

§ интеллектуально-волевая деятельность (интеллектуальная инициатива, любопытство, интерес к выявлению связей, причинно-следственных связей, объективизация и воспроизведение «трудных» ситуаций, присвоение «я» и области действия и т.д.).

§ Мотивация и эмоционально-экспрессивная деятельность (социальная сфера жизненных мотивов, способность эмоционально-экспрессивно идентифицировать, «обозначать», символизировать, объединять, заменять);

§ способность (ее мера) включать все эти формы умственной деятельности в реальную общественную деятельность, поведение, общение от имени их эффективного построения, регулирования и социальной оценки.

Первые четыре показателя зарождаются и естественным образом проявляются в «самодеятельности» детей этого возраста. Последний индикатор является самым сложным, интегральным индикатором. Она определяет в психологическом смысле положение ребенка уже как школьника, чья деятельность характеризуется всеми основными чертами общественно полезной деятельности.

Культивирование этой способности по отрицательной оценке, порицанию приводит к нарушению преемственности с предыдущим психическим развитием. Напротив, воспитание способности целенаправленного регулирования деятельности путем поощрения, положительной оценки достижений детей сохраняет богатство предыдущих достижений в области психического развития младших школьников.

Действие в соответствии с требуемым результатом формирует у детей такие качества, стабильность поведения, способность мобилизоваться, действовать с учетом фактора времени, регулировать свое состояние в соответствии с достигнутым результатом.

Сложность музыкально-педагогического процесса определяется рядом моментов. Например, учитель должен помнить, что в коллективной форме обучения необходимо учитывать способности отдельных учащихся. Кроме того, даже одно и то же содержательное задание решается со значительными различиями на разных этапах общего и музыкального развития учащихся в зависимости от их возраста. Особая трудность заключается в том, что каждый элемент преподавания музыки, даже упражнение по чтению музыки или простые интонационно-ритмические упражнения, должны знакомить учащихся с музыкой, чтобы заниматься музыкальным искусством.

Поэтому обязательным качеством преподавания музыки является эмоциональная насыщенность, творческая активность и эстетическое отношение учащихся к каждому заданию.

Школа должна заботиться о формировании психологии ребенка, воспитывать его в духе толерантности и братской любви к людям, школа должна учить молодых людей различать добро и зло.

Система образования в России не должна основываться на определенных планетарных утопиях и пренебрежении религиозно-этическими основами культуры. Поэтому нашей целью является создание системы образования, основанной на глубоком изучении духовного наследия России. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с изучением лучших достижений мировой цивилизации. Система должна содействовать преемственности менталитета, приверженности национальному наследию, осознанию своей роли и места в мировом духовном развитии, уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию приведет к уважению к чувствам других и невосприимчивости к трагедиям своей Родины и своего народа.

Образование патриотизма в области образования патриотизма в школе пимарийской музыки

Педагогические средства обучения музыке

Развитие музыкальной культуры учащихся начальной школы получает новое направление. Основная идея тематического содержания программы может быть сформулирована в двух аспектах:

§ во-первых, место музыки в жизни человека.

§ во-вторых, роль музыки в пропаганде патриотизма.

Раздел программы «Музыка моего народа» — имеет особое значение для патриотического воспитания учащихся. Любовь к родине — это многослойное чувство. Это умение ощущать красоту Родины, уважение к ее истории, к тем, кто отстаивал ее свободу и независимость, гордиться достижениями нашей национальной культуры.

Музыкальная грамотность — это способность ценить музыку как «живое, живое искусство, которое рождается из жизни и неотделимо от нее». Именно особенное «чувство музыки» позволяет воспринимать ее эмоционально и отличать хорошее от плохого. Это способность распознавать на слух природу музыки и чувствовать внутреннюю связь между природой музыки и характером ее исполнения, а также способность распознавать на слух автора незнакомой музыки, если она характерна для автора и его произведения, с которыми ученики уже знакомы. Ознакомление учащихся с этой тонкой сферой музыкальной культуры требует осторожности, последовательности и большой внимательности при подборе композиторов и их произведений.

Наиболее знакомые детям в начальной школе композиторы — Чайковский, Бетховен и Шопен, Про-Кофьев, Дунаевский и Хачатурян. Яркие черты произведений этих композиторов глубоко запечатлелись в сознании учеников. Безусловно, на этом начальном этапе развития своей музыкальной культуры эти композиторы должны быть представлены наиболее характерными чертами, наиболее доступными детям, формирующими «ядро» их искусства, даже если они не охватывают всех его граней.

Музыка и жизнь — это общая тема, своего рода «супер-задача» школьного музыкального образования, которую никогда не следует размещать в отдельном, более или менее изолированном разделе. Музыка должна пронизывать все предметы, от первого класса до последнего, так же, как и идеи патриотизма и интернационализма, формирующие мировоззрение, нравственность и интеллектуальное благородство учащихся. Музыкальное содержание, комментарии учителя, наблюдения и размышления учеников под руководством учителя — все это должно способствовать постепенному достижению этой «сверхцели». Каждый год учитель может идти все дальше и дальше. Преподаватель должен стараться избегать увещеваний и риторики, пустых стандартных фраз или «общих слов» без конкретного содержания и эмоциональности.

Но, отвергая «общие слова», мы не можем отрицать огромную роль простого, умного и проникновенного слова учителя в воспитательной работе. «Слово учителя — это незаменимый инструмент влияния на душу ученика». К искусству образования относится, прежде всего, искусство обращения к человеческому сердцу.

Одно или два лаконичных, но живописных предложения, произнесенные учителем со ссылкой на то или иное музыкальное произведение в классе, погружаются в сознание детей, в их душу, пробуждают в них несравненно более благородные мысли и чувства, чем любые заготовленные «банальные слова» на тот же самый предмет. Учитель может найти в любом музыкальном произведении столько причин для нужных слов и импульсов для собственных эмоций, сколько ему угодно. Даже больше, чем для отдельных композиций, это касается богатых тем музыки на Красной площади, революционных песен (значение этого периода в истории страны и народа нужно объяснять детям), музыки Великой Отечественной войны, музыки в школе и др.

Существует более чем достаточно материала, и учитель свободен в выборе в соответствии со своими собственными знаниями, интересами и личным жизненным опытом. Поэтому, когда ученики изучают музыку с первого класса, они чувствуют, что изучают жизнь, и что музыка — это сама жизнь.

В художественно-эстетическом воспитании и обучении школьников значительную роль играет знакомство с народной музыкой, народной песенной культурой. Народная музыка Н.В. Гоголя образно называлась «звуковой историей», «звучащей живой хроникой».

Необходимость обращаться к источникам народного творчества, традициям, обычаям народа ни для кого не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Ломаются традиции, ломаются нити, связывавшие старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно учить детей нравственным основам, патриотическим чувствам, которые живы в людях старшего поколения. Поэтому главной задачей в музыкальном образовании должно стать обогащение знаний детей о музыке своей Родины.

Обучение учеников начальной школы основано на педагогических принципах:

§ Гуманизация обучения, которая заключается в том, что каждый человек уникален, каждый ребенок — это чудо.

§ Интеграция различных видов искусства: музыка, хореография, театральные элементы и игры.

§ Широкое включение игровых техник, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.

Работа проводится по основным принципам дидактической педагогики: с учетом талантов, индивидуальных способностей, возрастных особенностей ребенка.

Программа включает в себя различные мероприятия: игры, разговоры, прослушивание музыки, пение, работа с музыкальными инструментами, изучение основ народного танца, театральные игровые песни, работа над выражением речи, изготовление масок, посещение выставок, музеев, участие в концертных мероприятиях по популяризации народного творчества.

Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма и умение правильно передать мелодию. В играх этого плана дети учатся передавать художественный образ в движении. Но самое главное, через игру русская народная песня входит в жизнь семьи, в которой обучаются студенты. В народных играх дети учатся общаться, знакомиться с народными традициями, поддерживать друг друга, знакомиться с небольшими жанрами народного творчества.

С помощью игровых упражнений в классе вы можете решить следующие задачи:

§ Развитие творческой индивидуальности.

§ Эмоциональное развитие.

§ Культивирование эстетических и патриотических чувств.

§ Развитие музыкальных способностей.

§ Развитие интеллектуальной сферы.

§ Развитие независимости, физическое развитие.

Во время работы очень часто приходится сталкиваться с пассивностью, некомпетентностью и неспособностью детей раскрыть свои способности. Учитель должен создать благоприятный психологический климат в классе, который будет способствовать эмансипации детей.

На занятиях, посвященных устному фольклору, где дети через пословицы, поговорки, сказки открывают для себя нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважения к возрасту, взаимопомощи. Дети на темы: «работа», «дружба» подбирали пословицы и поговорки, разгадывали загадки, кроссворды, придумывали мелодии песен и песнопений.

Когда в классе детей знакомят с юмористическим, каландрическим, комическим и игривым фольклором, их внутренний мир обогащается. Дети с удовольствием поют фразочки, рассказывают и поют сказки, замечают красоту русского языка, яркость музыкальных образов и хороший юмор.

Совместная деятельность детей создает общий эмоциональный опыт, дети помогают друг другу справиться с поставленной задачей, испытывают сострадание, переживают неудачи и радуются успехам. Они становятся более терпимыми, добрыми, справедливыми в оценке своих действий и поступков. При подготовке фольклорных фестивалей застенчивые и робкие дети превратятся в раскрепощенных и предприимчивых.

Детская деятельность будет продуктивной, если будут определены ближайшие и отдаленные цели, если в классе будет создана ситуация творческого поиска и мотивов деятельности, что является своеобразным стимулом, выводящим детей из состояния «инертного отдыха» и облегчающим реализацию творческой работы, которую они делают.

При этом действуют такие стороны духовного мира ребенка, как воля, общее интеллектуальное развитие, мировоззрение, нравственные и патриотические убеждения.

Продвижение патриотизма на уроке музыки

Начало урока музыки на героико-патриотическую тему может начаться в серьезной и торжественной обстановке. Музыка, которая должна звучать в этот момент, ассоциируется с образом Родины, который дорог сердцу каждого советского человека.

Москва, Красная площадь. Поражают часы на Спасской башне Кремля. Куранты Кремля, часы Спасской башни, свидетели истории нашей Родины. Они стали символом величия нашей страны. День нашего великого Отечества начинается и заканчивается поражением часов Спасской башни Кремля.

Каждое утро и каждый вечер после звука часов мы слышим по радио национальный гимн России. Дети, конечно, могут рассказать о самых торжественных случаях, когда звучит государственный гимн — музыкальный символ нашего государства, которое воспитывает патриотическое сознание и опирается на гуманистические ценности народа.

Молодые студенты должны осознавать, что когда исполняется государственный гимн, не только те, кто его поет, но и все присутствующие встают и слушают его. Эта музыка призвана объединить всю нацию. Гимн отражает основные идеи единства, неприкосновенности и свободы.

Студенты уже выучили текст на уроках русского языка, музыка звучит не один раз на самых разнообразных, но всегда торжественных мероприятиях. А песня Островского «Пусть всегда будет солнце», гимн демократической молодежи «Новиков», который помог объединить молодые поколения во всем мире, тоже звучала как гимн жизни.

Младшие школьники должны слушать «Песню тревожной молодости» А. Пахмутова, призывая к страхам жизненного пути; «Буэнвальд Нолл» Мурадели, призывая всех людей мира не допустить новую войну, новые страдания и разрушения; «Нам нужен мир» Сергея Прокофьева и поэтическая песня Исаака Дунаевского о мире «Муха, голуби, муха», «Песня утра, весны, мира» Д. Кабалевский, посвященный погибшим в борьбе с фашизмом.

Песня И. Дунаевского «Отечество» рассказывает о нашей великой стране, пропагандирует любовь к Отечеству. Студенты чувствуют широкий, свободный характер хора, в котором доминируют черты песнопения, и маршевый, мужественный характер хора. И песня не начинается с припева, как это обычно бывает. В начале припева можно услышать интонацию первой фразы: «Мой дом далеко». Эта интонация — позывной, который мы всегда слышим по радио и телевидению перед важными событиями в жизни нашей страны. Вы можете заметить разное звучание одной и той же интонации в самой песне и в позывных (волевой, притягательной, энергичной, марширующего характера, с резким пунктирным ритмом, и звучание в высоком регистре, без резкого пунктирного ритма, поэтому более песноподобное и сдержанное).

Еще одна песня, в которой мы тоже почувствуем марширование, но уже другого характера — это русская песня «Hey, whoohnem!». Следует обратить внимание у детей на то, как упорно повторяющаяся интонация создает ощущение тяжелого удара моряков, тянущих за баржу.

Можно сказать, что давным-давно, до революции, эту песню пели моряки, когда они тянули за веревку груженый корабль против течения. Говоря об их тяжёлом труде, можно прочитать строки Н. Некрасова:

Выходи на Волгу… Чьи стоны услышаны

Через великую русскую реку?

Этот стон, который мы называем песней,

Это моряки, которые приходят с катушкой.

Важно донести до детей мысль о том, что песня объединяет усилия людей, помогает им и подчиняет их движения единому ритму. Можно предложить студентам представить себя пловцами и потянуть за воображаемый канат, почувствовав вес и сильное напряжение. Затем ученикам показывают картину И. Репина «Бармен на Волге», и им разрешают послушать граммофонную запись песни Ф. Шаляпина, предварительно сказав несколько слов об этом великом русском певце, родившемся на Волге, хорошо знавшем жизнь простых людей и любившем русские песни.

«Встаньте, вы, русские» из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева — еще один пример музыки «в духе народа». Решительная, притягательная маршевая музыка первой части, сопровождаемая звуком бубнового колокола, контрастирует с поющей средней частью, в которой поочередно звучат женские и мужские хоры.

Учительница должна объяснить ребятам, что эта музыка была написана для фильма «Александр Невский», который стал особенно популярным в годы Великой Отечественной войны.

Композитор хотел, чтобы в музыке была подчеркнута главная идея фильма: защита Родины от захватчиков. Позже Сергей Прокофьев объединил музыкальные фрагменты из фильма в одно произведение. Результатом этого стала кантата «Александр Невский», рассказывающая о силе духа русского народа, любви к Родине и ненависти к ее захватчикам.

Знакомство с музыкой «Новороссийских курантов» Д. Шостаковича важно и для патриотического воспитания школьников.

В героическом городе Новороссийске установлен памятник его героическим защитникам в годы Великой Отечественной войны. Здесь каждый час звучит траурная и торжественная музыка, которая заставляет задуматься о величии достижений советского народа.

Эмоциональной и моральной кульминацией занятия должно стать прослушивание и участие в исполнении двух основных отрывков из оперы М. Глинки «Иван Сусанин»: Ария Ивана Сусанина и хор «Слава!». Затем вы можете попросить класс прослушать целую арию с великолепным введением в тактику речи и заключением. С детьми вспомните, как действие в опере развивается после арии: Враги убивают героя, но люди побеждают. Заключительный хор «Слава!» празднует победу народа.

Противопоставьте это смерти героя и радостному ликованию победившего народа. В первой сцене преобладают минорные тона, во второй — мажорные; сдержанный темп и динамика придают арии строгость и мужественность, в то время как хор, напротив, мощный и праздничный, с арией, исполняемой басом и оркестром, и припевом Hail! Музыка в обеих сценах пропитана русской песней и написана в духе народа, вызывая чувство гордости за наших героев, нашу историю и наши достижения.

Для младших учеников Чайковский будет прежде всего композитором, любившим русскую песню, русскую природу, русский народ, композитором, прославившим в лирических произведениях Родину, полным поэтической красоты, нежно мелодичным с преобладанием песенной живописи.

Бетховен предстал перед ними прежде всего как автор сильной, смелой и героической музыки (даже в лирических и траурных произведениях). Она воспитывает в людях волю к преодолению жизненных трудностей, стремление к свободе и независимости.

Ф. Шопен войдет в сознание детей как композитор, воплотивший в своей музыке красоту народной песни и танца и в то же время глубокие чувства, связанные с борьбой за свободу угнетенных людей (здесь музыка Шопена порой близка персонажу Бетховена).

Прокофьев воспринимается детьми сначала как композитор, чья музыка воплощает мир детства («Петя и волк», «Болтунья»), а затем как композитор, развивающий патриотические традиции «Ивана Сусанина» Глинки (например, кантата «Александр Невский»). Музыкальный язык Прокофьева будет ассоциироваться в сознании детей с чувством особой любви к Родине, появлением чувства гордости за то, что это все твоя Родина.

Народная музыка является источником постоянного обогащения композиторов, как в прошлом, так и сегодня. Если бы не народная музыка, то многие произведения М. Глинки и С. Рахманинова, Дунаевского и Щедрина.

Заключение

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда государственная политика направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение придается патриотическому воспитанию школьников. Школа способствует формированию человека, который будет жить в новом тысячелетии.

Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях можно трактовать как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях нации.

В повседневной жизни мы не сталкиваемся ни с каким критерием, по которому можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой ума только тогда, когда в сознании человека есть образы, связанные с его родной землей и языком, и когда у него есть чувство гордости за то, что Отечество — его.

Патриотизм — это чувство гордости за свою Родину, свою историю, свои достижения. Это стремление сделать страну красивее, богаче, сильнее и счастливее. Это национальная гордость и достоинство людей, объединенных патриотическими чувствами, как социальный цемент.

Патриотизм как возвышенное чувство, как незаменимая ценность и источник, как важнейший мотив общественно значимой деятельности, наиболее полно проявляется в человеке, социальной группе, достигшем наивысшей ступени духовного, нравственного и культурного развития. Истинный духовный патриотизм означает самоотверженное и самоотверженное служение Отечеству.

Реализация патриотического воспитания основывается на комплексе принципов, отражающих общие закономерности и принципы образовательного процесса, специфику патриотического воспитания учащихся начальной школы в средней школе:

Условия патриотического воспитания путем развития общества и происходящих в нем событий;

Составление содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;

Диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассной и внешкольной деятельности;

N Интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;

N Упор делается на новые концепции организации и осуществления образовательного процесса и на новое понимание основных педагогических концепций;

Акцент на позитивную личность студента и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе образовательного взаимодействия;

N Координация взаимодействия школы, семьи и общества в системе патриотического воспитания.

Возрастно-психологические особенности детей младшего школьного возраста способствуют формированию патриотических чувств в этом возрасте:

§ способности и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведение, сохранение;

§ интеллектуальная инициатива, любопытство, подражательный инстинкт;

§ эмоционально-выразительная активность, чувствительность, яркая эмоциональная память, достоверность;

§ способность включать все эти формы умственной деятельности в реальную общественную деятельность, поведение, общение от имени их эффективного построения, регулирования и социальной оценки.

Уроки эстетического цикла, и в частности музыки, оказывают большое влияние на подсознание (на эмоциональном уровне). Средства музыкального выражения воспитывают учащихся комплексно, как на уровне сознания (понимания), так и на уровне эмоций и чувств. Подбор соответствующего репертуара (местных, зарубежных композиторов, образцов народной музыки), воспитание в ребенке любви к родным местам, народу, гордости за историю страны, ее лучших представителей, оптимистической веры в свои силы и в светлое будущее страны и ее народа.

Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с ознакомлением учащихся с лучшими достижениями мировой цивилизации. Эта система должна содействовать преемственности менталитета, приверженности их национальному наследию, осознанию их роли и места в глобальном интеллектуальном развитии, а также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию вдохновляет человека уважать чувства других и быть нечувствительным к трагедиям своей родины и своего народа.

Список литературы

1. Апраксина О.А. Музыкальное образование в школе, Москва. Просвещение 1999. 130.

2) Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального образования. Программа для высших учебных заведений — Москва, 1991. 309.С.

3 Белобородова В.К. Музыкальное восприятие к теории вопроса: музыкальное восприятие школьников. М.: 2000.-237.стр.

4 Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программные и методические рекомендации. М. Новая школа: 1993. 360.pp.

5. 5. Дмитриева Л.Г., Чернояненко Н.М. Методы музыкального образования в школе: Москва, 2000. С. 320.

6. 6. Куберский И.Я… Энциклопедия для молодого музыканта. Санкт-Петербург, 1997- 576.с.

7. Кленов А.С. Я знаю мир: детская энциклопедия. М.: 1999г. Стр.864.

8. 8. 8. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль. Академия развития: 2003.-260.с.

9. «Искусство в школе 1994 № 2 с.11 10.

10. Назаров Л. Введение в песенный фольклор, // Народное творчество.1999. НР. 6 с.22. 2000 № 1 с.15.

11. Педагогическая энциклопедия. Т. 3 М.: Издательство «Советская энциклопедия». М.; 1996. — 879 с.

12. Музыкальная программа rachina B.S. сегодня. Опыт работы учителя музыки в 5 классе. Методические рекомендации. Spb, 2001… 310.pp.

13. 13. Старикова К.Л. У истоков народной мудрости, Екатеринбург: Филиал Педагогического общества, 1994. -89.с.

14. 14. Старикова К.Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеринбург: Филиал Педагогического общества, 1994-150 с.

15. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебник для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей и докторантов университета. — М., Аспект-пресс, 1995. 271 с.

16. Холопова В.Н. Проблемы музыкального ритма: М.: 2003.