Для связи в whatsapp +905441085890

Дмитрий Александрович Ошанин, российский психолог — Проблема образа и действия в научном творчестве Д.А. Ошанина

Российский психолог, доктор психологических наук, профессор Дмитрий Александрович Ошанин известен как один из первых организаторов исследований по проблемам инженерной психологии и технической эстетики; он предложил и разработал концепцию психического отражения.

Д.А.Ошанин был человеком с необычайно сложной судьбой. Он родился в Вологде 13 февраля 1907 года. В начале 1920 года его родители, аристократы по происхождению, вместе с детьми эмигрировали в Югославию. Он окончил среднюю школу в Скопье в 1926 г. С 1926 по 1928 гг. он был студентом Парижского университета (Сорбонна) и одновременно учился в консерватории: по классу композиции у Оннегера и по классу виолончели у Пабло Казальса. Отсутствие средств к существованию вынудило его работать музыкантом и грузчиком. Материальные трудности заставили его покинуть Париж и вернуться в Югославию, где он продолжил обучение на философском факультете университета в Белграде (Скопье), который окончил в 1931 году по специальности «философия и психология». С 1931 по 1933 год он работал частным учителем и музыкантом в ожидании назначения по специальности, а с 1933 по 1936 год — учителем средней школы. В 1936 году он был принят в докторантуру Парижского университета (Сорбонна), защитил диссертацию на тему «Эмпатия и ее три аспекта» (его научным руководителем был известный французский ученый А. Валлон), защитил ее в 1938 году с отличными оценками и получил степень доктора Парижского университета.

Уже в этой первой научной работе раскрылся необычайный творческий потенциал Д.А. Ошанина, его оригинальный подход к изучаемому явлению. В 1939 году он также получил докторскую степень в Белградском университете.

Освобождение Болгарии, наконец, позволило ему заняться научной работой. В 1946 году он получил звание профессора и до 1952 года работал заведующим кафедрой психологии в Государственном высшем институте физической культуры в Софии. До 1952 года он возглавлял кафедру психологии Государственного высшего института физической культуры в Софии, где создал психологическую лабораторию и организовал ее экспериментальную работу. В этой лаборатории Дмитрий Александрович сам проводил экспериментальное исследование латентных периодов двигательных реакций. Введенный им хроноскопический метод использовался и во многих других научно-исследовательских институтах Болгарии. С 1952 по 1955 год Ошанин работал заместителем директора Института педагогики Болгарской академии наук, одновременно продолжая возглавлять кафедру психологии в Институте физической культуры. В этот период он опубликовал несколько работ, посвященных задачам школы. В мае 1955 года Высшая мандатная комиссия при Министерстве культуры Болгарии присудила ему ученую степень кандидата психологических наук. Дмитрий Александрович активно участвовал в общественно-политической жизни Болгарии, выступал с многочисленными публичными речами в Софии, Пловдиве и других городах.

С 1936 года Д.А. Ошанин неоднократно пытался восстановить свое советское гражданство и призывал вернуться на родину. В 1946 году в Болгарии он получил советский паспорт. В конце августа 1955 года в связи с массовым оттоком советских граждан, постоянно проживающих в Болгарии, в районы освоения целинных и залежных земель, Д.А.Ошанин обратился в Посольство СССР в Болгарии и был назначен начальником отряда, получив путевку в Ростовский мясомолочный совхоз N 2. Ростовская областная контора государственных предприятий направила оттуда Д.А. Ошанина в Москву для поиска работы по специальности. В октябре 1955 года он перешел на работу в НИИ психологии АПН РСФСР (ныне Психологический институт РАО), с которым долгие годы и наиболее плодотворная творческая деятельность Д.А. Ошанина была связана. Сначала он работал научным ассистентом в лаборатории психологии личности, затем перешел в лабораторию промышленной психологии. В 1960 году Ошанин был назначен руководителем лаборатории промышленной психологии, на базе которой он организовал одну из первых лабораторий инженерной психологии в Советском Союзе. В это же время он активно участвовал в создании Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), где был почетным руководителем отдела инженерной психологии и физиологии.

Дмитрий Александрович Ошанин, российский психолог - Проблема образа и действия в научном творчестве Д.А. Ошанина

Проблема образа и действия в научном творчестве Д.А. Ошанина

В 1997 году исполнилось девяносто лет Дмитрию Александровичу Ошанину, одному из основателей инженерной психологии и технической эстетики в нашей стране, автору концепции оперативного психического отражения. Он изучал феномен и специфические свойства оперативных образов, создал теорию предметных действий, описал психологические механизмы преобразования образа объекта в соответствующее действие на объект, разработал оригинальные идеи о структуре и функциях концептуальных моделей. Судьба Д.А. Ошанина необычна, и его идеи до сих пор осознаются психологическим сообществом по многим причинам. Статья основана на докладе автора на последней юбилейной конференции.

Дмитрий Ошанин (1907 — 1978) — всемирно известный ученый, автор концепции операциональности отражения, доктор психологических наук, профессор. Он прожил в России двадцать лет (1955-1975), и это были самые плодотворные в научном отношении годы его жизни. Ошанин руководил лабораторией в Психологическом институте РАН, был одним из основателей инженерной психологии и технической эстетики в нашей стране. Так сложилась судьба, что последние годы своей жизни он провел вдали от дома; и только сейчас, после двадцатилетнего перерыва, его идеи возвращаются в психологическое сообщество благодаря усилиям его учеников и всех, кто знаком с его работами. Об этом свидетельствует интерес, проявленный к юбилейной конференции «Образ в регуляции деятельности (к 90-летию Д.А. Ошанина)», прошедшей в Психологическом институте РАН (она была организована при финансовой поддержке Российского гуманитарного фонда). Конференция приобрела международный статус благодаря составу ее участников, собрав известные имена в российской психологии, среди которых К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, 0.А. Конопкин, В.М. Мунипов, В.М. Пономаренко, В.В. Рубцов, В.Д. Шадриков и многие другие.

Личность и образ жизни Д.А. Ошанина

Дмитрий Александрович Ошанин родился 13 февраля 1907 года в Вологде в дворянской семье, чьи генеалогические корни восходят к XIV веку. Его родители были образованными людьми: отец, Александр Павлович, был выпускником математического факультета Московского государственного университета. Его мать, Елена Матвеевна, тоже родовитая дворянка, была прекрасным музыкантом.

В бурные годы Гражданской войны, когда Дмитрию Александровичу было тринадцать лет, его семья эмигрировала в Югославию. Им было нелегко жить, отец работал учителем средней школы в Скопье, мать преподавала фортепиано. Тем не менее, его родители сделали все возможное, чтобы их сын получил прекрасное образование. В течение двух лет он был студентом Парижского университета (Сорбонна), изучая психологию и философию, и одновременно занимался в консерватории с самыми известными музыкантами: в классе композиции — с Оннегерой, а в классе игры на виолончели — с Казальсом.

Материальные трудности вынудили его покинуть Париж, и он продолжил обучение на философском факультете университета в Скопье, где в 1931 году стал философом и психологом. В 1936 году, по просьбе одного из своих бывших профессоров, он был принят в докторантуру Парижского университета (Сорбонна). Он работал под руководством известных французских ученых Анри Делакруа и Поля Гийома. Под их руководством Ошанин подготовил докторскую диссертацию на тему «Эмпатия и ее три аспекта», которую защитил с высшими отличиями в 1938 году и получил степень доктора Парижского университета, а в 1939 году — степень доктора Белградского университета.

В феврале 1940 года он женился на Жермене Генриховне Мерес, с которой счастливо прожил всю жизнь, и они вырастили троих сыновей. В Скопье Ошанин продолжил свою научную деятельность уже в качестве редактора. Во время войны, перед нападением Гитлера на Россию, Дмитрий Ошанин был мобилизован весной 1941 года и направлен на итало-албанский фронт, вскоре попал в плен и через несколько дней бежал. Сначала он вернулся в Скопье, а затем переехал в Болгарию, где жил до отъезда на родину в 1955 году.

Во время войны Дмитрий Александрович преподавал в средней школе в Белой Слатине и Пловдиве. Освобождение Болгарии позволило Ошанину возобновить свою научную работу. В Софии он работал в Военной академии и в Военном училище. Он работал заместителем директора Института педагогики Болгарской академии наук, получил звание профессора и возглавил кафедру психологии в Институте физического воспитания в Софии. В этом институте он создал психологическую лабораторию и занимался экспериментальным изучением латентных периодов двигательных реакций. Введенный им хроноскопический метод использовался и во многих других исследовательских институтах Болгарии. В мае 1955 года Дмитрию Александровичу пришлось в третий раз подтверждать свою научную квалификацию, он получил степень кандидата психологических наук.

Ошанин всегда мечтал вернуться на родину. Он активно участвовал в деятельности Союза болгаро-советских обществ, был основателем и председателем профессорско-педагогической секции и ученым секретарем философско-педагогической секции Союза. С 1948 года и до переезда в СССР он был членом Исполнительного комитета Центрального правления Союза советских граждан в Болгарии. Его родственники вспоминают, что его горячее желание вернуться привело его к идеализированным представлениям о жизни в России. Насколько это было глубоко, показывает история его сына Володи: когда он увидел пьяного человека, лежащего на улице во время прогулки в Софии, он сказал сыну, что никогда не увидит ничего подобного в России.

Феномен операбельности и исследование оперативного образа

Д.А. Ошанин, по его собственному признанию, столкнулся с проблемой оперативного образа, решающей, с одной стороны, практические вопросы, а с другой — вопросы инженерной психологии, в частности — проблему оптимизации мнемосхем (графических изображений управляемого объекта), нанесенных на информационное табло и предлагаемых оператору в качестве сенсорной поддержки.

Исследования мнемонических схем показали, что они не всегда служат своей цели. Оператор обычно редко обращается к мнемонической схеме. Более того, в торакальных, стрессовых ситуациях операторы просто не воспринимают мнемосхему и объясняют это тем, что она мешает работе. Это привело Ошанина к мысли, что буквальное графическое изображение объекта на мнемосхеме не соответствует в сколько-нибудь значительной степени тому образу объекта, на который ориентируется оператор в своей деятельности.

Данное расхождение возникает, прежде всего, потому, что дизайнер стремится спроектировать (построить) объект, а оператор — управлять им. И поэтому образ объекта, ставший неадекватным образу объекта в новых условиях, оказывается практически неэффективным. Образ на основе технологической мнемосхемы, подробно описывающий структуру объекта, становится неэффективным в условиях контроля, так как нуждается в дополнительном пересказе, соответствующем конкретным задачам действия с объектом. Конкретные прикладные исследования показали, что эффективная психологизированная мнемосхема должна представлять в визуальной форме не столько структуру объекта, сколько процесс, которым управляет оператор. Реально оператор работает с обобщенной системой функциональных связей в системе управления, т.е. используется только та структура объекта, которая необходима и достаточна для выполнения действий с объектом — операционная структура объекта, по терминологии Ошанина.

Подобные факты и логико-теоретический анализ позволили Ошанину сформулировать основную мысль: Адекватность образной информации конкретному образному заданию в системе действия является существенным свойством образа как регулятора действия. Это важнейшее свойство отражения объекта в изображении Ошанин назвал оперативностью изображения. Соответственно, оперативный образ — это превращенное в действие идеальное и специализированное отражение объекта (процесса, явления и т.д.), которое формируется в ходе конкретной предметной деятельности и подчинено цели этой деятельности.

Первое гипотетическое описание оперативного образа было представлено в 1961 году на заседании Ученого совета Института психологии Академии педагогических наук, в 1963 году на II съезде Общества психологов СССР, а в 1966 году — на XVIII Международном психологическом конгрессе «Оперативный образ управляемого объекта в системах «человек-автомат».

Д.А. Ошанин писал, что утверждение о зависимости содержания образа от его назначения в действии может показаться тривиальным в самом общем виде. В то же время он подчеркнул, что одного этого заявления недостаточно для постановки конкретных практических вопросов: Необходимо детальное исследование этой зависимости, точное описание характеристик оперативного отражения. Игнорирование необходимости такой рефлексии при решении, в частности, задач инженерной психологии может привести к нежелательным последствиям, например, к снижению надежности оперативных действий, к нервно-психическим перегрузкам.

Основные идеи концепции оперативного изображения

Ошанин остался в сознании большинства психологов автором концепции и исследователем феномена оперативного образа в связи с прикладными задачами инженерной психологии. Но впоследствии его исследования приобрели общепсихологический теоретический и системный характер. Он разработал концепцию операциональности психического отражения, которая была полностью изложена в его диссертации «Субъективное действие и операциональный образ» (защищена в 1973 году). Ввиду своего фундаментального характера понятие операциональности психического отражения имеет полное право быть включенным в систему основных понятий психологии. Перечислим ключевые термины этой концепции.

Ошанин разработал оригинальную теорию действия. Он осознавал глобальный характер проблемы психологической регуляции деятельности и четко ограничил свои исследования разработкой концепции предметных действий, т.е. действий, которые дают немедленный практический (внешний) результат.

Он рассматривал действия такого рода с разных точек зрения. Во-первых, как процесс целенаправленного преобразования объекта. Объект он понимал достаточно широко: как предмет (вещь), процесс, любое явление внешнего мира, на которое физически воздействует субъект и целенаправленно изменяется под этим воздействием. Он писал: «В качестве объектов-действий-объектов мы должны в равной степени рассматривать глыбу мрамора, из которой скульптор высекает свое произведение, детали, которые рабочие собирают в сборочном цехе в готовый продукт, любой управляемый технологический процесс, любую динамическую систему — управляемый пилотом самолет, ТЭЦ, предприятие химической промышленности и так далее».

Во-вторых, Ошанин рассматривал предметное действие как информационный процесс. Входом этого процесса является информация о текущем состоянии объекта, а выходом — целенаправленное преобразующее действие субъекта действия на объект.

Эта теория возникла в период всеобщего увлечения информационным подходом к анализу деятельности, а блок-схема предметного действия Ошанина считалась одной из самых совершенных. Однако для Ошанина сухие информационные диаграммы были не целью, а средством исследования живой образной ткани с целью изучения психологических механизмов предметного изображения в его воздействии на объект; то есть он рассматривал действие прежде всего как психологический феномен.

Он писал, что «важнейшей особенностью действий человеческих субъектов является то, что в них преобразование входной информации об объекте в соответствующее воздействие на объект осуществляется в форме психического отражения.

Понятие «ментальный образ» является центральным в концепции Ошанина. У него был свой оригинальный взгляд на проблему изображения.

Образ, в его понимании, — это любое отражение объекта как системы. Соответственно, изучение изображения — это изучение его структуры как отраженной структуры объекта; анализ структур изображения по отношению к структуре объекта; изучение соотношения двух структур: структуры объекта, отраженного в изображении, и структуры изображения, отражающего объект.

Информация об объекте иерархически структурирована в образе и находится на разных уровнях наглядности, конкретности и осознанности, а между разными уровнями существуют постоянные функциональные и структурные зависимости. Он различал актуализированное содержание образа, данное в непосредственном опыте, и конкретную выборку потенциального содержания, запас информации. Он использовал концепцию ведущей структуры, то есть структуры, которая обновляется легче и чаще других. Сенсорная структура объекта обычно служит ведущей структурой. Благодаря направляющей структуре отражение в изображении остается чрезвычайно редким.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Степени депрессии
  2. Выход на пенсию как кризисный период — Особенности психического состояния пожилых людей
  3. Уровни сознания
  4. Развитие познавательной сферы детей в процессе игровой деятельности
  5. Психология семьи и общения, психодиагностика
  6. Организация общения с детьми, испытывающими затруднения в общении — Общие особенности трудностей в общении
  7. Прогрессивная деятельность
  8. Понятие афферентности в психологии
  9. Российское психологические общество
  10. Практико-ориентированные методы обучения