Для связи в whatsapp +905441085890

Древнеиндийская философия

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Основные принципы философии постмодернизма
  2. Философское знание, его специфика и структура
  3. Функции и методы философии
  4. Философия в системе культуры
  5. От Мифа к Логосу: этапы становления философии
  6. Древнегреческая философия
  7. Атомистические концепции Демокрита и Эпикура
  8. Античная философия
  9. Основные философские идеи М.М. Бахтина
  10. «Идеальное государство» Платона и его критика

Введение

Древняя Индия относится к числу первых мировых цивилизаций и внесла в мировую культуру наибольший вклад духовных ценностей.

Философия существует для жизни и должна проявляться и использоваться во всех ее сферах: частной, общественной, международной и т.д. — такова первая предпосылка, с которой начинали индийские мыслители. Более того, философия имеет дело с физическими и духовными аспектами человеческого существования; и только в гармонии со своим духовным и жизненным опытом, не нарушая и не повреждая гармонию окружающей среды, можно решить фундаментальные проблемы человеческого существования.

Познание человеком истины основано не только на интеллекте. В его основе лежит целостный опыт, основанный на чувствах. И их нельзя игнорировать. Истина воспринимается не только в познании, но и в созерцании, понимаемом как тождество самости и несамости, когда самость — это всеобщее, единичное, неизменное, а несамость — это существующий мир, в котором действует самость.

Мыслители-ориенталисты были убеждены, что истина многослойна, что она никогда не может быть выражена полностью, и что различные точки зрения на истину только представляют ее различные стороны. Из этого они сделали вывод, что существуют различные пути к совершенству, и каждый из них может быть выбран в соответствии с внутренними склонностями человека.

В основе всех философских систем Востока лежит представление о том, что конечной целью каждого человека должно быть совершенствование самого себя, ибо только через собственное совершенство он может поднять мир к совершенству. Именно в этом контексте понимания роли и значения философии в жизни человека она и сформировалась в Индии.

Развитие философской мысли в Индии имеет долгую и разнообразную историю. Задача данного раздела, не претендуя на исчерпывающую полноту, состоит в том, чтобы попытаться проявить основные положения и проблемы философии Древней Индии.

Высокий уровень культуры, достигнутый народами Индии в древности, и сложность форм производства и социальной жизни привели к тому, что уже на ранних этапах предпринимались попытки осмыслить все вокруг. Развитие древнеиндийской философии было сложным и противоречивым. Философия по-прежнему тесно переплеталась с мифами и религиозными верованиями, которым правящие классы стремились придать законченный систематический характер. Для буддийской философии характерен крайний субъективный идеализм: реально существует только субъект, весь окружающий мир — иллюзия (майя).

Предметом работы является философия древней Индии. Предметом изучения является процесс формирования философии древней Индии.

Цель работы — раскрыть суть философии древней Индии. Следующие задачи вытекают из цели работы:

  1. Указать на основные этапы и истоки древнеиндийской философии;
  2. Проанализировать основные черты древнеиндийской философии;
  3. Рассмотреть основные философские школы древней Индии;
  4. Разобрать буддизм и веданту как основных представителей ортодоксальной школы и неортодоксальной школы.

Этапы и истоки древнеиндийской философии

Индийская философия берет свое начало в богатой культурной традиции многочисленных народностей великой Бхарата Варша — древней Индии. По самым скромным оценкам, индийская цивилизация возникла за несколько тысяч лет до пашийского периода. Некоторые исследователи, придерживающиеся эзотерической традиции познания, склонны значительно расширять эти временные рамки — до десятков и даже сотен тысяч лет. Истоки духовной культуры Индии, представленные многочисленными мифами, эпическими произведениями, религиозными и дофилософскими учениями, уходят в безграничные исторические глубины.

Непосредственной основой философских систем древней Индии был корпус ведической литературы и связанная с ней древняя религия брахманизма.

Фундаментальные представления о мире и человеке, характерные для ведической религии и брахманизма, позднее стали предметом дальнейшего развития или критики философских школ.

В середине II тысячелетия до н.э. скотоводческие племена, пришедшие из Центральной Азии, Ирана и Поволжья, начали продвигаться на земли Северной Индии. Они называли себя арийцами (арийцами). Арийцы принесли с собой Веды, что в переводе с санскрита (древнеиндийского языка) означает Веды, знание. Веды, по-видимому, возникли между 1500 и 600 годами до н.э. Они представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заклинаний, доктрин, наблюдений за природными циклами, «наивных» идей о происхождении Вселенной.

В настоящее время известны четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Каждая Веда состоит из четырех частей:

  • Самхиты — религиозные гимны, «священные писания»;
  • Брахманы — книги, написанные индийскими жрецами (браминами) и адресованные в первую очередь браминам, в которых описывается правильность ритуалов и жертвоприношений;
  • араньяки — книги лесных отшельников;
  • Упанишады (Сидение у ног учителя) — философские комментарии к Ведам.

Точное количество Упанишад определить невозможно, так как их написание продолжалось вплоть до XIX века. Но наиболее авторитетными являются древние Упанишады, среди которых Чхандогья Упанишад, Айтарея Упанишад, Каушитаки Упанишад, Кена Упанишад, Тайттирия Упанишад и другие. Упанишады являются завершением первого этапа индийской философии — ведического. Буддизм Веданта Индия Философия

Второй этап называется эпическим (600 г. до н.э. — 200 г. до н.э.) В это время создаются два великих эпоса индийской культуры — поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». Примерно в это же время (VI-V вв. до н.э.) появляются шесть философских школ — даршан, основанных на признании святости и божественного откровения Вед: Санкхья, Вайшайшика, Ньяя, Миманса, Йога, Веданта. Параллельно возникли три оппозиционные системы, оспаривающие авторитет Вед: буддизм, джайнизм и чарвака-локаята.

Третий этап древнеиндийской философии связан с написанием сутр (с III века н.э. по VII век н.э.). К этому времени накопилось огромное количество философской литературы, и возникла острая необходимость ее систематизации и обобщения.

Общие черты философии древней Индии

Долгое время индийская философия оставалась практически неизвестной в западном мире. Даже в 20 веке не все системы восточной философии были достаточно изучены. В то же время стиль или форма выражения индийской и даже китайской мысли часто подвергались необоснованной критике и пренебрежению — говорили, что это не философия, а смесь мифологии, религии и мистицизма. Даже сегодня мы встречаем учебники, в которых восточная мысль рассматривается лишь поверхностно или не рассматривается вовсе. Все это является логическим следствием предвзятых представлений многих западных, в том числе и российских, философов об истории, своеобразии и проблемах восточных учений.

Философская традиция Индии очень своеобразна и во многих отношениях существенно отличается от европейской философии. Отметим его общие, наиболее существенные черты:

  • Параллельное сосуществование множества различных школ и течений. Теисты, атеисты, идеалисты, материалисты, рационалисты, интуитивисты, скептики, гедонисты имели возможность выразить и развить свои взгляды;
  • Преобладание духовных тем (спиритизм) и тесная связь с религиозными учениями. В основе философских систем часто лежали не просто интеллектуальные спекуляции, а особый мистический опыт, выраженный рациональными средствами;
  • Философия имеет тенденцию быть чисто практической. Она призвана наилучшим образом организовать повседневную жизнь человека;
  • Высшей практической и духовной целью человеческой жизни является достижение освобождения (мокша или мукти) от страданий и материального рабства земного мира;
  • Пессимизм в индийской философии — это не конечный пункт, а отправная точка. В его основе лежит духовная неудовлетворенность и страх перед существующим порядком вещей, при котором мир наполнен страданиями. Желание понять причину зла и преодолеть его стимулирует развитие философии, которая несет в себе оптимистическую концепцию возможности освобождения;
  • Практически все школы, кроме чарваки, так или иначе разделяют веру в существование «вечного морального порядка» — высшего порядка и справедливости, которые правят всеми мирами и их обитателями — богами, людьми и животными;
  • Невежество (авидья) рассматривается как причина зависимости и страданий живых существ. Освобождение невозможно достичь без духовного познания истинной реальности;
  • Между Богом и человеком существует нехарактерное противостояние.

В большинстве случаев существование рассматривается в терминах идеалистического монизма. Крайний материализм, подобный учению чарваков, очень редко встречается в индийской философии. Несмотря на значительное развитие различных научных дисциплин (математики, механики, астрономии, химии, медицины и т.д.), связанных с изучением объективной реальности, многие философские доктрины склонялись к субъективному опыту и поэтому не были свободны от определенной доли спекуляций. Вся индийская культура, включая философию, характеризуется приверженностью традициям. В крайних случаях это приводило к исторической инерции и тормозило развитие прогрессивных культурных тенденций.

Философские школы древней индии

Согласно традиции, школы индийской философии делятся на две группы:

  • Православный (asthika);
  • Неправославные (настика).

Принцип разделения — это отношение той или иной школы к Ведам и ведической религиозно-философской традиции.

Ортодоксальные школы признают авторитет Вед, а значит, существование Бога, бессмертие души, загробную жизнь, реинкарнацию души, высшие миры. Это: санкхья (Капила), йога (Патапджали), ньяя (Готама), вайшешика (Канада, он же Улука), миманса (Джаймипи), веданта (Бадараяпа). Последние две школы основываются непосредственно на текстах Вед. Первые четыре формируются на независимых основаниях. Все эти школы идеалистичны или склонны к идеализму.

Неортодоксальные школы не признавали авторитет Вед или, по крайней мере, критически относились к основанному на них брахманизму, который к тому времени принял формально-ритуальный, догматический характер. К ним относятся: Адживика (Маккхали Госала), джайнизм (Махавира), Чарвака, или Локаята (Брихас-пати), и буддизм (Гаутама Будда).

Рассмотрим неортодоксальные школы индийской философии.

Джайнистская доктрина долгое время существовала только в устной традиции, дополнялась и интерпретировалась. Согласно джайнизму, природа человека дуалистична. Его материальная и духовная составляющие связаны кармой. Объединение тела и души через узы кармы приводит к появлению конкретного человека. Продолжая жить, этот человек может контролировать и управлять состоянием материальной составляющей своей сущности.

Поэтому джайнизм уделяет большое внимание этике. Этика джайнизма основана на трех принципах: правильное понимание мира и своего места в нем, правильная вера и правильная жизнь. Следование принципам этики обеспечивает освобождение души из самсары. Цель — личное спасение. Человек может освободиться только через самого себя. Отсюда индивидуалистический характер этики, опора на собственные силы. Социальный фактор не принимается во внимание. Душа совершенна по своей природе, ее возможности безграничны. В его распоряжении безграничное знание, безграничная сила и безграничное счастье, ибо душа наделена сознанием. Но душа склонна отождествлять себя с телом и становиться зависимой от его желаний и страстей. Главная задача человека — освободить душу от зависимости от тела. «Освобождение» — главная цель учения джайнизма. Средствами освобождения являются правильное понимание и правильная вера в духе джайнизма и правильная жизнь как аскетизм; непричинение вреда живым существам, сексуальное воздержание, отказ от материальных ценностей, угасание страстей и желаний.»

Позже джайнизм развился в две школы мысли, отличающиеся степенью аскетизма. Самыми ортодоксальными джайнистами были дигамбары (облаченные в воздух, т.е. отвергающие всякую одежду). Более умеренный аскетизм соблюдали шветамбары (одетые в белое). С появлением буддизма влияние джайнизма стало ослабевать, хотя он и сохранился в современной Индии.

В 6 веке до н.э. в северной Индии возник буддизм. Сиддхартха Гаутама был основателем этого учения. Недовольный роскошной жизнью, он оставил свой клан, свою семью и ушел в «бездомные». После многих лет аскетизма Гаутама постигает правильный образ жизни, который исключает крайности, в том числе и крайности аскетизма.

Буддизм — это религиозно-философское учение о достижении нирваны (состояния полного избавления от страданий). Одна из современных религий мира. Противоречит Веданте в утверждении способности человека достичь самоопределяющегося освобождения.

Этический взгляд на буддизм заключается в том, что буддисты отказываются обсуждать что-либо, выходящее за рамки этики. Согласно им, следующие вопросы бессмысленны: мир вечен или не вечен? мир конечен или бесконечен? душа едина или не едина с телом?

Пока человек обременен земными заботами, он находится в состоянии неведения относительно того, что он должен делать, чтобы достичь совершенства. Главная проблема для него — найти истинный путь к спасению.

Буддизм как яркий представитель неортодоксальной школы древнеиндийской философии

Буддизм — это неортодоксальное религиозно-философское учение, оказавшее большое влияние на философское мировоззрение.

Основателем буддизма является Гаутама Будда (Сиддхартха Гаутама, прозванный Шакьямуни), сын царя (раджи) одного из древнеиндийских княжеств на севере современной Индии в предгорьях Гималаев. Время жизни Будды большинство востоковедов относят к 6-5 векам до нашей эры. Он излагал свои учения в форме устных лекций, притч и наставлений. Позже некоторые из них были записаны его ближайшими учениками и стали известны как Трипитака («Три корзины учения») — собрание канонических текстов буддизма. В Трипитаке выделяются три раздела:

  • «Виная-питака» (посвящена правилам поведения и принципам Сангхи, буддийской общины);
  • «Сутта-питака» (собрание проповедей и притч);
  • «Абхидхарма-питака» (посвящена философским проблемам учения Будды).

Фундаментальные постулаты буддизма — это «четыре благородные истины». Вкратце они следующие.

  1. Земная жизнь полна страданий из-за постоянных рождений и смертей.
  2. У страдания есть причина. Она заключается в жажде чувственной, материальной жизни, благодаря которой человек вновь и вновь рождается в мир страданий;
  3. Существует возможность прекращения страданий через просветление и отказ от стремления к чувственной, материальной жизни;
  4. Восьмеричный путь к просветлению, к освобождению от жажды материальной жизни и к высшему состоянию бытия, нирване.

Ступени этого пути следующие: правильное познание, правильное мышление, правильная речь, правильное действие, правильная жизнь, правильная работа, правильная самодисциплина, правильное сосредоточение и просветление (самадхи).

Учение Будды в его изначальной, чистой форме не является религией, поскольку исходит не из религиозных предписаний, а из философских постулатов и личного духовного опыта его основателя. По этой причине истинный буддизм правильно рассматривать как философское учение или, как его иногда называют, духовное учение Жизни, Гаутамы Будды, хотя позже возникли и чисто религиозные версии буддизма. Этические идеи Будды поддерживаются сильной

философская платформа (онтология, антропология и эпистемология), краеугольными камнями которой являются отрицание Бога как личного (антропоморфного) существа, создавшего мир и управляющего им.

Признание всеобщего закона причинности (детерминизма), управляющего всеми явлениями и процессами в материальном и духовном мире, поскольку существование всего в мире обусловлено предшествующими причинами. Причинные («чудесные» и сверхъестественные) события отвергаются. Это называется теорией условного существования (или зависимого возникновения) вещей. Закон кармы — один из аспектов этой теории.

Вера в существование высших (эфирных, духовных, трансцендентных, метафизических — одно и то же) миров как особых состояний космического бытия. Нирвана — воплощение высшего из этих состояний.

Теория всеобщей изменчивости, согласно которой в природе нет ничего постоянного и неизменного. Все вещи меняются по тем или иным причинам.

Отрицание неизменности души. Буддисты принимают активную жизнь человеческого сознания после биологической смерти и теорию реинкарнации. Но они отвергают неизменную (бессмертную) душу как субстанцию. Реинкарнации подвержена не личная душа, а сверхличный поток духовной энергии, в котором формируются относительно устойчивые (на протяжении всей жизни) комбинации дхарм или скандх. В буддизме человек рассматривается как духовная индивидуальность, сформированная из многочисленных существований в виде отдельных личностей в прошлых воплощениях. При каждом новом рождении индивидуальность лишь частично проявляется в земном мире.

Стремление к эмпирическому (т.е. опытному) обоснованию этических и философских постулатов. В то же время нельзя утверждать, что эпистемология в буддизме является чисто эмпирической, в европейском смысле. В буддизме признаются чувственные, рациональные и иррациональные методы познания. Следует обратить внимание на то, что Будда избегал спекуляций о супрафизической реальности. По его словам, их реализация предполагает наличие высших способностей сознания и значительного личного духовного опыта ученика.

Веданта как выдающийся представитель ортодоксальной школы древнеиндийской философии

Веданта (буквально, «конец, завершение Вед», т.е. Упанишады) ортодоксальная, религиозная философская основа брахманизма. Утверждает, что Веды являются источником истинного знания о Боге и смысле жизни, знания о единстве Брахмана и Атмана.

В основе Веданты лежит различие между двумя мирами — миром существования (изменчивым, вечным) и миром реальности (неизменным, вечным).

Реальность имеет два полюса: субъективный Атман (буквально, «душа»); объективный Брахман (буквально, «молитва»), и различие между этими полюсами возникает только в мире бытия.

Брахман — абсолютное единство всего со всем; Атман — дух, душа Брахмана. Атман — Брахман, знание о Самости. Высший вид знания (Видья) — это знание о том, что все есть Брахман и что Брахман — это Атман. Достичь этого знания мешает личная и мирская авидья (невежество).

Цель изучения Веданты — понять вечную природу Реальности или Брахмана и разоблачить видимость авидьи мирских вещей. Реальность, Брахман, не знает борьбы, не изменяется и не становится, она тождественна самой себе во всех своих проявлениях. Брахман присутствует везде и всегда. Все вещи зависят от него и существуют в нем. Природа Брахмана невыразима и неопределима, потому что нет ничего выше или ниже Брахмана. Он — предел познания.

Авидья — причина всех наших страданий. Это единственное, что мешает нам осознать все как Брахман/Атман.

Цель человеческой жизни. Человек может познать реальность и преодолеть авидью, если покинет бесконечный цикл перерождений и освободится от своей кармы (закон справедливости: все, что происходит с нами в этой жизни, является результатом предыдущей жизни).

Мы не можем изменить реальность. Но мы можем уменьшить страдания, вызванные нашими желаниями, если будем знать и понимать это. Истинное знание — это высшее благословение; ложное знание — это страдание. Осознание реальности — цель нашей жизни. Эгоизм, величайшее зло, стоит на пути истинного знания, любви и сострадания, величайшего добра. Чтобы бороться с эгоизмом, человек должен руководствоваться долгом и обязанностями, тем, что помогает ему снизить значимость себя.

Мы должны бороться не с жизнью, а с нашей зависимостью от эгоизма. Истинная свобода — это расширение и просветление нашего знания о познании Атмана. Если причиной наших страданий является ложное знание, авидья, то свобода человека — это уничтожение ложного знания, преодоление всех эмпирических различий между субъектом и объектом и отношения к цели существования, а также изгнание авидьи.

Изучение Веданты, освобождение от кармы путем нейтрализации прошлых ошибок и постоянная борьба с авидьей — единственный путь к полному освобождению (мокша) от невежества.

Заключение

Философия античности рождается в обществе, неспособном решать новые проблемы традиционным способом. Она направлена на формирование того идеала, который позволяет обществу отвергнуть себя и искать себя в себе самом; она позволяет индивидууму выйти за пределы своей природы и спроецировать свое желаемое «Я».

Философия возникает как сомнение в целесообразности старого мира и как воплощение его новых форм. Она выражает дух этноса и закрепляет его в системе мировоззренческих координат, отличных от мифологических и религиозных. Философия — это душа культуры этой нации, которая обладает мерой свободы индивидуального самовыражения. Основные темы и концепции философии Древней Индии уже частично содержались в ведической литературе (особенно в ее поздней части — упанишадах, где поднимались вопросы о начале Вселенной и о знании. Первоначально споры между различными брахманическими школами носили ритуальный характер, поскольку предметом споров были вопросы о том, когда и как делать подношения богам ведического пантеона и духам предков. Искусство рассуждать проявляется в умении обосновать то или иное утверждение и сделать необходимый вывод. Первоначальная ориентация индийской риторики и логики на оппонента и аудиторию позднее нашла отражение в текстах философского характера — сутрах и комментариях к сутрам, в основе которых часто лежал диалогический принцип. Появление философии как таковой на исторической сцене Индии произошло в период странствующих аскетических учителей, которые отстаивали собственные взгляды на мироустройство в противовес традиционным брахманическим идеям.

Список использованной литературы

  1. Аблиев С.Р. История мировой философии. М.,2002;
  2. Васильев В.В., Кротов А.А., Бугай Д.В. История философии. М.,2005;
  3. Основы философии. М.,2003;
  4. Губин В.Д., Сидорина Т.Ю., Филатов В.П. Философия. М.,2001;
  5. Философия для аспирантов. М.,2003.