Для связи в whatsapp +905441085890

Древнеиндийская философия — Общие черты философии Древней Индии

Индийская философия берет свое начало в богатой культурной традиции многочисленных народностей великой Бхарата-Варши — древней Индии. По самым скромным оценкам, индийская цивилизация возникла за несколько тысяч лет до пашийского периода. Некоторые исследователи, придерживающиеся эзотерической традиции познания, склонны значительно расширять эти временные рамки — до десятков и даже сотен тысяч лет. Истоки духовной культуры Индии, представленные многочисленными мифами, эпическими произведениями, религиозными и дофилософскими учениями, уходят в безграничные исторические глубины. М.,2002. С.29…

Непосредственной основой философских систем древней Индии был корпус ведической литературы и связанная с ней древняя религия брахманизма.

Фундаментальные представления о мире и человеке, характерные для ведической религии и брахманизма, позднее стали предметом дальнейшего развития или критики философских школ.

В середине II тысячелетия до н.э. скотоводческие племена, пришедшие из Центральной Азии, Ирана и Поволжья, начали продвигаться на земли Северной Индии. Они называли себя арийцами (арийцами). Арийцы принесли с собой Веды, что в переводе с санскрита (древнеиндийского языка) означает Веды, знание. Веды, по-видимому, возникли между 1500 и 600 годами до н.э. Они представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заклинаний, доктрин, наблюдений за природными циклами, «наивных» идей о происхождении Вселенной.

В настоящее время известны четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Каждая Веда состоит из четырех частей:

  • Самхиты — религиозные гимны, «священные писания»;
  • Брахманы — книги, написанные индийскими жрецами (браминами) и адресованные в первую очередь браминам, в которых описывается правильность ритуалов и жертвоприношений;
  • Араньяки — книги лесных отшельников;
  • Упанишады (Сидение у ног учителя) — философские комментарии к Ведам.

Точное количество Упанишад определить невозможно, так как их написание продолжалось вплоть до XIX века. Но наиболее авторитетными являются древние Упанишады, среди которых Чхандогья Упанишад, Айтарея Упанишад, Каушитаки Упанишад, Кена Упанишад, Тайттирия Упанишад и другие. Упанишады являются завершением первого этапа индийской философии — ведического. Буддизм Веданта Индия Философия

Второй этап называется эпическим (600 г. до н.э. — 200 г. до н.э.) В это время создаются два великих эпоса индийской культуры — поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». Примерно в это же время (VI-V вв. до н.э.) появляются шесть философских школ — даршан, основанных на признании святости и божественного откровения Вед: санкхья, вайшишика, ньяя, миманса, йога, веданта. Параллельно возникли три оппозиционные системы, оспаривающие авторитет Вед: буддизм, джайнизм и чарвака-локаята.

Третий этап древнеиндийской философии связан с написанием сутр (с III века н.э. по VII век н.э.). К этому времени накопилось огромное количество философской литературы, и возникла острая необходимость ее систематизации и обобщения, что и было сделано в Сутрах — кратких сводных трактатах Маппельмана В.М. История философии. МОСКВА, 1997. С. 14-15.

Древнеиндийская философия - Общие черты философии Древней Индии

Общие черты философии Древней Индии

Долгое время индийская философия оставалась практически неизвестной в западном мире. Даже в 20 веке не все системы восточной философии были достаточно изучены. В то же время стиль или форма выражения индийской и даже китайской мысли часто подвергались необоснованной критике и пренебрежению — говорили, что это не философия, а смесь мифологии, религии и мистицизма. Даже сегодня можно встретить учебники, в которых восточная мысль рассматривается лишь поверхностно и бегло, или вообще не рассматривается. Все это является логическим следствием предвзятых представлений многих западных, в том числе и российских, философов об истории, особенностях и проблемах восточных учений. Аблеев С.Р. История мировой философии. МОСКВА. 2002. С. 33.

Философская традиция Индии очень своеобразна и во многих отношениях существенно отличается от европейской философии. Отметим его общие, наиболее существенные черты:

  • Параллельное сосуществование множества различных школ и течений. Теисты, атеисты, идеалисты, материалисты, рационалисты, интуитивисты, скептики, гедонисты имели возможность выразить и развить свои взгляды.
  • Преобладание духовных тем (спиритизм) и тесная связь с религиозными учениями. В основе философских систем часто лежали не просто интеллектуальные спекуляции, а особый мистический опыт, выраженный рациональными средствами.
  • Философия имеет тенденцию быть чисто практической. Она призвана наилучшим образом организовать повседневную жизнь человека.
  • Высшей практической и духовной целью человеческой жизни является достижение освобождения (мокша или мукти) от страданий и материального рабства земного мира.
  • Пессимизм в индийской философии — это не конечный пункт, а отправная точка. В его основе лежит духовная неудовлетворенность и страх перед существующим порядком вещей, при котором мир наполнен страданиями. Желание понять причину зла и преодолеть его стимулирует развитие философии, которая несет в себе оптимистическую концепцию возможности освобождения.
  • Практически все школы, кроме чарваки, так или иначе разделяют веру в существование «вечного морального порядка» — высшего порядка и справедливости, которые правят всеми мирами и их обитателями — богами, людьми и животными.
  • Невежество (авидья) рассматривается как причина зависимости и страданий живых существ. Освобождение невозможно достичь без духовного познания истинной реальности.
  • Между Богом и человеком существует нехарактерное противостояние.

В большинстве случаев существование рассматривается в терминах идеалистического монизма. Крайний материализм, подобный учению чарваков, очень редко встречается в индийской философии. Несмотря на значительное развитие различных научных дисциплин (математики, механики, астрономии, химии, медицины и т.д.), связанных с изучением объективной реальности, многие философские доктрины склонялись к субъективному опыту и поэтому не были свободны от некоторой степени спекуляции. Вся индийская культура, включая философию, характеризуется приверженностью традициям. В крайних случаях это приводило к исторической инерции и тормозило развитие прогрессивных культурных тенденций.

Философские школы Древней Индии

Традиционно школы индийской философии делятся на две группы:

  • …ортодоксальный (asthika)….
  • Неправославные (настика).

Принципом разделения является отношение той или иной школы к Ведам и ведической религиозно-философской традиции.

Ортодоксальные школы признают авторитет Вед, а значит, существование Бога, бессмертие души, жизнь после смерти, реинкарнацию души, высшие миры. Это: санкхья (Капила), йога (Патапджали), ньяя (Готама), вайшешика (Канада, он же Улука), миманса (Джаймипи), веданта (Бадараяпа). Последние две школы основываются непосредственно на текстах Вед. Первые четыре формируются на независимых основаниях. Все эти школы идеалистичны или склонны к идеализму.

Неортодоксальные школы не признавали авторитет Вед или, по крайней мере, критически относились к основанному на них брахманизму, который к тому времени принял формально-ритуальный, догматический характер. К ним относятся: Адживика (Маккхали Госала), джайнизм (Махавира), Чарвака, или Локаята (Брихас-пати), и буддизм (Гаутама Будда).

Рассмотрим неортодоксальные школы индийской философии.

Джайнистская доктрина долгое время существовала только в устной традиции, дополнялась и интерпретировалась. Согласно джайнизму, природа человека дуалистична. Его материальная и духовная составляющие связаны кармой. Объединение тела и души через узы кармы приводит к появлению конкретного человека. Продолжая жить, этот человек может контролировать и управлять состоянием материальной составляющей своей сущности.

Поэтому джайнизм уделяет большое внимание этике. Этика джайнизма основана на трех принципах: правильное понимание мира и своего места в нем, правильная вера и правильная жизнь. Следование принципам этики обеспечивает освобождение души из самсары. Цель — личное спасение. Философия для аспирантов. М., 2003. с.33. Человек может освободиться только через самого себя. Отсюда индивидуалистический характер этики, опора на собственные силы. Социальный фактор не принимается во внимание. Душа совершенна по своей природе, ее возможности безграничны. В его распоряжении безграничное знание, безграничная сила и безграничное счастье, ибо душа наделена сознанием. Но душа склонна отождествлять себя с телом и становиться зависимой от его желаний и страстей. Главная задача человека — освободить душу от зависимости от тела. «Освобождение» — главная цель учения джайнизма. Средствами освобождения являются правильное понимание и правильная вера в духе джайнизма и правильная жизнь как аскетизм; непричинение вреда живым существам, сексуальное воздержание, отказ от материальных ценностей, угасание страстей и желаний.»

Позже джайнизм развился в две школы мысли, отличающиеся степенью аскетизма. Самыми ортодоксальными джайнистами были дигамбары (облаченные в воздух, т.е. отвергающие всякую одежду). Более умеренный аскетизм соблюдали шветамбары (одетые в белое). С появлением буддизма влияние джайнизма стало ослабевать, хотя он и сохранился в современной Индии.

Школа Тхеравады

В 6 веке до н.э. в северной Индии зарождается буддизм. Основателем этого учения был Сиддхартха Гаутама. Недовольный роскошной жизнью, он оставляет свой клан, свою семью и уходит в «бездомность». После многих лет аскетизма Гаутама постигает правильный образ жизни, который исключает крайности, в том числе и крайности аскетизма.

Буддизм — это религиозно-философское учение о достижении нирваны (состояния полного избавления от страданий). Одна из современных религий мира. Противоречит Веданте в утверждении способности человека достичь самоопределяющегося освобождения. История философии в схемах и комментариях. СПб, 2010. 11.

Этический взгляд на буддизм заключается в том, что буддисты отказываются обсуждать что-либо, выходящее за рамки этики. Согласно им, следующие вопросы бессмысленны: мир вечен или не вечен? мир конечен или бесконечен? душа едина или не едина с телом?

Пока человек обременен земными заботами, он находится в состоянии неведения относительно того, что он должен делать, чтобы достичь совершенства. Главная проблема для него — найти истинный путь к спасению.

Эта школа Тхеравады является наследницей учения более ранней традиции Сарвастивады (буквально «учение о том, что все существует»), основным тезисом которой было утверждение, что все дхармы существуют в реальности. Другими словами, мир внешних объектов существует в реальности, как и сознание. Вайбхашика получила свое название потому, что представители этой школы принимали только Абхидхамму, третью часть Палийского канона, и комментарий к ней (Вибхаша) как подлинные и соответствующие учению Будды. Само учение вайбхашики изложено в сборнике «Абхидхармакоша» (буквально «Энциклопедия Абхидхармы») буддийского автора Васубандху (четвертый или пятый век н.э.).

В своих доказательствах существования мира вайбхашики апеллировали к опыту, который дает неопровержимые свидетельства о природе вещей. Под опытом они подразумевали знания, полученные в результате непосредственного контакта с объектом. Мир открыт для восприятия. Ошибочно думать, что нет восприятия внешнего мира, так как без восприятия не может быть умозаключений. Говорить об умозаключении, которое совершенно не зависит от воспринимаемого объекта, противоречит здравому смыслу. Путем дедукции можно узнать, что внешние объекты есть везде, но что их существование обычно обозначается восприятием. Воспринимаемые объекты существуют только в течение очень короткого времени, как вспышка света. Атомы разделяются мгновенно, а их агрегаты существуют лишь короткое время. Вайбхашики считали, что постоянными сущностями являются не преходящие явления, а элементы, лежащие в их основе, то есть дхармы, и представили подробную классификацию типов дхарм. Согласно учению этой школы, Будда — это обычный человек, который перестал существовать после достижения просветления (бодхи) и перехода в окончательную нирвану через смерть. Единственным божественным элементом в жизни Будды было его интуитивное постижение истины, которого он достиг без помощи других.

Эта школа — самая молодая из всех стхавиравад. Она признала подлинной только вторую часть канона пали, Сутта-Питаку, которая также содержит Абхидхарму, буддийскую философию. Тексты, содержащиеся в одноименной «корзине», не соответствуют учению Будды. Из саутрантиков наиболее известен Яшомитра (8 век н.э.), автор комментария к «Абдхидхармакоше» Васубандху.

Ортодоксальные школы древнеиндийской философии

Ньяя и Вайшашика — это две школы, которые возникли как отдельные школы и позже слились в одну.

Их сторонники считали, что атомы, хотя и не различаются по размеру и форме, обладают свойствами, которые их отличают: Температура, вкус, цвет и т.д. Однако их учение существенно отличалось от атомистических доктрин, возникших в Древней Греции. Дело в том, что вайшешики считали, что не атомы составляют материальный мир, а дхарма, то есть нравственный закон, управляющий миром.

Школа Ньяя также известна тем, что создала сложную логическую систему. Он был основан на выделении 7 категорий: Субстанция, качества, активность, отношение всеобщности, отношение частностей, отношение внутренности и небытие. Хотя количество категорий не совпадает с системой Аристотеля, между ними можно найти интересные соответствия. Однако главной целью логического учения была формулировка рекомендаций по правилам умозаключения.

Санкхья и йога — две другие родственные ветви индийской мысли. Основное различие между ними заключается в том, что школа Санкхья в основном занимается онтологическими вопросами и разработала очень специфическое мировоззрение, в то время как школа Йоги больше занимается практическими вопросами. Взгляды этих школ практически идентичны; единственное существенное различие заключается в том, что йоги признают существование высшего персонифицированного существа, в то время как школа санкхья отрицает его существование.

Санкхья — дуалистическое учение, основанное на противопоставлении духа (пуруша) и материи (пракрити). Пурушу можно приравнять к сознанию, а пракрити — к телу; но такое отождествление не совсем корректно, поскольку сторонники этой школы относят все психические процессы к деятельности пракрити и материи. Пуруша полностью пассивен и не может действовать самостоятельно, а Пракрити активна, но не имеет сознания. Так, на ранних этапах развития учения пуруша мыслился как нечто единое, общее для всего мира; позднее представление об этом начале трансформировалось: пуруша стал рассматриваться как индивидуальное начало, то есть человеческая душа, и, следовательно, из единого он стал множественным.

Последователи школы Санкхья описывали происхождение мира как взаимодействие между двумя началами. Перед началом космического цикла три гуны Пуруши — радостная, страстная и невежественная — находятся в состоянии покоя. Затем эти энергии вступают в игру и создают 24 основных элемента мира. Но и здесь особое понимание психических процессов как проявлений Пракрити, а не Пуруши, выражается в признании не только материальных субстанций, но и сознания, самосознания и чувства в качестве основных элементов. (рис. 1)

Школа йоги попыталась разработать практические принципы поведения человека на основе идей, сформированных в школе Санкхья. Спасение человека с точки зрения этих двух философских школ заключается в признании того факта, что Пуруша полностью независим от Пракрити. И для того, чтобы достичь спасения, представители школы йоги разработали специальные практики, основанные на аскетизме и медитации. С помощью этих практик человек становился совершенно спокойным, впускал свое индивидуальное существо во вселенский разум и таким образом достигал свободы от материального.

Миманса — это учение, занимающееся проблемами герменевтики в связи с толкованием ведических «Камсетов». Это учение разработало особую систему понимания, направленную на наиболее точное и глубокое понимание священных текстов. Веды рассматриваются представителями этой школы не как творение конкретных людей, а как божественное откровение; по этой причине исключается возможность какой-либо ошибки в них.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Любовь, брак и семья в различных философских традициях
  2. Проблема выбора субъектом жизненных ориентиров, сознательного построения образа жизни
  3. Вопрос о роли сознания в человеческой деятельности
  4. Георг Вильгельм Гегель, немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии
  5. Наука в современной цивилизации
  6. Объективность истины и преемственность научного знания
  7. Соотношение языка и действительности
  8. Структурализм в лингвистике
  9. Что важнее: чувства или разум?
  10. Коэволюционная теория развития общества и природы