Для связи в whatsapp +905441085890

Духовная жизнь общества — Духовная культура современного общества

Духовная культура как подсистема всего общества обязательно реагирует на все изменения, происходящие в других его подсистемах: экономической, политической, социальной. Поэтому резкие экономические изменения в России не могли не отразиться на состоянии духовной жизни страны. Многие исследователи обращают внимание на изменения в ценностных ориентациях россиян, на возросшую значимость индивидуалистических ценностей. Остро стоит проблема коммерциализации культуры и связанная с ней проблема снижения уровня ее художественной ценности, а также отсутствие спроса на классические образцы культуры со стороны массового потребителя. Эти и другие негативные тенденции в развитии отечественной духовной культуры могут стать существенным препятствием на пути прогрессивного развития нашего общества.

Исторически первой формой общественного сознания является моральное сознание, без которого человечество не могло бы существовать с самых ранних этапов своего развития, поскольку моральные нормы, отражающие базовые ценности общества, являются основными регуляторами и стабилизаторами любых социальных взаимодействий. В первобытном обществе возникают еще две формы общественного сознания: эстетическое сознание и религиозное сознание. Считается, что религиозное сознание развивается позже, чем эстетическое и, следовательно, моральное. Политическое и научное сознание развивается вместе с развитием общества.

Целью данной дипломной работы является изучение духовной культуры в современном обществе.

Глава 1. Понятие и структура духовной культуры в современном обществе.

Духовная культура общества — это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленная такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Важность духовной сферы определяется ее главной, основной функцией — определять систему ценностей и норм общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом.

Изучение интеллектуальной и нравственной жизни общества обязательно предполагает выявление его структурных элементов. Такие элементы называются формами общественного сознания. К ним относятся моральное, религиозное, политическое, научное и эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, которые отличаются друг от друга не только содержанием и способом познания своего объекта, но и временем их возникновения в процессе развития общества.

Духовная культура общественной жизни включает в себя различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи укорененными в реальном жизненном процессе общества, образуют то, что принято называть духовной культурой. Такими формами общественного сознания являются моральное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Духовная жизнь общества - Духовная культура современного общества

Духовные потребности и источники их насыщения

В центре экономической теории находится человек с его потребностями и интересами, отношениями с другими членами общества, природой, материальными и другими ресурсами. Удовлетворение потребностей является целью всей человеческой деятельности. Он работает, чтобы обеспечить себя едой, одеждой, отдыхом и развлечениями. Рыночный механизм и свободная экономика позволяют удовлетворить все потребности человека наилучшим образом.
Каждое живое существо на земле, будь то растение или животное, живет или существует полноценно только при соблюдении определенных условий. Эти условия создают консенсус, который воспринимается как удовлетворение, так что можно говорить о пределе потребления, состоянии всех людей, при котором их потребности максимально удовлетворены.
Много миллионов лет назад, во время существования человека, предел потребления начал расширяться. Но все же у него был физиологический характер. В ходе эволюции этот предел вышел за рамки чисто физиологической потребности. И в наше время потребность в красивой одежде, изысканной еде, в погоне за модой и престижем актуальна, и занятость на рынке труда, развитие крупного и малого бизнеса зависят от этого.
Удовлетворение потребностей является целью всей человеческой деятельности. Он работает, чтобы обеспечить себя едой, одеждой, отдыхом и развлечениями. Человек без потребностей — это мертвый человек.
Миллионы лет эволюции можно свести к нескольким годам развития человека, упростив понимание разницы между высшими и низшими потребностями (вторичными и первичными). Во многих научных источниках это различие определяется как концепция автоматического понимания, то есть даются две категории, различие между которыми человеческий мозг улавливает довольно быстро. Но в чем разница между ними? Эти понятия отличаются тем, что отличает человека от животного, а именно разумом. При рождении у человека есть только первичные потребности. Проходят миллионы лет эволюции или несколько лет социализации, и существо с низким уровнем развития превращается в высокоорганизованное существо. Одним из важнейших признаков этого изменения является появление на определенном этапе более высоких потребностей.
Товары нужны для удовлетворения потребностей. Соответственно, экономические потребности — это те потребности, для удовлетворения которых необходимы экономические блага. Другими словами, потребности — это та часть человеческих желаний, которая требует производства, распределения, обмена и потребления товаров. Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности или нужды, которую он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека прилагать определенные усилия, то есть выполнять продуктивную деятельность.

Духовный аспект социальной работы

В каждом обществе существует своя система ценностей. Социальная работа существует в человеческом сообществе в форме помощи и взаимопомощи с незапамятных времен, основываясь на универсальных духовных ценностях. В основе любой профессиональной деятельности лежит необходимость реализации определенных ценностей. Этот факт не зависит от того, насколько люди, занимающиеся той или иной профессией, осведомлены об основных ценностях этой профессии. Однако степень понимания ими ценностного значения профессии во многом определяет их отношение как к непосредственно выполняемой работе, так и к профессии в целом. Понимание и присвоение ценностного смысла и содержания профессии помогает в понимании места и роли профессии в обществе, в человеческой деятельности, в социальном, научном и техническом прогрессе и в определенной степени определяет ее.

Социальная работа — один из тех редких видов профессиональной деятельности, в котором личные качества специалиста во многом определяют успех работы. Социальная работа имеет моральную основу. Она может выражаться в различных формах, но в первую очередь это гуманизм, человечность и сострадание. А социальный работник должен обладать чувством сострадания, быть открытым к человеку, которому он пытается помочь, не управлять, а вести за собой, быть более терпеливым и настойчивым, чем его клиент.

Сегодня неотъемлемым признаком профессиональной компетентности социального работника является умение соотносить имеющиеся знания с целями, условиями и способами практической деятельности. Таким образом, не применяя знания, навыки и умения на практике, социальному работнику нельзя доверять выполнение его профессиональных обязанностей, а не обладая духовными качествами, социальный работник не может пользоваться доверием клиентов. А духовность как отличительная черта личности — это именно совокупность ее качеств, которые отражают предрасположенность человека к деятельности в социальной сфере. Поэтому в процессе обучения социальный работник не только постигает основы и тонкости профессии, но и формирует себя как личность, формирует духовные ценности. Социальная работа как определенный вид профессиональной социальной деятельности имеет ряд специфических характеристик, обусловленных как ее внутренними, так и внешними факторами. В этом контексте социальная работа требует особой, помимо нормативно-правовой, более жесткой регламентации действий, отношений, поведения профессионала и предъявляет высокие требования к его личности.

Как с точки зрения социальной работы (работы с людьми), так и для развития системы ценностей самих социальных работников чрезвычайно важно учитывать духовный мир, ценности, философию, этику, а также стремления и идеалы людей, с которыми работают социальные работники. В настоящее время большинство социальных работников работают в государственных и других официальных учреждениях. Однако они не являются — и в этом особенность положения этих групп — только исполнителями «приказов сверху», профессионалов отличает особая нравственная позиция и обладание знаниями, на основе которых они не только самостоятельно оценивают ситуацию, но и выбирают вариант своего дальнейшего поведения.

Взяв на себя функции реализации социальной политики и фактически став агентами государства, социальные работники несут наивысшую степень ответственности перед клиентом и способствуют желательным изменениям в социальной политике и практике. Другими словами, социальный работник является не только агентом реализации государственной социальной политики, но и субъектом ее активного изменения в соответствии с потребностями и интересами конкретных людей. Основываясь на гуманизме и морали, социальный работник руководствуется системой основных ценностей — благополучие людей, социальная справедливость и достоинство личности. Из этого следует, что специалисты по социальной работе должны развивать и саморазвивать духовно-нравственные качества человека и его культуры.

Основные элементы духовной жизни общества

Духовная жизнь общества очень сложна. Она не ограничивается различными проявлениями сознания людей, их мыслями и чувствами, хотя с полным основанием можно сказать, что их сознание является стержнем, ядром их личной духовной жизни и духовной жизни общества.

К основным элементам духовной жизни общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, а также сами духовные ценности, и духовную деятельность по их созданию, и духовное производство в целом. К элементам духовной жизни следует отнести и духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовных отношений между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения.

Основой духовной жизни общества является духовная деятельность. Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в ходе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их представления и идеи о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности являются определенные представления людей о мире, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные убеждения. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах и так далее.

Все это принимает форму и значение соответствующих духовных ценностей, которыми могут быть те или иные взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, произведения искусства, моральное и религиозное сознание, наконец, реальное духовное общение людей и обусловленный им морально-психологический климат, например, в семье, производственных и других коллективах, международном общении и обществе в целом.

Одним из особых видов духовной деятельности является распространение духовных ценностей, которые должны быть усвоены как можно большим количеством людей. Это крайне важно для повышения их грамотности и духовной культуры. Важную роль играет деятельность, связанная с функционированием многих учреждений науки и культуры, образования и воспитания, будь то семья, школа, институт или производственный коллектив и т.д. Результатом такой деятельности является формирование духовного мира многих людей и, как следствие, обогащение духовной жизни общества.

Главной мотивацией для духовной деятельности являются духовные потребности. Последние проявляются как внутренняя мотивация человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и их потреблению, к духовному общению. Духовные потребности объективны по своему содержанию. Они обусловлены совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную потребность в духовном освоении окружающего природного и социального мира. В то же время духовные потребности субъективны по форме, поскольку возникают как проявления внутреннего мира людей, их общественного и индивидуального сознания и самосознания.

Конечно, духовные потребности имеют особую социальную направленность. Последнее определяется характером существующих общественных отношений, в том числе нравственных, эстетических, религиозных и т.д., уровнем духовной культуры людей, их общественными идеалами, пониманием ими смысла собственной жизни. Умноженные на волю людей, духовные потребности выступают мощной движущей силой их социальной активности во всех сферах жизни общества.

Существенным аспектом духовной жизни общества является духовное потребление. Она предполагает потребление духовных благ, то есть духовных ценностей, о которых говорилось выше. Их потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Объекты духовного потребления, будь то произведения искусства, моральные, религиозные ценности и т.д., составляют соответствующие потребности. Таким образом, богатство предметов и явлений духовной культуры общества выступает как важное условие формирования различных духовных потребностей людей.

Духовное потребление может быть в какой-то степени спонтанным, если оно никем не направляется, и человек выбирает определенные духовные ценности по собственному вкусу. Он/она приобретает их самостоятельно, хотя это происходит под влиянием всего образа жизни данного общества. В других случаях духовное потребление может быть навязано людям через рекламу, массовую культуру и т.д. Их сознанием манипулируют. Это приводит к некоторому усреднению и стандартизации потребностей и вкусов многих людей.

Проблемы духовной жизни общества

Создание сильного государства, основанного на созидательной энергии народа, невозможно без общих идеалов, целей и ценностей. В 1990-е годы ситуация в этой области оставалась неблагоприятной. Российское общество находилось в глубоком социокультурном кризисе. Она характеризовалась крушением привычного мировоззрения, деформацией социальных и культурных ценностей, изменением статусного положения больших групп людей, что повышало общий потенциал конфликта. Социалистический идеал, который долгое время характеризовал мировоззрение советского человека, ушел в прошлое. После 1991 года путь, пройденный страной в XX веке, стал трактоваться как отклонение, ставящее под сомнение смысл жизни целых поколений. В то же время идея «демократических реформ» показала свою неспособность выступать в качестве долгосрочного объединяющего идеала. Распад исторического российского государства, фактическая утрата страной статуса великой державы также оказали негативное влияние на сознание.

Нравственный кризис проявился в вытеснении понятий добра и зла, долга, чести, совести, притупленном чувстве стыда, сострадания, любви, дружбы, товарищества. Ушел в прошлое вид морали, связанный с коллективизмом, с желанием быть полезным обществу. Возросло значение индивидуалистических ценностей эгоистической ориентации. Понятие такой ранее основополагающей ценности, как труд, было размыто. Происходящие изменения повлияли на социальную ориентацию людей, изменили престиж профессий. Ученые, инженеры, пилоты, врачи, учителя уступили место банкирам, предпринимателям, сотрудникам служб безопасности. «Привлекательность» второй группы профессий была связана с возможностью быстрого обогащения и свидетельством высокого уровня потребления. Такие ценности, как социальная справедливость, были обесценены. Пренебрежение этой ценностью со стороны советской партийной и государственной бюрократии не могло сравниться с возможностями, которые предоставляли «новые русские» и «олигархи».

Кризис культуры проявился в размывании представлений о социально приемлемых нормах поведения, что привело к вседозволенности, из которой развились различные формы преступности — от мелкого хулиганства и наркомании до организации преступных сообществ и заказных убийств.

Российская правящая элита была обеспокоена отсутствием общего идеала и кризисом ценностей. В 1996 году президент России призвал сделать больше для поиска национальной идеи для современной России. Однако эта задача до сих пор не решена.

Разобщенность общества отразилась в формировании системы субкультур, каждая из которых имела свои границы знаний, норм, ценностей, представлений, вкусов, идеалов и традиций. В 1990-х годах в России выделялись четыре основные субкультуры. Это культура «высокой» интеллигенции, развивающая историческую традицию культуры российской национальной элиты; «советская» культура, основанная на ценностях, образах и символах старшего и среднего поколений; западная культура либеральных ценностей, социокультурного индивидуализма и экономической независимости, включающая значительную часть молодежи, предпринимателей и интеллектуалов; маргинальная субкультура социального андеркласса.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Единство исторического и логического у Гегеля
  2. Моральные нормы в роли «неписаных законов». Нравственные принципы: оковы или освобождение?
  3. Феноменология
  4. Антропологическая проблема в отечественной философии
  5. Постпозитивизм
  6. Механистическая картина мира — Природа в учении английских материалистов 17 века
  7. Развитие высшего инженерного образования (конец ХIХ в. – начало ХХ в.)
  8. Тождество субъекта и объекта в системе Шеллинга
  9. Пространственно-временные характеристики мира. Различные модели пространства и времени
  10. Сильные и слабые стороны буддизма