Для связи в whatsapp +905441085890

Духовность и рефлексивность: точки соприкосновения функций сознания — Самосознание и рефлексивность

Сознание — это часть психики, потому что в ней происходят не только сознательные, но и бессознательные и подсознательные процессы. Сознательными являются те психические явления и действия человека, которые опосредованы его разумом и волей, то есть осуществляются со знанием того, что он делает, думает или чувствует. Обратимся к вопросу о том, что определяет, обуславливает возникновение и развитие сознания. Факторы, определяющие этот процесс, называются детерминантами или определяющими факторами.Внешними детерминантами сознания являются природа и общество. Сознание врождено только человеку, возникает и развивается только в условиях общественной жизни. Однако она обусловлена не только обществом. Для животных природа — это внешняя реальность; для человека природа и общество — это внешние условия. Таким образом, сознание человека определяется внешними факторами двояко: явлениями и законами природы и общественными отношениями. Именно общественная жизнь, основанная на труде, создала человека с его сознанием. Сознание — это не только субъективно-психологический феномен, но и единство объективного и субъективного на основе объективного. Сознание — это высшая, присущая только человеку и связанная с языком функция мозга, которая заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном конструировании действий и предвидении их результатов, в рациональной регуляции и самоконтроле поведения человека.

Структура и источники сознания.

В структуре сознания, прежде всего, наиболее четко выделяются такие моменты, как восприятие вещей, а также переживание. Развитие сознания предполагает, прежде всего, его обогащение новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Знание, восприятие вещей имеет разные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Итак, обыденное, научное, философское, эстетическое, религиозное миросознание, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, концепции, идеи и мысли составляют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: он также включает акт внимания как свой необходимый компонент. Сфокусированное внимание приводит в фокус сознания определенный круг объектов. Теперь перейдем к вопросу об источниках сознания. Философы и естествоиспытатели давно занимаются этим вопросом. Существуют следующие исходные факторы сознания: во-первых, внешний объективный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. Сами эти образы не содержат тех же объектов, даже в уменьшенном виде; в этих объектах нет ничего материально-субстанционального; но в сознании существуют их отражения, их копии, которые несут информацию о них, об их внешней стороне или сущности. Такая информация является результатом взаимодействия человека с реальной ситуацией, что обеспечивает его постоянный непосредственный контакт с ней. Второй источник сознания — социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические ориентиры, социальные идеалы, правовые нормы, знания, накопленные обществом; здесь и средства, методы и формы познавательной деятельности. Третий источник сознания — это весь психический мир человека, его собственный уникальный опыт жизни и его переживания: В отсутствие прямых внешних воздействий человек способен размышлять о своем прошлом, строить свое будущее и т.д. Четвертым источником сознания является мозг как макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов и их связей, обеспечивающая общие функции сознания на клеточном уровне организации материи. Мы приходим к общему выводу, что индивидуальное сознание не генерируется самим мозгом. Не мозг является источником сознания, а объект, который представлен — предметный мир. Решающим в отношениях между субъектом и объектом, сознанием и предметом, несомненно, является бытие. Реальный образ жизни человека, его бытие — вот что определяет его сознание. А мозг — это орган, который обеспечивает адекватное отношение человека к реальности, то есть правильное представление внешнего мира.

Духовность и рефлексивность: точки соприкосновения функций сознания - Самосознание и рефлексивность

Самосознание и рефлексивность

Самосознание существует не только в разных формах и на разных уровнях, но и в разных степенях своего проявления и разворачивания. Когда человек воспринимает группу объектов, это связано с осознанием «схемы тела», места тела в системе других объектов и их пространственно-временных свойств, осознанием разницы между сознанием человека и воспринимаемыми им объектами и так далее. Однако все эти факты сознания в данном случае находятся не в его «фокусе», а, так сказать, на его «периферии». Сознание человека непосредственно направлено на внешние объекты. Тело человека, его сознание и когнитивный процесс не входят непосредственно в круг объектов его сознательного опыта. Самосознание в этом случае выражается неким «неявным» образом. Явные формы самосознания, когда определенные явления сознания становятся объектом особой аналитической деятельности субъекта, называются рефлексией. Размышление — это размышление человека о самом себе, когда он проникает в самые глубины своей душевной жизни. Без размышлений человек не может знать, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Уровни рефлексии могут быть самыми разными — от элементарного самосознания до глубоких размышлений о смысле своего бытия, его нравственном содержании. Важно отметить, что рефлексия — это не только осмысление того, что есть в человеке, но и попытка переделать себя, выйти за пределы достигнутого уровня развития личности. Реальное отражение состояний сознания и особенностей данной личности всегда возникает в связи с осознанной или неосознанной задачей перестройки системы сознания и личности. Когда человек осознает себя как «Я» с такой спецификой, он превращает некоторые до сих пор текучие и, так сказать, «разрозненные» моменты своей психической жизни в стабильный объект. Человек рефлексивно анализирует себя в свете того или иного идеала личности, который выражает его тип отношения к другим людям. Когда человек анализирует себя, пытается дать отчет о своих особенностях, размышляет о своем отношении к жизни и пытается заглянуть в глубины своего сознания, он хочет, так сказать, «доказать» себя, лучше закрепить систему жизненных ориентиров, что-то в себе навсегда отвергнуть, в чем-то укрепиться. В процессе и в результате рефлексии индивидуальное сознание изменяется и развивается. Однако не следует думать, что образ себя, который человек создает в различных формах самосознания, всегда соответствует своему объекту — реальному человеку и его сознанию. Между ними может быть разрыв, что особенно вероятно на этапе развития эксплицитного самосознания как рефлексии. Но этот пробел может присутствовать и в элементарных формах самосознания, самостроительства и самоопределения личности. Важно подчеркнуть, что самосознание формируется не только в процессе совместной деятельности и общения с другими и генетически связано с отношением к себе с точки зрения «другого», но и что в процессе включенности человека в систему межличностных отношений оно постоянно пересматривается, корректируется, исправляется и развивается.

Принцип духовности

Различие трех реальностей в человеке — тела, души, духа — относится к религиозной (христианской) антропологии. Это религиозный взгляд на человека, который прежде всего указывает и подчеркивает необходимость и способность видеть человеческую природу целостно — в единстве ее телесной, душевной и духовной форм жизни.

В современной психологии дело обстоит иначе. Долгое время психологическая наука стремилась изучать психическое как таковое, самодостаточное, как особый объект, имеющий вполне определенную и неизменную структуру. В различных научных школах при изучении психического акцент делается либо на его качестве, либо на его функциях, либо на его структуре, либо на его специализированном содержании, либо на всем этом вместе. Но всегда психическое рассматривалось в равной степени как таковое, в довольно жестких рамках.

Постепенно поле поиска и изучения психической природы все более расширялось: многочисленные явления, происходящие на стыке «души» и «тела», стали объектом исследования; возникли и начали интенсивно развиваться новые науки и целые отрасли психологии: Психофизика, психофизиология, нейропсихология, психосоматика и т.д. и т.п. Произошел прорыв за пределы замкнутого, феноменального мира психического как такового.

Представляется, что интерес психологии к другому полюсу реальности человека — к формам его духовного бытия — полностью оправдан. Только в этом промежутке (телесное бытие — психическое бытие) стало возможным раскрыть как сущность, так и жизненный статус психического. Но до сих пор собственно научная психология (в ее исследовательской, теоретической части) лишь исследует, осторожно пробует свои силы в психической ипостаси человека, существование которой в российской психологии отрицалось даже по идеологическим причинам. А если и допускалось, то только как продукты культуры, формы искусства, нормы социальной жизни и т.д. Психология искусства, психология религии была скорее «психологической археологией», которая стремилась реконструировать на основе материальных остатков психическое творчество коллективных субъектов, но не психическую ипостась конкретного человека.

Надо сказать, что в западной психологии — при всей ее кажущейся идеологической эмансипации — даже психическая реальность как особая реальность человеческого существования была исключена из научного рассмотрения, за исключением, пожалуй, специального анализа ценностных ориентаций личности в обществе. Хотя существовала традиция соотносить психологию с науками о духе, не было психологии духовности как таковой. Человеческая духовность, сам индивидуальный (субъективный) дух, находился как бы в «ведомстве» идеалистической философии, религии, художественного творчества и т.д.

Сегодня ситуация постепенно меняется. Психология человека начинает интенсивно осваивать наследие (как мировое, так и отечественное) религиозной философии, духовного опыта исповедников веры, подвижников, расширять опыт работы с субъективным миром человека, с его сознанием, и, прежде всего, строить новое видение, «стереоскопическое или голографическое» видение человеческой реальности в ее субъективной проекции.

В отечественной психологии в работах Б.С. Братуся, В.П. Зинченко, Б.В. Ничипорова, Ф.Е. Василюка и других сделана попытка заложить основы подлинно духовной психологии как особой формы рационального знания о становлении субъективного сознания человека в пределах его индивидуальной жизни. В каком-то смысле наша попытка создать спецкурс по психологии человека может быть рассмотрена с этой точки зрения — как попытка раскрыть полноту и целостность психологической (субъективной) реальности человека.

С мирской (светской) точки зрения, различие между психологической и духовной жизнью уже на уровне языка отражается в его качественном своеобразии. Когда мы говорим «душевный человек», мы указываем при этом на такие присущие ему качества, как сердечность, открытость, способность сопереживать другому человеку, умение понимать и учитывать другого человека в его самооценке. Говоря о духовности человека, мы имеем в виду прежде всего его нравственную структуру, его способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной и общественной жизни, следуя идеалам истины, добра и красоты.

Сознание и интеллект

Под интеллектом обычно понимают общий умственный потенциал человека, степень реализации его способностей, которые он использует соответствующим образом для приспособления к жизни. Интеллект выражает совокупность психических функций человека, совокупность его познавательных способностей: Ощущение, восприятие, память, работоспособность, мышление, воображение. Благодаря интеллекту человек может сравнивать, развивать абстракции, формировать понятия, выносить суждения, делать выводы. Ясперс предлагает различать предпосылки интеллекта, багаж знаний интеллекта и интеллект в собственном смысле слова.

Предпосылками интеллекта можно считать память и воспоминания, механизмы двигательной системы, речевой аппарат и так далее. Эти предпосылки часто путают с интеллектом как таковым. Человек, который ничего не помнит, ничего не может сказать или слишком быстро устает, естественно, лишен возможности проявить свой интеллект. Большой запас знаний указывает на определенные способности, но существует определенная независимость способности к обучению и интеллекта как суждения.

Более глубокое понимание интеллекта стало возможным благодаря работе над искусственным интеллектом в контексте информатики. Здесь задача состоит в разработке методов моделирования и воспроизведения с помощью компьютерных технологий отдельных функций творческой деятельности человека, а также в решении проблем представления в них знаний и построения баз данных, создания экспертных систем, разработки так называемых интеллектуальных роботов. Исследования в этом направлении ведутся во многих странах.

В начале 21 века ученые многое сделали для того, чтобы перенести некоторые функции интеллекта в информационные системы. Даже сегодня компьютеры выполняют сложные операции: Они переводят с одного языка на другой, управляют самолетами, поездами, играют в шахматы и даже выполняют некоторые логические операции, свойственные человеческому мозгу. Но на вопрос «О возможности замены человеческого разума на электронный, искусственный разум?» ученые не могут дать положительного ответа.

Конечно, с точки зрения технических возможностей, не стоит ставить пределы совершенствованию электронных устройств, копирующих человеческий разум. Тем не менее, аналогия между операциями, которые выполняют машины, и операциями, которые происходят в человеческом мозге, не дает оснований считать машины способными мыслить. На самом деле, машина воспроизводит только один аспект нашего мышления, а именно формально-логический.

В то время как реальное человеческое мышление основано на воле, эмоциях, интуиции, мечте, воображении и других компонентах. Богатство внутреннего мира человека является следствием богатства и многогранности его социальных отношений. Поэтому для полного моделирования человеческого сознания, его структуры и функций, недостаточно воспроизвести только структуру мозга.

Для этого необходимо воссоздать весь исторический путь развития человечества, обеспечить его всеми потребностями, в том числе политическими, нравственными и эстетическими. Все это свидетельствует об ограниченных возможностях современных кибернетических устройств в решении сложных когнитивных и интеллектуальных задач. Они являются не более чем средствами механизации и автоматизации тех аспектов умственной деятельности, которые связаны с точными правилами обработки информации. Но именно это и делает их такими важными.

Сознание и самовосприятие

Такая важная подструктура, как самосознание, имеет место в субъективной человеческой реальности. Это самосознание человека как личности, осознание своей способности принимать самостоятельные решения и на этой основе вступать в осознанные отношения с человеком и природой, брать на себя ответственность за принятые решения и поступки. Самопознание позволяет человеку целостно оценить себя, свой моральный облик, свои знания, мысли, интересы, идеалы, мотивы поведения, поступки и т.д.

Это самое важное условие для самосовершенствования человека. В структуре самосознания можно выделить такие элементы: Самосознание, самопознание, самооценка, самоконтроль. Самосознание тесно связано с рефлексией как способностью сознания сделать объектом своего отражения само сознание, его основные категориальные формы. Поэтому рефлексию можно определить как деятельность по самоанализу.

Способность человека к самоконтролю формируется не сразу. Самосознание, наряду с отношением, характером, интересами и способностями, формируется в течение жизни. Под влиянием социальной среды у человека формируется способность контролировать свои действия и нести ответственность за свои поступки. Эта способность во многом зависит от того, какие социальные ценности культивируются в этой среде и какие требования предъявляются к человеку. И самое главное из них — это способность контролировать и брать на себя ответственность за свои действия.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Взаимосвязь личностных свойств и эмоционального выгорания у пожарных
  2. Комплексный подход к психолого-педагогической коррекции недостатков связной речи у детей с тнр
  3. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений
  4. Потерянное сознание
  5. Параметрическая статистика
  6. Влияние большинства в группе проблемы конформизма и независимости
  7. Симптомы и последствия послеродовой депрессии
  8. Экспериментально-психологическое исследование наркологических больных
  9. Виды памяти. Виды нарушений памяти — Общее представление о памяти
  10. Уровни психологических проблем