Для связи в whatsapp +905441085890

Душа – целесообразная основа человека — Природные свойства

Духовный мир человека — это нечто целое, которое на протяжении веков называли душой. Можно сказать, не отступая от истины, что отношение к понятию души определяет общий характер любой философской доктрины: Никто из великих мыслителей не избежал этой проблемы в своих исследованиях. Другое дело, как понять феномен души? Не вдаваясь в тонкости этой проблемы, ограничимся тем, что, анализируя психику, сознание, мы, по сути, анализируем феномен души, продолжая традиции всей истории философской и психологической мысли.

Как единое целое, душа сама по себе является чем-то функционально дифференцированным. Среди явлений души — разум, воля, характер, темперамент, память, мир эмоций и многие другие. В своем функционировании душа проявляет себя по-разному: интеллектуально, эмоционально, интуитивно, сознательно, бессознательно, целенаправленно.

Душа принимает форму индивидуального субъекта. Отдельные души отличаются друг от друга. Это бесконечное разнообразие модификаций. У каждого человека есть душа, которая присуща конкретному человеку и является абсолютно уникальной. Это связано как с природным происхождением, так и с воспитанием, которое человек получает в детстве в семье, школе и обществе, в жизни среди своего народа, а также через усвоение общечеловеческих культурных ценностей. Таким образом, душа каждого человека — это сугубо индивидуальное явление, составляющее и выражающее уникальные характеристики конкретной личности. Это выражает духовную уверенность каждой индивидуальности. И все же, несмотря на уникальность каждой отдельной души, мы можем говорить о человеческой душе в общих чертах. Душа — это не то, что пребывает в покое; напротив, она постоянно беспокойна и активна. Душа — это не только «душа-вещь» во внешнем отношении к телу, но и нечто внутреннее, что связано с телом и образует с ним единство как с живым человеческим организмом. Тело — это та же жизнь, что и душа, и все же можно сказать, что они различны. Душа без тела не была бы живой земной душой, и наоборот. Когда душа покидает тело, тело мертво. Человеческое тело не имеет самодостаточной жизненной силы: оно «получает» ее через животворящую силу души. В то же время несомненно, что душа находится в теле, она реализуется в теле, и тело является пределом ее реализации.

Без души вообще не было бы организованного живого тела: когда организм лишается души, он оказывается не живым, а мертвым, он теряет свою живую организацию, разлагается; следовательно, душа — это животворящее начало. Поэтому присутствие души является абсолютным условием нашего бытия, неотъемлемым принципом нашей жизни. Когда душа сияет, как бы, лучами сознания и самосознания, наше тело поддерживается в надлежащей форме, но достаточно нескольких секунд потери сознания, и человек впадает в бессознательное состояние.

При рассмотрении души ни психология, ни философия не могут обойтись без рассмотрения взаимоотношений между духовным миром человека и его телесностью, особенно мозгом: Духовное не существует вне тела. Человек — это психо-тело, психофизическое существо.

Душа – целесообразная основа человека - Природные свойства

Природные свойства

Все мы рождаемся в утробе этого прекрасного мира и проживаем в нем свою жизнь. Соответственно, универсальная материальность природы проникает и вкладывается непосредственно в наши души. Таким образом, человеческая душа обладает:

  • Природные свойства как таковые;
  • естественные состояния;
  • способность к ощущениям.

Универсальные природные свойства. Растения и животные находятся в непосредственном единстве с космической и метеорологической жизнью планеты. Человек также имеет прямую связь с природой, но в меньшей степени. Чем больше люди сформированы благами цивилизации и отделены от нее, тем меньше они зависят от процессов, происходящих в ней.

Смена времен года. В человеке смена времен года проявляется в виде изменения состояния души. Условия зимы располагают нас к самоуглублению, обучению, сосредоточению сил на творчестве и домашней жизни. Весна усиливает чувство естественного единства человека с видом, что проявляется, с одной стороны, в усилении влечения к противоположному полу, а с другой — в обострении чувства одиночества. Лето — суматошное время, когда человек чувствует себя освобожденным (или вытесненным) из привычного ритма рабочей жизни. Она располагает к активному отдыху, приближению к природе, путешествиям. Осенью усиливается тенденция к восстановлению ритма работы и жизни, закреплению достигнутых результатов, обращению к творчеству, созиданию.

Смена времени суток определяет изменение настроения души. Утром душа все еще погружена в себя, в сущностный мир человека. Поэтому утром преобладает сосредоточенное и серьезное настроение по отношению к делам, которые предстоит сделать. В течение дня душа занята работой, интенсивно воспринимая различный материал окружающей нас действительности. Вечером душа пребывает в состоянии рассеянности. Он настроен на абстрактные размышления и удовольствия. Ночью душа человека входит в состояние концентрации на себе. Во сне все многообразие впечатлений дня погружается в глубины души и чувственно переживается ею.

Особые природные характеристики определяются следующими факторами:

  • религиозный;
  • национальный;
  • Семья (род);
  • зодиакальный.

Религии. Являясь основополагающим элементом культуры народов, религия накладывает свой отпечаток на психику ее приверженцев. Первое различие — между представителями мировых религий: Буддизм, иудаизм, христианство, ислам. Другие различия можно наблюдать в самих религиях.

Помимо внешних факторов, воспоминания друг о друге также играют важную роль в формировании национального духа народов. Каждая нация, стремящаяся осознать свою самобытность, развивает те особые качества, которые менее развиты у других. Другими словами: Национальные черты развивались по принципу «что хорошо для одного, то не хорошо для другого». Так, сегодня при упоминании таких слов, как англичанин, француз, итальянец, немец, русский, китаец и т.д., в нашем восприятии возникает вполне определенный образ человека, который отличается от всех остальных рядом своих национальных ментальных особенностей.

Семейные (родовые) свойства. Они также имеют свое место и передаются по наследству. Например, вы говорите: «В нашей семье все хорошо поют». Или: «Вся ваша семья без ума от кошек».

Отдельные природные свойства включают:

  1. природные качества: талант и гениальность;
  2. Темперамент;
  3. Характер.

Естественные состояния человеческой души обусловлены:

  • возраста;
  • сексуальные отношения;
  • Сон и бодрствование.

Состояния сна и бодрствования.

Третий тип естественных состояний ума — это чередование сна и бодрствования. Состояние бодрствования включает в себя все виды человеческой деятельности, характеризующиеся признаком самосознания. В состоянии сна сознание человека отдыхает. Соответственно, в состоянии бодрствования душа активно впитывает всю воспринимаемую цветовую палитру мира. Во время сна душа, погружаясь в свои глубины, активно переживает ощущения, воспринимаемые ею в течение дня. В момент перехода от сна к бодрствованию у человека восстанавливается способность воспринимать внешний мир.

Способность чувствовать.

Человеческое тело, как и тело любого другого животного, чувственно слито с окружающим миром. В результате он постоянно впитывает все, что происходит вокруг него. В него непрерывным потоком вливаются различные ощущения.

Самовосприятие

В основе человеческого «я» лежат два корня. Первое — это наше самоощущение, которое проявляется в соответствии с формулой: «Я есть то, что я воспринимаю в себе, а то, что я воспринимаю в себе, есть мое Я». Второй — наше сознательное «я», которое действует на основе знаний об окружающем нас мире и о себе как о реальном объекте, существующем в координатах этого мира. Но здесь, в учении о душе, нас интересует только первый корень нашего «я», который возникает из чувства самости. Этапы формирования самосознания:

  • Предчувствие самого себя.
  • получить представление о себе.
  • Утверждение самосознания.

Бездна ощущений, накопленных в нашей душе, живет своей собственной жизнью, неподвластной сознанию. Все это изобилие ощущений постоянно чувственно переживается нашей душой, постепенно меняя наши настроения, смутные влечения и подозрения. Эта внутренняя жизнь души, которая не зависит от сознания человека, порождает в каждом из нас предчувствие себя. Это предчувствие называют по-разному в зависимости от реальных обстоятельств его возникновения: Интуиция, подсознание, интуиция, внутренний голос, шестое чувство, чутье. Чувственная жизнь души проявляется в двух формах: нормальной и паранормальной.

Нормальные проявления включают:

  • Обычные сны;
  • душа матери, нисходящая на эмбрион;
  • влияние внутреннего голоса на принятие решений нашим сознательным «я».

В часы бодрствования человеческое сознание находит всему рациональное объяснение, то есть объяснение, опосредованное мыслительной деятельностью. Но во время сна сознание отдыхает. Соответственно, вся рациональная картина мировоззрения заслоняется и заменяется иррациональным видением событий, порожденным чувственной жизнью души, которое называется сновидениями.

В состоянии сна душа имеет в своем распоряжении весь арсенал своих прежних и совсем свежих ощущений, включая те, на которые человеческое сознание никогда не обращало внимания. Именно поэтому такие образы и их сочетания, которые могут указывать на приближающееся событие, о котором человеческое сознание еще не знает, часто появляются в снах. Такие сны называются снами-видениями. Точно так же, благодаря чувственной жизни души, многие люди нашли во сне ответы на вопросы, которые они пытались решить в состоянии бодрствования.

Переживая бездну своих ощущений, душа «знает» окружающую среду и наше текущее состояние функционирования не хуже, чем наше сознание, хотя и по-своему. Учитывая, что в его распоряжении целый спектр чувств, о которых наше сознание даже не подозревает, можно сказать, что внутренний голос (интуиция) внутри нас знает больше об обстоятельствах нашей жизни и с большей готовностью принимает решения, которые обременяют наше бодрствующее сознание. Таким образом, именно наш внутренний голос в конечном итоге является оракулом, от мнения которого зависят все решения нашего сознательного «я».

Через воплощение внутренних переживаний и автоматическое выполнение множества повторяющихся движений наша душа становится невидимым скульптором своего тела и формирует его внешний облик изнутри. Душа — это субъект, а тело — его предикат, к которому она относится как к самой себе. В этом смысле тело — это свойство души, сформированное при ее непосредственном участии. Воплощенная в теле, душа заставляет других чувствовать себя. Проявление души через тело — вот что составляет внешний облик человека в обычном смысле этого слова.

Человек может иметь красивую естественную текстуру: Рост, фигура, черты лица, но он может быть хрупким человеком, что накладывает свою печать на его внешность. В результате, казалось бы, обладая прекрасными природными данными, человек все равно не представляет внешнему миру ничего интересного и значительного. И наоборот, человек может обладать не очень яркими природными данными: невысоким ростом, грубыми чертами лица, угловатой фигурой, но внутреннее богатство его души делает его лицо приятным и привлекательным. Поэтому даже в языке есть такие слова, которые близки по теме, но имеют другое значение: Лицо и морда, красота и строптивость. Слова лицо и красота подчеркивают духовное богатство человека, которое отражается в его внешности, а слова рыло и красивость характеризуют лишь удачные природные данные.

Каждый человек обладает индивидуальной физиогномической внешностью, которая может произвести приятное или неприятное впечатление, раскрыть сильную или слабую личность. Другими словами, внешний облик человека не полностью соответствует его внутреннему миру, а лишь более или менее сильно. Очень рискованно судить о человеке только по его внешности.

Тело является человеческим телом в силу того, что человек осознает себя в нем и через него. Критерием, отличающим тело от остального мира, является способность человека управлять им посредством неопосредованного усилия собственной воли. То, что подвержено такому влиянию воли, — это тело данного человека; все остальное, что не является его телом, подвержено влиянию человека не напрямую, а опосредованно, через его собственное тело.

Материальное бытие — это то, что мы воспринимаем косвенно, через органы восприятия, а идеальное бытие — это то, что открыто нам непосредственно. Тот факт, что человек имеет собственное тело, объединяет в себе качества как материального, так и идеального бытия: тело открыто ему как непосредственно для его воли, так и через органы чувств.

Согласно этому пониманию, можно определить тело как такое внешнее выражение воли, которое открывается Другому в определенной пространственной и временной формальности. Тело — это воплощение человеческой воли в Другом (т.е. внутри Другого), в котором она формируется и чувственно воспринимается Другим.

Человеческое тело с точки зрения научного мировоззрения

В современном сознании очень часто смешиваются различные мировоззрения: мифологическое мировоззрение, всевозможные научные мировоззрения, образы мира обычного человека и так далее. И во всех этих мировоззрениях человеческое тело понимается по-разному.

Если мы проанализируем наиболее распространенные представления о человеческом теле, то обнаружим смесь всевозможных идей из совершенно разных мировоззрений. Очень часто, когда мы говорим о теле, согласно научному мировоззрению, мы определяем тело как биологический организм, философски мы сразу же отличаем материальное тело от идеальной души, а при необходимости, согласно мифологическим представлениям, мы очень легко обращаемся к экстрасенсорным методам лечения тела.

Такое смешение различных восприятий приводит к синкретическому пониманию тела. Если мы обратимся к медицине как науке (которую следует отличать от медицины как практической деятельности), то вряд ли найдем там место для понимания тела как такового. С точки зрения научной медицины нас должен волновать прежде всего биологический организм, его нарушения и методы их лечения. Но биологический организм и тело — это совершенно разные понятия. В принципе, они не взаимозаменяемы — попробуйте представить себе писателя, описывающего любовную сцену, использующего термины тело и биологический организм как синонимы! И поскольку научная медицина не может предложить собственное определение тела, врачи вынуждены использовать этот синкретический взгляд на тело, в котором механически смешиваются научные и бытовые понятия. Такое механическое смешение не может удовлетворить философа, стремящегося понять тело с точки зрения его сущности. Под сущностью тела следует понимать то содержание тела, согласно которому тело есть тело, а не другая вещь, и которое доступно нашему умозрению.

Философское понимание тела абстрактно; это абстракция совершенно иного рода, не имеющая ничего общего с научной абстракцией. Философ абстрагируется от конкретных эмпирических форм существования тела и полностью сосредотачивается на его сущности, то есть на том содержании, которое делает тело телом. Хотя он абстрагируется от конкретных эмпирических форм существования тела, однако все эти эмпирические формы соотносятся с философским смыслом тела. В науке, однако, это невозможно.

Позвольте мне объяснить это на примере. Когда философ создает свою собственную концепцию тела, он дистанцируется от его конкретных проявлений в нашей жизни: от конкретного тела полицейского, производящего гражданский арест, от тела хулигана на улице, от обнаженного тела на картине Ренуара или в эротическом фильме и так далее. Но каждое из этих конкретных проявлений человеческой телесности, безусловно, может быть концептуализировано и понято в соответствии с философским понятием тела. Но специфика этих форм телесности в принципе не может быть постигнута в соответствии с научной концепцией тела как биологического организма: ни социальное содержание тела (в случае с полицейским или хулиганом), ни эстетическое (определяющее восприятие картины Ренуара), ни эротическое, ни что-либо другое, определяющее уникальность и полноту конкретной человеческой жизни, не соотносится с телом как идеальным объектом науки.

Если бы наука разработала понимание тела, которое коррелировало бы с каждым из его жизненных проявлений, социально, эстетически, эротически и во всех других отношениях, это было бы уже не научное, а именно философское понимание тела. Это не значит, что научные знания не имеют ценности. Наука может выявить закономерности того, как работает тело, как оно связано с другими явлениями. Эти научные знания могут быть использованы практически, например, в медицинских или военных целях.

Однако наука ничего не говорит о том, что представляет собой само тело. Другими словами, наука предлагает целый ряд формулировок для описания того, как работает тело. Человек может использовать то или иное описание для решения определенных практических задач: физических, психологических, физиологических и так далее. В то же время для конкретной науки, например, медицины, совсем не важно, что представляет собой организм по своей сути, важно знать, что он должен делать для достижения определенного результата, а для этой задачи вполне достаточно языка физиологии.

Философ отличается от естествоиспытателя тем, что его интересует не столько то, как работает тело, сколько то, чем оно является по своей природе. Благодаря этой позиции философ видит в теле все его многообразные содержания, которые не может увидеть естествоиспытатель. В частности, конкретно-телесное восприятие тела, которое исключено из науки, может стать объектом философии.

В нашей жизни мы воспринимаем тело не как совокупность анатомических органов или клеток тела, а как выражение той или иной личности. В зависимости от этого выражения мы воспринимаем тело как красивое или уродливое, эротичное или жеманное, или что-то еще. Тело — это не только биологический организм, но и носитель манер, этикета, оно выражает характер и темперамент человека, является символом личности. Например, когда человек теряет рассудок, его тело, которое раньше вызывало возвышенные чувства, при сохранении того же фенотипа, производит противоположное впечатление. Тело выражает не только личность, но и социальный статус, и как целостное выражение статуса личности оно сливается с одеждой. В социальной сфере одежда становится продолжением тела; без нее восприятие самого тела становится невозможным. Тело также создает вокруг себя жизненное пространство, которое не должно нарушаться другими людьми в пространстве общества. Это жилое пространство становится продолжением тела. Будучи воплощенным в одежде, тело также воплощается в окружающем его пространстве.

Философские позиции

Философ делает объектом своего рассмотрения не понятие тела, а опыт тела — феномен тела в человеческом сознании. Ученый пытается определить закономерности, согласно которым организм функционирует и соотносится с другими объектами. Философ же ищет такое универсально значимое значение, которое позволит ему объединить все бесконечно разнообразные переживания тела, данные сознанию, и включить их в целостную картину мира, соответствующую его личным интуициям и его собственному жизненному опыту. В той мере, в какой философы исходят из различных интуиций жизни, возникают различные философские концепции и различные философские понимания тела. Для философа религии определения доктрины — это его личные жизненные интуиции, в соответствии с которыми он формирует и свою философскую позицию, и свое философское понимание тела.

Истинность его философской позиции должна измеряться тем, насколько успешно он смог выразить свой личный опыт и опыт восприятия собственного тела. Поэтому любая философская позиция, независимо от того, согласны мы с ней или нет, имеет большую ценность, поскольку выражает личный опыт человека, а значит, его личность и внутренний жизненный мир. Таким образом, если мы хотим понять значение тела, мы должны принять во внимание, как оно концептуализировалось в различных философских традициях. Каждая из исторических и философских позиций по-своему проясняет, что такое тело и как оно проявляется в личном жизненном опыте человека. Античное и христианское мировоззрение предполагает признание не только чувственного, но и идеального мира в качестве объективной реальности. Все, что содержится в человеке — как в его разуме, так и в его чувствах — также существует в мире.

Согласно христианскому взгляду, тело, несмотря на его объективное существование в мире, должно быть подчинено воле человека. Тот факт, что тело живет по своему собственному закону, независимо от воли человека, воспринимается христианином как трагедия, связанная с грехопадением, которое неизбежно влечет за собой разрушение тела. История философии показывает последовательное развитие двух интуиций, связанных с телом. Во-первых, тело дается человеку изнутри. Человек может управлять ею прямым усилием воли, чувствовать ее. С другой стороны, тело также дано человеку как внешний объект, подчиняющийся своим внутренним законам, которые изучают естественные науки.

Человек может изучать тело, проводить над ним эксперименты, лечить его и т.д. Но он относится к нему как к внешнему объекту. Первая интуиция говорит нам, что тело — это прямое проявление воли человека, выражение его личности. Вторая интуиция утверждает, что тело обладает самостоятельным бытием, подчиняется своим внутренним законам, не зависящим от воли человека. Другими словами, тело считается автономным от воли и личности. Автономия тела выражается в естественных законах, которые существуют независимо от воли человека и которым подчиняется тело. Новая европейская философия трактует автономию тела от воли как изначальный принцип определения тела. Средневековое мировоззрение принимает первую интуицию за основной принцип, новоевропейское — за второй. Средневековый человек верил, что сущность тела находится в неразрывном единстве с душой, волей отдельной личности. Автономия возникает как нечто вторичное, производное от этой изначальной сущности. Новый европейский человек думает наоборот. Он исходит из того, что тело — вещь самостоятельная, подчиняющаяся своим внутренним законам, и только из этой предпосылки пытается объяснить, каким образом человек усилием воли может управлять телом. Эта новоевропейская установка преобладала над всеми философскими течениями современности, над идеалистической и материалистической философией, над эмпиризмом и рационализмом. Она может быть преодолена только в современной западной философии, которая отказалась от многих ориентиров классической новоевропейской традиции.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Личностные характеристики подростков
  2. Психология супружеских отношений
  3. Взаимосвязь прокрастинациии психических состояний у психологов экстремального профиля — Работа психолога на месте экстремальной ситуации
  4. Краткосрочная психотерапия
  5. Психология кризисных состояний
  6. Проблема референтной группы в социальной психологии
  7. Педагогическая система Коменского
  8. Левши и правши. Особенности психического склада и строения мозга
  9. Психологический портрет преступника
  10. Психологические особенности страхов дошкольников