Для связи в whatsapp +905441085890

Душа – целесообразная основа человека — Специфика философского осмысления проблемы человека в философии

С незапамятных времен человечество озадачено многими жизненными проблемами. Глубоко и всесторонне они решаются с помощью научных знаний. Среди важных проблем человеческого существования, однако, есть и такие, которые не открыты ни одной наукой.

Это так называемые «вечные вопросы». Ведь люди думают не только о том, как они живут, но и для чего они живут, куда идут и что их ждет. Над их объяснением ломало голову не одно поколение лучших мыслителей всех стран. Но полного и определенного ответа не найдено и по сей день.

Жизненный опыт показывает, что ответы на эти и подобные вопросы можно найти только при условии понимания мира как целостной системной структуры во всей ее многомерности и многообразии. Ни научное знание, ни другие виды мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественно-образное, бытовое, подобное, не могут этого достичь.

Только философия способна сформировать целостную концепцию бытия всех природных, социальных, духовных и индивидуальных человеческих существ.
Таким образом, философия истории функционирует как система философских знаний на уровне мировоззрения, знаний, которые помогают человеку духовно измениться. В мировоззрении любого человека с необходимостью, в той или иной мере, содержатся философские идеи, представления, теории, взгляды на свою историю.

Возникновение философии истории начинается с определения и статуса, социальной роли и исторической судьбы субъектов истории. Возникло первое специальное направление исследований, охватывающее весь спектр взаимопроникающих линий философского и исторического знания, историософия. А первыми историками были Геродот, Платон, Аристотель, Плутарх и другие.

Еще в древности сложились три основных направления философии истории: прогрессистское, циклическое, круговое.

Прогрессивная философия истории считается исторически первым направлением, которое доминирует в восходящем развитии той или иной общественной формации. Классическим представителем интерпретации истории как прогрессивного изменения был Августин Блаженный. Он едва ли не первым из философов религии создал всеобъемлющую теорию исторического развития.

Для Августина Блаженного ход исторического процесса определяется двумя катастрофами мирового масштаба: грехопадением Адама и Евы и страшным судом. Все, что происходит между этими двумя событиями, составляет содержание мировой истории. Цель исторического процесса — построение Божьего общества. Эта цель достигается в конфликте между теми, кто живет по человеческому закону и получает посмертное наказание, и теми, кто сообразует свою жизнь с Божьей волей и попадает в Царство Божье.

Душа – целесообразная основа человека - Специфика философского осмысления проблемы человека в философии

Специфика философского осмысления проблемы человека в философии

Суть в следующем: Если научное знание на определенном этапе исторического развития является точным, однозначным, а потому общепризнанным для всех людей, то философское знание полифонично, плюралистично. Это означает, что на одни и те же вопросы в разных философских школах даются разные (неравные) ответы, которые, по сути, имеют одинаковое значение.

Другими словами: В философии не существует уникальных и общепризнанных утверждений.

Поэтому философия — это особый вид знания, это «софистическое» «знание, понимаемое как мудрость». Об этом свидетельствует и значение термина философия (греч. «phile» — любовь, «sophia» — мудрость, т.е. любовь к мудрости). Таким образом, философия сочетает в себе научно-объективный и оценочный подходы.

Специфика философского знания во многом определяется проблемами, которые исследует философия.

Основными проблемами философии являются следующие: Кто такой человек, каково его место в мире? Какова природа мира?

Какова причина и основа его существования? Есть ли вообще внешняя основа для существования Вселенной, или она самодостаточна и не нуждается в каких-либо внешних силах для своего существования? В чем смысл человеческой жизни и человечества в целом?

И существует ли этот смысл вообще? В чем суть человеческого счастья?

И как, каким образом и с помощью чего человек может стать счастливым? Как следует понимать добро и зло?

Какую роль они играют в жизни отдельного человека и человеческих сообществ? Является ли свободное существо человеком или им управляет судьба, рок?

Предопределен ли его жизненный путь или нет?

На эти и многие другие вопросы невозможно дать однозначные и исчерпывающие ответы, и поэтому каждое новое поколение пытается найти свою собственную интерпретацию этих жизненных проблем человеческого существования.

Понятие предмета философии исторически менялось, что имеет как объективные, так и субъективные причины.

Состояние и уровень накопленных конкретно-философских знаний об окружающем мире (природе, человеке, обществе), о духовном, особенно о возможностях познания индивида и общества в целом следует отнести к объективным причинам. Субъективные причины — это, прежде всего, своеобразие формы понимания предмета философии тем или иным философом, философской школой или течением. Дело в том, что содержание и форма той или иной концепции предмета философии не всегда совпадают. Они зависят от историко-философской рефлексии, раскрывающей реальное, объективное содержание той или иной концепции предмета философии, от конкретной интерпретации в новых исторических условиях. В истории философии сменяли друг друга три подхода к пониманию предмета философии: античный, традиционный и современный, x Античное понимание философии тождественно пониманию науки в целом. Его можно назвать прото-знанием, «до-наукой».

Объектом неразделенной науки, философии, является вся реальность. Традиционное понимание предмета философии связано с именем Аристотеля, который утверждал, что философия — это познание первоначала бытия. Это безраздельно господствующая и направляющая наука, которой все остальные науки, как рабы, ничего не могут противопоставить. В этот период философия рассматривается как наука наук.

Название, которое она получила, «метафизика «1 («после физики»), стало синонимом философской науки о первооснове бытия, о всеобщем.

Современное понимание предмета философии сформировалось после накопления специальных научных знаний, выработки конкретных способов исследования и развития представлений о закономерностях отдельных областей природы, процесса дифференциации теоретического знания.

Механика, астрономия, физика, математика, химия (последняя четверть XVIII века). В 19 веке появились геология, биология, антропология. Так, одна за другой, сначала от протознания отделились естественные науки, затем общественные науки и, наконец, наука о мышлении.

Поиски сущности человека в истории философской мысли

Философская мысль Древней Греции приблизилась к классической модели во второй половине первого тысячелетия до нашей эры, когда возникло целостное и всеобъемлющее представление о мире и человеке в нем. Философское мировоззрение было представлено, например, Лейциппом (500-440 гг. до н.э.) и его учеником Демокритом (460-370 гг. до н.э.). Они ввели в философию понятие «атома», неделимой частицы материи (вещества). Атомы движутся в пустоте, соединяются в различные образования и таким образом формируют различные природные и духовные объекты. Что касается людей, то они тоже состоят из атомов и отличаются только внешним видом.

Что касается условий космоса, то все люди одинаковы. Это уже были элементы гуманистического характера: была выдвинута идея равенства людей. Особенности атомной структуры человека, особенно его душа, отличают его от других живых существ. Таким образом, она стала особым, отдельным объектом философствования.

Тенденция к выделению человека из общего мира вещей определенно сформировалась в софистике. Софистами в Греции называли тех философов, которые были платными преподавателями философии, логики, красноречия, а также знаний, необходимых для осуществления общественно-политической деятельности. Среди софистов было много выдающихся философов (Протагор, Горгиас и др.).

Они развивали учения Лейциппа, Демокрита о первооснове мира, уникальности человека. Именно Протагор (481-411 гг. до н.э.) придумал знаменитую фразу: «Человек есть мера всех вещей». Позже софистика превратилась в формальное манипулирование знаниями и мнениями и поиск доказательств для абсурдных домыслов, целью которых было оправдание меркантильных интересов определенных людей.

Выдающийся философ Сократ (469-399 гг. до н.э.) вел острую полемику с софистами. Он осуждал их за достижения философского процветания и полагал, что красота и знания не должны продаваться. Сократ решительно обратился к изучению бытия, космоса, природы и особенно человека. «Познай самого себя» было основным требованием его философствования. Этот философ использовал для поиска диалоги — споры, в которых высказывались противоположные взгляды на вещи.

Это был диалектический подход — изучение вопроса или явления с разных сторон. По большому счету, Сократ окончательно вывел человека из космоса и сделал базовый узел «человек — мир» основой предмета философии.

У Сократа было много последователей. Один из них, Диоген Синопский, призывал к «естественной жизни», использованию минимума вещей и тому подобному. Сам он, например, жил в глиняной бочке. Он принадлежал к школе циников, которые высмеивали культурные и моральные достижения человека за их бесполезность, потому что без них якобы нельзя обойтись. Кульминацией древнегреческой философии в ее классическом варианте стало учение ученика Сократа Платона и опять же его ученика Аристотеля. Они охватывали все философские проблемы бытия: природные и духовные, индивидуально-человеческие и социальные. И это действительно полная классическая версия философии.

Платон (427-347 гг. до н.э.) — создатель первой полной идеалистической философской системы. Она включает: 1) учение о бытии; 2) учение о Боге; 3) учение о мире; 4) учение о происхождении мира; 5) учение о душе; 6) учение о познании; 7) учение о нравственности; 8) учение об обществе.

Для Платона начало реального мира было вне его. Все вещи являются лишь тенями своих бесплотных образов — идей (так называемых «эйдосов»). Эйдосы вечны. Все физические, материальные вещи относятся к небытию. Материал порождается идеями и является конечным. Высшая идея Платона — идея Блага, которое является источником красоты, истины и гармонии. В центре космологической интерпретации мира Платона находится обоснование «мира-души». Душа временно заключена в нашем теле. Тело умирает, а вечная душа перевоплощается. Мысли философа о Боге и душе были использованы создателями ортодоксального христианства.

Философские аспекты происхождения человека

Отправной точкой для решения антропологической проблемы является вопрос о том, что в человеке следует считать чисто человеческим, что именно обуславливает особую жизнедеятельность, присущую только человеку. Понимание человека (природы) связано с определением характера взаимосвязи и взаимодействия природных, социальных и духовных элементов в его существовании.

В истории человеческой мысли существует множество вариантов постановки и решения проблемы сущности и происхождения человека. Одним из этих вариантов являются натуралистические (биологизаторские) концепции, доминирующей чертой которых является представление о человеке как о преимущественно природном существе, жизнь и поведение которого, индивидуальные и социальные характеристики, психические качества и подсознание обусловлены биологическими факторами. К таким концепциям относятся социобиология, социальный дарвинизм, евгеника, мальтузианская теория и неомальтузианство, фрейдизм, идеи расово-антропологической школы и т.п. Что касается проблемы происхождения человека, то с 19 века теоретической основой натуралистического подхода становятся идеи биологической эволюции человека согласно теории Дарвина. Согласно теории видообразования, человек возникает как прямой результат эволюционного совершенствования живых существ. Действительно ли это так?

Бесспорно, что человек, как биологический вид Homo sapiens, принадлежит к миру природы, биологические законы и факторы играют значительную роль в его жизнедеятельности и не могут быть проигнорированы. Однако специфика человеческого существования не объясняется действием природных сил. Качественное различие социальной жизни нельзя объяснить только биологическим механизмом, поскольку он несовместим с основным принципом биоэволюции — естественным отбором. Духовность человека также нельзя объяснить биологическими факторами; она не проистекает из определенного набора генов. Человеческая духовность, такая как совесть, ответственность, мораль и т.д., не нужна для выживания, для адаптации к окружающей среде. При натуралистическом взгляде на человека они просто теряют свой смысл.

В отличие от биологических теорий, религиозные концепции подчеркивают сверхъестественность человеческого существования, принципиальную нередуцируемость человека только как природного существа. Они провозглашают примат индивидуального «Я» как духовного ядра личности.

Современная философская и научная мысль не отвергает идею эволюции в отношении происхождения человека. Теория эволюции дополняется концепцией общей эволюции космоса, биосферы и человеческого общества. Согласно концепции космического происхождения человека (А. Чижевский, В. Вернадский, Тейяр де Шарден), появление человека не является случайным и лишь локальным результатом биоэволюции на Земле. Возникновение социальной формы материи является общей тенденцией космической эволюции. Например, в современной космологии и физике существует так называемый «антропный принцип», согласно которому в структуре нашей метагалактики заложены тенденции возникновения человеческого существования. Основные константы, фундаментальные параметры физического мира — это такие, которые с необходимостью обуславливают возникновение физико-химических и биологических условий существования человека во Вселенной. Поэтому природное в человеке не сводится только к непосредственному биологическому, но включает в себя бесконечность космоса. В этом подходе человек предстает как природно-космическое существо. Философия Антропоцентризм Человек Гуманизм

Марксизм относится к трудовой теории возникновения человека, которая анализирует механизм превращения биологического в социальное. Трудовая теория связывала процесс возникновения человека (антропогенез) с процессом возникновения общества (социогенез).

Суть антропосоциогенеза заключается в возникновении новой ступени эволюции, которая является диалектическим отрицанием биологической эволюции. Последняя трансформируется в качественно новый тип — социальную эволюцию. Вместо пассивной адаптации организма к окружающей среде возникает новый способ жизнедеятельности — социальная практика. Наряду с трудом (активным преобразованием и освоением природы) основными факторами возникновения человека являются общественный (социальный) характер жизнедеятельности, способность к языковому общению и возникновение сознания — осмысленного и целенаправленного характера деятельности.

Человек, индивид, личность. Личность и общество

Философская антропология не может обойти вопрос о смысле и цели жизни. Различные философские доктрины отвечают на него по-разному. Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной реальности и реальной жизнедеятельности людей. Представители идеалистических течений обращают свой взор к Богу, к разуму, к духу, к идее. Но, несмотря на разнообразие мнений, пока этот вопрос остается открытым и нет оснований для его решения в ближайшем будущем.

Природа религиозного мировоззрения неизбежно подталкивает нас к мысли о том, о какой жизни мы должны думать и заботиться в первую очередь — о вечной или о той крошечной жизни, которая ежесекундно вспыхивает и исчезает и носит имя земной. Если так, то великую мудрость выразил Сократ, который видел цель земной жизни в подготовке к вечному существованию за ее пределами. Теоцентризм обесценивает естественные удовольствия земного существования и даже признает их греховными. Если тело — это тюрьма для души, то стоит ли беспокоиться о нем, не говоря уже о том, чтобы любить его? Аскетизм, подавление плоти, является высшей добродетелью человеческого существования, утверждали и утверждают сегодня церковники. Ренессанс боролся с геоцентризмом и заменил его антропоцентризмом. Земные человеческие удовольствия и чувственные страсти были реабилитированы. Содержанием человеческой жизни было объявлено не гипотетическое блаженство после смерти, а возможность достижения счастья и наслаждения жизнью в земной жизни.

Утверждалось, что это возможно через познание человеческого мира, его целенаправленной и устойчивой деятельности. Таким образом, гуманистическое мировоззрение упорно преобладало и секуляризировало философию смысла человеческой жизни.

В то же время гуманизм эпохи Возрождения привел к росту индивидуализма.

Индивидуалист видит смысл своей жизни в самом себе, и его содержанием является получение удовольствий от жизни. Аморальных удовольствий, по его убеждению, не существует, а интересы других людей ему безразличны. Таким образом, индивидуалист становится антисоциальным существом, представляющим опасность для других людей. Эгоцентризм ведет к анархизму и нигилизму, к восстанию против любого социального порядка.

Человек — единственное живое существо в мире, которое осознает свою конечность (смертность), поэтому его жизнь — это проблема для него самого. Для человека как мыслящего и творящего существа мысль о конечности его собственного существования невыносима, если только не найти духовный смысл этого существования. Проблема смысла жизни возникает как потребность в некотором оправдании своего присутствия в мире, своего предназначения и цели. Только через такое оправдание становится возможным преодоление конечности индивидуального существования. Тайна человеческого существования заключается не только в том, чтобы жить, но и в том, как и для чего (или для кого) человек живет. Согласно Фромму, основы человеческого существования коренятся в потребности служить объекту.

Как и все мировоззренческие вопросы, вопрос о смысле жизни является вечной проблемой: он вновь и вновь ставится людьми на протяжении всей истории и обретает новые грани в духовном опыте человечества. Не может быть окончательного, заранее определенного решения для индивида, не может быть принято как «готовое» знание или рецепт для жизни, потому что требует личного сознания и выбора. Можно достаточно условно и схематично набросать некоторые варианты решения проблемы смысла жизни в истории человеческой культуры. С древних времен известна точка зрения философа Эпикура, так называемая гедонистическая (греч. — «удовольствие», «наслаждение») позиция, которую можно понимать как «жизнь ради жизни». Жизнь, считал философ, означает наслаждаться самой жизнью, получать удовольствия от жизни и не думать о времени смерти. Ценность эпикурейской позиции в том, что она предупреждает нас о ситуации, в которой поиск смысла жизни затмевает саму жизнь.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Влияние рекламы на психику детей младшего школьного возраста — Особенности восприятия рекламы младшими школьниками
  2. Виды эксперимента
  3. Клиент-центрированная психотерапия
  4. Социализация личности в психологии
  5. Педагогическое общение
  6. Когнитивные исследования в психологии
  7. Влияние опыта жизни супругов в родительской семье на построение собственной — Проблема «образа семьи» в современной психологии
  8. Коррекция негативных личностных качеств на основе сказочных историй
  9. Психотерапевтические и психодиагностические возможности современных изобразительных методов
  10. Первичные психологические защиты