Для связи в whatsapp +905441085890

Душа – целесообразная основа человека — Общие представления о человеческой душе в религии

Одним из важнейших понятий человеческой культуры является понятие души. Такие выражения, как: снять груз с души, отдохнуть душой, душа моя, отдать Богу душу, душа — дева и другие давно вошли в языковую культуру русского народа. Что за ними стоит? Какова история этой концепции? Этими вопросами сегодня все чаще задаются люди разных возрастов, профессий и социальных классов. В русском и некоторых других языках это понятие ассоциируется со словом «дышать». Простые наблюдения за живыми и мертвыми людьми еще в первобытные времена привели к выводу, что внутри живого человека есть что-то, что делает его живым. Помимо понятия «душа» человека во многих мифах и религиях, существует близкое и родственное понятие «дух» человека. Отношения этих двух понятий могут варьироваться от их полного разделения до полного слияния. Согласно учениям ряда религий, душа, как и дух, есть также у животных и растений. Древние египтяне верили, что душа и боги имеют одну душу. У славян душа умершего превращалась в духа — «нув».

Проблема жизни и смерти, несомненно, является самой животрепещущей проблемой человечества. На протяжении тысячелетий люди размышляли о том, почему они умирают, как этого избежать и как достичь бессмертия. Плоды этих размышлений дошли до нас в виде мифов и религиозных доктрин. Давайте рассмотрим, какие основные представления о человеческой душе существуют в современном мире, какие качества ей приписываются, куда попадает душа после смерти, где она живет и что там делает. Это позволяет создать целостное представление о современном состоянии вопроса о человеческой душе и дать читателю пищу для размышлений о трудности поиска истины и вечных тайнах бытия.

Так, в современной философии душа — это нематериальная сущность, характеризующаяся сознанием, мышлением, чувствами и свободой действий. В основе душевной жизни человека лежит самосознание, осознание себя как уникального человеческого существа, индивидуальности. Согласно взглядам религиозных философов, именно душа способна преодолеть детерминирующие влияния извне природного и социального мира и стать источником совершенствования внешнего мира, его очеловечивания.

Душа в религии — это совокупность духовных явлений, переживаний, основа духовной жизни, внутренний мир человека. Можно сказать, не отступая от истины, что отношение к понятию души определяет общий характер каждой философской доктрины: Ни один из великих мыслителей не избежал этой проблемы в своих поисках, будь то психологические, моральные, эстетические, гносеологические.

По словам известного этнографа и историка первобытной религии Э. Тайлора, первобытные люди верили, что душа — это тонкий, нематериальный образ человека, присущий чему-то вроде пара, воздуха или тени; она является причиной жизни и мысли существа, которое она оживляет. С другой стороны, существует идея, что душа — это сгусток энергии, который невозможно измерить никакими приборами. Такова, например, точка зрения джайнистов.

Душа – целесообразная основа человека

Общие представления о человеческой душе в религии

Согласно взглядам первобытных народов и религиям, принявшим эти взгляды, душа покидает человека после смерти тела. В то же время в древности и даже сегодня многие народы верили, что если душа выживает, то жизнь тела продолжается. Люди также верили, что если человеку удастся забрать свою душу и сохранить ее в тайнике, то он обретет бессмертие, пока ничто не будет ему угрожать. Согласно этим взглядам, во время опасности человек благоразумно вынимает свою душу и души своих друзей и помещает их в безопасное место. Так, на островах Юго-Восточной Азии и сегодня многие люди считают переезд в новый дом критическим моментом, который грозит разрушить их души. На острове Целебес в прошлом веке священник собирал души всей семьи в мешок на время переезда в новый дом и хранил их там, пока опасность не минует. На Кейских островах кокосовый орех, выдолбленный, разрезанный пополам и сложенный обратно, до сих пор служит хранилищем для души новорожденного, чтобы она не стала добычей злых духов. Не так давно эскимосы Аляски приняли особые меры для души больного ребенка. Целители заклинанием загнали амулет внутрь и спрятали его в медицинской сумке, где душа находилась в наибольшей безопасности.

В иудаизме.

Талмуд описывает душу как независимую от тела сущность, часть человека, созданную непосредственно Богом. Душа чиста по своей природе, а зло в человеке объясняется тем, что помимо доброго начала, стремящегося к добру (йецер ха-тов), в человеке есть и отрицательное начало — со склонностью к злу (йецер ха-ра). Душа одухотворяет тело и управляет им; как Бог наполняет вселенную, но остается невидимым, так и душа наполняет человеческое тело, но сама остается невидимой.

В каббале

В учении Каббалы душа рассматривается как духовная сущность, которая берет свое начало в высшем духе (или мировой душе) и проявляется как эманация последнего. Схождение души в тело определяется ее природой: она должна слиться с телом, чтобы, выполнив свое предназначение в земной жизни, вернуться в мир чистого света — Бога.

В христианстве.

Для большинства христианских конфессий характерно представление о душе как о бессмертном, нематериальном (духовном) существе человека, как о носителе разума и воли. После смерти человека, согласно этому взгляду, душа продолжает сознательное существование, и ее дальнейшая судьба определяется Богом в процессе, а дальнейшее место пребывания души после процесса — либо рай, либо ад. Римско-католическая церковь также имеет доктрину чистилища.

Согласно некоторым Отцам Церкви (например, Тертуллиану), душа материальна; другие Отцы (например, Августин) считают ее духовной, но в патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции.

Кант выступает против такого понимания, преобладающего в христианстве. Обращение к нематериальному принципу во имя решения вопроса о душе является, по мнению Канта, прибежищем для ленивого разума. Для него душа — это объект внутренних ощущений в ее связи с телом, но ни в коем случае не субстанция. Теория субстанциональности души должна уступить место теории ее актуальности.

Понятие души в философии Платона

Учение о душе является одним из смысловых центров платоновской философии. Действительно, невозможно понять платоновскую философию в отрыве от психологии. Как теоретическое познание, так и практическое действие зависят в понимании Платона от учения о душе. Основным тезисом психологии Платона является утверждение о бессмертии души. До Платона орфики, пифагорейцы и Эмпедокл говорили, что душа переживает тело и может воплощаться в разные тела (реинкарнация) людей, животных, растений. Однако последовательная разработка этого учения в контексте онтологии, гносеологии, этики и политической философии была дана именно Платоном. Поэтому его можно назвать основателем идеалистической психологии. Почему Платон счел необходимым ввести понятие бессмертной души?

Во-первых, без бессмертной души немыслимо учение о воздаянии в загробном мире, которое может быть только гарантом полной справедливости. Если душа не получает вознаграждения за добродетели и не страдает за пороки, то справедливости не существует. Такая ситуация, по мнению Платона, сводит на нет все попытки обосновать этику.

Во-вторых, без бессмертной души, то есть души, независимой по своей сути от тела, не может быть чистого знания, ибо тогда тело с его чувствами не дает нам познать истину. А без истинного знания невозможна никакая практическая деятельность, невозможно и то переустройство греческого полиса, о котором мечтал Платон.
В-третьих, бессмертная душа необходима для космологии, именно душа должна двигать космос. Если он окажется смертным, то космос должен прекратить его существование в определенный момент. Более того, бессмертная душа, т.е. душа, которая никак не зависит от тела и всего телесного, позволяет объяснить разумность космоса, являясь ближайшей причиной его осмысленности и целенаправленности. Если такой души нет, то космос должен быть объяснен исключительно с точки зрения физических причин, что, по словам Платона, невозможно. Чтобы объяснить разумный и целенаправленный космос, необходимо предположить разумную и целенаправленную причину, которой оказывается душа.

Душа — это не то, что пребывает в покое; напротив, она постоянно беспокойна и активна. Можно даже сказать, что душа в каждый момент времени является чем-то иным, чем она сама. Душа не есть нечто законченное до своего проявления, не есть, как говорил Г. Гегель, «существо, скрывающееся за горой видимостей, но такое существо, которое имеет реальную действительность только как результат определенных форм своего необходимого самопознания». Душа — это не просто (как считала психология) некая «душа-вещь», находящаяся во внешнем отношении к телу, а нечто внутреннее, связанное с телом и образующее с ним нечто единое и целое — живой человеческий организм. Тело — это та же жизнь, что и душа, и все же можно сказать, что они различны. Душа без тела не была бы живой земной душой, и наоборот. Когда душа покидает тело, тело погибает. Человеческое тело не имеет самодостаточной жизненной силы: оно «получает» ее через животворящую силу души.

Научное понятие души

Мир чувств, эмоций, настроений, переживаний называется душой. Чувства, эмоции, настроение — это элементы, из которых состоит душа. Чтобы подчеркнуть, что они принадлежат душе, чувства и эмоции называют душевными состояниями, душевными позывами, душевными импульсами. Чувства называются переживаниями души, а настроения — настроениями души. Чувства также называют «струнами души». «Трогать струны души», «играть на струнах души» означает вызывать определенные чувства в душе человека, вызывать определенные настроения и переживания. Чувства — это язык души. Поэтому все существа, способные испытывать чувства, называются одушевленными существами (animate creatures), то есть существами (creatures), имеющими душу. Разум — это то, что отличает человека от животных. Однако у человека есть и «животное происхождение» — характеристика, которая связывает человека с животными. В силу своего «животного происхождения» человек может приручать животных, жить с ними и общаться на их языке. Животные общаются друг с другом с помощью чувств и эмоций. Они едва понимают слова человеческого языка, но прекрасно понимают тон голоса, чувства, эмоции и настроение человека. Животные понимают, когда вы говорите с ними, с любовью и когда они сердятся. Люди также понимают эмоции и настроение животных: одно дело, когда собака радостно виляет хвостом, другое — жалобно скулит, третье — рычит в гневе. Эмоции — это язык животных. Но люди, в силу своей «животной природы», также могут общаться на языке чувств. Чувства известны каждому человеку с рождения. Иррациональный ребенок с рождения знает язык чувств, на котором он общается с матерью и другими людьми. Еще не зная ни слова, малыш уже может быть напуган и взволнован, расстроен и удивлен. Язык эмоций, в отличие от языка слов, не нуждается в переводе. Это общий язык для всех рас и народов, мужчин и женщин, людей и животных. Люди общаются друг с другом не только с помощью слов, но и с помощью эмоций. Эмоции обычно сопровождаются и поддерживаются словами языка. А иногда наоборот, с помощью слов они пытаются выразить свои эмоции и чувства. В русском языке есть слова и выражения, специально предназначенные для выражения эмоций — это маты. Вы не вкладываете смысл в бранные слова и выражения, только эмоции. Одно и то же ругательство может вызывать разные эмоции: Гнев, отвращение, насмешка, недоумение, восхищение, страх и т.д. Эмоции выражаются тоном голоса, мимикой, жестами, позами. Во многих мультфильмах персонажи почти не произносят слов — скорее восклицания, интонации, позы, мимика и жесты, выражающие чувства и эмоции. Существует вид искусства — пантомима, который выражает чувства и эмоции с помощью поз, жестов и мимики без использования слов. Душа — это то, что связывает человека с животным. А разум — это то, что отличает человека от животного. Внутренний мир человека состоит из души и разума. Человеческий разум (менталитет) — это мир образов, понятий, представлений, идей, смыслов, а душа (психика) — это мир чувств, эмоций, установок и переживаний. Понятия и восприятия живут в уме, в разуме человека, а чувства и эмоции — в его душе. Человек — разумное и одушевленное существо, а животные — разумные, но не чувствующие (точнее, недостаточно чувствующие). Человек рождается неразумным. Ребенок порабощен, но еще не вменяем. Человек становится рациональным, когда развивается его концептуальная система. Душа и разум вместе образуют «движущий механизм» человеческого действия: человек действует на основе своих идей под влиянием своих чувств.

Понятие души в современной психологии

Для современной психологии душа является носителем бессознательного и выражением тех структурных качеств, которые придают ее частям (индивидуальным и специфическим) положение, значение и их динамику. «Современная психология» — это неправильный термин, поскольку слово «психология» происходит от слова «психика». «Психея» означает «душа». Точное значение слова «психология» — это наука о душе. Но это очень немирское слово. Психология отрицает существование души, но продолжает называть себя «наукой о душе». Оно знает только физическое тело и его побочный продукт — дух. Когда физическое тело умирает, дух тоже умирает; нет никакого возрождения, никакой реинкарнации. Жизнь — это не вечный принцип, а всего лишь побочный продукт сочетания определенных материальных субстанций.

Семен Людвигович Франк (1877-1950), профессор Московского университета, согласился со многими основными чертами концепции идеального реализма Лосского. Его самой значительной психологической работой была «Душа человека» (1917). Основная идея этой работы — в стремлении вернуть в психологию понятие души вместо понятия психических явлений, которые, по мнению Франка, не имеют самостоятельной ценности и поэтому не могут быть предметом науки. Он считал, что основой психологии была и должна быть философия, а не естествознание, поскольку психология не исследует реальные процессы объективного бытия в их причинных или иных естественных законах, а дает «общие логические объяснения идеальной природы и структуры психического мира и его столь же идеального отношения к другим объектам бытия». Доказывая необходимость и возможность исследования души. Франк ссылался на интуиционизм Лосского: через озарение, интуицию, мы можем сразу воспринять состояние нашей души, ее глубину и цельность в единстве связи с прошлым и будущим.

В своей работе Франк различал такие понятия, как душевная жизнь, душа и сознание. В ненормальных случаях, отметил он, душевная жизнь как бы переполняет и затапливает сознание. В этих случаях душевную жизнь можно охарактеризовать как состояние рассеянного внимания, в котором объекты и связанные с ними смутные переживания собираются вместе. Они приходят практически к тем же выводам, что и психоанализ. Франк пишет, что под тонким слоем застывших форм рациональной культуры тлеет жар великих страстей, темных и светлых, которые могут прорвать плотину в жизни отдельного человека и нации в целом и выйти наружу, сметая все на своем пути, приводя к агрессии, восстанию и анархии.

Итак, по мнению Франка, основное содержание души — это слепая, хаотичная, иррациональная жизнь души. Более того, опять же в соответствии с психоанализом, он утверждает, что в игре и искусстве человек опустошает эту запутанную, бессознательную душевную жизнь, тем самым дополняя узкий круг сознательного опыта. По мнению Франка, бессознательное является главным объектом психологического исследования, поскольку основными характеристиками душевной жизни являются ее бесформенность, слитность, то есть она вневременна и непрерывна. Душа объединяет различные, несхожие и антагонистические силы, которые формируются и объединяются под действием чувственно-эмоциональных и сверхчувственных воль, порождая два плана или два уровня души. Смутная душевная жизнь, связанная с эмоциями и чувствами, — это низший уровень души, который связан с телом. Субъективное знание, самосознание — это как бы промежуточный слой, отделяющий бессознательную душевную жизнь от духовной жизни, которая является центром души.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Общение и различные подходы к его изучению
  2. Основные психофизические законы. Теория обнаружения сигналов
  3. Воспитание и развитие личности гражданина общества
  4. Понятие игротерапия. Ее формы и виды
  5. Активность темперамента — Понятие темперамента
  6. Коррекция эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии
  7. Вина как психологический феномен
  8. Взаимосвязь уровня депрессии с нарушениями пищевого поведения
  9. Защитный механизм: отыгрывание
  10. Значение семьи и семейной психотерапии