Для связи в whatsapp +905441085890

Движение как единство изменчивости и устойчивости — Концепция движения. Взаимосвязь между материей и движением

Движение — это атрибут материи, связанный с любым изменением моментов объективной реальности.

Под движением мы понимаем любое изменение материи, превращение одной ее формы в другую, качественно иную форму. Причины и источники движения заложены во внутренних противоречиях вещей, явлений и процессов. Движение материи — это ее самодвижение, саморазвитие. Именно этот вопрос, вопрос о соотношении материи и движения, о понимании природы последнего, играет существенную роль в отличии диалектического материализма от метафизического материализма.

Каждый покой, каждое равновесие лишь относительны; они имеют смысл только по отношению к той или иной конкретной форме движения.

Понятие «движение», как и понятие «материя», является абстракцией. Движения как такового нет, а есть движение конкретных материальных объектов.

Философское понимание развития означает отражение всеобщих свойств всего многообразия связей, отношений и процессов действительности.

Как показывает анализ исторического процесса, развитие общества характеризуется разнонаправленностью. Это развитие включает прогрессивные, регрессивные, одноплоскостные и круговые изменения.

Среди атрибутивных свойств бытия, о которых возникли представления еще в древности, — пространство и время. Прежде чем определить, что такое время и что такое пространство, необходимо ответить на вопрос, существуют ли они «сами по себе», порождаются ли они мировым разумом, или это лишь особенность человеческого восприятия мира.

Время характеризует последовательность изменения объектов и процессов, длительность их существования и характер развития. Пространство как форма бытия выражает сосуществование явлений и предметов, их протяженность, расстояние и положение по отношению друг к другу. Пространство и время объективны. Это одно из самых важных их свойств. Общими для них свойствами являются вечность, несотворенность и неразрушимость, а также бесконечность и безграничность.

Пространство и время — это формы материального бытия, которые выражают определенные виды координации материальных объектов и их состояний. Содержанием этих форм являются определенные типы движущихся материальных систем, и именно особенности и характер развития материального образования определяют основные свойства пространства и времени.

Равновесие неотделимо от движения. При движении небесных тел движение находится в равновесии, а равновесие — в движении (относительном). Но любое специфически относительное движение, то есть в данном случае любое индивидуальное движение отдельных тел на любом движущемся небесном теле, является стремлением к относительному покою, к равновесию. Возможность относительного покоя тел, возможность временных состояний равновесия является необходимым условием для дифференциации материи и, следовательно, необходимым условием для жизни. На Солнце нет равновесия отдельных веществ, а есть только равновесие всей массы, или, если там и есть равновесие отдельных веществ, то очень незначительное, вызванное значительными различиями в плотности; на поверхности существует вечное движение, возбуждение, диссоциация. На Луне, похоже, царит необычайное равновесие, без какого-либо относительного движения — смерть (Луна = негатив). На Земле движение дифференцируется в виде чередования движения и равновесия: индивидуальное движение стремится к равновесию, а кумулятивное движение в свою очередь разрушает индивидуальное равновесие. Скала пришла в состояние покоя, но процесс выветривания, работа прибоя, действие рек и ледников постоянно разрушают равновесие. Испарение и дождь, ветер, тепло, электрические и магнитные явления дают нам одну и ту же картину. Наконец, в живом организме мы наблюдаем постоянное движение всех его мельчайших частиц, а также крупных органов, которое в течение нормального периода жизни приводит к постоянному равновесию всего организма и при этом никогда не прекращается, — живое единство движения и равновесия.

Движение как единство изменчивости и устойчивости - Концепция движения. Взаимосвязь между материей и движением

Концепция движения. Взаимосвязь между материей и движением

Движение — это явление, которое отражает изменения. Движение — это атрибут материи, связанный с любым изменением моментов объективной реальности.

В европейской традиции понятие движения семантически дифференцировано: это может быть «движение вообще», стоящее в одном ряду с такими понятиями, как «пространство», «время» или «энергия», механическое движение, оно может иметь направление, отражать качественное изменение, развитие (прогресс, регресс) и т.д.

В диалектическом материализме движение — это объективный способ существования материи, ее абсолютный, неотъемлемый атрибут, без которого она не может существовать и без которого она не может существовать; согласно этому мировоззрению, движение является абсолютным, а покой — относительным, поскольку это движение в равновесии. Вопреки распространенному мнению, что движение — это состояние материи, противоположное покою, это не так. Покой — это лишь частный случай движения.

Движение как онтологическая основа бытия постулируется как неуничтожимое и вечное, как само бытие. Возникнув с бытием, оно не прекращается, так что создать его вновь невозможно.

Релятивизм абсолютизирует движение, а элеаты вообще его отрицают (см. «Стрела Зенона», «Дихотомия», «Ахилл и черепаха»). Законы диалектической логики строятся на основе осознания движения не только как механического процесса /1/.

Марксистская философия не только устанавливает и утверждает примат материи, материальность мира, но и рассматривает материю как находящуюся в движении, исследует ее основные внутренние свойства, формы существования — движение, пространство и время. Последовательное диалектико-материалистическое решение вопроса о соотношении материи и движения, материи в движении и форм ее существования — пространства и времени, раскрывает перед нами материю как категорию реальности.

После того как диалектический материализм в своем движении от абстрактного к конкретному установил наиболее далеко идущую научную абстракцию — материю как объективную реальность, данную в ощущениях, — и тем самым охарактеризовал мир как материальный, он развивает понятие материи, переходит к обогащенному представлению материи как находящейся в движении.

Объективный мир, все его вещи и процессы находятся в движении, изменении и развитии, поэтому марксистская философия рассматривает мир как материю в движении. Характеристика материи как вечно движущейся отличает диалектико-материалистическую концепцию материи от метафизической.

Материя без движения, писал Энгельс, — это духовное ничто, духовная абстракция. Признавая материю первичной, а сознание вторичным, метафизический материализм не всегда мог оставаться последовательным, поскольку не знал действительной связи между материей и движением.

«Метафизический, т.е. антидиалектический материалист, — писал Ленин, — может допустить существование материи (хотя бы временное, до «первого толчка» и т.д.) без движения. Диалектический материалист не только рассматривает движение как неотъемлемое свойство материи, но и отвергает упрощенную концепцию движения и т.д.».

Марксистская философия рассматривает движение как неотъемлемое свойство материи. Это положение диалектического материализма выражается в определении движения как формы, способа существования материи. Движение — это особое свойство материи, отличное от множества других свойств, присущих материальным телам; это главное свойство или атрибут материи. Ни в природе, ни в обществе нет таких явлений и предметов, которые не находились бы в состоянии движения. Движение является абсолютным, а покой и равновесие — относительными.

Под движением мы понимаем любое изменение материи, превращение одной формы в другую, качественно отличную. Причины и источники движения кроются во внутренних противоречиях вещей, явлений и процессов. Движение материи — это ее самодвижение, саморазвитие. Именно этот вопрос, вопрос о соотношении материи и движения, о понимании сущности последнего, играет существенную роль в отличии диалектического материализма от метафизического материализма.

Проблема источника движения. Движение и покой

Указывая на темпы изменений в жизни общества, социальное время имеет тенденцию к постоянному ускорению. Беспрецедентное ускорение течения социального времени поставило на повестку дня вопрос о моральной ценности времени индивидуального человеческого существования. Индивидуальное существование человека неповторяемо, и время его жизни, по большому счету, не может и не должно быть принесено в жертву социальному существованию в целом. /3/

Равновесие неотделимо от движения. В движении небесных тел движение находится в равновесии, а равновесие — в движении (относительном). Но каждое специфически относительное движение, то есть в данном случае каждое отдельное движение отдельных тел на любом движущемся небесном теле, является стремлением к относительному покою, к равновесию. Возможность относительного покоя тел, возможность временных состояний равновесия, является необходимым условием для дифференциации материи и, следовательно, необходимым условием для жизни. На Солнце нет равновесия отдельных веществ, а есть только равновесие всей массы, или, если там и есть равновесие отдельных веществ, то очень незначительное, вызванное значительными различиями в плотности; на поверхности существует вечное движение, возбуждение, диссоциация. На Луне, похоже, царит необычайное равновесие, без какого-либо относительного движения — смерть (Луна = негатив). На Земле движение дифференцируется в виде чередования движения и равновесия: индивидуальное движение стремится к равновесию, а кумулятивное движение в свою очередь разрушает индивидуальное равновесие. Скала пришла в состояние покоя, но процесс выветривания, работа прибоя, действие рек и ледников постоянно разрушают равновесие. Испарение и дождь, ветер, тепло, электрические и магнитные явления дают нам одну и ту же картину. Наконец, в живом организме мы наблюдаем постоянное движение всех его мельчайших частиц, а также крупных органов, которое в течение нормального периода жизни приводит к постоянному равновесию всего организма, но никогда не прекращается, — живое единство движения и равновесия.

Движение на одном небесном теле, масса — поскольку это движение возникает по чисто механическим причинам, здесь также имеет место равновесие. Масса покоится на своем основании. Это, по-видимому, было полностью реализовано на Луне. Механическое притяжение преодолело механическое отталкивание. С точки зрения чистой механики мы не знаем, что произошло с отталкиванием, и чистая механика не объясняет, откуда берутся те «силы», с помощью которых, например, массы на Земле, тем не менее, приводятся в движение в направлении против гравитации. Он принимает этот факт как данность. Итак, перед нами простая передача отталкивающего, далекого механического движения от массы к массе, где притяжение и отталкивание равны друг другу.

Всякий покой, всякое равновесие лишь относительны; они имеют смысл только по отношению к определенной форме движения. Например, то или иное тело на Земле может находиться в состоянии механического равновесия, то есть покоя в механическом смысле, но это никоим образом не мешает ему участвовать в движении Земли и всей Солнечной системы, так же как не мешает его мельчайшим физическим частицам совершать колебания из-за температуры или атомам вещества осуществлять тот или иной химический процесс.

Для диалектического понимания эта возможность выражения движения в его противоположности, в покое, не представляет абсолютно никакой трудности. Для него, как мы видели, вся эта оппозиция лишь относительна; нет абсолютного покоя, нет безусловного равновесия. Индивидуальное движение стремится к равновесию, кумулятивное движение отменяет равновесие. Таким образом, покой и равновесие, где они имеют место, являются результатом ограниченного движения, и естественно, что это движение может быть измерено его результатом, может быть выражено в нем, и в свою очередь может быть выведено из него в той или иной форме.

Основные формы движения, их специфика и взаимосвязь

Несмотря на ограниченность взглядов на природу материи философов-материалистов древнего мира, они были правы, признавая неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первоматерии — воды — привели к образованию различных вещей; у Гераклита была диалектическая концепция вечных изменений огня; Демокрит и другие атомисты предполагали, что атомы постоянно движутся в небытии.

Позднее, с господством метафизических и механистических взглядов в философии, неразрывность материи и движения была признана, хотя и поверхностно. Именно английский философ XIII века Д. Толанд выразил убеждение, что «движение — это способ существования материи». Эта идея была подхвачена и развита французскими материалистами.

Понятие «движение», как и понятие «материя», является абстракцией. Движения как такового нет, а есть движение конкретных материальных объектов.

На основе развития частных наук, анализа философских идей своих предшественников основоположники диалектико-материалистической философии углубили понимание сущности движения, его непрерывной связи с материей, пространством и временем. Диалектический материализм утверждает, что материя без движения не более мыслима, чем движение без материи.

Метафизически мыслящие философы, если они понимали движение как чисто механическое, видели причину движения во внешних обстоятельствах. На этой основе возникла идея Первичного Движителя (Ньютон), которая вполне может совпадать с признанием таинственной силы и даже с существованием Бога.

С точки зрения диалектического материализма, причины движения материи существуют внутри нее, определяются ее внутренним противоречием, наличием таких противоположностей, как изменчивость и устойчивость, притяжение и отталкивание, противоречием между старым и новым, простым и сложным и т.д. Таким образом, движение — это результат внутренней активности материи, единство противоречий, это ее самодвижение. Разделение Единого на противоположности и борьба между ними раскрывают источник самодвижения материи.

Концепция самодвижения материи является логическим выводом из сущности диалектики, основными принципами которой являются принципы всеобщей связи и развития. Диалектико-материалистическая концепция движения преодолевает механистическое и метафизическое понимание движения как простого перемещения объектов относительно друг друга, как движения по замкнутому кругу с возвращением в исходное положение, а также как чисто количественных или только качественных изменений. С точки зрения диалектического материализма, любой объект, находящийся в покое относительно одних тел, находится в движении относительно других тел. Более того, в каждом объекте происходят постоянные изменения и процессы, взаимодействия их внутренних частей (элементарных частиц, полей), переход от частиц к полям и наоборот, что является внутренней причиной их изменений, причиной того, что каждая вещь в каждый момент времени является той же самой и в то же время уже другой. Из вышесказанного следует, что «движение относится ко всем изменениям и процессам во Вселенной, начиная с простого движения и заканчивая мыслью». И это бесконечный процесс, это суть, основа и причина существования бесконечного множества вещей, объединенных общим термином «материя». Как видим, если предположить, что отсутствие движения невозможно, то материя была бы массой без всякой определенности, мертвой, безжизненной, полностью лишенной активности. Благодаря движению материя дифференцирует себя, происходит постоянное появление и исчезновение всего многообразия предметов и явлений.

Движение — это способ существования материи, и поэтому быть, существовать — значит быть вовлеченным в процесс изменения, в движение. А это означает, что движение абсолютно, как и материя. Но это не исключает признания относительности движения в различных частных случаях. Например, механическое движение одного объекта относительно другого, или взаимопревращение элементарных частиц определенного состояния относительно другого их состояния. Таким образом, аннигиляция электрона и позитрона приводит к появлению двух протонов. Здесь мы видим разницу конечного результата по отношению к начальному состоянию элементарных частиц.

Движение и развитие. Сущность и основные направления развития

Любая форма бытия может существовать и проявлять свои специфические свойства только во взаимодействии с другими. Общие внутренние и внешние взаимодействия приводят к изменениям во взаимодействующих явлениях и объектах. Все изменения в философии обозначаются понятием «движение».

Наличие движения в окружающей действительности, постоянно меняющееся существование признается практически всеми философскими концепциями. Но с древних времен сущность движения, природа его различных форм трактуются по-разному.

Одно из первых движений как философская категория подверг анализу Зенон Элевсинский. Он сформулировал серию апорий (греч. — безвыходная ситуация: логические трудности, противоречие в решении проблемы), которые показали трудность понимания рационального движения из-за его внутренних противоречий. Рассуждения Зенона в одной из его апорий «Летящая стрела находится в покое» можно реконструировать примерно так: Если стрела движется по траектории, то в любой момент она находится в неподвижной точке и может быть зафиксирована как стрела в состоянии покоя, т.е. ее скорость равна нулю. Движущаяся стрелка не движется там, где она находится (в покое), но она не может двигаться там, где ее нет. Поэтому движение можно рассматривать как последовательные состояния покоя: Не существует такой вещи, как движение.

Внутренняя противоречивость движения как единства изменчивости и неизменности, устойчивости (покоя, сохранения) является одним из его атрибутивных свойств. Каждое конкретное существо существует только потому, что оно воспроизводит определенный вид изменения, движения. Когда этот вид движения уничтожается, данное конкретное существо растворяется, превращается в другое существо, характеризующееся своим собственным видом движения. Покой выступает как момент движения, как момент сохранения качественной определенности бытия в движении. Пока бытие сохраняет свою качественную определенность, т.е. находится в относительном покое, остается «самим собой», оно может существовать, изменяться, двигаться.

В диалектическом единстве изменчивости и покоя определяющей стороной является движение, ибо только движение ведет к появлению новых видов бытия, а покой означает сохранение этих видов. Хотя через покой нас окружают вполне определенные объекты и процессы, он относителен, преходящ. Но движение абсолютно. В каждом «покоящемся» существе происходят какие-то изменения, и хотя они не затрагивают его качественной специфики, существо меняется во взаимодействии с другими телами и процессами относительно этих тел.

Помимо движения в рамках относительного покоя, существует движение, связанное с изменением самого предмета или явления и переходом его в другое качественное состояние: либо распад или разрушение явления, либо появление более сложных, более высоких материальных образований. Движение, связанное с качественным преобразованием объекта, переходом от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому, — это развитие. Развитие может быть связано с качественным преобразованием определенного вида бытия, например, развитие растения от семени до колоса, процесс образования кристаллов, смена социальных эпох, развитие звезд, приобретение студентом специальности, формирование новых теорий (динамический вид развития). Другим типом развития является процесс перехода от одного структурного уровня организации бытия к другому (развитие популяции). Примерами такого рода могут быть образование атомов и молекул на основе взаимодействия элементарных частиц и полей: переход от углеродистых соединений к белкам, возникновение социального уровня организации бытия и т.д.

Философское понимание развития означает отражение всеобщих свойств всего многообразия отношений, условий и процессов действительности. В результате развития формируется новое качественное состояние объекта. Существенной характеристикой развития является время, потому что любое развитие происходит в реальном времени, и только время раскрывает его направление. Современная общественная жизнь убедительно подтверждает сложный, неоднозначный характер процессов развития, показывает, что общественный прогресс является результатом диалектического взаимодействия различных процессов, в которых решающая роль принадлежит целенаправленной деятельности человека.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Абд-ру-Шин, немецкий писатель и философ
  2. Философский взгляд на экономические и политические революции
  3. Этика как философия морали
  4. Сфера управления общественными процессами
  5. Философия как форма ценностного сознания
  6. Понятие в философии
  7. Ремесленные знания и специфика их трансляции
  8. Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер и его философия
  9. Человек, общество и государство у Платона
  10. О чем спорили гносеологи и логики