Для связи в whatsapp +905441085890

Движения глаз в процессе восприятия психологических особенностей человека по выражению его лица

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Проблема агрессивности: биологические и социальные аспекты
  2. Ревность как психологический феномен
  3. Любовь, как психологический феномен
  4. Человеческая вражда в произведениях искусства и литературы
  5. Интуиция и её роль в психике человека
  6. Восприятие психологических особенностей человека по выражению его лица и по его голосу: проблема сходства и различия источников информации о человеке
  7. Применения арт-терапии для преодоления экстремальных и критических состояний психики
  8. Психологические феномены тревожных состояний
  9. Развитие рефлексивной культуры при личностном и профессиональном самоопределении
  10. Регулирующая функция рефлексивной культуры в процессе проявления акцентуаций характера, разрешения внутренних конфликтов и личностного самоопределения

Введение

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются когнитивными психическими процессами. Это когнитивные психические процессы, которые дают человеку знания об окружающем мире и о самом себе. Это знание является фактором, который при наличии стимула определяет выбор человеком одного из многих направлений движения в любой момент времени и поддерживает движение в этом направлении. Осознаваемые потребности человека также передаются ему в форме знания, по крайней мере, в форме знания, что он чего-то хочет. Деятельность человека приобретает упорядоченный, целенаправленный характер, благодаря знанию своего конечного результата как цели, существующей в сознании в форме представления определенной вещи или в форме абстрактной идеи.

Познание как внутреннего, так и внешнего мира человека происходит с помощью таких психических процессов, как ощущение, восприятие, внимание, память, воображение и мышление.

В своей тестовой работе я рассматривал такой когнитивный мыслительный процесс, как восприятие. Я исследовал, что такое восприятие, чем восприятие отличается от ощущения, что такое восприятие и какими свойствами оно обладает. Я посмотрел на типы восприятия и обнаружил, что существует восприятие пространства, движения и времени. Я также исследовал основные стратегии восприятия другого человека и рассматривал это как отношение. В заключение я рассмотрел, что происходит при нарушении восприятия и чем галлюцинации отличаются от иллюзий.

Определение восприятия

Восприятие — это когнитивный психический процесс, заключающийся в целостном отражении объектов, ситуаций и событий, возникающих при прямом воздействии физических стимулов на рецепторные поверхности органов чувств.

В результате перцептивной деятельности (перцептивной деятельности, от лат. Peceptio — восприятие) в субъективном пространстве из свойств ощущений на основе из которых он построен. Таким образом, перцептивный образ — это не просто набор ощущений, хотя бы потому, что сами ощущения могут испытывать определенные, иногда значительные изменения во время построения этого образа. Образ восприятия — это также чувственный образ объекта, образ, который возникает и существует в непосредственном здесь и сейчас присутствии как субъекта, так и самого объекта. Восприятие имеет свои собственные механизмы и создает образ объекта или идентифицирует его вместе с сенсорными процессами.

Здесь следует отметить, что каждый перцептивный образ является результатом интеграции ощущений из разных модальностей, в основном визуальных, акустических и тактильно-кинестетических. Звук будильника сливается с его формой, цветом, весом и гладкой поверхностью в единое изображение будильника. При этом восприятие более или менее связано с мышлением, памятью, вниманием, руководствуется мотивацией и имеет определенную эмоциональную окраску.

Поскольку перцептивное изображение отличается от своего объекта, у него есть свои свойства, которые нелегко увидеть и понять. Прежде чем перейти к их описанию, я еще раз кратко укажу на различия между изображением объекта, наблюдаемого в данный момент времени, и самим объектом. Обычно это трудно понять. Чтобы понять эти различия, необходимо выполнить сложную операцию субъективной децентрализации, то есть занять позицию наблюдателя, а не участника.

При любом тесном взаимодействии с объектом, которым является человек, он всегда озабочен не собой, а своим образом, образом того, что действительно существует вне нас. «Ну, типа, — мог бы сказать кто-то, — я не вижу сейчас никакого изображения стакана, но сам стакан, я могу подойти к нему, взять его в руку, прикоснуться к нему, коснуться его губами. , «вы кладете его на место, отодвигаетесь от него, и все это время стекло остается стеклом, которое занимает определенное место в комнате и имеет свои свойства, например прозрачность, температуру, массу и мое его изображение. становится другое изменение — я вижу его то сбоку, то сверху. И, несмотря на все эти изменения, я точно знаю, что это очень специфическая вещь с очень специфическими свойствами. » Как показывают экспериментальные исследования и наблюдения, знание объекта как самостоятельной вещи, которая определяет качество его неизменности и отделения от нас независимо от наших движений и манипуляций, является продуктом нашего личного и социального опыта взаимодействия с это. дело в том , что люди имеют дело с его изображением в определенных ситуациях взаимодействия с объектом указывает на то , что они часто спорят о том, что объект « на самом деле» есть.

Особенности перцептивного образа

Давайте теперь кратко рассмотрим основные черты этого изображения — образ восприятия или перцептивный образ не только отдельного объекта, но и всей воспринимаемой текущей ситуации в целом, поскольку свойства изображения объекта во многом определяются контекст восприятия.

Объективность . Это свойство перцептивного изображения указывает на такое качество, как его отделение от фона и проекция на заданную точку пространства, т. Е. Изображение объекта как пространственно изолированного, отдельного объекта. Здесь необходимо обратить внимание на важный момент. В повседневном языке термины «объект» и «объект» часто используются как синонимы. Такой сдвиг в концепциях имеет место и в научной психологии. По нашему мнению, если мы хотим подчеркнуть разницу между субъективным мысленным образом и объектом, мы должны четко различать «объект» как вещь, сущность, то, что существует вне нашей нервной системы, и во взаимодействии с которым он возникает «Объект» как мысленный образ, в котором этот объект представляется субъекту.

Объективность как особенность перцептивного образа заключается в том, что все окружающее пространство воспринимается нами как относительно недифференцированное, неделимое целое, пока мы направляем свой взгляд на объект. Как только мы обращаем взор на объект, все воспринимаемое пространство мгновенно разделяется на изображение самого объекта и изображение комнаты. При этом наблюдается специфическое явление, получившее в психологии название феномена «фигура и фон», оно заключается в том, что элементы предметного образа предмета сразу же структурируются и приобретают определенную А ограниченная форма, в то время как объект немного позже, кажется, выступает вперед, появляется впереди, независимо от его уединения, его плана, и все другие объекты сливаются в довольно недифференцированную, неограниченную форму, то есть, так сказать, вокруг и позади объекта . Объект точно воспринимается как некий объект, занимающий определенное место в пространстве.

Феномен фигуры и фона хорошо иллюстрируется некоторыми так называемыми двойными изображениями, наиболее известным из которых является изображение вазы, составленной из профилей двух лиц, обращенных друг к другу. Если сфокусироваться на вазе, лица исчезнут. Когда вы находитесь на лицах, ваза исчезает. Объективность также ясно проявляется в том факте, что когда вы рисуете круг на чистом листе бумаги, линия, ограничивающая его, принадлежит кругу, а не пространству вокруг него.

Из-за объективности восприятия мы воспринимаем мир как пространство, заполненное отдельными вещами, хотя на самом деле некоторые из них могут не иметь четко определенных границ и, следовательно, таковыми не являются. Например, дым, выходящий из трубы в безветренную погоду, объективирован и в нашем восприятии получает статус отдельного, более или менее устойчивого объекта, хотя на самом деле не имеет четких границ.

Честность . Восприятие — это процесс, заключающийся в организации отдельных элементов изображения в единое целое. При изучении этого процесса было обнаружено, что восприятие имеет тенденцию организовывать элементы таким образом, что это целое определяет значение содержащихся в нем элементов. Действие этого механизма проявляется в знаменитом двойном образе «жены» и «свекрови». На этой картинке значение одних и тех же элементов зависит от значения, приданного всей картине в целом. Вы и та же линия воспринимаете либо некрасивый нос, либо изящный контур щеки и подбородка, в зависимости от того, смотрим мы на старуху или молодую женщину в целом.

Мы сталкиваемся с подобными эффектами в повседневной практике, особенно в сложных условиях восприятия. В сумерках в опасном месте остатки столба на двух опорах можно принять за человека, и тогда эти опоры воспринимаются как ноги злоумышленника, застывшего в страшном ожидании.

Обобщение . Обобщение образа объекта в его восприятии заключается в том, что отраженный индивидуальный объект, сохраняя все свои индивидуальные свойства, воспринимается в то же время как представитель класса объектов, который в некотором роде является однородным. Воспринимаемый в определенный момент времени объект принадлежит непосредственно воспринимающему к определенной категории объектов, тогда как общие свойства объектов этой категории начинают определять восприятие этого определенного объекта, т. Е. На нее проецируются H.

Типы восприятия

Пространственное восприятие . По мере усложнения изображения окружающего мира его пространственные свойства приобретают еще большее значение по сравнению с их отражением на уровне ощущений. Создание образа объекта возможно только путем разграничения пространства с соответствующим распределением размеров, форм и взаимной удаленности его составляющих. Каждый объект имеет пространственные свойства, определяющие его форму, а форма объекта в нашем мире является его наиболее стабильным свойством, имеющим жизненно важное значение для субъекта. В повседневной жизни мы определяем, принадлежит ли объект той или иной категории, прежде всего по его форме.

На уровне восприятия пространство фрагментировано и обретает глубину. Образы предметов (объектов) в перцептивном пространстве точно соответствуют их положению в реальном, физическом пространстве. Еще раз повторяем, что точность отражения формы и расстояния предметов имеет решающее значение для организма.

Пространство восприятия значительно отличается от сенсорного поля тем, что имеет более четкую структуру и размерность. Здесь появляются координаты этого пространства, разделяя его на разные сектора и области, появляются плоскости и сферы, поле восприятия принимает более очерченную форму. В частности, пространство зрительного восприятия имеет форму эллипса, угловые размеры которого легко регулируются. Для этого нужно держать голову прямо и сосредоточить взгляд на точке прямо перед собой. Затем поднимите палец над макушкой и, не меняя точки фиксации взгляда, медленно опустите палец вниз и вперед, пока он не появится в поле зрения. Момент появления пальца в поле зрения указывает на верхний край этого эллипса. То же проделайте снизу и по бокам. Мы всегда «несем» это пространство с собой, и оно движется каждый раз при повороте головы. Помимо границ этого пространства, существует множество других ориентиров, которые помогают определить положение объекта в объективном пространстве.

Точное представление пространственных свойств чрезвычайно важно. Точность зрительного восприятия человеком пространства поразительна. Она может поспорить с точностью многих технических приемов. Мы можем:

  • Различать две точки, расстояние между которыми составляет всего 5 угловых секунд.
  • Различать два объекта, стоящих на расстоянии 2600 м друг от друга;
  • Очень точно определить центр сегмента и горизонт.
  • Запишите отклонения от вертикали всего за 30 угловых минут
  • Разделить расстояние до объекта на две части с точностью до 1 угловой минуты;
  • Оцените расстояние до объекта от 25 см до 1,5 км в субъективных единицах с точностью, которая коррелирует с объективными измерениями с коэффициентом корреляции, близким к 1,0.
  • Сделайте ошибки, если разделите расстояние по глубине всего на 3,1% — такую ​​точность обеспечивает бинокулярное зрение.

В основном благодаря бинокулярному зрению эффект глубины возникает в целостном визуальном изображении из-за небольших различий в изображениях, генерируемых каждым глазом. В то же время при построении глубины через систему визуального восприятия учитываются и другие факторы:

  • Видимый относительный размер объектов, размеры которых уже известны;
  • Наложение одного объекта на другой;
  • Линейная (схождение железнодорожных путей на горизонте) и воздушная перспектива (голубоватый оттенок к цвету объектов на горизонте);
  • Распределение света и тени по рельефу объекта и местности (теневая часть находится дальше);
  • Относительное движение предметов.

Не только зрительные, но и слуховые, тактильно-кинестетические образы участвуют в точном построении образа окружающего пространства.

В пространстве слухового восприятия точность определения местоположения источника звука, то есть его локализация, в отличие от локализации ощущения, которая еще не имеет определенных координат, обеспечивается совмещением комнаты прослушивания с визуальной. и размещение источника в визуальной системе отсчета. Положение источника звука лучше всего определить, когда он находится справа или слева. Чтобы более точно определить их положение, нужно немного повернуть голову в другую сторону. Наихудшая точность положения источника звука достигается, когда источник находится в плоскости, перпендикулярной центру воображаемой линии, соединяющей зрачки глаз. Есть еще одна интересная закономерность: когда источник звука невидим, есть тенденция размещать высокие тона вверху комнаты, а низкие — внизу.

Нарушение познания

При сильном физическом или эмоциональном переутомлении иногда повышается восприимчивость к общим внешним раздражителям. Дневной свет внезапно ослепляет, цвет окружающих предметов становится необычайно ярким, шумы оглушают, хлопанье двери звучит как выстрел, звон посуды становится невыносимым. Запахи воспринимаются остро и вызывают сильное раздражение. Ткани, соприкасающиеся с телом, выглядят грубыми. Видения могут быть подвижными или неподвижными, иметь неизменное содержание (устойчивые галлюцинации) и постоянно изменяться в виде различных событий, происходящих как на сцене или в фильме (сценические галлюцинации). Появляются отдельные образы (индивидуальные галлюцинации), части предметов, тела, толпы, стаи животных, насекомых, фантастических существ. Содержание зрительных галлюцинаций имеет очень сильное эмоциональное влияние: оно может пугать, вызывать ужас или, наоборот, вызывать интерес, восхищение или даже восхищение. Галлюцинирующего человека нельзя убедить в том, что галлюцинаторного образа не существует. Считается, что галлюцинации возникают при наличии парадоксальной гипнотической фазы мозга при наличии тормозного состояния в коре головного мозга.

Различают псевдогаллюцинации — если изображения проецируются не во внешнее пространство, а во внутреннее пространство: «голоса звучат в голове», видения воспринимаются «мысленным взором». Псевдогаллюцинации могут проявляться в любой сенсорной сфере: тактильной, вкусовой, визуальной, кинестетической, акустической, но в любом случае они не отождествляются с реальными объектами, хотя представляют собой четкие образы, стойкие и непрерывные до мельчайших деталей. Псевдогаллюцинации возникают спонтанно, независимо от воли человека, не могут быть произвольно изменены или изгнаны из сознания, носят характер «навязчивой идеи».

Иллюзии следует отличать от галлюцинаций , то есть неправильного восприятия реальных вещей и явлений. Обязательное наличие реального объекта — главная характеристика иллюзий, хотя и ложно воспринимается. Обычно его делят на аффективные, вербальные (вербальные) и парейдолические иллюзии.

Аффективные иллюзии в основном вызваны страхом или тревожным, депрессивным настроением. В этом состоянии даже одежда, висящая на вешалке, может выглядеть как грабитель и случайный прохожий — насильник и убийца.

Вербальные иллюзии — это неправильное восприятие содержания реальных разговоров других людей; Человеку кажется, что эти разговоры содержат признаки неуместных действий, издевательств и скрытых угроз в их адрес.

Очень интересны и показательны парейдолиевые иллюзии , обычно вызванные снижением тонуса умственной деятельности и общей пассивностью. Как правило, рисунки на обоях, трещины на стенах или потолке, различная светотень воспринимаются яркими картинками, сказочными персонажами, фантастическими монстрами.

Существует группа типичных визуальных иллюзий, которые возникают почти у всех людей с определенной структурой расположения зрительных стимулов (например, вертикальные линии кажутся длиннее горизонтальных, хотя на самом деле их длина одинакова). .

Возможны нарушения мотивационных компонентов восприятия: при наличии внутренних конфликтов между потребностями человека «психологические защиты» могут исказить восприятие. Исследования показали, что процесс восприятия одного и того же объекта (например, чернильного пятна любого вида) структурирован по-разному в зависимости от того, какие мотивы стимулируют деятельность человека.

Заключение

В процессе восприятия выделяются наиболее существенные и фундаментальные особенности объектов, при этом то, что несущественно для конкретной ситуации, отвлекается, а то, что воспринимается, сравнивается с предыдущим опытом. Каждое восприятие содержит активную двигательную составляющую и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга для синтеза целостной картины.

Восприятие объективного мира — это прежде всего результат взаимодействия различных анализаторов. Однако восприятие также можно рассматривать как продукт взаимодействия различных когнитивных процессов. Ощущения, мышление, эмоции и память — все это помогает создать целостную картину объекта, который напрямую влияет на органы чувств.

Воспринимать что-либо — это почти то же самое, что понимать это. Воистину, восприятие относится к чувственному знанию, а понимание — к рациональному. Но кто знает, может быть, восприятие и понимание — двоюродные братья. Во всяком случае, очень близкие родственники.

Понятие «восприятие» играет очень важную роль в социальной психологии и поэтому тесно связано с социологией. Благодаря ему формируется новая социально-психологическая и отчасти социологическая категория — восприятие человека человеком.

Список литературы .

  1. Реан А., Бордовская Н., Розум С. Психология и педагогика. — СПб .: Питер, 2007.
  2. Кравченко А.И. «Психология и педагогика» — учебник. — М .: Т.К. Велби, Брошюра издательства, 2007.
  3. Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко «Психология и педагогика для технических вузов» — Ростов н / д: «Феникс», 2004.
  4. Островский Е.В., Чернышов Л.И. «Психология и педагогика»: Учебное пособие. Пособие / Под ред. Е. В. Островский. — М .: Учебник вуза, 2007.