Для связи в whatsapp +905441085890

Джайнизм как одно из направлений древнеиндийской философии — Возникновение джайнизма

Основателем джайнизма считается некий кшатрий Вардхамана, живший в VI веке до нашей эры на территории нынешнего индийского штата Бихар. До 30 лет он жил жизнью мирянина. Он женился, у него родилась дочь, но затем, раздав все свое имущество, он покинул мир и скитался много лет. Через 12 лет аскет достигал высшего знания и становился Джиной — победителем (титул, даваемый самым почитаемым религиозным учителям). Еще три десятилетия Джина, он же Махавира (великий герой), странствовал, проповедуя новую веру, обратив в нее множество учеников, и в конце концов достиг «окончательного освобождения» — нирваны. Последователи учения Махавиры считают, что он был 24-м тиртханкаром (создателем Пути, Перехода), преемником и толкователем своих легендарных предшественников, первый из которых, царь Ришабха, жил в те времена, когда люди не умели считать, писать и готовить еду. Именно Ришабха научил их этим и многим другим вещам и тем самым заложил основы будущей религии.

Подобные утверждения о необычайной древности джайнизма не находят фактической поддержки. Истоки доктрины, реформированной Вардхаманой, ученые относят к восьмому веку до н.э., предполагаемому времени жизни 23-го джайна. Религиозная джайнская литература относится к более позднему периоду, чем время жизни преданных. Первые достоверные сведения о джайнах (надписи царя Ашоки) и первая версия письменного канона появились в третьем веке до н.э. Сама религиозно-философская система джайнизма сформировалась в середине первого тысячелетия до нашей эры. В этот период интеллектуального смятения в Индии появилось большое количество неортодоксальных школ и течений, отрицающих авторитет Вед и ведических ритуальных и социальных норм. Религиозная система джайнизма сформировалась на основе комплекса возникших идей, которые радикально реформировали религиозно-философское содержание ведическо-брахманической традиции. В то же время ритуалы старой религии и традиционные обряды были переняты новыми учениями.

Самые важные тексты джайнского канона, включающие 45 произведений, приписываются самому Махавире. Однако в попытке создать версию письменного канона на основе текстов, передававшихся устно в нескольких поколениях после его смерти, джайнское сообщество раскололось на две части. На Вседжайнском соборе в Паталипутре этот канон был принят Шветамбаром (одетым в белое). Последователи другой ориентации, дигамбары (одетые в пространство), сохранили в своих учениях элементы первоначального джайнизма. Считая древний, истинный канон Ришабхи утраченным, дигамбары составили свои собственные священные тексты (относительно поздние, написанные на санскрите и пракрите, объединенные в четыре Веды) и дезавуировали ряд эпизодов и положений из канона Шветамбара. Расхождения различных школ касались в основном вопросов ритуала, условий жизни верующих и общины в целом, в то время как по основным вопросам вероучения существовало согласие.

Джайнизм как одно из направлений древнеиндийской философии - Возникновение джайнизма

Джайнизм

Основателем джайнизма считается кшатрий Вардхамана, живший в шестом веке до нашей эры. Буддист был человеком мира. Он был женат и имел дочь до тридцати лет, но потом ушел из дома и скитался много лет. Через 12 лет аскет достигал «высшего знания» и становился Джиной — «Победителем» (титул, даваемый самым почитаемым религиозным учителям). Еще три десятилетия Джина, которого также называли Махавира («великий герой»), странствовал, проповедуя новую веру, обращая в нее множество учеников и, наконец, достигнув «окончательного освобождения», нирваны. Последователи учения Махавиры считают, что он был двадцать четвертым тиртханкаром (первопроходцем), первый из которых — царь Ришабха, заложивший основы будущей религии, — жил в те времена, когда люди не умели ни считать, ни писать, ни готовить еду.

Первые датированные сведения о джайнах (надписи царя Ашоки) и первая версия письменного канона относятся к третьему веку до нашей эры. Подобная религиозно-философская система джайнизма сложилась в середине первого тысячелетия до нашей эры. В то время в Индии возникло множество неортодоксальных течений и школ, отрицавших авторитет Вед и основанных на них ритуальных и социальных норм. Религиозная система джайнизма сформировалась на основе возникшего комплекса идей, радикально реформировавших религиозно-философское содержание ведическо-брахманической традиции. В то же время ритуалы старой религии и традиционные обряды были переняты новыми учениями.

Самые важные тексты джайнского канона, включающие 45 произведений, приписываются самому Махавире. Однако в попытке создать версию письменного канона на основе текстов, передававшихся устно в нескольких поколениях после его смерти, джайнское сообщество раскололось на две части. На Вседжайнском соборе в Паталипутре этот канон был принят Шветамбаром (одетым в белое). Последователи другой ориентации, дигамбары (одетые в космос), более тесно придерживались первоначального джайнизма. Считая древний подлинный канон Ришабхи утраченным, дигамбары имеют собственные священные тексты и отрицают ряд эпизодов и положений из канона Шветамбары. Расхождения различных школ касались в основном вопросов ритуала, условий жизни верующих и общины в целом, в то время как по основным вопросам вероучения наблюдалось единодушие.

Ядром учения джайнизма, охватывающего общую для всех индийских религий концепцию кармы и конечного освобождения — Нирваны, является самосовершенствование души. Не признавая существования бога-создателя, джайны считают душу вечной субстанцией, а мир — первозданным. Преодолевая физическую оболочку, приобретенную в предыдущих жизнях, душа может достичь всеведения, всемогущества и вечного блаженства через совершенствование. Достигнув Нирваны, только аскет, а не мирянин, может прервать цепь перерождений.

Джайнизм не знает противопоставления материального и духовного. Душа присутствует в каждом растении, в каждой вещи. Концепция универсальной одушевленности природы определяет в джайнской этике главенство принципа ахимсы — не причинять вреда живым существам. С какой бы формой жизни ни столкнулся джайн, он должен воздерживаться от причинения вреда себе и отпугивания других. Поэтому не только охота и рыбалка, но и сельское хозяйство и животноводство, которые связаны со смертью живых существ, являются запретными профессиями для джайнских мирян. Самые ревностные из них пьют только процеженную воду, ходят с повязкой на губах и даже подметают дорогу перед собой, чтобы случайно не проглотить или не раздавить насекомое. Джайны не только не едят мяса, но, заботясь о том, чтобы не причинить ненужного вреда растениям, они также не едят клубни, корни и плоды, которые содержат много семян.

Как и большинство древнеиндийских религиозных учений, джайнизм видит свою главную задачу в разработке норм и предписаний, которые помогут достичь религиозного идеала в поисках «пути освобождения». Джайны определяют этот путь как следование «трем драгоценностям».

Основные школы и направления древнеиндийской философии

Среди школ можно выделить ортодоксальную. Это, прежде всего, уже охарактеризованные ведизмы. Йога, религиозно-философская система Индии, сформировавшаяся на рубеже IV — III веков до нашей эры, была чрезвычайно популярна на Востоке. Основное внимание в йоге уделяется физическим и умственным упражнениям, которые ведут к освобождению ума от уз материи.

Ньяя (санскр.) — одна из шести ортодоксальных, т.е. признающих авторитет Вед, систем индийской философии. Он был основан Готамой. Самым важным комментарием к его Ньяя-сутре является Ньяя-бхашья Ватсьянны (VI-V вв.). Основным текстом «Новой Ньяи» (12 век) является работа «Таттва-Чинтамани» Гатеши Упадхьяя. В центре внимания ньяи находятся проблемы теории познания и логики. Ньяя разработала пятичленную форму логического умозаключения. Логический реализм Ньяи привел ее к сближению и слиянию с атомистическим учением Вайшья Шики. Ньяя противостояла скептицизму буддийской эпистемологии (Мадхьямика).

Вайшешика — одна из ортодоксальных систем индийской философии. Она основана Канадой. В атомистической концепции Вайшешики все явления и предметы являются соединением вечных материальных атомов. В отличие от древнегреческих атомистов, первичным состоянием атомов признается покой, атомы приводятся в движение невидимой силой, адриштой. Санкхья — одна из шести ортодоксальных школ древнеиндийской философии. Основателем этой школы считается Капила (VII век до н.э.), чье учение изложено в «Санкхья-карике» и «Санкхья-сутре». Миманса (санскр., буквально — изучение) также является одной из ортодоксальных доктрин индийской философии. Другое название — Пурва Миманса («первая Миманса» — в отличие от собственно Веданты, которая называлась Уттара Миманса). Отталкиваясь от абсолютной ценности ведического ритуала и отрицая безусловную ценность мокши («освобождения») и религиозного уединения, Миманса утверждал идеал сравнительно более активной жизни и помог сформировать социальную систему индуизма.

Среди неортодоксальных направлений индийской философии — буддизм и джайнизм.

Буддизм — одна из мировых религий, которая зародилась в середине I тысячелетия до н.э. в северной Индии и затем распространилась во многих странах Азии. Эта религия основана на проповедях Будды Шакья-Муни, который учил, что жизнь — это страдание, и показал путь избавления от страданий. Характерной особенностью буддизма является его этическая и практическая направленность.

Джайнизм — одна из религий Индии, возникшая в 6 веке до нашей эры. Согласно традиции, основные постулаты джайнизма были переданы из глубины веков 24 пророками, последним из которых был Вардхамана Махавира, получивший эпитет Джайна. Центральное место в джайнизме занимает учение о кармической трансмиграции и путях ее искупления.

Философия древней Индии

Исторические рамки философии древнего Китая — с 6-го — Возникновение течений, критикующих предписания ведической религии, до 1-го тысячелетия нашей эры. До н.э. — с этого времени начинают развиваться монотеистические доктрины, такие как кабирпанти, сикхизм и др. Существует несколько периодов древнеиндийской философии: ведический (1-я половина I тысячелетия до н.э.), эпический (2-я половина I тысячелетия до н.э.) и классический (с I тысячелетия н.э.) История восточной философии. Учебник. МОСКВА: ИФА РАН, 1998. Индийская философия в основном занималась религиозными проблемами, но она также уделяла больше внимания размышлениям о трансцендентальном знании. Веря в вечность циклически обновляющегося мирового процесса, индусы не создали собственно философии истории. Эстетика и учение об обществе и государстве — это особые, отдельные науки.
Давайте более подробно рассмотрим этапы развития индийской философии.
3.2 Ведический период
Именно в это время появились тексты Вед, в которых излагалось мифологическое мировоззрение родового общества. Одним из этапов в развитии Вед считаются Упанишады, которые были переходной формой от мифологии к философии.

Мировоззрение Ригведы (сборник религиозных гимнов), а также брахманизма (тексты о жертвоприношениях) чрезвычайно плюралистично: боги, люди, животные, растения, стихии, времена года, земли, жертвоприношения, атрибуты, части тела, психические способности и т.д. — все они являются сущностями, наделенными жизнью, которые взаимосвязаны, могут проникать и трансформироваться друг в друга, что достигается посредством магической деятельности. Канаева Н.А. Индийская философия античности и средневековья; Российская академия наук, Институт философии. — МОСКВА: ИФРАН, 2008. мир и его явления рассматриваются как совершенство первичной сущности. В Упанишадах, философских трактатах, говорится, что в основе космоса лежит вечно существующий Брахман, из которого развилось все сущее и который тождественен вечному ядру личности, Атману. Здесь развивается теория переселения, о последовательном действии хороших и плохих поступков — кармы, которая определяет новое существование живого существа, а также страстное желание освободиться от круга повторных рождений — сансары — через аскетизм и достижение высшего знания, решающий фактор всей дальнейшей истории мысли.

3.3 Эпический период
В этот период проявляется интерес к этическим вопросам. Материалисты, агностики и фаталисты противостоят браминам и реформистам. Существует развитие философских школ, называемых — Даршаны. Затем они делятся на ортодоксальные (основанные на учениях Вед) и неортодоксальные.

Ортодоксальные даршаны:

Миманса («разъяснение» ведического текста о жертвоприношении) занимается объяснением ритуала, но по своей методологии может быть классифицирована как атеистическая плюралистическая система. Цель школы — объяснить природу дхармы, понимаемой как обязательное выполнение ряда ритуалов, совершаемых определенным образом. Принципами школы являются ритуализм (ортопраксия), антиаскетизм и антимистицизм. Школа оказала огромное влияние на формирование социальной системы индуистского общества.

Веданта (завершение Вед) в «Брахма-сутре», основанная на Упанишадах и «Бхагавад-гите», учит о происхождении мира из Брахмана. Брахман — причина всего сущего. С Брахманом тождественна душа, которая вечна, бесконечна и неразрушима. Душа — это сознание, которое рассматривается как вечно существующая, самоочевидная реальность. По своей природе он чужд всякой активности. На эмпирическом уровне существует множество душ. Пока душа находится в системе тело-разум-чувства, она является лишь разновидностью, образом Брахмана, поэтому она многообразна и не едина с Брахманом.

Санкхья («рациональное взвешивание», или «перечисление»). Санкхья — это дуалистическая философия, которая пытается объяснить всю вселенную и найти спасение от страданий на основе двух изначальных реальностей — Пракрити (материи, природы) и Пуруши (абсолютной души). Правда, только классическая Санкхья является диалектической, а варианты, возникшие на ее основе, либо материалистичны, либо теистичны.

Исторические и этнические корни джайнизма

Сегодня в Индии насчитывается 2-3 миллиона джайнов, что составляет менее 0,5% населения Индии. Небольшая община джайнов пользуется непропорционально большим влиянием и выбирает торговлю, коммерцию, финансы, банковское дело и богатство. Многие джайны занимаются торговлей золотом и драгоценностями, поэтому ювелирный бизнес также сосредоточен в их руках.

Согласно легендам джайнов, в древние времена их религия была распространена по всей Индии, и все они были кшатриями, оставив свою религию, джайны приняты в различные кшатрийские касты индуистской общины из-за своей изначальной принадлежности к этому сословию.

В истории джайнизма важное место занимает народ личчхави, о котором говорится, что он был рожден от кшатрия Враты по законам Ману. Лингвистическая и расовая принадлежность этого народа научно не установлена.

В древнеиндийской литературе он упоминается как независимый и гордый народ. Личчхави известны тем, что предпочитают республиканскую форму правления — они создали так называемые республиканские государства. Хотя мы согласны с тем, что истоки джайнизма возникли в неарийской среде и что кшатрии, как арья, так и вратья, сыграли значительную роль в формировании новых вероучений, мы пока не можем определить, к каким именно народам принадлежали эти вратья-кшатрии.

Джайнизм — наименее изученное явление. Если количество работ по другим религиям иногда исчисляется тысячами, то по джайнизму их всего несколько десятков.

В научной литературе приводятся следующие культовые свидетельства неарийского происхождения джайнов.

Сегодня в Индии насчитывается 2-3 миллиона джайнов, что составляет менее 0,5% населения Индии. Небольшая община джайнов пользуется непропорционально большим влиянием и выбирает торговлю, коммерцию, финансы, банковское дело и богатство. Многие джайны занимаются торговлей золотом и драгоценностями, поэтому ювелирный бизнес также сосредоточен в их руках.

Согласно легендам джайнов, в древние времена их религия была распространена по всей Индии, и все они были кшатриями, оставив свою религию, джайны приняты в различные кшатрийские касты индуистской общины из-за своей изначальной принадлежности к этому сословию.

В истории джайнизма важное место занимает народ личчхави, о котором говорится, что он был рожден от кшатрия Враты по законам Ману. Лингвистическая и расовая принадлежность этого народа научно не установлена.

В древнеиндийской литературе он упоминается как независимый и гордый народ. Личчхави известны тем, что предпочитают республиканскую форму правления — они создали так называемые республиканские государства. Хотя мы согласны с тем, что истоки джайнизма возникли в неарийской среде и что кшатрии, как арья, так и вратья, сыграли значительную роль в формировании новых вероучений, мы пока не можем определить, к каким именно народам принадлежали эти вратья-кшатрии.

Джайнизм — наименее изученное явление. Если количество работ по другим религиям иногда исчисляется тысячами, то по джайнизму их всего несколько десятков.

В научной литературе приводятся следующие культовые свидетельства неарийского происхождения джайнов.

строгое вегетарианство, одна из основ джайнской этики, указывает на неарийское происхождение джайнов. Вегетарианство не могло быть свойственно древним арийцам хотя бы в силу климатических условий тех земель, откуда они пришли в Индию (а Веды свидетельствуют, что арийцы были скотоводами).

Поклонение погребальным сооружениям в древнем джайнизме. Арийцы не переняли этот обычай, но он вошел в древний джайнизм как один из его основных компонентов. Гайя в Бихаре до сих пор является центром паломничества для тех, кто хочет совершить шраддху — жертвоприношение ради спасения душ предков.

В одном из разделов канонической джайнской литературы, Найядхаммахао, брак героини Махабхараты Драупади с пятью братьями Пандавами описывается как преднамеренный полиандрозный брак, в котором девушка берет в мужья пять братьев по собственной воле и доброй воле[6]. Для арийского общества во времена написания «Махабхараты» такой брак был неприемлем, он осуждался правовыми нормами. Джайны, с другой стороны, не осуждали полиандрические браки.

Празднование храмовых колесниц. У каждого храма есть свой день, в который главное божество этого храма проезжает в торжественной процессии на украшенной колеснице по улицам города. Ведические арии не знали праздников храмовых колесниц. На севере и северо-западе Индии (центры расселения ариев) эта церемония до сих пор носит лишь формальный и символический характер. С другой стороны, неарийский город Пури в штате Орисса всемирно известен именно благодаря храмовым фестивалям колесниц для поклонения Кришне в образе Джаганнатхи.

строгое вегетарианство, одна из основ джайнской этики, указывает на неарийское происхождение джайнов. Вегетарианство не могло быть свойственно древним арийцам хотя бы в силу климатических условий тех земель, откуда они пришли в Индию (а Веды свидетельствуют, что арийцы были скотоводами).

Поклонение погребальным сооружениям в древнем джайнизме. Арийцы не переняли этот обычай, но он вошел в древний джайнизм как один из его основных компонентов. Гайя в Бихаре до сих пор является центром паломничества для тех, кто хочет совершить шраддху — жертвоприношение ради спасения душ предков.

В одном из разделов канонической джайнской литературы, Найядхаммахао, брак героини Махабхараты Драупади с пятью братьями Пандавами описывается как преднамеренный полиандрозный брак, в котором девушка берет в мужья пять братьев по собственной воле и доброй воле[6]. Для арийского общества во времена написания «Махабхараты» такой брак был неприемлем, он осуждался правовыми нормами. Джайны, с другой стороны, не осуждали полиандрические браки.

Празднование храмовых колесниц. У каждого храма есть свой день, в который главное божество этого храма проезжает в торжественной процессии на украшенной колеснице по улицам города. Ведические арии не знали праздников храмовых колесниц. На севере и северо-западе Индии (центры расселения ариев) эта церемония до сих пор носит лишь формальный и символический характер. С другой стороны, неарийский город Пури в штате Орисса всемирно известен именно благодаря храмовым фестивалям колесниц для поклонения Кришне в образе Джаганнатхи.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Функции философии в управленческой деятельности
  2. Сравнение философии нового времени и эпохи просвещения
  3. Проблема закономерности исторического процесса
  4. Переосмысление соотношения бога и человека в философии зарубежного востока XX века
  5. Арнольд Гелен, немецкий философ
  6. Фундаментальные свойства бытия
  7. Философия эпохи возрождения и нового времени
  8. Философская антропология
  9. Предмет и методы политической философии
  10. Математизация технических наук