Для связи в whatsapp +905441085890

Джон Дьюи, американский философ, один из ведущих представителей прагматизма — Прагматическая педагогика Джона Дьюи

Джон Дьюи (1859-1952) — американский философ, психолог и педагог, выдающийся представитель прагматизма (от греч. pragma-действие, действие; философия действия), ведущего течения в философии и образовании в США. Прагматики рассматривают полезность как критерий истины, значение полезности определяется чувством «внутреннего удовлетворения» или «самоудовлетворения». Идеи Дьюи оказали большое влияние на школьное образование и воспитание детей младшего возраста в Америке и других странах и стали частью движения «нового образования».

Дьюи родился в Берлингтоне и получил образование в Вермонтском университете. Он был профессором философии и образования в ряде университетов Америки с 1884 по 1930 год и написал более 30 книг и множество статей. Уже в своей первой работе «Мое образовательное кредо» (1897) Дьюи, опираясь на прагматические идеи У. Джеймса, основателя философии прагматизма, подверг резкой критике современную школу «образования, далекого от жизни» и призвал к радикальным изменениям в содержании и методах обучения.

Дьюи выступал как теоретик гражданской школы, который отрицал всякую классовую изоляцию и был открыт для всех на всех уровнях. Его предложения по перестройке системы образования отражали требования буржуазной эпохи империализма, когда аграрная Америка превратилась в мощную индустриальную державу, вступила в борьбу за колонии, за мировое господство во всех сферах экономической жизни. «Индустриальный мир с его усовершенствованной техникой нуждался в более образованных работниках, способных приспосабливаться к меняющимся условиям производства, обладающих большими знаниями и трудовыми навыками. В Америке, как и в других странах, возникла проблема подготовки рабочей силы. Ручной труд был включен в учебные программы средних и начальных школ, появились первые практические пособия по трудовому воспитанию. В то же время одним из требований растущего рабочего движения было всеобщее образование, улучшение материальной базы школ для детей рабочего класса и включение научных знаний в учебную программу. В этих условиях Дьюи выступал за школу, которая укрепляла бы буржуазную демократию и классовый мир. Он сформулировал новые принципы и правила образовательного процесса, которые реабилитировали политику буржуазии в области народного образования. В центре педагогических взглядов Дьюи находилась субъективно-идеалистическая философия прагматизма, теория врожденных инстинктов и неизменности биологической природы человека.

Методика Дьюи использовалась в экспериментальной начальной школе при Чикагском университете, основанной в 1896 году, в которой обучались дети в возрасте от 4 до 13 лет, а также в ряде других школ. Поскольку Дьюи рассматривал детский сад как учреждение, где закладываются «основы всей последующей школьной жизни», он также организовал экспериментальную работу с маленькими детьми.

Опираясь на прагматизм и свои идеи о важности инстинктов в развитии личности, Дьюи основывал дошкольное образование на игре, а школу — на работе и деятельности детей. Типичная картина жизни в учреждениях, которые работали по методу Дьюи, резко отличалась от традиционной: дети в группах и индивидуально свободно занимались своими игрушками в дошкольном учреждении и своими «занятиями» в школе. Дьюи писал, что в такой среде дети уже не пассивно воспринимают действительность, знания, а творчески подходят к своей работе в мастерских при школе: «десяти-, двенадцати-, тринадцатилетние мальчики и девочки прядут, ткут и шьют».Такая организация обучения соответствовала главному принципу прагматической педагогики — «учить делая». В конце концов, прагматизм ставит опыт превыше всего и признает практику в качестве критерия. Единственная реальность, согласно Дьюи, — это личный опыт человека. Дьюи был чужд концепции социальной практики; под практикой он понимал только потребности, стремления и интересы индивида.

Джон Дьюи, американский философ, один из ведущих представителей прагматизма - Прагматическая педагогика Джона Дьюи

Философские основания педагогики

Одновременно сосуществуют различные философские доктрины (направления), выступающие в качестве методологии различных гуманитарных наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм и так далее.

Субъект — это человек, который воспринимает внешний мир (объект) и воздействует на него, подчиняя своим интересам.

Экзистенциализм, или философия существования, переживание человеком своего бытия в мире. Ее основными представителями являются H.A. Бердяев, Л.И. Шестов (Россия), М. Хайдеггер, К. Ясперс (Германия), Ж. Сартр, А. Камю (Франция), Э. Брейзах, П. Тиллих (США) и др. Основным понятием экзистенциализма является экзистенция (существование) — индивидуальное существование человека, погруженного в свое «Я». Для экзистенциалистов объективный мир существует только благодаря бытию субъекта. Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Внешний мир воспринимается внутренним «я» каждого человека.

Экзистенциалисты отмечают деформацию личности в современном мире, ее отчуждение, потерю идентичности и т.д. Выход из этой ситуации они видят в том, что человек должен создать себя сам. Поэтому цель школы — научить студентов «создавать себя как личность, научить их создавать себя».

Отрицая объективное знание, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Поскольку ценность знаний зависит от того, насколько они важны для конкретного человека, учитель должен предоставить ученику полную свободу в их приобретении. Студент сам определяет значение вещей и явлений. Не разум, а чувство, мечта и вера играют главную роль. Экзистенциализм служит философской основой для индивидуализации обучения.

Неотомизм — это доктрина, восходящая к средневековому религиозному философу Фоме Аквинскому, который, чтобы укрепить власть церкви над людьми, признал разум необходимым средством доказательства религиозных догм. Неотомисты, развивая идеи средневекового философа в современных терминах, учитывают тот факт, что научные знания прочно вошли в жизнь людей. Но мир для них делится на материальный и духовный. Материальный мир — это мир «низшего порядка», «он мертв», «у него нет цели и сущности», его изучает наука. Собирая эмпирические данные, наука одновременно доказывает свою неспособность раскрыть сущность мира, поскольку она определена Богом. Поэтому, утверждают неотомисты, высшая истина постигается только «сверхразумом», приближением к Богу и постижением данного Им откровения.

Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений. Их работы (Ж.Маритен, В.Каннингем, М.Адлер, М.Казотти и др.) содержат острую критику разложения моральных устоев в современном мире. Они указывают на рост преступности, жестокости и наркомании, которые ведут к разрушению общества. Человек, утверждает Маритен, представляет собой двойственный мир, в котором встречаются два мира: физический и духовный. Последний богаче, благороднее и имеет более высокую ценность. Это мир Божий, созданный для вечной жизни.

Джон Дьюи (1859-1952) – разработал инструментализм

Книга Дьюи «Демократия и образование» (1916) сыграла важную роль в закладке основ «философии образования», которая не потеряла своей актуальности для американского общества и сегодня. Его главной философской работой, вероятно, является «Реконструкция в философии» (1920), которую Дьюи переиздавал несколько раз в течение своей жизни. Его книга «Искусство как опыт» (1934) была посвящена вопросам эстетики. Дьюи придавал большое значение эстетическому опыту, подчеркивал, что искусство должно стать частью жизни человека, и критиковал теории «чистого искусства». Логико-методологическая концепция американского философа (которую он обосновал в натурализме) представлена в наиболее последовательной форме в книге «Логика: теория исследования» (1938), а его аксиологическая концепция — в «Теории оценки» (1939). В последней работе он определил этику как дисциплину, изучающую переход от оценки чего-либо к оценке ценности того, что оценивается.

Дьюи развивает идею преодоления сомнения при переходе к вере в учении о «проблемной ситуации». Это неопределенная, трудная ситуация, в которой оказывается человек и которую он преодолевает путем размышлений. Главная и единственная задача мышления — преобразовать неопределенную (проблемную) ситуацию в определенную, используя для этого наиболее полезные в данной ситуации «инструменты»: Концепции, идеи, теории.

Проблемная ситуация трактуется (в инструментализме) как внутренняя неопределенность, субъективное состояние человека, которое не зависит от объективных обстоятельств. Концепции и теории — это не интеллектуальные средства, выполняющие познавательные функции, а инструменты, орудия, служащие лишь для выхода из проблемной ситуации.

Дьюи отождествляет истину с полезностью и считает идею истинной, если она является «инструментом» успеха. Функция интеллекта, по его мнению, заключается не в познании объектов окружающего нас мира, а в поиске способов установления наиболее эффективных и выгодных отношений с этими объектами.

Антиинтеллектуализм Дьюи, прагматизм, сильно искалечили менталитет и культуру американцев. Дьюи писал: «У подавляющего большинства людей интеллектуальный интерес не является преобладающим. Поэтому школа должна исходить из потребностей и интересов детей и учить их прежде всего тому, как «добыть кусок хлеба». Этот подход поддерживали психологи С. Холл, Э. Торндайк и другие. В 1918 году Национальная ассоциация образования (NEA) закрепила четыре основные цели среднего образования: подготовить 1) хорошего гражданина, 2) хорошего члена семьи, 3) хорошего производителя и 4) хорошего потребителя. Не упоминалось об укреплении интеллектуального стержня или расширении знаний молодого человека. К чему это привело? В 1940-х годах только 13 процентов старшеклассников в американских школах изучали физику, 27 процентов — алгебру, 30 процентов — химию и 22 процента — иностранные языки. До 75 процентов учебного времени отводилось на факультативы. Какие? Вождение, машинопись, косметология, бизнес-калькуляция, кулинария, спорт, драма, издание школьной газеты и т.д. (См. Малькова З.А. Исторические учения американской школы. Педагогика. 1998.№4.).

Десятки лет интеллектуальный потенциал нации поддерживался за счет эмигрировавших ученых, которых доллар выкачивал из всех стран мира. Проблема не была признана до 1957 года, Америка начала корректировать педагогические и образовательные программы. Критика прагматизма усилилась. В 40-50-е годы влияние прагматизма ослабло. Однако в 70-е годы возникла новая волна неопрагматизма (У. Куэйн, Н. Гудман и др.) и «методологического прагматизма» (Н. Решер).

Основные направления философии XX века

Философия двадцатого века — это совокупность самых разнообразных интеллектуальных построений, теорий, парадигм и течений различных направлений. Их объединяет не только временные рамки и социально-политический фон, в котором они возникли. Во многих отношениях философия XX века возникла в недрах немецкой классической философии, точнее, в ее критическом переосмыслении, а иногда даже в ее полном отрицании. Немецкая классическая философия, особенно универсальная система Гегеля, мало интересовалась прикладным значением интерпретации истины и бытия. Современная философия сделала предметом своего интереса проблему человека в его уникальности, единственности, неповторимости: хаос и бессознательность личного опыта, адаптация как способ быть счастливым в недружелюбной вселенной, социальное действие как метод преодоления жесткой необходимости. Сама методология исследования теряет свою рациональную структурированность и приобретает эссеистическую форму или становится серией рекомендаций, напоминающих советы кандидата в элитный клуб; нарратив и аргументация переходят от дискурса к повествованию. Но современная философия — это апология культуры; ценности культуры всегда были ее высшими ценностями; поэтому поиск истины, добра, справедливости и свободы, хотя и носит ретроспективный характер, ориентирован на будущее и посвящен человеческому счастью. Надежда и вера в силы человека ведут даже самых заядлых пессимистов к одной цели — осознанию «богатства и глубины своей природы» (Гегель).

Марксизм

«Философы лишь объясняли мир различными способами. Задача, однако, состоит в том, чтобы изменить его». (К. Маркс «Тезисы о Фейербахе»)

В двадцатом веке философия марксизма пользовалась большим влиянием, как в политике, так и в интеллектуальной сфере. Классический марксизм был разработан немецким мыслителем Карлом Марксом (1818 — 1883) в тесном сотрудничестве с Фридрихом Энгельсом (1820 — 1895).

Основные его работы: «Экономическо-философские рукописи» (1844), «Манифест Коммунистической партии» (1848), «Das Kapital» (I. том — 1867), «Анти-Дюринг» (1878).

Философия марксизма состоит из 2 частей: диалектического и исторического материализма. Главной заслугой Маркса, по мнению Ленина, было создание науки об обществе. Это стало возможным благодаря открытию экономических законов функционирования общества и признанию этих законов главенствующими: тезис о том, что «бытие определяется знанием», в применении к истории общества конкретизируется как принцип первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания.

Прежде чем люди займутся наукой, искусством, политикой и философией, они должны есть, пить, одеваться и иметь дом (основные потребности). В процессе производства материальных благ для удовлетворения первичных потребностей люди вступают в производственные отношения, которые не зависят от их воли и сознания. Эти материальные отношения образуют экономическую структуру общества — базис, над которым возводится надстройка — надстройка в виде политических, правовых, идеологических (духовных) отношений. Совокупность общественных отношений образует способ производства. Этот путь специфичен для каждой эпохи и характеризует каждую эпоху как социально-экономическую формацию. Социально-экономические формации (их 5) сменяют друг друга под влиянием изменений в экономических (материальных) и идеологических отношениях. Эти изменения подчинены строгой необходимости, то есть основному закону развития общества, закону неравномерного развития или диспропорции между уровнем развития производительных сил и характером и уровнем производственных отношений.

Функционализм. Значение функционализма для становления прикладной психологии.

Функционализм (конец 19 века — 1920-е годы, вытеснен бихевиоризмом).

Джон Дьюи — психолог, философ, педагог.

В 1896 году он написал статью «Рефлекторная дуга в психологии», которая считается началом функционализма. Рефлекторная дуга делится на начало, середину и конец; каждая часть имеет свою специфическую функцию. Согласно Дьюи, рефлекс — это единый, целостный акт координации, направленный на адаптацию организма к окружающей среде. Начало направлено на осознание условий, в которых находится организм; середина служит для понимания, анализа этих условий; реакция служит для приведения организма в соответствие с условиями, в которых он находится в данный момент. По аналогии с рефлексом, психика также должна рассматриваться в контексте ее полезной функции в поведении.

Социальной основой функционализма является прагматизм, который пронизал всю американскую идеологию, ее философию и науку. Практическая польза идей рассматривалась как главное свойство идей. В этих рамках возник протест против удаленного от практики анализа творчества, представленного структурализмом Титченера.

Функционализм, вместо анализа сознания со стороны его содержания в терминах составляющих его элементов, требовал исследования сознания со стороны его функции в поведении.

Объектом изучения является функция, т.е. работа.

Изучить функцию — значит раскрыть ее координацию, с одной стороны, с организмом, с состоянием потребности, которую она удовлетворяет, и с внешней средой, на которую эта функция направлена.

Основными постулатами функционалистской школы являются:

психология должна исследовать не что, а как (как функционирует сознание, а не из чего оно состоит).

задача состоит в изучении полезности сознания в новых ситуациях, адаптации к новым условиям.

поведение включает в себя целостный организм — душу и тело в неразрывном единстве.

Функционализм послужил толчком для серьезного сдвига в психологии: от теоретических к прикладным формам психологии: психология разделилась на две — теоретическую и прикладную.

Функциональная психология как одна из новых точек зрения оказалась полезной для вновь возникающих отраслей психологической науки — образовательной, производственной и т.д. Однако он не выдержал испытания временем и распался. Требование посмотреть на психику с ее функциональной стороны не открыло нового понимания самой психики, а основной термин «функция» страдал двусмысленностью и многозначностью: одни авторы понимали функцию как психические акты (зрение, слух и т.д.), другие использовали термин в смысле, развитом в физиологии, как функцию функции; например, дыхание понималось как функция снабжения организма кислородом и т.д.

Чикагская школа: Дьюи, Энджелл и Карр.

Дьюи критиковал психологический молекуляризм, элементаризм и редукционизм теории рефлекторной дуги, в которой стимул и ответ рассматриваются как отдельные части. Круг, а не дуга! Реакция изменяет восприятие, стимул и реакция должны рассматриваться как единое целое, а не как ряд отдельных ощущений и реакций. Нельзя изучать сознание, рассматривая только его отдельные элементы. Объектом психологии должно быть изучение человеческого организма в процессе его жизнедеятельности. Поведение как форма адаптации к окружающей среде.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Диалектика и метафизика
  2. Философия как теоретическое осмысление социального времени
  3. Символизм в русской культуре серебряного века
  4. Личность в философии
  5. Философия как наука и как мировоззрение
  6. Буддизм в Китае и китаизация буддизма
  7. Философское учение о бытии
  8. Метафизика и гносеология
  9. Индия глазами европейского схоласта
  10. Пространство и время