Для связи в whatsapp +905441085890

Джордано Бруно, итальянский философ – пантеист — Особенности философии эпохи Возрождения

Пантеизм — это философская доктрина, в которой Бог и природа отождествляются. Считается, что нет природы вне Бога, но нет и Бога вне природы. Идеи пантеизма были развиты в трудах Николая Кузы и Джордано Бруно. Николай Куза (1401-1464) был одним из ярчайших представителей раннего Возрождения. В своем творчестве он соединил культурное наследие Средневековья и зарождающуюся культуру эпохи Возрождения. Его философские интересы сочетались со страстью к математике и естественным наукам. Два его исследования были взаимосвязаны. Более того, философские и теологические вопросы тесно переплетались в творчестве Кузанского.

Среди многочисленных работ Кузанского наиболее ранней и значительной является «Об ученом невежестве». Он также написал четыре диалога: «Простак», раскрывающий мудрость человека из народа, «Охота за мудростью», содержащий рассуждение о чтении книги Диогена Лаэртского «Жизнь философов».

Как философ Николай Куза принадлежит к платоникам, хотя на его творчество оказали влияние и другие течения, такие как пифагореизм и античные мыслители. В то же время Николай Куза остается оригинальным и глубоким философом. Философские проблемы в его работах охватывают широкий круг тем, касающихся взаимоотношений мира и Бога и вопросов познания. Он отстаивал пантеистические позиции, смешивая Бога как бесконечное существо с конечным миром и понимая его как актуальную бесконечность, проявленную в мире — потенциальную бесконечность. Николай Кесарийский использует неоплатонический принцип эманации для формулировки проявления Бога в мире и его воспоминания, рассматривая его как организм, одушевленный мировой душой. Поэтому философ отверг идеи креационизма. Он рассматривает человека как микрокосм (малый космос), который является отражением макрокосма (большого мира). Согласно Кузанскому, человек — это сочетание земного и божественного.

Философ считал, что человек полностью способен познать природу, и что это происходит с помощью органов чувств, воображения, разума и интеллекта. Чувственное познание — это первая ступень познания, оно упорядочено разумом. При этом Н. Кузанский придает большое значение математике. Если разум связан с чувственным познанием, то разум свободен от него. Разум — это высшая теоретическая способность человеческого сознания, направленная на распознавание, постижение и преодоление противоположностей. «Разум, с того момента, когда его природа допускает переход к умозрению, постигает только общее, нетленное и постоянное».

Н. Кузанский высказал идеи, которые получили развитие только в позднейшей истории философии. Например, идея о том, что все вещи состоят из противоположностей. Он также серьезно оспаривал принцип противоречия Аристотеля. Он предложил идею совпадения противоположностей. Самым ярким синонимом противоположностей является Бог, ибо, с одной стороны, он везде, т.е. есть все, а с другой стороны, он нигде не определен, т.е. он — ничто. Человек тоже представляет собой синтез противоречий: Он одновременно конечен как физическое существо и бесконечен в своих духовных проявлениях. С проблемой противоположностей для Кузанского связана проблема истины, которую он связывал с ошибкой, считая, что истина ошибки значима так же, как тень значима света. Он считал, что познание истинных сущностей невозможно, оно происходит в более или менее точных восприятиях. Николай Кузанский отстаивал концепцию знания (познанного) невежества: даже самое глубокое знание не устраняет невежества. «Тот, кто знает свое невежество, действительно знает», — заявил он. Процесс познания происходит по пути, который приближает нас к недостижимому Абсолюту, в то время как Бог остается непознаваемым.

Джордано Бруно, итальянский философ – пантеист - Особенности философии эпохи Возрождения

Парацельз и Джордано Бруно

Леонардо да Винчи и Парацельс. -Характеристики, труды и образ мышления. — Панвитализм. -Archeus Spiritus. — Проблемы онтогенеза и наследственности в лечении Парацельса. -Медицинские взгляды на него. — Еще одно светило мысли, Гордано Бруно. -Его личная судьба. — Космология и общее мировоззрение Бруно. — Результат эпохи.

Ренессанс имеет еще одну в высшей степени оригинальную фигуру, которая. наряду с гениальностью иногда чувствовала себя чудаком — мечтателем, а не фигурой — дураком. Многое в нем — в его мышлении, характере и жизни — было полной противоположностью Везалию. Я говорю о Парацельсе (1493-1541).

Он действительно очень странный человек. Вы можете называть его как угодно — «мудрецом» в классических «семи мудрецах», поэтом разносторонних знаний, кузнецом, посвященным во все чудеса астрологии и алхимии, а также «белой и черной магии», гениальным целителем, который иногда поднимается, чтобы стать великим врачом — словом, всем, чем угодно, но не ученым в истинном смысле этого слова — в том смысле, в котором мы называем ученым, например, Леонардо да Винчи. И все же он, этот безоговорочный чудак на все руки, так близок по духу к эпохе Возрождения и Леонардо да Винчи: Оба смело стряхнули с себя пыль средневековья и устремились к новой жизни; оба мечтали проникнуть мыслью в самые сокровенные тайники природы; оба беспокойны, благоговейно трудолюбивы; оба хотят знать все, но с той разницей, что один вечно неудовлетворен, а другой в экстазе от своего всезнания; Один то и дело подчиняется «холодному разуму», другой почти всегда находится во власти крылатой фантазии; у одного каждая вершина, как у короля Лира, свидетельствует о величии, у другого величие переплетается с наивной глупостью и той формой «поэзии», которую проще всего назвать мюнхгаузенианством. И каждый из них — сам по себе, отдельная, неповторимая индивидуальность, властно взывающая к вниманию.

Philippus Aureolus Theophrastus Paracelsus Bombastus ab Hohenheim — так написано на обложке одной из работ Парацельса. А сам он прославляется великолепными эпитетами: самый ученый, несравненный, знаменитый ученый, мистериарх, мастер искусств, монарх медицины, самый известный философ, принц химиков[1] и т.д. Весь этот непривычный для нашего слуха шум был, так сказать, ходовым товаром во времена Парацельса, и поэтому он не должен нас смущать. Давайте подойдем к этому «Мистериарию «1 [2]: уроженец Швейцарии, дитя народа, он в молодости пас гусей и свиней, относясь без особого энтузиазма как к обязанностям, так и к своему стаду.

Несмотря на свою бедность, он, по-видимому, изучал науки в университете и даже получил степень доктора медицины. Но официальная наука не удовлетворяла его; кроме того, его одолевала любовь к перемене мест, которую он отождествлял с желанием по-настоящему исследовать природу и жизнь. «Тот, кто хочет изучить природу сверху донизу, — говорит Парацельс, — должен пройти своими ногами через все ее книги»….. «То, что написано, разбирается буква за буквой, и природа изучается от страны к стране: каждая страна — это новая страница. Поскольку существует кодекс природы, необходимо пройтись по всем его страницам».

Так он провел много лет в пути, путешествуя из страны в страну, через города и деревни, и жил там до 1526 года, когда в возрасте около тридцати лет он наконец прибыл в Базель. Здесь, благодаря тем, кто ценил его знания и восхищался его талантами, он получил кафедру физики, медицины и хирургии и продолжал читать лекции. Вопреки традиции он читал свои лекции на немецком языке.

Аудитория была заполнена слушателями. Все привлекало и завораживало нового профессора: его оригинальная внешность, его загадочное прошлое, его успехи у постели больного, необычность его предметов, в которых физика живописно переплеталась с теологией, а медицина с нравоучениями, и, наконец, его страсть к науке, о которых он говорил с энтузиазмом, насыщая свою пылкую речь парадоксальными аналогиями, яркими метафорами и аллегориями, фантастическими образами и загадочно звучащими терминами, — все это поражало, завораживало и обеспечивало новообретенному мудрецу громкий успех. Но вместе с этим появилось еще кое-что, что подорвало репутацию Парацельса и довольно скоро привело к краху его метеоритной славы.

Пантеизм Джордано Бруно

Доктрина Джордано Бруно (1548-1600) о бесконечности Вселенной и множественности миров стала кульминацией описанных выше тенденций натурфилософии эпохи Возрождения. «Пантеизм Джордано Бруно — самая радикальная, последовательная и бескомпромиссная из всех натурфилософских систем итальянского Возрождения»[1].

Биографические вехи

Джордано Бруно родился в 1548 году в небольшом городке Нола, недалеко от Неаполя. Его отец, бедный дворянин по имени Джованни Бруно, служил в войсках неаполитанского вице-короля. Будущего нарушителя спокойствия звали Филиппо. Основное образование Бруно получил в латинской школе, затем слушал лекции в Неаполитанском университете, но отсутствие средств на дальнейшее обучение привело его в монастырь Святого Доминика, где в 1565 году он принял имя Джордано. Презрение молодого монаха к иконам и его смелые высказывания по догматическим вопросам привели к расследованию инквизиции. Бруно бежал в Рим, надеясь на справедливый суд, но в 1576 году, не дожидаясь результатов, отрекся от монашеских обетов. С тех пор он вел скитальческую жизнь. Из Северной Италии он переехал в Женеву, оплот кальвинизма, где его попытка дебатировать с руководством университета закончилась отлучением от церкви и тюремным заключением. Из Женевы Бруно бежал в Тулузу, где некоторое время преподавал в университете, но после усиления католической реакции в 1583 году переехал в Париж. В Париже, под покровительством короля Генриха III, пораженного эрудицией и памятью мыслителя, он проводит несколько спокойных лет, читая импровизированные лекции по философии в знаменитом колледже королевских лекторов. Именно в Париже Бруно опубликовал свои первые произведения: трактат «О тенях идей» и комедию «Подсвечник».

В 1853 году Бруно переехал в Лондон, где читал лекции в Оксфорде и пытался защищать идеи Коперника. В Англии на итальянском языке публикуются шесть диалогов, формализующих его натурфилософию. Наиболее важными из них являются: «О разуме, начале и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах» и «О героическом энтузиазме». В 1585 году Бруно вернулся во Францию, где принял участие в дебатах в колледже Камаре, где защитил 120 тезисов против аристотелианства. После этого он вынужден навсегда покинуть Францию. Ноланец пытается преподавать в Марбурге и Виттенберге, но вскоре ему запрещают читать лекции и в Германии. С горькой улыбкой Бруно назвал себя «академиком без академии». В 1588 году он переехал в Прагу, где опубликовал свои «160 тезисов против математиков и философов нашего времени», а в следующем году начал преподавать в Хельмштадском университете. За это время он написал три латинские поэмы с прозаическим комментарием: «О монаде, числе и форме», «О несчетном и неисчислимом» и «О тройном наименьшем и мере». В 1591 году его пригласил в Венецию молодой венецианский дворянин Джованни Мочениго, который хотел постичь тайны памяти.

В Венеции Бруно присоединился к членам академии Мочениго, который ожидал от своего наставника тайных знаний и в нескольких доносах обвинил Бруно в ереси, спровоцировав арест и заключение мыслителя в тюрьму. В 1593 году венецианская инквизиция передает свои полномочия папе Клименту VIII. Бруно проводит шесть лет в тюрьме в Риме за отказ отказаться от своих натурфилософских и метафизических убеждений. 20 января 1600 года Папа Климент VIII объявил. Джордано «нераскаявшимся, упрямым и непреклонным еретиком» и передал его светским властям с приказом «наказать его без кровопролития», то есть сжечь на костре. Реакция Бруно на это предложение хорошо известна: «Сжечь — не значит опровергнуть!». По решению светского суда 17 февраля 1600 г. Бруно, трижды отлученный от церкви кальвинистами, лютеранами и католиками, был сожжен на площади Цветов в Риме. Все его произведения были внесены в католический Индекс запрещенных книг в 1603 году.

Джордано Бруно (1548—1600) — итальянский философ и поэт, представитель пантеизма.

Бруно считал целью философии не сверхъестественного Бога, а природу как «Бога в вещах». Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника, оказавшую на него большое влияние, Бруно высказал идеи о бесконечности природы и бесконечном разнообразии миров во Вселенной.

В этике Бруно выразил свой «героический энтузиазм», свою безграничную любовь к бесконечному, которая является отличительной чертой истинных мыслителей, поэтов и героев и которая возвышает человека над обыденностью, сравнивая его с божеством. Идеи Бруно оказали большое влияние на развитие философии в новое время (Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Ф. Шеллинг и др.).

Будучи преследуемым церковью за свои взгляды, он покинул Италию и жил во Франции, Англии и Германии. По возвращении в Италию его обвинили в ереси и вольнодумстве, и после восьмилетнего заключения он был сожжен на костре (1400).

Утопии Мора и Кампанеллы
В этот же период создаются мифы об идеальном обществе, в котором в конечном итоге должно жить все человечество.

Томас Мор (1478-1535) — английский гуманист, писатель и государственный деятель. Мор наиболее интересен как автор «Утопии» (1516). Вторая часть книги посвящена описанию идеального общественного устройства фантастического острова Утопия (буквально «место, которого нет»), Мор описывает прообраз коммунистического общества. В «Утопии», как и в «Государстве» Платона, все находится в общественной собственности, поскольку Мор убежден, что благосостояние общества невозможно там, где существует частная собственность; без обобществления не может быть равенства.

В Утопии все города выстроены по одному плану, но один из них — столица. Все жители Утопии одеваются одинаково, за исключением того, что одежда мужчин отличается от одежды женщин, а одежда женатых людей отличается от одежды неженатых. Все, и мужчины, и женщины, работают по шесть часов в день. Все ложатся спать в восемь часов и спят восемь часов. Все высшие должностные лица избираются из числа ученых. Форма правления — представительная демократия, основанная на системе многоступенчатых выборов. Утопийцы не используют деньги, но делают горшки из золота и цепи, которыми приковывают рабов, чтобы пропагандировать презрение к золоту. Что касается этики, то мы узнаем, что утопийцы склоняются к мнению, что счастье заключается в удовольствии. Однако это мнение не имеет последствий для плохих поступков, поскольку утопийцы верят, что после нынешней жизни существуют награды за добродетели и наказания за пороки. Среди утопийцев существует множество религий, и все они пользуются полной терпимостью.

Широта взглядов автора «Утопии» поражает современного человека. Мор рассуждает о природе и социальных последствиях войны, о религии и религиозной терпимости, осуждает бессмысленное убийство животных, особенно охоту, и выступает за мягкое уголовное законодательство, против обычая карать кражу смертью. Однако следует признать, что жизнь в «Утопии» Мора, как и в большинстве подобных государств, довольно скучна. Разнообразие необходимо для счастья, а в Утопии его не найти.

Томмазо Кампанелла (1568-1639) — итальянский философ, поэт и политический деятель. Глубоко интересуясь социальными проблемами, Кампанелла написал ряд произведений на социальные темы, самым значительным из которых является «Город Солнца» (1602) — своеобразный вариант коммунистической утопии. В обществе, которое придумал Кампанелла, нет частной собственности, семья упразднена, дети отданы государству на воспитание. Существует полная стандартизация одежды, быта, поведения. Существует всеобщая трудовая повинность. Все аспекты жизни строго регулируются государством, которое поистине вездесуще. Во главе государства стоит правитель по имени Солнце, или Метафизик. Он получает свою должность благодаря своей образованности и интеллекту и сохраняет ее до тех пор, пока не найдется более достойный кандидат.

Город исповедует религию Солнца, для которой характерен существенный рационалистический элемент, а также тесная связь с государством. Метафизик также является первосвященником; функции остальных поклоняющихся выполняют высшие должностные лица.

В творчестве Кампанеллы нашли отражение как философские идеи, характерные для эпохи Возрождения, так и социально-критические мотивы его времени.

Учение Джордано Бруно о бесконечности Вселенной и множественности миров

Натурфилософия Бруно — он называл ее полянской философией по месту ее возникновения — знаменует собой решающий шаг к онтологической «ориентации» мира. Иерархия средневекового мировоззрения, с присущими ей уровнями бытия и степенями совершенства, преобразуется Бруно в качественное, однородное бытие Вселенной, свободное от внутренних пределов и мер. Мир, Вселенная уже не воспринимается как творение Всемогущего Бога, а трактуется в пантеистическом духе как его открытие, проявление, появление в бесконечном многообразии существующих вещей. Для Бруно Вселенная — это все, чем она может быть; возможность совпадает в ней с реальностью абсолютным образом. Бесконечность Вселенной является неизбежным следствием силы и полноты бесконечно действующей причины. Ноланец характеризует ее так: «Вселенная — это неограниченная субстанция, неограниченное тело в неограниченном пространстве, то есть пустая и в то же время заполненная бесконечность. Поэтому вселенная едина, а миры бесчисленны. Хотя отдельные тела имеют конечный размер, их количество бесконечно»[1]. Для их описания Бруно, вслед за Н. Кусанским, использовал образ бесконечной сферы, центр которой находится везде, а поверхность — нигде. В этой сфере длина и ширина, право и лево, верх и низ одинаковы. Опираясь на астрономические открытия Н. Коперника и Т. Браге, Бруно разрушает «кристаллическую сферу неподвижных звезд», на которой была основана космология Аристотеля и Птолемея. Бесчисленные «лучистые миры», рассеянные в бесконечном пространстве, возникли из единой материи как «порождающее лоно» и могут иметь разумных обитателей. Ведь несотворенная и вечная материя является первоосновой всех вещей, «божественным бытием в вещах» (итал. essere divino nelle cose).

В вопросе о структуре материи Бруно следовал, с одной стороны, атомистической традиции Демокрита, Эпикура и Лукреция, с другой — развивал доктрину Кузанского о минимуме и пределе. Подход к неделимости первых начал заключался в объединении физических и математических явлений с целью отражения внутренней структуры Вселенной. Бруно различает общий минимум — наименьшее в данном наборе явлений — и абсолютный минимум — предел, совпадающий с атомом в сфере материальной экзистенции и с монадой в сфере метафизических идей. Атомы, как «первичные частицы», из которых состоят все тела, тождественны в силу присущей всем телесным вещам материи. Различия вещей создаются соединением, комбинацией и расположением атомов. Переходя от физики к геометрии, Бруно указал на предел делимости: линия — это движущаяся точка, поверхность — движущаяся линия, тело — движущаяся поверхность. Вывод Ноланца: движущаяся точка — субстанция всех геометрических фигур, а неподвижная точка — все. Таким образом, как и у Кузанского, минимум или монада совпадает с максимумом и целым. Абсолютное совпадение противоположностей не означает абсолютного покоя. Бруно разделяет древний принцип «универсальной одушевленности»: Вселенная полна жизни, порядка, обмена и движения. Мириады одушевленных миров, «великие животные» (итал. grandi animali), существуют не в пустоте, как думают атомисты, а в среде, которая «заключает, сохраняет, движет и порождает». Бруно называет его эфиром.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Объективное и субъективное в социально-историческом процессе
  2. Концепция «вечного возвращения» Ф. Ницше как философский миф
  3. Эстетика Шеллинга
  4. Разумная душа – ее смертность и бессмертие в арабо-исламской философии
  5. Возможность и действительность
  6. Часть и целое в философии
  7. Философия Кирилла Туровского
  8. Движение как атрибут бытия
  9. Методологическое сомнение в философии р. Декарта
  10. Культурно-философская антропология