Для связи в whatsapp +905441085890

Джордж Герберт Мид, американский философ, представитель прагматизма — Джордж Герберт Мид: социальное «Я»

Джордж Герберт Мид (1863-1931) разработал теорию социального поведения, чтобы объяснить, как социальный опыт формирует личность человека. Его подход напоминает подход Джона Б. Уотсона, описанный ранее. Оба рассматривали силу влияния окружающей среды на поведение. Но если Уотсон сосредоточил все свое внимание на явном поведении, то Мид изучала внутреннее мышление, определяющее человеческие качества.

«Я». Центральное понятие Мид — «самость», термин, обозначающий ту часть личности человека, которая состоит из самосознания и самовосприятия. Гениальная проницательность Мида проявилась в его концепции самости как продукта социального опыта.

Во-первых, самость развивается только в присутствии социального опыта. Он не является частью организма и не присутствует при рождении. Мид отвергла представление о том, что личность контролируется биологическими силами (на чем настаивал Фрейд) или связана с биологическим созреванием (как утверждал Пиаже). По Миду, самость развивается только через взаимодействие человека с другими людьми. В отсутствие этого, как мы видели на примере изолированных детей, тело растет, но самость не появляется.

Во-вторых, социальный опыт — это обмен символами. Только люди используют слова, движение кисти или улыбку для создания смысла. Мы можем дрессировать собаку, поощряя правильное поведение, но животное не придает значения своим действиям. С другой стороны, люди находят его, представляя себе намерения, лежащие в основе определенного поведения. Другими словами, собака реагирует на то, что вы делаете, в то время как человек реагирует на то, что происходит у вас в голове. Так, собаку можно научить выходить в коридор и брать зонтик. Но собака не знает о намерении: если она не может найти зонтик, у нее не будет человеческой реакции искать пальто вместо зонтика.

В-третьих, продолжает Мид, для того чтобы понять намерение, мы должны представить ситуацию с точки зрения другого человека. Через символы мы видим себя «в чужой шкуре» — глазами другого человека. Поэтому мы способны предвидеть реакцию других людей на наши действия еще до того, как они произойдут. Простое подбрасывание мяча требует от нас представить, как другой человек будет ловить мяч. Социальный интеракционизм предполагает взгляд на себя глазами другого, процесс, который Мид назвал принятием роли другого.

Зазеркальное «Я»: По сути, окружающие нас люди — это зеркало, в котором мы видим себя. Оказывается, наше представление о себе зависит от того, что, по нашему мнению, думают о нас другие. Например, если мы считаем, что окружающие нас люди считают нас умными, то и мы сами будем считать себя такими. Но если мы чувствуем, что они считают нас неквалифицированными, то и к себе мы будем относиться так же. Под термином «зеркальное Я» Чарльз Хортон Кули подразумевал образ себя, основанный на наших мыслях о том, какое впечатление мы производим на других.

Джордж Герберт Мид, американский философ, представитель прагматизма - Джордж Герберт Мид: социальное «Я»

Благодаря чему человек является субъектом социализации?

Человек как субъект социализации: человек становится полноправным членом общества, является не только объектом, но прежде всего субъектом социализации, усваивает социальные нормы и культурные ценности, проявляет активность, саморазвивается и реализует себя в обществе.

Основой для рассмотрения личности как субъекта социализации является концепция американских ученых Ч. Кули, У. И. Томаса и Ф. Знанецкого, а также Дж. Г. Мид.

Чарльз Кули, автор теории «зеркального Я» и теории малых групп, считал, что индивидуальное Я приобретает социальное качество в общении, межличностной коммуникации в рамках первичной группы (семья, группа сверстников, группа соседей), то есть в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов.

Уильям Томас и Флориан Знанецкий придерживались позиции, что социальные явления и процессы следует рассматривать как результат сознательной деятельности людей, что при изучении той или иной социальной ситуации необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, вовлеченных в эти ситуации, т.е. рассматривать их как субъектов социальной жизни.

Джордж Герберт Мид, разработавший течение под названием символический интеракционизм, считал «межиндивидуальное взаимодействие» центральным понятием социальной психологии. Согласно Миду, совокупность процессов взаимодействия составляет (обуславливает — формирует) общество и социального индивида. С одной стороны, богатство и уникальность реакций и агентности индивидуального «я» зависят от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых участвует «я». С другой стороны, социальный индивид является источником движения и развития общества.

Идеи C.X. Кули, У.И. Томас, Ф. Знанецки и Дж.Г. Мид оказали сильное влияние на изучение человека как субъекта социализации, на разработку концепций социализации в рамках субъект-субъектного подхода. Авторы десятитомной Международной энциклопедии образования (1985) утверждают, что «последние исследования характеризуют социализацию как систему коммуникативного взаимодействия между обществом и индивидом.

Человек объективно становится субъектом социализации, потому что на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе ему приходится решать задачи, которые он ставит перед собой более или менее осознанно, но чаще бессознательно, то есть проявляет свою субъектность (позицию) и субъектность (индивидуальное своеобразие).

Самопреобразование личности в процессе социализации: личность не остается пассивной в процессе социализации (как спонтанной, так и относительно направленной и относительно социально контролируемой — воспитания). Он проявляет определенную активность не только как субъект социализации, но и как ее объект и даже как жертва.

В каждой из этих ипостасей он может чувствовать или осознавать необходимость или желание изменить что-то в себе, чтобы

Чтобы лучше соответствовать ожиданиям и требованиям общества, как позитивным, так и негативным (в объектной ипостаси);

В какой-то степени противостоять требованиям общества, более эффективно решать проблемы, возникающие в своей жизни, и проблемы своего времени (в предметной роли)

избежать или преодолеть те или иные опасности, не стать жертвой каких-то неблагоприятных условий и обстоятельств социализации

более или менее, приблизить образ «настоящего Я» (то, каким человек видит себя в данный период) к образу «желаемого Я» (то, каким он хотел бы себя видеть).

То есть в процессе социализации человек меняется в ту или иную сторону.

Самоизменение — это процесс и результат более или менее осознанных, целенаправленных и успешных усилий человека стать другим (редко — полностью, обычно — частично).

Усилия могут быть направлены на изменение: внешности и физических характеристик; личностных характеристик; интеллектуальной, волевой, потребностной, экспрессивной, духовной и социальной сфер (знания, навыки, ценности, установки и т.д.). ); сценарии поведения; стиль и (или) образ жизни; отношение к себе (самооценка), отношение к себе (самоуважение, самопринятие), отношение к миру (мировосприятие, мировоззрение — образ мира), отношение к миру (аспекты и способы самореализации и самоутверждения).

Дж. Г. Мид

Джордж Герберт Мид (1863-1931) родился в Массачусетсе. После окончания Гарвардского университета и стажировки в Германии он стал профессором Чикагского университета и преподавал там до 1931 г. При жизни он был мало известен, не публиковал крупных научных работ и ограничивал свою деятельность лекциями (которые пользовались большой популярностью у слушателей). Популярность Мида возросла после его смерти, когда группа его бывших студентов
его бывших студентов и почитателей его таланта, опубликовал работы Мида в четырех томах, основанные на конспектах лекций его студентов и рукописях автора. Основная работа — «Сознание, самость и общество». В дальнейшем мы будем постоянно ссылаться и цитировать эту работу в нашем анализе творчества Мид.
Центральное место в учении Мида занимает концепция межиндивидуального взаимодействия (такая же, как в учении Ч. Кули, основателя интеракционизма). С этой категорией тесно связана другая, не менее важная для мысли Мида — социальный акт. Она рассматривается как диалог между людьми, постоянный, непрерывный обмен отношениями и действиями между ними. Социальный акт состоит из четырех этапов: Импульс, восприятие, манипуляция и достижение. Импульс рассматривается как побуждение участника взаимодействия внешней социальной средой к действию, восприятие — как формирование в сознании индивида представления об объекте будущего действия, манипуляция — как процесс взаимодействия субъекта с объектом, завершение — как получение блага от объекта взаимодействия и его оценка.

Рассматривая социальный акт как взаимодействие, американский исследователь выделяет два типа — несимволическое и символическое взаимодействие. Первый тип означает прямую реакцию людей на действия других. Что касается второго, основного типа взаимодействия — символического, то он предполагает обмен «установками, смыслами и ценностями» в различных формах, прежде всего языковых. Последний может функционировать как жестовая, письменная, вербальная форма общения. Рассматривая различные типы жестов, Мид уделяет особое внимание анализу вокального жеста и его превращению в осмысленный символ взаимодействия. Совокупность и взаимосвязь вокальных жестов он считает языком.

Американский ученый неоднократно подчеркивает, что социальный мир человека и; человечества формируется в результате процессов социальных взаимодействий, в которых большую роль играет «символическая среда». По мнению Мида, общение между людьми происходит с помощью специальных средств — символов, которые он называет жестами и языком. Символическая среда оказывает решающее влияние на людей, поскольку способствует формированию сознания и человеческого «я». Жест — это первый, неполный элемент человеческого поведения. Жест и реакция на него опосредованы значением, которое «находится», так сказать, между жестом и воспринимающим человеком. Значение жеста (когда он понят) вызывает инстинктивную реакцию. Мид пишет: «Жест выражает результат социального действия, результат, на который существует определенная реакция со стороны индивидов, вовлеченных в действие. Таким образом, значение дается или формулируется в терминах реакции.

Человек как объект социализации.

Каждый человек, особенно в детстве, подростковом и юношеском возрасте, является объектом социализации. Это проявляется в том, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно освоил роли мужчины или женщины (гендерная социализация), создал стабильную семью (семейная социализация), мог и хотел компетентно участвовать в общественной и экономической жизни (профессиональная социализация), был законопослушным гражданином (политическая социализация) и так далее.

Следует помнить, что не только общество в целом, но и определенные группы и организации предъявляют требования к человеку в том или ином аспекте социализации. Характеристики и функции тех или иных групп и организаций определяют специфический и не идентичный характер этих требований. Содержание требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются.

Эмиль Дюркгейм, рассматривавший процесс социализации, считал, что активным началом в нем является общество, а оно является субъектом социализации. «Общество, — писал он, — может выжить только при наличии значительной степени однородности среди его членов. Поэтому оно пытается сформировать человека «по своей модели», то есть, утверждая приоритет общества в процессе социализации человека, Э. Дюркгейм рассматривал последнего как объект социализирующих влияний общества.

Во многом взгляды Э. Дюркгейма легли в основу разработанной Талкоттом Парсонсом детальной социологической теории функционирования общества, которая, в частности, описывает процессы интеграции человека в социальную систему.

Т. Парсонс определил социализацию как «интернализацию культуры общества, в котором родился ребенок», как «овладение реквизитами ориентации для удовлетворительного функционирования в роли». Универсальная задача социализации — сформировать у входящего «новичка» как минимум чувство лояльности, а в лучшем случае — чувство преданности системе. По его мнению, человек «впитывает» общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». В результате следование общепринятым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью.

Теории Э. Дюркгейма и Т. Парсонса оказали и продолжают оказывать большое влияние на многих исследователей социализации. До сих пор многие из них рассматривают человека только как объект социализации, а саму социализацию — как субъект-объектный процесс (причем в качестве субъекта выступает общество или его составляющие). В концентрированном виде этот подход можно найти в типичном определении социализации из Международного словаря педагогических терминов (G. Terry Page, J.B. Thomas, Alan R. Marshall, 1987): «Социализация — это процесс приобретения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развития удовлетворяющих отношений с другими людьми.

Осмысление культуры в теории символического интеракционизма

Концепция символического интеракционизма (от английского «взаимодействие») берет за основу понимания культурных факторов два важных методологических определения. Во-первых, это рассмотрение социальных взаимодействий в их символическом (особенно языковом) взаимодействии. Во-вторых, это многомерный анализ «самости» как ядра личности в культуре.

В процессе символического взаимодействия индивид усваивает образы и смыслы, выработанные в обществе. Через это присвоение каждый человек воспринимает мотивы и стремления других и формирует свои собственные мотивы и стремления. В результате возникает целая цепь взаимосвязей: Стимул — знак — мотив — самосознание. При таком подходе термин «интеракционизм» приобретает индивидуально-психологический смысл, поскольку обозначает процесс отношения индивида к большой или малой группе. В то же время знаки (символические) средства выступают в качестве посредников этих отношений. При более широкой трактовке понятие интеракционизма может включать такое важное измерение культуры, как ее коммуникативная функция, которая обеспечивает связь между различными горизонтальными и вертикальными группами, между поколениями, разными культурами и так далее.

Важной заслугой «интеракционистов» было изучение взаимосвязи между символической и функциональной стороной социального процесса. В этикете, например, существует несоответствие между показно уважительной символикой и реальным отношением людей друг к другу. Культурный смысл этикета заключается в том, что, с одной стороны, он выполняет функцию социализации личности: Осваивая нормы этикета, человек приобретает алгоритмы поведения в определенных ситуациях, принятые в данной социальной общности. С другой стороны, «этикетное» поведение имеет ярко выраженную символическую форму. Она включает в себя символику жестов, мимики и речевых средств. В то же время за внешними манерами, символически выражающими привязанность и уважение, может скрываться нейтральное или явно негативное отношение. Хотя этикет является средством поддержания социально необходимого минимума приличия, использование символов этикета может принимать характер лицемерия или скрытой внутренней враждебности.

Результатом динамики социального процесса может стать ситуация, при которой либо функция, либо символ устаревают и теряют признание в общественном сознании. Результатом этого процесса являются две разновидности событий. Во-первых, когда символ признается неуместным, его заменяют (так Санкт-Петербург стал Петроградом, затем Ленинградом, а потом снова Санкт-Петербургом). Во-вторых, когда социальное явление теряет свои реальные функции, связанный с ним символизм может сохраняться некоторое время, даже если он становится пустой оболочкой. Например, в языке сохранилось выражение «бросить перчатку». Но оно утратило свое буквальное первоначальное значение, потому что исчезло функциональное значение института аристократических дуэлей.

По мнению самих американских социологов, символический интеракционизм пытается описать человеческие взаимодействия и общество в терминах адаптации и неадаптации к другим игрокам в игре. Поскольку в играх есть правила, культурные социологи этого направления фокусируются на том, как игроки, в зависимости от хода взаимодействия, создают, поддерживают и понимают правила игры.

Американский исследователь Джордж Герберт Мид (1863 — 1931) считается основателем теории символического интеракционизма. Однако сам термин был введен его учеником Блумером в 1937 году. При жизни Мид опубликовал очень мало работ. Его основные работы собраны в сборниках «Разум, самость и общество» (1954) и «Философия действия» (1938). Две особенности характеризуют направление символического интеракционизма, которое развивал Мид.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Учение Гераклита
  2. Философия и мифология — Социально-исторические истоки философии
  3. Блаженный Августин
  4. Многообразие пространственно-временных уровней бытия
  5. Экзистенциал
  6. Эстетическое как универсальный критерий ценности
  7. Человек как творец и наследник духовного богатства
  8. Анатомия сообщества
  9. Чувственная и рациональная ступени познания и уровни научного познания
  10. Задачи философии в культуре