Для связи в whatsapp +905441085890

Единство чувственного и рационального в познании

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Познание как взаимодействие двух систем – субъекта и объекта Основные концепции познания. Социокультурная природа познания
  2. Специфика и основные формы чувственного познания
  3. Взаимосвязь образного и знакового в чувственном познании
  4. Знак, его природа и роль в информационной деятельности
  5. Специфика и формы рационального познания. Два типа мышления – рассудок и разум
  6. Сенсуализм и рационализм в истории познания
  7. Научное познание, его специфические признаки
  8. Этические основания научной деятельности
  9. Истина: понятие и основные концепции
  10. Относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины

Введение

На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации потребность в познании мира в той или иной степени удовлетворялась в мифологических и религиозных объяснениях природы. Однако зачатки научного знания, накопленные вначале в рамках магии, со временем стали требовать своего завершения в научной картине мира и в его объяснении с точки зрения научного мировоззрения. Возникла необходимость понять природу научного знания, чего не хватало в прежних формах мировоззрения.

В результате этого процесса в самом мировоззрении и в его структуре образовался новый раздел, в котором учитывались познавательные способности человека, различные средства познания мира человеком, в том числе и средства научного познания. Сама постановка вопроса о научном знании была несовместима с мифологией. Именно на этой основе возникла и развивалась эпистемология (особенно в Древней Греции).

Эпистемология (или гносеология) — это отрасль философии, которая занимается проблемами природы знания и его возможностей, отношения знания к действительности, рассматривает общие условия познания, выявляет условия его достоверности и истинности.

Диалог между сенсуализмом и рационализмом

Процесс познания явно имеет две стороны — чувственное отражение и рациональное познание. Познание — это вид умственного производства, результатом которого является знание в различных формах. Процесс познания включает в себя почти все человеческие способности, среди которых наиболее важными являются эмоции и разум, находящиеся в тесном единстве друг с другом, а также с другими человеческими способностями. По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в процессе познания в истории философии существовали две прямо противоположные точки зрения: Сенсуализм и рационализм.

Сенсуализм (эмпиризм) — это эпистемологическая доктрина, которая признает ощущения единственным источником знаний. Ощущение — это субъективное представление объективного мира. С точки зрения сенсуализма, как показал Локк, ощущения содержат всю необходимую информацию о мире, которая должна быть обработана.

Противоположное направление — рационализм. Это направление эпистемологии, согласно которому универсальность и необходимость, как логические атрибуты достоверного знания, не могут быть выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть выведены только из разума или иметь врожденный характер. Так, на примере чувственности — рационализма мы видим, как происходит столкновение двух противоположных направлений, не способных найти диалектический подход к проблеме познания мира. Этот подход заключается в единстве чувственного и рационального познания. Это означает, что процесс познания возможен только при наличии контакта с внешним миром, то есть при наличии органов чувств (всего их пять).

Помимо своей важности, чувственное восприятие имеет и «недостаток». На уровне чувственного восприятия невозможно осознать внутреннюю связь с законами природы. Обычное и уникальное невозможно отличить с помощью чувственного восприятия. Даже с помощью органов чувств невозможно постичь весь мир явлений. Эти недостатки устраняются только на уровне логического или рационального познания. Три основные формы чувственного восприятия — это ощущение, восприятие и извлечение. Аналогично, на уровне логического познания проводится различие между понятиями, суждениями и умозаключениями. Понятие — это форма, отражающая общие необходимые свойства группы объектов. Суждения выражают отношения между объектами. Умозаключения — это способ получения нового результата на основе нескольких мнений. Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражается в мышлении. Мышление — это активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, который осуществляется на практике и на основе чувственных данных выявляет их закономерные связи и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий). В процессе мышления мы сталкиваемся не только с истинными определениями, но и с обманами. Понятие обмана не применимо к ощущениям, а только к мыслям. Когда мы говорим о перцептивных ощущениях, они квалифицируются как истинные и ложные. Человек ошибается, когда находится в процессе поиска, а этот поиск подразумевает определенную свободу выбора. На уровне ощущений и восприятий такого выбора нет, поскольку они являются результатом непосредственного взаимодействия органов чувств с вещами. Поскольку выбора нет, то и заблуждаться не в чем, то есть мы можем говорить об истинности и ложности наших ощущений. В этом соотношении чувственного и рационального эти стороны не равны, их нельзя просто уравнять. Чувственное познание является источником знаний, а на уровне логического познания мы не просто обобщаем информацию, полученную от органов чувств, а получаем качественно новые знания. Сила сенсуализма в том, что он подчеркивает роль сенсорного восприятия как важнейшего источника первичной информации.

Чувственное познание и его структура

Вся умственная деятельность человека вовлечена в процесс познания. Однако сенсорное и рациональное познание играет главную роль. Сенсорное или чувственное познание — это познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственные знания об объектах и их свойствах и протекает в трех основных формах: Восприятие, восприятие и репрезентация.

Восприятие — это сенсорный образ отдельного свойства объекта — его цвета, формы, вкуса и т.д. Благодаря активной работе человеческого сознания образы чувств, поступающие в мозг человека, подвергаются активной обработке и преобразуются в образы восприятия. Целостный образ объекта, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием. Восприятия формируются из ощущений и являются комбинацией ощущений. Например, яблоко воспринимается как сочетание ощущений его формы, цвета и вкуса. Восприятие возникает и существует в сознании как форма активного синтеза различных проявлений объектов и процессов, которая неотделима от других актов познавательной деятельности. Поэтому процесс восприятия является активным и творческим.

В его сознании накапливаются целостные сенсорно-перцептивные образы как результат интенсивного взаимодействия человека с окружающей средой. Накопление и сохранение этих образов в сознании человека происходит через память. Не зря философы и психологи называют память «хранилищем образов». Благодаря памяти мы можем сохранить и воспроизвести целый образ, даже если он не дан нам непосредственно. В этом случае работает более сложная форма сенсорного восприятия — представление — образ отдельного объекта, воспринятый человеком ранее, который сохраняется в сознании. Восприятие — это результат прошлых воздействий объекта на органы чувств, воспроизведение и сохранение образа объекта при его отсутствии в определенный момент.

Ощущения, восприятия и представления в абстракции можно рассматривать как последовательные этапы формирования образов чувственного отражения действительности. Но в реальном процессе познания они действуют согласованно, влияя друг на друга и испытывая влияние рациональных форм познания, логического мышления.

Эмпирическое знание никогда не может быть сведено только к чистой чувственности. Даже первый слой эмпирического знания — данные наблюдений — всегда записывается на определенном языке: и это язык, который использует не только повседневные термины, но и специальные научные термины. Данные наблюдений не могут быть сведены только к формам чувственности — ощущениям, восприятиям, представлениям. Здесь также наблюдается сложное переплетение чувственного и рационального.

Таким образом, сенсорное познание дает знания об отдельных свойствах и объектах реальности. Можем ли мы предположить, что эти знания надежны?

Что касается достоверности сенсорных образов, их соответствия вещам и их свойствам, рассмотрим следующее. Одни и те же предметы вызывают разные ощущения у разных людей, на что обратили внимание скептики. Субъективность ощущений обусловлена физиологическими различиями в органах чувств разных людей, их эмоциональным состоянием и другими факторами. Но было бы ошибкой абсолютизировать субъективную сторону познания, считая, что в ощущениях и восприятиях нет объективного элемента, независимого от человека и отражающего реальность. Если бы это было так, человек вообще не смог бы ориентироваться в окружающем его мире. Он не сможет различать предметы по их размеру, цвету, вкусу и т.д. Без знания реальных свойств дерева, камня, железа он не смог бы изготовить и использовать инструменты для получения средств к существованию. Поэтому чувственное познание, включая момент субъективного, имеет объективное, независимое от человека содержание, благодаря которому органы чувств дают истинное знание о действительности прежде всего. Ощущения, восприятия, идеи — это субъективные образы объективного мира.

Единство чувственного и рационального познания

Следует подчеркнуть, что когнитивная деятельность человека не сводится только к сенсорному восприятию. Сюда же относится и рациональное познание, о котором также нельзя сказать, что оно представляет собой чистую рациональность.

Здесь мы сталкиваемся с переплетением чувственного и рационального. В процессе теоретизирования о реальности доминируют формы рационального познания (понятия, суждения, умозаключения). Но при построении теории также используются представления визуальных моделей, которые являются формами сенсорного восприятия, поскольку представления, как и восприятие, относятся к формам живой интуиции. Даже сложные и высоко математизированные теории содержат в своем составе такие представления, как идеальный маятник, абсолютно твердое тело, идеальный товарообмен, в котором товар обменивается на товар в строгом соответствии с законом стоимости и т.д. Все эти идеализированные объекты являются визуальными модельными образами (обобщенными ощущениями), с которыми проводятся мысленные эксперименты. Результатом этих экспериментов является выяснение тех существенных связей и отношений, которые затем фиксируются в понятиях. Теория, следовательно, всегда содержит сенсорно-визуальный компонент. Можно лишь сказать, что на низших уровнях эмпирического знания преобладает чувственное, а на теоретическом уровне — рациональное.

Чувственное и рациональное взаимосвязаны, с этим согласны многие философы. Без рационального чувственное предстает как множественность, в которой нет единства. Рациональное без чувственного становится чем-то блеклым, лишенным жизни. Познание имеет чувственно-рациональный характер.

Предположим, нас интересует мысленный образ «этого яблока», желтого, круглого, сладкого. Существует три понятия: понятие цвета, понятие геометрической формы и понятие вкуса. Понятие цвета включает в себя различные цвета, из которых в данном случае есть только желтый. Соответственно, понятие вкуса в данном случае представлено ощущением «сладкий». Ментальный образ яблока возникает как пересечение множества концептов и их сенсорных индикаторов.

Если понятия представлены линиями, а чувственные формы — точками, то ментальный образ любого объекта представляется как определенный центр пересечения линий и точек.

Чувственное и рациональное связаны как два необходимых и взаимодополняющих момента единого процесса познания. Эта связь находит выражение в том, что чувственное познание связывает мысль с внешним миром, а мысль, в свою очередь, придает смысл чувственному познанию, теоретически обобщает его данные. Следовательно, чувственное и рациональное познание полностью выполняют свою познавательную задачу только тогда, когда они находятся в единстве друг с другом.

Диалектический материализм, различающий чувственное и рациональное как две ступени познания, не противопоставляет их друг другу. Его представители утверждают, что эти стадии находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания. Именно отсюда они черпают свой исходный материал. В свою очередь, на уровне человеческого сознания сенсорное познание находится под влиянием рационального познания. Человеческие ощущения, восприятия, идеи несут в себе характеристики всей ментально-интеллектуальной деятельности сознания.

Подводя итог, можно сказать, что процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития приобретают практический характер, а само познание становится все более дифференцированным и воплощенным в своих различных формах. Последние родственны, но не идентичны друг другу, каждый из них имеет свои особенности. Познание предстает как отражение, воспроизведение, воссоздание внешнего мира в сознании человека. У человека в результате контакта с внешним миром возникают ощущения, восприятия, понятия, мысли, которые представляют собой чувственные или мысленные образы предметов и явлений действительности, их свойств и отношений. А изображения — это копии, картинки, фотографии предметов и явлений. По сути, они правильно отражают то, что существует в реальности. Отражение, познание окружающего мира осуществляется человеком с помощью органов чувств и разума, рассудка, мышления.

Интуиция. Рациональное и иррациональное в познании

Познание и творчество: В истории философии понятие интуиции имело разное содержание. Интуиция понималась как форма прямого интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей в чувственном мире) — это форма непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, требующее длительной подготовки ума. В истории философии довольно часто противопоставлялись чувственные формы познания и мышления. Р. Декарт, например, говорил: «Под интуицией я понимаю не веру в шаткое свидетельство чувства и не ошибочное суждение неупорядоченного воображения, а понятие ясного и внимательного понимания, которое настолько просто и ясно, что не оставляет сомнений в том, что мы думаем, или, что одно и то же, устойчивое понятие ясного и внимательного понимания, которое порождается только естественным светом разума и которое, благодаря своей простоте, более надежно, чем сама дедукция…». Г. Гегель диалектически объединил в своей системе непосредственное и опосредованное знание. Интуиция также рассматривалась как знание в форме наблюдения чувств (Sinnesintuition): «…бесспорно неоспоримая, ясная, как солнце….. только чувственный», и поэтому секрет интуитивного познания и «…. сосредоточенные в чувственности» (Фейербах Л.). Интуиция понималась и как инстинкт, непосредственно определяющий формы поведения организма без предварительного обучения (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный основной принцип творчества (З. Фрейд).

В некоторых направлениях философии интуиция как божественное откровение рассматривается как абсолютно бессознательный процесс, несовместимый с логикой и практикой жизни (интуитивизм). Различные трактовки интуиции имеют нечто общее — акцент на спонтанном моменте в процессе познания, в отличие (или в противоположность) от опосредованного, дискурсивного характера логического мышления.Материалистическая диалектика видит в характеристике спонтанного момента в процессе познания, представляющего собой единство чувственного и рационального, рациональное зерно понятия интуиции.Процесс научного познания, как и различные формы художественного освоения мира, не всегда реализуется развернуто, логически. Нередко субъект постигает сложную ситуацию с помощью мысли, например, во время военного сражения, при определении диагноза, виновности или невиновности подсудимого и т.д.

Роль интуиции особенно велика там, где необходимо выйти за рамки существующих методов познания, чтобы проникнуть в неизвестное. Интуиция, однако, не является чем-то неразумным или сверхразумным. В процессе интуитивного познания не воспринимаются все признаки, по которым делается вывод, и методы, с помощью которых это делается. Интуиция — это не особый вид познания, который обходит понятия, восприятие и мышление. Оно представляет собой особый вид мышления, когда отдельные звенья мыслительного процесса осуществляются в сознании более или менее бессознательно, и является результатом мышления, которое воспринимается как «истина», с большей вероятностью проверки, чем случайное, но меньшей, чем логическое мышление, которое воспринимается однозначно. Интуиции достаточно, чтобы открыть истину, но недостаточно, чтобы убедить в ней других и самого себя. Для этого необходимы доказательства. Рациональное познание традиционно ассоциируется с наукой. Еще В.И. Вернадский, размышляя о науке, писал, что она «не есть логически стройная система познания, сознательно определяемая во всех своих основах разумом. Она полна постоянных изменений, корректировок и противоречий, чрезвычайно подвижна, как жизнь, сложна по своему содержанию; это динамически неустойчивое равновесие. Таким образом, в западной культуре догматической позиции научности была противопоставлена позиция умеренного скептицизма.

Заключение

Познание определяется как процесс приобретения и совершенствования знаний, деятельность человека по открытию понятий, схем, образов, концепций, позволяющих воспроизводить и совершенствовать свое бытие и самосохранение. Суть процесса познания заключается в актуализации наследственной информации. Знание понимается как результат познавательного процесса, закрепленный в культуре и готовый к использованию, в соответствии с законами природы.

Познание — это умственная деятельность, результатом которой является знание о явлениях внешнего и внутреннего мира в их сосуществовании и закономерной последовательности. Познание состоит из серии ментальных актов: Ощущение, восприятие, представление и формирование понятий (идей) и суждений. Основные вопросы теории познания (гносеологии) заключаются в признании или отрицании соответствия между нашими представлениями и реальностью, в определении источников и содержания познания. Основными направлениями теории познания являются:

  1. скептицизм (познание относительно и ненадежно; знание абсолюта недоступно);
  2. рационализм (источником познания является разум и присущие ему идеи); рационализм бывает либо догматическим, признающим тождество мысли и реальности (Гегель), либо критическим, означающим, что границы познания лежат в свойствах наших умственных способностей (Кант)
  3. реализм (источником знания является внешний опыт: эмпиризм, сенсуализм, Локк, или внутренний опыт: спиритуализм;
  4. мистицизм (источником знаний является сверхчувственное общение с божеством);
  5. идеализм (истинное бытие познается только в идеях нашего разума, Беркли, Юм, Фихте; имманентная философия);
  6. материализм (истинное бытие познается только в материи);
  7. позитивизм (содержанием знания служат только объекты опыта);
  8. эмпириокритицизм (сочетает в себе элементы вышеперечисленных систем) и т.д.

Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира. Следует отметить, что решение этой проблемы с древнейших времен приводило к серьезным трудностям, связанным как с реальной сложностью познавательного процесса, проявляющейся в неполноте знания и наличии большого количества непознаваемого, так и с особенностями развития самой науки и философии в известные периоды.

Библиография

  1. лекторский В. А. Теория познания : учебник / В. А. Лекторский, Т. И. Ойзерман. — M. : Мысль, 2007 — 359 стр.
  2. Данилян О. Г. Философия : учебник для вузов / О. Г. Данилевский, В. М. Тараненко. — M. : ЭКСМО, 2006 г. — 273 с.
  3. Митрошенкова О.А. Философия : учебник / О.А. Митрошенкова. — M. : Гардарики, 2002 г. — 374 с.
  4. Антипенко, З. Г. Диалектика истины и красоты в философском наследии Платона и Аристотеля : учебное пособие / З. Г. Антипенко. — M. : АКАДЕМИЯ НАУК СССР, 2003 г. — 198 с.
  5. Гадамер Г. Г. Истина и метод : учебник / Г. Г. Гадамер. — M. : Прогресс, 2005 г. — 704 с.