Для связи в whatsapp +905441085890

Единство исторического и логического у Гегеля — Историческое и логическое.

Единство исторического и логического у Гегеля - Историческое и логическое.

Следует различать объективную логику, историю развития объекта и методы познания этого объекта — логический и исторический.
Объективно-логическое — это генеральная линия, закономерность развития объекта, например, развитие общества от одной общественной формации к другой.

Объективно-историческое — это конкретное проявление этой закономерности в бесконечном многообразии ее конкретных и единичных проявлений. В применении к обществу, например, это реальная история всех стран и народов со всеми их неповторимыми индивидуальными судьбами.
Из этих двух сторон объективного процесса вытекают два метода познания — исторический и логический.

Любое явление может быть правильно познано только в его возникновении, развитии и гибели, то есть в его историческом развитии. Познать объект — значит осмыслить историю его возникновения и развития. Невозможно понять результат, если не понять путь развития, который привел к этому результату. История часто развивается скачками и зигзагами, и если следовать ей повсюду, то придется не только учитывать много материала меньшей важности, но и часто прерывать ход мысли. Именно поэтому необходим логический метод исследования.

Логика является обобщенным отражением истории, отражает действительность в ее естественном развитии, объясняет необходимость этого развития. Логика в целом совпадает с исторической: Она исторична, освобождена от случайностей и взята в своих основных законах.

Под логическим часто понимают метод познания определенного состояния объекта в определенное время в абстракции его развития. Это зависит от характера объекта и задач исследования. Например, И. Кеплеру для открытия законов движения планет не нужно было изучать их историю.
В качестве методов исследования выделяют индукцию и дедукцию.
Индукция — это процесс выведения общего утверждения из ряда частных (менее общих) утверждений, из отдельных фактов.
Обычно различают два основных типа индукции: полную и неполную. Полная индукция — вывод общего утверждения обо всех объектах определенного множества (класса) на основе рассмотрения каждого элемента этого множества.

На практике наиболее распространенными формами индукции являются те, которые предполагают заключение обо всех объектах класса на основе знания только некоторых объектов этого класса. Такие умозаключения называются умозаключениями неполной индукции. Они тем ближе к реальности, чем более глубокие, существенные связи раскрываются. Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и включающая теоретические рассуждения, способна дать надежный вывод. Это называется научной индукцией. Великие открытия, научные скачки мысли в конечном итоге происходят через индукцию — рискованный, но важный творческий метод.
Дедукция — это процесс рассуждения, который ведет от общего к частному, к менее общему. В конкретном смысле дедукция относится к процессу рассуждения в соответствии с правилами логики. В отличие от индукции, дедуктивные умозаключения дают достоверное знание при условии, что эта величина была включена в предпосылки. В научном исследовании индуктивный и дедуктивный методы мышления органично связаны между собой. Индукция приводит человеческую мысль к гипотезам о причинах и общих законах явлений; дедукция позволяет нам вывести эмпирически проверяемые следствия из общих гипотез и таким образом доказать или опровергнуть их экспериментально.

Эксперимент — это научно проведенный опыт, целенаправленное исследование какого-либо явления, которое мы производим в точно рассчитанных условиях, когда можно проследить за ходом явления, активно воздействовать на него с помощью различных приборов и средств и воспроизводить эти явления снова и снова, когда существуют те же условия и когда это необходимо.

Вера в научном мышлении и научном познании.

Вера — это одна из форм связи человека с миром, это продукт познавательной мысли, творческой деятельности человека. Хотя само научное знание в своем конечном выражении исключает наличие какой-либо веры, принятие знаний на различных этапах научного познания предполагает «участие» веры, которую можно назвать когнитивной верой. Это убеждение нельзя назвать полностью рациональным, иначе оно относилось бы к содержанию научного знания — теориям, законам, догматам. С эпистемологической точки зрения вера может быть представлена как акт принятия чего-либо как истинного, справедливого, целесообразного при отсутствии или невозможности достаточного эмпирического и рационально-теоретического обоснования, доказательства.

Феномен веры уже содержится в основаниях самой науки: специфическими формами проявления веры здесь являются научная аксиоматика, парадигма, конвенция (принято). выделяет два ряда оснований науки: те, которые находятся вне науки, и те, которые содержатся в системе самой науки (1).

В основаниях науки вне науки «присутствие» когнитивной веры обнаруживается в нескольких постулатах. Во-первых, это онтологический постулат о независимости объекта науки (материи, объективной реальности) от субъекта познания и самого познавательного процесса. Как заявил в начале 20 века А. Эйнштейн, «вера в существование внешнего мира, независимого от воспринимающего субъекта, является основой всего естествознания» (2). Во-вторых, это убеждение ученого в том, что объективная реальность подчиняется определенным законам, которые также не зависят от сознания, т.е. не созданы человеком, а «открываются» ему только в процессе научного познания. «Без веры в то, что природа подчиняется законам, — отмечает Н. Винер, — не может быть науки» (3). А. Эйнштейн отметил, что вера Кеплера в существование общего закона, управляющего всеми природными явлениями, послужила необходимым условием для его научного открытия (4). В-третьих, это вера ученого в принципиальную познаваемость этого мира, его доступность для человеческого разума, для научного познания. «Без веры в то, что можно постичь реальность через наши теоретические построения, — писал А. Эйнштейн, — без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло бы быть науки. Эта вера есть и всегда будет мотивом научного творчества» (5). А. Пуанкаре отмечал, что терпение физиков, которые могли быть неоднократно «низвергнуты множеством опытных неудач», поддерживалось верой в то, что «природа подчиняется законам; им остается только изучать эти законы» (6).

Следует отметить, что когнитивно-научная вера, в отличие от религиозной, является верой сенсорно-рационального порядка, то есть она основана на данных непосредственного сенсорного опыта человека и его способности к абстрактно-логическому мышлению.

Во второй серии оснований науки — которые относятся к системе самого научного знания — феномен веры обнаруживается прежде всего в тех теоретических положениях, которые «выражают общие закономерности предмета данной науки, раскрывающиеся определенным образом под определенным аспектом во всех ее теориях» (7). Речь идет о предпосылочном знании в науке, которое представлено на теоретическом уровне постулатами, аксиомами, определениями, служащими первоосновой системы научно-предметного знания. Научные концепции принадлежат к миру объективного знания, свободного от субъективных компонентов, но сам акт их принятия основан на когнитивной вере.

Основные принципы диалектического метода познания

Диалектический метод играет решающую роль в раскрытии сущности исследуемого объекта, в отображении всей совокупности присущих ему необходимых свойств и отношений в системе понятий в современном научном познании. Она наиболее адекватно отражает всеобщие формы существования, законы всеобщей взаимосвязи, движения и развития материальных образований и наиболее полно соответствует этапу развития современной науки, отображая в своих идеальных построениях объективную диалектику различных царств действительности.

Диалектический метод познания — это совокупность требований или принципов, которыми должен руководствоваться субъект в своей деятельности познания. Эти требования формулируются на основе установленных всеобщих свойств и отношений действительности и закономерностей функционирования и развития познания.

Одним из основных принципов диалектического метода познания является объективность наблюдения. Она представляет собой признание первичности материи по отношению к сознанию. То есть, если материя первична, представляет собой объективную реальность, существующую независимо от сознания и подчиняющуюся своим законам, а сознание и познание вторичны, зависят от внешнего мира и определяются им, то изучение того или иного объекта должно основываться на нем, а не на нашем мнении о нем, необходимо не подчинять объект мысли, а мысль объекту, его внутренней логике.

Другим принципом диалектического метода является требование рассматривать объект познания во всех его контекстах и отношениях. Этот принцип выражает всеобщую взаимосвязь явлений действительности по отношению к познанию. Каждый объект представляет собой определенное единство органически связанных сторон и свойств. В то же время она находится в многообразных связях и отношениях с бесчисленным множеством других объектов и явлений. Эти связи и отношения одновременно определяют и раскрывают природу материального образования, его сущность. Поэтому, чтобы познать сущность той или иной вещи, необходимо рассмотреть всю совокупность ее сторон и отношений между ними, а также всю «совокупность многообразных отношений этой вещи к другим «2 вещам. «Чтобы действительно познать предмет, — настаивал Ленин, — надо охватить его, изучить все его стороны, все его связи и «опосредования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование полноты предостережет нас от ошибок и от ступора.

Особое место в диалектическом методе занимает принцип рассмотрения объекта в его развитии, «самодвижении», изменении 4. Это требование исходит из признания универсальности, всеобщности движения и его неразрывной связи с материей. Если все в мире находится в движении, изменении, развитии — а движение есть всеобщая форма существования материи, — если каждое материальное образование существует благодаря определенному движению, если движение определяет его сущность, то, чтобы познать

Философия истории Гегеля

Важную роль в формировании исторической и общественно-политической мысли XIX века сыграла идеалистическая концепция немецкого философа ГЕОРГА ВИЛЬГЕЛЬМА ФРИДРИХА ГЕГЕЛЯ (1770-1831), разработанная в таких работах, как «Лекции по истории философии» (1833-1836), «Философия истории» (1837), «Лекции по эстетике» (1835-1838).

Согласно концепции Гегеля, предложенная им теория позволяла раскрыть суть всей человеческой истории. Она по-новому определила отношения между божественным и человеческим началами в мире, духом и материей, природой и человеком. На взгляды Гегеля явно повлияли работы немецких мыслителей эпохи Просвещения, произведения романтиков, идеи христианского мистицизма и теории античных философов.

Работы Гегеля относились к области философии истории. Под этим понимался взгляд на историю с позиции разума, который не фиксировал отдельные события, а стремился познать общие законы, управляющие теми или иными явлениями, логику исторического процесса, смысл человеческой истории.

Система Гегеля основана на всеобщих законах диалектики. Согласно им, все явления духовной и материальной жизни находятся в постоянном развитии, подчиняясь общему правилу: любое состояние явления неизбежно приводит к его противоположности. Эти противоположности вступают в борьбу между собой, которая заканчивается их объединением, синтезом на более высоком уровне. Достигнутое единство, в свою очередь, порождает новые противоположности и становится отправной точкой для следующего витка борьбы и единства противоположностей.

Знание принципа диалектического развития позволило, по мысли Гегеля, объяснить все стороны действительности — ход истории, человеческую мысль, природные явления — и даже приблизиться к пониманию божественного замысла. Философская система была разработана таким образом, чтобы охватить все компоненты бытия. В мире не было ничего фиксированного или завершенного. Каждая мысль или явление содержат противоречия, и это позволяет развивать их и достигать более высоких форм мышления и бытия. Немецкий философ считал, что человеческий разум наделен способностью постигать истину, поскольку он выражает универсальный дух, дух мира. Высшим основанием для человеческого стремления к знаниям был божественный разум.

Гегель описал всемирную историю как процесс саморазвития. Мировой дух, божественное начало. Природа была выражением духа в пространстве, история — во времени Высшее раскрытие мирового духа могло быть достигнуто только в человеке, который в свою очередь стремился стать его творцом. На вершине развития человек, по мысли Гегеля, приходит к осознанию своего единства с божественным Духом. Таким образом, история, охватывающая все аспекты человеческой культуры, служила познанию Самого Бога. Изучение прошлого занимало особое место для человека. Понятие духа включало в себя три компонента — общее, единичное и особенное. Общим был сам божественный разум. Единичное воплощалось в индивидууме, а особенное — в духе отдельной нации. Именно эта нация считалась героем мировой истории. В разные времена, по словам Гегеля, на первый план выходил тот или иной народ, чья собственная миссия раскрывалась в определенное время.

Диалектическая философия Г. Гегеля

Георг Гегель (1770 — 1831) был представителем немецкой классической философии. Главная заслуга Гегеля видится в развитии диалектики. Диалектический стиль мышления был известен еще до Гегеля. Заслуга Гегеля в том, что он разработал законченную диалектическую систему, дал наиболее полное учение о диалектическом развитии как качественном изменении, движении от низших форм к высшим, переходе старого в новое, превращении каждого явления в его противоположность. Он подчеркнул взаимосвязанность всех процессов в мире.

Гегель разработал идеалистическую форму диалектики: он считает диалектику категорий, их связей и переходов друг в друга, развитием «чистой мысли» — абсолютной идеи. Он понимает развитие как самодвижение, саморазвитие, которое происходит на основе взаимопроникновения противоположностей: Поскольку явление противоречиво, оно имеет движение и развитие. В нем каждое понятие находится во внутренней необходимой связи со всеми остальными. Таким образом, в процессе развития возможность становится реальностью, количество переходит в качество, причина становится следствием, и наоборот. Он подчеркивает единство противоположных категорий: Форма и содержание, сущность и явление, случайность и необходимость, причина и следствие и т.д.

Более того, в процессе своего саморазвития абсолютная идея должна превратиться в свою противоположность — стать материальной природой, чтобы вновь стать духовной (в человеческом сознании).

Гегель показал внутренние противоречия, взаимопроникновения и переходы «парных категорий». Для него категории, как по форме, так и по содержанию, не нуждаются в чувственно воспринимаемом материале: как чистые мысли и ступени развития абсолютной Идеи, они сами по себе субстанциальны и потому составляют сущность вещей. Раскрывая диалектику категорий как чистую мысль, убежденный в тождестве бытия и мышления, Гегель считал, что изложенная им диалектика категорий проявляется во всех явлениях мира: она универсальна, она существует не только для философского сознания, ибо «все, что нас окружает, можно рассматривать как модель диалектики».

Гегель создал систему категорий диалектики, практически непревзойденную на сегодняшний день. Категории Гегеля плавно и органично перетекают одна в другую. Он видит связь между такими категориями, как сущность, содержание, общее, необходимое, закон, или такими категориями, как явление, форма, единичное, контингентное.

Гегель является первооткрывателем основных законов диалектики: закона количественно-качественных изменений, закона взаимопроникновения противоположностей и закона отрицания отрицания. Через диалектику категорий он исследует механизм действия фундаментальных законов диалектики. Вещь является тем, чем она является, благодаря своему качеству. Если вещь теряет свое качество, она перестает быть собой, данной детерминацией. Количество является внешним по отношению к бытию как определенность; оно характеризует бытие со стороны числа. Дом, говорит Гегель, остается тем, что он есть, независимо от того, становится он больше или меньше, так же как красный цвет остается красным, независимо от того, становится он светлее или темнее. Подчеркивая всеобщий характер закона количественно-качественных и качественно-количественных изменений, Гегель показал его своеобразные проявления в каждом конкретном случае.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Естественная религия. Д. Юм
  2. Двуединство рационально-теоретических и ценностно-мировоззренческих компонентов философии
  3. Структура философского знания
  4. Сергей Леонидович Рубинштейн, советский психолог и философ
  5. Иудейская философия
  6. Моральные нормы в роли «неписаных законов». Нравственные принципы: оковы или освобождение?
  7. Феноменология
  8. Антропологическая проблема в отечественной философии
  9. Постпозитивизм
  10. Духовная жизнь общества