Для связи в whatsapp +905441085890

Единство материального и духовного производства — Материальная и духовная культура

Существует несколько способов анализа структуры культуры. Поскольку культура выступает прежде всего как предпосылка всех видов социально значимой деятельности, основными элементами ее структуры являются формы фиксации и передачи социального опыта. В этом контексте основными компонентами культуры являются: язык, обычаи, традиции, ценности и нормы.

Язык — это система условных символов, связанных с определенными объектами. Язык играет самую важную роль в процессе социализации индивида. С помощью языка происходит усвоение культурных норм, приобретение социальных ролей, формирование моделей поведения. Каждый человек имеет свой культурно-языковой статус, который обозначает принадлежность к определенному типу языковой культуры: высокий литературный язык, разговорный, местный диалект.

Традиция — это форма социокультурного воспроизводства, связанная с передачей от поколения к поколению основных элементов нормативной культуры: символов, обычаев, манер, языка. Необходимость сохранения этих основных норм вытекает просто из факта их существования в прошлом.

Если рассматривать культуру по ее носителю, то различают материальную и духовную культуру.

Материальная культура включает в себя все сферы материальной деятельности и их результаты: Жилища, одежда, предметы и средства труда, товары народного потребления и т.д. То есть материальная культура включает в себя те элементы, которые обслуживают естественные и органические потребности человека, которые в прямом смысле слова удовлетворяют эти потребности.

Интеллектуальная культура включает в себя все сферы деятельности и их продукты: Знание, образование, просвещение, право, философия, религия, искусство. Духовная культура в первую очередь связана не с удовлетворением потребностей, а с развитием способностей человека, имеющих общечеловеческое значение.

Одни и те же предметы могут одновременно принадлежать и к материальной, и к духовной культуре, меняя свое назначение в процессе своего существования.

Пример. Предметы быта, мебель, одежда повседневной жизни удовлетворяют естественные потребности человека. Но поскольку они выставлены в музеях, эти вещи уже служат удовлетворению познавательного интереса. Их можно использовать для изучения жизни и обычаев определенной эпохи.

Социальная норма — это форма социокультурного регулирования в конкретной социальной сфере, которая маркирует принадлежность индивида к определенной социальной группе. Социальная норма устанавливает допустимые границы деятельности представителей определенных социальных групп, обеспечивает предсказуемость, стандартизацию поведения людей в соответствии с их социальным статусом.

Ценность — это категория, которая указывает на человеческую, социальную и культурную значимость определенных явлений действительности. Каждая историческая эпоха характеризуется определенным набором и иерархией ценностей. Эта система ценностей выступает в качестве высшего уровня социальной регуляции, формирует основу для становления личности и поддержания нормативного порядка в обществе.

Единство материального и духовного производства - Материальная и духовная культура

Культура как отражение духовных способностей личности.

По форме отражения интеллектуальных способностей, а также по происхождению и сущности культуры можно условно выделить три формы: Элитные, популярные и массовые.

Элитарная или высокая культура включает в себя классическую музыку, высокохудожественную литературу, поэзию, изобразительное искусство и так далее. Она создается талантливыми писателями, поэтами, композиторами, художниками и рассчитана на избранный круг знатоков и любителей искусства. В этот круг могут входить не только «профессионалы» (писатели, критики и искусствоведы), но и те, кто ценит искусство и получает эстетическое удовольствие от общения с ним.

Популярная культура возникает спонтанно и обычно не имеет конкретных авторов. Она включает в себя широкий спектр элементов: Мифы, легенды, саги, песни, танцы, пословицы, поговорки, декоративно-прикладное искусство и многое другое — все это принято называть фольклором. Можно выделить две составляющие фольклора: он локализован, то есть связан с традициями определенной местности; и он демократичен, потому что в его создании участвуют все.

Массовая культура начинает развиваться с середины XIX века. Он не отличается высокой духовностью, напротив, имеет преимущественно развлекательный характер и в настоящее время занимает основную часть культурного пространства. Это сфера, без которой невозможно представить жизнь современной молодежи. Продуктами массовой культуры являются, например, современная поп-музыка, кинематограф, мода, современная литература, бесконечные телесериалы, фильмы ужасов и кинобоевики и т.д.
Социологический подход к пониманию культуры.
В контексте социологического подхода культура — это система ценностей и норм, присущих определенной социальной общности, группе, народу или нации. Основные категории: Доминирующая культура, субкультура, контркультура, этническая культура, национальная культура. Если рассматривать культуру как характеристику особенностей жизнедеятельности различных социальных групп, то выделяют следующие понятия: Доминирующая культура, субкультура и контркультура.

Доминирующая культура — это набор убеждений, ценностей, норм и правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Это понятие отражает систему норм и ценностей, важных для общества, которая формирует его культурную основу.

Субкультура — это понятие, используемое социологами и культурологами для выделения локальных культурных комплексов, возникающих внутри культуры общества в целом.

Каждая субкультура предполагает свои правила и модели поведения, свой стиль одежды, свой способ общения, отражает особенности образа жизни различных сообществ людей. В настоящее время российские социологи уделяют особое внимание изучению молодежной субкультуры.

Как показывают результаты конкретных социологических исследований, субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:

Уровень образования (он значительно выше среди тех, кто имеет более низкий уровень образования, например, среди студентов ПТУ, чем среди студентов университета);

Возраст (пик активности приходится на возраст 16-17 лет, значительный спад — на возраст 21-22 года).

Место проживания (в большей степени характерно для города, чем для сельской местности).

Контркультура относится к субкультуре, которая находится в открытом конфликте с доминирующей культурой. Контркультура означает неприятие основных ценностей общества и призывает к поиску альтернативных способов жизни.

Специфика современной массовой культуры.

Уже в 19 веке философы, занимающиеся вопросами культуры, обратились к анализу природы и социальной роли массовой и элитарной культуры. Массовая культура тогда ясно виделась как выражение ментального рабства, как средство психического угнетения человека, как средство формирования манипулируемого сознания. Она противопоставлялась классической высокой культуре, которая воспринималась как образ жизни, характерный для привилегированных слоев общества, интеллектуалов, аристократов ума, то есть «цвета человечества».

В 40-50-х годах двадцатого века представление о массовой информации оформилось как о новом этапе культуры. Оно было успешно развито в трудах канадского исследователя Герберта Маршалла Маклюэна (1911-1980). Он считал, что все существующие культуры отличаются друг от друга средствами коммуникации, поскольку именно средства коммуникации формируют сознание людей и определяют особенности их жизнедеятельности. Как отмечают многие культурологи, концепция Маклюэна и его последователей является типичным оптимистическим представлением о массовой культуре.

Основная функция массовой культуры — компенсаторная и развлекательная, которая дополняется социально адаптивной функцией, реализуемой в отвлеченном, поверхностном варианте. В этом контексте западные исследователи неоднократно подчеркивали, что массовая культура превращает людей в любопытных наблюдателей жизни, которые воспринимают иллюзорный мир видеоизображений как объективно существующую реальность, а реальный мир — как иллюзию, досадную помеху существованию. Потребление образцов массовой культуры, по мнению многих психологов, возвращает взрослых на инфантильную стадию мировосприятия и превращает юных потребителей этой культуры в пассивных творцов, без разбора поглощающих приготовленные для них идеологические «пайки».

Американские исследователи массовой культуры говорят, что сегодня она служит духовным наркотиком. Погружая человеческий разум в мир иллюзий, массовая культура становится школой стереотипов, которые формируют не только массовое сознание, но и соответствующее поведение людей. В защиту такой позиции часто предполагается, что человеческое неравенство естественно и будет существовать вечно. Что в любом обществе всегда будет существовать элита, что это интеллектуальное правящее меньшинство с высокой активностью и развитым интеллектом.

Даже А. Шопенгауэр и Ф. Ницше говорили, что пишут для людей с особой восприимчивостью, для людей гениальных, для «сверхчеловека», обладающего сильной волей к власти и огромным жизненным потенциалом. Теоретики авангардизма и модернизма придерживались примерно такой же позиции, считая, что их произведения принципиально недоступны «серой массе». Но практика разработки любого произведения искусства опровергает этот тезис. В каждом обществе, помимо эстетически развитых людей, есть и люди с неразвитыми вкусами. И они не только имеют право на существование, но и способны создавать свои новые художественные школы и направления (дадаизм, китч и т.д.).

В связи с этическими вопросами, природа массовой культуры также считается неоднозначной. Многие исследователи, особенно отечественные, много говорят о низком нравственном содержании образцов современной массовой культуры. Примитивизация отношений, пропаганда насилия, секса в произведениях массовой культуры якобы не способствует формированию высокого морального облика, а наоборот ведет к нравственной деградации современной молодежи. В этом контексте важной представляется проблема ответственности за моральное состояние современного общества, ответственности того, кто создает культуру и несет ее в массы.

Основные понятия социологии культуры как системы духовного производства общества

Рассмотрим основные понятия социологии культуры. Возможно, самым значительным является понятие «цивилизация». Современная трактовка этого понятия означает высший уровень материально-культурных и духовно-культурных достижений человечества на данном этапе человеческой истории (освоение космоса, развитие технологий в области информационно-коммуникационных систем (ИКТ). ИКТ открыли принципиально новую эру «постиндустриального» общества. Он характеризуется снижением затрат за счет использования микроэлектроники и сменяющих друг друга поколений интегрированных сетей, телекоммуникационных систем и электронных компьютеров, которые оказывают огромное влияние на все сектора экономики. Параллельно с этим материально-техническим прогрессом в лоне современной цивилизации происходит обогащение ценностных отношений на уровне духовного производства. Духовный мир человека находится в процессе обогащения новыми ценностями, хотя это очень сложный и неоднозначный процесс.

Указанное развитие цивилизации, особенно технотронное, более характерно для западной цивилизации, и оно (развитие) рационализирует не только материальную сторону цивилизационных отношений в обществе, но и духовную составляющую, т.е. рационализирует, формализует духовное производство и воспроизводство, делает его все более схематичным, обыденным, подгоняет внутренний мир людей под общие нормы. Можно сказать, что желание «жить хорошо» на Западе подразумевает очень высокую цену за это, в сочетании с ограничением духовной независимости. В этом смысле западное общество, как целостная социокультурная система, очень несбалансировано в плане материального и духовного производства.

Как мы видим, развитие цивилизации включает в себя взаимодействие двух процессов — глобального развития человеческой цивилизации и развития конкретных национальных культур. В последнем случае возникает проблема культурного наследия. Культурное наследие — это совокупность особенностей и характеристик материального и духовного производства, которые каждое предыдущее поколение оставляет в качестве «приданого» последующему поколению, с правом выбора лучшего или, скорее, отвержения худшего.

Негативные аспекты прошлого обычно культивируются идеологическими группами, проповедующими собственную исключительность, обычно признаваемую только ими самими, но не находящую отклика в массах. Это означает, что предлагаются идеи, которые не способны стать материальной силой среди рабочих масс.
К продуктам духовного производства, то есть к социологии культуры, А.И.Кравченко причисляет так называемые культурные универсалии и понимает под ними своеобразные неизменные типы развития, элементы культуры. Культурные универсалии — это такие нормы, ценности, правила, традиции и характеристики, которые присущи всем культурам, независимо от географического положения, исторического времени и социальной структуры общества.

К универсалиям относятся многие предметы и явления, общие для всех культур мира: Рождение и смерть, возрастные периоды (молодость, зрелость, старость), украшения, спортивная культура, календарь, личная гигиена, приготовление пищи, жилище, воспитание детей, общий труд, приобретение профессии и так далее.

Понятия материальное производство и духовное производство

Понятие общественного производства является одним из универсальных определений общества, но оно не тождественно понятию общественной жизни. Процесс общественного производства жизни людей включает в себя, прежде всего, материальное производство, поскольку без производства и воспроизводства материальных условий и средств жизни невозможна жизнедеятельность людей во всем ее многообразии. Отсюда вытекает роль материального производства, составляющего весь многообразный процесс общественной жизни. Однако «производство и общество» — не единственный вопрос в познании и объяснении этого основного положения социально-философской теории марксизма. Производство общественной жизни включает также духовное производство («производство сознания»), производство людей как социальных индивидов и производство «самой формы общения» (К. Маркс).

Духовное производство — это деятельность людей, направленная на создание новых духовных ценностей. Духовное производство осуществляется как специальными профессиональными группами людей (ученые, писатели, поэты, скульпторы, художники, кинематографисты), так и талантливыми представителями масс (фольклор, народная медицина и т.д.).

Продуктами интеллектуального производства являются идеи, представления, убеждения, принципы, ценности, идеалы, нормы, верования, мифы, легенды, которые составляют духовное богатство человеческой культуры. Они обладают способностью воспроизводиться, совершенствоваться, модифицироваться, свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени, удовлетворять различные духовные потребности людей.

Изначально духовные потребности людей (для удовлетворения которых возникла отдельная отрасль создания духовных благ) были очень малы, поэтому духовное производство переплеталось с материальным. В то же время удовлетворение одних духовных потребностей порождало все новые и новые духовные потребности людей. Со временем духовное производство превратилось в самостоятельную отрасль.

Материальное производство — это производство, непосредственно связанное с производством материальных ценностей и оказанием материальных услуг: выполнение строительных, монтажных, земельных и ремонтных работ. Целью материального производства является выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. От древности к средневековью: два типа умозрения
  2. Понимание деятельности и ее всеобщих начал. Специфика в понимании социального субъекта
  3. Априорное и апостериорное
  4. Русский космизм и «вселенский пессимизм» А. Шопенгауэра
  5. Экзегетический метод Филона Александрийского
  6. Роль сциентизма в культуре XX века
  7. Философия русского просвещения
  8. Идея цикличности истории в европейской социальной сфере философии
  9. Неопозитивизм — современная философия
  10. Свобода и ответственность личности