Для связи в whatsapp +905441085890

Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль — немецкий философ, основатель феноменологии

Феноменология — это философский метод или система, предложенная Эдмундом Густавом Гуссерлем в его монументальном труде «Логические исследования», который он опубликовал в трех томах с 1900 по 1913 год. Термин феноменология использовался в философских кругах с 1700 года. В то время это означало абстрагирование сознания и опыта от их реальных интенсионных составляющих и их обсуждение в рамках философии. Она также обозначила исторические исследования в области самосознания, от первичных органов чувств до рационального мышления. Тем не менее, именно Гуссерль дал ему форму, которую он имеет сегодня. Он определил феноменологию как философский метод изучения эссенций и акт введения этих эссенций в ткань повседневного опыта. Он рассматривал это как трансцендентальную философию, касающуюся только того, что остается после редукции. Он назвал это сокращение словом «эпос», что означает заключение в скобки мнений или приостановку судебных решений. «Возвращаясь к теме» был девизом Гуссерля, когда он говорил о любой философской или научной теме. Возвращаясь к сюжетам, Гуссерль рассматривал введение в каждый философский сюжет, как целостную его часть, такого сокращения, которое утверждает существование мира до того, как начинается размышление. Он представлял феноменологию как метод достижения живого опыта в том виде, в котором он происходит во времени и пространстве; это попытка описать опыт непосредственно в том виде, в котором он происходит, не останавливаясь при этом на определении его происхождения и объяснении его причин. Для выполнения этой задачи Гуссерль предложил понятие эпоса: при полной смене позиции философ переходит от самих вещей к их значениям, или, иными словами, от реальности воплощенных значений — ядра науки — к реальности значений, как они непосредственно переживаются окружающим миром. Позже другие западные философы определили и переопределили феноменологию, чтобы она соответствовала их собственным идеям.

Феноменология — это философия сознания. Гуссерль предполагал, что сознание всегда направлено на что-то, и что оно несет в себе идеал. Предметная область, которую изучает феноменология, является новой областью и поэтому не имеет непоследовательно сформированного категориального аппарата философии. Это, и только это, сложность понимания проблем, поднятых Э. Гуссерлем. Гуссерль и его последователи разгадали.

Гуссерль - немецкий философ, основатель феноменологии - Предмет феноменологии

Предмет феноменологии

Феноменология — это философия сознания. Совсем недавно, в 1997 г., отмечалась двадцатая годовщина созыва первой Международной конференции феноменологов. Первые шаги феноменологической философии связаны с именем Э. Гуссерля — математика, логика, философа — и выросли непосредственно из Психологического объединения в Мюнхене, которое действовало в самом начале 20 века. По примеру Мюнхена в Гёттингене было основано Философское общество. В 1910-12 годах Гуссерль заложил основы истории феноменологии, а с 1939 года Гусерлиана — полное собрание его сочинений с комментариями — начал появляться в Бельгии, куда были вывезены его важнейшие рукописи, и был создан Архив Гуссерля .
Сразу же следует отметить, что предметная область, которую изучает феноменология, является новой областью и поэтому не имеет непоследовательно сформированного категориального аппарата философии. Это, и только это, сложность понимания проблем, поднятых Э. Гуссерлем. Гуссерль и его последователи разгадали. Но вопрос в нашем сознании, знаем ли мы, что такое наше сознание, можем ли мы понять (или нет?) другого человека, наделенного тем же самым сознанием; и если мы не понимаем другого человека, то что именно мы не понимаем, что мы не можем осознать своим сознанием, и, наконец, можем ли мы им воспользоваться.

Феноменологический анализ «предполагает… полное исключение всех предположений, детерминаций и убеждений» относительно объективности субъекта, поскольку «феноменологические данные — это постижение времени», и поэтому «феноменологический анализ не может обнаружить даже малейшей точки объективного времени», поскольку «то, что испытано». Теперь, принимая это как таковое, не является точкой объективного времени, и т.д. Объективное пространство, объективное время, а вместе с ними и объективный мир актуальных вещей и процессов — все это трансценденции». Порядок вещей и взаимосвязи между ними, обнаруженные в собственном опыте и не обнаруженные в самом объективном мире, не являются объективным порядком. Захват и удержание объекта сознанием, согласно Гуссерлю, не означает захвата объективности, не означает захвата объективной реальности. «Объективность принадлежит «опыту» и, более того, единству опыта, законам природных отношений, данным в опыте. Феноменологически говоря: объективность складывается как раз не в «первичном» содержании, а в свойствах захвата и в законах, относящихся к сущности этих свойств».
Первая актуальная феноменологическая работа Гуссерля, двухтомные «Исследования в логике», была написана в 1900-1901 г.г. Гуссерль приходит к выводу, что его стремление искать конечные основы, т.е. психологические основы науки (арифметики), потерпело неудачу, и предлагает острую критику психологизма в логике. Свои первые «психологические» эксперименты он описывает как «детскую наивность», страдающую от недостатка философских знаний.

Уже здесь возникает различие, которое до сих пор относилось к арифметическому материалу — материалу числа — со следующими аспектами:

  • Понятие «число в себе» или знак,
  • Понятие «число» или мысль о предмете (=мыслительное содержание),
  • Сознание понятия «число» или значение (=смыслительное).

Если в конце XIX века Гуссерль выделял «вещь в себе» как особый предмет бытия и сознания, то необходимость различать а) содержание понятия (предметное содержание мышления) и б) сознание этого содержания (смысл=сенс) была четко признана Гуссерлем.

Концепция «ноэма» и доктрина феноменологической редукции

В своей первой работе «Философия арифметики» Гуссерль исследует процесс формирования понятия числа (способ формирования понятия числа). В логических исследованиях, с другой стороны, Гуссерль анализирует содержание понятия числа и утверждает, что объектом научного интереса ученого является не вещь в себе, а понятие вещи в себе как единство смысла и смысла. Иными словами, ученый задается вопросом не об объекте объективной реальности как таковом, а о понятии этого объекта, о содержании, которое существует в концепции субъекта этого понятия. Именно здесь, в Логических Исследованиях, Гуссерль очерчивает принципиальную позицию очищения научного исследования от всякого рода неявных предположений, тех предположений, которые носят метафизический характер.
Чтобы прийти к неопровержимым основам знания, Гуссерль стремится сделать предмет науки эпистемологически нейтральным, феноменологически очищенным — это принцип феноменологического отношения, феноменологической редукции. (Здесь становится ясно влияние Р. Декарта и старшего современника, Р. Авенариуса, на Гуссерля).
Чтобы приблизиться к пониманию феноменологической редукции, необходимо вспомнить термины логики, с которыми оперирует Гуссерль. Но разграничение между логическим смыслом и логическим смыслом проводится Х. Фреге уже после появления «Логических исследований» и вдохновляется именно этой работой Гуссерля.

Фредж активно следил за публикациями Гуссерля.
«Смысл предмета» в понимании Гуссерля, т.е. как «смысл предмета», — это «ноем» (от греч. «noema» — «мысль»), т.е. содержание мысли об объекте, или, иными словами, содержание мысли об объекте.

Один и тот же объект, например, «лошадь», может иметь разные, даже противоположные значения (знаки) в разных высказываниях:

  • Конь — Пегас, крылатый конь, который вместе со своим братом Хризауром родился из туловища Горгоны Медузы после того, как Персей отрубил ей голову;
  • Лошадь — это еще и старая лошадь, или просто кляча, о которой поет песня: «А теперь мы молча плачем на асфальте… мы с тобой оба повесили головы…».

Различные значения встречаются не только в таких распространенных терминах, как «лошадь».

Например, единственный термин «Пегас» также может иметь различные значения:

  • Пегас — лошадь поэтов, потому что он мог ударить одним копытом по источнику на Геликоне, обители муз;
  • Пегас — это лошадь, которая приносит гром и молнию Зевсу, на Олимп.

«Знак» — это материальный объект, который представляет свойства или отношения другого объекта, неизвестного по своей природе. С помощью знака или системы знаков можно изобразить отёк (смысл, значение). Например, Q, W, R, F — знаки английского алфавита, @ — обязательный знак электронного массива (e-mail), (c) — знак авторского права. Кроме того, знак — это способ существования ноума и может проявляться в различных формах — в виде знака-образа (карта, фотография, рентгеновский снимок), в виде знака-знака (дым — признак огня, температура — признак болезни), в виде знака-символа (горный козёл — символ города Самары, дерево с великолепной кроной — символ ROU-URO, чаша со змеёй — символ медицины).

История жизни Эдмунда Гуссерля

Эдмунд Гуссерль родился 8 апреля 1859 года в городе Простейов в Моравии, Австрия. Его отец был чешским евреем по происхождению и торговцем шляпками. Гуссерль был вторым ребенком из четырех. Основным языком в его семье был идиш. Отец Гуссерля был успешным купцом и смог открыть мануфактуру с доходами от своего бизнеса. Он придавал большое значение воспитанию собственных детей.

Эдмунд Гуссерль получил хорошее образование. Сначала он окончил практическую школу в Вене, затем гимназию в Ольмуце, а затем поступил в один из самых престижных университетов Германии — Лейпциг. Гуссерль интересовался в основном естественными науками, его самой большой страстью была математика, которую он продолжал изучать в Берлине и Вене. В 1882 г. Эдмунд завершил защиту диссертации «О теории расчета вариаций», после чего оставил чисто математические исследования в пользу философии.

Гуссерль познакомился с философией еще будучи студентом при Полсене, но серьезный интерес к ней он проявил под влиянием Ф. Брентано и К. Штумпфа, которые не только втянули Гуссерля в мир философии и познакомили его с новейшими идеями в области психологии, но и побудили его к созданию собственной доктрины.

В 1886 году умирает отец Гуссерля, что позволило ему обратиться в протестантство и закрепиться в рядах немецкого профессора. Гуссерль также женится, после чего получает должность преподавателя в университете Галле. В начале века появляются и хорошо принимаются его первые философские труды. В Гёттингене и Мюнхене Хюссерль нашел друзей и сотрудников в виде Райнах, Пфендер и Шелер. В 1916 году он поступил на кафедру во Фрайбургский университет и приобрел собственных студентов, в том числе и М. Хайдеггера.

После захвата власти нацистами жизнь Гуссерля начала стремительно сокращаться. Сначала его уволили с должности, а затем полностью отстранили от преподавания. Ему было запрещено посещать научные и философские конференции, а его работы — публиковаться. Семья Гуссерловых эмигрировала в США, а сам он остался в Германии, где в 1938 году умер в одиночестве от плеврита.

Вопрос о роли Хайдеггера в судьбе Гуссерля весьма спорен. В 1933 году Хайдеггер стал ректором университета, вступил в фашистскую партию и лично принял решение об ограничении своего учителя. В то же время Гуссерль не был подавлен, его ранние произведения не были изъяты из библиотек или уничтожены, и ему было разрешено эмигрировать. Н

Основные произведения Эдмунда Гуссерля:

  • «Философия арифметики»,
  • «Изучение логики»,
  • «Философия как строгая наука»,
  • «Идеи о чистой феноменологии и феноменологической философии»,
  • «Картезианские размышления» и т. д.

Учение о феноменах Гуссерля

XIX век, на творчестве которого строились философские взгляды Гуссерля, стал для философии эпохой кризиса. Многие идеи и истины, которые считались прочными основами философского знания в позднем современном, средневековом и древнем периодах, рухнули в пыль и были превращены в миражи новой европейской мыслью, вооруженной достижениями науки и логики. На протяжении всего века одно философское движение за другим возникало, стремясь «очистить» философию от ложных и иллюзорных знаний и превратить ее в «точную» науку. Сам Гуссерль не чужд был этим идеям. Но в отличие от своих предшественников, которые взяли за образец любую область науки — естествознание, математику или психологию, появившуюся во второй половине века, Гуссерль стремился очистить философию изнутри.

Он отверг релятивистские позиции и психологизм, согласно которым достигаемое знание всегда зависит от собственных субъективных качеств, а истина становится относительным понятием. Напротив, Гуссерл утверждает субъективизм исследователя как единственно возможную реальность и истину в этом мире.

Важнейшими основами феноменологии Гуссерла становятся:

  • Согласование философии с идеалом строгой науки,
  • Его очистка от случайных и спекулятивных заявлений,
  • Заложить для философа требование радикальной автономии и ответственности,
  • Утверждение чуда субъективности.

Субъективность в феноменологии Гуссерля категорически отличается от субъективности психолога. Его суть в том, что, по мнению Гуссерля, мир начинается с самого предмета. Только оно изначально дано сознанию для понимания, и только в нем сознание может быть защищено. Когда сознание сталкивается с другими людьми и сравнивает их с самим собой, оно становится способным, на основе сходства, приписывать им те же качества субъективности, что и самому себе, и воспринимать пространство, в котором они сосуществуют, как объективную реальность. Таким образом, именно субъект становится главным критерием и мерилом Гуссерля во всей его философской системе.

Субъект, т.е. философ, при познании мира должен избегать всякой субъективности в традиционном смысле этого слова. Его взгляды на мир не должны быть затушеваны научными доказательствами или религиозными убеждениями; философ должен принять мир таким, какой он есть, в своем самосознании, которое требует от него строгой автономии и налагает на него большую ответственность.

Цель философии — строгое описание мира, которое возможно только через процесс восприятия внешних явлений, пронизывающих субъект через созерцание. Философия, таким образом, представляет собой описание процесса восприятия явлений, то есть феноменологии.

Теория знаний

Гносеология занимала центральное место в феноменологии. Гуссерль рассматривал созерцание как основной метод, а очевидность — как критерий. Реальное знание понималось им как отсутствие предположений, то есть до самого акта созерцания не должно быть никаких предположений или теорий.

Восприятие становится для философа основой всей познавательной деятельности субъекта; сознание отталкивается от них в своем мышлении как более поздний и зависимый процесс. Из всех продуктов восприятия Гуссерль считал сенсацию наиболее ценной, потому что она наиболее очевидна.

Гуссерл установил преднамеренность человеческого сознания, то есть его ориентацию на внешний, внутренний или идеальный объект. В этом акте философ выделил две стороны — шум и отек.

Ноэзис — это акт направления сознания к объекту.

Ноэма — это трансцендентальное чувство, вложенное в объект и сам акт его восприятия.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Свобода воли и моральная ответственность в творчестве Ф. Достоевского — Человек как центральная фигура в творчестве Достоевского
  2. Наука, её значение и роль в духовной жизни общества
  3. Протагор о человеке как мере всех вещей
  4. Объект и предмет философского анализа
  5. Предназначение и смысл философии
  6. Бессознательное в современной философии
  7. Влияние общества и личности на развитие сознания
  8. Реформация и контрреформация. Э. Роттердамский. Ж. Кальвин. М. Лютер. Значение протестантизма
  9. Философия и наука. Роль философии в развитии науки
  10. Проблема смысла истории