Для связи в whatsapp +905441085890

Эклектика и диалектика — Проявления метафизики

Почему мир эволюционирует? Как она продолжает развиваться? Есть ли направленность в изменениях? С одной стороны, эти вопросы решаются в философии концептуально через диалектику и метафизику, с другой стороны, они проблематичны для философии и находятся в центре ее исследований. В современном понимании диалектика — это философская теория развития природы, общества и мышления, а также основанный на этой теории метод познания и преобразования мира.

Содержание диалектики формировалось в течение длительного периода интеллектуального развития человечества. В древние времена усилиями мыслителей Индии, Китая, Греции были заложены идеологические основы диалектики. После рождения, развитие диалектики на долгое время стало конкретизацией их идей. Только в 19 веке, в философской системе Гегеля (в открытых мыслителем законах), диалектика получила новую (теоретическую) основу для своего развития. В том же веке за диалектикой Гегеля последовала система марксистской диалектики. Таким образом, если исходить из наиболее существенных изменений в содержании диалектики, то можно выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику древних, гегелевскую диалектику и марксистскую диалектику.

Примеры диалектического мышления можно увидеть в изложении в идеях Гераклита, Сократа, Платона, Гегеля, Маркса и других мыслителей. В целом совокупность разработанных ими принципов диалектики можно представить следующим перечнем: всеобщая взаимосвязь всех явлений; всеобщность движения и развития; источник развития — образование и разрешение противоречий; взаимосвязь количественных и качественных изменений как проявление механизма развития; развитие через отрицание; отрицание отрицания как проявление направленности процессов развития; противоречивое единство общего и индивидуального, сущности и явления, формы и содержания, необходимости и контингентности, возможности и действия.

Содержание этих принципов оказалось весьма эвристичным и фактически предвосхитило многие последующие открытия. Например, общая теория органических систем основывалась на принципе всеобщей взаимосвязи всех явлений. Ведь если каждый объект материального мира можно рассматривать как самостоятельную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, и одновременно как элемент более широкой системы, то получается, что каждый элемент любой системы нашей Вселенной связан многоуровневой иерархией взаимосвязей бесчисленного множества систем с каждым другим элементом абсолютно любой системы. Каждая вещь в этом мире связана, хотя и косвенно, со всеми другими вещами; она, по выражению Ф. Энгельса, является «эхом всей Вселенной». Принцип универсальности развития оказался не менее важным для науки и практики. В современном естествознании он фигурирует под названием принципа глобального эволюционизма. Открытия 20 века (расширение Вселенной, явления предбиологической и химической эволюции, дрейф континентов и т.д.) значительно укрепили диалектическую аксиому об универсальном характере процессов развития.

Диалектика — не единственная теория об эволюции всего сущего. Кроме нее, существуют и другие теории с аналогичным объектом философского интереса (развития), которые также являются философскими методами.

Набор философских идей, по-иному (недиалектически) объясняющих первооснову всего сущего, стал интеллектуальной основой антидиалектики. Одной из основных форм антидиалектики является метафизика, представляющая собой противоположное диалектике мировоззрение, развитие которого происходило и происходит за счет различных идей.

Эклектика и диалектика - Проявления метафизики

Проявления метафизики

Философские идеи, систематизирующие метафизику, можно разделить на две группы. К первой группе относятся идеи «жесткой оппозиции» диалектике. Эти идеи отрицают всеобщую связь явлений, абсолютизируют покой, другими словами, диалектика отрицается в исходном принципе — принципе развития. Оценивая эти метафизические идеи, Ф. Энгельс писал, что метафизические процессы «вне их великой всеобщей связи, а в силу этого — не в движении, … но как вечно неизменный».

В процессе эволюции метафизика признала идею развития. Соответственно, ко второй группе относятся философские идеи, которые объясняют мир из принципа развития, но интерпретируют его метафизически. Эти идеи либо отрицают принцип противоречивого развития, а если противоречивое развитие признается, то оно не внутреннее (саморазвитие), а внешнее; развитие сводится либо исключительно к эволюционизму (отрицаются скачки), либо к катастрофизму (абсолютизируются скачки, отрицается эволюция).

Таким образом, метафизика противостоит диалектике, во-первых, как мировоззрение, отрицающее эволюцию, во-вторых, как концепция эволюции, противостоящая диалектике. Развитие метафизики от ее первого значения ко второму, от ее исторического образа к современному, показывает, с одной стороны, идеологическую силу диалектики, в борьбе с которой метафизика была вынуждена признать свое исходное положение — принцип развития — в противостоянии с диалектикой. С другой стороны, способность к обновлению показывает достаточную силу самой метафизики.[3]

Кроме того, можно выделить следующие специфические различия между метафизикой и диалектикой. К вопросу о связях между старым и новым — если диалектика допускает существование связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое полностью заменяет старое. По вопросу о причине движения — согласно метафизике, движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок. Они считают, что количество изменяется через количество (увеличение, уменьшение и т.д.), качество изменяется через качество (оно может быть улучшено или ухудшено). Что касается вопроса о направлении движения, развития — в то время как диалектика считает, что развитие идет в основном по восходящей спирали, метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает никакого направления развития. В системе мышления — если динамический способ мышления сводится к шагам «тезис — антитезис — синтез», то метафизический опирается на формулы «или — или», «если не это, то то», то есть метафизическое мышление негибко и односторонне. По отношению к окружающей действительности — диалектика видит мир во всем его многообразии («цветовое представление мира»), а метафизика видит его однообразно, по принципу «черное — белое». Диалектика рассматривает познание как постепенный и целенаправленный процесс достижения абсолютной истины через последовательное постижение еще познаваемых (относительных) истин (т.е. от простого к сложному и абсолютному в свете их единства); метафизика рассматривает абсолютную истину как нечто, что можно познать сразу, с помощью сверхчувственных и сверхэкспериментальных методов «спекулятивного» характера. В отношении к окружающему миру — диалектика рассматривает мир как целостный и непротиворечивый, метафизика — как состоящий из отдельных вещей и явлений.

Жизненные проявления метафизики многообразны. Она проявляется как в мыслях, так и в практических действиях. Наиболее жизнеспособными формами метафизики являются догматизм, софистика, эклектика.

Другие альтернативы диалектики

Догматизм (от dogma, позиция) — философский термин, обозначающий особое отношение к содержанию системы, а не к самой системе. Понятие догматизма определяется, прежде всего, двумя противоположными терминами — скептицизмом и критицизмом. В широком смысле догматизм — это попытка построить философскую систему без предварительного изучения познавательных способностей человека и без решения вопроса о том, насколько человек способен постигать цели, т.е. различать истину.

Догматизм основан на возведении существующего мировоззрения в ранг единственно верного, на неумении и нежелании видеть, понимать, принимать реальные изменения, происходящие в мире. Догматизм наиболее ярко проявляется в характерной черте метафизики — ее односторонности. Не стремясь увидеть мир во всем многообразии его взаимосвязей, догматизм фиксирует то, что однажды было усвоено, как абсолютно истинное, считает универсальным то, что однажды было успешно применено. Таким образом, она существенно деформирует знания и практику и становится препятствием для появления нового.

Релятивизм — это фланг догматизма. Релятивизм (от греч. — относительный, относительный) — теоретико-познавательная концепция, возникающая в результате одностороннего выяснения сущности истины, преувеличения ее относительности, т.е. интерпретации результатов познавательного процесса. И, конечно, релятивизм функционирует здесь как своего рода метафизическая интерпретация истины. Релятивизм — это не единая доктрина, а скорее расплывчатый набор убеждений о том, что истинность или ложность утверждений зависит от характеристик индивида или социальной группы. Существует радикальный релятивизм (П.Фейерабенд), близкий к агностицизму и солипсизму, согласно которому не существует объективного знания и поэтому невозможен прогресс науки. Умеренные релятивисты (Т. Кун) определяют истинность или ложность теорий в зависимости от контекста, времени и места их использования. Чаще всего релятивисты используют тезис Дюэм-Куайна о недоопределенности теории фактами (или тезис о теоретической заряженности наблюдений) для обоснования невозможности в принципе установить соответствие между фактами и утверждениями наблюдения. Таким образом, релятивизм стоит в прямой связи с диалектикой как эпистемологией, и в этом акте как ее альтернатива. Догматизм построен на преувеличении важности абсолютной истины и игнорировании момента ее конкретности; релятивизм, с другой стороны, преувеличивает важность относительной истины и отбрасывает момент ее абсолютности.

Софистика (греч. σοφιστική — хитрая аргументация) Аргументация, основанная на сознательном нарушении законов логики, на использовании ложных аргументов. Учение сформировалось в Афинах во второй половине 5 века до н.э., в школе софистов — философов-просветителей, склонных к релятивизму, первых профессиональных педагогов общего образования. Термин софистика происходит от греческого слова софист (sophistes — мудрец), которое тогда использовалось для обозначения платных учителей ораторского искусства. Вначале софисты учили правильным приемам доказательства и опровержения, открыли свод правил логического рассуждения, но вскоре отошли от логических принципов его организации и сосредоточили все внимание на разработке логических уловок, основанных на внешнем сходстве явлений, на том, что событие выводится из общего контекста событий, на полисемии слов, на подмене понятий и т.д.

Софистика и электика

В софистике односторонность метафизики проявляется по-другому. Если догматизм игнорирует относительность истины в угоду абсолютному принципу, то софистика, напротив, односторонне тянет к релятивизму, абсолютизируя относительность результатов познания. Релятивизм используется в софистике как эпистемологическая исходная позиция, которая позволяет ввести человека в заблуждение умными, намеренно неверно истолкованными рассуждениями, которые умело выдаются за истинные. Примером такой уловки являются софизмы, особенно древний «рогатый» софизм: «Что не потерял, то имеешь; ты не потерял свои рога, следовательно, они у тебя есть». Здесь неправомерный вывод делается из общего правила к конкретному случаю, который правило, по сути, не предусматривает».

Метафизика часто встречается в форме эклектики. Эклектика — это все, что обнаруживает эклектизм, то есть стремление образовать единство из разнородных, несовместимых элементов.

Эклектика (греч. eklego — выбирать) — метод мышления, объединяющий взаимоисключающие принципы в одну конструкцию, одно отношение. Эклектик непоследователен, его взгляды противоречивы. Французский философ Виктор Кузен утверждал, что философская система может быть создана из истин, содержащихся в различных доктринах. Например, попытки философского слияния материализма и идеализма можно назвать эклектикой.

Диалектика вообще, по мнению философов Т. Адорно и Ж.П. Сартра, может мыслиться и пониматься только как «негативная» диалектика. Он воплощает себя в различных формах отказа, отвержения, критики и разрушения. Диалектика, воплощенная в утверждении того, что существует, является догматической, консервативной, апологетической, а потому неприемлемой. «Негативная» диалектика, таким образом, является преимущественно односторонней, признающей только одну сторону диалектики — как современной теории развития и метода познания. «Негативная» диалектика присуща субъекту и относится только к сознанию; она не имеет объективного значения.

Категориальный анализ негативности, как его выразительно демонстрирует Сартр, сводится к эмоционально-волевой обработке противоречия такими терминами, как «отвращение», «отсутствие», «жалость», «опасение», «недоумение», «ужас», «страх», «невнимание» и так далее.

В действительности, эти эмоциональные обещания и предрасположенности человеческого разума отражают элементы противоречия. Здесь Сартр прав. Негативность, однако, не сводится к этому, только к субъективности, к эмоционально-антропологическому опыту. Таким образом, Сартр оставляет в стороне другую диалектику, объективную диалектику, которая господствует во всей природе.

«Негативная» диалектика по своей природе является субъективной диалектикой. Здесь стоит подчеркнуть два момента: a) В человеческом обществе субъектом отрицания фактически является человек. Он сам определяет в процессе познания, что и как он возражает, выбирает формы этого возражения, пропозиции, условия, стороны; б) в природе диалектическое возражение осуществляется без вмешательства человека, субъекта, сознания как самоотрицание с удержанием в процессе развития всего того, что необходимо для дальнейшего формирования нового. Тем не менее, это понятие не укладывается в концепцию «негативной» диалектики, которая является недостаточной и в принципе ложной, поскольку отвергает самоотречение в процессе развития.

Метафизика, эклектика, софистика

Какова природа софистики и эклектики как форм антидиалектического мышления? В этом они всеобъемлющие, универсальные и гибкие. Эта гибкость распространяется на тождество противоположностей и используется субъективно, произвольно. В диалектике взаимосвязь и гибкость понятий обусловлены объективным противоречивым процессом материального мира и его единством. Мыслить диалектически — значит представлять в сознании действительность в динамической совокупности и целостности ее существенных моментов.

Софизм и эклектика отвергают его целостное единство. При этом софистика противопоставляет различные моменты процесса и абсолютизирует субъективно один из них; а эклектика столь же произвольно механически соединяет множество сторон вопроса, намеренно не выбирая наиболее важные. Эклектика — это что-то вроде платья, сшитого из кусочков ткани разных цветов. Ведь эклектики не изучают объект как таковой, в неразрывном органическом единстве всех его граней, а вычленяют отдельные и, как правило, случайные моменты и соединяют их в поверхностное целое, которое не настроено на объект познания. Продолжая метафору (Гегель использовал образ «платья» в своей характеристике эклектики), мы можем думать о софистике как о чем-то вроде платья голого короля в известной сказке. Там «портные» отбросили всякую материю и внушили простакам, что «всякий, кто не на своем месте или безмерно глуп», не может воспринять королевское платье.

К софистике и эклектике как методам аргументации обычно прибегают те, кто заинтересован в искажении истины, субъективистски извращая реальность, затушевывая свои истинные намерения и даже не желая разобраться в сути дела.

Диалектическое восприятие действительности означает преодоление эклектизма и софистики в каждом их проявлении. В то же время в последние годы задача освобождения общественного сознания от оков догматизма стала чрезвычайно актуальной.

Приверженцы доктринерского, догматического типа мышления оперируют социальными идеями, лозунгами, теоретическими парадигмами мышления, установками, инструкциями, которые некритически воспринимаются как абсолютные истины. Они игнорируют конкретность истины, необходимую гибкость концепций и потребности практики. Такое мышление приводит к идеологической нетерпимости, схоластическому утопизму, застою в науке, консерватизму в технологиях и безынициативности в социальных действиях.

Сказав то, что было сказано об альтернативах диалектической логике, мы можем задуматься над вопросом о наиболее оптимальном способе мышления для современного инженера (и вообще для любого человека с широким кругозором). Логические ошибки софистики и эклектики очевидны. Но как насчет диалектики в наши дни? В постсоветское время она игнорируется многими философами. Они утверждают, что диалектика якобы «устарела» и должна быть заменена синергетикой, что большинство положений диалектики являются «суеверием», а материалистическая диалектика — это всего лишь «идеологическая догма» или даже «опиум для ученого». Надо признать, что в нашем недавнем прошлом содержание диалектики было примитивизировано под влиянием сталинизма. Его метод был извращен в политических целях. Но дает ли это основание для отказа от сути диалектико-материалистического мировоззрения? Следует избегать его некомпетентного упрощения. В частности, не следует приводить синергетику в конфликт с диалектикой, которая (как и кибернетика, системология и другие пограничные науки) находит свою эвристическую методологическую нишу в современном творческом когнитивном поиске. Синергетика не является альтернативой диалектике, но в отличие от софистики, эклектики и догматизма, она представляет собой фундаментальную систему общенаучного знания, одну из современных междисциплинарных наук.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Артур Шопенгауэр, немецкий философ, представитель волюнтаризма
  2. Эстетическое сознание
  3. Елизавета Петровна Блаватская, русская писательница и теософ
  4. Структурная антропология
  5. Основные черты философии нового времени
  6. Трансцендентальная философия И. Канта
  7. Проблемы типологии истории
  8. Философия в средние века
  9. Чувственное и рациональное познание и их единство
  10. Наука и философия в 17-18 веках. Проект «универсальной науки» и процесс разграничения наук о природе и наук о социуме