Для связи в whatsapp +905441085890

Экономические идеи древнеримских мыслителей

Введение

В данной работе анализируется развитие экономической мысли в античном и средневековом обществе. Цель работы — отразить основные тенденции трансформации экономической мысли, представить концепции основных мыслителей, внесших наибольший вклад в экономическую науку. Изучить, каких взглядов они придерживались на природу частной собственности и рабства, каково было значение сельского хозяйства, ремесел и торговли, в чем они видели различия между натуральным и товарным хозяйством, что они думали о природе и функции денег.

Истоки экономической мысли лежат на ранних стадиях человеческой цивилизации. Учения древности рассматривали проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежных отношений. Современные исследователи считают самым важным достижением экономической мысли того времени идею равного обмена вещами в соответствии с их стоимостью.

Первоначально экономическая мысль была частью морально-философских представлений традиционного общества на протяжении многих веков: она развивалась под влиянием религиозных пророков, античных философов, а затем и средневековых теологов, которые пытались связать ценности такого общества с неуклонным развитием товарного обмена вглубь. Их идеи были воплощены в священных книгах различных религий, в научных трактатах, в законах законодателей и, наконец, в нормах повседневной жизни. Эти идеи и нормы выражали еще не систематизированные, донаучные представления об экономике. Они сформировали исходный идеологический и мировоззренческий контекст, в котором зародились первые научные системы экономических знаний.

Экономическая мысль в древнем мире

В отличие от древневосточных государств, в античных странах вопросы экономической политики государства не стали главной темой. Гораздо больше внимания было уделено проблемам частного предпринимательства. Например, в Древнем Риме были особенно развиты прикладные исследования; в Древней Греции занимались более теоретическими вопросами, включая товар и его свойства, стоимость, деньги и их функции и т.д. В отличие от римлян, греки уделяли больше внимания вопросам экономической этики. Это было обусловлено особенностями развития Древней Греции, а именно колонизацией и торговлей между метрополией и колониями. Общим для античной экономической мысли было то, что и греки, и римляне понимали разницу между существованием (для удовлетворения потребностей) и товарным производством (с целью получения прибыли), но относились к ним по-разному. Римляне явно отдавали предпочтение товарному производству. Греки, напротив, считали, что натуральное производство выгодно для полиса как единой экономической единицы, взаимодействующей с другими полисами, и что развитие мелкотоварного производства внутри полиса выгодно. экономическая мысль Древнее Средневековье

Экономическая мысль в Древней Греции

Экономическая мысль в Древней Греции формировалась под влиянием особенностей социально-экономического развития греческих земель. Самым важным был полис, который сформировался в 8-6 веках до нашей эры. Город-государство, представлявший собой сообщество граждан-землевладельцев. Только свободные граждане имели право участвовать в управлении государством и владеть землей на территории полиса.

В отличие от древневосточных государств, в греческом полисе не было большого развития государственной экономики. Соответственно, в Греции вмешательство государства в экономику было меньше, а частная инициатива играла большую роль. Поэтому товарное производство, которое было главной предпосылкой возникновения классического рабства, в котором рабы стали основными производителями материальных благ, развивалось более активно.

Первоначально греческая экономическая мысль отражалась в литературных памятниках (например, «Илиада» и «Одиссея» Гомера), в законах (например, Драконта), в деятельности реформаторов (Солона, Клисфена), в различных экономических документах. В 5 веке до н.э., когда греческий полис достиг своего расцвета, экономические вопросы были в центре внимания философов (например, Демокрита, Сократа).

Кризис полиса, разложение его традиционной структуры, был обусловлен активным развитием товарно-денежных отношений, приведшим к возрастанию роли торгово-ремесленных слоев населения, представленных в основном метеками, т. е. негражданами.

В этих условиях особенно важным стал вопрос о том, как воспрепятствовать распаду гражданской общины полиса, и поэтому внимание греческих мыслителей привлекли проблемы развития частного хозяйства, товарного производства, денежного обращения и т. п. Особенно активно экономические вопросы разрабатывали Ксенофонт, Платон и Аристотель.

Ксенофонт. Литературное наследие известного греческого историка Ксенофонта (430 ? 355 гг. до н. э.) достаточно велико: он писал исторические и политические сочинения, воспоминания о Сократе. Два его произведения посвящены экономическим вопросам. Это, во-первых, сочинение « О доходах», в котором рассматривается проблема улучшения финансового положения Афин, а во-вторых, «Экономикос» (обычно название переводят как «Домострой»), в котором даются советы по рациональному ведению домашнего хозяйства. Считается, что в названии этого произведения Ксенофонта слово «экономика», в переводе примерно означающее «управление домашним хозяйством», встречается впервые в истории экономической мысли. В своих трудах «Домострой», «О доходах», высказывал мысль, где главной отраслью экономики считал земледелие. Он давал рекомендации по управлению хозяйством и руководству рабами. Ксенофонт является идеологом натурального хозяйства, поэтому к ремёслам, физическому труду относился отрицательно, считая их пригодным только для рабов, недостойным видом деятельности считал и торговлю, но в интересах хозяйства допускал использование товарно-денежных отношений. В «Домострое» он указывал, что важно не только справиться с хозяйством, но и иметь излишек, здесь содержатся многочисленные советы рабовладельцам по ведению хозяйства, по руководству им и рабами, но ни в коем случае не занятие физическим трудом, поскольку физический труд считал уделом рабов.

Одной из важных экономических проблем, рассмотренных Ксенофонтом, является разделение труда. Он придерживался привычного для своего времени противопоставления умственного и физического труда. Гражданин полиса достоин прежде всего умственный труд, а из занятий, относящихся к физическому труду, ? земледелие, которое является ведущей отраслью экономики. Ремесло, торговля, ростовщичество в идеале недостойны свободного грека и должны быть уделом рабов. Впрочем, и в сельском хозяйстве рабский труд должен активно использоваться, а свободным гражданам надлежит осуществлять управление и контроль. Ксенофонт считал необходимым использовать рабский труд наиболее эффективно. Для этого он предлагал тщательно выбирать рабов при покупке, материально и морально поощрять тех, кто хорошо работает.

Ксенофонт отмечал, что разделение труда способствует росту его производительности: «тот, кто выполняет простую работу, выполняет ее наилучшим образом». Важным достижением Ксенофонта была мысль о том, что разделение труда зависит от объема рынка.

Ксенофонт видел главную цель экономической деятельности в производстве полезных вещей, то есть «того, чем человек умеет пользоваться». Ксенофонт был одним из первых, кто выделил две стороны товара. В первую очередь он считал полезность товара (потребительная стоимость), но и обмениваемость (меновая стоимость) он считал весьма важной, полагая, что торговля и обращение денег положительно влияют на развитие экономики, они являются одним из источников обогащения.

Ксенофонт рассматривал деньги прежде всего как богатство, самой важной функцией денег, по его мнению, была функция накопления (деньги как сокровище). Он оценивал деньги как меркантильный и ростовщический капитал, но рекомендовал сохранять их как сокровище. Он признавал деньги как необходимое средство обращения и как концентрированную форму богатства.

Платон. Экономические идеи античности выражены в самом известном сочинении Платона (жил в 427-347 гг. до н.э.; был учеником Сократа) — «Политика или государство», социально-экономическая концепция которого выражена в проекте идеального государства. Автор оправдывает естественное неравенство людей, а именно деление на свободных и рабов, и считает это деление данным самой природой, причем рабы являются главной производительной силой, а их эксплуатация — средством обогащения рабовладельцев. Согласно Платону, люди от природы наделены разными способностями, поэтому разделение труда и задач — естественное явление. В идеальном государстве жители, в соответствии с их способностями и добродетелями, должны делиться на три сословия: 1)философы (правители), 2)воины, 3)ремесленники, к которым относятся те, кто занимается производительной деятельностью ? в сельском хозяйстве (земледельцы), ремеслах, торговле (купцы); рабы находятся вне социальной структуры общества. Философы и воины составляли высшую часть общества, для которой он предложил общинное потребление («аристократический коммунизм»).

По мнению Платона, для того чтобы устранить жадность и скупость в идеальном государстве, необходимо ограничить частную собственность и разрешить ее только третьему, низшему классу, который обеспечивает все потребности остальных. Два высших класса должны быть свободны от материальных забот, отвлекающих их от важнейшей задачи — управления и защиты государства. Философы и воины не должны иметь ни имущества, ни денег, ни постоянных жен.

Классовая принадлежность не является наследственной, все дети (как мальчики, так и девочки) должны получать образование от государства и иметь равные образовательные возможности. В определенном возрасте они должны пройти физические, умственные и моральные испытания, по результатам которых они назначаются в тот или иной класс.

В работе «Законы» платоновский проект идеального устройства государства представлен в переработанном виде, ближе к экономической реальности, социальной структуре полиса. Он считает, что равные, неделимые, неотъемлемые участки земли должны распределяться по жребию между семьями. Чтобы предотвратить рост экономического неравенства, приобретение собственности должно быть ограничено: Если его стоимость превышает стоимость земельного надела в четыре раза, излишки должны быть переданы государству.

Как и Ксенофонт, Платон считал, что сельское хозяйство было единственным видом экономической деятельности, достойным граждан полиса. Согласно Платону, сельское хозяйство играло важную роль в экономике, но ремесла также имели большое значение. В ремесленной деятельности должно четко соблюдаться разделение труда? Государство должно следить за тем, чтобы один человек не занимался двумя ремеслами.

Что касается торговли, то отношение Платона к ней было неоднозначным. С одной стороны, главным условием стабильности государства он считал самодостаточность, уединенность от моря, то есть от основных торговых путей. Он отрицательно относился к оптовой торговле, считая ее уделом рабов и иностранцев, а для свободных греков — позорной. С другой стороны, Платон считал, что мелкая торговля полезна для экономического развития, отмечая, что в процессе торговли товары становятся сопоставимыми, и происходит это с помощью денег. В то же время цены на товары должны контролироваться государством, чтобы исключить возможность получения высоких прибылей от торговли, что приводит к чрезмерному имущественному расслоению и социальным конфликтам, ослабляющим государство.

Согласно Платону, денежное обращение играет важную роль в экономике, но должно быть ограничено и контролироваться государством. Платон предложил ввести обращение полноценных и неполноценных денег, которые могут обращаться только внутри страны. Полноценные деньги должны находиться в монополии государства, частные деньги могут выпускаться при выезде из родного полиса с условием обмена на неполноценные при возвращении. Среди функций денег Платон выделял функции средства обращения и сокровища. К накоплению денег, в отличие от Ксенофонта, он относился резко отрицательно, считая, что это может нарушить традиционную полисную структуру. Более того, он считал ростовщичество вредным для социально-экономического развития. Есть основания полагать, что Платон выделял еще одну функцию денег — мера стоимости (цена).

Аристотель. Наибольший вклад в развитие экономической мысли в Древней Греции внес Аристотель (384-322 гг. до н.э.), ученик Платона, который обратился к материализму и не разделял идеализма Платона, выступал против аристократического строя, олигархической власти, был сторонником рабовладельческой демократии. Аристотель рассматривал экономические вопросы в своих работах по этике и политике, то есть в сфере практических действий и поведения человека. Основными произведениями, представляющими экономические взгляды мыслителя, являются «Политика» и «Моя никомахова этика». Аристотель был сторонником натурального хозяйства, которое основывалось на эксплуатации рабов. Он рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей выгоды, поэтому все, что было в интересах укрепления экономики, принималось как естественное и справедливое. Он считал производство предметов первой необходимости и их справедливый обмен, называемый «экономикой», естественным. Это соответствовало поддержанию умеренного процветания; он отвергал чрезмерное накопление денег, обогащение за счет спекулятивной торговли и ростовщичества. Он терпимо относился к бартеру, поскольку он не нарушал преобладающей роли потребительной стоимости, поэтому считал его частью экономики. Все, что подрывает и деградирует экономику, он считал противодействием и принадлежностью хрематистики. Он осуждал деятельность, направленную на обогащение (т.е. чрезмерное развитие оборота или искусство «делания денег»), и называл ее «хрематистикой».

Важными являются его высказывания об обмене и меновой стоимости. По его мнению, не может быть обмена без равенства и равенства без пропорциональности. Он связывал обмен с деньгами — соизмерителями разнородного производства, считал, что обмен должен происходить по «справедливой цене» пропорционально соответствующему размеру личных потребностей. Аристотель считал ростовщичество «в основном противоречащим природе» и осуждал его. Он отметил, что в ростовщичестве деньги играют неестественную роль, поскольку сами валюты становятся объектом собственности.

Рабство занимает особое место в экономических взглядах Аристотеля. Именно он наиболее подробно рассмотрел проблему рабства и попытался обосновать общее отношение греков к рабству как к естественному явлению. Согласно Аристотелю, рабы были «одушевленной собственностью» и имели такую же ценность, как и домашние животные. По вопросу о справедливости рабства Аристотель считал, что «одни люди по природе свободны, а другие рабы, и полезно и справедливо, чтобы последние были рабами». Однако он отметил, что рабство может быть против природы и несправедливым, если греков сделают рабами.

Заслугой Аристотеля была его попытка проникнуть в суть экономических явлений и выявить их закономерности, тем самым он заложил основы экономического анализа. Хотя он не объяснил происхождение и природу денег, ему удалось правильно связать их с развитием обмена, что послужило основой для рассмотрения функций денег как средства обращения и меры стоимости. К чести Аристотеля, он смог обозначить проблемы, которые позже стали предметом внимания экономистов (одной из таких проблем была «справедливая цена»).

Римская экономическая мысль

Как и в других странах, римские экономические идеи нашли свое выражение в законах, в деятельности реформаторов (Сервий Туллий, Тиберий и Гай Гракх и др.), в литературе и в экономических документах. Однако, в отличие от большинства древних стран Ближнего Востока, в Риме, как и в Греции, были специальные труды, посвященные экономическим вопросам.

Римская экономика в основном похожа на греческую. Характерны также полисное землевладение и классическое рабство, достигшее своего расцвета в Риме в III-I вв. до н.э. В Риме, однако, товарное производство более развито, не только в ремесле (как в Греции), но и в сельском хозяйстве. Кроме того, в Риме возникла частная собственность на землю, которая постепенно стала преобладающей. Эти особенности, а также сильная практичность римлян, определили специфику экономической мысли Древнего Рима, основным содержанием которой были вопросы частного рабовладельческого хозяйства, то есть экономическая мысль Рима носила прикладной характер, где проводились прикладные исследования.

В Древнем Риме борьба рабов за освобождение имела большое значение, их требования выдвигались во время восстаний рабов, важнейшим из которых было уничтожение рабовладельческих латифундий, освобождение от рабства. Крупнейшее восстание рабов возглавил Спартак (74-71 гг. до н.э.).

Римская экономическая мысль представлена работами: Катон Старший, Варрон, Колумелла, Цицерон.

Катон Старший. Первым, кто занялся проблемами экономики, был известный римский политик, оратор и писатель Марк Порций Катон Старший (234?149 гг. до н.э.). Его трактат о сельском хозяйстве — это руководство для начинающего хозяина, в котором много внимания уделено советам по содержанию рабов, использованию их труда и методам эксплуатации. Все его советы направлены на обеспечение рациональности крупномасштабного рабства. Работа еще не представляет собой систематического изложения знаний о сельском хозяйстве, но предлагает широкий спектр экономических советов, не связанных с какой-либо общей идеей.

Сельское хозяйство, говорил Катон, является самым почетным и прибыльным из всех видов экономической деятельности. Он выступал в основном за натуральное хозяйство, но не исключал и торговлю. Основное внимание Катона было сосредоточено на получении прибыли. Основными условиями для этого являются постоянное внимание ко всем аспектам хозяйственной деятельности, правильная организация труда, товарность сельскохозяйственной продукции.

По мнению Катона, хозяин, который хочет организовать работу и получить максимально возможный доход, при покупке участка земли должен обращать внимание на плодородие почвы, поля. Катон считал особенно важным близость владений к какому-либо (желательно крупному) городу как к месту сбыта товаров. Количество и качество дорог также имеет большое значение.

Идеалом, по мнению Катона, является поместье, сочетающее в себе как можно больше отраслей экономики, но все они должны быть прибыльными, а от нерентабельных следует отказаться. Высшим принципом сельского хозяйства должна быть его товарность. Катон отмечает, что можно было бы даже вкладывать деньги в рост ради дохода, если бы это было почетно.

Что касается организации труда, Катон указывает на важность непосредственного участия хозяина в управлении имением. Он должен вмешиваться во все экономические дела и ничего не выводить из-под своего контроля. Управляющий имением рабов (велик) должен был быть помощником хозяина, строго выполнять все его требования, поддерживать строгую дисциплину среди работников, чтобы никто не бездельничал. Требуя, чтобы рабы «всегда были на работе», Катон в то же время заявляет, что условия их жизни не должны быть плохими, что всегда необходимо учитывать менталитет рабов, потому что все это влияет на производительность и прибыльность экономики.

Большое место в трактате Катона занимают подробные практические советы: какое оборудование следует использовать, какие агротехнические приемы применять, где что покупать, как организовать аренду пастбищ, различные хозяйственные мероприятия и т.д.

Варрон. Взгляды Катона на организацию сельскохозяйственного производства были поддержаны и развиты писателем и ученым-энциклопедистом Марком Теренцием Варроном (116?27 гг. до н.э.). Разработка проблем крупного земледелия (латифундии) в I веке до н.э. была продолжена Варроном в период, когда существовали более развитые формы рабства с развитыми социально-экономическими противоречиями. Варрон рассматривал экономические вопросы в своей работе «О сельском хозяйстве», которая была написана в форме диалога и представляет собой сборник практических сельскохозяйственных советов по организации полевых работ, уходу за скотом, разведению птицы, рыбы и пчеловодству. В трактате «О земледелии» он ищет пути экономического укрепления не только в земледелии, но и в животноводстве, в совершенствовании методов эксплуатации рабов, в использовании материальной заинтересованности; поэтому он уделяет большое внимание обращению и методам эксплуатации рабов и рассматривает рабов как одно из орудий сельского хозяйства.

Варрон ратует за сохранение естественного характера латифундий и в то же время за увеличение их доходности, повышение их эффективности.

Как и Катон, Варрон считал прибыль главной целью производства, он также указывал на необходимость повышения товарности продукции. По его мнению, чтобы получить как можно больше прибыли, он должен учитывать колебания цен на рынке, использовать достижения агрономии, повышать интенсивность производства и улучшать организацию труда.

По мнению Варрона, наемные работники должны были использоваться в хозяйстве, но главным был труд рабов, которых он называл орудиями труда, вместе с рабочим скотом и орудиями труда. Рабы ? это говорящие орудия труда; скот ? Орудия труда, издающие нечленораздельные звуки; орудия труда ? немые орудия труда. Для повышения эффективности труда Варрон предложил применять принцип материальной заинтересованности как к рабам, так и к тем, кто ими управляет. В частности, он считал, что старейшинам можно выделять пекулий (небольшое имущество) по сравнению с другими рабами и позволять им вести самостоятельное хозяйство.

Колумелла. Поднятый Варроном вопрос о повышении эффективности использования рабов стал особенно актуальным для Рима в начале нового времени из-за снижения рентабельности сельскохозяйственного производства и нехватки рабов. Писатель и агроном Луций Юний Модератус Колумелла (I век нашей эры) уделил много внимания этой проблеме. В его трактате «О земледелии» в единой форме изложены основы земледелия, сведения о сельскохозяйственных работах, уходе за деревьями и виноградниками, разведении скота, рыбы и пчел, а также обязанности землевладельца и хозяйки. О кризисе рабства он размышлял в своей работе «О сельском хозяйстве», где подробно рассмотрел кризис рабовладельческих латифундий в сочетании с низкой производительностью труда рабов, что привело к упадку сельского хозяйства.

В поисках выхода из кризиса он отдавал предпочтение более производительному труду свободных производителей; поэтому он ставил под сомнение отмену рабского труда и использование колониалистов.

Колумелла считал, что интенсивность сельскохозяйственного производства может быть увеличена за счет активного использования сельскохозяйственной техники путем улучшения связи ферм с рынком. Для Колумеллы главным условием подъема сельского хозяйства должно стать повышение производительности труда. Особенно важным здесь является углубление разделения труда между основными работниками ? рабами. Чтобы лучше организовать рабов и повысить их производительность, Колумелла предложил увеличить число надсмотрщиков над рабами и применять самые строгие меры к наиболее квалифицированным рабам, особенно отправляя их на работу закованными в цепи. Колумелла придавал большое значение возбуждению духа соперничества среди рабов.

Важную роль в организации труда рабов и повышении эффективности работы суда Колумелла отводит вилику (управляющему рабами), от которого требуется глубокое знание суда, а также высокие моральные качества и преданность своему господину. Однако, чтобы устранить искушение обогатиться за счет хозяина, Колумелла предлагает назначить бригадиром необразованного раба, так как он не сможет подделывать отчеты и счета.

Колумелла считает «присутствие самого хозяина» самым важным влиянием на рабов и их производительность. Если присутствие хозяина и его постоянный надзор по каким-либо причинам невозможны, то выгоднее позволить обрабатывать землю свободным колонистам (арендаторам), так как они тоже работают на себя, а значит, заботятся о земле и имеют более высокую производительность, чем рабы без надзора хозяина.

Цицерон. Трактаты Колумеллы, Катона Старшего и Варрона отражают чисто практические вопросы сельскохозяйственного производства. Теоретические размышления об экономических проблемах не были широко распространены в Риме. Однако некоторые мыслители затрагивали теоретические проблемы в контексте политических, философских и других работ. Самым известным из них был Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.), известный оратор, политик и философ. Среди его многочисленных работ такие трактаты, как «Об обязанностях», «О возрасте», «О законах», «О природе богов» и другие, в которых наряду с политическими и философскими проблемами рассматриваются некоторые вопросы теоретического и экономического характера.

Цицерон, вслед за греческими мыслителями, считал, что естественным свойством природы является справедливость. В природе есть все, что нужно человеку для счастья, он сам может украсить землю своим трудом. Цицерон с особым уважением относился к обильному труду в сельском хозяйстве.

Человек, по словам Цицерона, имеет естественную склонность объединяться с другими людьми, стремиться к справедливости и соблюдению законов. Результатом объединения является государство, лучшей формой организации которого является республика. Она сочетает в себе элементы трех основных форм правления: Монархия, аристократия и демократия. Главной целью государства должно быть обеспечение безопасности и свободного пользования собственностью для своих граждан, и каждый должен находиться под законом.

Идеальный гражданин должен обладать добродетелями, среди которых выделяются знание истины, умеренность, величие ума и справедливость. Главное в справедливости: «Не причиняй никому вреда, если тебя не обязывает к этому нарушение закона».

Более того, справедливость означает «пользоваться общественной собственностью как общественной, а частной — как своей собственной». Частная собственность, по мнению Цицерона, не существует в природе, а возникает в ходе естественного развития общества в результате войн, законов и соглашений. Поэтому частная собственность справедлива, а человек, посягнувший на чужую собственность, нарушает «права человеческого общества».

Правосудие должно распространяться на все население, включая рабов. Цицерон не был убежден в справедливости рабства и предлагал относиться к рабам как к наемным работникам и давать им все необходимое. По его мнению, справедливость должна сочетаться с благотворительностью, ведь люди живут не в одиночку, а в обществе и обязаны помогать друг другу.

Заключение Основными проблемами римской экономической мысли были вопросы рабства, его оправдания и организации, и вопросы методов содержания крупных рабовладельческих хозяйств (латифундий).

Экономическая мысль в Средние века

Возникновение феодальных отношений, пришедших на смену рабовладельческим с их различными приоритетами, сопровождалось появлением новых экономических взглядов. Хотя некоторые идеологи средневековья, особенно в Западной Европе, интересовались развитием товарно-денежных отношений, основные идеи мыслителей этого периода сводились к обоснованию законности и вечности разделения общества на классы и сословия, частной феодальной собственности на землю и внеэкономического принуждения крестьян. На Востоке феодализм возник в 6-7 веках. В Западной Европе — в V-XI веках, и везде политическая и экономическая власть принадлежала церковным и светским феодалам, которые не хотели расширения товарного хозяйства и ростовщичества.

Особенностью идеологии Средневековья является чисто теологический характер, в том числе и экономической жизни. Поэтому все средневековые экономические доктрины имеют схоластическое (т.е. оторванное от жизни и не основанное на опыте) суждение с нормами религиозно-этического характера, с помощью которых хотели ? предотвратить допущение рыночных отношений в хозяйственную жизнь и демократических принципов организации общества.

Экономическая мысль в Западной Европе

Экономическая мысль западноевропейского средневековья имела две основные особенности по сравнению с античным миром. Первая — это идеологическое господство католицизма, который проник во все сферы жизни западноевропейского общества. Работа теперь воспринималась как нечто постыдное и презренное. Согласно учению Церкви, труд был почетным; все люди были равны перед Богом и должны были трудиться. Те, кто преуспевал в своем деле, считались избранными Богом, а те, кто делился плодами своего труда с бедными, пользовались наибольшим почетом. На правящие классы были возложены самые обременительные обязанности по управлению, защите и спасению душ обездоленных. Во-вторых, феодальная организация общества, основанная на институте вассалитета, личной зависимости крестьянина от феодала и преобладании натурального хозяйства.

Экономическое мышление раннего Средневековья отражено, главным образом, в «Салической правде» (конец 5 — начало 6 века) и «Капитуле вилл» (начало 9 века). В первом источнике экономические проблемы сводятся к верховному праву общины на фермерские и пастбищные земли и постепенному распаду общинной системы. Второй исторический мемориал, однако, отводит главную роль в экономической жизни организации феодального феодализма, основанного на натуральном хозяйстве и крепостном праве. Здесь феодал уже является владельцем земли. Феодальная система была замкнутой, самодостаточной экономикой. Натуральная дань и ручной труд, удовлетворявшие минимальные потребности, мало способствовали развитию рыночных отношений.

В период классического Средневековья западноевропейские экономические идеи находились под сильным влиянием канонистов.

Особенность экономической мысли в Средние века отразилась в доктринах католицизма, который оправдывал господство крепостного права и отстаивал свои позиции с помощью церковных правил (так называемых канонов церкви). «Кодекс канонического права», написанный монахом Грацианом (середина XII века), провозглашая идеалом общую собственность, не отвергал существование института частной собственности, якобы посланного Богом за грехи и обеспечивающего раздачу милостыни. Канонисты признавали угодным Богу только занятие фермера или ремесленника. Стремление к наживе и ростовщичество были категорически осуждены.

Однако экономические взгляды раннего канонизма отличались от взглядов позднего канонизма.

Основателем ранней школы канонистов был Августин Блаженный (353-430). Ранние канонисты считали угодными Богу только сельское хозяйство и ремесла, а торговля и ростовщичество ради прибыли категорически осуждались.

Фома Аквинский. Представителем позднего канонизма является Фома Аквинский (1226-12774) — автор «Summa Theologica» — стал кульминацией взглядов канонистов. Он занимается такими экономическими проблемами, как собственность, торговля, «справедливая цена» и процент. Методологически Аквинский не имеет расхождений с ранними канонистами и использует те же морально-этические методы для рассуждений о природе экономических явлений. Но в отличие от ранних канонистов, он также использует принцип «двойственности оценок», который позволяет диаметрально изменить суть первоначальной интерпретации экономического явления (т.е. экономической категории). Поэтому его труд имеет как схоластические суждения, так и двойственные характеристики, благодаря которым его учение контрастирует с позициями Августина Блаженного.

С одной стороны, например, он осуждал ростовщичество и поэтому сравнивал взимание процентов с продажей того, чего не существует в природе. С другой стороны, он считал допустимым ссуживание денег на содержание наемных армий и общественные нужды, рассматривая взимание процентов в этом случае как компенсацию за риск потери ссуженных денег, поэтому он оправдывал масштабные ростовщические операции католической церкви, утверждая, что они осуществлялись из благородных побуждений. С одной стороны, он критиковал получение торговой прибыли; с другой стороны, он оправдывал торговую прибыль, указывая, что она является оправданной платой за труд торговца и компенсацией его расходов на транспортировку товара, организацию сбыта товара и принятие риска. Он также обосновал получение феодалами земельной ренты, которую считал стоимостью той части продукта, извлекаемого с земли землевладельца, которая оплачивала труд по управлению хозяйством.

Так, к двойственным характеристикам Ф.Аквинский прибегает в поисках путей примирения и компромисса по многим взаимоисключающим теоретическим позициям, а именно: в период расцвета феодализма светские и церковные феодалы были втянуты в рыночное производство, целью которого является прибыль и доход, что ранее церковь решительно осуждала, это привело к противоречиям во многих вопросах.

Ф.Аквинский учитывает реалии своего времени, он выступает за сохранение и неприкосновенность частной собственности, которую он рассматривал как основу экономики, естественный и необходимый институт человеческой жизни. Он по-своему объясняет социальное неравенство, рассматривая общественное разделение труда как естественное явление, лежащее в основе деления общества на классы.

Он указывает на то, что люди рождаются разными от природы, и на основании естественных различий делает вывод, что крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные классы должны посвятить себя интеллектуальной деятельности «ради спасения остальных».

Важное место в учении Аквинского занимает теория «справедливой цены», идея, взятая из античности. С одной стороны, он рассматривает «справедливую цену» как правильную цену, соответствующую стоимости труда, а с другой стороны, доказывает законность отклонения от этой цены. По его словам, цена должна отвечать двум требованиям:

  • цена должна обеспечивать эквивалентность по сумме «трудовых затрат»; цена также должна учитывать расходы на хранение, доставку товара, страхование от потери товара;
  • цена должна обеспечивать существование участников обмена в соответствии с их социальным статусом, то есть ремесленник должен обеспечивать один уровень благосостояния, священнослужитель — другой, феодал — третий; (это означает, что справедливая цена не может быть одинаковой для всех).

Деньги, считал он, появляются в результате соглашения, для удобства обмена. Он считал недопустимым для государства портить монеты, но признавал право государства устанавливать номинальную стоимость денег (т.е. не исключал возможности того, что государство может отклоняться от номинальной стоимости денег). Он рекомендовал копить деньги (т.е. создавать запас денег).

Заключение

Объективной потребностью современного общества, особенно в условиях реорганизации всех его частей, в том числе и экономики, является поиск оптимальных путей реорганизации экономических взаимодействий их рациональных вариантов и структуры.

Представляется важным, чтобы в процессе изучения развития экономической мысли ведущими учеными в этой области были выявлены основные тенденции в развитии любого рассматриваемого экономического субъекта. Чем больше будет альтернативных решений со стороны современных экономистов по объединению и извлечению наибольшей пользы из уже созданных экономических доктрин, тем плодотворнее будет поиск новых путей в целом.

В то же время центральными проблемами реструктуризации экономики являются вопросы определения целей, а также адекватного им содержания текущих и будущих исследований, в разработке которых идеи изучения экономического опыта представляются наиболее эффективными.

С одной стороны, цель определяется объективными потребностями большинства и выражает их социальный заказ, с другой стороны, она определяет всю экономическую систему как таковую, обуславливает ее содержание и организацию.

Обобщение проведенной работы позволяет сделать вывод, что изучение всего опыта экономических исследований во взаимосвязи его периодов помогает правильно спрогнозировать тенденции развития экономической науки и объектов ее изучения.

Предметом исследования данной работы стало рассмотрение различных подходов к изучению способов управления и повышения их эффективности на протяжении длительного периода времени.

Список литературы

  1. История экономических доктрин. ? Москва: Высшая школа, 1983.
  2. Всемирная история экономической мысли. ? В 6 томах. ? М.: Мысль. 1999.
  3. История экономических учений: программа и методические указания. Изучить дисциплину. ? М.: Экономическое образование, 1995.
  4. История экономической мысли: Уч. пособие. Учебник. ? М.: Издательство ВЗФИ, 1990.
  5. История экономики : учебник для вузов / под ред. В.С. Адвадзе. С. Адвадзе, профессор А. С. Квасов. ? М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Нумений из апамеи
  2. Законы диалектики
  3. Развитие как философская проблема. Диалектика как учение о развитии. Принципы диалектики.
  4. Культурологический подход Шпенглера
  5. Отто Вейнингер, австрийский философ и психолог
  6. Право как элемент духовной структуры общества
  7. Причинность и целесообразность
  8. Философия неоконсерватизма
  9. Классы как историческая реальность
  10. Теория истины