Для связи в whatsapp +905441085890

Экономическое учение Ш. Фурье

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Экономическое учение Дж. С. Милля
  2. Экономическое учение К. Маркса
  3. Общая характеристика маржинализма
  4. Экономическое учение П. Прудона
  5. Экономическое учение К. Сен-Симона
  6. Экономическое учение Р. Оуэна
  7. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина
  8. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон
  9. Экономическое учение Дж. М. Кейнса
  10. Фрайбургская школа неолиберализма

Введение

Утопический социализм — предшествующая научному коммунизму теория и учение о радикальном преобразовании и справедливой организации общества по социалистическим принципам, не основанная на знании законов общественного развития и его движущих сил.

Хотя идеи великих социалистов-утопистов часто были причудливым описанием будущего порядка, тем не менее, они были порождены условиями материальной жизни общества и отражали чаяния определенных классов. Трудящиеся массы и рабочий класс, который уже сформировался к этому времени, были заинтересованы в радикальной реорганизации зарождающегося капиталистического способа производства.

Утопический социализм и его основные черты

Трудно точно сказать, когда и кем впервые было использовано слово «социализм». Принято считать, что это произошло в 1834 году, когда французский писатель Пьер Леру опубликовал книгу «Об индивидуализме и социализме». В то же время Роберт Оуэн, один из «героев» этой темы, также использовал этот термин.

Слово «социализм» в то время не имело строго определенного содержания. Оно обозначало весьма разнообразные убеждения и надежды на установление справедливого общественного порядка, в котором эгоизм и корысть правящих классов будут преодолены на основе принципов, устраняющих неравенство в распределении собственности и доходов.

Этот набор социалистических теорий обычно определяется термином «утопический». Слово «утопия» впервые произнес автор одноименной книги XVI века Томас Мор. Он придумал это слово; в буквальном переводе с греческого оно означает «место, которого нет». Слово «утопический» описывает идеи и видения, которые либо невозможны, либо крайне трудно реализуемы.

Каковы причины появления этих идей и их популярности? Историки объясняют возникновение социалистического идеала историческими условиями.

Социальные утопии были важны для развития экономической мысли в Западном Средневековье. Истоки утопических идей обнаруживаются у всех народов в легенде о прошедшем «золотом веке», который идеализировал общинный строй и царившее в нем социальное равенство людей. В Древней Греции мыслители обсуждали социальное неравенство и «естественное» состояние общества, легендарные эгалитарные реформы в Спарте и утопию Платона о кастовом рабовладельческом коммунизме.

На возникновение идей утопического социализма большое влияние оказало учение раннего христианства, которое проповедовало социальное равенство людей, братство и потребительский коммунизм.

В условиях классического средневековья утопические идеи нашли отражение в ересях, особенно в тех, в которых борьба масс против угнетения принимает форму хилиазма. Доктрина хилиастов была разработана в XII веке калабрийским монахом Иоахимом Флорийским, который мечтал о будущей «тысячелетней империи», свободной от войн, бедности, рабства и частной собственности.

В конце Средневековья социальные утопии стали более многочисленными и подробными. Появляется много специальных работ. Роль мистического элемента уменьшается, и авторы рисуют более реалистичную картину общества будущего.

Социалистический идеал возник в 19 веке, когда капитализм утвердился в экономике развитых европейских стран. Его первые шаги сопровождались разрушением традиционных источников существования многих слоев населения (крестьянства, мелких торговцев, дворянства). Рабочий класс, который в те годы находился в крайне тяжелом положении, зарождался. Погоня за прибылью полностью исключила идею социальной поддержки малообеспеченных групп населения. Социалистический идеал возник в ответ на тяготы и лишения больших слоев европейского населения, из желания создать общество, в котором гарантии процветания были бы доступны всем. Ф. Энгельс писал, что ранний социализм был предшественником позднего пролетариата.

В своей работе я хотел бы уделить особое внимание английскому социалисту-утописту Томасу Мору, поскольку он считается основателем утопических теорий.

Шарль Фурье (1772-1837)

Другим важным французским социалистом-утопистом является Шарль Фурье. Он был коммерческим клерком, не получил солидного образования и стал блестящим автодидактом. Его основные работы: «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808), «Теория всеобщего единства» (1838), «Новый индустриальный и социальный мир».

Теория пассионарности Фурье.

Отправной точкой учения Фурье является его теория страстей. Он делит все человеческие страсти и влечения на три группы:

  1. Материальные и сенсорные страсти, связанные с органами чувств (вкус, осязание, слух, обоняние).
  2. Привязанности «влечения души» (дружба, любовь, амбиции)
  3. Высшие, распределительные страсти, открытие которых он приписывает себе (инновации, конкуренция, энтузиазм).

Фурье считал, что человеку присущи такие качества, как стремление к работе, честолюбие и так далее. Человек был создан Богом как гармоничное существо и не имеет других наклонностей и страстей. Но человек с рождения наделен положительными мотивами, но они могут превратиться в отрицательные. Например, честолюбие превращается в эгоизм, то есть желание увеличить богатство за счет других людей. Вместо желания работать — лень, но не от рождения, а в результате ненормальных социальных условий. Фурье поставил перед собой задачу изменить социальные условия и дать возможность гармоничного развития всех человеческих способностей и наклонностей.

В целом, интерпретация человеческой природы не была последовательно научной. Но идея гармоничного развития наклонностей человека, его чувств имела прогрессивное значение.

Фурье также имеет большие заслуги в интерпретации истории человеческого общества. Он считал, что для достижения гармонии человеческих страстей недостаточно открыть только код социальной жизни, необходим также определенный уровень развития производства. Если рассматривать основные этапы социальной истории, то Фурье пошел гораздо дальше Сен-Симона.

Исторические этапы развития человеческого общества

Фурье разделил предшествующий период истории на четыре стадии: дикость, патриархат, варварство и цивилизация, а каждый крупный период — на четыре стадии: младенчество, рост, упадок и дряхлость.

Фурье охарактеризовал некоторые этапы весьма своеобразно. Например, он выделял патриархат как особую стадию, а рабовладение и феодализм относил к варварству. В такой классификации Фурье не совсем четко разграничил различия в способе производства материальных благ и, более того, в характере производственных отношений. Поэтому мы не можем сказать, что он проводил различие между общественными и экономическими формациями. Но его заслуга состоит в том, что он связал этапы развития общества с развитием производства. Так, по мнению Фурье, период дикости характеризуется тем, что еще не было промышленности, люди не производили продукты, а только собирали то, что имелось в природе в готовом виде. Он связывал патриархат с возникновением мелкой промышленности, а цивилизацию — с развитием крупной промышленности.

Масштабная промышленность, по мнению Фурье, является основой для гармонии человеческих страстей. Только в эпоху цивилизации существует необходимый уровень производства для обеспечения этой гармонии.

Другой большой заслугой Фурье является его критика капитализма. Здесь он также превзошел достижения Сен-Симона. Критика капитализма в его работах оказалась более глубокой.

Фурье считал противоречие между интересами коллектива и индивидуума важным недостатком существующей системы. Экономическую основу этого социального противоречия он справедливо видел в противоречии между богатством ничтожного меньшинства и бедностью подавляющего большинства общества, поскольку цивилизация не может обеспечить материальное благополучие всех членов общества, обогащая при этом ничтожный паразитический высший класс. Фурье отметил ряд важных аспектов капитализма в современном обществе и справедливо указал на определенные тенденции в его развитии. Причиной всего зла стала фрагментация крупной промышленности, которая привела к бессмысленной трате ресурсов и сил общества.

Фурье в своих трудах о процессе концентрации производства отмечал, что рост производства приводит к разорению мелких производителей и появлению крупнейших предприятий. Общество беспомощно перед этой кучкой предпринимателей. Фурье описал труд рабочих как смягченное крепостное право, что наглядно демонстрирует рост богатства и одновременно паразитизм правящих классов. Он рассматривал торговлю как яркий пример общей дезорганизации.

Фурье писал, что обострение социальных противоречий между богатыми и бедными приведет к революции. Но он не был сторонником революции. Он считал, что к новому порядку нужно подходить через агитацию. Перейти к новому социальному порядку можно, открыв закон, на основе которого общество должно жить и развиваться.

Будущий социальный порядок

Фурье видел основу будущего общественного строя в сельском хозяйстве. Промышленности было отведено подчиненное место. Это главный недостаток проекта Фурье, ибо ведущей отраслью социалистического производства является крупная машинная индустрия. В концепции Фурье проявляются элементы физиократизма, под частым влиянием которого он находился.

Согласно плану Фурье, будущее общество должно было быть разделено на отдельные общины по 2 000 человек. Каждая община будет работать на определенном участке земли и определять, что и как она будет производить. Община сохранит частную собственность и капитал. Часть произведенного здесь продукта будет делиться между капиталистами. Такое решение не принесет никакого вреда, поскольку капиталисты станут рабочими, а рабочие — капиталистами. Таким образом, Фурье ошибочно предположил, что без революции различия между классами исчезнут. Он предположил, что между людьми возникнет конкуренция, которая повысит производительность труда.

В 1930-х и 1940-х годах доктрина Фурье получила довольно широкое распространение. Величайшим пропагандистом фурьеризма был Виктор Консидеранс. Он призвал к прекращению борьбы и призвал рабочих и буржуазию идти мирным путем к социализму. Но вскоре доктрина распалась.

Заключение

Великим достоинством утопического социализма является фундаментальная критика капиталистического способа производства. Великие социалисты-утописты впервые указали на то, что отношения не являются ни вечными, ни естественными. Они внесли ценный вклад в экономическую науку, рассматривая развитие человеческого общества как исторический процесс, в котором один этап сменяется другим, более высоким, чем предыдущий. По сути, они подняли вопрос о преходящем характере капиталистического способа производства. В этом их отличие от представителей буржуазной политэкономии, которые считали вечной и естественной форму производства. Сен-Симон, Фурье и Оуэн показали противоречия капитализма, нищету и страдания рабочих и т.д.

Общий вывод социалистов-утопистов из их критики капиталистического способа производства состоит в том, что этот строй не может обеспечить счастье подавляющего большинства людей и что капитализм должен быть заменен новым общественным строем.

В отличие от создателей более ранних утопических теорий, великие социалистические утописты не ограничивали свои планы требованием реорганизации потребления и распределения, а ставили вопрос о реорганизации самого производства. В их новом обществе частная собственность не существовала, а если и существовала, то не играла никакой роли. Социалисты-утописты предполагали, что в новом социальном порядке не будет эксплуатации, не будет противопоставления умственного и физического труда.

Социалистические утопические доктрины также отражали озабоченность бедственным положением мелкого производителя, который находился на грани разорения. Теории социалистов-утопистов содержали мелкобуржуазные элементы, переплетенные с предвосхищением социалистического идеала. Основные рассмотренные черты характерны для большинства теоретиков утопического социализма. Но взгляды отдельных их представителей различаются, что обусловлено исторической ситуацией, этапом развития капиталистических отношений и классовой борьбы в странах, где они жили.

В целом, даже принимая во внимание ошибочность многих выводов и неудачу коммунистических экспериментов, великие социалисты-утописты сыграли выдающуюся роль в развитии общественной деятельности. Оценивая их деятельность, Ф. Энгельс писал: «Теоретический социализм никогда не забудет, что он стоит на плечах Сен-Симона, Фурье и Оуэна, трех мыслителей, которые, при всей причудливости и утопичности их учений, принадлежат к величайшим умам всех времен, и которые блестяще предвосхитили бесчисленное множество таких истин, правильность которых мы теперь научно доказываем.

Список литературы

  1. Всемирная история экономической мысли, тт. 1,2, Московский государственный университет, издательство «Мысль», Москва, 1988. 574 стр.
  2. Утопический социализм, Издательство политической литературы, Москва, 1982. 511 стр.
  3. Томас Мор, издательство «Наука», М, 1974, 165 стр.
  4. Большая советская энциклопедия, М, 1988.