Для связи в whatsapp +905441085890

Экзистенциализм. Исторические и духовные предпосылки экзистенциализма — Возникновения философии экзистенциализма

Западная философия ХХ века отличается от «классической» стадии своего развития рядом особенностей. Террор, гражданская война с десятками тысяч невинных жертв заставили многих философов задуматься о реальных возможностях разума и науки. Более поздние события в Европе и Америке (наполеоновские войны, перевороты, революция 1848 г.) заставили усомниться в важности образования в смягчении нравственности и установлении социальной гармонии.

Подрыв классической философии уже происходил в учениях Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и их последователей. Эти выдающиеся философы показали, что и познавательный, и истинный процессы не доступны каждому, мир не является рациональной единой системой, а научный прогресс имеет ужасные последствия для человечества. История имеет тенденцию быть иррациональной, а познание — аристократической и переполненной мифами. Попытка создать всеобъемлющее мировоззрение кажется смешной на фоне крайней индивидуализации человеческого существования. Проблема человека превратилась в беспрецедентный способ.

В XX веке был выдвинут целый ряд смелых и новых идей, которые успешно конкурировали со старой «классической» философской системой. Во-первых, есть идея изучения жизни индивида и важности ее анализа, примата изучения жизни индивида над изучением более крупных человеческих сообществ (классов, паритетов, наций, этносов и т.д.). Во-вторых, происходит переход от идеи свободного и рационального человека, способного радикально изменить природу и общество, и самого себя, к человеку, жестко определяемому экономикой, политикой, религией и т.д.

Появляются принципиально новые философские мировоззрения и стили мышления. В этот период возникает философия экзистенциализма.

Экзистенциализм. Исторические и духовные предпосылки экзистенциализма - Возникновения философии экзистенциализма

Возникновения философии экзистенциализма

Экзистенциализм или экзистенциальная философия (от латинского экзистентия — существование) возник в начале 20 века и за несколько десятилетий получил широкое признание и популярность. Основное развитие этого движения происходило в период между двумя мировыми войнами (1918-1939 гг.), охватывая большую часть Старого и Нового миров.

Это было время размышлений о понесенных потерях и разочарованиях, время ожидания новых и более страшных потрясений, время кардинальной переоценки старых идеалов и формирования новых. Если атмосфера начала ХХ века, хотя и оставляла место для утонченных чувств, была пронизана светлой печалью, за которой лежала надежда на лучшее, то военные годы 1914-1918 годов показали человечеству реальность конца цивилизации. Как из глубин первобытного сознания выходят самые темные аспекты человеческой природы: жестокость, стремление к превосходству, разрушение. Христианские ценности, вынашиваемые в течение многих тысячелетий, были отброшены. Фашистские режимы, основанные на человеческой основе и животном инстинкте, возникли и быстро пришли к власти в Германии, Италии и Испании.

Таким образом, экзистенциализм стал результатом глубоких возмущений, пронизывающих европейскую цивилизацию. Катастрофы Первой мировой войны, революция в России, мировой экономический кризис конца 20-х — начала 30-х годов, установление тоталитарных режимов и ужасы Второй мировой войны породили пессимистические настроения и душевное смятение у людей, потерявших веру в прогресс, разум и науку.

Одиночество, индивидуализм, потеря чувства принадлежности к происходящему и неопределенность — вот основные черты менталитета того времени. В то время родился экзистенциализм — одно из самых иррациональных и пессимистических философских течений, которое отражало, как бы в зеркале, общее мировоззрение людей той эпохи.

Основы экзистенциализма были заложены еще в 19 веке датским богословом и философом С. Кьеркегором. Экзистенциалисты рассматривают феноменологию Э. Гуссерля и «философию жизни» В. Дильтея, Ф. Ницше, а также Ф. Достоевского как свои теоретические источники и предшественники.

Идеи экзистенциализма

В России накануне первой мировой войны теорию экзистенциализма проповедовали Л. Шестов и Х. А. Бердяев, которые в 1920-е годы в эмиграции распространяли свои взгляды за рубежом, в основном во Франции. В Германии экзистенциализм начал формироваться после Первой мировой войны и связан с именами К. Ясперса, М. Хайдеггера и О.Ф. Больнова; в период Второй мировой войны и после нее чрезвычайно быстро распространился во Франции — Х. Марсель, Ж.-П. Сартр, А. Камю — и других европейских странах — Испании (Ortega y Gasset), Италии (E.Пачи, Н. Аббаньяно и др.).

В 1962 году в Нью-Йорке вышла книга Брейзаха «Введение в современный экзистенциализм», в которой автор говорит об экзистенциализме как о отражении в философии «эпохи смерти иллюзии». «Настроение кризиса пришло как нежелательный, но постоянный гость. И от него нет выхода».

Кризисные настроения и крах иллюзий были связаны с войной в Корее, расовыми конфликтами, политическими убийствами, разгулом преступности, экономическим спадом и ростом безработицы, а затем войной, развязанной США во Вьетнаме. Эти факторы вызвали у американцев чувство страха и неуверенности. В таких условиях оптимизм философии прагматизма, с которой выросли американцы, стал уступать место идеям экзистенциализма, с которыми боролись У. Лоури, У. Баррет, П. Тиллих, Р. Нибор и другие.

Критический период истории, то есть двадцатый век, экзистенциалисты рассматривают как кризис гуманизма, разума, как выражение «мировой катастрофы». Но в этой путанице пафос экзистенциализма направлен против личной капитуляции перед «глобальным кризисом». Сознание человека, живущего в XX веке, характеризуется апокалипсической тревогой, ощущением заброшенности, одиночества. Задача экзистенциализма — создать новые определения субъекта философии, его задач и возможностей новых постулатов. Экзистенциалисты пытались понять человека в критических, кризисных ситуациях. Они сосредоточились на проблеме психической выносливости людей, брошенных в иррациональный, неконтролируемый поток событий.

В двадцатом веке произошла переоценка ценностей, это убеждение сломалось. Он характеризуется как эпоха «кризиса» и «страха». Когда разум бессилен, а бессознательные аспекты в человеческом поведении преувеличиваются, царит иррационализм.

О.Ф. Большой, говоря о причинах возникновения экзистенциализма, пишет, что огромные политические потрясения 20 века, две мировые войны столкнули человека с миром как с зловещим и опасным. Человек оказывается безнадежно брошенным, на милость всеобщего уничтожения, он направляет свои усилия, чтобы справиться с бременем своей судьбы.

Исторические катастрофы приводят к выводу о тщетности традиционных взглядов на историческое развитие и неотвратимой трагедии человеческого существования. Философия экзистенциализма отвечает на запросы вывихнутого человека, смущенного перед лицом научного прогресса и великих исторических потрясений современного мира. Один из представителей экзистенциализма характеризует это условие следующим образом: Уверенность исчезла. Поэтому эту философию часто называют «философией отчаяния» или «философией кризиса». Социальный пессимизм получил дальнейшее развитие в экзистенциализме.

Следует также отметить, что регулирование социальной жизни различными нормами и правилами, усиливающаяся бюрократизация и стандартизация производственной, социальной и личной жизни ограничивают разнообразные возможности внутреннего мира человека; обычный человек не может в полной мере развивать свои способности. Существует иллюзия, что истинный смысл человеческого существования заключается в отклонении от стандартизированной жизни и стабильных социальных норм.

Объективный процесс деперсонализации, «де-персонализация» общества, вызывает сопротивление в индивидуальном сознании. Это сопротивление проявляется по-разному, в зависимости от мировоззрения человека и среды, в которой он живет в обществе.

Некоторые люди выходят за рамки субъективного чувства внутреннего протеста и становятся участниками демократического движения.

Другие колеблются, и их протест выражается в отказе от всех общественных мероприятий. Такие люди пытаются найти утешение в тесном кругу друзей, стараясь отделить себя в сознании от своего реального положения в обществе. Они утверждают, что таким образом можно найти «внутреннюю свободу», свободу мысли.

Экзистенциализм предполагает, что человек возвышается над собой духовно через «религиозный или философский импульс». Сосредоточившись на индивидууме, он утверждает, что может научить людей, находящихся на краю пропасти, сохранять свободу и независимость среди одиночества и тревоги, функционируя таким образом не только как «философия отчаяния», но и как «философия утешения».

Экзистенциализм нельзя назвать академической доктриной. Его главная тема — человеческое бытие, судьба человека в современном мире, вера и неверие, утрата и открытие смысла жизни, близкого каждому художнику, писателю, поэту, с одной стороны, делает эту тенденцию популярной среди художественной интеллигенции, а с другой — побуждает самих экзистенциалистов обращаться к языку искусства.

Основное содержание экзистенциализма крайне трудно выделить. Причина этой сложности кроется в большом количестве ее философских и литературных мотивов, что создает возможность широкого толкования сути этого течения.

Экзистенциализм сопротивляется наиболее типичным в истории формам радикального разочарования, которые приводят к трактовке современного общества как кризис цивилизации, кризис разума, кризис человечества. Но экзистенциализм не является защитником и оправдателем этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции индивидуума в этом кризисе.

Экзистенциалисты считали, что катастрофические события новейшей истории выявили нестабильность, хрупкость не только индивидуального, но и всего человеческого существования. Для того чтобы существовать в этом мире, человек должен сначала познакомиться со своим внутренним миром и оценить свои возможности и способности.

Экзистенциалисты не предлагали никаких новых философских конструкций. Они сосредоточились на отдельных проблемах чувственной жизни и интересовались проблемами науки, морали, религии, философии истории, насколько они касались этих вопросов. В работах экзистенциалистов нет движения от простейших определений субъекта к все более всеобъемлющему и конкретному его пониманию, что отличает теоретическую мысль от других форм интеллектуального присвоения действительности. Скорее, их работы отличаются повествовательным мастерством и артистизмом.

Не случайно категорические конструкции экзистенциалистов были свободно сформированы в художественную прозу. Содержание их философии заключалось в отказе от теоретически развитого знания и было направлено на подвижные состояния сознания, ситуационный опыт человека в современную эпоху.

Экзистенциализм условно делится на два направления: атеистическое (представители — М. Хайдеггер в Германии, Ж.-П. Сартр, А. Камю во Франции) и религиозный — К. Ясперс (Германия), Х. Марсель (Франция) и другие.

Доктрина существования

Центральным понятием доктрины является экзистенциализм — существование человека как неделимой целостности объекта и субъекта.

Все экзистенциалистские доктрины основаны на убеждении, что единственная истинная реальность — это существование человеческой личности. Это существо является началом и концом всех знаний, и особенно философских.

В немецком экзистенциализме «существование» обозначается словом Dasein, которое предполагает присутствие индивида «здесь и сейчас», в этом остановленном моменте времени. Опыт субъекта с его «бытием в мире» — это существование, экзистенциализм. «Сама по себе «Дасейн», — пишет Хайдеггер, — к которому настоящее может так или иначе относиться и на который всегда ссылается, мы называем существованием».

Основная посылка экзистенциализма состоит в том, что существование предшествует бытие, т.е. человек существует сначала мыслит, чувствует, живет, а затем определяет себя в мире. Человек сам определяет свое собственное существо. Он не находится вне его, и человеческое существо не является каким-то идеальным образом, прототипом, обладающим «вечными», «неизменными» человеческими или «антропологическими» качествами. Человек определяет себя, он хочет быть таким, а не другим. Человек стремится к своей индивидуальной цели, он создает себя, он выбирает свою жизнь. Экзистенциальное существо — это я, это мое сознание. В этом «бытовом сознании» раскрывается единство субъекта и объекта.

Экзистенциализм ставит отчуждение человека от общества в центр своей философии. Его представители утверждают, что человек обладает достоинством, которое смогло избавиться от общества.

Главным объектом философской рефлексии в экзистенциализме является индивидуальное бытие, смысл, знание, ценности, которые формируют «жизненный мир» человека. Мир жизни — это не фрагмент материального мира, а мир духовности, субъективности. Одним из основных установок экзистенциализма является противопоставление социального и индивидуального бытия, радикальное разделение этих двух сфер человеческого бытия. Человек не определяется никаким существом: ни природой, ни обществом, ни собственной сущностью. Только его существование имеет значение.

Человек не может преследовать «универсальные цели», хотя в реальной жизни он часто отождествляет себя с «универсальными целями» и тем самым освобождается от ответственности за свои действия. Ему кажется, что мир рациональен, что есть некие универсальные законы мира, истории, культуры. Но на самом деле мир абсурден, странен, бессмысленен, как и вся человеческая жизнь. Более того, это, наверное, будет единственный мир, и при смерти мы не получим никакой награды. Настоящий человек не прячется за миражами и вымыслами «супериндивидуального существования». Он понимает, что несет полную ответственность за свои действия и их последствия.

Человеческое существование — это драма. Сознание человека свободно, его воля определяет образ жизни. Наш выбор определяет нашу сущность, сущность индивидуальности. Это не означает, что человек абсолютно свободен в своем выборе от общества. Напротив, существование человека возможно только в рамках коллективизма, «бытия вместе»; конкретный человек общается только с конкретными людьми. Человек одинок со своими чувствами, он в ничтожестве. Общаясь с другим человеком, он либо подчиняет себя своей воле, либо подчиняет себя своей воле (как палач или жертва). Очевидно, что в описанной ситуации нет объективной истины. Есть столько же истин, сколько и людей. Истина — это «субъективность»; ее можно найти, изучив собственный опыт. Для живого человека единственная действительность — это его собственная этическая действительность, а реальная действительность — это внутреннее решение. Существующий объективный мир в сознании каждого человека — это его собственный и только его. Мир меняется, когда мы выступаем против его инертной, хаотичной природы. Мир преображается, когда мы узнаем его через призму нашей воли, наших целей. Человек преображает мир, делает его зависимым от себя, придает ему смысл. Это основа философской позиции экзистенциализма.

Согласно экзистенциализму, человек — это временное и окончательное существо, которому суждено умереть. Понятие смерти как само собой разумеющееся, абсолютное ограничение всех человеческих начинаний занимает в экзистенциализме то же место, что и религия, хотя большинство сторонников этой философии не предлагают человеку потусторонней перспективы. Экзистенциалисты считают, что человек не должен убегать от сознания своей земной жизни, и поэтому ценят все, что напоминает человеку о тщеславии его практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистской доктрине «пограничных ситуаций» — экстремальных жизненных обстоятельств, в которых постоянно находится человеческая личность. И самая важная «пограничная ситуация» — это ситуация перед лицом смерти. Пограничные ситуации вызывают у человека необходимость выбора. Человек должен постоянно выбирать ту или иную форму своего поведения, руководствоваться теми или иными ценностями и идеалами.

Экзистенциалисты поднимают тревогу до главного принципа жизни каждого человека. Хайдеггер утверждает, что сущность человека заключается в особой форме жизни — в существовании в страхе. Из страха человек становится одиноким, перестаёт интересоваться миром, обращается к самому себе, и таким образом начинает понимать себя.

Страх — это фундаментальный опыт и способ бытия, который позволяет точно и всесторонне понять человека. Весь мир, по словам Хайдеггера, пронизан «мировым беспокойством» или «первобытным страхом». Человек понимает законченность своего существования, понимает, что его существование на самом деле «бытие для смерти». Смерть оказывается окончательной, решающей и реальной возможностью существования. Результат прост: человеческое существование повсюду отягощено страхом. Человек пытается избавиться от страха, но это попытка убежать от своего собственного существа. Экзистенциалисты противопоставляют страх разуму и преувеличивают его значение в жизни человека. Они утверждают, что страх создает человека, что только в страхе лежит возможность полного развития личности, так как страх разделяет людей. Именно через страх человек раскрывает свою индивидуальность, то есть свободу. Таким образом, они характеризуют страх как форму открытия свободы.

В отличие от Хайдеггера, Карл Ясперс рассматривает объективное бытие как независимое от человеческого сознания. Но, по его словам, Бытие не может рассматриваться ни как единое целое, ни как космос, бесконечно разобщенный сам по себе. Мир в целом нельзя рассматривать как объект, объект познания. Это «быть само по себе».

В реальной жизни, — верил Ясперс, — мы одновременно ощущаем нашу силу и способность изменять мир, нашу беспомощность, уязвимость, одиночество в нем. Человек оставил природный мир ради техники, он хочет жить в массе «как все» Человек стал элементом массы, но в массе человек не находит себе места. Только в философии он может найти свою хватку. «Все философское — это преодоление мира, аналог освобождения». Человек, живущий вне философии, учится в кризисных ситуациях. «Нужно начинать с пограничных ситуаций, потому что отсюда возникает основное побуждение: найти дорогу к краху».

Концепция экзистенциализма

Экзистенциализм — это одновременно философская направленность и философское течение, которое часто называют «философией отчаяния», «философией свободы», «философией творчества», «философией индивидуализма».

Обычно различают религиозный и атеистический экзистенциализм. В данном случае определение атеизма по отношению к экзистенциализму является весьма условным, поскольку признание того, что Бог мертв, должно сопровождаться утверждением, что жизнь без Бога невозможна и абсурдна. Также принято различать французский, немецкий, русский и другие экзистенциализмы.

Круг проблем, рассматриваемых в экзистенциализме, очень широк. Жизнь, сложившаяся как судьба, предполагает вопрос о соотношении в этой судьбе моментов неизбежности, случайности и свободного выбора человека.

Жизнь противостоит смерти, что является еще одной экзистенциальной проблемой, не покидающей страниц философских исследований. Смерть — это то, что делает жизнь бессмысленной или, наоборот, придает ей смысл и значение. Смерть одновременно пугает и освобождает, ненавидит и приветствует, она означает либо окончательное исчезновение, либо новое и истинное рождение.

Общение, то есть межличностное общение, является еще одной экзистенциальной проблемой, тесно связанной с проблемами добра и зла, морали и безнравственности.

Свобода — это еще один направляющий экзистенциальный вопрос, учитывающий человеческие способности, а также объективные и субъективные ограничения, с которыми они сталкиваются на этом пути.

Иными словами, основная проблема экзистенциализма — это природа человека как уникальной индивидуальности. Внутри невыносимой хрупкости бытия человек доказывает свою духовную выносливость, он не может быть объективным и не может стать объектом манипуляций.

Исторический и духовный фон экзистенциализма

Экзистенциальные проблемы возникают в процессе повседневной жизни каждого человека, в разворачивающемся индивидуальном существовании. Повседневный мир, предоставляющий растущему человеку достаточно сбалансированный набор поведенческих и перцептивных стереотипов, никогда не позволит полностью освободить сознание от конфликтов, не предоставив психологическую защиту души, которая защищает её от противоречий и ударов.

Во-первых, установки повседневного сознания содержат множество противоречивых высказываний, которые ставят человека перед выбором оптимального решения в данной ситуации.
Во-вторых, жизнь не стоит на месте, она порождает все новые ситуации, не предусмотренные мирской мудростью, характерные для эпох водораздела, когда старые ценности рушатся, а новые только начинают созревать.
В-третьих, любое морально-психологическое служение, которое общество предлагает человеку, не может быть принято без его личного чувства и понимания.
Повседневная жизнь — это не только привычка и спокойное существование, но и открытия, потрясения, разочарования и радости. Самые сильные впечатления от человеческого существования посещают человека в повседневной жизни.

Экзистенциальные вопросы всегда интересовали философов. В Европе тему человека впервые взял на вооружение Сократ, исследовавший путь к добродетели и возлагавший надежды на спасительную роль знания. В яркой и безошибочной форме важнейшей экзистенциальной проблемой является счастье. Она была выражена Эпикуром и позже рассмотрена в произведениях Сенеки и Марка Аврелия.

Средневековая философия рассматривала экзистенциальные проблемы в рамках христианского мировоззрения. Она характеризовалась религиозно-нравственными исканиями, которые поднимали вопросы об оставлении Бога, греховности, Иисуса и дьявола, о смысле жизни и смерти, о путях добра и зла.

В эпоху Возрождения тема человека вновь рассматривалась с точки зрения радостей и страданий, без учета потусторонних влияний. Предметом экзистенциального анализа была жадность, глупость, страх и власть. В то же время философы Ренессанса подчеркивали тему человеческого достоинства, о которой забыли авторы более поздних поколений.

В современную эпоху философия надолго отошла от индивидуальных экзистенциальных проблем и сконцентрировала все свое внимание на поиске идеального научного метода, который позволил бы выйти за пределы повседневного мира и приблизиться к сущности вещей, к логическим, строгим законам, которым мир всегда подчиняется. Самые важные философские работы этого периода — это работы Блэза Паскаля, Дэвида Хьюма, Ж.-Ж. Руссо.

В XIX веке Л. Фейербах и С. Кьеркегор изучали глубокие внутренние переживания личности, ее страхи и надежды, возможные и диаметрально противоположные пути выхода из страхов в любовь и гармонию.

В конце 1950-х годов экзистенциализм распространился на Соединенные Штаты. В Нью-Йорке Брайзах опубликовал «Введение в современный экзистенциализм» в 1962 году.

Философы ХХ века противопоставили предыдущее столетие, назвав его «веком доверия», в котором в сознании расцветали социальные бури, преобладала вера в триумф человеческой мысли и научно-технический прогресс.

В ХХ веке произошла переоценка ценностей, и это убеждение было разрушено. Двадцатый век называют кризисным и неспокойным. В этот период разум был бессилен, а в бессознательных моментах в человеческом поведении господствовал иррационализм.

Исторические катастрофы привели к осознанию тщетности традиционных взглядов на историческое развитие и невосполнимой трагедии человеческого бытия. Экзистенциальная философия отвечает требованиям бесплотного человека, запутавшегося перед лицом научного прогресса и крупных исторических изменений в современном мире.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Чувственная и рациональная ступени познания и уровни научного познания
  2. Задачи философии в культуре
  3. Мультикультурализм
  4. Технические проблемы и их роль в становлении экспериментального естествознания в XVII в.
  5. Диоген, философ-киник
  6. Гносеология Гоббса
  7. Тейяр де Шарден, французский философ, палеонтолог, теолог
  8. Любовь, брак, семья
  9. Лосский Н. И его философия
  10. Эволюция представлений о бытии