Элементы театральной педагогики в деятельности учителя

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Проблема соотношения воспитания, обучения и развития
  2. Способности и мастерство преподавателя в педагогике
  3. А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о требованиях к личности учителя
  4. Причины, характер и пути преодоления конфликтов в профессионально-педагогической деятельности учителя
  5. Такт как основа педагогического общения учителя
  6. Проблема манипуляции в педагогической деятельности
  7. Сущность и методы педагогического стимулирования
  8. Формирование учебной мотивации школьников
  9. Самообразование как фактор самосовершенствования, саморазвития и самоактуализации
  10. Развитие творческих способностей у детей

Введение

Актуальность исследования обусловлена современной стратегией обновления образования, которое является органической частью общественного развития. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивается, что «роль образования на современном этапе развития России определяется задачами перехода к демократическому и конституционному государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и социального развития».

Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей личности к саморазвитию, раскрытие ее творческого потенциала. Современное общество нуждается в таких специалистах в области образования, которые способны не только видеть проблемы, но и продуктивно их решать. В этой ситуации на первый план выдвигается необходимость формирования такой личности учителя, ведущим профессиональным качеством которого является креативность. Именно педагогическое творчество учителя способно решить проблему эффективного функционирования любого образовательного учреждения. В этих условиях необходимость формирования творческой личности учителя в школе нового типа становится все более актуальной, так как эти школы обеспечивают потребности нашего общества в будущих высококвалифицированных специалистах, деятелях науки, культуры и педагогики, способных эффективно решать поставленные задачи и нетипично реагировать на быстро меняющиеся условия современного техногенного общества.

Проблеме педагогического творчества, повышения профессионализма и продуктивности деятельности учителей уделяли внимание выдающиеся педагоги прошлого (А. Дистервег, Я.Л. Коменский, К.Д. Ушинский и др.). ), педагогические деятели советского периода (П.П. Блонский, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Кан-Калик, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.), современные исследователи (В.И. Загвязинский, А.И. Кочетов, Н.В. Кузьмина, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.)

Цель исследования — педагогическое творчество учителя сельской школы. Объектом исследования является процесс формирования творческой личности учителя в сельской школе. Гипотеза исследования сформулирована в виде следующего постулата: формирование творческой личности учителя будет эффективным, если будут созданы соответствующие внешние и внутренние педагогические условия: Реализация процесса формирования творческой личности учителя сельской школы; создание педагогического и научно-методического комплекса, способствующего развитию творческой личности учителя; развитие мотивации учителей к творческому саморазвитию.

В соответствии с проблемой, предметом, гипотезой и целью исследования были поставлены следующие задачи:

Уточнение и конкретизация понятий «педагогическое творчество», «творческая личность учителя»;

Проанализировать особенности условий труда и деятельности учителя сельской школы;

Учитывать отечественный опыт педагогического творчества;

Проанализировать новые инновационные методы в учебно-воспитательной работе сельской школы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Педагогическое творчество как ведущая черта творческой личности учителя

Проблема креативности стала настолько актуальной в наши дни, что некоторые исследователи называют ее «проблемой века».

Современная философия определяет творчество как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

Творчество трактуется как социально-историческое явление, возникающее и развивающееся в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе общественной практики; в простейшем случае — как бессознательный, спонтанный процесс порождения новых образов; не только как создание ранее не существовавших материальных и духовных ценностей, но и как новое по способу, характеру и цели воспроизведение уже существующих ценностей; как универсальное явление, неотъемлемая часть совокупного субъекта во всей философски значимой полноте человеческих определений, в какой-то мере даже включающей диалектику биологического и социального.

Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое, чего не было раньше, основанная на реорганизации имеющегося опыта и формировании новых комбинаций знаний, навыков, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже имеющихся знаний и расширение сферы их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, который меняет привычный взгляд на предмет или область знаний.

Это означает, что творчество как специфический вид человеческой деятельности характеризуется «прогрессивностью» в дополнение к «новизне». С.С. Голдентрихт утверждает, что «суть творческого акта — созидание, рождение нового прогресса, содействие развитию личности и общества». Суть творчества несовместима с античеловеческой деятельностью».

Такой подход к сущности творчества согласуется с идеями гуманистической педагогики, с развитием личности, культуры » общества. Истинное творчество является человеческим по своей сути, так как с необходимостью ведет к развитию и саморазвитию человека и, соответственно, к культуре и обществу.

В.И. Андреев (1988), определяя творчество как вид человеческой деятельности, выделяет ряд признаков, характеризующих его как целостный процесс:

Наличие противоречия в проблемной ситуации или творческом задании;

Социальная и личностная значимость и прогрессивность, способствующая развитию общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в самой изобретательной форме, является не творчеством, а варварством)

Наличие объективных (социальных, материальных) условий, условий для творчества;

Наличие субъективных (личностных качеств — знаний, умений, навыков, особенно положительной мотивации, личных творческих способностей) условий для творчества;

Новизна и оригинальность процесса или результата.

Если хотя бы один из перечисленных признаков осмысленно исключен, то либо творческая деятельность не имеет места, либо она не может быть названа творческой.

Педагогическая деятельность — это процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство), творчество учителя не направлено на создание социально ценного нового, оригинального, потому что его продуктом всегда является развитие личности. Конечно, творческий и тем более инновационный учитель создает свою педагогическую систему, но это лишь средство для достижения наилучшего результата в данных условиях.

Часто вывод о творческом характере работы учителя делается на основании предположения, что педагогический труд является преимущественно умственным, а умственный означает творческий. Однако интеллектуальный труд нельзя напрямую приравнивать к творческому. Без специальной подготовки и знаний, которые являются отражением обобщенного социального опыта, накопленного предыдущими поколениями, педагогическое творчество невозможно иначе как на уровне проб и ошибок. Только эрудированный и специально подготовленный педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сути проблемы, путем творческого воображения и мысленного экспериментирования, способен найти новые оригинальные пути и средства для ее решения.

Педагогическое творчество имеет ряд характеристик

она более упорядочена во времени и пространстве. Этапы творческого процесса (формирование педагогической концепции, разработка, реализация смысла и т.д.) тесно связаны во времени, требуют быстрого перехода от одного этапа к другому; педагог ограничен во времени количеством часов, отведенных на изучение конкретной темы, раздела и т.д.

Отсроченные результаты творческого поиска учителя. В сфере материальной и интеллектуальной деятельности ее результат сразу материализуется и может быть соотнесен с поставленной целью; результаты же деятельности учителя воплощаются в знаниях, умениях, навыках, формах деятельности и поведения учащихся и оцениваются весьма частично и относительно.

Сотворчество учителя с учениками, коллегами в педагогическом процессе, основанное на единстве цели в профессиональной деятельности. Атмосфера творческого поиска в командах преподавателей и студентов является сильным мотивирующим фактором. Преподаватель как специалист в определенной области знаний демонстрирует своим студентам в ходе учебного процесса творческое отношение к профессиональной деятельности;

Зависимость проявления творческого педагогического потенциала учителя от методического и технического оснащения учебного процесса.

Способность учителя управлять своим личным эмоциональным и психологическим состоянием и вызывать соответствующее поведение в деятельности учащихся. Умение учителя организовать общение с учениками как творческий процесс, как диалог, не подавляя их инициативу и изобретательность, создавая условия для полноценного творческого самовыражения и самореализации.

Как постоянно обогащающаяся потенциальная ценность общества, педагогическая культура не существует как нечто данное, материально фиксированное. Она функционирует, будучи вовлеченной в процесс творческого, активного присвоения личностью педагогической реальности. Профессионально-педагогическая культура учителя объективно существует для всех учителей не как возможность, а как реальность.

Творческая личность учителя: понятие, сущность, этапы образования

Творческий характер педагогической деятельности определяет особый стиль мыслительной деятельности учителя, который связан с новизной и значимостью ее результатов и вызывает сложный синтез всех психических сфер (когнитивной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя. Особое место в нем занимает развитая потребность творить, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении. Одной из таких способностей является интегративная и высокодифференцированная способность педагогического мышления. Способность педагогического мышления, дивергентного по своей природе и содержанию, позволяет учителю активно преобразовывать педагогическую информацию, выходящую за временные параметры педагогической реальности. Эффективность профессиональной деятельности учителя зависит не только и не столько от знаний и умений, сколько от способности использовать полученную информацию в педагогической ситуации различными способами и в быстром темпе. Развитый интеллект позволяет учителю знать не только отдельные педагогические факты и явления, но и педагогические идеи, теории обучения и воспитания учащихся.

Творческий потенциал любого человека, в том числе и учителя, характеризуется рядом личностных особенностей, которые называют признаками творческой личности. В связи с этим авторы приводят различные перечни таких характеристик. Они отличают способность личности воспринимать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению кажущееся очевидным, избегать поверхностных формулировок; способность вникать в проблему и в то же время отрываться от реальности, видеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; способность увидеть знакомый объект под совершенно новым углом, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного баланса и стабильности жизни ради неопределенности и поиска.

Другие авторы в качестве признаков творческой личности называют способность к ассоциациям (способность быстро и свободно переключать мысли, способность вызывать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критическое мышление (способность выбирать одну из многих альтернатив до их изучения, способность переносить решения); готовность к запоминанию (владение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность свертывать операции, обобщать и отбрасывать их.

Третьи авторы считают творческим человека, значимой чертой которого является способность превращать выполняемую деятельность в творческий процесс. Е.С. Громов и В.А. Моляко называют семь признаков творчества: оригинальность, эвристичность, воображение, активность, концентрация, ясность, чувствительность

Интересно отметить типологию творческой личности, предложенную В.И. Андреевым, которую можно распространить и на учителей.

Теоретик-логик — это тип творческой личности, характеризующийся способностью делать логические подметные обобщения, классифицировать и систематизировать информацию. Люди этого типа четко планируют свою творческую работу, во многом используют уже известные методы научного исследования. Этот тип творческих людей характеризуется большой осведомленностью и эрудицией. Начиная с уже известных теоретических концепций, они развивают их дальше. Все, что они начинают, они доводят до логического завершения и подкрепляют свои обоснования ссылками на многочисленные первоисточники.

Теоретики-интуитивисты характеризуются высокоразвитой способностью генерировать новые, оригинальные идеи. Люди с таким типом творческих способностей являются важными изобретателями, создателями новых научных концепций, школ и направлений. Они не боятся противопоставлять свои идеи общепринятым, обладают незаурядным воображением и фантазией.

Практик (экспериментатор) всегда пытается экспериментально проверить свои новые, оригинальные гипотезы. Люди этого типа любят и умеют работать с оборудованием, у них всегда большой интерес и способность к практическим делам.

Организатор как тип творческой личности имеет высокий уровень развития навыков, других, организовывать команду для разработки и реализации новых идей. Под руководством таких людей формируются оригинальные научные школы и творческие коллективы. Люди этого типа отличаются высокой энергичностью, общительностью и способностью подчинять своей воле других и направлять их на решение больших творческих задач.

Инициатор характеризуется инициативностью и энергией, особенно на начальных этапах решения новых творческих задач. Однако обычно они быстро остывают или переключаются на решение других творческих задач.

Творческая деятельность учителя принимает две основные формы: Применение известных средств в новых сочетаниях к педагогическим ситуациям, возникающим в образовательном процессе, и разработка новых средств при их применении к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учитель имел дело ранее. 4] Творческий педагогический процесс на своем первом этапе представляет собой создание новых связей и комбинаций ранее известных понятий и явлений и может быть реализован на основе специальной методологии. Предписания к педагогической деятельности, нормы этой деятельности являются необходимым научно обоснованным руководством для учителя в его работе. Реализация этих предписаний (если они принимаются именно как руководство к действию, а не как догма) предоставляет учителям пространство для подлинно творческой работы.

В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс преодоления педагогических трудностей в изменяющихся условиях. Справляясь с огромным количеством типовых и нестандартных задач, учитель, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: Анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения желаемого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.

Следовательно, опыт творческой педагогической деятельности — возникновение замысла, его разработка и превращение в идею (гипотезу), обнаружение способа реализации идеи и мысли — приобретается при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность и организацию как педагогической, так и реальной профессионально ориентированной деятельности будущих учителей.

Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя сводить только к решению педагогических задач, так как в творческой деятельности в единстве проявляются когнитивный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее, решение специально подобранных задач, направленных на развитие тех или иных структурных компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; комбинирование вариантов, классификация и оценка и т.д.), является важнейшим условием развития творческого потенциала учителя.

Особенности условий труда и деятельности учителя сельской школы

Особенности работы и деятельности учителя сельской школы определяются особенностями социальных отношений в селе, укладом жизни и производственной деятельностью сельского населения. Во многом они определяются и тем, что сельская школа, помимо решения функций, общих для всех типов учебных заведений, выполняет ряд специфических функций, обусловленных необходимостью подготовки учащихся к работе в агропромышленном комплексе.

Совокупность факторов, определяющих специфику работы и деятельности учителей сельских школ, можно разделить на две группы: постоянные и временные или временные. Первая группа факторов обусловлена сельскохозяйственной и природной средой, а вторая — определенным отставанием в социально-экономическом развитии села по сравнению с городом.

Сельскохозяйственная среда школы создает исключительно благоприятные условия для обеспечения связи обучения и воспитания сельских школьников с жизнью, для проведения наблюдений в природе, для обогащения уроков и внеклассных занятий конкретным материалом, для приобщения учащихся к посильному общественно полезному труду, для воспитания уважения к сельскохозяйственным профессиям сельских тружеников.

Особенности работы и деятельности учителей сельских школ обусловлены некоторыми особенностями жизни и быта сельских жителей. В сельской местности, где люди хорошо знают друг друга во всех проявлениях, работа учителя проходит в условиях повышенного социального контроля. Каждый его шаг виден: действия и поступки, слова и эмоциональные реакции, как правило, становятся известны всем в силу открытого характера социальных отношений.

Стоит подчеркнуть одну характерную особенность сельского учителя, а именно многогранность его профессиональной деятельности, что является следствием дефицита кадров в сельских школах, особенно молодых специалистов.

Небольшое количество учащихся создает потребность сельских школ в различных образовательных программах. Чем дальше сельская школа от города, тем меньше у нее возможностей для интеграции детей в социальную и культурную жизнь общества, тем слабее профессиональные контакты работников школы с профессионалами аналогичного профиля, тем сложнее доступ к новейшей информации и объектам культуры.

Сельская школа имеет более весомый социальный статус в обществе, чем городская. Он является носителем культуры, образования, интеллекта. Поэтому учителю здесь легче добиться профессионального успеха. Сельская школа сильна своими традициями, одна из которых — педагогическое творчество. Здесь всегда есть «звезды», те, у кого студенты учатся, на кого равняются, кого знают все «от мала до велика».

Очень важно и то, что сельская школа решает особую задачу, связанную с компенсаторным образованием и воспитанием детей и их родителей, создавая иную среду, культивируя иные ценности, иную философию жизни и культуры как альтернативу существующей вовне.

Необходимость создания оптимальных стартовых условий для развития сельских детей направляет систему образования на обеспечение устойчивого развития сельской школы как социального института. Отсутствие других образовательных учреждений в социальной инфраструктуре села приводит к необходимости усилить подготовку будущих учителей сельских школ, осуществлять дифференцированную подготовку. Небольшое количество классов в сельских школах постепенно приводит к индивидуализации обучения, что в свою очередь заставляет искать пути реализации, так как индивидуальный подход к обучению — категория более тонкая и труднее реализуемая.

Еще одной особенностью жизни в сельской местности является то, что и учитель, и ученик имеют ограниченные ресурсы свободного времени. Подготовка будущих учителей должна быть направлена на разработку методов рациональной работы и использование средств, способствующих усвоению учебного материала при сокращении отведенных часов (т.е. таких методов и средств, которые приведут к лучшему усвоению, обобщению и систематизации учебного материала).

Следующая особенность заключается в том, что в сельской местности круг общения узок, информационные каналы ограничены, что не совпадает с потребностью детей всех возрастов в установлении контактов при межличностном общении.

Трудно переоценить значение массовых и групповых форм внеклассной работы, так как они играют не только воспитательную и формирующую, но и социокультурную роль. В связи с этим преподаватель должен быть готов к проведению внеклассной работы: организации кружков технического творчества, вечеров, игровых форм обучения, способствующих установлению общения между учащимися, использованию современных информационных технологий для получения различной научной информации, как самим преподавателем, так и учащимися.

Соответственно, необходимо провести ориентацию подготовки учителей на работу в сельской профильной школе с низкой сложностью, улучшить подготовку будущих учителей путем разработки новых учебных программ (или, на данном этапе, модернизировать существующую систему подготовки).

Такая модернизация предполагает обеспечение подготовки нового поколения специалистов, обладающих качественными знаниями в области своего профиля, способных решать широкий круг задач, обученных наиболее эффективным методам проектной и дизайнерской деятельности, умеющих использовать в обучении новейшие технические средства поддержки учебного процесса.

Отечественный опыт педагогического творчества

В 1999 году была принята федерально-региональная программа «Развитие системы сельского образования», а 17 декабря 2001 года вышло постановление правительства № 871 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности». Эти документы касаются развития комплексного нормативно-правового, организационно-административного, школьного и методического обеспечения сельских образовательных учреждений и эффективного использования их материально-технических, кадровых, финансовых и административных ресурсов на основе концентрации и кооперации. Конечной целью является создание качественных сельских образовательных учреждений в первом десятилетии нового века и устранение зияющего разрыва между уровнем образования городских и сельских учащихся.

В настоящее время нет четкой стратегии реструктуризации сети сельских школ. Ведется поиск. На нескольких территориях Промышленновского района проводится эксперимент, в ходе которого испытываются различные модели. Предлагаются три возможные модели. Во-первых, небольшая начальная школа с числом учащихся до 10 человек преобразуется в филиал начальной или средней (общеобразовательной) школы, расположенной в другом населенном пункте.

Во-вторых, начальная школа с контингентом от 10 до 100 учеников будет преобразована в учебное заведение для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В-третьих, на базе существующих начальных школ, при наличии вакансий, может быть организовано обучение учащихся 5 и 6 классов, которое станет филиалом учреждения основного или среднего (полного) общего образования, расположенного в другом муниципалитете.

На наш взгляд, первая модель чревата закрытием малокомплектных школ, что грозит гибелью малых сел. Вторая модель более приемлема, и работа над ней ведется уже несколько лет. На наш взгляд, третья модель более перспективна, но ее реализация займет много времени, так как потребует переподготовки учителей начальной школы для работы в 5-6 классах.

В рамках реструктуризации сети сельских школ наиболее экономичным и перспективным направлением, на наш взгляд, является создание образовательного комплекса общеобразовательных начальных школ. И главное — изменить подход к управлению начальной школой. В этом отношении уже имеется определенный опыт, и создана определенная структура. В большинстве сел Промышленновского района районное школьное управление решает организационно-педагогические вопросы через сельские администрации и формирование общественного мнения. В некоторых местах главную роль играет районный методический кабинет, где-то вводятся наборы методистов для начальных школ или штатная должность их руководителя, работающего на правах заместителя директора по воспитательной работе. В нашем округе в течение нескольких лет директорам начального образования доплачивали за работу с малокомплектными школами.

Однако при любой структуре основным координатором деятельности малокомплектных школ остается окружной отдел образования. Именно она должна организовать дело так, чтобы опорная начальная школа не работала эпизодически с малокомплектной школой, а рассматривала ее как свое структурное подразделение. Изучение состояния управления начальными школами позволило нам выявить наиболее характерные недостатки в их содержании и организации.

Во-первых, при постоянном уменьшении средств происходит постоянное нерациональное распределение средств. Приоритет отдается проблемам больших школ, а о маленьких забывают. Поэтому их материально-техническая база ветшает и разрушается, а средств на ее обновление нет. Во-вторых, спецшколы, школьные и межшкольные методические объединения не имеют возможности оказать квалифицированную методическую помощь коллегам из малокомплектных школ, так как обучение в них имеет неизвестную специфику, связанную с особым способом организации классов, когда обучение ведется одновременно в нескольких классах.

В-третьих, недооценка обществом и властями роли сельских начальных школ в сохранении сел и деревень, а также низкая социальная защищенность учителей и сотрудников приводит к их инертности. В-четвертых, отсутствие глубокого и систематического изучения образовательного процесса в начальной школе со стороны вспомогательных учебных заведений и районного управления образования. Поэтому их информационное обеспечение является неудовлетворительным.

Все вышеперечисленные негативные проблемы существуют объективно, школа не может их изменить, но необходимо учитывать и использовать позитивные факторы. Жизнь ребенка в природной и производственной среде, хорошее знание школой семьи и хорошие отношения с ней и сельской общиной, традиции села, кадровая стабильность в педагогическом коллективе школы, низкая наполняемость классов — все это способствует организации эффективного образовательного процесса.

Целенаправленная работа по изучению образовательных ресурсов сельской среды, выявлению их воспитательного потенциала и использованию в работе с учащимися и родителями приносит положительные результаты.

Заключение

Основной целью курсовой работы было рассмотрение педагогического творчества учителя в сельской школе. Мы проанализировали понятие, сущность и формирование творческой личности учителя. Очевидно, что творчество — это деятельность, порождающая нечто новое, а не прежнее, основанная на реорганизации имеющегося опыта и формировании новых комбинаций знаний, навыков, продуктов. Творчество имеет несколько уровней. Один уровень творчества характеризуется использованием уже существующих знаний и расширением сферы их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на предмет или область знаний. Творческий потенциал любого человека, в том числе и учителя, характеризуется рядом личностных особенностей, которые называют признаками творческой личности.

Творческий характер педагогической деятельности определяет особый стиль мыслительной деятельности учителя, который связан с новизной и значимостью ее результатов и вызывает сложный синтез всех психических сфер (когнитивной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя. Особое место в ней занимает развитая потребность в творчестве, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении.

В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация учителя на основе осознания себя как творческой индивидуальности, определения индивидуальных путей своего профессионального роста и построения программы самосовершенствования. Успех преподавания напрямую зависит от личности учителя, его профессиональной и общекультурной подготовки, его творческого потенциала. От учителей, прежде всего, требуются глубокие профессиональные знания не только своего предмета, но и последних достижений науки в области педагогики и психологии, новых образовательных и информационных технологий. Эффективность педагогической системы зависит от профессиональной пригодности, педагогического мастерства, креативности и готовности к инновациям. В этом контексте организация исследовательской деятельности приобретает сегодня особое значение.

Научно-исследовательская работа является одним из определяющих факторов развития учебного заведения, она определяет уровень преподавания, творческий дух коллектива и связь образования с современной наукой, социальной и экономической жизнью.

Среди задач, поставленных в Концепции модернизации российского образования к 2010 году, — равный доступ граждан России к образованию всех уровней независимо от места жительства, использование современных средств обучения, защита прав детей, введение независимой оценки качества знаний, вопрос разделения властей и многие другие.

В то же время недавнее резкое сокращение численности сельского населения, вызванное интенсивной миграцией молодежи из сельской местности, привело к появлению термина «безнадежная деревня». Поэтому отличительной чертой современной сельской школы стала ее малочисленность. Некогда полноценные сельские школы превратились в малокомплектные, то есть школы без параллельных классов с небольшим контингентом учащихся. Такие школы обычно не дают того уровня образования, который необходим выпускникам школ, поскольку экономические факторы не позволяют обеспечить небольшие школы учителями.

В курсовой работе мы попытались представить возможные пути решения проблем малокомплектной школы в условиях использования современных информационных технологий как источника педагогических, методических, консультационных ресурсов системы образования.

Список литературы

  1. Азарова Л.Н. Как развить творческую индивидуальность школьников // Журнал практического психолога. — 1998. — № 4. — С.83.
  2. Актуальные проблемы развития инновационного потенциала сельской школы в России: сборник материалов научных работников высших учебных и научных заведений // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Развитие инновационного потенциала сельской школы: возможности и перспективы. Интегрированные системы сельского образования как перспективные модели возрождения и развития сельского общества в России». — М.: Исследовательский центр по проблемам качества образования специалистов, 2008. — 302 с.
  3. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманитарная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. — Минск: Университет, 2000. — 154 с.
  4. Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Советская педагогика. — 1987. — № 2.
  5. Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. — М., 2002. — 356 с.
  6. Батоврина Е. Творчество: дань моде или необходимость? 10 способов разрушить плесень шаблонного мышления // Управление человеческими ресурсами. — 2004. — № 20.
  7. Безрукова В.С. Педагогика / В.С. Безрукова. — М., 2000. — 180с.
  8. Белкин А.С. Компетенция. Профессионализм. Мастерство. / А.С. Белкин. — Челябинск, 2004 г. — 120 с.
  9. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? — М., 1993. — 198 с.
  10. Бим-Бад Б.М. Педагогические тенденции двадцатого века. Текст]: учебник / Б.М. Бим-Бад. — М., 2004. — 167 с.
  11. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.: учебник. — М.: Академия, 2002 г. — 320 с.
  12. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творчество — это просто устойчивое сочетание слов // Педагогика. — 1998. — № 3. — С.36.
  13. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. — М., 2001. — 253 с.
  14. Закон об образовании: Что нового? Текст] / / Образование в документах. — М., 2006. — № 21 (ноябрь). — С.46-51.
  15. Занков Л.В. Избранные педагогические сочинения / Л.В. Занков. — М., 2001. — 377 с.
  16. Интеллект и творчество : сборник научных трудов / РАН. Институт психологии / под редакцией А.Н. Воронина. — М., 1999. — 289 с.
  17. Проведение исследований по психологии творчества / под ред. Я.В. Кузнецова. — Москва: Наука, 1983.
  18. Кан-Калик В.Л. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
  19. Козырева А.Ю.. Лекции по педагогике и психологии творчества. — Научно-методический центр Управления образования города Пензы, 1994 г. — 344 с.
  20. Лук А.Н. Психология творчества. — Москва: Просвещение, 1978.
  21. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. — Москва: Издательство МПСИ, 2003.
  22. Мерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: практическое пособие. — Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000 г. — 432 с.
  23. Пономарев Ю.А. Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  24. Поташник М.М. Инновационные школы России / М.М. Поташник. — М., 2003. — 302 с.
  25. Психологические исследования творческой деятельности / Ф.Р. Филиппов. — М., 2004. — 160 с.
  26. Филонов Г.Н. Образование — ресурс консолидации гражданского общества / Г.Н. Филонов // Педагогика. — 2004. — № 8. — с.28-34.
  27. Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и инновациях // Педагогика. 1992.7-8.