Для связи в whatsapp +905441085890

Елизавета Петровна Блаватская, русская писательница и теософ — Блаватская и Православие

Второй том «Разоблаченной Изиды», написанный Блаватской, начинался со слов:

«Если бы это было возможно, мы бы не отдавали эту работу в руки многих христиан, которые не получат никакой пользы от ее прочтения, и для которых она не была написана. Мы имеем в виду тех, кто искренне и чисто верует в своих церквях, и тех, чья безгрешная жизнь отражает яркий пример Пророка из Назарета, из уст которого Дух Истины громко говорил людям….. Как анализ религиозной веры в целом, этот том направлен, прежде всего, против теологического христианства, главного противника свободной мысли. Она не содержит ни единого слова против чистого учения Иисуса, но безжалостно разоблачает их вырождение в пагубные церковные системы, которые разрушают веру человека в свое бессмертие, в своего Бога и подрывают всякую нравственную свободу» [17].

На пороге будущих бурь было бы непростительной ошибкой лишить людей веры в свой идеал, не предоставив достойной замены тысячелетнему доверию. Особая роль в грядущем переустройстве мира отведена России и ее, как говорил Достоевский, богобоязненному народу. По этой причине, зная благоговейное отношение в России к вере Отцов и образу Христа, Блаватская воздерживалась от высказываний о Православии и Русской Церкви, а ее религиозно-научные труды были написаны полностью на английском языке, что до 1990 года, при царской, а затем коммунистической цензуре, фактически стало препятствием для преждевременного проникновения ее трудов в Россию, разрушая неподготовленное сознание Веры. Суровость и прямота их обвинений в адрес западной церкви, столь отличные от манящей тонкости иезуитских рассуждений, отталкивали неуверенные души. Это, конечно, не способствовало их успеху на родине, но позволяло детским, наивным православным душам придерживаться своего образа Бога, каким они привыкли видеть его здесь, а не опустошаться и озлобляться, не достигнув истинной веры.

«Двадцатый век, — писала Блаватская за 12 лет до конца XIX века, — хранит в себе для человечества очень странные события, и он может даже оказаться последним» [18]. Учитывая последовавшую за этим мировую революцию, а еще больше — Вторую мировую войну, в конце которой у Германии почти появилось ядерное оружие, пророческое заявление Блаватской о возможной катастрофе вряд ли кажется преувеличенным.

Относительно церковной религии, столкнувшейся с грядущими социальными и научными революциями в двадцатом веке, Блаватская писала не менее пророчески, чем о научных и социальных потрясениях: «Буквальная вера в Библию и вера в воплощенного Христа (Человека-Бога) не продержится еще четверть века. Церквам придется расстаться со своими излюбленными догмами, иначе двадцатый век станет свидетелем падения и разрушения христианства, а вместе с ним и веры в Христа как чистого Духа» [19].
Хорошо известно, что в России, как и во многих других странах, это пророчество исполнилось с абсолютной точностью. «…Теологическое христианство должно угаснуть и никогда не воскреснет в прежней форме», — писала далее Блаватская. — Это само по себе было бы самым счастливым решением всех проблем, если бы не опасность естественной реакции, которая непременно последует: результатом и следствием веков слепой веры станет грубый материализм, пока на смену утраченным старым идеалам не придут новые — незыблемые, потому что универсальные и построенные на скале вечных истин, а не на зыбучих песках человеческого воображения. Чистая нематериальность должна в конце концов заменить ужасный антропоморфизм таких идеалов в концепциях наших современных догматиков»[20] И это предвидение, как мы знаем, исполнилось и продолжает исполняться.

Елизавета Петровна Блаватская, русская писательница и теософ - Блаватская и Православие

Предтечи c Востока и Запада

Неофициальная философия не могла возникнуть из ничего, у нее были родители, а у родителей были имена — Восток и Запад. Алхимический (простите за вульгарность) брак последних привел к рождению этого голубоватого ребенка, или, как говорят сегодня, ребенка индиго. Родителям пришлось немало потрудиться, но их прекрасный труд не был напрасным. Мы обсудим каждую из них отдельно, и начну я — во имя мужского шовинизма и во славу бесконечной, но приятной борьбы за дискриминацию женщин — с отца, то есть с Запада, хотя я прекрасно знаю, что он не имеет к этому почти никакого отношения.

Но справедливости ради надо сказать, что многие люди недооценивают всю силу и достоинства западной официальной философии; более того, они относятся к ней с тихим презрением бушмена, случайно попавшего в стеклянно-бетонные джунгли европейской метрополии. Обидно, потому что нам пришлось испортить век или два своей жизни в пыльном офисе, чтобы сделать такую кучу. Это самое главное. А во-вторых, вся эта свиноголовая суета (не в плохом смысле свиноголовая, а в том, что она свиноголовая) о том, что философ, генерирующий связную и красивую мысль, совершенно скрыт от склонного к этому обывателя. Среднестатистическому человеку западная философия надоела так же, как концентрированному сборщику грибов — поганки. Но если вы только попробуете…. В общем, я не буду развивать эту тему, чтобы меня не наказали за пропаганду западной философии.

В чем грех большинства восточных мудрецов? Кажется, что практически не в чем быть виноватым. Они — святые в одном, добрейшие из людей, все их чакры широко открыты, они могут читать мысли других людей по словам, и когда они встают с правой ноги утром, они могут бесплатно материализовать для вас золотое кольцо из воздуха, но одно обстоятельство беспокоит их. Они все идиоты. Как только они открывают рот, проводят пресс-конференцию или пишут книгу, их собственные последователи краснеют и заявляют друг другу, что «мастер шутит» или «мастер говорит от сердца, а не от ума», короче говоря, они стыдятся до конца. То есть Восток настолько женственная субстанция, что на первый взгляд кажется, что западные женщины намного мудрее восточных мужчин, но присмотревшись, убеждаешься, что так оно и есть!

Поэтому мы не должны стыдиться того, что все наши (западные) философы были безумными невротиками, которые всем сердцем ненавидели мужчин и с детства мечтали о сладких суицидальных фантазиях. Тщетно пытаясь оценить нереальные масштабы их сознания, приходишь к выводу, что все вышеупомянутые странности — это лишь маленькие и незначительные изъяны, которые, как шрамы, только украшают человека. И если бы не эти недостатки, мы были бы просто недостойны жить на одной планете с этими богами, мы бы трижды мыли руки с мылом, прежде чем взять их книги — не для того, чтобы читать, конечно, а чтобы молиться, поклоняться и клясться их расшитыми золотом переплетами.

Европа и Россия в XVIII веке: особенности социального и экономического развития

В XVIII. веке произошли значительные изменения в социально-экономическом развитии Европы и России. Это время перехода от аграрного общества к индустриальному, изменившее все аспекты человеческой жизни. Можно выделить следующие признаки модернизированного общества: в сфере производства — индустриализация, урбанизация в социальной сфере; «демократизация» — в политической сфере (условия для создания правового государства), в духовной сфере — секуляризация и развитие образования и науки. Идеологической основой модернизации общественной жизни стала идеология Просвещения. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.

Своеобразие экономического развития Европы в XVIII. Век, когда наиболее быстрый промышленный рост наблюдался на двух его полюсах. На крайнем западе, в ранних буржуазных государствах, особенно в Англии, Голландии и Франции, а с другой стороны — на крайнем востоке, в России, где, несмотря на господство феодального строя, происходило ускоренное развитие крепостной мануфактуры.

Для западных стран XVIII век стал периодом активного развития капиталистических отношений, развития промышленной революции. Экономические изменения привели к заметным сдвигам в социальной структуре европейского общества: появились сословия предпринимателей и наемных рабочих, развивались процессы урбанизации.

Россия оставалась преимущественно аграрной страной с преобладанием крепостных крестьян в сельском хозяйстве. Однако в 18 веке здесь также начали происходить социально-экономические изменения. В частности, развитие мануфактурного производства, которое было связано с реформами Петра I. В первой половине века в промышленности преобладали крепостные крестьяне. Между тем, резкий рост промышленного производства во время Северной войны позволил создать экономическую базу для победы, была реорганизована армия и построен флот. Петр I последовательно проводил политику меркантилизма и протекционизма.

Во второй половине века стали активнее распространяться свободные мануфактуры, развивалась свобода предпринимательства, распространялась крестьянская торговля. Деятельность Елизаветы Петровны и Екатерины II была связана с бурным экономическим ростом страны, развитием купеческого сословия, дальнейшим развитием политики протекционизма. Между тем, изменения мало повлияли на социальную структуру. В девятнадцатом веке Россия продолжала оставаться страной с преимущественно крестьянским населением. Классовое неравенство и феодальные пережитки продолжали существовать. Потребности экономического развития поставили на повестку дня проблему отмены крепостного права.

Патриот России

Можно с полной уверенностью сказать, что благодаря необычайной силе и неудержимости русского характера, Теософия Блаватской состоялась как всемирное явление, как явление Нового Мира. Россия, среди других стран мира, родилась как ни на что не похожий ребенок — ребенок будущего. Новый Свет, будь то новая философия Блаватской, русская революция или учение Живой Этики, вошел в Старый Свет и изменил мир русской волной.

Проведя большую часть своей жизни за границей среди иностранцев, Блаватская оставалась неизменно русской. Его русскость она никогда не пыталась замаскировать, какими бы политически сложными ни были обстоятельства, кроме того, она всегда гордилась своей принадлежностью к России. Основав теософское общество в Лондоне, в котором ведущую роль играла британская аристократия и которое отличалось известной враждебностью к России, Блаватская тем не менее всегда подчеркивала: «Да, я русская. Она развернула широкую деятельность в британской колонии Индии, в которой в то время полностью доминировали англичане. И это в условиях острого геополитического соперничества между Великобританией и Россией в Азии и на Востоке. И все же Блаватская заявила, причем вызывающе: «Да, я русская». Своему английскому другу Синнетту, например, когда ей было уже 55 лет, она писала с блеском в глазах:

«Передайте ему мои искренние извинения и сошлитесь на мое незнание ваших глупых английских условностей. Скажите ему, что мне совершенно не хватает утонченности манер английского общества, и я рад быть во всех отношениях неприукрашенным русским дикарем….. Как русский, который называет свинью свиньей, а не как англичанин, который с улыбкой скажет на расстоянии десяти футов: «О, привет! Рад вас видеть!». — И все время думать: «Будь ты проклят!».

В другом письме она с нарочитой мужественной суровостью продолжила о вечном споре между Западом и Россией из-за Балкан:

«Мой дорогой мистер Синнетт, я говорю с вами серьезно, потому что вы не один из тех психопатов, которые всегда считают меня русским шпионом. Вы так же слепы в своей преданности и восхищении вашей [английской] консервативной политикой, как муж — своей любимой женой, которая дарит ему любовь. Вы не видите их недостатков, но учителя видят…. И если вы будете продолжать в том же духе (я имею в виду вашего старого идиота Солсбери) и заставите Болгарию замолчать перед Россией, я уверяю вас, она (Россия) сделает вам свинью в Индии и через Афганистан. Я знаю от гуру то, чего вы не знаете….

О, дорогой Господь моего сердца! Если бы не Теософское общество и учителя, которым я ежедневно отдаю свою кровь и честь, если бы не те немногие похожие на вас англичане, которых я научился любить как свою плоть и кровь (метафорически, ибо я ненавижу свою плоть и кровь) — если бы не все это, с какой колоссальной силой я ненавидел бы вас, англичан! Действительно, поведение и политика вашего нынешнего кабинета бесчестны, презренны, достойны иуды и в то же время бесславно глупы! Один только Черчилль ведет себя как разумный человек и удивляет меня. Я вижу, что он не так глуп и обладает хорошими инстинктами. Тот факт, что он оставил ваш Солсбери на произвол судьбы, возможно, спас Англию от внезапного нападения России на вас, мои дорогие соратники, таких союзников, о которых ваши дипломаты и не мечтали, даже с вашей кровавой Турцией. Будьте осторожны, если вы в состоянии, когда пишете, делайте это ради своей страны; если вы не можете, делайте это ради Теософского общества.

Сфинкс девятнадцатого века

О нашей соотечественнице, Елене Петровне Блаватской, существует больше невероятных слухов и домыслов, чем понимания ее истинных заслуг перед человечеством. Еще менее известна Блаватская как патриот России. Давайте поговорим об этом аспекте деятельности Блаватской.

Как личность, Блаватская была уникальным человеком, о котором можно писать энциклопедические исследования и даже романы. Степень ее активности, свободомыслие, страстность в отстаивании идеалов, абсолютная свобода от материальных интересов и богатства, беззаветная любовь к людям без различия вероисповедания и расы — поистине выражали суть всеобъемлющего русского сердца.

В третьем томе «Критико-биографического словаря русских писателей и ученых», опубликованном в 1892 году, в очерке о Блаватской говорится: «Осмыслить все, что написано о Блаватской, невозможно даже приблизительно. Чрезвычайный интерес к теософии в Западной Европе, Северной Америке и Индии дал Блаватской огромную панегирическую и полемическую литературу: Десятки книг, сотни журналов и тысячи газетных статей. Ее слава настолько велика, что в респектабельном лондонском словаре «Люди того времени», где самым известным людям современности отводится колонка, Блаватской целых три. Нет ни одного современного европейского или американского энциклопедического словаря, в котором ей не было бы отведено значительное место»[1]. Часто Елену Петровну за неутомимую энергию, силу мысли, грандиозность совершенно справедливо называли «Сфинксом девятнадцатого века»[2]. Во многом этот эпитет ассоциируется с ранее недоступными знаниями, которые она открыла миру. Американский писатель П. Цвейг писал, что «всего за несколько лет Теософское общество произвело настоящую революцию в оккультной мысли Европы и Америки» [3].

Но в дореволюционной России мало кто знал творчество Елены Петровны. Ее работы, написанные на английском языке, практически не переводились. Только в начале 1990-х годов, в период перестройки, «Тайная доктрина» и «Разоблаченная Изида» стали широко доступны на русском языке, и только в 2000 году было завершено издание почти полного собрания ее сочинений на русском языке. Учитывая значительную сложность ее теософии, в стране было очень мало специалистов, которые хорошо понимали теософскую систему мировоззрения. Языковой барьер в дореволюционный период, а затем годы советской цензуры оказались решающим препятствием для знакомства россиян с творчеством нашей великой соотечественницы.
В.П.Желиховская, сестра Блаватской, об особенностях восприятия творчества ее сестры в дореволюционной России, в отличие от восприятия на Западе, отмечала:

«Елена Петровна Блаватская… была необыкновенным явлением даже в наше время, в котором преобладают необыкновенные личности. В России ее деятельность и научные работы … почти не знаю. Для нас, русских людей, они представляют только внешний интерес, как замечательное духовное движение, которое взволновало русскую женщину во всем мире, без всяких средств, кроме ее ума, ее огромных знаний и ее необыкновенной силы воли. Та нравственная ценность, за которую ее прославляют на Западе, как борца за потусторонний мир, за примат духа в человеческом существовании, за ничтожество плоти и земной жизни, которая дана нам только как средство совершенствования нашей бессмертной души, как противника материализма и поборника духовных начал в человеке и в природе, — она не может иметь в России.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Техносфера и технологические эпохи
  2. Нужна ли современному человеку философия
  3. Максим исповедник
  4. Артур Шопенгауэр, немецкий философ, представитель волюнтаризма
  5. Эстетическое сознание
  6. Структурная антропология
  7. Основные черты философии нового времени
  8. Эклектика и диалектика
  9. Трансцендентальная философия И. Канта
  10. Проблемы типологии истории