Для связи в whatsapp +905441085890

Эммануэль Левинас, французский этический философ — Философы Просвещения

Просвещение — важное явление в интеллектуальной жизни различных европейских стран в XVIII веке. (Особенно Франция, Германия и т.д.).

Франция второй половины XVIII века. Век характеризовался интенсивным развитием капитализма и обострением социальных противоречий. Это было накануне буржуазной революции 1789 года. Общество нуждается в философском понимании текущей социально-политической ситуации и поиске идеала социальной структуры. Роль мыслителей Просвещения перешла к идеологам, появившимся в ходе подготовки и проведения революции. Небольшая группа писателей и философов поставила перед собой задачу ответить на многочисленные вопросы, охватившие все слои французского общества. Самым важным из них было понять, какими должны быть новые отношения, чтобы сделать людей счастливыми.

Можно выделить два крыла мыслителей Просвещения: старшее и младшее. К первому принадлежат Вольтер, Монтескье, Кондильяк; ко второму — Ламетрик, Руссо, Дидро, Гельветий и Хольбах. Первые до сих пор являются непоследовательными материалистами и деистами в своих философских взглядах; вторые — убежденными материалистами и атеистами.

Философы Просвещения

Многие философы Просвещения были великими писателями (например, Вольтер или Руссо). Их взгляды были очень разными. Тем не менее, можно выявить некоторые вопросы, которые так или иначе решались каждым из них. Они все были довольно «агрессивны» по отношению к прошлому. Если мыслители эпохи Возрождения, отрицавшие культурные ценности и ориентации Средневековья, видели свою задачу в восстановлении культуры прошлого (классической античности), когда на самом деле они создавали иную, новую культурную среду и язык, то почти все мыслители эпохи Просвещения видели в целом культурное прошлое человечества как цепь непреднамеренных или бессознательных ошибок. Они стремились разоблачить все «предрассудки», которые определяли ход человеческой истории в целом и поведение отдельных людей. Они сознательно стремились преодолеть прошлое человечества, чтобы теоретически выработать оптимальную модель его социальной структуры, полностью гармонирующей с человеческой природой.

В борьбе за сознание людей мыслители Просвещения ставят науку на первое место. Популяризация научных достижений была одной из их главных задач. Частично такой популяризацией пользуется самосознание мыслителей эпохи Просвещения о том, кто такой философ. Философ — это не столько человек, который создает новые знания, сколько тот, кто их распространяет, делает их доступными для максимально широкого круга людей.

Одной из важнейших особенностей философии Просвещения по сравнению с европейской философией XVII века была ориентация на педагогику. Проблемы воспитания нового, т.е. естественного, человека были в центре внимания всех философов Просвещения, но особенно Гельветия и Руссо. На первый план вышла коммуникативная сторона философии, т.е. обеспечение передачи идей от одного человека к другому. Стало важно не только то, что было сказано, но и то, как это было сказано. Философия возникла как важнейший инструмент общения между людьми и, таким образом, как условие их единства. Философия, как оказалось, отвечала за состояние общества. Философское образование стало незаменимым для преобразования общества и, в свою очередь, стало необходимым условием для всего образования в обществе.

Французское Просвещение

Французские мыслители создали доктрины, отрицающие частную собственность (Руссо, Маблис, Морелли) и поддерживающие атеистические взгляды (Дидро, Гельветий, П.А. Гольбах). Именно Франция на столетие стала центром просветительской мысли и способствовала быстрому распространению прогрессивных идей по всей Европе — от Испании до России и Северной Америки. Эти идеи были также вдохновлены идеологами Французской революции, радикально изменившими социальную и политическую структуру Франции.

В философии Французского Просвещения можно выделить три основных направления:

  • Деистично;
  • Атеист-материалист;
  • Утопическо-социалистическая (коммунистическая).

Деизм — это течение в философии, сторонники которого:

  • Отвергла идею личного Бога;
  • Не согласен с отождествлением Бога и природы (пантеизм);
  • Увидел в Боге оригинал, причину всех вещей (но не более);
  • Отвергли возможность вмешательства Бога в процессы природы и человеческие дела, любое его влияние на ход истории, на окружающий мир после его создания.

К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондиллак.

Другим возможным направлением философии французского Просвещения был атеистический материализм.

Атеисты отвергали идею существования Бога в любой форме, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и научных позиций, в вопросах познания отдавая предпочтение эмпиризму.

Представителями атеистическо-материалистической философии были Мельес, Ламетре, Дидро, Гельветий и Хольбах.

Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии Французского Просвещения начало появляться в середине XVIII века, но было особенно популярно во время и после Французской революции 1789-1794 гг. Среди французских социалистических утопистов (коммунистов) были Маблис, Морелли, Бабеф, Оуэн и Сен-Симон.

Основной интерес социалистических утопистов был сосредоточен на проблеме проектирования и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

Философы деистского французского Просвещения

Деизм — это течение в философии, приверженцы которого признавали существование Бога только как первоисточника, Творца всего сущего, но отвергали его последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории; они выступали против персонификации Бога (наделивания личностными качествами), а также отождествления Бога с природой (пантеизм).

Одним из наиболее выдающихся представителей Просвещения был Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.). Он подверг жесткой критике цивилизацию, культуру, науку, искусство и литературу XVIII века, показав, что они привели к упадку нравственности общества и этики людей. Он восхищался простотой природы, величием добродетелей древних греков. Чтобы вернуться к природе, по его мнению, нужно отказаться от искусственности, которая слишком распространена в современной цивилизации. Свобода и равенство — это цели Ж.-Ж. Руссо. Ж.-Ж. Руссо отказывается от частной собственности в принципе. По отношению к своим гражданам государство является хозяином всего их имущества.

Руссо критиковал христианскую церковь за религиозный фанатизм, неравенство в обществе, суеверия, чрезмерный ритуализм. Он ввел идею «гражданской религии»: каждый гражданин, нуждающийся в религии, полезной для общества, что заставляет его выполнять гражданские обязанности, быть гражданином, полезным для общества. Основные идеи «гражданской религии» — это справедливое божество, бессмертие души, жизнь после смерти, вера в счастье добрых людей и наказание нечестивых. Руссо считал, что культура (цивилизация) развращает людей, делает их морально несчастными, и что истинную нравственность можно найти только в «естественном» состоянии, когда цивилизация не угнетает человека, не порабощает его, не делает рабом культуры. Философия французского Просвещения XVIII века во многом обязана Жан-Жаку Руссо.

Биография Эммануила Левинаса

Эммануил Левин (имя, данное ему при рождении) родился в 1906 году в Ковно, в Российской империи, на территории нынешней Литвы. Левин происходил из православной еврейской семьи, отец которой владел книжным магазином и основными языками которой были идиш и русский.

Во время Первой мировой войны Эммануил учился в Харьковской гимназии, так как его семья была в числе изгнанных в начале военных действий. В конце войны он вернулся в родной город и продолжил обучение в еврейской гимназии в Ковно.

После создания Литовской Республики и предоставления гражданства его имя и фамилия в соответствии с литовскими правилами орфографии были изменены на Эммануила Левинаса. Однако Левинас не остался в Литве и эмигрировал во Францию в 1923 году.

Левинас начал изучать философию в Страсбургском университете, где познакомился и подружился с М. Бланшо. Позже Левинас продолжил обучение в Германии в университете Фрайбурга у Хюссерля и Хайдеггера. В 1930 году Левин вернулся во Францию, где женился на своей подруге детства Раисе Леви, тоже еврейке.

С началом Второй мировой войны Левинаса мобилизовали и заключили в тюрьму в 1940 году, но поскольку он был французским офицером, он избежал этнического гнета заключенных. Семья Левинаса сильно пострадала от войны, так как его отец и братья, оставшиеся в Литве, были казнены во время Холокоста, а мать отправлена в гетто. Жена Левинаса пряталась в Париже от депортации в Германию, а его теща была депортирована и умерла в концлагере.

Сам Левинас был освобожден из плена американскими войсками в 1945 году и вернулся в Париж. После войны Левинас начал период активного преподавания, читая лекции в Пуатье, Нантере и Сорбонне. Левинас умер в 1995 году.

Его главные работы:

  • «Время и Другое»,
  • «От существования к существованию»,
  • «Дорога к другому».
  • Лицо» в философии Левинаса…

«Лицо» в философском взгляде Левинаса

В первую очередь представляет другого человека, поэтому оно становится этической категорией. Это понимается как начало всякого смысла.

Другими его значимыми категориями являются:

  • «Отступление».
  • «Нагота».
  • «Первая речь» и т. д.

«Человек» занимает место в системе онтологии между «безличным существованием» и «бытием» наряду с «добром», трансцендентностью «бесконечного», то есть «вне бытия и сущности». «Человек» имеет право запретить навязывание аналогий и представить «иное» в качестве своего собственного альтер-эго. Это экстернальность, абсолютная экстернальность, которой субъект никогда не обладает. В то же время, она также отклоняется от себя, так что существует постоянная игра само-дифференцировки — самоидентификации — которая проходит за отсутствием «я». Сама идентичность субъекта берётся у «другого», который является источником различий между двумя субъектами. Таким образом, создается особая этическая связь, которая в конечном итоге позволяет вырваться из круга «злого одиночества».

При описании самопредставления «лица» Левинас использует христианский религиозный термин «прозрение», который по своей сути означает божественное явление или откровение. Но, несмотря на то, что «лицо» является внешним, оно не может сводиться только к этому. Это не вещь среди прочего, в то же время для нее характерен «паралич форм», то есть она не имеет конкретной формы, она бесформенна. Человек» представляет себя через язык и таким образом выражает себя, в то время как «другой» поддерживает его через свой язык.

Историческая феноменология Левинаса

Левинас, еще изучая философию во Фрайбурге, разработал идею добавления понятия бытия к феноменологии, то есть сделать феноменологический анализ различных аспектов человеческого бытия, особенно нравственного. Из этого вытекает диалектика конфронтации между безличным существованием «я» и личным образом бытия, который заключается в признании «другого». Таким образом, феноменология Левинаса предстает как этическая дисциплина, в которой центральное место занимает позиция индивида по отношению к собственному существованию, которая неотделима от «другого» — индивида и общества в целом.

Его преднамеренность не материальна, но его сила заключается в его обращении к «другому», к другой субъективности с сознанием и душой. Намерение охватывает внутреннее переживание себя, все его душевные состояния, включая такие эмоциональные состояния, как страх, беспокойство, печаль и смерть. Для изучения объекта необходимо поместить его в совокупность психической жизни или, говоря его словами, «выразить мир с точки зрения субъективного переживания». Только так мы видим реальность и бытие, которое нас окружает, как и в соответствии со смыслом, который в него вкладывает рассматриваемый субъект.

Левинас давал мыслям главную роль в познании, но в его понимании это проявляется как практика постоянного цикла экстериоризации и интериоризации, когда восприятие каких-то предметных вещей приводит к усвоению их образа, за счет чего впоследствии удовлетворяются потребности самого индивида. Это особенно касается приобретения человеком культурных знаний. Внешнее (знание) постепенно трансформируется во внутреннее, так что «культура торжествует над человеком». Идеал человека в культуре знаний представляется как идеал человека, но он не успевает полностью уничтожить различия. Необходимо не только «запечатлеть» знание внешнего мира, но и придать ему форму, так как скульптор формирует образ из глины. Здесь раскрывается процесс понимания, который является ничем иным, как движением, направленным на «другого».

Приступая к общению, субъект в первую очередь ищет не то, что отличает его от другого, а, напротив, признаки сходства, и таким образом создается состояние близости между одной субъективностью и другой. И когда субъект чувствует в выдохе другого призыв слушать и понимать другого, возникает состояние трансцендента, выхода за пределы себя. Это становится возможным благодаря умению вставать на место другого, и приводит к чувству подлинной близости, которое Левинас определяет как мета-онтологическую страсть.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Социальная сфера
  2. Религиозная интерпретация мира
  3. Вещь, свойство, отношение
  4. Прогресс в науке и обществе
  5. Сущность нации
  6. С. Боэций и формирование средневековой философии
  7. Возникновение науки и стадии ее развития
  8. Проблема единства и многообразия бытия
  9. Структурная организация бытия
  10. Консервативные теории Н.Я. Данилевского и к. Н. Леонтьева