Для связи в whatsapp +905441085890

Эмманюэль Мунье, французский философ, основатель и глава французского персонализма- основные идеи

Персонализм (от латинского persona — личность), теистическая ветвь современной гражданской философии, которая признает человека первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир — проявлением творческой деятельности высшей личности — Бога.

Принцип идеалистического монизма и панлогизма в персонализме контрастирует с идеалистическим плюрализмом — разнообразием бытия, сознания, воли и личностей. В то же время поддерживается принцип теизма, т.е. создание мира высшим человеком (Богом) и наделение его способностью к развитию. Персоналисты ориентируются не на познавательную истину-субъект классической философии, а на человеческую личность во всей полноте ее конкретных проявлений, в ее уникальной индивидуальности. Личность становится фундаментальной онтологической категорией, основным проявлением бытия, в котором волевая активность, активность сочетается с непрерывностью существования. Но истоки личности, согласно персонализму, лежат не в самом себе, а в бесконечном едином начале — Боге.

Рассмотрим более подробно основные принципы и идеи персонализма как философского течения.

Персонализм — философское течение девятнадцатого века

Эмманюэль Мунье, французский философ, основатель и глава французского персонализма- основные идеи

Французский персонализм: основные идеи представителей

Французский персонализм — одно из ведущих философских течений современности; вместе с феноменологией, экзистенциализмом и неотомизмом он сформировал целую эпоху во французской интеллектуальной жизни первой половины ХХ века. Французский персонализм зародился в октябре 1932 года, когда появилось первое издание «Эсприта». Эммануэль Мюнье (1905-1950), философ и католик по профессии, был основателем и главным теоретиком французского персонализма. Ему удалось сплотить вокруг Эсприта творческую молодежь — философов, социологов, журналистов, литературных и художественных критиков различных направлений, которых волновала судьба человека и цивилизации, переживавшей в начале века глубокий экономический, политический и духовный кризис.

Центральной проблемой философии персонализма является вопрос всеобщего развития личности, личности, которая, в конце концов, и дала этому учению свое название. На вопрос о качествах и характеристиках личности философ-персоналисты искали ответ в Сократе и Цицероне, Декарте и Лейбнице, Канте, Паскале, Мальбранше, Руссо, Фихте, Шелере, Бергсоне, Пегуе, Прудоне, Бердяеве, Достоевском, Л. Толстом, Марксе и Ленине.

Французские персоналисты, однако, связали возникновение концепции личности с христианством, которое, как отметил также Мунье, первым заговорило о множественности человеческих душ и призвало каждую из них к внутренней связи с божественным. «Глубокий смысл человеческого существования» …. Измените «тайну собственной души», чтобы получить в ней Царство Божье и воплотить ее на земле». Идея воплощения Царства Божьего на земле стала программной в философии французского персонализма. В отличие от традиционного христианства, которое ориентировало человека в основном на созерцательную жизнь, Мюнье и его сподвижники делали упор на активную жизнь и придавали очень конкретную форму идее воплощения божественных ценностей на земле.

Проблема «кризиса человека» как главный вопрос персонализма

Французский персонализм возник как реакция левых католических мыслителей на противоречия и проблемы, стоящие перед человеком в начале ХХ в. Во Франции вся проблема персонализма базируется на вопросе «кризиса человека», который представители этого движения пытаются понять как следствие общего кризиса буржуазной цивилизации. В буржуазном обществе, утверждает Мулинье, человек полностью подчинен производству, конкретные люди заменяются юридическими абстракциями, а капиталистическая цивилизация является «режимом безответственности и эгоизма».

В 1930-е годы проблема «человеческого кризиса» в персонализме понимается, прежде всего, как кризис активных факультетов индивидуума, вызванный его участием в капиталистическом производстве, и как упадок духовности, вызванный буржуазным образом жизни и дехристианизацией широких масс; французских персоналистов также беспокоит слияние христианства с «буржуазным беспорядком». В одном из первых номеров журнала «Esprit» (март 1933 г.) Э. Мунье и Ж. Маритайн провозгласили намерение адептов «личной философии» отделить христианство от буржуазного мира, «вырвать Евангелие из рук буржуазии» (Ж. Маритайн — ведущий теоретик христианской философии). Маритайн, ведущий теоретик нео-томизма, который в 1930-е годы участвовал вместе с Мунье в развитии персоналистских идей, позже обвинил Мунье в том, что он слишком далек от христианства). Теоретики персонализма поставили перед собой задачу разработать новую концепцию христианства, которая могла бы служить духовной опорой трансформации буржуазной цивилизации на гуманистической основе.

Роль труда в формировании человека

В начальный (довоенный) период своей деятельности философы-персоналисты, в поисках природы человека, обращаются к практической стороне его жизненной деятельности и пытаются определить роль труда в его жизни, используя понятие «участие». В этом заключается определенное влияние марксизма, которое впервые было воспринято Мюньером через призму взглядов Н. Бердяева. В первом номере журнала «Эсприт» Бердяев опубликовал статью «Истина и ложь коммунизма», которую Мугне сразу же отметил как весьма информативную. Среди наиболее значимых «истин» коммунизма русский мыслитель считал критику буржуазного общества, его пороков и противоречий, разоблачение эксплуатации человека человеком, призыв к изменению социального порядка, угнетающего индивида, стремление придать универсальный характер мысли и поступкам человека.

Несмотря на сильное влияние идей Бердяева, Мунье не согласился с тем, как русский философ трактовал проблему объективизации. Для него конфликт между Вещественностью и духом, имманентный и трансцендентный, был абсолютным и поэтому неразрешимым: «Дух революционен, а Материя консервативна и реакционна», «Дух хочет вечности, а Материя знает только временное». Мунье и его сподвижники диалектически понимали взаимодействие разума и материи и рассматривали его как главное условие самореализации человека как личности. В «Персоналистической и коммунистической революции» Мюнье пишет о трех главных измерениях личности: призвании, воплощении и союзе, делая акцент на «воплощении в работе». Работа, по словам Жака Лакруа, «не аксиоматическое определение человека, а сама его сущность, метафизическое состояние его существа». Человека можно определить как существо, способное работать».

Для философа-персоналиста труд есть прежде всего творчество, в процессе которого человек действует как законотворческое, целеустремленное существо («труд делается ради творчества»); создавая тот или иной продукт, человек не только выражает себя, но и в каком-то смысле завершает себя («работа — это средство завершения человека как личности») и составляет свое «я» («работа ведет человека обратно к самому себе»); в работе человек осознает себя не только как мыслящее и действующее существо, но и как чувственное, эмоциональное существо («работа сопровождает»); дисциплина труда, его конкретный порядок и строгое определение, организовать человека, дать ему чувство уверенности, привить уверенность в себе. Одним из важнейших моментов работы является опыт творческого самопожертвования: человек, занимающийся творчеством, отрекается от себя и делает это не столько для производимого им продукта, сколько для другого человека, которому он посвящает свой труд. Труд, таким образом, является предпосылкой для истинного человеческого общения и инструментом образования: дух товарищества и любви, преобладающий в трудовом процессе, является фундаментом, на котором строится поистине человеческое, личное сообщество.

Мюнье, признавая влияние идей Маркса на формирование представлений персонализма о «вовлеченном» существовании, отмечает, что марксизм игнорирует внутреннюю жизнь человека, его индивидуальную и коллективную цель. Существенное, что отличает персоналистскую концепцию деятельности от марксистской, — это попытка связать работу с целостной самореализацией личности, которая осознает себя субъектом не только промышленной деятельности, но и нравственной, эстетической, религиозной, или, в терминологии персоналистов, духовной деятельности. Как пишет Лакруа, «Работа — это делать себя, создавать произведения, совершенствоваться и улучшать мир», что возможно только в том случае, если деятельность человека соотносится с божественной, трансцендентной перспективой.

Это источник персоналистской критики идеологии экономизма, к которой сторонники «персональной философии» в конечном счете относятся и к марксизму. Философы- персоналисты считают примат экономики не реальной установкой, а буржуазной и антиреволюционной убежденностью: «Именно по этой причине, — пишет Мюнье, — мы отвергли иллюзию революции, которая затронет только общественные структуры, и говорим о личной революции в душе революционеров».

Слово «революция», которое в 1930-е годы было символом борьбы за «светлое будущее», приобретает оригинальную интерпретацию в персонализме. Мунье убежден, что радикальное преобразование жизни людей невозможно без их коллективных усилий и, прежде всего, без их духовного пробуждения, без духовной революции. В то же время он считал, что все экономические и социальные изменения, идущие сверху и осуществляемые небольшой группой людей, не смогут сломать устаревшую систему; они закончатся только перераспределением богатства. По его мнению, революция должна быть и духовной, и экономической: «…духовная революция будет экономической, или революции вообще не будет». Экономическая революция будет духовной, или вообще не будет революции.

Жизненный путь Эммануила Мунье

Эммануэль Мунье родился в 1905 году в Гренобле, Франция. Его отец был фармацевтом и хотел, чтобы его сын пошел по его стопам и изучал медицину, но Эммануил решил против воли отца и занялся философией. Его диссертационным проектом руководил Ж. Шевалье, а в 1928 году он закончил докторскую диссертацию и начал преподавать в лицеях Сен-Гомме и Нейи.

Большое влияние на формирование философских взглядов оказало общение Мюнье с такими философами, как Ж. Маритайн, Г. Марсель и особенно с Бердяевым, у которого он взял на вооружение идею слияния христианской и марксистской философии.

В 1932 году Мунье основал журнал Esprit с единомышленниками, в котором промульгировал идеи персонализма. Мюнье отличал свой персонализм от индивидуализма, считая, что последний фокусируется на человеке как на последней и единственной точке, в то время как человек обладает главной характерной для него открытостью как для мира, так и для других людей, и для Бога.

В 1935 году Эсприт публикует сборник Revolution personaliste et communité, в котором Муне излагает основные идеи своей философии в связи с необходимостью трансформации как отдельного человека, так и общества в целом, поскольку капиталистическая система ориентирована на экономику и товар, тем самым убивая духовную жизнь и существование человека. В то же время Мюнье не рассматривает свой персонализм как доктрину или строгую теорию, а позиционирует его как своего рода вдохновение.

В том же году Мунье переезжает в Брюссель, где преподает в лицее. В 1940 году он переезжает в Лион, чтобы установить Esprit на юге Франции. Франция вскоре капитулирует, а новое коллаборационистское правительство запрещает публикацию Эсприта, основные идеи которого он определенно считает опасными.

Мунье участвует в движении «Сопротивление» и предстает перед судом в 1942 году, но оправдан за отсутствием доказательств. После освобождения Франции возобновилась публикация журнала «Esprit», в котором обсуждаются наиболее актуальные проблемы политического и этического мироустройства. Мюнье умирает в Париже в 1950 году.

Его основные работы:

  • «Манифест персонализма». ,
  • «Трактат о характере»,
  • «Свобода с резервированием» и т.д.

Основные взгляды персонализма Мюнье

Экономический, политический и социальный кризис во Франции в 1930-х годах оказал большое влияние на философию философа и был воспринят им как кризис цивилизации, обозначивший неверное направление в современном обществе.

Мюнье считал, что одной из главных причин этого кризиса и проблем современности является потеря личности, как с точки зрения общества и экономики, так и с точки зрения самого внимания к себе со стороны власти. Личность, индивидуум стал лишь винтиком, средством в системе товарно-денежных отношений, что, по мнению Мюнье, было неприемлемо.

Основной идеей персонализма было поставить радикальное гуманистическое мировоззрение на религиозно-католическую основу. Человек, человек — который должен быть во главе всего, по мнению Мюнье, при удовлетворении своих интересов должен быть ориентирован как на политику, так и на общественную жизнь. Однако, чтобы избежать конфликтов и конфронтаций, которые могли бы привести к расширению эгоистических потребностей человека, Мунье видит основу их существования в восприятии и соблюдении заповедей и морали Католической Церкви.

Мунье различает в отдельных двух слоях две линии существования:

  • Участие,
  • Трансцендентность.

Обязательства являются определяющей тенденцией существования индивидуума в обществе. Мунье радикален — «жить — значит любить». Только участие в делах и страданиях других людей, только любовь к другим, через которую можно познать и полюбить себя, может обеспечить надежную основу для построения гармоничного и справедливого общества; продвижение и развитие этих ценностей является главной целью персоналистической революции, о которой Мунье говорит на страницах газеты «Esprit».

Трансцендентность формирует второй, не менее важный компонент в жизни человека. Это преодоление себя и обстоятельств, движение к идеалам, к Богу. Бог — это совокупность недостижимых идеалов и целей, к которым должен стремиться каждый член общества; Он играет роль путеводной звезды, выводящей человеческое бытие на новый уровень.

Взгляды Мунье на современное общество и государство

Одной из главных тем в творчестве Муне является критика современного общества, а также развитие собственной утопии, основанной на славе социалистических и христианских идей и ценностей.

Мунье яростно выступает против капиталистической системы и выдвигает против нее ряд обвинений:

Вмешательство государства в сферу личности и его сознания,
Выбор финансирования как самоцели, а не как средства достижения цели,
Популяризация режимов, отрицающих ценность и существование личности, которую они провозглашают конструктивной.
Мюнье рассматривает революцию как основной способ решения вышеперечисленных проблем, который должен происходить на двух уровнях. Это социально-экономическая революция, целью которой является восстановление социального порядка, основанного на человеке, и признание его высшей ценностью, а также революция персоналистов. Последнее было признано Мулинье гораздо более важным фактором.

Несмотря на значительные заимствования у марксистских идей, Мюнье также критикует социалистические идеи. По мнению философа, социалисты слишком много внимания уделяют экономической базе, в то время как главную роль в трансформации общества играет духовная база, а именно католическая доктрина.

Мюнье близок к анархическим взглядам, в его утопическом обществе коллективная частная собственность является общей, а прерогатива власти принадлежит местной администрации, но философ признает необходимость федерального правительства, на которое должны быть возложены контрольные функции.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Венский кружок
  2. Герменевтика и культурная коммуникация
  3. Валериан Николаевич Муравьев, русский философ и общественный деятель
  4. Гераклит – родоначальник современной диалектики
  5. Классический и неклассический тип рациональности
  6. Эпоха «брожения умов» в Индии и «борющихся царств» в Китае
  7. Материализм и идеализм в философии Просвещения — Характерные черты философии Просвещения
  8. Направления в гносеологии
  9. Под углом зрения абсолюта: адвайта-веданта и другие
  10. Ансельм Кентерберийский и его доказательство бытия бога