Для связи в whatsapp +905441085890

Эмоциональные процессы: основания классификаций, функции эмоций — Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов

Проблемой эмоций занимались как отечественные, так и зарубежные психологи. Однобокость современных зарубежных теорий эмоций отчасти проявляется в их названиях: «психоаналитические» (Фрейд, Хольт, Даль); «интеллектуалистические» (Спенсер); «когнитивные» (Арнольд); «активационно-энергетические» (Спенсер).

За последнее время было собрано большое количество фактов, систематизировано множество наблюдений об эмоциях, накоплен определенный опыт их экспериментального исследования. По мере накопления фактов уже вырисовываются очертания стройной системы.

Первая систематически разработанная интерпретация эмоциональных явлений принадлежит интроспективной психологии, основателем которой был Вильгельм Вундт. Он четко показывает двухкомпонентную структуру эмоциональных процессов. Основываясь на эмпирических данных, Вундт выделил шесть основных компонентов сенсорного процесса и предложил три основных измерения ощущений: Удовольствие-неудовольствие, возбуждение-удовлетворение и направление-решение, что нашло отражение в его трехмерной теории эмоций.

Теория Вундта была подвергнута критике американским психологом Титченером, который усомнился в тезисе Вундта о непредсказуемой множественности чувств. Титченер считал, что существует только два типа чувств: Удовольствие и дискомфорт.

Известный немецкий психолог Зиген показал, что чувство — это свойство ощущений. По его словам, чувство имеет три характерных свойства: качество, интенсивность и чувственный тон. Чувственный тон — это не что иное, как чувство удовольствия или дискомфорта, которое в той или иной степени сопровождает наши ощущения.

Представители интроспективной психологии по-разному определяли основные характеристики эмоциональных явлений. Конечно, это связано с особенностями самого метода самонаблюдения, применение которого затрудняет поиск адекватного решения этих проблем.

Первым, кто поколебал традиционную концепцию эмоций, был известный американский психолог Уильям Джеймс. В 1884 году он заявил, а в 1894 году развил тезис, что за восприятием волнующего факта немедленно следуют физические изменения, а наше переживание этих изменений является эмоцией. Аналогичного мнения придерживался датский исследователь К. Ланге: по его мнению, эмоции возникают в результате моторных изменений, вызванных определенными стимулами. Хотя положения Джеймса и Ланге не являются абсолютно идентичными, из-за схожести и совпадения по времени их теорий (К. Ланге опубликовал свою работу в 1885 году), их стали рассматривать как единую теорию, которая сейчас известна как «теория Джеймса-Ланге». Это физиологическая теория, которая актуальна и сегодня. Согласно этой теории, эмоциональное состояние является производным от состояния периферических органов. Джемс делит эмоции на «низшие» и «высшие». К «низшим» он относит эмоции, связанные с состоянием гнева, страха и т.д.; к «высшим» он относит, например, эмоции, связанные с эстетическими потребностями. Теория Джеймса-Ланге имеет некоторые основания для объяснения ряда эмоциональных чувств, но в целом она основана на ложных физиологических предположениях.

Джон Уотсон, основатель бихевиоризма, отверг теорию Гемски-Ланге. По его словам, эмоции — это особый тип реакций, которые проявляются в трех основных формах: Страх, гнев и любовь. Как видно, Уотсон придерживался позиций Джеймса и Ланге, хотя и исключил из их теории интроспективные элементы.

Центральная теория эмоционального опыта, так называемая «таламическая теория Коннона и Барда», была разработана в противовес идее отождествления эмоций с вегетативными изменениями. Согласно этой теории, эмоции отождествляются с физиологическими процессами, происходящими в центральной нервной системе. Такой подход к эмоциям положил начало плодотворным исследованиям, которые привели ко многим сенсационным открытиям.

Физиологический подход к эмоциям предполагает выяснение всего структурного аспекта этих явлений.

Интересно и другое направление в психологии, которое прояснило функцию эмоций. Таким образом, Макдугалл основывал свой аргумент на факте целеустремленного поведения живых существ. Согласно его теории, регулятором целенаправленного поведения у животных и людей является инстинкт. Эмоции направляют человека к определенным целям; они свидетельствуют о пробуждении инстинкта. Эмоция содержит импульс к действию, но то, как человек поведет себя в данной ситуации, зависит не только от эмоций, но и от других психических образований — сложных чувств. Теория Макдугалла не получила широкого распространения.

Эмоциональные процессы: основания классификаций, функции эмоций - Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов

Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов

В зарубежной психологии одним из ведущих ученых в области эмоций является выдающийся американский психолог Кэрролл Э. Изард, который изучает человеческие эмоции во всех аспектах. Изард пытается объяснить, как эмоции составляют существенную часть человеческого сознания, познания и действия. Он рассматривает основные теории и эмпирические исследования, чтобы приблизиться к общему пониманию человеческих эмоций. Изард исследует человеческие эмоции в прямой связи с человеческим познанием и действием.

Житейские психологи С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие критиковали Изарда за то, что он не рассматривает отношение субъекта к предметам, явлениям, событиям, которые считаются основой эмоций в житейской психологии, как важнейший компонент эмоций.

Среди зарубежных психологов известен ведущий польский психолог Януш Рейковский, который разработал теоретическую схему эмоций. Эта схема основана на представлении об эмоции как о многообразии процессов психологической регуляции действия, в которых можно выделить три основных компонента: эмоциональное возбуждение, знак эмоции и качество эмоции. Я. Рейковский считает, что эмоциональный процесс возникает в ответ на жизненное воздействие и, в зависимости от его выражения, вызывает различные изменения в телесных функциях, в протекании других психических процессов и в деятельности субъекта в целом.

Таковы основные взгляды, заслуживающие внимания, на природу эмоций, их функции и структуру в зарубежной психологии.

Психологи-резиденты утверждают, что эмоции — это особый способ отношения к объектам и явлениям реальности, и выделяют три аспекта этих процессов:

  1. аспект опыта (С.Л. Рубинштейн, Г.Ш. Шингаров).
  2. аспект настройки (П.М. Якобсон, В.Н. Мясищев).
  3. аспект отражения (В.К. Вилюнас, Ж.М. Веккер, Г.А. Фортунатов).

Согласно первой точке зрения, специфика эмоций заключается в переживании событий и отношений. С.Л. Рубинштейн считал, что «чувства выражаются в форме переживания отношения субъекта к среде, к тому, что он осознает и делает. Чувства выражают состояние и отношение субъекта к объекту. Психические процессы, взятые в их конкретной целостности, являются не только познавательными процессами, но и действенными, эмоциональными и волевыми. Они выражают не только знания о явлениях, но и отношение к ним; отражают не только сами явления, но и их значение для окружающего субъекта, для его жизни и деятельности (С.Л. Рубинштейн).

Другой взгляд на определение эмоций предполагает, что эмоции (чувства) — это форма активного отношения человека к окружающему миру. П.М. Якобсон считает, что «…человек не пассивно и не автоматически отражает окружающую действительность. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая ее, человек в то же время субъективно переживает свое отношение к предметам и явлениям реального мира».

Аспект отражения предполагает, что эмоции (чувства) являются специфической формой отражения значения объекта для субъекта. Г.А. Фортунатов и П.М. Якобсон определяют эмоциональные процессы как «отражение реальных отношений в мозгу человека, то есть потребностных отношений субъекта к значимым для него объектам».

Эмоции возникают в очень сложном взаимодействии объекта и субъекта и зависят от особенностей объектов, через которые они могут быть вызваны. По мнению Г.И. Батуриной, эмоции, отражающие окружающую действительность, выполняют оценочную функцию познания: «В процессе познания субъект, с одной стороны, отражает предметы и явления такими, какими они являются в естественных отношениях и связях, с другой стороны, оценивает эти явления с точки зрения своих потребностей и установок».

Психолог Л.М. Веккер считает, что рассмотренные определения эмоций недостаточны. По его мнению, эмоциональные процессы являются прямым отражением человека к реальности. Л.М. Веккер предлагает двухкомпонентную формулу эмоций, которая включает в себя когнитивный и субъективный компоненты. Когнитивный компонент — это мысленное представление объекта эмоции, осуществляемое интеллектом; субъективный компонент — это представление состояния субъекта-носителя психики. Так, по мнению Веккера, «…во-первых, эмоции как отражение отношения субъекта к объекту….. Во-вторых, эмоции как непосредственное психическое отражение отношения субъекта к объекту.

Такую же концепцию эмоций разделяет и другой отечественный психолог В.К. Вилюнас, который указывает и подчеркивает положение о неотделимости эмоции от составляющего ее когнитивного компонента, который мысленно отражает предмет эмоции. В.К. Вилюнас показывает двухкомпонентную природу целостного эмоционального явления, которое «всегда представляет собой единство двух моментов: с одной стороны, некое отражаемое содержание и, с другой стороны, собственно эмоциональное переживание, т.е. та конкретная окраска, с которой это содержание отражается субъектом.

Основные положения

Многие отечественные психологи, такие как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, вывели ряд принципиально важных положений о зависимости эмоций от характера предметной деятельности, их регулирующей роли в этой деятельности и их развитии в процессе усвоения человеком социального опыта. В связи с этим была отмечена связь эмоций с мотивом деятельности. А.К. Леонтьев подчеркивал, что эмоции не только соответствуют деятельности, в которой они возникают, но и подчинены этой деятельности, ее мотивам. С другой стороны, как отмечают в своих исследованиях А.В. Запорожец и Я.З. Неверович, эмоции играют важную роль в реализации этих мотивов. Они считают, что «…эмоции — это не сам процесс активации, а особая форма отражения действительности субъектом, посредством которой осуществляется психический контроль активации, или, правильнее сказать, осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения.

Кроме того, в отечественной психологии существует информационная теория эмоций, созданная П.В. Симоновым. Согласно его теории, источником эмоций является несоответствие между количеством доступной информации и информацией, необходимой для решения поставленной перед человеком задачи. П.В. Симонов разработал формулу эмоций (Э = — П/N-С) — где П — потребность, Н — необходимость, а С — существующий индивидуальный эмоциональный феномен. Формула выражает факторы, которые приводят к возникновению эмоции — потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент, прямо сейчас, сегодня.

Б.И. Додонов не согласен с формулой эмоций П.В. Симонова, который пишет «…мы не видим сейчас возможности охватить все эмоции одной формулой измерения». Б.И. Додонов подчеркивает, что психология должна изучать не изолированный эмоциональный процесс, а всю психическую деятельность, насыщенную чувственно-оценочными моментами, т.е. объектом изучения должна стать эмоционально-оценочная деятельность человека. Исходя из этого, Б.И. Додонов отмечает, что, с одной стороны, эмоция — это оценка, которая «…необходима для существования организма и личности, для организации их поведения»; с другой стороны, это положительная самостоятельная ценность, т.е. ценность цели деятельности.

Психологи-резиденты также подчеркивают важность тех физиологических механизмов, которые являются условием для возникновения эмоциональных процессов. Значительным специалистом в этой области был академик П.К. Анохин, создавший биологическую теорию эмоций. P.K. Анохин подчеркивал, что «…физиологическое свойство эмоций…. связано с распространением возбуждения от гипоталамической области ко всем эффекторным органам. Гипоталамическая область определяет первичное биологическое качество эмоционального состояния, его характерное внешнее выражение.»

В работах отечественных исследователей А.Г. Ковалева, А.И. Пуни и др. раскрывается место психических, в том числе эмоциональных состояний в психической структуре личности, их связь с психическими процессами и психическими свойствами личности.

Таковы основные направления исследований эмоций в психологии быта.

Говоря об изучении эмоций отечественными психологами, следует отметить, что большинство авторов — С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, А.В. Петровский, А.Г. Ковалев — рассматривают эмоции как высшие, сложные, социальные эмоции.

Высшие социальные эмоции или чувства являются продуктом социального влияния. Они возникают только при наличии определенного уровня интеллекта и отражают отношение предметов и явлений к высшим потребностям и мотивам деятельности человека как личности.

Чувства условно делятся на этические (моральные, нравственные), формирующиеся в процессе воспитания; интеллектуальные (когнитивные), которые можно рассматривать как двигатель социального процесса человека; эстетические, основанные на способности воспринимать гармонию и красоту.

Другой подход к эмоциям и чувствам можно найти у А.Н. Леонтьева, который делит их на аффекты.

По мнению А.Н. Леонтьева, чувства — это подкласс эмоциональных процессов. Их главная особенность — субъективность.

Ряд авторов (Г.Х. Шингаров, Г.И. Батурина и др.) считают, что основанием для выделения эмоций и чувств как качественно различных психических явлений эмоциональной сферы являются, во-первых, потребности, которыми они обусловлены, во-вторых, функции, которые они выполняют, в-третьих, физиологические механизмы, которыми они обусловлены.

Другие ученые (С. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, В.П. Фортунатов) считают, что чувства отличаются от эмоций амбивалентностью, силой, глубиной, динамикой.

Итак, несмотря на то, что отечественные и зарубежные психологи предлагают научное объяснение природы эмоций и чувств, но в настоящее время среди них нет единого взгляда на природу и сущность эмоций и чувств. Это можно объяснить тем, что в течение долгого времени велись и до сих пор ведутся дискуссии о природе эмоций. Кроме того, эмоции всегда рассматривались в рамках других процессов. И главная трудность в изучении эмоций заключается в их глубоко интимном содержании.

Тем не менее, психологи внесли большой вклад в теоретическое и экспериментальное изучение эмоций и чувств, хотя до сих пор остается много нерешенных проблем.

Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает, являются видами его субъективного отношения к реальности, его переживания того, что находится непосредственно в его поле восприятия.

Эмоции и чувства — это синонимы, но не эквиваленты.

Эмоции — это реакция человека на воздействие внутренних и внешних стимулов, имеющая ярко выраженную субъективную окраску.

Чувства — это своеобразно выраженное отношение человека к окружающей действительности.

Эмоции играют важную роль в жизни детей.

Не каждый взрослый способен переработать весь спектр своего опыта. А для ребенка эта задача становится еще более сложной. Дети не всегда понимают даже свои простые эмоции, и им еще труднее разобраться в многообразии переживаний, возникающих при более тесной связи с внешним миром.

История изучения эмоций детей дошкольного возраста в отечественной психологии пережила период пробуждения, большого интереса и фундаментальных работ, который связан с именами И.А. Сикорского, Н.Я. Гальперина, В.В. Грот, Н.Н. Ланге, В.В. Зеньковский.

И.А. Сикорский в своей книге «Воспитание в возрасте первого детства» писал: «Несомненно, что чувства и аффекты появляются у детей гораздо раньше других видов психических функций (например, воли, интеллекта) и в определенное время составляют наиболее яркую сторону их психической жизни.

Психолог и педагог, богослов и философ В.В. Зеньковский в своей книге «Психология детства» отводит эмоциональным явлениям одно из первых мест по их значимости в развитии ребенка. По мнению В.В. Зеньковского, эмоции — это, прежде всего, естественность поведения ребенка, спонтанность, грация и свобода.

Психолог Л.С. Выготский в «Педагогической психологии» писал: «Можно не только думать одаренным, но и чувствовать себя одаренным».

А.В. Запорожец в одной из своих работ, посвященных изучению эмоций у детей дошкольного возраста, вспомнил сравнение эмоций с Золушкой, сделанное Н.Н. Ланге сравнение эмоций с Золушкой и отметил очень ограниченные результаты работ в этой области. А.В. Запорожец подчеркнул, что для психологического исследования эмоций характерна потеря объекта исследования. Отметив, что «психология без изучения эмоций мало чего стоит», ученый указал на необходимость проведения фундаментальных исследований в области детских эмоций.

Проблема эмоций отражена в научных исследованиях Л.И. Божович, М.С. Неймарка, В.К. Вилюнаса, Я. Рейковского и др.

Л.И. Божович придавала большое значение проблеме эмоциональных переживаний в психическом развитии ребенка.

В последнее время проблема эмоций и чувств человека как основы его душевной жизни стала предметом серьезных теоретических дискуссий психологов и педагогов, таких как В.П. Зинченко, А.Б. Орлова, С.Д. Смирнова и др.

Говоря о развитии эмоций в дошкольном детстве, Г.А. Вартанян и Е.С. Петров в работе «Эмоции и поведение» отмечают, что коренные изменения в эмоциональной сфере детей на этапе дошкольного детства обусловлены становлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей.

Чувства ребенка дошкольного возраста постепенно теряют свою импульсивность и становятся более глубокими по своему смыслу. Однако эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т.д., по-прежнему трудно контролировать. Меняется и роль эмоций в деятельности ребенка дошкольного возраста. Если на предыдущих этапах онтогенеза главным ориентиром для него была оценка взрослого, то теперь он может испытывать удовольствие, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.

Постепенно дошкольник осваивает экспрессивные формы выражения эмоций — интонацию, мимику, пантомиму. Кроме того, владение этими средствами выражения помогает ему лучше понять чувства своего собеседника.

На эмоциональное развитие влияет развитие когнитивной сферы личности, в частности, вовлечение языка в эмоциональные процессы, ведущее к их интеллектуализации.

На протяжении дошкольного детства специфика эмоций возникает в результате изменения общего характера деятельности ребенка и усложнения его отношений с окружающим миром.

Примерно в возрасте 4-5 лет у ребенка начинает развиваться чувство долга. Нравственное сознание как основа этого чувства способствует пониманию ребенком предъявляемых к нему требований, которые он соотносит с собственными поступками и поступками окружающих его сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга дети проявляют в возрасте 6-7 лет.

Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий.

Основными моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:

  • Владение социальными формами эмоционального выражения;
  • Формируется чувство долга, развиваются эстетические, интеллектуальные и нравственные чувства;
  • Благодаря развитию языка эмоции становятся осознанными;
  • Эмоции являются показателем общего состояния здоровья ребенка, его психического и физического благополучия.

Рассмотрим подробнее развитие эмоциональной сферы детей шестого года жизни.

Шестиклассник — эмоциональное существо: Чувства доминируют над всеми аспектами его жизни и придают им особую окраску. Он экспрессивен — его чувства вспыхивают быстро и ярко. Конечно, ребенок уже умеет сдерживать себя и может скрывать страх, агрессию и слезы. Но это происходит тогда, когда это очень, очень необходимо. Самым сильным и важным источником опыта ребенка являются его отношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях от других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные, многослойные чувства: любовь, ревность, симпатию, зависть и т.д.

Способы развития эмоциональной отзывчивости дошкольников с помощью музыки.

По мнению Л.С. Выготского, эмоциональное развитие детей является одним из важнейших направлений профессиональной деятельности учителя. Эмоции являются «центральным звеном» душевной жизни человека, и особенно ребенка. Правильное эмоциональное развитие — это совокупность взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои специфические способы воздействия на эмоциональную сферу и, соответственно, механизмы вовлечения эмоций. Правильное эмоциональное развитие включает в себя:

  • развитие эмоционального отклика;
  • развитие эмоционального выражения;
  • развитие эмпатии;
  • Формировать представления о разнообразии человеческих эмоций;
  • Формирование эмоционального словаря.

В работах известных музыкальных педагогов Э.Б. Абдуллина, Д.Б. Кабалевского, О.П. Радыновой, В.Г. Ражникова и других музыка рассматривается как незаменимый инструмент, подчеркивается особое значение эмоционально-изобразительной сущности музыки, ее роль в формировании эмоциональной сферы личности.

Музыка расширяет «эмоциональное поле» человека, формирует его эмоциональный и эстетический опыт, способствует эмоциональной культуре, поэтому эмоциональная сфера «…формируется в музыкальной атмосфере».

Музыка обладает способностью побуждать ребенка к активности уже в первые месяцы жизни. Ребенок отличает музыку от всех других звуков и концентрирует на ней свое внимание. Он способен живо реагировать на звуки радостной музыки непроизвольными движениями и призывами. Постепенно двигательные реакции ребенка становятся более добровольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными.

Факт влияния музыки на ребенка физиологически — успокаивающего или стимулирующего (в зависимости от ее содержания) был доказан крупнейшим физиологом В.М. Бехтеревым. Из своих экспериментов он сделал вывод, что ребенок реагирует на звуки музыки задолго до развития речи (буквально с первых дней жизни).

Поэтому, если музыка оказывает такое влияние на ребенка в первый год его жизни, необходимо использовать ее как педагогический инструмент воздействия. Кроме того, музыка предоставляет богатые возможности для общения между взрослым и ребенком, создавая основу для эмоционального контакта между ними.

У детей дошкольного возраста мало опыта общения с человеческими чувствами и эмоциями, которые существуют в реальной жизни. В рамках гуманистической педагогики музыкальное воспитание, непосредственно обращенное к эмоциональной сфере ребенка, является идеальной средой для обогащения и гармонизации его эмоциональной сферы.

Это связано с тем, что музыка — это искусство выражения чувств, эмоций, настроения, мыслей и идей. В связи с этим содержанием музыки является прежде всего эмоциональная сторона душевных переживаний человека, и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности. Музыка углубляет эти образы и делает их содержание ярким. «Музыка, — по словам В. В. Ванслова, — музыка углубляет эти образы и делает их содержание ярким.

Психолог Б.М. Теплов говорит: «Музыка — это, прежде всего, путь к познанию широкого и содержательного мира человеческих чувств. Если музыка лишена эмоционального содержания, она перестает быть искусством. Воздействуя на чувства и мысли человека, музыка вызывает в его представлении образы реальной жизни, способствует ее переживанию и пониманию. Музыка с ее эмоциональным языком воздействует на чувства, влияет на мировоззрение, направляет и изменяет его.

Музыкальная деятельность привлекательна для ребенка своей эмоциональностью. Для успешной музыкальной деятельности, помимо общих навыков, дети должны обладать набором музыкальных навыков, которые объединяются в понятие музыкальности. Основой музыкальности является эмоциональная отзывчивость на музыку. Эмоциональная отзывчивость — один из самых важных музыкальных навыков. «Музыкальные способности детей должны основываться на понятии музыкальности и эмоциональной отзывчивости.

Эмоциональную отзывчивость можно развивать во всех видах музыкальной деятельности — восприятии, исполнении, творчестве, так как она необходима для восприятия и понимания музыкального содержания и, следовательно, для его выражения (в исполнительской и творческой деятельности).

Классик отечественной психологии Б.М. Теплов утверждал, что в основе музыкальности лежат три музыкальные способности: Чувство гармонии, музыкально-слуховое восприятие и чувство ритма. Эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется в большей степени в двух способностях: чувство лада (эмоциональный компонент слуха) и чувство ритма (эмоциональная способность). Таким образом, эмоциональная отзывчивость на музыку развивается, прежде всего, в музыкальном восприятии (которое предшествует и сопровождает все музыкальные действия) и в музыкально-ритмических движениях. Эмоциональную отзывчивость на музыку можно развивать и в других видах исполнительской и творческой деятельности детей (пение, игра на музыкальных инструментах), при условии ведущей роли самовыражения в исполнении детей, творческих импровизаций.

Б.М. Теплов, изучая художественные способности, отмечал, что в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно пережить его эмоционально и поразмышлять на этой основе.

В восприятии музыки главную роль играют эмоции как специфическая реакция слушателя, вызывающая либо психическое удовлетворение, либо неудовлетворение, поэтому при прослушивании музыки ребенок испытывает определенную силу положительных или отрицательных эмоций, отражающих его конкретное состояние. В эстетической теории это называется эстетическим опытом. Более сложные музыкальные произведения могут вызывать несколько различных эмоций. Однако один из них всегда более яркий и вызывает соответствующее эстетическое переживание: радость, печаль и т.д.

Переживание музыкального произведения индивидуально для каждого человека и имеет различный эмоциональный подтекст. Одно и то же музыкальное произведение часто по-разному воздействует на людей. Это во многом зависит от подготовленности человека к восприятию музыки, стадии развития его слушательского опыта, эстетического вкуса и общей культуры.

Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста формируется и развивается в процессе прослушивания произведений с различным эмоциональным и образным содержанием. По мнению О.П. Радыновой, основным критерием доступности музыкальных произведений, отобранных для прослушивания дошкольниками (помимо кратковременности звучания, привлекательности знакомых тем и действий), является соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их способность сопереживать тем конкретным чувствам, которые лежат в основе музыкального образа.

Учитывая живую реакцию маленьких детей на музыкальные произведения различного характера (плач и раздражение или радостное возбуждение и спокойствие), В.М. Бехтерева отметила целесообразность использования в работе с маленькими детьми произведений, вызывающих положительные эмоции. В младшем возрасте используются произведения радостного, игривого и светлого, спокойного, нежного характера. Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке (тревожные, взволнованные, таинственные, скорбные, решительные и т.д.), расширяются. В старшем дошкольном возрасте эстетический опыт дошкольников углубляется, усложняется, обогащается. Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительность интонации.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Роза Евгеньевна Левина, советский психолог, дефектолог, логопед
  2. Зависимость стиля общения от свойств темперамента
  3. Влияние стиля воспитания на самооценку подростков с нарушением интеллекта — Концепция самооценки
  4. Гештальтпсихология в массовой коммуникации
  5. Сравнение эмоционального интеллекта в норме и у лиц с шизофренией в ремиссии
  6. Теории личности эго-психологии: Эриксон Э., Э. Фромм, К. Хорни
  7. Новые направления в психологии личности — Теории личности в психологии
  8. Роль периода младенчества в развитии личности
  9. Межличностные отношения в группе
  10. Красный цвет в психологии