Для связи в whatsapp +905441085890

Эпигенетическая теория Э. Эриксона — Эпигенетическая теория развития личности Эриксона

Э. Эриксон — последователь 3-го Фрейда. В «Словере знаменитых американцев», изданном к 200-летию США, его назвали «самым ярким в творческом плане из всех, кто работал в психоаналитической традиции после Фрейда». Как отмечает Д.Н. Ляликов, самое ценное в Эриксоне — это главное ядро его учения: разработка концепций личностной и групповой идентичности, ментальный мораторий, учение о кризисе подростковой идентичности. Сам Эриксон считал, что он расширил фрейдистскую концепцию за ее пределы. Сначала он сместил акцент с «это» на «я». По мнению Э. Эриксона, его книга «Детство и общество» — это психоаналитический труд об отношениях «я» к обществу. Э. Эриксон принимает идею бессознательной мотивации, но посвящает свои исследования в основном процессам социализации. Во-вторых, Эриксон вводит новую систему, в которой ребенок развивается. Для 3. Во Фрейде это треугольник: мать-ребенок-отец. Э. Эриксон рассматривает развитие в более широкой системе общественных отношений и подчеркивает историческую реальность, в которой развивается себя. Он ссылается на динамику отношений между членами семьи и социокультурную реальность. В-третьих, теория Э. Эриксона отвечает требованиям времени и общества, к которому он принадлежит. Цель Эриксона — показать генетические способы преодоления психологических кризисов в жизни. Если 3. Фрейд занимался этиологией патологического развития, то Э. Эриксон направил основное внимание на изучение условий успешного разрешения психологических кризисов, дав новое направление психоаналитической теории.

В 1966 г. на лекции в Лондонском Королевском обществе Э. Эриксон применил некоторые положения этиологии к своей схеме индивидуального развития. Этиологи показали, что наиболее высокоорганизованные животные в своих взаимоотношениях друг с другом развивают систему ритуальных действий, которые фактически служат средством выживания индивидуумов. Следует отметить, что у первобытных народов существует практика ежегодной ритуальной войны, которая служит предотвращению реальной войны. На всех уровнях человеческих отношений существуют, по сути, ритуальные акты. Э. Эриксон видит в способности ритуализировать свои отношения и развивать новые ритуалы как способ создания нового образа жизни, способного преодолевать агрессивность и амбивалентность в человеческих отношениях.

В своей статье «Онтогенез ритуала» Э. Эриксон пишет, что термин «ритуал» имеет три различных значения. Один из древнейших используется в этнографии и относится к обрядам и обрядам, совершаемым взрослыми для обозначения повторяющихся событий: смены времен года или стадий жизни. Молодежь участвует в этих ритуалах, и дети могут наблюдать за ними. В психиатрии термин «ритуал» используется для навязчивого поведения, для навязчивых, повторяющихся действий, похожих на действия животных в клетках. В этиологии термин «ритуал» используется для описания определенных филогенетически выраженных церемониальных действий у так называемых социальных животных. Примером может служить церемония встречи, описанная К. Лоренцом. Когда из гнезда выходит новорожденный гусь и лежит в куче мокрых осколков раковины с непроизвольно вытянутой шеей, можно наблюдать жизненную реакцию: Если наклониться к нему и издать гусиный звук, гусь поднимет голову, вытянет шею и издаст тонкий, но четкий звук. Таким образом, еще до того, как гусь начнет ходить или кормиться, он способен выполнить эту раннюю форму ритуала встречи. Жизнь и рост гуся зависит (и, в свою очередь, достигается) от успеха этой самой первой реакции на присутствие матери. Таким образом, уже на филогенетическом уровне существуют повторяющиеся формы поведения, которые этиологи и следующие за ними E. Эриксон называет ритуализацию вызова, отношения, содержание которых заключается в обмене сообщениями.

Эпигенетическая теория Э. Эриксона - Эпигенетическая теория развития личности Эриксона

Эпигенетическая теория развития личности Эриксона

Теория Эрика Эриксона, как и теория Анны Фрейд, возникла из практики психоанализа.

Э. Эриксон создал психоаналитическую концепцию отношений между собой и обществом. В то же время, его концепция — детство. Врожденное в людях — иметь длинное детство. Кроме того, развитие общества ведет к расширению детства. «Расширенное детство делает человека виртуозом в техническом и интеллектуальном смысле, но при этом оставляет на всю жизнь след эмоциональной незрелости», — писал Эриксон.

Э. Эриксон интерпретирует структуру личности так же, как З. Фрейд. Если в какой-то момент нашей повседневной жизни, — писал он, — мы остановимся и спросим себя, о чем только что мечтали, то с удивлением обнаружим, что наши мысли и чувства постоянно качаются туда-сюда из состояния относительного равновесия. Отправляясь из этого состояния в одну сторону, наши мысли порождают ряд причудливых идей о том, что мы хотели бы сделать; отправляясь в другую сторону, мы вдруг оказываемся под властью мыслей об обязанностях и обязательствах, уже думая о том, что мы должны сделать, а не о том, что мы хотели бы сделать; третье положение, «мертвая точка», как бы, между этими крайностями, более трудно заметить. По словам Эриксона, именно здесь, где мы меньше всего знаем о себе, мы больше всего сами по себе. Так что, когда мы хотим, это «это», когда мы должны, это «супер я», а «мёртвая точка» это «я». Постоянно балансируя между крайностями этих двух случаев, «Я» использует защитные механизмы, которые позволяют человеку идти на компромисс между импульсивными желаниями и «подавляющей силой совести».

Как было отмечено в ряде публикаций, работа Э. Эриксона знаменует начало нового способа изучения психики, психоисторического метода, который является применением психоанализа в истории. Используя этот метод, Э. Эриксон анализировал биографии Мартина Лютера, Махатмы Ганди, Бернарда Шоу, Томаса Джефферсона и других выдающихся личностей, а также жизненные истории современников — взрослых и детей. Психоисторический метод требует равного внимания как к психологии индивида, так и к природе общества, в котором он живет. Главной задачей Э. Эриксона была разработка новой психоисторической теории развития личности с учетом специфической культурной среды.

В своей первой крупнейшей и наиболее известной работе Э. Эриксон писал, что изучение индивидуальности личности становится такой же стратегической задачей второй половины XX века, как и изучение сексуальности в период 3-го Фрейда, в конце XIX века.

Каждый этап жизненного цикла характеризуется определенной задачей, поставленной обществом. Общество также определяет содержание развития на различных этапах жизненного цикла. Однако, по мнению Э. Эриксона, решение задачи зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития личности, так и от общей психической атмосферы общества, в котором эта личность живет.

Задача младенчества — формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения. Задача раннего возраста — бороться с чувством стыда и сильными сомнениями в своей независимости и самостоятельности. Задача игрового века — развивать активную инициативу и в то же время испытывать чувство вины и моральной ответственности за свои желания. В школьные годы появилась новая задача — формирование трудолюбия и умения обращаться с инструментами, что противоречит осознанию собственной неуклюжести и бесполезности. В подростковом и раннем подростковом возрасте возникает первое полное осознание себя и своего места в мире, а отрицательным полюсом этой задачи является неуверенность в понимании себя («диффузия идентичности»). Задача позднего подросткового возраста и раннего взрослого возраста — найти спутника жизни и сформировать близкие дружеские отношения для преодоления чувства одиночества. Задача зрелого периода — борьба человеческих творческих сил против инерции и застоя. Старость характеризуется формированием окончательного целостного видения себя, своего жизненного пути в отличие от возможных разочарований в жизни и растущего отчаяния.

Решение каждой из этих задач, по словам Эриксона, равнозначно установлению определенных динамических отношений между двумя крайними полюсами. Развитие личности является результатом борьбы этих крайностей, которая не ослабевает при переходе к следующему этапу развития. Эта борьба на новом этапе развития вытесняется решением новой, более актуальной задачи, но незавершенность ощущается во времена неудач в жизни. Достигнутое на каждом этапе равновесие знаменует собой приобретение новой формы эгоидентичности и открывает возможность вовлечения субъекта в более широкое социальное окружение. Воспитывая ребенка, важно помнить, что «негативные» чувства всегда присутствуют и служат динамичным аналогом «позитивных» чувств на протяжении всей жизни.

Переход от одной формы эгоизма к другой вызывает кризисы идентичности. По мнению Эриксона, кризисы — это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а «переломные моменты», «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и отсрочкой».

Биография Эриксона

Сын датского отца и еврейской матери, будущий великий психолог и психоаналитик Эрик Эриксон родился в 1902 году в Германии, недалеко от Франкфурта. Его родители развелись еще до его рождения, а мать впоследствии вышла замуж за доктора Теодора Хомбургера. Маленький Эрик несколько лет не знал, что доктор Хомбургер был его отчимом. Позже, когда он подписал свои первые статьи о психоанализе и психотерапии, Эриксон использовал фамилию отчима, хотя, когда он стал натурализованным американским гражданином в 1939 году, он выбрал фамилию своего отца.

В отличие от других персонологов, Эриксон не получил формального образования в колледже после его окончания. Он учился в «гуманистической гимназии» в Германии и, хотя и был посредственным студентом, преуспел в изучении истории и искусства. Вскоре после окончания средней школы Эриксон отправился в путешествие по Центральной Европе, несмотря на то, что его отчим призвал его стать врачом. Через год он поступил в художественную школу, но вскоре не смог больше сидеть спокойно и отправился в Мюнхен, чтобы учиться в престижной Академии изящных искусств. Два года спустя Эриксон отправился в Италию, посетив Флоренцию, загорая и бродячие художественные галереи.

В 1927 году «мораторий на работу» закончился, и он был принят на работу учителем в маленькую американскую экспериментальную школу в Вене по рекомендации одноклассника Питера Блоса. Школа была основана Анной Фрейд для детей, родители которых прошли подготовку в области психоанализа. Некоторые из молодых студентов Эриксона сами занимались психоанализом, и «Герр Эрик», как его ласково называли, присоединился к ним.

Эриксон начал изучать психоанализ на горном курорте недалеко от Вены. Там, в качестве частного преподавателя, он сначала познакомился с семьей Фрейда, а затем был принят в качестве кандидата на преподавание в Венский психоаналитический институт. С 1927 по 1933 год Эриксон продолжал свои психоаналитические исследования с Анной Фрейд. Это была его единственная формальная академическая подготовка, не считая сертификата, выданного Ассоциацией преподавателей Марии Монтессори в Вене. Мария Монтессори в Вене. В Вене Эриксон женился на канадке Джоан Серсон, которая также посещала экспериментальную школу Анны Фрейд. В 1933 году семья Эриксона (включая двух сыновей) отправилась в Копенгаген, где Эриксон попытался получить гражданство и помочь основать в этой стране центр преподавания психоанализа. Когда стало очевидно, что эта идея неосуществима, семья эмигрировала в США и обосновалась в Бостоне, где годом ранее было основано психоаналитическое общество. Эриксон практикует в Бостоне в течение следующих двух лет, специализируясь на лечении неврозов, тревоги, расстройств сна и других расстройств у детей. Он также работал в штате клиники Генри Мюррея в Гарварде и занимал должность научного сотрудника-психолога в отделении нейропсихиатрии Гарвардского медицинского училища. Эриксон даже был зачислен в качестве кандидата на докторскую степень в области психологии в Гарварде, но он бросил эту исследовательскую программу после провала первого курса.

В 1936 году Эриксон был принят на работу в Медицинскую школу Йельского университета в качестве преподавателя. В 1938 году он отправился в экспедицию в заповедник «Сосновый хребет» в Южной Дакоте, чтобы понаблюдать за воспитанием детей среди индейцев сиу. Это исследование положило начало заинтересованности Эриксона в изучении влияния культуры на развитие ребенка, теме, которой он посвятил большую часть своей последующей профессиональной деятельности.

Основы теории Э. Эриксона

Теория Эриксона развивает свой психоанализ дальше, но в отличие от З. Теория Фрейда психосоциальная, которая заключается в том, чтобы подчеркнуть влияние общества и культуры на психику ребенка.

E. Эриксон использовал психоисторический метод в разработке теории.

На каждой стадии возрастного развития, по мнению Э. Эриксона, индивидуум может быть как принят в общество, так и отвергнут им, в зависимости от того, выполняются ли требования общества.

Это порождает важные концепции этой теории — эгоистическую и групповую идентичность.

Цель возрастных стадий

  • Младенчество — формирование уверенности в мире.
  • Ранний возраст — борьба за независимость и самостоятельность.
  • Дошкольный возраст — развитие инициативы.
  • Нижний школьный возраст — развитие трудолюбия.
  • Подросток — самопознание.
  • Подросток — налаживание дружбы.
  • Зрелый возраст — борьба с застоем.
  • Старость — целостный взгляд на жизненный путь.

Возрастная периодизация по Э. Эриксону

  • Орально-сенсорная фаза (0 — 1 год). «Доверие — не доверие».
  • Мышечно-анальная фаза (1 — 3 года). «Могу ли я контролировать свое поведение?»
  • Локомоторно-генитальный (3 — 6 лет). «Могу ли я быть независимым от своих родителей?»
  • Скрытый (6 — 14 лет). «Могу ли я быть достаточно опытным, чтобы выжить и приспособиться к миру?»
  • Подростковый и подростковый возраст (14 — 20 лет). «Кто я?», «Каковы мои взгляды, убеждения, отношение?». Эго-идентификация — это набор идей о себе, которые заставляют чувствовать себя уникальным.
  • Подросток, ранняя взрослая жизнь (20 — 35 лет). «Могу ли я полностью отдаться другому человеку?»
  • Взрослость (35 — 60 лет). «Что я могу предложить другим поколениям?»
  • Зрелость (60 лет и старше). «Довольна ли я жизнью, которую прожила?»

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Программа психологической коррекции нарушений эмоциональной сферы у подростков
  2. Коллективное бессознательное
  3. Роль социального психолога в сфере массовой коммуникации
  4. Роль ИПО в генезе агрессии в зависимости от характера криминальной ситуации
  5. Сознание и деятельность
  6. Предпосылки манипулятивного поведения личности
  7. Профессиональный стандарт психолога
  8. Дифференциальная психология
  9. План воспитательной работы в коллективе
  10. Коммуникативные характеристики умственно отсталых подростков