Для связи в whatsapp +905441085890

Эрнст Шлиермахер и его философия — Догмы в религиях, по мнению Шлейермахера

Сущность религии — созерцание Бесконечного и «чувство зависимости» от него в неразрывном единстве. «Религия — это чувство и вкус к бесконечному….». — он написал. — Это жизнь в бесконечной природе целого, в Едином и во всем, жизнь, которая видит все в Боге и в Боге во всем….. Это непосредственное восприятие бытия всего, что обычно конечно в бесконечности и через бесконечность всего, что является временным в вечном и через вечное…».

Религия возникает из стремления к бесконечному, к абсолютному единству: это мгновенное постижение гармонии мира. Религия приводит человека в контакт с Абсолютом и учит его чувствовать и познавать себя частью единого целого.

По сути, Шлейермахер считает, что в мире всегда существовала и продолжает существовать одна универсальная, вечная религия. Разнообразие религий говорит лишь о разной силе и направленности тех религиозных чувств, которые вдохновляли творческих гениев, создававших религии, а не об истине или лживости любой из них. Как писал один из религиоведов, «религия, по мнению Шлейермахера, является чувством бесконечной в конечной или безусловной зависимости, и поэтому каждая религия является истинной религией, являясь вопросом чувств, к истинам знания, к которым она не имеет никакого отношения».

Эрнст Шлиермахер и его философия -  Догмы в религиях, по мнению Шлейермахера

Догмы в религиях, по мнению Шлейермахера

Догмы в религиях, по мнению Шлейермахера, не имеют ни малейшего религиозного значения. Символы веры и каноны — это лишь оболочка, которую религия снисходительна к признанию, но и не должна признавать. Следует надеяться, что со временем религия больше не будет нуждаться в церкви. В целом, чем религиознее человек, тем дальше он должен держаться подальше от церкви. Более того, чтобы продвигать религию, образованный человек должен бороться против Церкви, носителя догматизма, безоговорочной морали и канонов, которые закрепляют чувства. Только с разрушением Церкви возможна истинная религия, то есть свободное чувство благоговения и восторга перед бесконечной вселенной, ее гармонией и красотой.

Взгляды Шлейермахера полностью совпадают с идеями, которые развивались в России с конца XVIII века благодаря масонам и масонам. Век масонов и либеральной знати начал распространяться и приносить свои «плоды». Их суть хорошо выразил протоиерей Георгий Флоровский, который писал о взглядах главы Храма сосунков в Санкт-Петербурге Лабзина: «Догмы и даже видимые таинства не столь важны, как эта жизнь сердца. Ибо «мнения» не могут угодить Богу. «Мы не найдем в Спасителе толкований догм…» И поэтому все разделения между деноминациями являются гордостью духа. Истинная церковь шире, чем эти внешние разделения, и состоит из всех истинных верующих в духе, а также вмещает в себя весь человеческий род. Это поистине универсальное или «универсальное» христианство распространено в интерпретации Лабзина в нечто вроде сверхвременной и сверхисторической религии. Это одно и то же среди всех народов и во все времена… единственная религия сердца…».

Эта иллюстрация очень хорошо показывает, что представляет собой религия, в которой не осталось ничего, кроме «возвышенных» чувств человека. Это полный адогматизм, разрушение какой-либо конкретной религии как особого мировоззрения, как особой «индивидуальности», и прямое утверждение того, что иеромонах Серафим Роуз метко назвал «единственной религией будущего».

Православие учит, что сущность религии — это переживание Царства Божьего, которое внутри нас. Но в то же время в нем говорится, что смысл Царства Божьего не в необъяснимом переживании чего-то возвышенного, а в переживании Божьем. Абба Дорофей говорит: «Поскольку мы страстны, мы ни в коем случае не должны верить своим сердцам, ибо кривое правило сгибает даже вертикально». А святой Игнатий (Брянчанинов) даже пишет: «Если бы добрые дела по чувствам сердца принесли спасение, то пришествие Христа было бы излишним». В то же время в православии указываются весьма специфические условия для достижения богобоязненности. Смысл опыта Божьего совершенно отличается от того, о котором говорит Шлейермахер , ибо он является результатом праведной жизни в Церкви, а не созерцания гармонии всего мира в его бесконечности.

Религия Шлейермахера

Шлейермахер подчеркнул, что религия никогда не проявляется в чистом виде, но ее внешний образ определяется чем-то другим внешним; задача состоит в том, чтобы выработать ее сущность конкретно, а не принимать внешнюю форму для внутреннего содержания прямо и полностью. Философ выделил три источника человеческой жизни, не тождественные, но неразделимые — знания (познание, наука), действие и чувство. Он также выделил «сферы разума» — мораль, искусство, философию, теоретические знания, практическую деятельность. Религия, по мнению Шлейермахера, имеет элементы, присущие сферам духа, но она не вписывается ни в одну из них, не исчерпывает себя ни в одну из них в изоляции, и не может быть их обычной механической смесью. Чтобы пролить свет на «идентичность» религии, Шлейермахер пытается показать свою связь с этими сферами и в то же время отличить ее от них.

Религия, реализованная в жизни, предстает как благочестие, религиозность, вера. Религиозность обязательно исходит от каждой лучшей души, «она принадлежит к самостоятельной сфере сознания, в которой обладает неограниченной властью», присущей ее собственному особому характеру.

По мнению Шлейермахера, место религии — это место, где живой контакт человека с миром предполагает больший характер ощущений, где растут красивые и душистые цветы религии. Такое первозданное поле религии, как полностью собственное. Не знания или объекты знаний, не дела, действия, различные сферы деятельности, а только чувства составляют «элементы религии». Чувство, выражающее бытие и жизнь человека, а также общее бытие и жизнь вселенной, поскольку есть (ощущение) действия Бога через действия мира, составляет религиозность. Религия по своему происхождению — это ощущение волнения в более высоком направлении. Шлейермахер писал: «Нет такого чувства, которое не является религиозным»; «все здоровые чувства являются религиозными или, по крайней мере, должны быть таковыми, чтобы не быть болезненными». Но философ продолжал искать «идентичность» религиозного чувства: «истинная религия — это чувство и вкус к бесконечному»; «сущность религиозного возбуждения — это чувство абсолютной зависимости» — от всего, от Вселенной, от бесконечного.

Шлейермахер подчеркивает, что в религии чувство бесконечности, чувство абсолютной зависимости, обуславливает противостояние и переплетение «возвышающих» и «унизительных» чувств; смирение и гордость, покаяние и довольное самоудовлетворение. Существенным для благочестия является «преобразование», «трансформация» этих чувств. Каждый из этих двух видов нуждается в другом для своего дополнения, и каждый из них по-настоящему благочестив только в той мере, в какой другой также вовлечен в него.

Хотя суть религии заключается в чувствах, нельзя назвать благочестивым того, кто живет с «закрытыми» чувствами. Но, по мнению Шлейермахера, «рефлексия» также является фундаментальной для религии, которую он рассматривает не только как собственно спекуляцию, но и как любой вид психического возбуждения, оторванный от внешней деятельности. В отличие от научных знаний, метафизических спекуляций и религиозной рефлексии, именно непосредственное осознание такого «душевного волнения» дает возможность «иметь и знать в прямом смысле жизни». Вселенная, писал философ, раскрывается перед нами своими действиями: «…И принять в нашу жизнь и быть вдохновленным этими действиями и тем, что они пробуждают в нас, всем тем, что единственно не в изоляции, а в связи с целым, всем тем, что ограничено не противопоставлением друг другу, а как эмблема бесконечности — это и есть религия». Религиозная мысль, мысль Шлейермахера, не связана с природой конечного в связи или в противопоставлении с другим конечным: «Религиозная мысль — это лишь непосредственное сознание, что все конечное существует только в бесконечном, все временное в Вечном и через Вечное». Найти эту вечную и бесконечную во всём, что живёт и движется, во всём росте и изменении, во всём, что делает и страдает, и иметь и знать в непосредственном смысле саму жизнь, быть только такой в бесконечном и вечном — вот что такое религия….. И потому это жизнь в бесконечной природе целого, во всеохватывающем, в Боге — жизнь, обладающая Богом во всем и во всем в Боге». Смысл бесконечной и непосредственной жизни конечного в нас, потому что он содержится в бесконечном — это одно и то же.

Проповедник и богослов

Полное имя этого немецкого философа — Фридрих Даниэль Эрнст Шлиермахер. Годы жизни этого немецкого богослова и проповедника графа с 21 ноября 1768 г. по 12 февраля 1834 г. Философ родился в Бреслау и умер в Берлине.

Все философские взгляды Шлиермахера и философия в целом отражают характерные черты такого философского течения, как эклектика. По его словам, область гносеологии, которую он смоделировал по образцу гносеологических взглядов Иммануила Канта, симпатизировала рационализму Спинозы. В этом они разделяют мнение о таком плане, отнюдь не отдавая предпочтения какому-либо вторжению метафизики в религиозное мировоззрение, и в то же время вступая в сотрудничество с мистикой романтического характера. Шлиермахер, таким образом, имеет определенную способность находить неотъемлемую комбинацию несвязанных.

Два способа бытия

Деление на два фактора мышления, которому соответствует существо, разделенное на два вида:

  • Идеальное
  • Реальное.

Каждое самосознание имеет доказательство существования внутренней идентичности мысли и бытия, которая является идеальной и реальной. В основах каждого существа прослеживается абсолютная мировая единица или Бог. Эти единицы обязательно предполагаются человеческой мыслью, но никогда не могут быть реализованы в процессах мышления, то есть в мышлении. Лишенные таких единств, человеческое познание всегда относительное. Метафизическая и религиозная концепция Бога, утверждает Шлиермахер, ни в коей мере не выражает его сущности. Различное качество или свойство, обычно приписываемое Богу, может противоречить его процессуальному единству.

Это качество является ничем иным, как отражением природы Божества в религиозном сознании человека и его существа. Таким образом, концептуализация личности не может быть связана с идеей Бога, поскольку личность является предпосылкой того, что всегда конечна и ограничена. Соответственно, любая попытка подумать о Боге с точки зрения конкретного понятия или термина неизбежно приводит к идеям мифологического плана. Бог и мир, стоящие в узах неразрывности, должны воссоздавать, существовать и творить себя вместе. Все зависят от Бога, но эта зависимость не может быть выражена в индивидуальном акте или чуде, а в природе индивидуального социального существования.

Труды Шлиермахера

Многочисленные труды Шлиермахера на тему истории философии имели огромное значение для философского образования в Германии. Особого упоминания заслуживают его прекрасные переводы произведений Платона. Взгляды Шлиермахера на религию, ее общую природу также имеют большое значение. С тонким чувством и сознанием Бога он фактически открывает Святое-святых праведной религиозности. Это царство, в котором нет «ни эллинистов, ни евреев», наполнено смыслом, сущностью и душевным спокойствием.

По мнению философа С. А. Алексеева, основная ошибка Шлиермахера представляет собой принципиальные противоположности чувств и познания, которые полностью независимы друг от друга, и не связаны между собой никакими функциями. Такой дуализм, при котором человеческая личность в сфере своего высшего проявления обусловлена тем, что слишком быстро распознаешь негативный вывод эмпиризма и критицизма. Таким образом, когда речь заходит о спасении религиозности, у Шлиермахера нет иного выбора, кроме как оградить себя и свою религиозность от самопознания через призму непроницаемой стены.

Более того, хотя Шлиермахер признает необходимость символизировать обычные чувства, он не знает, что эта символизация может быть выражена в представлении или концепции. Не может быть и чуждым области знаний, ибо сила единства человеческой личности — это чувство, которое может стремиться только к одному и тем самым раскрыть уму более или менее обоснованную истину. Шлиермахер отвергает возможность оправдания религии как чувства; также он отвергает возможность оправдания религии как мировоззрения.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Особенности схоластики. Спор об «универсалиях». Реализм и номинализм
  2. Средневековая философия индии (В. К. Шохин)
  3. Лао-цзы, основатель даосизма
  4. Критическая философия и. Канта и его проект «новой метафизики»
  5. Предпосылки появления философии
  6. Проблема происхождения сознания человека
  7. Развитие информационных технологий и автоматизация проектирования
  8. Абхинавагупта, индийский философ
  9. Зенон элейский, древнегреческий философ
  10. Идея общественно-исторической закономерности