Для связи в whatsapp +905441085890

Эстетические категории — Красота — один из видов эстетики

Главной категорией эстетики, которая почти полностью охватывает предмет этой науки, является «эстетика». Это наиболее абстрактная и общая категория, запечатлевающая обобщенность всех возможных проявлений художественного и созерцательного отношения человека к реальности. Как отметил В. В. Бычков, эта категория «выражает существенное родство и системное единство всей семьи эстетических категорий». Иными словами, и прекрасные шедевры живописи, и самые разнообразные комические эффекты, и трагические персонажи, и музыкальная гармония — все они будут разными проявлениями эстетики. Эстетическое охватывает всю широкую сферу неутилитарных, созерцательных субъектно-объектных отношений, выражает особый духовный и материальный опыт человека, в ходе которого он получает духовное наслаждение.
Категория «эстетика» была установлена в эстетике относительно поздно — только в ХХ веке. Он активно использовался в работах Гадамера, Дюфреса, Сурио и Лукача. А.Ф.Лосев первым из русских философов ввел категорию «эстетика» как наиболее общую и фундаментальную категорию эстетики в своей работе «Диалектика художественной формы», первая часть которой вышла в 1927 году. Этот исследователь показал, что «эстетика» не тождественна «красивому»: «…красивое — это не то же самое, что эстетика». Эстетика шире: Она включает в себя возвышенное, низкое, трагическое, комическое и т. д.

Эстетические категории - Красота - один из видов эстетики

Красота — один из видов эстетики

А.Ф. Лосев также строго разграничивает категории эстетические и художественные: «Когда мы думаем об искусстве, мы всегда имеем в виду искусство, произведения искусства, т.е. реализованное творчество. Когда мы думаем об искусстве, мы всегда имеем в виду искусство, произведение искусства, т.е. реализованную творческую работу. Художественное — это реализованное эстетическое, и оно не должно содержать в себе только эстетическое. Эстетика, по мнению А.Ф. Лосева, должна изучать суть всего многообразия проявлений реальности, а не только красивого и художественного.

Введение категории «эстетика» именно в ХХ веке не было случайным, так как в то время появились совершенно новые тенденции не только в искусстве, но и в культуре в целом. В начале века, например, появились готовые работы Марселя Дюшана, то есть предметы домашнего обихода, которые выставлялись как произведения искусства в той форме, в которой они непосредственно использовались. Дюшамп создал и выставил свои первые работы «Велосипедное колесо и бутылочная сушилка» в Нью-Йорке в 1913-1914 годах. Основным принципом готовых изделий было убеждение, что невозможно изобразить объект лучше, чем он есть на самом деле; следовательно, нужно было посмотреть на сам объект. Таким образом, объекты, далекие от красоты, ничего не представляющие, ничего не символизирующие, вводились в сферу художественной культуры, в выставочную среду, а классические эстетические принципы отбраковывались.

В период с 1916 по 1920 год появился дадаизм, разработавший принципы стохастической (случайной) организации композиций из артефактов (например, склеивание в случайном порядке слов из газетных публикаций) и ментального автоматизма, который также не очень гармонировал с принципами классической эстетики.
Во второй половине века появилось поп-арт, самым ярким представителем которого является Энди Уорхол. Он тематизировал изображения мусора, мусора, лиц преступников, разыскиваемых полицией, электрического стула и так далее. Работы Роберта Раушенберга также относятся к этому направлению: он создал так называемые «размерные картины», в которых поверхности картины дополнялись коллажами из различных предметов быта, таких как куски ткани, веревки и части репродукций. Абсурдность, парадокс, игра со смыслами, а зачастую и непристойность, уродливость, отвращение, вульгарность стали активно входить в сферу художественной культуры. Современные исследователи видят проявления новых тенденций в культурном самосознании в следующих моментах: «Придайте ряду понятий повседневного сознания (тоска, тошнота, страх и т.д.) статус философско-эстетических категорий, тенденции к эстетизации философии; диссонанс, дисгармония в музыке, неообъективность, асимметрия в живописи; абсурдность, уродство в литературе, театре, кино» Маньковская Н.Б. Эстетика модернизма. В такой ситуации объяснение сферы созерцательной деятельности человека на основе категории «красивая» становится все более сложной, не говоря уже о невозможности, теоретической проблемой.

Однако причиной введения категории «эстетика» является не только появление новых художественных феноменов, которые оказалось невозможно объяснить на основе категории «красивая». Причина лежит глубже: эстетика в ХХ веке зашла достаточно далеко, чтобы понять, что отождествление объекта эстетического анализа с красивым не соответствует реальной эстетической практике человека. Действительно, как уже упоминалось выше в главе об объекте эстетики, в реальности невозможно найти объект, к которому нельзя относиться эстетически-композитативно, творчески, неутилитарно, артистически.

Самые разнообразные материальные предметы, природные явления, действия человека и повседневные вещи можно оценить как красивые или уродливые, комические или забавные, трагические или ужасные, возвышенные или базовые. Многое зависит не только от объективных качеств самих объектов (их объективной красоты), но и от условий восприятия, популярных вкусов и предпочтений, эстетических идеалов, психологических характеристик воспринимающего человека, культурных традиций. Если, однако, попытаться свести объект эстетики только к прекрасному, то, казалось бы, из него следует исключить не только многие объекты, но и объекты, которые классическая эстетика традиционно включала в его рамки — трагическое, уродливое, низкое, комическое, дисгармоническое. Ни одна из этих категорий не может быть полностью сведена к красивому или неадекватному красивому. Профессор А. А. Оганов, известный национальный исследователь, пишет: «Почему нас подкупают картины Босха, монстры, венчающие Нотр-Дам де Пари, Герника Пикассо, атональная музыка Шёнберга, носы Гоголя, комедии Аристофана — величайшее наследие мировой культуры, бесспорные, общепризнанные эстетические ценности?

Тем не менее, не все специалисты по сей день признают категорию «эстетика» в качестве базовой категории эстетики. Например, Л. Н. Столович считает, что эстетика как отрасль философского знания изучает такое ценностное восприятие, которое в первую очередь характеризуется категорией «красивое» и наиболее полно выражено в искусстве Столовича Л.Н. О.А. Кривцун строит категориальный аппарат эстетики и на категории «красота»: «Строго говоря, все здание эстетической науки построено на одной категории красоты. Добро — прерогатива этики, истина — науки. Другие, более специфические эстетические категории (трагические, сентиментальные, возвышенные и другие) являются «гибридными» категориями, содержащими как этическое, так и религиозное содержание.

Все это свидетельствует о том, что «эстетическое», которое постепенно становится главной категорией, является спорным в эстетике. Тем не менее, введение и использование этой категории представляется продуктивным как для обозначения объекта эстетики в ее наиболее общей форме, так и для выражения определенной сферы духовного и материального опыта человека и неутилитарного отношения к реальности. Как отметил А.Ф. Лосев, «эстетика — это выражение той или иной объективности, придаваемой в качестве самостоятельной созерцательной ценности и обрабатываемой как конкатенация социально-исторических отношений» — А. Ф. Лосев. Две предпосылки для создания истории эстетики до того, как эстетика появилась как отдельная дисциплина.

Настало время сказать несколько слов о том, что подразумевается под «неутилитаризмом» эстетических отношений и эстетической деятельности. Латинское слово «utilis» означает «полезный, практически значимый». Поэтому латинское прилагательное утилитарное обозначает все, что имеет практическое значение, полезно для человека и в чем он заинтересован. Взаимосвязь между эстетикой (или ее проявлением, красивым) и утилитаризмом обсуждалась в философии задолго до того, как эстетика стала относительно самостоятельной научной дисциплиной. История философии знает прямо противоположные решения этой проблемы.

Довольно ранняя, но примечательная идея встречается в учениях древнегреческого философа Сократа (469-399 гг. до н.э.). Он перенес красивое и полезное намного ближе друг к другу, показав, что эстетическое и художественное происходит от практической функции объекта и насколько хорошо этот объект выполняет функцию, для которой он был создан. Амфора, которая хорошо хранит вино, можно сказать, красивая, но та, которая протекает или слишком хрупкая, не красивая, как бы великолепно она ни была окрашена и как бы совершенна ни была форма, которой она обладает. Как учил Сократ, даже корзина с навозом красива, если она сделана для его использования. При таком понимании эстетика оказывается очень тесно связанной с практической деятельностью человека, с практикой.

История эстетики, однако, знает точно противоположный взгляд на эстетику, согласно которому она является синонимом бескорыстия, неутилитарности и бескорыстия. Ярким примером этой точки зрения является концепция Канта, выраженная в первой части работы «Критика суда» (1790). Кант рассматривает эстетическое суждение (суждение о вкусе) о произведениях искусства как специфическое суждение, отличающееся по своей сути от телеологического суждения о природных вещах. Кант считал, что в эстетическом восприятии объекта, отношение субъекта к нему бескорыстно и бескорыстно, что отличает эстетику от практики и морали.

Прекрасное или возвышенное радует каждого человека только своей чистой формой, без всякого утилитарного интереса, а его восприятие сопровождается особым удовольствием (склонностью), бескорыстной творческой деятельностью. Кант представляет себе эстетику как результат свободной игры сил души человека в процессе созерцания объекта: «Суждение называется эстетическим именно потому, что его определяющей основой является не понятие, а ощущение (внутреннее ощущение) упомянутой гармонии в игре сил души до тех пор, пока она может быть почувствована» И. Кант. Это означает, что отношение к объекту можно назвать эстетическим только в том случае, если он свободен от эгоистических, утилитарных интересов.

Если человек выбирает и покупает картину не потому, что она апеллирует к нему своей образностью и чувством представления, а потому, что она красиво прикроет пятно на стене, то его отношение к арт-объекту не эстетическое, а чисто утилитарное. Если древняя бронзовая статуэтка рассматривается исключительно как инструмент для растрескивания грецких орехов, то такое отношение вряд ли можно назвать эстетическим. «Если мы смотрим на произведение с точки зрения его первозданной реальности, не привнося в него ничего своего, то произведение кажется нам столь же естественным, как и вещи. Картина висит на стене, как охотничья винтовка или шляпа. Бетховенские квартеты лежат в издательских складах, как картошка в подвале». Качественной характеристикой эстетики, то, согласно теории Канта, является практическая бескорыстность, свобода от всякого интереса.

Эстетические моменты

Антиномия «красивое бесполезно» — «красивое полезно», возникшая в истории эстетики, вполне естественна, поскольку улавливает реальную сложность человеческой деятельности: она вполне гармонично сочетает в себе практические и эстетические отношения. Эстетические моменты могут органично вплетаться в практическую человеческую деятельность и воздействовать на нее с утилитарными целями — машиностроение, промышленность, строительство, кулинария, парфюмерия, дизайн одежды и др. И наоборот, практический утилитаризм может оказывать значительное влияние на эстетические условия и диктовать формирование стиля в искусстве, как это происходит, например, в архитектуре, промышленном дизайне, декоративно-прикладном искусстве, где художественная форма объекта определяется его практическим назначением. Это было подчеркнуто основателями технической эстетики. Так, немецкий архитектор Г. Семпер в своей работе «Стиль в техническом и тектоническом искусстве, или практическая эстетика» (1860-1863) утверждал, что форма вещи, являющаяся результатом целенаправленной проектной работы, определяется такими факторами, как функция этой вещи, существующий технологический процесс ее производства, материал, из которого она должна быть изготовлена, и т. д. Зависимость утилитаризма от эстетики оказывается достаточно сильной, при которой, если эстетические качества таких вещей снижаются, то одновременно снижаются и их утилитарно-практические качества: «Столь же постыдное осознание происходит и при сравнении современных изделий с изделиями наших предков». При всем своем техническом прогрессе наши изделия уступают им по форме и даже по практичности и полезности». Здесь уместно вспомнить, насколько удобной может быть порой старинная мебель — стулья с красивыми зернистыми спинками и сиденьями, плетеное кресло-качалка, старый резной буфет и др. Может быть, поэтому нам иногда так трудно расстаться с этим.

Доказательство важности эстетических категорий

Тайна красоты основана на тайне жизни. Для Генриха Гейне (Генриха Гейне — немецкого поэта, публициста и критика), например, расставание с жизнью было похоже на расставание с красотой. Тайна красоты очаровывала многие поколения человечества на протяжении многих веков. История эстетической красоты выражает различные суждения и теории. Есть много древних памятников из разных древних цивилизаций. В этих памятниках сокрыты тайны мироощущения и мировоззрения древних поколений людей. Говоря об этих памятниках, можно сформировать собственные философские и эстетические мнения и взгляды.

Шумерская цивилизация — одна из древнейших цивилизаций. Уже в XXV веке до н.э. он имел письменные памятники. В одном из сочинений отмечен первый в истории человечества спор о проблеме эстетики, который необходим и сегодня: как соотносятся друг с другом категории прекрасного и полезного. Этот источник описывает эстетическую теорию, которая передает идею Сократа о том, что самое полезное, по его мнению, красивое. (Сократ, философ Древней Греции, учение которого представляет собой поворотный пункт в философии от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Один из ярких экспонатов древней философии). Идентификация и столкновение практического в жизни и эстетически красивого прослеживается в древнешумерской поэме «Инана выбирает мужа».

Экономическое значение пастушества в стихотворении, его особая полезность определяют великую красоту бога пастухов и для пастухов. Прежде всего, эта работа подчеркивает видение, что даже в «неэстетичных» сферах, эстетических, красивых, можно найти, вызывая волнение и происхождение необычного в душе каждого человека. Трактаты древнеегипетской цивилизации, гимны богам, описания из жизни фараонов сохранили множество глубоких теоретических представлений о природе искусства и об эстетических свойствах реальности. В нильском гимне эпохи Среднего царства красота отождествляется с творением жизни, она является источником ее увековечения и создания ее благ. Здесь эта категория красоты проявляется как с точки зрения перспективы, так и через призму эстетических взглядов.

Красивый и возвышенный

Красота — это дар необычного с еще большей «одухотворением», — даже самое уродливое можно сделать красивым. Но эта «спиритуализация», которая так эстетически сильна, так красиво оформлена, не тождественна «спиритуализации» Бога; это более широкое понятие, более широкое понимание чего-то красивого и прекрасного. Нет такого социально безразличного явления, которое не коррелировало бы с обществом. И в этом заключается источник «духовности» и ее эстетических качеств. Сделать мир царством красоты — значит одухотворить его, очеловечить. Сфера человеческой свободы — это то, что называется красивым. Красота — это изученное, освоенное явление. В эстетически красивом нет ничего пугающего или отталкивающего. Человек овладел им и свободен по отношению к нему. Однако найти красивое в обществе наиболее сложно. Здесь рассматриваются судьбы людей, их прекрасные моменты в судьбе каждого человека. И не случайно высшая сфера эстетического развития мира по законам красоты стала таким социальным явлением, как искусство. Она преобразует все чувства, впечатления, переживания, взгляды и оценки в прекрасное. Что бы ни говорил художник, он говорит это человеку, чтобы пробудить в нем эстетическое наслаждение. Безразличное, буквальное копирование жизни не приводит к восстановлению красоты.

Красота в искусстве достигается через творческое воплощение реальности. Красота — это когда душа захвачена, душа охвачена определенной возвышенностью и духовностью. Душа захватывается той же силой, когда дело доходит до возвышенного. Возвышенное изначально рассматривалось не как эстетическая категория, а как стилистическая фигура риторики. Основными духовными источниками возвышенного являются необыкновенные мысли и страсти, красота и красноречие языка, переплетенные с великими мыслями. Эти аспекты могут привлечь внимание к тому, что возвышенное далеко-далеко от мирского тщеславия, мелкого тщеславия, желания доминировать над людьми и т.д.

В возвышенном Псевдо-Лонгине (имя анонимного греческого писателя 1-3 вв., автора трактата по эстетике «На Возвышенном») видны мощные силы природы, проявляющие величие и величие божественного происхождения, обладающие глубоким философским смыслом и способные служить источником решения сущности бытия и жизни. Возвышенное может быть воспринято как извержение вулкана, рассеявшего свои лавовые массы на огромных расстояниях. Подобно этому, возвышенное распространяется по всему телу с тем высшим удовольствием, которое особенно важно для человека в моменты сильного напряжения. Все, что может пробудить в человеке чувства возвышенного и прекрасного, направлено на его релаксацию от головы до пят, от умственной деятельности до двигательной активности.

В 1757 году английский теоретик Э. Берк написал «Философское исследование о происхождении наших идей Возвышенного и Прекрасного». Он противопоставлял категории прекрасного и возвышенного. По его мнению, эти две категории настолько отличаются друг от друга, что их невозможно даже суммировать в одном человеческом «чувстве» и смысле. (Эдмунд Берк был англо-ирландским политическим мыслителем, публицистом эпохи Просвещения, основателем идеологии консерватизма). По словам И. Канта, возвышенное — это гордость человека, которая приходит от преодоления страха в процессе веры. (Иммануил Кант — один из самых известных философов Германии, основатель немецкой классической философии; его можно отнести как к Просвещению, так и к Романтизму).

Если прекрасное — это позитивная универсальная ценность явлений, которой общество уже свободно владеет, то возвышенное — это эстетическое качество объектов, которые имеют позитивную ценность для общества и скрывают в себе огромные потенциальные силы, пока еще не использованные. Возвышенное в жизни общества — это гигантские технические сооружения, которые только создаются человеческими руками, могущественные общественные движения, первооткрывателем которых является не кто иной, как человек, творчество, в которое вовлечены огромные массы людей. Иными словами, масштабы и сила этих человеческих творений настолько велики, что их полное освоение может быть только результатом целого исторического процесса. Из этого можно сделать вывод, что возвышенное — это сфера человеческой несвободы, в отличие от прекрасного, которое является сферой человеческой свободы.

Трагический и комический

Человеческая история пронизана трагическими событиями. Искусство, в своем философском осмыслении мира, определяет тяжесть трагической темы. То есть жизнь, личность, история, общество, художественный процесс — все они сталкиваются с проблемой трагедии в многослойном виде. Закономерностью трагического в сфере движения событий является переход от смерти к воскресению, а в эмоциональной сфере — переход от печали к радости. Трагическое чувство — сочетание глубокой печали и высокой радости от всего увиденного или услышанного — находит свое отражение в искусстве всех народов. Например, древние корейские сказки «Сим Чжон» и банту «О семи героях и семи птицах». Древнеиндийская эстетика подхватила эту закономерность через призму концепции Самсары, несущей в себе смысл цикла жизни и смерти, в котором покойный превращается в другое живое существо в соответствии с природой своей жизни. Понятие метемпсихоза (посмертной реинкарнации душ) у древних индейцев было связано с идеями эстетического самосовершенствования, восхождения к более прекрасному. Трагедия — это философское искусство, которое поднимает и решает высшие метафизические проблемы жизни, в которых реализуется смысл существования и анализируются глобальные проблемы. Каждая эпоха искусства вмешивается в сферу трагического.

Трагический герой несет в себе нечто, что выходит за рамки индивидуального существования; он является представителем власти, принципа определенной силы и характера, он сам является силой, определенной демонической силой. Комик — контркатегория к трагедии. По мнению немецкого эстета Жана Боля, комикс всегда заключается не в том, что приводит к смеху, а в том, что или кто провоцирует нелепое действие или ситуацию. (Жан-Поль, немецкий писатель и сентименталист, также писал сатирические эссе на эстетические и журналистские темы. Он выбрал свой псевдоним из восхищения Жаном Жаком Руссо (французский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения). Также музыковед, композитор и ботаник.

Выдающийся представитель сентиментализма

Его называли предтечей Великой французской революции). Общество и человек — это настоящее и истинное царство комедии, как и трагедии. Человек — единственное живое существо, которое может и смеяться, и вызывать смех. По мнению исследователей, комедия проявляется в странности минералов, облаков, горных пород, в необычном внешнем виде и поведении медведей, обезьян и лис, а также в странном внешнем виде кактусов. Иногда теоретики убедительно утверждают, что животные в баснях — это примеры чистой природной комедии. Комик — это всегда объективная социальная ценность явления. Смех может быть вызван различными явлениями, от щекотки до эффекта горячих напитков или смехового газа. Комедия является социальной по своей специфике сюжета и по своему восприятию. Как мы знаем, смех — это заразное явление, он подвержен коллективизму, он становится все более интенсивным на публике.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Ученые-универсалы эпохи Возрождения
  2. Фалес, древнегреческий мыслитель, один из родоначальников античной философии
  3. Поиск пути развития в философии зарубежного востока XX века
  4. Смена поколений ЭВМ и новые методы исследования в технических науках
  5. Mapкc, Энгельс, Ленин о происхождении и сущности государства — Сущность и характеристика государства в марксистской теории
  6. Гилозоизм в философии
  7. Связь онтологии и гносеологии
  8. Сферы функционирования общества как системы
  9. Законы и категории диалектики. Их методологическая роль и значение для теории и практики управления
  10. Мигель де унамуно, испанский писатель, философ, представитель экзистенциализма