Для связи в whatsapp +905441085890

Эстетическое как универсальный критерий ценности — Художественная ценность, ее отличие от эстетической ценности

Эстетические ценности — это ценности образного восприятия мира в процессе любой человеческой деятельности (особенно в искусстве) на основе законов красоты и совершенства. Эстетическое отношение понимается как особый вид связи между субъектом и объектом, когда человек испытывает глубокое духовное наслаждение созерцанием гармонии и совершенства, независимо от внешних практических интересов. Эстетические ценности могут быть в виде природных объектов (например, пейзажа), самого человека (известная чеховская формула: все должно быть красиво в человеке — и лицо, и одежда, и душа, и мысли), а также духовные и материальные объекты, созданные человеком в виде произведений искусства.

Эстетическое как универсальный критерий ценности - Художественная ценность, ее отличие от эстетической ценности

Художественная ценность, ее отличие от эстетической ценности

Художественная ценность — это совокупность свойств, качеств и уникальных характеристик предмета, указывающих на его универсальную социально-культурную значимость в области искусства. То есть, они несущественны.

Категории, анализирующие сущность отражения действительности в искусстве:

  • Художественный образ — это образ из искусства, созданный автором произведения для того, чтобы максимально полно отразить описанное явление действительности. Художественный образ создается автором для максимально возможного развития художественного мира произведения. Именно через художественный образ читателю раскрывается образ мира, сюжет — сказочные черты и особенности психологизма в произведении.
  • Художественная правда — это отражение жизни в произведении искусства по собственной логике, проникновение во внутренний смысл изображаемого.
  • Художественный прием — это совокупность наиболее общих принципов эстетического развития реальности, которая постоянно повторяется в творчестве определенной группы писателей, формируя направление, течение или школу.
  • Художественная концепция — образное толкование жизни, ее проблем в произведении искусства, конкретная идеолого-эстетическая направленность как отдельного произведения, так и работы художника в целом.

Концепция эстетического и художественного вкуса

Эстетический вкус — одна из основных категорий эстетического образования. Словарь эстетики трактует это понятие как способность человека различать в чувствах симпатии или неприязни («like» — «неприязнь»), воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать совершенное от уродливого в реальности и в искусстве, различать эстетические и неэстетические объекты исследования, находить трагические и комические черты в явлениях.

Художественный вкус формируется только через общение с миром искусства и во многом определяется художественным образованием, то есть знанием истории искусства, законов формирования различных видов искусства, знакомством с литературой и искусствоведением.

Концепция эстетики как универсальной категории эстетики

Если эстетика как самоочевидная часть социальной жизни общества уходит корнями в античность, то время ее активной рефлексии и сознательного развития. Одним из важных вопросов эстетики, с которым ее исследователи сталкивались на протяжении столетий, является вопрос о категориях, с помощью которых можно описать понятие эстетики и его значения.

Существует множество эстетических категорий:

  • Прекрасное,
  • Возвышенное,
  • Трагическое,
  • Драматическое,
  • Комическое,
  • Безобразное ,
  • Интересное и т.д.

Такие категории, как красивое и возвышенное, были определены древними авторами. На протяжении веков красота оставалась центральной категорией эстетики, которая считается высшим проявлением красоты, ее гармонии, полноты раскрытия свойств предметов. В то же время, уродливые как таковые уже давно отвергаются исследователями эстетики.

Таким образом, в древности уродство ассоциировалось с хаосом, отсутствием гармонии и структуры, считалось безусловным злом, которое не должно существовать и соответствует эстетике. В средние века уродство ассоциировалось с понятием греха, падением человека, и в результате также вытеснялось из эстетики. В эпоху Возрождения к уродству относились как к несовершенству, которое должно было быть устранено как в человеке, так и в обществе, в мире.

Уродство было задумано как эстетическая категория только в современный период, что было связано с изменением концепции искусства. Искусство стало пониматься как творчество, как создание чего-то нового, а не как копирование образцов красоты из материального или духовного мира. Из осознания свободы творчества возник парадокс уродства, ибо уродливая природа может стать прекрасной на полотне художника. Кроме того, художественные движения XIX и XX веков стали искать и показывать эстетику уродства, поэтому сюрреалистические картины С. Дали, в которых нет совершенства и гармонии форм, полноты создаваемых образов, никогда не могли быть приняты эстетами более ранних периодов как прекрасные, но получили большое признание.

Революция эстетического сознания привела к критике концепции красоты, она перестала быть всеобъемлющим и бесспорным высшим стандартом эстетической ценности как ее главной отправной точкой. Вместо этого ХХ век сформулировал категорию эстетической как наиболее полную и универсальную категорию эстетики, охватывающую все ее проявления от прекрасного до уродливого.

Модели эстетики как универсального критерия

В настоящее время существует пять основных моделей, которые обеспечивают альтернативное понимание эстетики:

  • Объективно-идеалистическая модель;
  • Субъективно-идеалистическая модель;
  • Дуалистическая модель;
  • «Натуралистическая» модель;
  • Социально-историческая модель.

Объективно-идеалистическая модель соответствует средневековым представлениям о прекрасном. Те объекты, которые обозначены как таковые высшим божеством, признаются эстетическими.

Субъект-идеалистическая модель предполагает, что сама по себе реальность эстетически нейтральна — вещи есть то, что они есть, они не красивы и не уродливы. Именно личность оценивает и видит вещи эстетически; соответственно, эстетика — это проекция личностных качеств субъекта на нейтральный объект реальности.

Дуалистическая модель предполагает, что эстетика определяется соотношением свойств объектов реальности и жизни с потребностями и свойствами самого субъекта, человека как критерия красоты. Дуалистическая модель представляет собой дальнейшее развитие субъективно-идеалистической модели в том, что красота не просто отражает свойства самого субъекта, но имеет реальную основу в свойствах самого объекта. Однако дуалистическая модель унаследовала и проблему волюнтаризма — эстетические оценки остаются в высшей степени субъективными и несопоставимыми друг с другом, что не соответствует практике.

«Натуралистическая» модель, пропагандируемая в рамках философии вульгарного материализма, приписывает эстетическую ценность объектам окружающего мира, как такой же недвижимости, как и масса, размер или структура. Это полностью отсекает всю сферу социальной эстетики, которая относится к человеческим отношениям, и широкий спектр категорий, таких как трагическая, комическая, драматическая и так далее.

Социально-историческая модель рассматривает эстетику как продукт взаимосвязи между реальными свойствами объекта и социальными практиками, потребностями и деятельностью общества на протяжении его существования. В этой модели каждый объект реальности, будь то социальный или природный, имеет свою эстетическую ценность, которая, однако, фиксируется не в самом объекте, а в системе социальных отношений: общественном сознании, культуре, менталитете и поглощается индивидом в процессе социализации. Предмет развивает две эстетические оценки, личностные и социальные, которые влияют друг на друга и обогащают друг друга. В то время как личная оценка человека происходит исключительно из непосредственного переживания предмета, социальная оценка позволяет учесть эстетическую ценность предметов, с которыми человек никогда не сталкивался (таких как утраченные чудеса света: Александрийский маяк, храм Артемиды в Эфесе, сады Семирамиды и т.д.).

Значение эстетической ценности

Эстетика — это исключительно человеческое явление. Для животных, способных изменять природу, например, пчел или муравьев, или делать примитивные инструменты, например, высших приматов, критерии эстетики не имеют отношения к результатам деятельности. Гексагональная структура сот обусловлена физическими законами (равномерное распределение давления на стенки сосуда), но не эстетическими предпочтениями насекомых. В то же время, с древнейших времен критерий эстетики являлся одним из определяющих факторов при определении стоимости объекта.

Социально-историческая модель определяет эстетический опыт в контексте практической деятельности. Как попытка получить правильную форму объекта для достижения его наилучших рабочих свойств приобрела самостоятельную ценность, как создание объекта, сочетающего в себе совершенство его внешнего вида с полезностью.

Хотя эстетика чаще всего ассоциируется с искусством как видом интеллектуальной деятельности, социально значимое творчество, отражающее отношение художника к миру и его переживаниям, эстетические критерии и эстетическая ценность чаще всего проявляются в повседневной жизни. Тысячелетиями люди делали предметы для своих домов, а то, что они не могли сделать сами, они покупали у ремесленников, которые создавали вещи своими руками от начала и до конца. Несмотря на то, что утилитарные вещи создавались в практических целях, их создание было бы невозможно без стремления к эстетическому совершенству — социально сформированному идеалу объекта, который прекрасно виден в этнографических коллекциях и исследованиях.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия и мифология — Социально-исторические истоки философии
  2. Блаженный Августин
  3. Многообразие пространственно-временных уровней бытия
  4. Экзистенциал
  5. Джордж Герберт Мид, американский философ, представитель прагматизма
  6. Человек как творец и наследник духовного богатства
  7. Анатомия сообщества
  8. Чувственная и рациональная ступени познания и уровни научного познания
  9. Задачи философии в культуре
  10. Мультикультурализм