Для связи в whatsapp +905441085890

Эстетическое сознание, его формы (эстетические чувства, вкус, идеал, оценка, взгляды, теории)- высшие чувства

Эстетическая деятельность социального субъекта, развивающаяся на протяжении длительного исторического времени, создает целый комплекс чувств, восприятий, взглядов, идей, которые мы называем эстетическим сознанием. Что это? Это, прежде всего, понятие, своего рода абстракция, обозначающая определенное психическое образование, характеризующее эстетическое отношение индивида или общества к реальности. Эстетическое сознание является продуктом длительного исторического развития общества. Она существует как форма общественного сознания, отражающая состояние эстетического познания мира. Она также существует как личная, индивидуальная характеристика человека. Эстетическое сознание общества, как и сознание индивида, формируется только на основе эстетической практики в ее многочисленных формах, о которых мы уже говорили. Чем богаче эстетическая практика общества или отдельного человека, тем богаче и сложнее эстетическое сознание. Его структура чрезвычайно сложна и многослойна. В каком-то смысле она воспроизводит основные исторические этапы своего становления.

Рассмотрим только самые необходимые элементы эстетического сознания: эстетический смысл, эстетический вкус, эстетический идеал. Что касается искусства, то это особая форма эстетического сознания, в которой представлены все остальные элементы и которая существует определенным образом. Мы поговорим об этом в отдельном разделе. Остановимся на последовательной характеристике элементов эстетического сознания.

Эстетическое сознание, его формы (эстетические чувства, вкус, идеал, оценка, взгляды, теории)

Высшие чувства

Чувства и удовольствия, испытываемые человеком, разнообразны по характеру, структуре и психологическому механизму. Некоторые из них очень похожи на животных, в то время как другие специфичны для человека и свойственны только человеку. Эстетическое чувство принадлежит последнему. Это один из самых сложных видов духовных переживаний, пожалуй, самый благородный из всех человеческих чувств. Но эстетика — это не то, что люди унаследовали от рождения. Как показывают научные исследования, он, как правило, рождается поздно в жизни ребенка или вовсе не рождается, если по каким-то причинам ребенок воспитывался в животной среде. Как отметил К. Маркс, эстетическое чувство возникает только там, где человек свободен от «сырой практической необходимости». И если животное «производит только под властью непосредственной телесной потребности», то человек производит даже тогда, когда он свободен от телесной потребности, и буквально только тогда, «когда он свободен от нее». Развивая теорию совершенствования человеческого труда, К. Маркс отметил, что богатство человеческих чувств и способностей возникает и развивается под влиянием различных форм практической деятельности.

У многих животных есть зрение, но только у человека есть глаз, с помощью которого можно наслаждаться красотой предметов. Слух врождён у многих животных, но только у человека есть чувство музыки. Формирование внешних чувств — результат длительной биологической эволюции мира, а формирование и развитие эстетических духовных чувств — результат всей социальной истории человечества. Способность активно воспринимать окружающий мир в формах развитой человеком чувственности не в нашей природе (в отличие от самих чувств), а является продуктом культурно-исторического происхождения. Формы мировоззрения и восприятия определяются не только анатомическими и физиологическими особенностями органов восприятия, но, напротив, приписываются им извне различными формами деятельности, разнообразием этих форм.

Известный советский философ Е.В. Ильенков так трактует этот процесс: «Внутренняя форма (физиологическая форма) человеческих органов восприятия напоминает «форму воска» в том смысле, что ни одна из форм их активного функционирования заранее [априори] не «закодирована». Структурно они точно адаптированы эволюцией для восприятия формы любого объекта, для координации своей деятельности с любой формой объекта. » Он продолжает писать: «Формы созерцания», как и «формы мысли», физиологически вообще не изучаются», то есть наряду с анатомией органов мысли и восприятия. Они воспроизводятся в человеке посредством использования этих органов и наследуются определенным образом — через формы предметов, созданных человеком для человека, через формы и организацию мира человека. Культура, созданная человеческим трудом, является материальным носителем форм мышления и зачатия, через которые они передаются из поколения в поколение.

Культура, ее материальные формы, ее духовное содержание и человеческое сообщество являются носителями мировых форм чувств и форм мысли. Человек приобретает такие формы индивидуально, через различные формы деятельности и общения, через игру и обучение. За пределами мира культуры и человеческого сообщества эти родовые свойства не развиваются. Другими словами, способ передачи родовых признаков является социокультурным, а не биологическим и генетическим, как у животных. Биологически и генетически человек имеет только предпосылки для социальной формы жизнедеятельности. Поскольку они формируются в раннем детстве, то фактически становятся психологическими механизмами и действуют как «естественные» способности человека. Поэтому они проявляются как «естественные» особенности человека, подобно анатомическому строению его тела. Тем более, что эти способности присущи всем людям и различаются только степенью их развития и культурно-этнической особенностью их выражения. Все это создает впечатление, что формы мышления и чувств наследуются так же, как и цвет глаз и форма носа.

Человек, вступающий в жизнь, обретает не только социально-экономическую систему, но и определенную культуру общества, материальные и духовные ценности. Для него они функционируют, прежде всего, как условие реального существования. Только в процессе практического освоения индивидом социального опыта, выкристаллизовавшегося в культуре общества, его первичные биологические потребности и чувства гуманизируются и формируются реальные духовные потребности и способности человека. К ним относятся эстетическая потребность и эстетическое отношение как способность удовлетворять ее.

Эстетический вкус

Эстетическим вкусом обычно считается способность человека оценивать эстетические феномены реальности и искусства. Эта традиция определения восходит к Канту, который сказал, что вкус — это «способность судить о том, что красиво». Однако, вкус давно был спорным. В отличие от латинской пословицы, которая была известна в Древнем Риме и была вновь подчеркнута в 18 веке английским философом Дэвидом Хьюмом — нет никакого учета вкуса — вкус всегда был весьма спорным.

В чем же противоречие между признанием права индивида на индивидуальный вкус, с одной стороны, и непринятием эстетических суждений других, с другой?

Сразу скажем, что есть исключение в жизни, где просто неразумно спорить о вкусах. Но это чисто физиологическое дело вкуса: что вкусно, а что нет. Существует прямая зависимость от характеристик человека и, в некоторой степени, его психологической особенности. Скорее, это не вкус, а предпочтение, которое человек отдает соленому или сладкому, холодному или горячему, громкому или тихому (звуку). Такие качества объектов не имеют социального значения, они не затрагивают интересы другого.

Эстетический вкус — это совсем другое дело. Конечно, он тоже очень индивидуален, но принадлежит к другой сфере, к социальной. Эстетический вкус не является врожденным свойством личности и не может сводиться к психофизиологическим инстинктам и реакциям. Это социальный факультет человека, который, как и многие другие социальные факультеты, формируется в процессе воспитания и образования человека.

Эстетический вкус является важнейшей особенностью формирования личности и отражает степень самоопределения человеческой индивидуальности. То есть эстетический вкус не сводится к простой способности эстетической оценки, поскольку он не останавливается на самой оценке, а заканчивается присвоением или отрицанием культурной, эстетической ценности. Поэтому было бы правильнее определить эстетический вкус как способность человека индивидуально подбирать эстетические ценности и тем самым самостоятельно развивать и формировать их.

На самом деле, человек с эстетическим вкусом характеризуется определенной полнотой, целостностью, то есть он является не только человеческой личностью, но и личностью. Особенностью этого процесса является то, что личность, помимо таких индивидуальных характеристик, как пол, возраст, рост, цвет волос и глаз, а также тип мышления, обладает также индивидуальным внутренним, духовным миром, который определяется общественными ценностями и предпочтениями.

Формирование личности — это длительный процесс, который никогда не заканчивается полностью. Тем не менее, существует возрастной предел — а именно, с 13 по 20 год жизни, когда формируются характерные черты, в том числе и эстетический вкус. Ценность каждого человека заключается в его уникальности. Во многом это достигается за счет того, что в процессе становления личности на нее влияет собственный уникальный набор культурных ценностей и духовных ориентаций. Таким образом формируется уникальность формирования каждого человека. А эстетический вкус становится не только инструментом формирования этой уникальности, но и способом объективизации, социального самоутверждения.

Под отсутствием эстетического вкуса подразумевается, прежде всего, проявление всеядности, то есть присвоение человеком всех общепризнанных эстетических или культурных ценностей. Всеядность характерна отсутствием личного отношения к миру, неспособностью выбрать из богатства культуры те ценности, которые развивают, дополняют, полируют природные качества, способствуют в высшей степени профессиональному, гражданскому и нравственному совершенству личности.

Эстетический вкус — это своеобразное чувство меры, умение найти необходимую адекватность в личном отношении к миру культуры и ценностей. Наличие эстетического вкуса выражается в соразмерности интерьера и экстерьера, гармонии духа и социального поведения, социальной реализации личности.

Часто эстетический вкус сводится только к внешним формам его проявления. Например, под вкусом понимается способность человека следовать моде как в узком, так и в широком смысле. То есть, это сводится к умению модно одеваться, посещать модные выставки и спектакли, знакомиться с последними литературными изданиями. Все это не противоречит формам объективации вкуса, но эстетический вкус — это не только, а может быть, и не столько внешний облик, сколько глубокий гармоничный союз личного интеллектуального богатства с бескомпромиссной природой его социального проявления. Для личности с эстетическим вкусом не слепо следует моде, и если модное платье искажает индивидуальные качества и выравнивает их уникальность, то эта личность может иметь мужество быть старомодной или нейтральной к моде. И в этом проявится его эстетический вкус. В еще большей степени он может быть избирательным с точки зрения поведения и коммуникации. Личностные качества в общении являются его ведущими характеристиками. Поэтому только в условиях общения или совместной деятельности можно получить истинное представление о человеке. Способность человека последовательно и целенаправленно развивать и поддерживать личностные социально-культурные характеристики через подбор и усвоение определенных культурных ценностей — это индивидуальный эстетический вкус.

Эстетический вкус также имеет специфическую модификацию — художественный вкус. Он развивается на основе эстетического вкуса и, в свою очередь, влияет на него. Художественный вкус формируется только через контакт с миром искусства и во многом определяется художественным образованием, то есть знанием истории искусства, законов художественных форм и литературно-художественной критики. Поскольку содержание искусства по-прежнему является социальной системой ценностей, представленных только в художественной форме, художественный вкус, как и эстетический вкус, сам по себе является предметом спора, по крайней мере, с момента появления концепции вкуса.

Этот спор не только возможен, но и необходим, именно потому, что касается ценностей, которые затрагивают саму духовную структуру человеческой личности, то есть ценностей, которые имеют личное значение и определяют не только характер личного самосознания, но и характер индивидуальной жизнедеятельности, индивидуального формообразования жизни. Поэтому личность как социальное существо заинтересована в общественном признании тех ценностей, которые определяют систему ее духовности, ориентаций и семиотических потребностей.

Так же, как и для индивидуума, эстетический и художественный вкус может характеризовать предпочтения, симпатии и антипатии социальной группы или класса. Эстетический вкус обусловлен целым комплексом общественных отношений и в классовом обществе всегда несет на себе печать классовых предпочтений, целей и ценностей. Нет единых эстетических вкусов и норм, подходящих для всех времен и народов, для всех социальных групп. Это очень хорошо продемонстрировал Н.Г. Чернышевский, который наглядно показал, насколько различаются стандарты женской красоты в зависимости от условий существования простых людей и высшего класса.

Конечно, следует понимать, что индивидуальный вкус не всегда может претендовать на универсальность, даже если он не противоречит общественным ценностям. Поэтому необходимо тактично и терпимо относиться к мнению других людей, предоставляя им равное право на самостоятельный поиск и независимое мнение. То есть, хороший вкус не спорный.

Другой случай, когда мы говорим о вкусах, которые утверждают, что они общие. Это касается, в первую очередь, произведений искусства. Ведь художник не говорит от своего имени, он использует искусство для выражения социальных потребностей, ценностей и предпочтений. Поэтому произведения искусства часто становятся предметом споров и дискуссий. Художник, как правило, первым вводит новые аспекты жизни в публичное обсуждение или переоценивает традиционные идеи и ценности. Этот процесс идет рука об руку с поиском новых средств изображения и выражения, а также художественного языка, имеющего доминирующий семантический заряд.

Все это делает оценку произведения искусства сложной и ответственной задачей. Правильное мнение часто вырабатывается только в ходе длительных критических художественных дискуссий. Поэтому необходимо

Не следует полагаться только на свой эстетический вкус, но и знакомиться с литературно-критическими дискуссиями о произведениях, с мнениями других зрителей и слушателей.

Эстетические и художественные предпочтения не остаются неизменными на протяжении всей жизни. Возраст, образ жизни и богатый художественный опыт не только полируют и совершенствуют свой вкус, но и сохраняют свои предпочтения или наоборот, делают их толерантными и разнообразными.

Следует отметить, что антиподами хорошего вкуса являются не только мягкость и всеядность. Но плохой или порочный вкус в значительной степени является антиподом хорошего вкуса. И в данном случае мы говорим о вкусе, потому что он предполагает сознательное желание и предпочтение. Такая извращенная избирательность в отношении древностей определяется социальными обстоятельствами и выражает антисоциальную и антигуманную направленность деятельности отдельного лица или социальной группы.

Возникает вопрос: какой вкус считать хорошим, а какой плохим? А есть ли объективный критерий вкуса? Идеалистические эстеты отвечают на этот вопрос отрицательно: они считают все суждения о вкусе субъективными и по этим причинам отвергают объективный критерий вкуса.

Поскольку суждение об эстетическом вкусе — это оценка реальности в соответствии с эстетическими чувствами, потребностями, интересами и взглядами людей, то эстетический вкус — это единство объективного и субъективного. Она отражает не только качество воспринимаемого объекта, но и качество воспринимающего человека. Она раскрывает особенности чувств, интеллекта, культуры, образования и социальной принадлежности субъекта.

Эстетическая оценка основана на особом интеллектуальном механизме, эстетической интуиции, который включает в себя такой способ познания, как творческое воображение, которое улавливает образ «целого», не отдавая ему предпочтения перед логическим расчленением, аналитическим действием разума. «Особая роль воображения в акте познания, — отметил Е.В. Ильенков — состоит в том, что позволяет соотносить формально полученные знания с отдельными фактами, ни в коей мере не «формализованными» (еще не выраженными в общих формулах, в категориях), данными в жизни. Созерцание. Без него невозможно связать одно с другим. Важно подчеркнуть это по той причине, что «воображение» часто понимается как способность изобретать то, чего не существует в реальности. Между тем, действие силы воображения в основном дает возможность правильно видеть то, что есть, но еще не выражено в виде понятия » .

Все вышесказанное позволяет понять объективные основы спора о вкусах, ведь здесь сталкиваются не только личные, групповые или классовые предпочтения, но и истинные и ложные ценности, отражающие сложность социальных процессов, специфику социального развития, а также заблуждения, ложные поиски, воображаемые убеждения.

Концепция эстетического сознания

Следует отметить, что эстетическое сознание — это довольно условный термин, используемый для упрощения и конкретизации обсуждаемой темы. Эстетическое сознание как отдельный тип сознания не существует ни на индивидуальном, ни на социальном уровне; оно является аспектом целостного сознания как динамического процесса. Аналогичным образом, эстетическое восприятие неотделимо от объектного восприятия в целом, учитывая его рациональный, прагматический и иной анализ (в противном случае, при чисто эстетическом восприятии человек даже не смог бы идентифицировать воспринимаемый объект).

В то же время эстетическое сознание по своим результатам легко отделяется от других аспектов целостного сознания, поскольку эти результаты представляют собой сенсорную и вкусовую оценку воспринимаемого объекта и вызывают у индивидуума определенные эмоциональные и эстетические переживания, начиная от отвращения или безразличия и заканчивая катарсисом и экстазом.

Эстетическое сознание существует одновременно на двух уровнях — индивидуальном и социальном, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга. Носитель эстетического сознания — это личность; великая роль субъективности в эстетической оценке объектов или произведений искусства уже отмечалась античными мыслителями. Общей нитью индивидуального эстетического восприятия является чувственное переживание; то, что нужно человеку, что доставляет ему удовольствие, кажется прекрасным (например, явление «розовых очков» в любви, когда объект чувств оказывается эстетически идеальным). В то же время, через приобретение опыта эстетических переживаний, через введение в сферу сенсорных переживаний рациональных знаний о категориях и критериях эстетического восприятия, через обучение умению «распространять» арт-объекты с поиском смысла, заданного Творцом, эстетическое восприятие становится более тонким и дифференцированным, опираясь не только на эмоциональные переживания, но и на высшие формы — идеалы, ценности, категории.

Формирование индивидуального эстетического сознания происходит в переживании практической деятельности эстетического опыта. Отчасти этот опыт уникален тем, что человек с арахнофобией не может эстетически оценить паука, а отчасти он интернализирован из культуры, социальной среды, вместе с принятыми в ней формами и стереотипами эстетики. Таким образом, индивидуальное сознание становится частью общественного сознания, когда общество выдвигает единые эстетические требования и оценки. Возможен и обратный процесс: принятие новой, неортодоксальной эстетической перспективы как новой эстетической нормы и обогащение общественного сознания.

Виды эстетического сознания

Эстетическое сознание осуществляет свою деятельность в различных формах, которые имеют свою специфику.

Эстетические формы включают:

  • Чувства,
  • Вкусы,
  • Идеалы,
  • Оценка .

Эстетические чувства — самая непосредственная форма проявления эстетического сознания, которая присуща всем людям. Согласно теоретическим предположениям, эстетические чувства формировались у первобытного человека в процессе практической деятельности. Изготовление орудий труда человек придал им определенную форму, соблюдая законы пропорций, симметрии, поэтому такие орудия труда были более эффективными. Однако со временем потребительская ценность превратилась в эстетическую ценность, то есть при изготовлении инструмента с идеальными параметрами человек испытывал чувственное удовлетворение не только от предполагаемой полезности, но и от установления соответствия между выпускаемым продуктом и воспринимаемым идеалом. Смысл соответствия объекта определенным эстетическим идеалам заключается в эстетическом смысле, хотя сами идеалы являются социально обусловленными по своей природе и часто неосознаваемыми для человека.

Эстетический вкус — это прямая форма эстетической оценки объектов и предметов, их отнесения к категориям уродливых и красивых на основе внутреннего переживания, эстетических ощущений. Эстетический вкус формируется в процессе переживания встреч с объектами высокой эстетической ценности, которые устанавливают определенный стандарт эстетического идеала. Эстетический вкус может быть развит как на практике, так и путем обучения, включающего в себя элемент рациональной оценки произведения искусства, его оценку в соответствии с определенными эстетическими категориями. В этом случае на основе эстетического вкуса формируется эстетическое восприятие как самостоятельная деятельность.

Эстетический идеал является специфическим и чувственным воплощением социальных и исторических идей красоты. Эстетический идеал необходим для формирования эстетического сознания, он усваивается в процессе социализации. Возможно, эстетический идеал не реализуется. В этом случае личность опирается, прежде всего, на исключительно чувственные формы эстетической рефлексии, такие как чувство или вкус, где доминирующим критерием является переживание. Однако эстетический идеал может быть сознательно представлен в структуре личности, и в этом случае переживание становится сенсорно-рациональным, оно сочетается с анализом работы, ее более глубокой оценкой и восприятием смыслов, заложенных в творчестве художника.

Эстетическая оценка является результатом эстетического восприятия и высшей формой эстетического вкуса. Эстетическая оценка служит для того, чтобы отличить красивое от уродливого, она основана на синтезе сенсорного опыта и рационального анализа, и включает в себя аргументированную критику воспринимаемого объекта.

Категории Эстетические

Формирование форм эстетического сознания невозможно без эстетических категорий, определяющих ориентацию и природу переживания. Они включают в себя:

  • Прекрасно,
  • Восхитительно,
  • Трагично,
  • Смешно.

Красота — это общая эстетическая категория, характеризующая полную гармонию объекта, его совершенство, равновесие и целостность. Красота контрастирует с уродливостью, которая не имеет ни формы, ни гармонии и выражается хаотично.

Возвышенное предполагает превосходство духовного над физическим в объекте, его способность возвышать зрителя над обычным бытием, обращать его к вечным проблемам и философским переживаниям.

Трагедия и комедия — это взаимосвязанные категории, отражающие конфликт между необходимостью и свободой, духовным и бытовым в жизни человека, его индивидуальными устремлениями и социальными требованиями. Трагическое связано с борьбой и преодолением земных уз, через жертвы и лишения; комическое же изображает сцены злоключений временной победы мирского над возвышенным, социальными противоречиями и страданиями, которые все же получают свое разрешение (иначе комическое превращается в страшное).

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Проблема человека в истории философии
  2. Диалогическая антропология М. Бубера
  3. Философия религии П. Тиллиха
  4. Идеи античной классики (этическая концепция сократа, объективный идеализм платона, философская система аристотеля)
  5. Научная революция: естественнонаучное содержание, мировоззренческие предпосылки и последствия
  6. Точки соприкосновения и расхождения
  7. Проблема определения понятия «гуманизм» в философии
  8. Идея закона в философии
  9. Эстетика Ницше
  10. Человек в философии Ф. Ницше