Для связи в whatsapp +905441085890

Эстетическое сознание и философия искусства

Философия — один из древнейших методов понимания мира и определения своего места в нем. Предпосылки возникновения философии: взаимодействие мировоззренческих и категорико-логических комплексов в культуре; структурно-функциональное разграничение между ними; отказ от нереальности мифа, препятствовавшего формированию основных принципов научной идеологии (системности, инвариантности, универсальности); разрушение мифологической идентичности человека и реальности; формирование познавательной деятельности.

Появление философии хронологически относится к рубежу VIII-II вв. до н. э. В это время в различных частях света — на Ближнем и Дальнем Востоке, в Древней Греции — набирало силу, укреплялось и консолидировалось идеологическое движение, в котором человек признает и осмысливает высшие ценности и цели, свое место на земле.

Эстетическое сознание и философия искусства - Главные школы

Главные школы

Античность

  • Ранняя философия (доократическая: милетины, элиты и атомисты) VI-V вв. до н.э;
  • Древняя или классическая философия (Классика: софисты, Сократ, Платон, Аристотель) V-IV вв. до н.э;
  • Эллинистическая философия (стоики, эпикурейцы, скептики) 4-1 вв. до н.э.

Средневековье

  • Апологетика (II-III вв. н.э.) — доказательство того, что вера более всеобъемлюща и сильна, чем разум («Я верю — потому что это абсурд»);
  • Патристика (IV-VIII вв. н.э.) — разум является инструментом для понимания Бога, углубления веры и более точного толкования Писания («я верю — для того, чтобы понять»).
  • Схоластика (IX-XIV вв. н.э.) — религия и философия — два разных источника знаний, основанных на вере и разуме соответственно. Период систематизации и массового обучения. Появление светских университетов с независимыми кафедрами философии. Основная проблема схоластики — универсализм: средневековые мыслители, признававшие реальное существование идей, назывались «реалистами», а те, кто признавал идеи лишь именами, созданными для удобства, назывались «номиналистами».

Ренессанс

  • Гуманизм (XIV в. — первая половина XV в.): гуманизм и индивидуализм, антропоцентризм, культ природы и чувственности;
  • Неоплатонизм (вторая половина 15 века): человек — это микрокосм;
  • Философия природы (конец XV-XVI вв.): пантеизм (растворение Бога в природе).

Новая эра

Эмпирика (Ф. Бэкон, Локк): знание по наблюдениям, опыту, экспериментам и индукции; очищение сознания от примесей (социальные предрассудки — «идолы расы, пещеры, рынка и театра»).

Рационализм (Декарт, Паскаль, Спиноза, Лейбниц) — критерий истины в сознании (то, что «я думаю» является моделью надежности), врожденные идеи и дедукция признаются основным методом приобретения знания.

Атомистическая программа (Гассенди и Бойл) — мир микроэлементов и их комбинаций.

Механистическая программа (Ньютон) — мир — это один большой механизм, известный на опыте, индуктивная дедуктивная дедукция законов и дедуктивное мышление, и поддающийся проверке на практике.

Главными идеями древней философии были:

  • Материализм;
  • Идеализм;
  • Синкретизм.

Основные тенденции:

В зависимости от онтологической и эпистемологической стороны в философии различают основные направления — материализм и идеализм, соответственно, и эмпиризм и рационализм.

Рассматривая онтологическую (бытовую) сторону главного вопроса философии, можно выделить такие направления, как:

  • Материализм (направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания материя первична).
  • Идеализм (течение в философии, адепты которого считали, что сознание (идея, дух) является первичным в отношениях материя-сознание).
  • Дуализм (есть два самостоятельных вещества — материальное (обладающее свойством распространения) и ментальное (обладающее свойством мысли).
  • Деизм (сторонники бога, который рассматривает материю как духовную и не противопоставляет материю и дух (сознание) друг другу.

Гносеологическая (когнитивная) сторона:

  • Гностицизм (мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а потому никогда не будет известен по разуму);
  • Агностицизм (мир неведомый);
  • Эмпиризм (сенсуализм);
  • Рационализм (истинное (достоверное) знание может быть получено только непосредственно от разума и не зависит от чувственного опыта).
  • Иррационализм (мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а потому никогда не может быть известен по разуму);
  • Экзистенциализм (философия существования).

Сознание как объект философского анализа

Сознание — это существенное качество человека (то, что делает его человеком) — его способность воспринимать (понимать, переживать, проецировать) внешнюю реальность, а также его внутренний опыт.

Сознание уклоняется от внешнего наблюдения. При объективации в язык, поведенческие действия, мозг _ уникальная личность выравнивается. Авторы же считают, что философская реконструкция сознания должна отражать все его философские аспекты.

Видимо, поэтому авторы уверены, что философия сознания повторяет подходы к философскому анализу сознания из истории европейской метафизики:

  • Существенная концепция (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегель): ум — это субстанция (основа и сущность) мира, человеческий разум — проявление мирового разума.
  • Функциональная модель (Хоббс, Локк, Бухнер, Ленин, Рорти): сознание — это функция нервной системы и мозга, чувства — это источник сознания.
  • Экзистенциально-феноменологическая концепция (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр): сознание свободно конструируется индивидуальным эго из внешних и внутренних потоков мыслей, чувств и ассоциаций.
  • Социокультурная парадигма (марксизм, символический взаимодействие, структурализм): сознание — продукт социальных отношений, социального взаимодействия, языка.

Гносеология — это теория познания, философская дисциплина, изучающая причины и природу познания, его возможности и условия достоверности. Термин якобы появился в 1832 году, но дата и точное время не указаны.

Уже в древности существовало противопоставление (противопоставление) знания (эпистема) и мнения (докса), а также мысль о том, что знание подчиняется объективному порядку мироздания. (Гносеология подчиняется онтологии).

Средневековые знания двигались в рамках веры, но разум иногда признавался независимым источником божественных истин. (Гносеология подчинена теологии.) Философия мировоззренческое религиозное сознание.

В Новую эру знание — это соотношение объекта и предмета. Понятие истины является научным: оно универсально, незыблемо и абсолютно. Единство всей природы является гарантией узнаваемости мира и надежности знаний. Достаточно освободиться от предрассудков, чтобы знать все правильно. (Здесь эпистемология, по-видимому, свободна, но истина стала зависеть от научных открытий).

Неоклассическая эпистемология признает знание совместным продуктом объекта и предмета. Здесь знание исторически изменчиво, относительно (реляционно), ангажировано; абсолютное никому не доступно.

Центральные проблемы гносеологии: узнаваемость мира, субъектно-объектные отношения, структура познавательного процесса, истина и ее критерии.

На познание направлено:

  • Решение конкретных жизненных проблем,
  • Выявление устойчивых существенных связей в мире,
  • Накопление духовного опыта (самосознания).

Формы познания: повседневные практические, мифологические, религиозные, художественные, философские и научные.

Социальная философия: предмет, ключевые понятия и подходы

Социальная философия изучает состояние общества как целостной системы, универсальные законы и движущие силы его функционирования и развития, его взаимодействие с природной средой, окружающим миром в целом.

Предмет социальной философии — общество в философском подходе. Социальная философия — это кафедра, часть философии, поэтому все характерные черты философского познания присущи и социальной философии.

В социально-философском познании такими общими характеристиками являются понятия: бытие; сознание; система; развитие; истина и др.

Социальная философия имеет те же основные функции, что и философия:

  • Идеологический;
  • Методологический.

Социальная философия взаимодействует со многими нефилософскими дисциплинами, изучающими общество:

  • Социология;
  • Политэкономия;
  • Политология;
  • Юриспруденция;
  • Культурные исследования;
  • История искусств и другие социальные и гуманитарные науки.

Социальной философии помогает комплекс естественных наук: Биология; Физика; География; Космология и др. в развитии ее понятий, в углублении объекта исследования.

Социальная философия — это своеобразная область знаний (в рамках философии), имеющая самостоятельную логику философской мысли и конкретную историю развития ее понятий, принципов и законов.

Изучая социальную философию, необходимо знать, по крайней мере, о двух узких и, как правило, непродуктивных стратегиях исследований:

  • Натуралистические, которые пытаются свести общество к биологическим проблемам;
  • Социологический, который абсолютизирует социологические факторы в их развитии и в определении сущности человека. Философские экспозиции социальной философии, ее задачи и тематика останавливаются на индивидууме, его многообразных требованиях и обеспечении человека лучшей жизнью.

В социальной философии существуют различные взгляды и подходы почти к каждой проблеме.

Наиболее распространенные подходы:

Цивилизационный подход рассматривает социальное развитие как постоянную смену цивилизаций, каждая из которых имеет свою особенность, своеобразие духовной, социальной и материальной жизни. В данном случае акцент делается на изучение особенностей, отличительных в истории конкретного общества, народа, «непохожести» на других, а также отмечается несопоставимость и несопоставимость развития отдельных регионов (например, Востока и Запада).

Формационный подход к пониманию развития общества предполагает признание внутреннего единства всеобщего, всемирной истории и присвоение универсальных этапов социального развития (формаций), через которые должно пройти каждое общество. Таким образом, единство исторического процесса выражается в последовательной смене социально-экономических формаций и их универсальности.

Цивилизация является одной из базовых единиц исторического времени и обозначает постоянное, самодостаточное сообщество стран и народов, самобытность которого обусловлена социокультурными причинами.

Формирование — исторически обусловленный тип общества, который является особым этапом в его развитии.

Социальная эволюция — это медленный, сознательный, постепенный процесс трансформации одного социального образования и цивилизации в другое, более совершенное, который происходит без ненужного разрушения прошлого, без человеческих жертв, с сохранением всего позитивного в новом обществе. Примером социальной эволюции является появление буржуазного социализма в странах марксианского капитализма в XX веке. Социальная эволюция — это спонтанный процесс, который происходит сознательно на каждом этапе. Поэтому социальную революцию можно назвать прагматической трансформацией общества.

Социальная революция — это быстрый, спонтанный, радикальный процесс трансформации одного социального образования и цивилизации в другое, который сопровождается чрезмерным разрушением старого (на землю), многочисленными человеческими жертвами и, наоборот, обновлением общества. Социальная революция — это спонтанный процесс, осознанный только по отношению к конечной цели, но также подверженный прагматизму на каждом из ее этапов. В результате социальная революция принимает форму социального эксперимента, задуманного ее лидерами. Вот почему социалистическая революция считалась экспериментом для всех думающих людей.

Концепция и развитие эстетического сознания

Эстетическое сознание является такой же неотъемлемой частью общественного сознания, как и другие его формы, хотя и не имеет столь строго предписанной утилитарной функции. Заря эстетического сознания наступила в древности, когда в ходе предметов и практической деятельности идеальная форма инструмента (обусловленная его утилитарными свойствами) приобрела самостоятельную ценность для первобытного человека и стала самоцелью, идеалом, репетицией мастерства, после чего он стал стремиться не только к большей эффективности изделия, но и к особому чувству удовлетворения от совершенства сделанного изделия.

В основе эстетического сознания лежит чувственный опыт. Человек стремится получить их, с одной стороны, через взаимодействие с красивым предметом, а с другой — выразить свой собственный опыт через создание чего-то красивого. Понятие красоты со временем сильно изменилось. Таким образом, на протяжении многих веков, даже в древности, красота рассматривалась как подобие, соответствие природному, естественному. Поэтому древние статуи поражают своей анатомической ясностью, потому что стремились как можно точнее воплотить человека, «оживить» камень.

В средние века прекрасное все еще понималось как сходство, но не с природой, не с материальной средой, а с духовным, с богом. Искусство служило средством перевода и воплощения духовного содержания, как его отражение в преходящем мире.

В Новую эру категория красивых вступает в свою собственную жизнь. То, что считается прекрасным, это не только то, что отражает материальное или духовное, но и то, что стремится к совершенству. Уродство, в свою очередь, рассматривается как антикатегория, безусловное зло, которое должно быть уничтожено и заменено/превращено в прекрасное. Постепенно, в рамках классической философии, идея объекта искусства и его сущности, модели, становятся все более изолированными друг от друга, и возникает понимание того, что уродливое в жизни может быть отражено как прекрасное в искусстве, и наоборот. Наконец, категория красоты переживает кризис современности, связанный с ее неспособностью быть центральной категорией эстетики и играть роль главного эталона эстетики. Его заменяет более широкая категория эстетики.

Реализация эстетического сознания происходит в различных формах

Эстетическое сознание проявляется через деятельность, оценки и системы ценностей отдельных лиц и общества.

В качестве наиболее важных можно назвать следующие формы:

  • Чувства,
  • Вкусы,
  • Идеалы,
  • Высокая оценка.

Эстетическое чувство является основной и наиболее распространенной формой эстетического осознания. Эстетическое чувство — это возвышенное эмоциональное переживание при столкновении с объектом, который соответствует эстетическим идеалам человека или общества, хотя эти идеалы не всегда признаются самим человеком. Эстетическое ощущение является непосредственным и может захватить личность спонтанно или быть результатом целенаправленной деятельности — творчества или интеллектуального потребления (посещение галерей, театров, опер, кино и т.д.).

Более развитая форма эстетического сознания — это вкус. Вкус еще не выходит за рамки обычного уровня эстетического сознания, но его наличие свидетельствует об определенном эстетическом опыте субъекта, его способности и умении воспринимать и оценивать эстетический объект, сравнивать его с идеалами и другими объектами, а также выносить эстетические суждения, т.е. считать объект красивым или уродливым. Эстетический вкус формируется в каждом человеке на протяжении всей жизни, но он имеет тенденцию к избирательности и зависит от опыта. Например, человек, знакомый с музыкой, может быть совершенно нечувствителен к красоте природы, ценитель живописи может не понимать поэзию и т.д.

Эстетический идеал — это конкретная и чувственная модель социальных представлений о понятии красоты в разных сферах реальности. Эстетический идеал формируется в обществе и поглощается индивидом в процессе социализации, прежде всего бессознательно. В этом случае эстетические оценки индивида явно аффективны по своей природе и не могут быть аргументированы с точки зрения содержания, поскольку индивид не знает реальных критериев соответствия/несоответствия объекта идеалу. Однако, благодаря образованию и саморазвитию, эстетический идеал может быть реализован и перестроен, делая возможным эстетическое восприятие.

Эстетическая оценка может рассматриваться как высшая форма эстетического сознания, соответствующая теоретическому уровню. Эстетическая оценка — это синтетический, интеллектуально чувствительный продукт, в котором личность способна не только опираться на свой аффективный опыт красивого и уродливого, но и выделять конкретные, теоретически обоснованные критерии, подробно рассуждать и давать всестороннюю оценку эстетическому объекту.

Философия искусства

Мы рассматриваем искусство как альтернативный способ взаимодействия с окружающим миром, а не как науку, религию или философию. Искусство — это не столько познание мира, сколько выражение вашего понимания окружающей вас реальности, вашего отношения к текущим вопросам и вашего предвидения будущего, которое часто сильнее и точнее в искусстве, чем в науке или философии.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Поль Рикер и его философия
  2. Религия как воплощение представлений о совершенстве (идеале). Миф и религии.
  3. Новое качество жизни как итог техногенного развития и проблема пределов роста
  4. Учение о разуме. Деятельный разум в арабо-исламской философии
  5. Аль-Фараби, один из крупнейших представителей средневековой восточной философии
  6. Проблема свободы воли в философии зарубежного востока XX века
  7. Каппадокийские отцы
  8. Ханс-Георг Гадамер и его философия
  9. Неклассическая философия религии
  10. Софисты как оппоненты Сократа — Появление софистов